Содержание:

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — III

40. Секунды в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие секунды:

  • малые секунды на III и VII ступенях;
  • большие секунды на I, II, IV, V, VI ступенях.
  • Большие секунды в тональности ДО мажор:

    Малые секунды в тональности ДО мажор:

    41. Большая и малая терции

    Терция — интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция обозначается м. 3.

    Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.

    Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.

    42. Терции в мажорном ладу

    В мажорном ладу образуются следующие терции:

  • большие терции — на I , IV, V ступенях;
  • малые терции — на II, III, VI, VII ступенях.
  • Большие терции в тональности ДО мажор:

    Малые терции в тональности ДО мажор:

  • РЕ-ФА (на II), МИ-СОЛЬ(на III), ЛЯ-ДО(на VI), СИ-РЕ(на VII).
  • 43. Мажорное и минорное трезвучия

    Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

    Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.

    Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.

    Мажорное трезвучие от звука ДО:

    Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

    44. Чистые квинты в мажорном ладу

    Квинта — интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч. 5.

    Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.
  • Чистые квинты в ДО мажоре:

  • ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).
  • На VII ступени чистой квинты нет.
  • 45. Чистые кварты в мажорном ладу

    Кварта — интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

    Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.
  • Чистые кварты в ДО мажоре:

  • ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ (VI), СИ-МИ(VII).
  • 46. Тональность СИ-бемоль мажор

    СИ-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).
    Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.
  • Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

    Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).
  • Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

    Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).
  • 47. Тональность СОЛЬ минор

    СОЛЬ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад, параллельный СИ-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
    Звуки, из которых состоит СОЛЬ минор натуральный:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ.
  • Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.
  • Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:

  • СОЛЬ(I), ЛЯ(II), СИ-бемоль(III), ДО(IV), РЕ(V), МИ-бемоль(VI), ФА(VII), СОЛЬ(I).
  • Гамма СОЛЬ минор гармоническая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА-диез(VII), СОЛЬ.
  • Гамма СОЛЬ минор мелодическая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бекар(VI), ФА-диез(VII), СОЛЬ.
  • Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:

    Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:

  • ФА-диез(VII) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в РЕ(V), МИ-бемоль(VI) в РЕ(V).
  • 48. Тритоны в мажорном ладу

    Тритоны в мажорном ладу

    Тритоны — интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны — резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся.
    Увеличенная кварта в ДО мажоре:

    Уменьшенная квинта в ДО мажоре:

    Разрешение увеличенной кварты в ДО мажоре:

    Разрешение уменьшенной квинты в ДО мажоре:

    49. Секунды в гармоническом миноре

    В гармоническом миноре образуются следующие секунды:

  • малые секунды — на II,V и VII ступенях;
  • большие секунды — на I,III и IV ступенях;
  • увеличенная секунда — на VI ступени
  • Секунды в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-СИ (б.2 на I), СИ-ДО (м.2 на II), ДО-РЕ (б.2 на III), РЕ-МИ (б.2 на IV), МИ-ФА (м.2 на V) , ФА-СОЛЬ-диез (ув.2 на VI) , СОЛЬ-диез-ЛЯ (м.2 на VII)
  • Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:

    50. Терции в гармоническом миноре

    В гармоническом миноре образуются следующие терции:

  • малые терции — на I, II, IV и VII ступенях;
  • большие терции — на III, V и VI ступенях
  • Терции в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-ДО (м.3 на I), СИ-РЕ (м.3 на II), ДО-МИ (б.3 на III), РЕ-ФА (м.3 на IV), МИ-СОЛЬ-диез (б.3 на V), ФА-ЛЯ (б.3 на VI), СОЛЬ-диез-СИ (м.3 на VII).
  • 51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора

    Главные трезвучия лада — тоническое трезвучие (на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени), субдоминантовое трезвучие (на IV ступени).

    Главные трезвучия в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • СОЛЬ-СИ-РЕ (доминантовое трезвучие на V ступени)
  • ФА-ЛЯ-ДО (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)
  • Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):

  • ЛЯ-ДО-МИ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ (доминантовое трезвучие на V ступени)
  • РЕ-ФА-ЛЯ (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)
  • 52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия

    Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

    Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
    В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.

    Название верхнего звука трезвучия — терцовый тон, или терция.
    В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук МИ.

