Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации

Нормативная основа гражданства в РФ

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.

Однако гражданство как правовое явление едино: нет внутригосударственного понятия гражданства в отличие от международно-правового Гончаров, И.А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России и зарубежных государствах / И.А. Гончаров // Современное право. — 2006. — № 7.- С.3-23..

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Нормативной основой гражданства в Российской Федерации является совокупность правовых актов, в числе которых имеются и международно-правовые соглашения по вопросам гражданства:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), согласно которой каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

2. Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., где устанавливается, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав и свобод и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.

4. Исключительно важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Европейская конвенция о гражданстве. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге Министерством иностранных дел России от имени Российской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве.

Конвенция — единственный многосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления; процедурные права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства.

Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран — членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в области гражданства, возникающих у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 — 90-х гг.

Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению.

Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства — и государства по защите своих граждан.

4. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

Российской Федерацией заключен также и ряд других международных соглашений, в которых рассматриваются вопросы гражданства.

В сфере внутригосударственного законодательства нормативной основой гражданства в Российской Федерации являются положения Конституции Российской Федерации, нормы Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., подзаконных акты о гражданстве России.

Первый Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Сравнительный анализ этого Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касалось условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности.

Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжает там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставила себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство являлось одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.

Таким образом, в Российской Федерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение, при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органов находилась в явном противоречии с Конституцией РФ.

В значительной мере это объяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел, и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российского общества.

Например, признание законом существования в России гражданства Российской Федерации и гражданства республик в ее составе (ч. 2 ст. 2) не только не согласовывалось с положениями Конституции РФ о суверенитете Российской Федерации и верховенстве федеральных законов (ч. 1 и 2 ст. 4), о равноправии субъектов Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5), о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6), об отнесении вопросов гражданства к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и о праве Президента РФ решать вопросы гражданства (п. «а» ст. 89), но и приводило к разному толкованию вопроса о праве республик на установление своего гражданства, препятствовало утверждению единого и равного гражданства на всей территории страны.

Кроме того, принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было обусловлено несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. и Европейской конвенции о гражданстве, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации» было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации во главе с председателем Комиссии, членом-корреспондентом Российской академии наук О.Е. Кутафиным и при участии европейских экспертов в 1997 г. и 31 мая 2002 года Государственной Думой был принят новый Закон «О гражданстве Российской Федерации».

19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», законопроект которого был внесен Президентом РФ. 15 мая 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ и 1 июля 2002 г. вступил в силу.

По структуре и содержанию Закон приведен в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями.

В Законе о гражданстве содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Новый закон исходит из того, что гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практике федерализма, которая основана на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства.

Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации является одной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, поскольку он одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции и права выхода любых субъектов Федерации из ее состава.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

ГРАЖДАНСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Цель исследования – исследования проблемы гражданства в современном международном праве.

– дать понятие гражданства в международном праве;

– охарактеризовать основания, способы приобретения и утрату гражданства в международном праве;

– исследовать международно-правовой статус отдельных категорий граждан;

– рассмотреть основные проблемы гражданства в современной международном праве.

Нормативной базой исследования являются международно-правовые документы, регулирующие институт гражданства на уровне международного права: Всеобщая декларация прав человека; Европейская конвенция о гражданстве, Конвенция о сокращении безгражданства и др.

Теоретической базой исследования явились труды таких авторов как Богданова Н.Е., Григорьев И.К., Жухманов М.С., Колосов Ю.М., Лукашев Е.А. и др.

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1.1. Понятие гражданства

Правовое положение населения каждой страны регулируется внутренним законодательством – конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. В понятие населения любого государства входят:

граждане данного государства как основной состав населения;

лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

лица, не имеющие гражданства (апатриды).

Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международных правовых норм и принципов, например, режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.

Родившись, человек в большинстве случаев обретает статус гражданства, при этом от самого человека не зависит, на какой государственной территории он родился и гражданами какого государства являются его родители.
В обоих случаях под гражданством будет пониматься устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.

Гражданство представляет собой такой институт, в котором соотносятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам гражданства существуют двусторонние и многосторонние соглашения государств, которые регулируют вопросы гражданства 1 .

Термин «гражданство» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.
Понятие «подданство» изначально было связано с монархией, причем подданный рассматривался как человек, не принадлежащий себе, а подчиненный власти и воле другого лица – монарха или суверена.

