Собственность это кража прудон эссе

Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов. Примером может служить Робинзон Крузо.

который имел вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них, и поэтому его нельзя назвать собственником в полном смысле слова, по крайней мере, до появления Пятницы.

В обществах охотников и собирателей (палеолит.

мезолит ) понятия собственности сначала не существовало.

Но в неолите. после возникновения производящего хозяйства. частной собственностью стали орудия труда.

домашние вещи, жильё, скот. Позднее в частную собственность перешла и земля. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ.

При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

Следует обратить внимание на то, что во второй половине XX века новыми экономическими школами, а особенно занявшим доминирующее положение неоинституционализмом.

было обращено внимание не только и не столько на сами блага (ресурсы), сколько на возможности извлечения из них различного рода полезностей путем распоряжения или пользования ими.

[7] Классические отношения собственности — предоставление рабочим средств производства их собственником для пользования. Можно заметить, что утвердившееся суждение о том, что правовая природа собственности производна от экономической, означает, что право опосредует некие «экономические отношения собственности», закрепляет их.

Данные утверждения являются по существу вариациями на тему тезиса К.

Маркса об экономике как базисе, а о праве как надстройке. Этот тезис не потерпел крушения и продолжает жить в умах и трудах ряда ученых. В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент.

В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения.

[8] Речь идет не об «экономических отношениях собственности», термине экономико-социальной теории К.

Маркса. но об «экономической теории прав собственности», давно занявшей центральной место в современной экономической теории. [9] Традиционным является целостное рассмотрение генезиса собственности как в юридическом, так и в экономическом понимании. Собственность есть не только некое благо, но и пакет прав по использованию данного блага.

«право собственности — это еще и … важнейшая экономическая категория»

, что позволяет некоторым авторам говорить о первичности именно юридической ипостаси собственности перед ее экономическим отображением. [10] Кроме того, в современной экономической теории используется перечень, раскрывающий этот «пакет прав », который был подготовлен британским юристом А.

Оноре и является расширенным (по сравнению с классической отечественной триадой) перечнем правомочий собственника, состоящим из 11 элементов.

Собственность есть практически «идеальное» вещное право.

в нем в полной мере воплощается природа вещных прав. Вещные права, как явствует из их наименования, есть права, связанные с вещью.

опосредующие определенное отношение лица к вещи.

Легально собственность определяется весьма лапидарно лишь через традиционную совокупность составляющих ее правомочий. Собственнику, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения.

пользования и распоряжения своим имуществом.

Действительно, даже в римском праве. являющемся эталоном для каждого юриста, не было определения собственности. [11] Несмотря на все старания позднейших комментаторов, в особенности средневековых, относящихся к возрожденному ius civile (гражданскому праву в кодифицированной версии Юстиниана ) как к своего рода «писаному разуму» (ratio scripta), попытки отыскать единое определение собственности (своего рода философский камень цивилиста) не увенчались успехом.

[12] Наиболее аутентичным пониманием собственности остается представление о ней как о наиболее полном праве (власти) на свою вещь. Нельзя не вспомнить в этой связи известное объяснение собственности как наличного бытия свободной воли во внешних вещах, данное Г. В. Ф. Гегелем. [13] В указанной работе Г.

В. Ф. Гегель дал понятие собственности как позитивному, негативному и бесконечному определению вещи волей. Свободная воля является важной характеристикой собственности, как подчеркивал Б. Н. Чичерин. воля собственника свободна, но

«границы этой свободы полагаются таковой же свободой других»

[14] Согласно одной из точек зрения, право собственности не сводится к перечисленным в триаде правомочиям, так же как любая система не тождественна совокупности элементов. Как указывают некоторые авторы, можно выделить два момента в правах собственника: объективный (возможность совершать любые, с известными ограничениями, действия по отношению к имуществу) и субъективный (возможность совершать их по собственному усмотрению).

Перечисление же правомочий возможно объяснить как следованием законодателя российской цивилистической традиции, так и необходимостью все же каким-либо образом дать наиболее общее понятие о содержании собственности. При таком подходе считается важным не принимать объяснительно-структурное суждение за аподиктическое, а тем более за основание и сущность собственности.

Итак, собственность — это право наиболее полного господства над своей вещью. После рецепции римского права в Средние века один из основополагающих его принципов римского права — недопустимость двух (нескольких) прав собственности вступил в противоречие с существовавшим при феодализме одновременным «правом собственности» сеньора и вассала на один и тот же земельный участок. Феодальное право, подобно древнему римскому праву, не содержало четкого различия между правом собственности и другими правами на вещи, что создавало возможность сосуществования нескольких близких по содержанию имущественных прав собственности на одну и ту же вещь.

В связи с этим глоссаторами была разработана концепция «разделенной собственности», допускавшая и объяснявшая сосуществование двух или нескольких одноименных имущественных прав на одну и ту же землю (лен. феод ). В англо-американском праве существует система property rights (прав собственности), которая подобно феодальному средневековому праву допускает одновременное существование прав собственности, принадлежащих разным лицам, на один и тот же земельный участок (недвижимость ). Полное право собственности ( full ownership ) может существовать только в отношении движимых вещей.