    Название верхнего звука трезвучия — квинтовый тон, или квинта
    В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук СОЛЬ.

    53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)

    Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.

    Ритмические группы с шестнадцатыми:

  • 4 шестнадцатых;
  • 1 восьмая и 2 шестнадцатых;
  • 2 шестнадцатых и 1 восьмая.
  • 54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми

    Сочетание длительностей — восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.

    55. Тональность ЛЯ мажор

    ЛЯ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ (лад с тремя диезами в ключе).
    Звуки, из которых состоит ЛЯ мажор:

  • ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ.
  • Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.
  • Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:

  • ЛЯ(I), СИ(II), ДО-диез(III), РЕ(IV), МИ(V), ФА-диез(VI), СОЛЬ-диез(VII), ЛЯ(I).
  • Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • СОЛЬ-диез(VII) в ЛЯ(I), СИ(II) в ЛЯ(I), СИ(II) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в МИ(V), ФА-диез(VI) в МИ(V).
  • 56. Тональность ФА-диез минор

    ФА-диез минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ФА-диез (лад, параллельный ЛЯ мажору, с тремя диезами в ключе).

    Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:

    • ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез.
    • Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:

      Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:

    • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ(VII), ФА-диез(I).
    • Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:

    • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).
    • Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

    • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ-диез(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).
    • Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:

    • МИ-диез(VII) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ДО-диез(V), РЕ(VI) в ДО-диез(V)
    • 57. Тональность МИ-бемоль мажор

      МИ-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе).
      Звуки, из которых состоит МИ-бемоль мажор:

      Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:

    • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.
    • Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:

    • МИ-бемоль(I), ФА(II), СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV), СИ-бемоль(V), ДО(VI), РЕ(VII), МИ-бемоль(I).
    • РЕ(VII) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СИ-бемоль(V), ДО(VI) в СИ-бемоль(V).
    • 58. Тональность ДО минор

      Тональность ДО минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад, параллельный МИ-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).

      Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:

      Ключевые знаки в тональности ДО минор:

      Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:

    • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(I).
    • Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:

    • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).
    • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бекар(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).
    • Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:

    • СИ-бекар(VII) в ДО(I), РЕ(II) в ДО(I), РЕ(II) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI) в СОЛЬ(V).
    • 59. Большие и малые сексты.

      Секста — интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б. 6, малая секста обозначается м. 6.
      Большая секста от звука ДО вверх:

    • ДО-ЛЯ, малая секста от звука ДО вверх — ДО-ЛЯ-бемоль.
    • Большая секста от звука ДО вниз:

    • ДО- МИ-бемоль, малая секста от звука ДО вниз — ДО-МИ.
    • 60. Сексты в мажорном ладу

      В мажорном ладу образуются следующие сексты:

    • малые сексты — на III,VI и VII ступенях;
    • большие сексты — на I,II,IV и V ступенях.
    • Сексты в тональности ДО мажор:

    • ДО-ЛЯ (б.6 на I), РЕ-СИ (б.6 на II), МИ-ДО (м.6 на III), ФА-РЕ (б.6 на IV), СОЛЬ-МИ (б.6 на V), ЛЯ-ФА (м.6 на VI), СИ-СОЛЬ (м.6 на VII).
    • 61. Обращения трезвучий

      Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.

    • МИ-СОЛЬ-ДО, называется секстаккорд.
    • СОЛЬ-ДО-МИ, называется квартсекстаккорд.
    • тоническое трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ, обозначается Т53;
    • тонический секстаккорд: МИ-СОЛЬ-ДО, обозначается Т6;
    • тонический квартсекстаккорд: СОЛЬ-ДО-МИ, обозначается Т64;
    • доминантовое трезвучие: СОЛЬ-СИ-РЕ, обозначается D53;
    • доминантовый секстаккорд: СИ-РЕ-СОЛЬ, обозначается D6;
    • доминантовый квартсекстаккорд: РЕ-СОЛЬ-СИ, обозначается D64;
    • субдоминантовое трезвучие: ФА-ЛЯ-ДО, обозначается S53;
    • субдоминантовый секстаккорд: ЛЯ-ДО-ФА, обозначается S6;
    • субдоминантовый квартсекстаккорд:ДО-ФА-ЛЯ, обозначается S64.
    • Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:

    • тоническое трезвучие: ЛЯ-ДО-МИ, обозначается t53;
    • тонический секстаккорд: ДО-МИ-ЛЯ, обозначается t6;
    • тонический квартсекстаккорд: МИ-ЛЯ-ДО, обозначается t64;
    • доминантовое трезвучие: МИ-СОЛЬ-диез-СИ, обозначается D53;
    • доминантовый секстаккорд: СОЛЬ-диез-СИ-МИ, обозначается D6;
    • доминантовый квартсекстаккорд: СИ-МИ-СОЛЬ-диез, обозначается D64;
    • субдоминантовое трезвучие: РЕ-ФА-ЛЯ, обозначается s53;
    • субдоминантовый секстаккорд: ФА-ЛЯ-РЕ, обозначается s6;
    • субдоминантовый квартсекстаккорд: ЛЯ-РЕ-ФА, обозначается s64.
    • 62. Большие и малые септимы

      Септима — интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима обозначается м. 7.

      Большая септима от звука ДО вверх:

      Малая септима от звука ДО вверх:

      Большая септима от звука ДО вниз:

      Малая септима от звука ДО вниз:

      63. Септимы в мажорном ладу

      В мажорном ладу образуются следующие септимы:

    • большие септимы — на I и IV ступенях,
    • малые септимы — на II, III, V, VI и VII ступенях.
    • Септимы в тональности ДО мажор:

    • ДО-СИ (б.7 на I), РЕ-ДО (м.7 на II), МИ-РЕ (м.7 на III), ФА-МИ (б.7 на IV), СОЛЬ-ФА (м.7 на V), ЛЯ-СОЛЬ (м.7 на VI), СИ-ЛЯ (м.7 на VII).

    64. Обращения интервалов

    Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.
  • квинта — в кварту;
  • секста — в терцию;
  • септима — в секунду;
  • октава — в приму.
  • Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые — в большие;
  • увеличенные — в уменьшенные;
  • уменьшенные — в увеличенные;
  • чистые — в чистые.
  • Домашние задания по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе

    Домашнее задание на 19 мая, суббота

    09.20-10.00
    Придумать собственный «Детский альбом».
    Нарисовать обложку и написать содержание (пьесы с какими названиями там должны быть) собственного детского альбома.
    Названия пьес могут быть на следующие темы:

  • Игры
  • Песенки на русском или иностранном языке
  • Сказки
  • Танцы
  • см. задание группы 9.20-10.00
    11.50-12.30

    см. задание группы 9.20-10.00

    Домашнее задание на 15 мая, вторник

    18 Б 13.30-14.10 сольфеджио

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК. ПРИСУТСТВОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
    Петь и играть полное тоническое трезвучие (до ми соль до в До мажоре) и устойчивые интервалы в До мажоре и Ре мажоре.
    Петь и играть опевания устойчивых ступеней в До мажоре и Ре мажоре.
    Повторить № 16, 61, 126 наизусть. Хлопать ритм и называть ноты в ритме; петь и играть на фортепиано.

    18 Б 14.20-15.00 слушание музыки

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (У ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ УГАДАЙКУ 8 МАЯ, остальных отпускаю с урока)
    Ссылка на все номера из угадайки контрольного урока:
    Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
    1. Марш деревянных солдатиков
    2. Болезнь куклы
    3. Баба-яга
    4. Неаполитанская песенка
    5. Вальс
    https://cloud.mail.ru/public/Jqcz/7H9y3VWes
    Надо будет написать название, темп и характер музыкальной пьесы.

    17 15:10-15:50 ЭМИ

    15 16:00-16:40 ЭМИ

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК
    На оценку: Стр. 125. Задание 3, 4.
    Петь наизусть № 254 и 255 (тем, кто играет и поет – играть и петь наизусть).
    Спрошу в Ре и Соль мажоре играть и петь опевания.
    47 А муз.литература 16:50-17:30

    Контрольный урок: «Период, двухчастная и трехчастная форма»
    Учебник. Читать «Развитие темы» стр.57-58.
    Определить форму: пример 46. Стр. 58. Период? Двухчастная форма?
    Читать и конспектировать про 3-хчаст.форму. Стр. 73-77.
    Перерисовать в тетрадь схему 3-хчастной формы с репризой. Стр.75.
    Слушать примеры:
    Шуман «Смелый наездник» (пример 61)
    Чайковский «Вальс» (примеры 62-64)
    Чайковский «Шарманщик поет» (пример 57)
    Чайковский «Старинная французская песенка»

    47 Б муз.литература 17:35-18:15

    см. выше задание группы 47 Б

    57 18:30-19:30

    Контрольный урок

    Построить от ноты «ре» D7, D65, D43, D2. Разрешить, определить тональность.