Гражданство –
это устойчивая политико-правовая связь физического лица с государством. Такая связь характеризуется тем, что государство обладает правами и обязанностями в отношении физического лица и в то же время это лицо обладает правами и обязанностями в отношении государства. Другими словами, лицо может пользоваться правами, предоставленными ему государством, и должно неукоснительно выполнять возложенные на него обязанности. В то же время государство гарантирует гражданину предоставление определенных прав и требует выполнения обязанностей –соблюдения законов, сохранения верности государству, несения воинской повинности и т.д. 1

Гражданство определяет правовое положение личности как внутри государства, так и за его пределами в международном общении.
Институт гражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С одной стороны, гражданство является основанием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой — оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица перед государством.

Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат статья 15 Всеобщей декларации прав человека и пункт 3 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству.

Гражданство носит устойчивый характер во времени и пространстве: оно начинается, как правило, со дня рождения и сохраняется при нахождении лица на иностранной территории. В международном праве сложилась система принципов, регулирующих вопросы гражданства. Эти принципы нашли свое отражение в обычном праве и международных договорах, в частности в Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года и Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. Законодательство государств о гражданстве, в том числе Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1 2002 года, в той или иной степени отражает эти принципы.

Основополагающим является принцип, в соответствии с которым каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен гражданства.

Законодательство государств о гражданстве базируется на принципе: каждое государство определяет согласно своим собственным законам, кто является его гражданином. Содержание этого принципа заключается в том, что институт гражданства — прежде всего институт внутреннего права каждого государства. Именно национальное законодательство устанавливает правила и процедуры, связанные с приобретением и утратой гражданства, восстановлением в гражданстве и т.п

В связи с этим в международном праве сложился принцип непризнания двойного гражданства. Следует отметить, что этот принцип не является абсолютным — в некоторых случаях государства сознательно допускают двойное гражданство. Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года установила правило, в соответствии с которым в случае наличия у лица двойного гражданства государство вправе признать только одно из них.

Принцип единого гражданства означает равенство граждан независимо от способа приобретения гражданства (по рождению, по натурализации и т.д.) и наличия гражданства субъекта федерации. Это связано с тем, что в некоторых федеративных государствах субъекты федерации имеют собственное гражданство, однако оно обладает силой во внутригосударственных отношениях, в международных отношениях признается единое гражданство — самой федерации.

Важным принципом гражданства является принцип невыдачи собственных граждан иностранному государству.

Следующий принцип подчеркивает действие гражданства в пространстве: нахождение за границей не меняет гражданства. При этом время пребывания не имеет значения. Гражданство не утрачивается при постоянном проживании за рубежом, при нахождении там без соответствующего разрешения властей государства гражданства.

Если рассмотренные принципы носят универсальный характер и являются общепризнанными, то действие принципа, гласящего, что вступление в брак и расторжение брака не меняют гражданства (имеется в виду брак с иностранными гражданами), носит достаточно распространенный, но не универсальный характер. В ряде мусульманских стран, а также в странах, где сильно влияние католической церкви (ряд центральноамериканских государств, Боливия, Перу и др.), законодательство о гражданстве закрепило принцип, согласно которому жена следует гражданству мужа. И хотя еще в 1957 году была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, которая установила, что вступление в брак с иностранцем, расторжение такого брака, изменение мужем гражданства во время брака не влекут автоматического изменения гражданства жены, указанные выше государства ее не подписали.

1.2. Основания и способы приобретения гражданства

Гражданство следует рассматривать и как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать фактическое население и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, но не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом.

При нынешнем состоянии норм международного права о гражданстве, которое главным образом состоит из обычных правил, вопросы приобретения гражданства являются в принципе суверенной областью государства. При этом международно-правовые стандарты в области гражданства должны сосуществовать с принципом невмешательства во внутренние дела государства. Однако такие вопросы, как гражданство, могут составлять предмет обязательств, взятых государством по отношению к другим государствам, и таким образом, перестают быть исключительным делом государства. В этих случаях вопрос о том, имеет ли государство право действовать определенным образом, приобретает международный характер 1 .

Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства. Так, к способам приобретения гражданства относят:

– приобретение гражданства по рождению (происхождению);

– приобретение гражданства путем натурализации;

– приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

– приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством;

– исключительном порядке, охватывающем трансферт (групповое предоставление гражданства);

– оптация (выбор гражданства).

Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения (филиация), что вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.

Для признания у родившегося лица права на гражданство важно, на какой территории он родился либо гражданами какого государства являются его родители. Эти обстоятельства, которые законодательство государств кладет в основу при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства, относят к принципам «права крови» (jus sangiunis) и «права почвы» (jus soli).
Согласно принципу «права крови» гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан данного государства, то есть гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия.

Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. «Право почвы», согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Факультативному протоколу об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов 1 .

В случае коллизии этих двух принципов возможно возникновение двойного гражданства.

Что касается приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, то порядок приобретения гражданства по рождению регламентирован статьей 12 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» 2 .

Согласно нормам этой статьи, ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: «оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка)»;

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения не известно (независимо от места рождения ребенка)»;

один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранцами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Как видно из приведенного выше, основным принципом приобретения гражданства РФ по рождению является «право крови», однако в последнем случае законодатель применяет территориальный принцип «права почвы» с оговоркой «если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство».

Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Международному праву известны индивидуальная натурализация, производимая по заявлению индивида, а также натурализация в силу правопреемства государств.

Натурализация представляет собой приобретение гражданства в индивидуальном порядке по ходатайству заинтересованного лица на условиях, предусмотренных законом. Законодательство о гражданстве, как правило, точно фиксирует условия, которые следует выполнить для получения гражданства. Наиболее распространенное условие — определенный срок проживания в стране до подачи ходатайства о натурализации. В практике большинства государств этот срок составляет 3 – 5 лет (в России – 5 лет, в Эстонии – 6 лет, в Австрии – 10 лет). Законодательство ряда государств содержит дополнительные условия натурализации – знание языка (США, Россия, Эстония, Беларусь), знание конституции и основных законов (США, Эстония), наличие средств или законного источника существования (Бельгия, Россия, Франция, Беларусь), принесение клятвы на верность или обязательства соблюдать конституцию и законы (Великобритания, Канада, Беларусь). Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не допускает предоставления гражданства лицам, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации, не имеют законного источника средств к существованию.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации, так и в молчаливом согласии при территориальном изменении государства.

Очевидно, что натурализация без согласия государства невозможна. Также недопустимы односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или лицу без гражданства, как противоправные с точки зрения норм международного права. Такая натурализация считается принудительной и является ничтожной с самого начала. 1

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации, основной из которых является домицилий — ценз оседлости — определенной длительности. Для России такой ценз оседлости составляет 5 лет (п. «а» ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ»). Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международно-правовых актов. Кроме того, законодательно может быть закреплен и ряд дополнительных условий: знание языка, достижение определенного возраста, наличие законного источника средств к существованию и др.

Если натурализация основана на законе, то она не зависит от личного выбора лица. Натурализация по указанному основанию имеет место в случае усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу. Так, в ряде латиноамериканских государств и в США предусмотрен принцип «лояльности лица в отношении своего государства», согласно которому гражданин теряет первичное гражданство в случае поступления на государственную службу для ведения подрывной деятельности.

Натурализация в силу правопреемства государств имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам:

в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство»;

в связи с разделением одного государства и образованием нескольких государств. 1

Исходя из этого, натурализация в силу правопреемства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права.
Приобретение гражданства в силу правопреемства также может иметь место:

при заключении соглашений о репатриации;

при переходе части территории от одного государства к другому, а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами»;

при добровольном выборе гражданства – оптации;

при автоматическом изменении гражданства – трансферте, встречавшемся крайне редко, население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно переходило из одного гражданства в другое, независимо от его согласия».

Своеобразной разновидностью натурализации является восстановление ранее утраченного гражданства. Как правило, она осуществляется на более льготных условиях по сравнению с обычными (меньший срок проживания в стране, упрощенные формальности и т.п.).

Приобретение гражданства в исключительном порядке представляет собой особые способы, отличные от общих правил. Наиболее часто оно имеет место при территориальных изменениях, образовании новых государств. Как правило, при территориальных изменениях оно предусматривается международными договорами, при образовании новых государств — законами этих государств.

Законодательство о гражданстве различных государств содержит разный перечень оснований автоматической утраты гражданства. Наиболее исчерпывающий перечень закреплен в Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. В качестве оснований в ст. 7 Конвенции указаны:

а) добровольное приобретение гражданства другого государства;

б) приобретение гражданства путем предоставления ложной информации;

в) добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

г) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства;

д) отсутствие подлинной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей.

