Содержание:

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Сущность и принципы организации финансов субъектов Федерации

Финансы субъектов Федерации это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов этих субъектов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов Федерации являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета и принцип гласности.

Принцип равенства бюджетов субъектов Федерации предполагает:

• установление единых для всех субъектов нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов и единого порядка их уплаты;

• использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

Формирование и исполнение финансов субъектов осуществляется на основе Конституции, Бюджетного Кодекса и других законодательных актов Российской Федерации.

В решении вопросов организации финансов субъектов Федерации участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов.

Их полномочия по формированию доходов своих бюджетов заключаются в следующем.

• Законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляют налоговые льготы.

• Законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов Федерации о бюджете на текущий финансовый год;

• Исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов Федерации.

Формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов субъектов делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы включают:

• собственные налоговые доходы бюджетов субъектов от региональных налогов и сборов; эти доходы распределяются между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год;

• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, размеры которых устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По закону об этом бюджете в бюджеты субъектов Федерации зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

• налог на прибыль по установленным ставкам;

• налог на доходы физических лиц в размере 100% доходов;

• налог на игорный бизнес по установленным законом ставкам;

• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории России, в размере 50% доходов;

• лицензионные и регистрационные сборы в соответствии с российским законодательством;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, 40%;

• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности по установленным законом нормативам;

• единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, по установленным законом ставкам;

• платежи за пользование недрами, лесным фондом и водными объектами по установленным законом нормативам;

• прочие налоги, сборы и пошлины по российскому законодательству.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации включают:

• доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;

• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями субъектов;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

• средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;

• финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

• иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет, при этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов Федерации.

Из федерального бюджета может предоставляться бюджетам субъектов финансовая помощь в следующих формах:

• субвенции на финансирование целевых расходов федеральных целевых программ, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней, и т. д.;

• бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонностью затрат или поступлений доходов, на срок до 6 мес. на возмездных и безвозмездных условиях; цели, условия оплаты и возврата бюджетных ссуд определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Эта помощь предоставляется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг с целью обеспечения минимальных государственных социальных стандартов. Нормативы затрат и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Конкретные размеры финансовой помощи определяются федеральным законом.

Субъект Федерации получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

• обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;

• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного субъекта;

• предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Федеральное казначейство Российской Федерации.

Расходы бюджетов субъектов Федерации

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов Федерации состоят из двух групп:

• расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

• расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Федерации.

По экономическому содержанию расходы делятся на текущие, капитальные и предоставление кредитов. Текущие расходы состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений оплаты труда, перечислений страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся трансферты обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам предпринимателям).

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта Федерации в уставном капитале указанных организаций. Эти инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Федерации и юридическим лицом об участии данного субъекта в собственности субъекта инвестиций. В расходной части бюджетов субъектов Федерации предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законодательной власти этих субъектов при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается порядок расходования средств резервных фондов.

Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу в форме бюджетного кредита, который оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.

Размер дефицита бюджета субъекта Федерации не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Федерации могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание и погашение долга этого субъекта.

Региональные налоги и сборы

Этот налог взимается на основании Закона РСФСР «О налоге на имущество предприятий» № 2030-1 и инструкции ГНС России №33.

Плательщиками налога являются предприятия, учреждения и организации российские юридические лица; их филиалы, имеющие бухгалтерский баланс и расчетный счет; иностранные компании и фирмы, имеющие имущество в России.

Не является плательщиком налога Банк России.

Объект налогообложения основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия (берутся по остаточной стоимости), затраты организации, отражаемые на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» (суб-счета: 083 «Строительство объектов основных средств», 084 «Приобретение объектов основных средств», 085 «Приобретение нематериальных активов»).

Затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства. Налогом облагается среднегодовая стоимость имущества (ССИ).

