1903 год закон

Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. 1903 год.

В царствование Николая II продолжалось постепенное развитие трудового законодательства. Предлагаемый закон, подготовленный в министерстве финансов и одобренный Государственным советом, был утвержден императором 2.6.1903 г. Правила распространялись только на частные предприятия. С 1901 г. издавались законы об обеспечении рабочих государственных заводов различных ведомств, как правило, более выгодные для рабочих. Некоторые из них (артиллерийского, морского, кабинетского, удельного ведомств) предусматривали страхование рабочих не только от несчастных случаев, но и от болезни.

После долгой подготовки и затяжного обсуждения в правительстве и Государственной думе 23.6.1912 были утверждены одобренные Думой и Государственным советом законы об обеспечении рабочих на случай болезни и о страховании рабочих от несчастных случаев. Первый из них возлагал на предпринимателей оказание рабочим бесплатной медицинской помощи, а также вводил пособия по болезни и родам (от 1/4 до 2/3 заработка) и создавал для их выплаты особые рабочие организации – больничные кассы. Они финансировались на 3/5 за счет взносов рабочих (1-2 % заработка) и на 2/5 – владельца предприятия и управлялись рабочими над надзором администрации. Закон о страховании от несчастных случаев улучшил ряд положений закона 1903 г. В частности, была введена выплата пособий в случае получения травмы по «грубой неосторожности», их стали выплачивать не отдельные предприниматели, а их страховые товарищества и т.п. 28.6.1913 был утвержден закон о страховании от несчастных случаев железнодорожных рабочих.

Вне страхования оставались рабочие мелких предприятий; занятые в строительстве, торговле, сфере обслуживания.

1. При несчастных случаях в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности (Уст. пром., ст.ст. 1 и 2; уст. Горн., ст.ст. 1 и 2) владельцы предприятий обязаны вознаграждать на основании настоящих правил рабочих без различия их пола и возраста за утрату долее чем на три дня трудоспособности от телесного повреждения, причиненного им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного при тех же условиях случая была смерть рабочего (ст. 11), то вознаграждением пользуются члены его семейства, указанные в статье 12.

2. Владелец предприятия освобождается от обязанности вознаграждать рабочих и членов их семейств (ст. 1) только в том случае, если докажет, что причиною несчастного случая были злой умысел самого потерпевшего или грубая неосторожность его, не оправдываемая условиями и обстановкою производства работ.

3. Владелец предприятия обязан вознаграждать, на основании настоящих правил, рабочих и членов их семейств, хотя бы работы по производству предприятия, вызвавшие несчастный случай (ст. 1), были сданы с подряда третьему лицу. Сдачею с подряда не считается заказ, данный другому самостоятельному предприятию (ст. 1).

4. Всякие предшествовавшие несчастному случаю (ст. 1) соглашения, клонящиеся к ограничению права на вознаграждение или размеров оного, признаются недействительными.

5. Вознаграждение самих потерпевших (ст. 1) производится в виде пособий и пенсий.

6. Пособия (ст. 5) назначаются со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания утраты ее постоянною (ст. 26), в размере половины действительного заработка потерпевшего.

7. Пенсии (ст. 5) назначаются в случаях постоянной утраты трудоспособности: при полной утрате ее — в размере 2/3 годового содержания потерпевшего (ст. 17), а при неполной – в уменьшенном размере, определяемом соответственно степени ослабления трудоспособности потерпевшего (ст. 26).

8. Выдача пенсий производится со дня прекращения пособий. В тех случаях, когда размер пенсии больше размера пособия, потерпевшие, сверх пенсии, получают единовременно разницу между пенсиею и пособием за все время со дня несчастного случая до дня прекращения пособий.

9. Пенсии потерпевших малолетних и подростков по достижении малолетними возраста подростков, а подростками – возраста взрослых рабочих увеличиваются в соразмерности с возрастанием средней поденной платы чернорабочему для означенных возрастных групп (ст. 18).

10. Независимо от вознаграждения, указанного в статье 5, владелец предприятия, если потерпевший не пользовался от него бесплатною врачебною помощью, обязан возмещать потерпевшему расходы по лечению впредь до излечения или до прекращения лечения. Возмещение это определяется по расчету платы, взимаемой в местных больницах (казенных, городских и земских).

