§ 1. Понятие и виды единого преступления

Структурным элементом любой формы множественности являются единые (единичные) преступления. В то же время большинство единичных преступлений имеют сложную внутреннюю структуру, что требует их отграничения от множественности преступных деяний. В связи с этим, прежде чем перейти к рассмотрению понятия множественности и ее видов, необходимо рассмотреть вопрос о понятии и видах единого преступления.

В теории уголовного права единые преступления подразделяются на простые и сложные.

Единое простое преступление с формальным составом представляет собой посягательство на один объект, состоящее из одного деяния (действия или бездействия) и характеризуется одной формой вины. Примером может служить оскорбление, т. е. умышленное унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Единое простое преступление с материальным составом– посягательство на один объект уголовно-правовой охраны, складывающееся из одного деяния, имеющее одно преступное последствие и характеризующееся одной формой вины. Примером может служить умышленное причинение смерти, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК.

Среди единых сложных преступлений выделяются следующие виды.

Составные преступления складываются из двух или более деяний, каждое из которых (если рассматривать его изолированно) представляет собой самостоятельное простое преступление. По сути дела составные преступления – это, по определению В. Н. Кудрявцева, специальный вид учтенной в законе идеальной совокупности преступлений.

Составные преступления образуются законодателем разными способами. При первом из них два самостоятельных

простых преступления сливаются и образуют новый состав преступления. Примером служит разбой, который образовался в результате соединения таких деяний, как грабеж и насильственное преступление против личности, связанное с причинением телесных повреждений.

При втором способе одно (несколько) самостоятельное преступление входит в другое в качестве одного из обязательных признаков его состава. Так, хулиганство определяется в законе как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Насилие над гражданами образует составы самостоятельных преступлений против личности, равно как уничтожение или повреждение чужого имущества выступает в качестве самостоятельного преступления против собственности. Однако в составе хулиганства они предусмотрены как его обязательные признаки и потому теряют свое самостоятельное уголовно-правовое значение.

Наконец, одно самостоятельное простое преступление может входить в другое в качестве квалифицирующего признака. Например, насилие, опасное или не опасное для жизни и здоровья граждан, рассматривается законодателем в качестве квалифицирующего признака таких преступлений, как грабеж, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (и ряда других).

Таким образом, независимо от способа образования деяние, поглощенное составом сложного преступления, теряет свою уголовно-правовую самостоятельность и становится одним из элементов составного преступления.

Преступления с несколькими объектами (многообъектные преступления). Как известно, некоторые преступления посягают не на один, а на несколько объектов уголовно-правовой охраны. Один из них всегда является основным, т. е. в первую очередь ставится законодателем под охрану при создании данной уголовно-правовой нормы. В примере с разбоем в качестве основного объекта выступают отношения собственности. Именно поэтому он отнесен к числу преступлений против собственности. Однако при разбое всегда создается реальная угроза причинения вреда здоровью личности. Личность выступает здесь в качестве дополнительного объекта преступления. Кроме основного и дополнительного в теории уголовного права выделяется факультативный объ-

ект, который страдает при совершении того или иного преступления не всегда, а лишь в некоторых случаях.

Следует отметить, что не любое многообъектное преступление является составным. К числу последних можно отнести посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, где в качестве основного объекта выступает нормальная управленческая деятельность работников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а дополнительным объектом является жизнь указанных лиц.

В преступлениях с несколькими последствиями одно преступное деяние порождает два или более последствий, причем все они предусматриваются в рамках одного состава. Классический пример – состав преступления, предусмотренный ст. Ill УК – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. В этом преступлении одно деяние (скажем, ножевой удар) влечет за собой одновременно два последствия – причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего и причинение ему смерти. Поджог чужого имущества также может повлечь уничтожение (повреждение) чужого имущества и смерть человека.