Утрата гражданства возможна в результате добровольного выхода из гражданства – экспатриации, которая бывает свободной и разрешительной.
В настоящее время во многих государствах мира свободная экспатриация не запрещена, так как право лица на свободный выход из гражданства закреплено в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.

Утрата гражданства возможна и при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством, которая в большинстве государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство.

Принудительное лишение гражданства в силу закона может осуществляться автоматически без всякого производства по делу, в частности, по причине неопределенно долгого пребывания за границей, особенно в государстве прежнего гражданства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН И ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

2.1. Двойное гражданство: содержание, основания и проблемы

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой связь лица с двумя или, реже, несколькими государствами. Оно является чаще всего следствием коллизий законов о гражданстве, основанных на различных принципах, – права крови и права почвы. Например, дети французских граждан, родившиеся на территории Бразилии, автоматически будут иметь двойное гражданство, так как Закон о гражданстве Франции основан на принципе права крови, а Закон о гражданстве Бразилии – на принципе права почвы.

Под двойным (множественным) гражданством понимается сложное правовое состояние, выражаемое через сложное правоотношение, оформляющее многосоставное социально-политическое, экономическое, культурное и нравственное взаимоотношение между представителями гражданства и личностью по ответственному обладанию человеком всем или коренным комплексом прав и обязанностей гражданства наравне с лицами его категории гражданства 1 .

Таким образом, двойное гражданство можно определить как правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Следует иметь в виду, что не все государства и иные представители гражданства гарантируют равное гражданство, так как они разделяют своих граждан на неравноправные категории. Так, в ряде государств отличаются в объеме прав и обязанностей гражданства натурализованные граждане и граждане по происхождению; встречается похожее деление граждан на собственно граждан, обладающих наибольшим комплексом прав в государстве – граждан метрополий, и лиц национальной принадлежности – граждан, имеющих ограниченный статус гражданства, то есть обладающих коренными правами и обязанностями гражданства.

Для бипатризма в международном праве права и обязанности индивидов, их связь с гражданством имеют значение ввиду сходства правовых статусов бипатрида и иностранца. Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен и, подобно статусу граждан, подчинен юрисдикции страны пребывания. При этом связь с новой страной у иностранца зачастую не менее жесткая, чем с государством гражданства, что делает трудноразличимыми правовые статусы бипатрида и иностранца. Поэтому наряду с общим гражданством говорят о таком случае «бипатризма», который сопряжен с обладанием так называемым «фактическим подданством», или «функциональным гражданством» 1 , возникающим вследствие наделения иностранцев особыми правами и обязанностями, присущими обычно гражданам (США, Австралийский союз и др., и не только в ХХ в. 2 ), или возможности их осуществления. Хотя можно и отметить, что подобные случаи функционального гражданства не составляют бипатризма, так как человек приобретает не гражданство, а лишь отдельные элементы правового статуса граждан, а государство не считает иностранца своим гражданином, хотя и привлекает его зачастую к ответственности или оказывает покровительство и защиту.

Исторически двойное гражданство возникло почти одновременно с появлением гражданства. Дарование права гражданства иностранцу было существенным нарушением национального культа. Вот почему религиозная и политическая ассоциация семей, родов и племен вначале была очень скупой, но смешение культур и народов не могло не привести к образованию множественности гражданства и необходимости его регулирования.
Современная систематическая международно-правовая регламентация двойного гражданства, видимо, начинается с 1868 года с началом заключения США серии международных договоров, известных как Банкрофтовы договоры. Они получили такое наименование по фамилии посла в Берлине, считающегося инициатором их заключения.

Как правило, множественное гражданство возникает из-за неурегулированности вопросов гражданства. Среди конкретных причин возникновения состояния бипатризма обычно называют следующие.
«Первая – через рождение, когда государство места рождения признает гражданство по принципу jus soli (права почвы) и государство, к которому принадлежит один из родителей, предоставляет свое гражданство по принципу jus sangiunis (права крови). Вторая – через заключение брака, когда государство жены сохраняет ей гражданство, а государство мужа предоставляет ей гражданство. Третья – через эмиграцию, когда эмигрант приобретает новое гражданство, не теряя при этом старого» 1 .

Наряду с приведенными общепринятыми основаниями, условно можно выделить и специфические основания, которые характеризуются:

относительно специфическими условиями возникновения множественного гражданства.