11. В случае смерти потерпевшего (ст. 1), последовавшей немедленно за несчастным случаем или во время лечения телесного повреждения, или же не позднее двух лет со дня несчастного случая, если лечение было прекращено ранее, владелец предприятия обязан: а) уплатить, по принадлежности, на погребение умершего: 30 руб. для взрослого и подростка и 15 руб. для малолетнего и б) выдавать пенсию указанным в статье 12 членам семейства умершего.

12. Пенсии членам семейства производятся в размере следующих долей годового содержания умершего рабочего (ст. 16): а) вдове, в размере одной трети, пожизненно; б) детям обоего пола: законным, узаконенным, усыновленным и внебрачным, а равно воспитанникам и приемышам (зак. сост., ст. 570 прим.) до достижения ими 15-тилетнего возраста, каждому в размере: одной шестой при жизни одного из родителей и одной четвертой круглым сиротам; в) родственникам в прямой восходящей линии, пожизненно, каждому – в размере одной шестой и г) братьям и сестрам, круглым сиротам, до достижения ими 15-тилетнего возраста, каждому – в размере одной шестой. Лицам, означенным в пунктах в и г настоящей статьи, а также внебрачным детям после смерти их отца пенсии производятся в том лишь случае, если эти лица находились на иждивении умершего.

13. При вступлении вдовы (ст.12, п. а) в брак причитающаяся ей пожизненная пенсия заменяется единовременною выдачею в сумме, равной тройному размеру следующих вдове годичных пенсионных платежей.

14. Дети, воспитанники и приемыши (ст. 12, п. б) в случае смерти обоих родителей, последовавшей при условиях, указанных в статье 1 и 11, получают совокупность пенсий, причитающихся им по смерти каждого из родителей.

15. Общая совокупность пенсий, причитающихся всем указанным в статье 12 членам семейства умершего рабочего, не должна превышать 2/3 годового его содержания (ст. 16). Если общая сумма пенсий превышает означенный предел, то лица, поименованные в пунктах а и б статьи 12, имеют право на преимущественное удовлетворение полностью, а родственникам, помянутым в пунктах в и г статьи 12, назначается лишь остаток, если таковой имеется, с распределением его между ними поровну. Если означенный выше предел превзойден суммою пенсий, причитающихся только лицам, поименованным в пунктах а и б статьи 12, то пенсии эти соответственно сокращаются. Изменение в составе семейства умершего, за исключением случая последующего рождения законных его детей, не служит основанием к изменению размеров назначенных уже членам семейства пенсий.

16. Годовое содержание потерпевшего определяется следующим образом: а) сумма, действительно заработанная потерпевшим в течение года, предшествовавшего дню несчастного случая, за вычетом стоимости материалов и инструментов, если таковые отпускались потерпевшему, согласно условиям найма, в счет заработной платы, делится на число дней, проведенное потерпевшим в том же году на работе, а если он состоял в предприятии менее года, то на число дней соответствующего меньшего периода времени и б) полученный указанным в пункте а путем средний поденный заработок помножается в предприятиях, действующих круглый год, на 260, а в предприятиях, действующих не круглый год – на число рабочих дней за обычный для таких предприятий период действия, но в сем последнем случае к полученному произведению прибавляется сверх того сумма, исчисляемая помножением средней поденной платы чернорабочему (ст. 18) на разность между 260 и обычным для данного предприятия числом рабочих дней. Если потерпевший получал довольствие натурой, то к сумме, исчисленной по способу, указанному в пунктах а и б настоящей статьи, прибавляется, при довольствии квартирою – 20% этой суммы, а при довольствии харчами и проч. – действительная их стоимость. Исчисленное указанным в настоящей статье порядком годовое содержание потерпевшего не должно быть менее произведения средней поденной платы чернорабочему (ст. 18) на 260.

17. Если будет доказано, что обыкновенный годовой заработок потерпевшего превышает исчисленное годовое содержание (ст. 16), то последнее должно быть увеличено до размера обыкновенного заработка. Если потерпевший не получал в предприятии никакой платы, то годовое содержание его определяется в размере произведения средней поденной платы чернорабочему (ст. 18) на 260.