Преступления с усложненной субъективной стороной чаще именуются деяниями с двойной формой вины. Не вдаваясь в дискуссию по поводу ее понятия и видов, отметим, что, по нашему мнению, можно выделить две разновидности двойной формы вины и два вида преступлений с двойной формой вины. Первая разновидность определяется различным психическим отношением преступника к различным последствиям своего деяния. Именно она закреплена законодателем в ст. 27 УК: «Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более суровое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий». Так, при поджоге чужого имущества виновный умышленно относится к уничтожению или повреждению имущества (ближайшие последствия) и неосторожно – к смерти человека (более отдаленные последствия).

Названная разновидность двойной формы вины характерна для всех преступлений с несколькими последствиями.

Вторая разновидность характеризуется отношением умысла к самому факту преступного деяния и неосторожностью – к наступившим преступным последствиям. Как юридическая конструкция данный вариант двойной формы вины возможен только в тех преступлениях, где деяние имеет самостоятельное уголовно-правовое значение, т. е. уголовно-правовая норма содержит, наряду с материальным, формальный состав преступления. Скажем, ч. 1 ст. 217 УК содержит формальный состав преступления: нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Часть 2 данной статьи формулирует материальный состав преступления, который может быть преступлением с двойной формой вины: умышленное нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах и неосторожное отношение к наступившей в результате этого смерти человека или иным тяжким последствиям.

При конструировании преступлений с альтернативным составом законодатель пользуется методом перечисления ряда действий, образующих их состав. Особенность данных преступлений заключается в том, что каждое из указанных в диспозиции статьи деяний уже само по себе достаточно для признания преступления законченным, и в то же время последовательное совершение нескольких или всех указанных деяний также образует единое простое преступление. К альтернативным относятся преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК), с незаконным приобретением, хранением, использованием, передачей или разрушением радиоактивных материалов (ст. 220 УК), незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК).

Продолжаемые преступления. К сожалению, действующее законодательство не дает их определения. Оно разработано теорией уголовного права и судебной практикой. Продолжаемыми являются преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных деяний, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление.

Продолжаемое преступление должно отвечать следующим признакам.

1. Лицо совершает несколько преступных деяний. Абсолютное большинство продолжаемых преступлений соверша-

ется путем действий (продолжаемые хищения, обман потребителей). Однако продолжаемыми можно признать и преступления, совершаемые путем как чистого, так и смешанного бездействия (должностная халатность).

2. Совершенные деяния являются юридически тождественными, хотя по фактическим признакам могут различаться. Так, обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей выступают альтернативной разновидностью одного состава преступления – обмана потребителей. Совершение нетождественных, а только однородных (а тем более разнородных) деяний не образует продолжаемого преступления.

3. Деяния, в совокупности составляющие продолжаемое преступление, могут рассматриваться в качестве самостоятельных законченных преступлений, административно наказуемых правонарушений либо вообще не влечь юридической ответственности. Но даже в том случае, когда отдельные эпизоды сами по себе преступны, они не должны получать самостоятельной уголовно-правовой оценки, поскольку являются лишь звеньями, этапами деяния, именуемого продолжаемым преступлением.

4. Все эпизоды (тождественные деяния) преступной деятельности объединены единым умыслом. Умысел может быть конкретизированным (хищение определенного количества продукции, изъятие определенной суммы денег), но чаще он носит неконкретизированный характер (совершать хищения или обманывать потребителей до тех пор, пока имеется возможность).

В качестве дополнительных признаков продолжаемого преступления можно назвать:

непродолжительный промежуток времени между преступными эпизодами,

совершение преступных деяний в одной и той же обстановке, из одного и того же источника.

Указанные признаки лишь в совокупности с основными свидетельствуют о том, что в данном случае совершается продолжаемое, а не повторное преступление.

Таким образом, продолжаемым надлежит считать преступление, складывающееся из ряда юридически тождественных деяний (действий или бездействий), совершаемых, как правило, через незначительный промежуток времени, в одной и той же обстановке, и объединенных единством умысла.