    № 109, № 117 петь и играть одновременно. Подписать, какие хроматизмы есть в мелодии (какая ступень изменилась – повысилась или понизилась) и какого типа (вспомогательный или проходящий).

    67 19:35-20:35

    Построить в Ми бемоль мажоре (гарм.) ув.2 и ум.7 с разрешением.

    В до миноре (гарм.) ув.2 и ум.7 с разрешением, а также ум.вводный 7-аккорд с разрешением.

    Домашнее задание на 14 мая, понедельник

    18 А 13.30-14.10 сольфеджио

    18 А 14.20-15.00 слушание музыки

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (У ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ УГАДАЙКУ 7 МАЯ, остальных отпускаю с урока)
    Ссылка на все номера из угадайки контрольного урока:
    Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
    1. Марш деревянных солдатиков
    2. Болезнь куклы
    3. Баба-яга
    4. Неаполитанская песенка
    5. Вальс
    https://cloud.mail.ru/public/Jqcz/7H9y3VWes
    Надо будет написать название, темп и характер музыкальной пьесы.

    15 15:10-15:50 сольфеджио

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК. ПРИСУТСТВОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
    Домашнее задание:

    В До мажоре, Ре мажоре и Соль мажоре:
    петь и играть полное тоническое трезвучие (до ми соль до в До мажоре), гамму, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевания устойчивых ступеней, устойчивые интервалы в До мажоре, Ре мажоре и Соль мажоре. См. Калинину стр.23-24 (образец в До мажоре и Ре мажоре, заполнить Соль мажор).
    Хлопать ритм и одновременно называть ноты в № 144, № 133, № 131, № 123. Петь и играть.

    15 16:00-16:40 музыкальная литература

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (У ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ 7 МАЯ, остальных отпускаю с урока)

    Выучить к контрольному уроку определения:
    Программное произведение – произведение, в котором композитор поясняет содержание.
    Что такое программа? – есть название, эпиграф (фрагмент поэзии или прозы)
    Звукоподражание – приём в музыке, при помощи которого достигается эффект подражания звукам окружающего мира.
    Лад – мажор или минор.
    Регистр – объединение звуков по высоте и окраске.
    Фактура – музыкальная ткань. Бывает одноголосной, аккордовой, гомофонно-гармонической и полифонической.
    Темп – скорость исполнения музыкального произведения.
    Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Бывает вокальной и инструментальной.
    Знать, какие выразительные средства важны в примерах №1-3 из упражнения № 24.

    15 ОРП 16:50-17:30

    Контрольный урок. На оценку: Стр. 125. Задание 3, 4.
    Петь наизусть № 254 и 255 (тем, кто играет и поет – играть и петь наизусть).
    Спрошу в Ре и Соль мажоре играть и петь устойчивые интервалы и опевания.

    15 ОРП 17:40-18:20

    Контрольный урок. Повторить определения:

    Программное произведение – произведение, в котором композитор поясняет содержание.
    Что такое программа? – есть название, эпиграф (фрагмент поэзии или прозы)
    Звукоподражание – приём в музыке, при помощи которого достигается эффект подражания звукам окружающего мира.
    Лад – мажор или минор.
    Регистр – объединение звуков по высоте и окраске.
    Фактура – музыкальная ткань. Бывает одноголосной, аккордовой, гомофонно-гармонической и полифонической.
    Темп – скорость исполнения музыкального произведения.
    Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Бывает вокальной и инструментальной

    Принести арию, песню или музыкальную пьесу и рассказать про то, какой у нее характер и какими выразительными средствами (см. перечисленные выше определения) пользуется композитор.