18. Средняя поденная плата чернорабочим в промышленных предприятиях, упоминаемая в статьях 9, 16 и 17 настоящих правил, определяется по местным данным, на каждое трехлетие, отдельно для обоих полов и для трех возрастных групп (малолетних от 12 до 15 лет, подростков от 15 до 17 лет и взрослых свыше 17 лет), присутствиями по фабричным и горнозаводским делам или присутствиями по горнозаводским делам и публикуется во всеобщее сведение в местных губернских, областных или полицейских ведомостях. Означенным присутствиям предоставляется определять эту плату, смотря по местным условиям, или для всей губернии (области), или для отдельных уездов и промышленных местностей.

19. По взаимному соглашению сторон пенсии как самих потерпевших, так и членов их семейств могут быть заменяемы единовременными выдачами, исчисляемыми на следующих основаниях: а) годичные пенсионные платежи потерпевших и членов семьи, указанных в пунктах а и в статьи 12, помножаются на 10, причем для потерпевших малолетних и подростков принимаются пенсионные платежи, которые причитались бы им по достижении ими возраста взрослых рабочих (ст. 9); б) годичные пенсионные платежи лицам, предусмотренным в пунктах б и г статьи 12, помножаются на число лет, в течение которых они должны были выплачиваться, но не более как на 10, и в) все произведенные в счет пенсий до соглашения о единовременной выдаче платежи, но в совокупности не свыше одной трети определяемых, согласно пунктам а и б настоящей статьи, сумм, вычитаются из последних.

20. О всяком несчастном случае, подходящем под действие настоящих правил, лицо, заведующее предприятием или владелец оного обязаны немедленно давать знать ближайшей полицейской власти, а также одновременно сообщать по установленной главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием форме подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру. Потерпевшие могут требовать извещения полиции и фабричного инспектора или окружного инженера о всяком случае телесного повреждения, хотя бы и не подходящем под действие настоящих правил.

21. Немедленно по получении указанного в статье 20 извещения полиция составляет на месте происшествия протокол, приглашая к сему лицо, заведующее предприятием, или владельца оного, самого потерпевшего (если он может явиться), врача или, за невозможностью немедленно пригласить его, фельдшера, очевидцев происшествия из рабочих и, если можно, постороннее лицо, сведущее в работе, при которой произошло телесное повреждение. Неприбытие кого-либо из указанных лиц не останавливает составления протокола.

22. В протоколе (ст. 21) обозначаются: а) место и время происшествия, б) имена потерпевших и род их занятий, в) имена свидетелей происшествия, с указанием их местожительства, г) имя владельца предприятия, д) описание обстоятельств несчастного случая, по местному осмотру и показаниям свидетелей, е) род телесного повреждения и ж) сведения, указанные в статье 24, если в составлении протокола участвует врач.

23. Протокол по прочтении его в присутствии всех бывших при составлении лиц (ст. 21) подписывается ими; за неграмотных подписывают те, кому они сие доверят.

24. Если протокол был составлен без участия врача, то не позднее четвертого дня после его составления, а в случае смерти рабочего – немедленно лицо, заведующее предприятием или владелец оного приглашают врача для медицинского освидетельствования. В свидетельстве врача о телесном повреждении должны быть даны: а) описание телесного повреждения и состояния здоровья потерпевшего и б) заключение о возможной в будущем степени утраты трудоспособности. В свидетельствах, удостоверяющих смерть потерпевшего, должно быть дано заключение о том, зависела ли она от несчастного случая.

25. С протокола (ст.22) и медицинского свидетельства (ст.24) снимаются в двух экземплярах копии, из коих один вручается лицу, заведующему предприятием, или владельцу оного, а другой – потерпевшему или одному из членов его семейства.

26. Восстановление трудоспособности (ст. 6), постоянный характер утраты ее (ст.ст. 6 и 7) и степень ослабления трудоспособности (ст. 7), излечение телесного повреждения и своевременность прекращения лечения, а равно зависимость смерти потерпевшего (ст.ст.11 и 24) от несчастного случая удостоверяются медицинскими свидетельствами.