По сути дела продолжаемое преступление – это особая комплексная форма как простых, так и сложных преступлений, поэтому практически любые преступления могут быть

продолжаемыми. Решить вопрос о том, являются ли эпизоды тождественных деяний единым либо самостоятельными преступлениями, образующими одну из разновидностей множественности, – неоднократность, могут только правопри-менительные органы исходя из анализа всех объективных и субъективных признаков преступления.

Длящиеся преступления. Под длящимся преступлением понимается действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного преследования. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия или с акта преступного бездействия и на стадии оконченного преступления продолжается некоторое (часто весьма продолжительное) время. Прекращается длящееся преступление либо в результате действий самого преступника (явка с повинной), либо в результате действий правоохранительных органов (задержание преступника), либо с наступлением иных событий (достижение определенного возраста).

Все длящиеся преступления можно условно объединить в две группы:

а) уклонение субъекта от выполнения возложенных на него законом обязанностей (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, уклонение от отбывания лишения свободы и т. п.);

б) хранение запрещенных, изъятых из свободного обращения предметов (оружия, наркотических средств, радиоактивных материалов и т. д.).

Самостоятельную группу образуют преступления, представляющие противоправную, антиобщественную деятельность. К их числу можно отнести две разновидности преступлений.

Во-первых, это преступления, образованные необходимой (обязательной) тождественной неоднократностью. Так, незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара влекут уголовную ответственность по ст. 180 УК лишь в том случае, если они совершены неоднократно (или причинили крупный ущерб).

Согласно ст. 16 УК под неоднократностью.понимается совершение двух или более деяний. При этом минимально

необходимы два эпизода. Вторая разновидность – преступления, образованные необходимой тождественной систематичностью.

Систематичность предполагает совершение тождественных деяний три и более раза, причем первые два деяния могут не влечь никакой ответственности либо наказываться административно. Лишь наличие трех тождественных эпизодов дает основание для привлечения виновных к уголовной ответственности. Примерами таких преступлений могут служить причинение^ физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.

В заключение следует отметить составы, которые представляют одновременно несколько разновидностей сложных преступлений. Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека, – преступление с двумя последствиями и с двумя формами вины. Главное заключается в том, что все они являются едиными (единичными) преступлениями.

Информационное преступление виды

Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.[2]

Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.

Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.

Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.

Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.

Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.

Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Методы и принципы информационного права.

Методы ИП – это средства, приемы и способы изучения соответствующих норм, информационно-правовых явлений и процессов. В юридической науке принято выделять общие и частные методы права.

Общие методы распространяются на многие юридические науки и все направления самого ИП.

Исторический метод – характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения многоаспектных проблем ИП – историческое исследование проблем предмета и способов правового регулирования, конкретных актов в области информатики, видов информационных ресурсов и пользования ими, ответственности за нарушение информационного законодательства. Т.е. интерес вызывают вопросы: Как возникало то или иное явление?; Какие основные этапы оно прошло в своем развитии?; Каковы его исторические перспективы?

Системный подход – совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы ИП как систему, единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами и институтами. Позволяет ответить на такие вопросы, как: Какова структура процесса правового регулирования информационно-правовой деятельности (субъектов, объектов, норм, связей и т.д.)?; Каков характер и степень влияния на этот процесс внешней среды?

Средством реализации системного подхода является системный анализ. Например, одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера.

Исторический и системный методы взаимосвязаны и объединяются в так называемый системно-исторический метод.

Частные методы – методы правового регулирования, используются для изучения разнообразных аспектов и сторон информационного законодательства и ИП в целом. Применительно к отрасли права, прежде всего необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В информационном праве используются императивные методы:

1) повеления — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия. Метод властного повеления используется, например, в правоотношениях государственному управлению в сфере информации и информатизации, по использованию информации с особым правовым режимом.

2) запрета — метод заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Метод запретов используется в первую очередь для обозначения деяний, представляющих собой информационные правонарушения.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В информационном праве используются диспозитивные методы:

1) дозволения — метод дозволения заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. Метод дозволения используется, к примеру, в сфере библиотечного и архивного дела и т.д.