Например, И. К. Городецкая выделяет некоторые иные трудные моменты в праве, фактические ведущие к возникновению множественного гражданства у детей: «… при изменении гражданства родителями или одним из них, когда родители ребенка неизвестны или являются лицами без гражданства, при усыновлении детей» 2 .

Множественное гражданство зачастую возникает при недостаточно урегулированных территориальных цессиях – переходах части территории от одного государства к другому (обмене территориями) и осуществляемых при этом трансфертах (приобретении гражданства помимо желания), либо при обычно не содержащих права оптации, одновременном притязании государств на какого-либор человека при создании, изменении и появлении новых правовых актов, что также иногда происходит при образовании новых государств.

Таким образом, двойное гражданство возникает:

при территориальных изменениях;

при миграции населения;

в случае коллизии при применении норм о приобретении гражданства;

в результате смешанных браков и при усыновлении;

при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства.

Несмотря на все многообразие причин возникновения бипатризма, представляется, что одной из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм «возникает только в силу норм национального законодательства различных государств» 1 .

В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин институт двойного гражданства признается в ряде государств мира. Бипатризм, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой — нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношении других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникнуть коллизии, что, в свою очередь, приведет к межгосударственным проблемам. В частности, бипатрид не может обеспечить равное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим его своим гражданством. Тем самым он дискриминирует то государство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь, одно из этих государств может дискриминировать самого бипатрида.

Законодательство большинства государств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения, направлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойным гражданством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иного государства.
Основные аргументы, касающиеся необходимости взаимодействия и регулирования множественного гражданства, представляется возможным разделить на две группы, исходя из его последствий:

нежелательные последствия для государства;

нежелательные последствия для граждан. 1

Двойное гражданство представляет собой отклонение от нормы, так как при этом сталкиваются интересы государств, считающих данное лицо своим гражданином, что может привести к политическим осложнениям. Наиболее показательными в этом смысле могут являться: обязанность гражданина сохранять верность государству гражданства, обязанность несения воинской повинности, уплата налогов и т.п. В то же время может возникнуть проблема защиты государством своего гражданина при нахождении лица в государстве одного гражданства со стороны государства другого гражданства, а также при его нахождении на территории третьей страны. Наличие двойного гражданства будет иметь негативные последствия при рассмотрении дела в суде третьего государства, когда требуется применить закон государства гражданства (например, по делам о наследстве). Наконец, наиболее остро ситуация с двойным гражданством проявляется в случае конфликта или войны между государствами, гражданством которых обладает лицо.

В качестве отрицательных последствий для государств обычно одним из самых распространенных называют сложность применения права к лицам, обладающим двойным гражданством, как государствами гражданства, так и третьими государствами.

Впрочем, эти и другие проблемы можно разрешить при наличии доброй воли политическими, правовыми мерами в рамках существующего положения в международном и внутреннем праве. Но, несмотря на это, в теории права довольно широко воспринята такая точка зрения, что «бипатризм является злом, неблагоприятным фактором и даже подлежит устранению», хотя вряд ли это возможно.

Как уже отмечалось, многие государства официально поощряют двойное гражданство или разрешают обладание множественным гражданством, а также успешно решают проблемы в связи с ним, извлекая при этом определенные выгоды.

В определенных условиях множественное гражданство может предоставить гарантии и более эффективной дипломатической защиты, особенно когда одно из государств гражданства сильно в экономическом плане или имеет лучший дипломатический опыт. Зачастую множественное гражданство дает человеку реальную возможность обладать всеми или почти всеми правами в государствах гражданства, что особенно важно для предпринимателей, которые, во-первых, могут избежать необоснованного преследования финансовых органов государств, а, во-вторых, открыть на равных свое дело во многих странах со стабильным экономическим ростом и политическим режимом. 1

Вместе с тем сложилось устойчивое мнение, подтверждаемое рядом международных договоренностей, о том, что в настоящее время международное сотрудничество государств «направлено на сокращение числа лиц с двойным гражданством, предотвращение случаев их нового появления и определении прав и обязанностей в отношениях гражданина с государством его гражданства» 1 .

Международно-правовое сообщество при помощи и на основе международно-правовых актов способно решить и решает вопросы устранения двугражданства с использованием следующих правовых механизмов:

исключения действия принципа «права почвы»;

добровольного отказа от одного из гражданств, имеющихся у индивида.