27. По требованию каждой из сторон медицинские свидетельства (ст. 26) могут быть составляемы также с целью удостоверения временной утраты трудоспособности или заключения о вероятной степени постоянной утраты способности к труду.

28. Для составления указанных в статьях 24, 26 и 27 медицинских свидетельств каждая из сторон имеет право приглашать уездного, городового или полицейского врача.

29. Всем случаям смерти и телесных повреждений (ст. 1) в каждом предприятии ведется запись в особой книге, с обозначением в ней выполнения обязательств по вознаграждению потерпевших и членов их семейств. При книге этой хранятся все необходимые документы, в том числе подлинные протоколы и медицинские свидетельства (ст. 22, 24 и 25). Указанная книга ведется по форме, установленной главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием, и предъявляется подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру по их требованию. Во случае закрытия предприятия книга со всеми хранящимися при ней документами препровождается подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру.

30. Лицо, заведующее предприятием, или владелец оного за неисполнение требований, изложенных в статьях 20, 24 и 29, за неправильное ведение книги, указанной в статье 29, а равно за несообщение фабричному инспектору или окружному инженеру сведений, требуемых статьями 46 и 47, подвергаются, по постановлениям присутствий по фабричным и горнозаводским делам или присутствий по горнозаводским делам, денежной пене, в размере от 25 до 100 руб., с обращением этих пеней в особые капиталы, образуемые согласно статье 155 устава о промышленности (по прод. 1895 г.) и статье 736 устава горного (по прод. 1902 г.).

31. Потерпевшим рабочим и членам их семейств (ст. 1) предоставляется входить с владельцем предприятия в соглашение о виде и размере причитающегося им вознаграждения. Соглашение это облекается в письменную форму, подписывается обеими сторонами или теми, кому они сие доверят и свидетельствуется подлежащим фабричным инспектором или окружным инженером, который отказывает в засвидетельствовании соглашения, если признает его явно и существенно нарушающим настоящие правила (ст. 34). Засвидетельствованное соглашение признается равносильным мировой сделке, заключенной на суде. Подлинное засвидетельствованное соглашение остается у фабричного инспектора или окружного инженера, а сторонам выдаются копии, заверенные названными должностными лицами.

32. Если добровольного соглашения сторон в порядке, предусмотренном статьею 31, не последовало, то каждой из них предоставляется обратиться с устным или письменным ходатайством к подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру о разъяснении сторонам их прав и обязанностей, согласно настоящим правилам и обстоятельствам данного случая.

33. Фабричным инспекторам и окружным инженерам предоставляется право в случаях, указанных в статьях 31 и 32, собирать все необходимые сведения, требовать предъявления их сторонами и приглашать, в случае надобности, уездного, городового или полицейского врача для медицинского освидетельствования потерпевших.

34. Если при рассмотрении дела фабричным инспектором или окружным инженером между сторонами последует соглашение, то оно свидетельствуется порядком, указанным в статье 31; в противном же случае, а равно при отказе в засвидетельствовании предъявленного соглашения, означенные должностные лица составляют акт, в котором отмечают: а) время заявления ходатайства сторон; б) время, место и обстоятельства несчастного случая; в) зависела ли смерть от несчастного случая или род телесного повреждения и признанную степень утраты трудоспособности (ст. 26); г) требование ищущей вознаграждения стороны и предложение владельца предприятия и д) заключение на основании настоящих правил и обстоятельств данного случая о праве потерпевшей стороны на вознаграждение и о размерах последнего. Сторонам выдаются копии с акта, заверенные составившим его должностным лицом.

35. Для заключения указанных в статьях 31 и 34 соглашений, а равно для ведения дела на суде к несовершеннолетним, при отсутствии в местонахождении предприятия родителей их, опекунов или попечителей, назначаются подлежащим земским начальником, городским судьею или мировым судьею, а в губерниях царства Польского также гминным судьею особые для данного случая опекуны. Фабричному инспектору или окружному инженеру предоставляется по собственному его усмотрению, по просьбе несовершеннолетнего или по запросу подлежащего земского начальника или судьи сообщить сим последним, на кого могли бы быть возложены временные обязанности опекунов или попечителей в означенных в сей статье случаях.