2) согласования — метод согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования широко применяется в сфере регулирования интеллектуальной собственности.

3) рекомендаций — метод рекомендаций заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников информационных правоотношений. Метод рекомендаций широко используется, например при регулировании деятельности средств массовой информации. При регулировании информационных правоотношений, возникающих в сети Интернет, рекомендательные правовые нормы тесно переплетаются с этическими.

4) поощрения — метод поощрения тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе.

В информационном праве могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что информационное право использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что информационное право нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Принципы ИП – зафиксированные в правовых нормах, регулируемые информационные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования информационных отношений в обществе.

· Принцип приоритетности интересов государства в определении всей государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации страны (См.Статья 3. Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»: Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации).

· Принцип строгого соблюдения законности в информационных отношениях.

· Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека в информационном обмене (Конституция РФ).

· Принцип равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере информации и информатизации.

· Принцип обеспечения информационной безопасности (выполнение данного принципа достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения ИБ, системой организационно-правовых, экономических и других мер, адекватных угрозам жизненно важным информационным интересам личности, общества и государства).

· Принцип необходимости программно-целевого подхода к проблемам информатизации российского общества.

Система информационного законодательства Российской Федерации.

Система информационного законодательства РФ

— совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.

Норма права – правило поведения участников правоотношений.

Источник права – форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.

Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:

· Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

· Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»

· Указы Президента РФ

· Доктрина информационной безопасности

· Законы местных органов самоуправления

Постановления различных государственных учреждений и т.д.

Выделяют следующие виды норм:

· Материальные нормы – закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.

· Процессуальные нормы – устанавливают порядок и действие норм материального права.

· Обязывающие нормы – возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.

· Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение определенных действий.

· Управомочивающие нормы – предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.

Элементы нормы ИП.

· Гипотеза – определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть

· Диспозиция – предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.

· Санкция – указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.

Информационно-правовые отношения, их сущность и структура.

Любая норма ИП реализуется только посредством информационно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать выполнения определенных действий, руководить данными действиями.

К информационно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах ИП и регулируются ими. Эти общественные отношения не являются однородными. Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации. В данную группу входят, в частности, отношения, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности; отношения, связанные с созданием официальной информации органами государственной власти и местного самоуправления; отношения, связанные с созданием массовой информации и т.п.

2) отношения, связанные с хранением информации. Данную группу будут составлять отношения по поводу обязательного хранения некоторых видов информации; защиты информации; хранения информации с особым режимом доступа и др.

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации. Отношения данной сферы связаны в первую с правовым положением средств массовой информации, также они включают в себя отношения по поводу распространения официальной информации, в том числе правовой; отношения, возникающие при распространении информации посредством использования сети Интернет и других глобальных информационных систем.

4) отношения, связанные с потреблением информации. Сюда будут включаться отношения по поводу реализации прав граждан на информацию; отношения в сфере библиотечного дела и архивов, а также некоторые другие.

Следует иметь в виду, что выделение в информационной сфере групп общественных отношений в определенной степени условно. Различные виды информационных правоотношений тесно пересекаются, поэтому на практике не всегда представляется возможным, да и необходимым отличить одну группу от другой. Кроме того, многие права и обязанности субъектов в сфере информационных правоотношений корреспондируют друг другу. Так, например, праву граждан иметь информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления корреспондирует обязанность соответствующих должностных лиц эту информацию предоставить.

Сущность информационно-правовых отношений:

1) Данные отношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в т.ч. на информацию и информационные технологии.

2) Информационные правоотношения – это отношения граждан, СМИ, гос . органов и т.д., предусмотренные и урегулированные нормами ИП, выражающие идеи свободы и демократии в информационно-правовой сфере.

3) Информационно-правовые отношения являются средством решения задач в области формирования единого информационно-правового пространства страны, защиты прав журналистов, информационного обмена, укрепления информационной безопасности и многих других.