    47 А 18:30-19:30

    Подготовка к Контрольному уроку: «Период, двухчастная и трехчастная форма»
    (будет 15 мая)
    Учебник. Читать «Развитие темы» стр.57-58.
    Определить форму: пример 46. Стр. 58. Период? Двухчастная форма?
    Читать и конспектировать про 3-хчаст.форму. Стр. 73-77.
    Перерисовать в тетрадь схему 3-хчастной формы с репризой. Стр.75.
    Слушать примеры:
    Шуман «Смелый наездник» (пример 61)
    Чайковский «Вальс» (примеры 62-64)
    Чайковский «Шарманщик поет» (пример 57)
    Чайковский «Старинная французская песенка»

    ссылка на скачивание:
    https://cloud.mail.ru/public/XRZm/2w95hp79e
    Если у вас трудности с проходом по ссылке и
    youtube, 14 мая приходите со своей флешкой, запишу туда аудио.

    47 Б 19:35-20:35

    Подготовка к Контрольному уроку (будет 15 мая)
    см. выше задание группы 47 А 18:30-19:30

    Домашнее задание на 12 мая, суббота

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ. ПРИСУТСТВОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

    Ссылка на все номера из угадайки контрольного урока:
    Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
    1. Марш деревянных солдатиков
    2. Болезнь куклы
    3. Баба-яга
    4. Неаполитанская песенка
    5. Вальс
    https://cloud.mail.ru/public/Jqcz/7H9y3VWes
    Надо будет написать название, темп и характер музыкальной пьесы.

    Домашнее задание на 8 мая, вторник

    14 мая – контрольный урок. ПРОШУ присутствовать обязательно.
    7 мая – готовимся.

    18 Б 14.20-15.00 слушание музыки

    КОНТОЛЬНЫЙ УРОК. ПРИСУТСТВОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

    Ссылка на все номера из угадайки контрольного урока:
    Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
    1. Марш деревянных солдатиков
    2. Болезнь куклы
    3. Баба-яга
    4. Неаполитанская песенка
    5. Вальс
    https://cloud.mail.ru/public/Jqcz/7H9y3VWes
    Надо будет написать название, темп и характер музыкальной пьесы.
    17 15.10-15.50 Муз.энциклопедия

    14 мая – контрольный урок. 7 мая – готовимся.

    Петь и играть полное тоническое трезвучие (до ми соль до в До мажоре) и устойчивые интервалы в До мажоре и Ре мажоре.
    Петь и играть опевания устойчивых ступеней в До мажоре и Ре мажоре.
    Повторить № 16, 61, 126 наизусть. Хлопать ритм и называть ноты в ритме; петь и играть на фортепиано.

    15 16.00-16.40 Муз.энциклопедия

    Стр. 125. Задание 3, 4.
    Стр.112. № 5, 7.

    Группы по муз.литературе 47 А (16:50) и 47 Б (17:35) вынуждена перенести.
    Прошу прийти 14 мая:
    47 А (18:30-19:30), 308 класс.
    47 Б (19:35-20:35), 308 класс.
    Смотрите домашнее задание в моей записи на 14 мая.

    Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

    Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

    Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

    Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

    Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

    В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

    В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

    Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

    Как разрешаются тритоны?

    Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

    Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

    Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

    Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

    Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

    Септаккорд и доминантсептаккорд

    Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, откуда и происходит название аккорда.

    В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности. Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению — точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий. Названия и свойства разных септаккордов мы рассмотрим в свое время, а сегодня познакомимся лишь с одним из них, используемым чаще всего.

    Этот септаккорд строится на V ступени лада, и назван по ее имени — «доминантсептаккорд». Попробуйте построить его сами: взяв любую тональность, найдите V ступень, и расположите четыре звука, начиная от нее и вверх, соблюдая интервалы терции, и используя ТОЛЬКО звуки выбранной тональности. Например, в до-мажоре:

    или в си-бемоль-мажоре:

    (не забывайте обращать внимание на знаки при ключе).

    Если все делать безошибочно, то Вы получите в любой тональности, какую бы ни выбрали, септаккорд одной и той же структуры. А именно: нижние три звука аккорда образуют собой обычное мажорное трезвучие, а верхний звук добавляет к трезвучию малую терцию. Между крайними звуками аккорда образуется интервал малой септимы.

    Септаккорд вот такой структуры — мажорное трезвучие и малая септима по краям — носит название «малого мажорного». Запомнить несложно! Так он будет называться, от какой бы ноты Вы его ни построили.

    Когда же Вы используете это созвучие в условиях определенной тональности, на ее V ступени, то аккорд получает еще одно устоявшееся название — «доминантсептаккорд». Таким образом, Вы можете запомнить на всю жизнь : доминантсептаккорд — это септаккорд V ступени, и по строению он — «малый мажорный».