36. Для предъявления исков о назначении вознаграждения полагается двухлетний срок, исчисляемый для потерпевшего – со дня несчастного случая, а для членов семейства умершего – со дня его смерти.

37. Течение давностного срока, установленного для предъявления исков о назначении вознаграждения (ст. 36), приостанавливается со дня обращения одной из сторон к фабричному инспектору или окружному инженеру (ст. 32) до дня выдачи стороне, ищущей вознаграждения, копии с акта, указанного в статье 34.

38. Если владелец предприятия вступит с потерпевшим или членами семейства умершего рабочего в словесное или письменное, но незасвидетельствованное порядком, указанным в статье 31, соглашение о вознаграждении или о предоставлении средств существования, то такое соглашение не лишает потерпевшего или членов семейства умершего рабочего права требовать вознаграждения на основании настоящих правил. На все время исполнения такого соглашения владельцем предприятия течение давностного срока, установленного для предъявления исков о назначении вознаграждения (ст. 36), приостанавливается.

39. Иски о вознаграждении предъявляются к владельцу предприятия. От усмотрения истца зависит предъявить иск по месту, где произошел несчастный случай, или по месту жительства ответчика или нахождения его конторы или правления предприятия.

40. Предъявивший иск на суде лишается права на получение с ответчика судебных издержек и вознаграждения за ведение дела: а) если предварительно предъявления иска в суде не обратится к фабричному инспектору или окружному инженеру, согласно статье 32, или же предъявит иск, не ожидая выдачи названными должностными лицами акта, означенного в статье 34, и б) в случае признания судом предъявленного иска подлежащим удовлетворению не свыше той суммы, которую предлагал ответчик при производстве дела у означенных должностных лиц (ст. 34, п. г).

41. Заключение условий с поверенными о вознаграждении их за ведение дела по искам, предъявляемым на основании настоящих правил, в размере, превышающем таксу (Учр. суд. уст., ст. 396, прим., прил. VII) [1] , воспрещается, и условия сии, а равно долговые обязательства, выданные на превышающие таксу суммы вознаграждения, почитаются недействительными.

42. Пособия (ст. 6) выплачиваются в сроки, установленные в предприятии для выдачи заработной платы рабочим. Сроки выдачи пенсий как самим потерпевшим, так и членами их семейств (ст.ст. 7 и 12) определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения выдача производится за каждый месяц вперед.

43. По заявлениям лиц, получающих вознаграждение, владелец предприятия обязан переводить за их счет следуемые им платежи по означенному в заявлении адресу в установленные сроки (ст. 42). Вознаграждаемые обязаны дважды в год, в январе и июле месяцах, доставлять владельцу предприятия или лицу, заведующему оным, удостоверения о том, что они находятся в живых; в удостоверениях, доставляемых вдовами, кроме того, должно быть указано, что они не вступили в брак. Удостоверения эти выдаются полицией, земскими начальниками или соответствующими им должностными лицами, а равно волостными правлениями или соответствующими учреждениями. При непредставлении означенных удостоверений владелец предприятия имеет право приостановиться производством платежей.

44. Владелец предприятия, неисправный в выдаче вознаграждения, обязан уплатить за пропущенные сроки дополнительное вознаграждение, в размере одного процента в месяц с суммы просроченного платежа, считая части месяца за полный месяц, а в случае просрочки уплаты пенсии более, чем на шесть месяцев, обеспечить правильное производство причитающихся с него платежей порядком, указанным в статье 46.

45. В течение трех лет со дня первоначального назначения пенсии или отказа в ней каждая из сторон имеет право требовать медицинского переосвидетельствования потерпевшего, для определения состояния его трудоспособности, в целях изменения условленной или присужденной пенсии, а также отказа в ней, соответственно вновь обнаружившимся обстоятельствам. Изменение размеров произведенных единовременных выдач (ст. 19) не допускается.