Хотя большинство государств признают неправомерность двойного гражданства, реальность вынуждает их признавать его наличие и пытаться каким-либо образом ограничить его распространение. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года допускает множественное гражданство в случае его автоматического приобретения детьми при разногражданстве родителей и в случаях семейно-брачных отношений, когда жена приобретает гражданство мужа.

Из всего этого напрашивается вывод о том, что двойное гражданство может исчезнуть в следующих случаях:

в случае выхода из гражданства всех государств либо всех, за исключением одного;

при эффективных и согласованных действиях всех государств, исключающих появление множественного гражданства;

при исчезновении самого гражданства как такового или установления единого для всех гражданства типа «гражданин мира» или «гражданин вселенной».

2.2. Международно-правовые проблемы безгражданства (апатризма)

Безгражданство (апатризм) представляет собой явление, при котором политико-правовая связь лица с каким-либо государством отсутствует. Основной причиной безгражданства является коллизия принципов права крови и права почвы. Ребенок граждан Бразилии (право почвы), родившийся на территории Франции (право крови), автоматически становится лицом без гражданства.

Апатризм – правовое состояние лица, при котором оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.

Определение безгражданства содержится в статье 1 Конвенции о статусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 года, гласящей: «В настоящей Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона».

В указанном случае термин «гражданин» относится к лицу, которому гражданство было предоставлено государством. В 1961 году в рамках ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 31 декабря 1975 года и нацеленная на установление благоприятных условий для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания и исключения возможности обретения лицом статуса апатрида при экспатриации. По смыслу Конвенции дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, то есть по «праву почвы».

В случае территориальных изменений Конвенция предписывает государствам предусмотреть в договорах о передаче территории гарантии от возникновения безгражданства.

Апатризм может возникнуть:

в случае, когда одно государство лишает лица своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства;

при утрате гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак автоматически теряет прежнее гражданство;

в определенных случаях вследствие территориальных изменений.

На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они проживают. Естественно, апатризм исключает наличие прочной политико-правовой связи лица без гражданства с государством и предоставляет собой отрицательное явление как для государства, так и для апатридов, так как последние ограничены в правах и не могут претендовать на дипломатическую защиту какого-либо государства.

Достаточно распространенным является также наличие лиц без гражданства в результате семейно-брачных отношений. В соответствии с законодательством гражданка Нигерии (жена следует гражданству мужа), вступая в брак с гражданином России (вступление в брак не меняет гражданства), автоматически становится лицом без гражданства. Безгражданство может являться следствием усыновления, рождения от родителей, не имеющих гражданства, а также иметь место при выходе из одного гражданства без приобретения другого и при лишении гражданства. 1

Различают безгражданство реальное и фактическое. Реальное без-гражданство представляет собой полное отсутствие политико-правовой связи с каким-либо государством (как правило, в результате рождения или утраты гражданства). Фактическое безгражданство имеет место в случаях, когда юридически гражданство не утрачено, но в стране пребывания лицо не имеет документов, удостоверяющих гражданство (действительного паспорта и т.п.), и поэтому регистрируется как лицо без гражданства.

Как и двойное гражданство, безгражданство представляет собой отклонение от правовой нормы. Статус лица без гражданства характеризуется тем, что ни в одном государстве лицо не пользуется всей полнотой прав, присущих гражданину. Обычно лицам без гражданства предоставляется такой же или даже меньший объем прав, которыми пользуются иностранные граждане.

Признавая, что безгражданство есть состояние анормальное, государства предпринимают меры, направленные на сокращение случаев безгражданства.

Основным способом сокращения безгражданства является осуществление внутригосударственных мер. К ним относятся: отказ в выходе из гражданства до получения гражданства другого государства (§ 9 Закона о норвежском гражданстве 1950 г.), предоставление возможности натурализации лицам без гражданства (законодательство практически всех государств), автоматическое предоставление гражданства детям лиц без гражданства, постоянно проживающим в стране, а также детям, чьи родители неизвестны (ст. 12 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»).

Попытки разработки международно-правовых средств, направленных на сокращение случаев безгражданства, успеха не имели. Фактическое отсутствие международно-правового регулирования свидетельствует о том, что в современных условиях достаточно внутригосударственных мер для сокращения случаев безгражданства.