Социально-правовая структура информационно-правовых отношений.

· Субъект ИП – лицо, гражданин, учреждение, организация, банк и т.д.

· Объект ИП – материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых завязываются правоотношения.

· Информационные права (полномочия).

Действие норм информационного права в пространстве и во времени.

Нормы ИП применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени.

Проблема применения норм ИП в пространстве решается обычным способом:

· Законы РФ и другие акты информационного характера, принятые соответствующими государственными органами страны в установленном порядке, действуют на всей территории РФ.

· Нормативные акты, принятые субъектами РФ, действуют лишь на их территории.

· Отдельные нормы ИП действуют и за пределами РФ (Например, ст.32 федерального закона «О рекламе» 1993г. говорит о заключении с зарубежными странами договоров о рекламе, правила которой действуют при условии приоритета норм международного права).

При применение норм ИП во времени надо иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо законодательного акта в целом.

· Закон вступает в силу со дня его опубликования или издания.

· Завершение применения закона – со дня отмены. Необходимо также учитывать, что возможно издание закона на определенный срок или период.

Правонарушения в информационной сфере.

Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).

Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.

Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере.

Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.

Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.

Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.

Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.

Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.

Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:

· Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).

· Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.

· Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.

6.5. Информационная преступность

Предпосылки возникновения информационной преступности

Стремительное развитие процесса информатизации общества и его распространение практически на все сферы жизни и деятельности людей создает объективные условия для появления нового вида правонарушений — информационной преступности.

Основными предпосылками для такого вида преступлений являются.

1. Отставание законодательно-правовой базы от темпов развития процесса информатизации общества, которое приводит к тому, что действия юридических и физических лиц в информационной сфере, наносящие материальный или моральный ущерб личности, обществу или государству, во многих случаях не получают должной правовой оценки и остаются безнаказанными, что в определенной мере стимулирует продолжение и расширение масштабов этих действий.

2. Информатизация денежного обращения, кредитных и банковских операций, а также финансового учета и отчетности, все большая ориентация потоков финансовой, экономической, таможенной, налоговой и другой информации в русло информационно-телекоммуникационных систем, распространение безналичных расчетов за поставку оборудования, товары и услуги — все это делает данную сферу привлекательной для действий преступных групп и сообществ с целью извлечения материальной выгоды, хищения денежных средств и коммерческих секретов, а также для информационного шпионажа, шантажа и терроризма.

3. Повышение роли интеллектуальных компонентов в профессиональной деятельности, а также все более широкое использование различных видов интеллектуальной продукции и интеллектуальной собственности на информационном рынке делает эту сферу социальной активности общества возможной ареной для противоправных действий юридических и физических лиц, а также преступных группировок или сообществ.

Таким образом, социально-экономическая база для возникновения и развития информационной преступности создается, с одной стороны, все большим расширением информационной сферы общества, а с другой — отставанием правовой базы общества и его правовой культуры от темпов развития научно-технического прогресса в этой области.

Ниже будут рассмотрены следующие основные виды информационных преступлений:

• информационные преступления в интеллектуальной сфере;

• информационные преступления против личности;

Конечно же, перечисленные виды преступлений далеко не исчерпывают всех видов возможных правонарушений в информационной сфере, однако их рассмотрение позволяет получить общие представления о проблеме информационной преступности и методах борьбы с этим сравнительно новым явлением нашей действительности.

Информационные преступления в интеллектуальной сфере

Наиболее распространенными преступлениями данного вида являются нарушения прав граждан или организаций на интеллектуальную собственность. Наглядным и хорошо известным примером здесь является распространение на информационном рынке так называемой «пиратской» информационной продукции — компьютерных программ, баз данных, аудио- и видеоклипов популярных композиторов, исполнителей и музыкальных ансамблей и т. п.

Тиражи «пиратской» информационной продукции сегодня достигли колоссальных размеров, а незаконно получаемая прибыль от ее распространения измеряется миллионами долларов США.