Не облагается налогом имущество:

• бюджетных организаций, органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления;

• предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственного сырья, лову рыбы (Выручка от перечисленных видов деятельности должна быть не менее 70% от общей суммы выручки);

• имущество, используемое для нужд образования и культуры;

• предприятий народных художественных промыслов;

• используемое для образования страхового и сезонного запасов;

• ЖСК, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

• предприятий, на которых инвалиды составляют более 50%;

• научно исследовательских учреждений и предприятий;

• используемое для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

• предприятий, исполняющих уголовные наказания;

• Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Федерации;

• предприятий, производящих медицинские и ветеринарные препараты;

• органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

• объекты ЖКХ и социально-культурной сферы, находящиеся на балансе предприятия;

• объекты, используемые для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

• ледоколов и судов с ядерными энергетическими установками;

Предельный размер ставки налога составляет 2% налогооблагаемой базы. Конкретные ставки устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации.

Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Срок уплаты в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, по годовым расчетам в десятидневный срок. Налог поступает в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации, месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности. На организацию, имеющую в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, возложена обязанность вести учет и исчислять налог на имущество применительно к каждому структурному подразделению.

Налог на недвижимость (проект)

Это новый налог, который будет введен как альтернативный действующим в настоящее время налогу на имущество предприятий, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. Налог вводится по совместному решению органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

В мировой практике налог на недвижимость является основным источником доходов местных бюджетов, в Австрии он составляет 100% доходов местных бюджетов, в Канаде 98%, в США 75%.

Налогоплательщики организации и физические лица, являющиеся собственниками объектов недвижимости.

Объект налогообложения единый имущественный комплекс земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями. Из под налогообложения выводится все движимое имущество (станки, сырье, готовая продукция и др.).

Налоговая база рыночная стоимость объекта налогообложения. Оценка рыночной стоимости каждого объекта проводится специальными органами по оценке недвижимости при исполнительных органах местного самоуправления.

Ставка налога устанавливается органами власти субъектов Федерации. Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.

В Новгороде и Твери установлены на период проведения эксперимента следующие ставки налогов:

• по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам не более 0,5% оценки рыночной стоимости;

• по гаражам на одно-два машино места не более 1% оценки рыночной стоимости;

• по объектам недвижимого имущества, используемым для цели промышленного производства, не более 2% оценки их рыночной стоимости;

• по иным объектам не более 5% оценки их рыночной стоимости.

Порядок и сроки уплаты налога. Сумма налога определяется налоговыми органами ежегодно в отношении каждого объекта налогообложения по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода. Порядок и сроки уплаты устанавливаются органами власти субъектов Федерации.

Льготы по уплате налога.

Налог не взимается с недвижимости органов государственной власти и управления и местного самоуправления, а также с имущества:

• бюджетных организаций и Банка России;

• религиозных, благотворительных организаций и организаций инвалидов;

• иностранных государств или международных организаций;

• мобилизационного назначения (полигоны, аэродромы и др.);

• предприятий государственного резерва.

Органы власти субъектов Федерации могут вводить дополнительные льготы.

Эти налоги взимаются на основании Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» № 17591 и инструкции ГНС России № 30 (с изменениями и дополнениями).

Налог исчисляется на основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» № 110-ФЗ. Налог вводится в действие субъектами Российской Федерации.

Налогоплательщики лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объект налогообложения автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, мотоциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водновоздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке. Не являются объектами налогообложения: весельные лодки, моторные лодки мощностью не свыше 5 лошадиных сил; легковые автомобили для инвалидов; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, принадлежащие организациям, занимающимся пассажирскими или грузовыми перевозками; тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственного товаропроизводителя и используемые при сельскохозяйственных работах; транспортные средства, принадлежащие федеральным органам власти; транспортные средства, находящиеся в розыске; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база определяется:

• в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя в лошадиных силах;

• в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств как валовая вместимость в регистровых тоннах;

• в отношении водных и воздушных транспортных средств как единица транспортного средства.

Налоговый период календарный год.

Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщики организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога для физических лиц исчисляется налоговыми органами. Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации или снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового периода используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимаются за полный месяц.

Порядок и сроки уплаты налога. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются субъектами Российской Федерации. Физическому лицу налоговое уведомление вручается налоговым органом не позднее I июня года налогового периода. Налогоплательщики организации представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

Налог на пользователей автомобильных дорог налогоплательщики:

• предприятия, учреждения, организации, объединения российские юридические лица;

• организации с иностранными инвестициями;

• международные организации и объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства;

• иностранные юридические лица;

• филиалы и представительства юридических лиц.