2.3. Международно-правовое регулирование статуса иностранцев

Под статусом (правовым положением) иностранцев следует понимать совокупность прав, предоставляемых иностранцам, и обязанностей, возлагаемых на них.

Права и обязанности иностранцев регулируются различными отраслями внутригосударственного права. Например, личные имущественные права относятся к сфере регулирования гражданского права, вопросы въезда, проживания и передвижения – к сфере регулирования административного права и т.д. В ряде государств основные права и обязанности иностранцев регулируются самостоятельной отраслью права – так называемым правом иностранцев
(law of aliens – в США, Auslanderrecht – в ФРГ). Другие государства издают специальные законы, детально регламентирующие статус иностранцев с момента въезда в страну, их пребывание и выезд (например, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г.). Однако в большинстве государств нормы о правах и обязанностях иностранцев не кодифицированы и составляют сферу регулирования различных отраслей права.

Принципы правового положения иностранцев закрепляются в конституциях отдельных государств. Примером может служить п. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Международное право непосредственно не регулирует права и обязанности иностранцев. Применительно к физическим лицам вообще и к иностранцам в частности его регулятивная роль выступает опосредованно, через нормы внутригосударственного права. Нормы международного права не только обязывают государства предоставить иностранцам определенные права, но и предусматривают ответственность государств в случае их нарушения.

Внутригосударственное регулирование и международно-правовое регулирование тесно связаны между собой. Международное право устанавливает общие положения об обращении с иностранцами, а нормы национального права детализируют эти положения.

В международном праве отсутствует универсальный договор, регулирующий положение иностранцев. Неоднократно предпринимавшиеся попытки выработки такого договора из-за различия в подходе государств к проблеме прав и обязанностей иностранцев успеха не имели, и единственным соглашением, регулирующим совокупность прав и обязанностей иностранцев, является Межамериканская конвенция о статусе иностранцев 1928 года. В практике большинства государств вопросы правового положения иностранцев регулируются многочисленными соглашениями, отличающимися как по предмету соглашения, так и по степени урегулированное прав и обязанностей иностранцев.

Въезд и выезд иностранцев тесно связан с принципом государственного суверенитета. Государство, исходя из собственных интересов, руководствуясь, в частности, соображениями государственной и общественной безопасности, вправе самостоятельно решать вопрос о допуске иностранцев на свою территорию вообще и об условиях этого допуска в частности.

Реализуя на практике свое суверенное право на допуск иностранцев, государства установили разрешительную (визовую) систему въезда. Сущность визовой системы сводится к тому, что иностранец, желающий въехать на территорию государства, должен предварительно получить явно выраженное согласие, которое оформляется выдачей специального документа, именуемого визой. Подобный порядок позволяет государствам осуществлять контроль за въездом и не допускать на свою территорию нежелательных иностранцев.

Законодательство государств специально предусматривает положения, на основании которых иностранные граждане не допускаются в страну. Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 года устанавливает, что въезд иностранцам в Россию может быть не разрешен, если они нарушили правила пересечения границы, таможенные и санитарные правила, если они не смогли подтвердить наличия средств для проживания в России, и въезд не разрешается, если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства, если они были осуждены или выдворены в период предыдущего пребывания или не представили необходимых для въезда документов.

Одним из направлений упрощения формальностей является выдача многократных въездных — выездных виз, выдаваемых на определенный срок. В период действия таких виз иностранец может въезжать
в страну и выезжать из нее без дополнительных формальностей. Такие визы выдаются, как правило, экипажам гражданских воздушных судов, журналистам, дипломатам, бизнесменам и т.п.

Важным шагом на пути упрощения визовых формальностей стало введение в действие в 1993 году Конвенции по применению Шенгенского соглашения, заключенного 14 июня 1980 г. между правительствами Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, ФРГ и Франции в целях постепенной отмены контроля на общих границах, 1990 года (Италия присоединилась в 1997 г.), которую иногда называют Конвенцией об открытых границах. Содержание Конвенции сводится к тому, что виза, полученная для въезда в одну из стран-участниц (так называемая шенгенская виза), действительна и для других стран. Поэтому въехавший, например, в ФРГ турист может свободно передвигаться по территориям других стран-участниц. Создана как бы общая внешняя граница, на которой осуществляется паспортный и таможенный контроль, внутренние границы пересекаются без контроля.