Рынки «пиратской» информационной продукции существуют сегодня практически во всех странах. Особенно сильно они развиты там, где процесс информатизации общества еще находится в начальной стадии и информационное законодательство практически отсутствует [ 104].

Весьма любопытно, что «пиратское» распространение программных продуктов многих известных фирм, лидеров в области разработки программного обеспечения персональных компьютеров, во многих случаях не встречает сопротивления с их стороны, так как оно содействует повышению спроса на продукцию этих фирм на информационном рынке.

Действительно, если пользователь уже практически освоил применение того или иного программного пакета и пользуется им сегодня, то в будущем он, вероятнее всего, захочет приобрести следующую, более продвинутую версию именно этого пакета, а не станет приобретать его у другой фирмы.

Однако в последние годы в развитых странах стали приниматься законы, которые квалифицируют распространение «пиратской» продукции как информационное преступление и предусматривают за совершение таких преступлений не только крупные штрафные санкции, но и тюремное заключение. Уже есть прецеденты судебных процессов по поводу информационных преступлений данного вида, которые выиграны фирмами — хозяевами интеллектуальной продукции.

В России проблема борьбы с такого вида преступлениями еще находится в самой начальной стадии, хотя ряд законов, охраняющих право интеллектуальной собственности, в нашей стране уже приняты и вступили в силу. К числу таких законов относятся, в частности, следующие федеральные законы России:

• «Об информации, информатизации и защите информации»;

• «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

• «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Обсуждение и принятие этих и других аналогичных законов, конечно же, содействует формированию современного правового сознания граждан России. Однако если говорить о реальной практике применения этих законов, то автору пока не известно ни одного судебного процесса, в котором предметом разбирательства являлся бы объект интеллектуальной собственности в информационной сфере. Так что здесь все у нас еще впереди.

Информационные преступления против личности

Одной из сравнительно новых проблем обеспечения информационной безопасности является проблема защиты информационных прав личности. Такие права охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России. Так например, в действующей Конституции Российской Федерации содержатся следующие положения, гарантирующие право на информацию всех граждан России:

• «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п.4);

• «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29, п. 5);

• «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст. 44, п. 1);

• «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24, п. 2);

• «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ст. 41, п. 3).

Право на информацию является одним из важнейших прав человека. Это одно из самых крупных завоеваний демократии, которое содействует развитию человека, общества, государства и всей цивилизации в целом. Именно поэтому нарушение этого права и должно квалифицироваться как преступление против личности и преследоваться законом.

Социально-психологической базой для таких правонарушений в России является традиционная ментальность наших чиновников, доставшаяся нам в наследство от предыдущего тоталитарного режима. В соответствии с этой ментальностью чиновники стремятся ограничить доступ населения к той информации, которую они контролируют, хотя значительная часть этой информации может быть отнесена к категории общедоступной и ее получение не ограничивается законом.

В настоящее время в России еще не созданы эффективные механизмы контроля за соблюдением прав граждан на информацию. Так например, Минюстом России с 1995 года разрабатывается проект федерального закона «О праве на информацию», а Роскоминформом велась разработка закона «О правовой информации».

Еще один вид информационных преступлений связан с нарушением прав личности на информационную безопасность. Такие права также закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет их следующим образом:

• «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1);

• «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» (ст. 23, п. 2),

• «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» (ст. 24, п. 1).

Приведенные выше конституционные положения направлены на защиту персональной информации о гражданах страны, сбор и незаконное распространение которой может служить основой для вымогательства, шантажа, слежки за их частной жизнью, психологического давления и т.п.

Эти положения приобретают особую значимость уже в современном (а тем более в информационном) обществе. Ведь уже сегодня деловая и частная жизнь многих миллионов наших современников оставляет «электронный след» в различного рода информационных системах и базах данных. Фиксируется все — и телефонные звонки, и оплата счетов, и поездки, и таможенные декларации, и даже покупки в магазинах, если они оплачиваются при помощи кредитных карточек.