46. В случае добровольного закрытия предприятия владелец оного обязан обеспечить правильное производство причитающихся с него платежей по вознаграждении потерпевших рабочих и членов их семейств посредством застрахования соответствующих сим платежам доходов в одном из действующих в России страховых обществ или учреждений или посредством внесения в одно из государственных кредитных установлений в государственных или гарантированных правительством процентных бумагах капиталов, обеспечивающих означенные платежи. Из внесенного капитала и приносимых им процентов помянутые платежи удовлетворяются преимущественно перед другими долгами владельца предприятия. Выбор одного из указанных способов обеспечения зависит от усмотрения владельца предприятия. О закрытии предприятия и исполнении означенных выше обязанностей владелец должен сообщить подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру. По прекращении срока производства платежей внесенный при втором из указанных способов обеспечения капитал, если на выдачу платежей предназначались только проценты с него, или остаток сего капитала, если на выдачу платежей предназначался и самый капитал, по каким-либо причинам не был использован полностью, возвращается вкладчику или его правопреемникам.

47. При переходе предприятия по наследству на наследников владельца переходят и обязанности его по вознаграждению потерпевших рабочих и членов их семейств. При добровольном отчуждении предприятия эти обязанности могут быть возложены на нового владельца, с его согласия, выраженного в письменной форме. Уведомление о переходе предприятия, а равно копия акта соглашения, если таковое последовало, должны быть сообщены новым владельцем подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру. В случае отсутствия соглашения о перенесении помянутых обязанностей на нового владельца прежний владелец при самом переходе предприятия должен обеспечить лиц, получивших право на вознаграждение от него, порядком, указанным в статье 46, и об исполнении сего сообщить подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру.

48. При несостоятельности, а равно и в других случаях принудительной ликвидации предприятия или публичной его продажи, учреждения и лица, производящие ликвидацию или продажу, обязаны требовать от владельца предприятия и подлежащих фабричных инспекторов или окружных инженеров сведений о лежащих на владельце обязательствах по вознаграждению рабочих и членов их семейств, на основании настоящих правил. В означенных сведениях по отношению к пенсиям указанные должностные лица обязаны определять суммы, необходимые для застрахования соответствующих пенсиям доходов. От лиц, которым назначено или причитается вознаграждение, принимаются заявления о следуемых им суммах, но отсутствие такого заявления не устраняет распоряжений об обеспечении и удовлетворении обязательств владельца предприятия, если о них получены сведения от самого владельца или от фабричного инспектора или окружного инженера.

49. Из вырученных в случаях, означенных в статье 48, денег на удовлетворение пенсий, назначенных или причитающихся потерпевшим рабочим и членам их семейств, обращается сумма необходимая, по указанию фабричного инспектора или окружного инженера, для застрахования соответствующих пенсиям доходов, или, при недостаточности вырученных средств, та сумма, которая причитается в счет обеспечения помянутых пенсий, за удовлетворением претензий, пользующихся, по закону, преимуществом перед означенными пенсиями.

50. О размере сумм, причитающихся из денег, вырученных в случаях, означенных в статье 48, в счет обеспечения пенсий потерпевших рабочих и членов их семейств, сообщается подлежащему фабричному инспектору или окружному инженеру. Эти должностные лица обязаны, по получении означенных сведений, указать учреждению или лицу, производящему ликвидацию или продажу предприятия, те страховые, действующие в России, общества или учреждения, коим должны быть переданы помянутые суммы в обеспечение правильного производства пенсий или, в случае недостаточности для сего этих сумм, в обеспечение, с согласия пенсионеров, соразмерно уменьшенных доходов. Все остальные, причитающиеся потерпевшим рабочим и членам их семейств, суммы, кроме переданных в страховые общества и учреждения, выдаются им на руки.

51. Настоящие правила (ст.ст. 1-50) применяются и к вознаграждению служащих, обязанных присутствовать при производстве работ (техников, мастеров, управляющих предприятиями и т.п.), если они получают годовое содержание (ст. 16) в размере не свыше 1.500 р. В счет сего содержания включается и доля участия служащего в прибылях предприятия, если таковое участие существовало и носило характер добавочного к жалованью вознаграждения.

52. Владельцы предприятий, страхующие рабочих и служащих от последствий несчастных случаев в действующих в России страховых обществах и учреждениях на условиях, не менее благоприятных для потерпевших и членов их семейств, чем предусмотренные настоящими правилами, освобождаются от возлагаемых на них последними обязанностей. Обязанности эти переносятся в таких случаях на означенные общества и учреждения, к коим и предъявляются иски об исполнении сих обязанностей (ст. 39).