Объектом обложения является выручка от реализации продукции, работ и услуг (без НДС, налога с продаж, экспортных пошлин и акцизов); сумма разницы между продажными и покупными ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности (без НДС).

Налог на пользователей автомобильных дорог в полном объеме зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Федерации для финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Ставка налога 1% суммы реализации продукции, работ и услуг; 1% суммы разницы между продажными и покупными ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Уплата налога производится ежемесячно до 15 числа следующего месяца.

Налог исчисляется нарастающим итогом с начала года. По окончании первого квартала, полугодия, 9 мес. и года делается перерасчет, и налог вносится в пятидневный срок со дня представления квартальной отчетности, в десятидневный срок со дня представления годовой бухгалтерской отчетности. Организации со среднемесячными платежами до 2 тыс. руб. уплачивают налог один раз в квартал.

От уплаты налога освобождаются:

• сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства (если доходы от реализации сельскохозяйственной продукции составляют более 70% в общей сумме доходов);

• организации, содержащие автомобильные дороги общего пользования и отдельные магистральные улицы Москвы и Санкт-Петербурга, являющиеся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования;

• профессиональные аварийно-спасательные службы;

• органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

• субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения;

• российские и иностранные юридические лица, осуществляющие жилищное строительство для военнослужащих и членов их семей за счет займов, кредитов и безвозмездной помощи международных организаций, правительств иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц;

• российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции.

Этот налог исчисляется на основании гл. 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие законами субъектов Федерации. Каждый субъект Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по налогу.

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют товары на территории того субъекта Федерации, где установлен этот налог.

Объект налогообложения операции по реализации физическим лицам товаров на территории субъекта Федерации за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Операции, не подлежащие налогообложению, реализация физическим лицам:

• хлеба и хлебобулочных изделий;

• молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

• детской одежды и обуви;

• зданий, сооружений, земельных участков и другого недвижимого имущества, ценных бумаг;

• путевок для инвалидов;

• товаров и услуг образовательных учреждений;

• учебной и научной книжной продукции, периодических печатных изданий, кроме рекламных и эротических;

• услуг в сфере культуры и искусства;

• услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

• услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования, а также в пригородном сообщении;

• услуг кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, адвокатов;

• услуг органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Налоговая база стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов без включения в нее налога с продаж.

Налоговый период календарный месяц.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Федерации, но не более 5%. Не допускается дифференциация ставок по видам товаров, налогоплательщиков, покупателей.

Порядок исчисления налога. Сумма налога определяется как процентная доля налоговой базы и включается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Налог на игорный бизнес

Этот налог введен в действие Федеральным законом № 142.

Налогоплательщики организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы и кассы тотализаторов и букмекерских контор.

Налоговая база, фиксированная величина в рублевом исчислении.

Минимальный размер налоговой ставки в месяц составляет:

• за каждый игровой стол 200 МРОТ;

• за каждый игровой автомат 7,5 МРОТ;

• за каждую кассу тотализатора 200 МРОТ;

• за каждую кассу букмекерской конторы 100 МРОТ. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются субъектами Федерации. Налог исчисляет сам плательщик. Уплата в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчетов в налоговые органы. Расчет сумм налога представляется ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Региональные лицензионные сборы

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в уполномоченных региональных органах лицензию на осуществление лицензируемых видов деятельности на территории субъекта Федерации. Объектом налогообложения признается право на осуществление лицензируемых видов деятельности. Лицензионный сбор не должен превышать 500 МРОТ. Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается органами власти субъектов Федерации. Лицензионный сбор уплачивается налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии. Уплаченный сбор возврату не подлежит.

Упорядочение бюджетного устройства субъектов Федерации

Ранее существовало три уровня бюджетной системы субъектов Федерации:

• региональный (субъектов Федерации);

• районов и городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения;

• городов районного значения, поселков, сельских администраций, районов в городах.

Далее был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ. Этот закон не устанавливал четкого разграничения налогобюджетных полномочий между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней. В результате в большинстве субъектов Федерации муниципальные образования и местные бюджеты были сформированы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. Бывшие города районного значения, поселки, сельсоветы, ранее имевшие свои бюджеты, были переведены на сметное финансирование. В других субъектах Федерации местные бюджеты были созданы на уровне городов, поселков, сельсоветов, т. е. появились два уровня местных бюджетов. Таким образом, в России фактически существуют два уровня местных бюджетов, на которых осуществляется управление общественными финансами. Однако в Бюджетном и Налоговом кодексах зафиксирован только один уровень местных бюджетов.