Другого рода меры связаны с установлением безвизового въезда, что еще раз подтверждает суверенное право государства на установление правил въезда. Установление безвизового въезда может осуществляться в одностороннем порядке (для следования транзитом, для туристов) или, что бывает чаще, на основе многосторонних и двусторонних соглашений. Примером многостороннего соглашения может служить Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 года.

Общепризнанным является право иностранца в любое время покинуть страну пребывания. Однако государство вправе не разрешить выезд иностранцам, которые задержаны в качестве подозреваемых, или привлечены к ответственности в качестве обвиняемых, или осуждены за совершение преступления. Государство вправе обусловить выезд выполнением обязательств перед государством, юридическими и физическими лицами, например уплатой налогов и сборов, возвращением долгов и т.п. (ст. 28 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1996 г.).

2.4. Проблема беженцев и право убежища

Беженцами по международному праву признаются лица, которые добровольно покинули свою страну, будучи жертвой или в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также в результате стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и т.п.) или войны.

Если раньше проблема беженцев была характерна для стран Африки, Ближнего Востока, то теперь она напрямую касается России.

Правовое положение беженцев определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 года (Россия присоединилась в 1992 г.).

Особенность положения беженцев определяется рядом обстоятельств. Во-первых, массовый характер (несколько миллионов палестинцев в арабских государствах); во-вторых, размещение в стране пребывания компактно, в специально отведенных местностях или лагерях; в-третьих, сложность в материальном обеспечении себя и семьи (языковой барьер, отсутствие профессии, рабочих мест и т.п.). Все это вызывает необходимость оказывать им материальную поддержку государством пребывания.

Правовое положение беженцев определяется статусом лица без гражданства. Даже если они имеют действительные документы, подтверждающие их гражданство, покинув страну гражданства, они отказываются тем самым от ее защиты. Чаще же беженцы документов не имеют. Они ограничены в выборе места жительства (они обязаны поселяться там, где предписано властями) и в свободе передвижения.

По соображениям безопасности и общественного порядка беженцы могут быть высланы из страны, однако не в то государство, где они преследовались или им угрожало преследование.

После окончания событий, из-за которых беженцы покинули страну гражданства (изменение политического режима, окончание войны, стихийного бедствия и т.п.), они должны вернуться в свое государство. При определенных обстоятельствах для них установлен упрощенный порядок приобретения гражданства страны пребывания.

Не признаются беженцами лица, совершившие преступление против мира, человечности или другие умышленные уголовные преступления.

В системе ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое в соответствии со своим Уставом, принятым в 1950 году, оказывает через государства, где находятся беженцы, гуманитарную помощь (продовольствием, одеждой, медикаментами и т.п.). Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев финансируется из бюджета ООН и добровольных взносов государств.

В ряде государств существует специальное законодательство, регулирующее порядок признания лица беженцем, его права и обязанности, оказание помощи и т.п. В России действует Закон «О беженцах» 1993 года и создан специальный орган – Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел, одной из задач которой является решение всех вопросов, связанных с беженцами.

Право убежища – это право государства предоставить иностранцу, преследуемому в своей стране за общественно-политическую деятельность и убеждения, безопасное проживание, основные права и свободы. В отличие от беженцев, право убежища носит строго индивидуальный характер, и его предоставление осуществляется в России в том же порядке, что и предоставление гражданства, через Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Институт права убежища является преимущественно институтом внутригосударственного права. Единственным международным документом, устанавливающим принципы убежища, является Декларация о территориальном убежище, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 году. Наиболее существенные положения Декларации сводятся к следующему: 1) предоставление убежища – суверенное право государства; 2) оно должно уважаться другими государствами и не может рассматриваться как недружественный акт; 3) лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, где оно преследуется; 4) убежище не предоставляется лицам, совершившим или подозреваемым в совершении преступлений против мира и человечества, а также военным преступникам.

Лицо, которому предоставлено убежище, приобретает статус политэмигранта, который в своей основе представляет собой статус иностранца, однако ему может оказываться материальная помощь Союзом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В соответствии с Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 26 июля 1995 г., лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям национальной безопасности, а также в случае, если оно занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Различают территориальное убежище, то есть предоставление убежища на территории государства, и дипломатическое убежище, то есть предоставление убежища в здании дипломатического представительства и на военных кораблях иностранных государств. Если территориальное убежище признается абсолютным большинством государств, то дипломатическое убежище встречается только в практике 14 латиноамериканских государств, подписавших Гаванскую конвенцию об убежище 1928 года.