53. Назначенные на основании настоящих правил пенсии, пособия и иные платежи не могут быть обращаемы на пополнение казенных и частных взысканий, причитающихся с вознаграждаемых рабочих или служащих и их семейств. Право на вознаграждение не может быть закладываемо, отчуждаемо или иным каким-либо образом передаваемо.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том XXIII. Отделение 1.СПб., 1906. №23060. С. 600-606

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

Этот день в истории: 1903 год — объявлено о первой велогонке «Тур де Франс»

19 января 1903 года французская газета L’Auto объявила о своем новом проекте — ежегодной летней велогонке «Тур де Франс» (фр. Le Tour de France), которая стала самой известной и престижной велосипедной гонкой мира, проводимой уже более ста лет во Франции.

Велогонка «Тур де Франс» (неофициальное название — «Большая петля») изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L’Équipe). Отцом основателем проекта стал редактор и соучредитель издания Анри Дегранж. Новая велогонка была призвана конкурировать с уже существующими успешными велопроектами: гонкой Париж — Брест — Париж (спонсируемой газетой Le Petit Journal) и велогонкой Бордо-Париж.

Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Жео Лефевру. Именно он поделился своим замыслом с Дегранжем во время их совместного обеда в парижском кафе Café de Madrid 20 ноября 1902 года. Воодушевленный Дегранж, который сам являлся заядлым велогонщиком энергично взялся за организацию нового начинания, и уже 19 января 1903 года газета L’Auto объявила о проведении новой велогонки, которая состоялась 1 июля того же года.

Дегранж решил организовать тяжелейшую гонку по дорогам всей страны, с маршрутом, образующим подобие правильного шестиугольника, похожего на форму метрополии. Каждая из сторон этой фигуры должна была преодолеваться за один этап, этапы обычно разделялись несколькими днями отдыха. Спонсоры газеты обеспечили призовой фонд в 20 тысяч франков. Чтобы привлечь внимание гонщиков, им было обещано довольствие в размере пяти франков за каждый гоночный день.

Успех гонки Le Tour de France стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тысяч (до Тура) до 65 тысяч после Тура; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время «Тур де Франс» 1923 года продавалось 500 тысяч экземпляров газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение «Тур де Франс» 1933 года — 854 тысячи экземпляров в день. Сегодня Тур организовывает «Общество Тур-де-Франс» — филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиа-холдинга, в который входит газета L’Équipe.

Тур, который проводится во Франции и в близлежащем зарубежье, проходит ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время Первой (1915—1918) и Второй мировой войны (1940—1946) тур был отменён. Велогонку проводит фирма Amaury Sport Organisation (ASO), которая также проводит Ралли Дакар.

«Тур де Франс» состоит из 21 этапа. Каждый этап длится один день. Каждый гонщик должен закончить этап, чтобы его время было зарегистрировано и накоплено. Полная длина гонки — между 3000 и 4000 км (трасса и протяжённость этапов каждый год меняются). Самая длинная гонка состоялась в 1926 году — 5745 км.

Генеральная классификация — ранжирование гонщиков согласно накопленному времени. Победителем всего Тура становится тот гонщик, суммарное время (то есть сумма времён всех этапов) которого является наименьшим среди всех участников. Возможно выиграть весь Тур, не выиграв ни одного этапа (Грег Лемонд сделал это в 1990 году). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика независимо от его итогового положения в генеральной классификации.

Помимо зачёта по времени, существуют и другие номинации, которые поощряются майками определённого цвета.

Жёлтая майка символизирует лидера «Тур де Франс». Жёлтую майку носит лидер Тура по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур (газета L’Auto имела жёлтые страницы).

Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. Майка разыгрывается с 1953 года.

Гороховую майку (белая в красный горох) носит «горный король» Тура, то есть тот гонщик, который набрал наибольшее количество очков в горной классификации. Хотя само звание разыгрывается с 1933 года, отличительная майка была введена только в 1975 году.

Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет на 1 января того года, в котором проходит гонка). Майка разыгрывается с 1975 года.