    Этот аккорд Вы можете почти в любой ситуации использовать вместо трезвучия V ступени. В тональности он выполняет ту же функцию — доминантовую, неустойчивую, требующую разрешения в тонику. Но септаккорд имеет значительно более сильно выраженное тяготение, чем трезвучие, а следовательно, он более силен, красочен в качестве доминанты. Объясняется это несложно : по сравнению с трезвучием, в септаккорде появляется еще одна неустойчивая нота, вместе со своим тяготением. Кроме того, эта новая нота вносит в звучание самого аккорда довольно мощный диссонанс (как известно, интервалы септимы, и тритона, которые отсутствуют в трезвучии, но появляются в септаккорде, являются диссонансами) — поэтому аккорд приобретает немалую напряженность, и еще сильнее требует разрешения.

    При разрешении доминантсептаккорда, следует поступать так же, как и обычно: вести каждый голос, каждую ноту аккорда сообразно ее собственному тяготению. Рассмотрим подробнее, на первом примере, в тональности до-мажор. Аккорд состоит из четырех нот: «соль«, «си«, «ре» и «фа«. Нота «соль» устойчива и сама по себе, поскольку она входит в состав тонического трезвучия. Поэтому при разрешении эта нота остается неподвижна. Нота «си» — это вводный тон, который тяготеет к тонике очень сильно. (обратите внимание, что тяготение неустойчивых звуков зависит от расстояния до ближайшего устоя. Чем ближе к устою — тем сильнее тяготение — в точности, как ведет себя магнитное поле). Такми образом, нота «си» должна переместиться вверх, к «до«. Нота «ре» также тяготеет к этой же тонике, но сверху вниз. Сила тяготения, возможно, и меньше, чем у «си«, но здесь срабатывает еще один эффект, похожий на гравитацию. А именно, передвинуться вниз музыкальному звуку «легче», чем вверх, ему как бы помогает сила тяжести. Условно, конечно — но что в этом мире не условно! Благодаря «гравитации» нота «ре» тяготеет к тонике практически так же сильно, как снизу — нота «си«. Наконец, нота «фа» — неустойчива, но до тоники ей все же далеко. Намного ближе другой устойчивый звук — «ми«. Очень близко! И снизу! Поэтому, несмотря на то, что «ми» все же не тоника, не настолько фундаментальна как тоника, тяготение к ней мы имеем очень мощное. Вот и получается такая картина:

    Из четырех звуков септаккорда в тонику разрешаются два звука, а в другие устойчивые ступени — по одному. Вполне логично и справедливо распределилось, как Вы находите?

    В записи доминантсептаккорд обозначается двояко: либо римской цифрой V и маленькой «7» в нижнем/верхнем индексе, либо большой буквой «D» — с тем же индексом. Обозначение универсально, и имеет смысл в любой тональности, из каких бы нот ни состоял сам аккорд.

    Тоны септаккорда (то есть, отдельные его звуки, голоса) получают наименования по тому же принципу, как и в трезвучиях. Основной звук, на котором весь септаккорд строится изначально, называется «примой». Остальные звуки снизу вверх называются «терцией», квинтой» и «септимой» — и эти имена также универсальны и применимы к любому септаккорду на любой ступени любой тональности. Имена эти остаются закреплены за каждой нотой аккорда, независимо от взаимного расположения этих нот по высоте.

    ОБРАЩЕНИЕ СЕПТАККОРДОВ

    Этот прием работает здесь так же, Как и с трезвучиями: обращение можно получить, перенеся нижний звук аккорда на октаву вверх. Собствено, необязательно на одну октаву. Главное, чтобы нижним звуком стал другой тон аккорда. Названия обращений септаккорда образуются от двух интервалов: между нжним звуком и примой аккорда, и между нижним звуком и септимой аккорда. Таким образом, основной вид септаккорда предполагает его приму в роли нижнего звука, и обозначается цифрой «7» в нижнем/верхнем индексе. То обращение, в котором нижний звук — терция аккорда, называется «квинтсекстаккорд», и обозначается цифрами «6/5″ или»5/6» в нижнем индексе; Когда нижний звук — квинта аккорда — это называется «терцквартаккорд», обозначание — «3/4″ или»4/3». Наконец, то обращение, у которого нижний звук — септима аккорда, называется «секундаккорд», и обознчается цифрой «2».