Капитализация
Экономисты об управленческом учете
Единовременные затраты
Системы управления затратами на предприятии
Текущие затраты торгового предприятия

Назад | | Вверх

Федеральные, региональные и местные налоги в 2018 году

Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье.

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

ВАЖНО! Распределение налогов по тому или иному бюджету производится путем присвоения им определенных КБК (приказ Минфина России от 16.12. 2014 № 150н).

Региональные налоги

Региональные налоги могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. При этом следует отметить, что в состав этой группы налогов с 01.01.2015 введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;
  • Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСНХ».

    • соглашение о разделе продукции;
    • патентная система.
    • С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

      Глава 8. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

      Статья 55. Утратила силу с 1 января 2005 г.
      См. текст статьи 55

      Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
      1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
      налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;
      налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;
      транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

      2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
      налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
      налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 80 процентов;
      налога на доходы физических лиц — по нормативу 70 процентов;
      налога на наследование или дарение — по нормативу 100 процентов;
      акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
      акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
      акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60 процентов;
      акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100 процентов;
      акцизов на пиво — по нормативу 100 процентов;
      налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
      налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;
      налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60 процентов;
      регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;
      сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30 процентов;
      сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;
      единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 90 процентов;
      единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
      государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
      по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
      за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
      за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
      за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.
      3. В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.
      4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.
      Если иное не установлено договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области).
      5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.
      См. статью 56 настоящего Кодекса с комментариями

      Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
      Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 — 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:
      части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
      платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 процентов;
      платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100 процентов.
      В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
      См. статью 57 настоящего Кодекса с комментариями

      Статья 58. Порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты
      1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:
      единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;
      единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
      Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.
      2. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.
      Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.
      3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном настоящей статьей, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
      4. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.»;
      См. статью 58 настоящего Кодекса с комментариями

      Статья 59. Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
      1. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
      2. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
      3. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.
      4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.
      5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Кодексом.
      См. статью 59 настоящего Кодекса с комментариями

      Бюджеты субъектов Российской Федерации

      Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ. Региональные налоги

      Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ

      Финансы субъектов РФ – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов РФ являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета, принцип гласности.

      Принцип равенства бюджетов субъектов РФ предполагает:

      – установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты;

      – использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

      Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов.

      В решении вопросов организации финансов субъектов РФ участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. Их полномочия по формированию доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в следующем:

      – законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, порядок и сроки уплаты налогов;

      – законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;

      – исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ.

      Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ

      Бюджеты субъектов РФ состоят из доходов и расходов.

      Доходы бюджетов субъектов РФ

      В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают:

      – собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Эти доходы распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

      – отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, размеры которых устанавливаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

      Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

      – доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов;

      – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;

      – доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и бюджетными учреждениями субъектов;

      – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

      – средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;

      – финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней;

      – иные неналоговые доходы.

      Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет. При этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов РФ. Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может предоставляться финансовая помощь в следующих формах:

      – финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки регионов;

      – субвенции для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения из Федерального фонда регионального развития;

      – субвенции из Федерального фонда компенсаций;

      – субсидии для долевого финансирования приоритетных социальных расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

      – субсидии из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов для реформирования бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ и финансового оздоровления субъектов РФ;

      – бюджетные кредиты сроком до 1 года;

      – иные безвозвратные и безвозмездные перечисления.

      Субъект РФ – получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

      – обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;

      – предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного уровня;

      – предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

      Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Федеральное казначейство.

      Расходы бюджетов субъектов РФ

      По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

      1) расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;

      2) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

      Расходы состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений – на оплату труда, страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся также трансферты – обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам-предпринимателям).

      Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале указанных организаций. Эти инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и юридическим лицом об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается порядок расходования средств резервных фондов.

      Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями, только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Предоставление бюджетного кредита оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок , лимиты предоставления бюджетных кредитов.

      Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание и погашение долга этого субъекта.