Значительная часть персональных данных о личности накапливается сегодня в государственных и муниципальных информационных системах и это уже вызывает определенную тревогу в обществе. Возможность доступа к этим данным бюрократического аппарата и их свободного использования нарушает баланс между интересами личности и государства, создает угрозы личной свободе граждан и гражданскому обществу в целом. Так, например, информация о прописке граждан, хранящаяся в паспортных столах служб коммунального городского хозяйства России, в последнее время все более часто становится источником махинаций и преступлений с недвижимостью. Интерес для преступников имеют и данные о суммах вкладов граждан, хранящихся на их счетах в сберегательных банках.

Впервые на эту опасность обратили внимание в ФРГ еще в конце 60-х годов, когда и была сформулирована новая социальная проблема защиты персональных данных, которая стала исключительно актуальной сегодня, на пороге XXI века. В настоящее время уже более двадцати стран мира приняли законы по защите персональных данных и имеют соответствующие механизмы для контроля за их соблюдением.

Подготовлен проект федерального закона «О персональных данных» и в России. Его принятие, а также создание действенного механизма по контролю за его использованием — важные и необходимые условия обеспечения информационной безопасности личности в нашей стране [105, 106].

Особое место среди информационных преступлений занимают так называемые «компьютерные преступления», которые связаны с использованием тех новых возможностей по доступу к информации, которые предоставляют пользователям современные информационно-телекоммуникационные сети и системы.

Такого рода преступления, как правило, предполагают высокую профессиональную подготовку лиц, их совершающих, и поэтому осуществляются обычно так называемыми «хакерами», т. е. профессиональными программистами, прекрасно не только владеющими навыками использования современных информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем, но и обладающими определенными познаниями специфики той предметной области, в которой эти системы используются (например, банковская или таможенная сфера, бухгалтерские операции и т. п.).

Наиболее типичными целями компьютерных преступлений являются:

• хищение средств из автоматизированных денежных фондов путем подделки счетов и платежных ведомостей, совершения покупок с их фиктивной оплатой, перечисления денег на фиктивные счета и т. п.;

• кража информации из баз данных и компьютерных программ;

• преднамеренное искажение хранящейся в системе или же передаваемой ею информации;

• нарушение нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, включая их физическое повреждение или уничтожение.

По имеющейся статистике около двух третей всех крупных компьютерных преступлений в мире совершается с корыстными целями, около 20% — по политическим мотивам (шпионаж, терроризм и т. п.), а остальная часть — из мести, озорства и даже с познавательными целями.

Лица, совершающие такие преступления, могут быть условно разделены на следующие три основные категории:

• персонал фирм или других обслуживающих организаций, имеющий дело с информационной техникой и злоупотребляющий своим должностным положением;

• сотрудники организации, занимающие ответственные посты и вследствие этого имеющие достаточно широкие полномочия по доступу к информационным ресурсам вычислительных систем;

• удаленные пользователи информационно-телекоммуникационных систем, обладающие дополнительной информацией о деятельности тех организаций, по отношению к которым совершаются компьютерные преступления.

Действия компьютерных преступников, как правило, заранее обдумываются и тщательно готовятся. Поэтому они часто бывают весьма хитроумными, а их последствия тщательно маскируются и обнаруживаются лишь спустя некоторое достаточно продолжительное время.

В большинстве случаев компьютерные преступники ранее не имели уголовного прошлого и являются нормальными личностями, обладающими изобретательностью и любознательностью. Обычно это сравнительно молодые люди в возрасте от 15 до 45 лет, не удовлетворенные своим материальным положением или же социальным статусом. В их среде распространен так называемый синдром Робин Гуда, когда предполагается, что жертвами планируемого компьютерного преступления станут лишь обеспеченные люди и коррумпированная властная верхушка. Это является для потенциальных преступников определенным моральным оправданием своих действий.