    Взаимное расположение всех остальных тонов, помимо нижнего физически, для обращения аккорда не имеет значения. Например, на рисунке — один и тот же доминантовый терцквартаккорд до-мажора:

    Ради тренировки, попробуйте построить:
    1. Основные виды малого мажорного септаккорда в различных тональностях;
    2. Обращать доминантсептаккорд одной и той же тональности;
    3. Построить обращения малого мажорного септаккорда от одной ноты. Обратите внимание: если строить обращения в одной тональности, то нижний звук будет получаться разным. Если же строить обращения от одного звука, то разными будут получаться тональности. Например, в одной тональности (до-мажор) все обращения доминантсептаккорда выглядят так:

    А обращения того же аккорда, построенные от одной ноты «соль«, выглядят так:

    — и «находятся» каждый в своей тональности. Кстати, не слабо ли Вам вычислить, в каких тональностях будут служить доминантами четыре созвучия с этого рисунка?

    Все упражнения (это относится вообще к любой теме теории музыки и гармонии) следует выполнять в нескольких видах:
    а) строить письменно на нотной бумаге
    б) строить руками на клавиатуре фортепиано
    в) строить голосом, пропевая звуки аккорда последовательно снизу вверх

    Для развития практического навыка, Вам нужно абсолютно те же действия проделать и с «чужими» аккордами, которые были построены не Вами:
    а) отыскать глазами в незнакомых нотах
    б) узнать на слух в незнакомой (или знакомой) музыке.

    Не ленитесь! Вы получите серьезные возможности в музыкальном творчестве, только умея делать все перечисленное — умея построить, сыграть, спеть, распознать глазами и ушами. Да вдобавок, уметь это делать быстро, моментально, прямо не снижая реального темпа звучащей музыки. Это незаменимый навык, который позволит Вам:
    — запоминать, анализировать или записывать впервые услышанную музыку «на лету»
    — запоминать и записывать музыку, которая внезапно приходит Вам в голову, не позволяя ей исчезнуть так обидно и бесследно
    — распознавать и фиксировать чьи-то находки и приемы, чтобы впоследствии творчески их применить самому
    — импровизировать на инструменте, в реальном времени переводя на музыкальный язык Ваши мимолетные настроения.

    Словом, возможности поистине любые. Только не ленитесь, и добросовестно упражняйте голову на каждой теме, на каждом изучаемом объекте. Сегодня Ваша жертва — доминантсептаккорд. Удачи!

    Д7 от ре с разрешением

    Вопрос- Ответ: Сольфеджио. Сольфеджио. Здравствуйте,Уважаемое сообщество! Подскажите,где можно найти репетитора по сольфеджио? С Уважением Галина. То, что Вы называете обращением, это разрешение.

    Притом, неправильное в данном случае, поскольку между 1й и 5й ступенью в любой тональности может быть только чистая квинта, а фа- си образуют тритон. Д7 — это малый мажорный септаккорд, а перечисленные Вами звуки составляют большой мажорный. Хотя просьба о построении Д7 и т. Учащиеся очень часто путают слова . Во- вторых, теоретически можно сделать и обращения, только смысла в этом задании тогда нет.

    В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени («фа» — «си» — увеличенная кварта) и седьмой («си» — «фа» — уменьшенная квинта). В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени («ля-бемоль» — «ре». Тритоны в натуральных и гармонических видах мажора и минора. Трезвучия главных ступеней с обращениями; уменьшенное трезвучие в натуральном и гармоническом мажоре и миноре; увеличенное трезвучие. Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях. VII повышенной ступенях в гармоническом миноре тритоны называются доминантовыми,&nbsp. 5/3 в натуральных и гармонических фа мажоре и ре миноре. В гармоническом си миноре это будут ноты: ФА-ДИЕЗ (V ступень). 5/3 в натуральных и гармонических фа мажоре и ре миноре. В гармоническом си миноре это будут ноты: ФА-ДИЕЗ (V ступень)&nbsp. Тритоны в мажорах гармонических. Тритоны в мажорах гармонических. Гамаюн gamayun@lafamire.ru. Темы: До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор. Темы: Звукоряд, гамма. Темы: Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

    Итак, аккорды с разрешениями в мажоре. Д7: фа — ля — до — ми- бемоль — — — си- бемоль (3 раза) — ре (си- бемоль мажор)Д6. Д4. 3: фа — ля- бемоль — си- бемоль — ре — — — ми- бемоль — соль — си- бемоль — ми- бемоль. Д2: фа — соль — си — ре — — — ми — соль — до — до (до мажор)Обращения: Д7: фа — ля — до — ми- бемоль, ля — до — ми- бемоль — фа, до — ми- бемоль — фа — ля, ми- бемоль — фа — ля — до. Остальные аккорды — аналогично.

    Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Количество ступеней гаммы, охваченных интервалом. Например, в до мажоре есть два тритона: ‘фа-си’ и ‘си-фа’. ТРИТОНЫ -это интервалы.в которых три тона.

    Если давать полный ответ, тогда для Д7, Д4. Д2 нужно приводить еще одноименные минорные тональности ; ) (в Д7 тогда нужен ля бекар, в разрешении ре бемоль — тональность си бемоль минор; в Д4. Д2 си бекар, в разрешении ми бемоль — до минор). В Д6. 5 конечно одноименный минор нет смысла делать, удобнее энгармонически заменить на фа диез минор (но исходный звук уже будет называться не . Поленилась, очень трудно писать аккорды словами, да еще по- русски : ) А если еще и оговаривать все возникающие бекары и энгармонизм.. Так что мы этот труд поделили ; ) Спасибо, Людмила Андреевна. Обратитесь за помощьюк любому репетитору музыки на сайте .

    Если вы уже добрались до Д7, значит, знаете, сколько знаков в ля мажоре. Стройте с IV ступени сначала секунду, затем терцию и ещё раз терцию. Не забудьте добавить знаки ля мажора. Всё, секундаккорд готов!

    Здравствуйте помогите построить тональности д. Г. Но могу напомнить, что Д3. Стройте по терциям (V- VII- II ступени).

    С доминантовым квинтсекстаккордом посложнее, если вопрос ещё актуален, пишите, разберёмся.))как построить цепочку интервалов с обращением в тональности фа можер. Здравствуйте, помогите пожалуства построить в b- moll D7)))))Алёна, если вы знаете, сколько знаков в гамме, и помните, что в гармоническом миноре повышается VII ступень,это совсем несложно. Найдите V ступень, стройте по терциям наверх. Не забудьте про VII- ю повышенную. Удачи! Миб емоль мажор т.

    Коллеги- теоретики! Только половину с трудом расшифровала.))Диана, советую начинать свою просьбу с волшебного слова . Попросите родителей оставить заявку на этом сайте, вам подберут репетитора по сольфеджио. Через несколько уроков вы увидите, какой это интересный предмет! Читаю, читаю — что- то проясняется. Пожалуйста помогите , я не могу построить D6. Пожалуйста помогите !

    А D7 построить можете? Он строится на V ступени.

    D6. 5 — это первое обращение, т. Вам надо построить всего в семи # гаммах, т. Полагаю, что от вашего имени задал вопрос ваш ребёнок, который учится музыке. Тоническое трезвучие (Т5. S5. 3 — на четвёртой, D5.

    VII повышенную ступень в гармоническом миноре. Можно в общем объяснить что в общем. Тритон, как вы, наверное, знаете, это увеличенная кварта или уменьшённая квинта.

    Играйте кварту от ноты до, затем от ре и т. IV ступени не 2,5, а 3 тона. А если сделать обращение, то получится уменьшённая квинта, тоже 3 тона (вместо 3,5 в чистой квинте).

    В вашем задании надо строить от ре. И для какой гаммы ре является IV ступенью? Сделайте хотя бы половину задания. Помогите пожалуйста построить от звука ре тритон в минор и мажоре.

    Нужна помощь Сольфеджио. Помогите построить тритоны в тональностях Соль- диез минор, Си- бемоль минор, Ре- бемоль мажор. Диатонические тритоны строятся: – в натуральном мажоре на IV и VII ступенях (в до мажоре: фа- си и си- фа соответственно) , – в натуральном миноре — на VI и II ступенях (в ля миноре: те же фа- си, чудеса! Ступени минора и мажора в указанных тональностях ты сам найти сможешь, я надеюсь.