В работе [107] рассмотрено более двух десятков способов совершения компьютерных преступлений. Самыми распространенными из них являются:

перехват информации при помощи различного рода подслушивающих, записывающих и других систем, размещаемых в непосредственной близости от центральных элементов информационно-вычислительной системы, встраиваемых в ее оборудование или программное обеспечение, а также действующих на расстоянии путем приема и анализа электромагнитных излучений, сопровождающих функционирование контролируемой системы;

• непосредственный несанкционированный доступ к. информационным ресурсам автоматизированных информационных систем путем использования уже имеющихся или же дополнительных собственных терминалов пользователей и принятых в данной системе паролей, коды которых удалось получить тем или иным способом.

Если перехват информации требует достаточно серьезного технического обеспечения преступной операции и поэтому чаще всего применяется в случаях политического или же промышленного шпионажа, то несанкционированный доступ к информации с обычного пользовательского терминала является существенно более простым способом, который может быть осуществлен в одиночку без какой-либо дополнительной технической оснастки. Именно этот способ и применяется сегодня в большинстве случаев компьютерными преступниками.

Поэтому для повышения эффективности современных систем разграничения доступа пользователей к наиболее ответственным информационным системам в последние годы стали применять такие методы, как автоматическая идентификация личности пользователя по его отпечаткам пальцев, а также по фотографиям, которые с этими целями специально хранятся в электронном виде в памяти системы.

Компьютерные преступления стали появляться в развитых странах в 70-х годах XX века, т. е. уже в начале развития процесса информатизации общества. Лидером здесь являлись Соединенные Штаты Америки, где было зафиксировано несколько случаев хищения довольно крупных сумм денег из банков, виновниками которых являлись их служащие. Аналогичные преступления наблюдаются и до сих пор в самых разных странах, в том числе — ив России.

Так, например, совсем недавно, в январе 2000 года, когда писались эти строки, российское телевидение передало сообщение об ограблении одного из банков в г. Новоуральске Свердловской области, совершенное компьютерным способом. Группе хакеров, в которой участвовал один из бывших сотрудников банка, удалось путем различных махинаций подделать электронную кредитную карточку и с ее помощью через компьютерную банковскую сеть похитить более 11 млн рублей.

По действующим в настоящее время российским законам за совершение этого преступления виновным грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.

Методы борьбы с информационной преступностью

Основными методами борьбы с информационной преступностью в настоящее время являются следующие.

1. Развитие правового регулирования и законодательства в информационной сфере, которые сегодня существенным образом отстают от темпов развития процессов информатизации. В результате этого многие новые информационные отношения в обществе развиваются стихийно, что создает благоприятные условия для различных правонарушений и развития информационной преступности.

2. Развитие и все более широкое комплексное применение организационных и инструментально-технических методов защиты информации и режимов функционирования информационно-телекоммуникационных систем.

3. Сертификация технических программных средств, используемых при создании информационно-телекоммуникационных систем, особенно когда эти системы создаются и используются в интересах федеральных или же региональных органов власти.

4. Подготовка и обучение специалистов для создания служб информационной безопасности в государственных, региональных, ведомственных и коммерческих структурах.

5. Организация специального информационно-справочного фонда и соответствующей постоянно действующей консультационной службы по проблемам обеспечения информационной безопасности личности, государственных и общественных структур.

6. Повышение уровня правосознания пользователей и владельцев информационно-телекоммуникационных систем и информационных ресурсов общества, которые должны быть заблаговременно ознакомлены с возможными информационными угрозами их безопасности, последствиями воздействия этих угроз и существующими в стране правовыми нормами в информационной сфере.

Таким образом, инструментальные меры, такие, как шифрование информации на абонентском уровне, а также различные методы разграничения доступа к информационным системам и информационным ресурсам, являются лишь частью того обширного комплекса мероприятий, которые должны обеспечивать информационную безопасность личности, общества и государства в условиях все более возрастающего уровня процессов информатизации [108, 109].

Существенное место в этих мероприятиях должны занимать меры правового регулирования в информационной сфере и воспитания общественного правосознания [НО]. Важная роль в решении этих проблем отводится системе образования и средствам массовой информации [111].