а в отношении недвижимости признаются лишь различные более или менее ограниченные титулы ( titles . estates ), поскольку по традиционным (феодальным) представлениям «верховным собственником» земли может быть только суверен.

Кроме того, наряду с титулами по общему праву ( estates in law ) имеются и титулы по праву справедливости ( equitable estates ), которые могут одновременно находиться у разных лиц, но также касаться одного и того же земельного участка. [15] В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения. пользования. распоряжения.

эссе по микроэкономике

Задание 1. Эссе по «Микроэкономике» на тему : Собственность; экономическое понимание. Типы собственности.

Выбранная мною тема для написания эссе относится к экономике. Экономика – наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства.

Для более полного раскрытия темы собственности следует рассмотреть её экономические аспекты. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы. Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой — принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Каждому типу собственности соответствуют свои особые формы собственности.

Выделяются два типа собственности: частная и общая. Частная собственность предполагает, что отдельные лица относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного производства (ремесла, торговли и т.д.). Объектами частной собственности являются одежда, обувь, продукты питания и т.д., т.е. предметы индивидуального пользования. Общая собственность представляет собой совместное достояние, т.е. принадлежность тех или иных объектов семье, общине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности с учетом личных, коллективных и государственных интересов. Общая собственность может переходить в частную собственность и наоборот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, собственность жены (приданое) вливается в общую собственность.

Данная тема говорит нам о том, что понятие «собственность» вошло в обиход задолго до возникновения экономической теории. Собственность воспринималась людьми как имущественное отношение, которое было основано нормами морали, обычаев, т.к. мы не крадем собственность не потому, что боимся уголовной ответственности, а потому что противоречит морали.

Я считаю, что в экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. Собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.

Эссе собственность это

Что такое собственность или иследование о принципе права и власти. Страницы. Что такое собственность? Знаменитый афоризм Прудона: . Например, в средние века мысль Прудона была высказана Гейстербахом в его гомилиях: .

О собственности как о краже говорил деятель французской буржуазной революции Жан Пьер Бриссо в работе, опубликованной в 1. Правда, справедливости ради следует отметить, что сам Прудон сопроводил свой афоризм рядом оговорок, лишив его тем самым той остроты, которой он обладает при внеконтекстуальном прочтении. Оказывается, что, по Прудону, лишь крупная собственность есть кража, собственность же в умеренном — . Истребление крупной частной собственности предпринимается Прудоном с целью установления всеобщей справедливости, которая, в свою очередь, достижима только на основе всеобщего равенства.

Свобода, понимаемая Прудоном как отсутствие государственности, или анархия, возникает в результате ликвидации имущественного неравенства (источника и причины всех остальных видов неравенства). Достигнуть этот идеал можно лишь путем разрушения государства и превращения его в экономическую структуру, обеспечивающую всем членам общества равное право на труд и равную долю общественного продукта. По мнению Прудона, современное государство сознательно поддерживает, оберегает и культивирует неравенство, то есть, проще говоря, защищает . Долой такое государство! А поскольку всякое государство именно таково, то долой и государство вообще! За сто с лишним лет, прошедших со дня смерти Прудона, наука, в том числе и социально- экономическая наука, продвинулась далеко вперед, поэтому в поисках . Для нас актуальность Прудона заключается в ином.

В свое время он оказал достаточно сильное влияние на целый ряд крупных русских мыслителей, начиная с Герцена и кончая Кропоткиным. Анархические идеи, в том числе и Прудона, были популярны в России в первые десятилетия XX в. Глубокие корни в России пустила и идея прогресса, сторонником которой был среди прочих и Прудон. Многие педагогические идеи Прудона усвоил Л. Толстой и пытался претворить их в жизнь на практике в своей яснополянской школе. Поэтому знакомство с сочинениями Прудона необходимо и тем, кто занимается историей русской мысли. В советское время Прудона практически не издавали.

Лишь в 1. 91. 9 г., видимо стараниями русских анархистов, была второй и последний раз издана его книга . Поэтому все, что знает современный русский читатель о Прудоне, ограничено исключительно . Пытаясь осмыслить свое далекое и недавнее прошлое, мы вынуждены обращаться к сочинениям мыслителей того времени. Прудон был наследником идей Великой французской революции во всем их величии и со всеми их заблуждениями. Идеи Прудона, конечно, во многом устарели, но не устарели и не могут устареть идеалы, его вдохновлявшие.

Конечно, сегодня мы иначе, чем Прудон, понимаем свободу, равенство, братство, справедливость, мир, любовь, но других положительных социальных идеалов у человечества все равно нет. Стремясь к их воплощению, человечество совершало массу ошибок, а иногда и преступлений. Чтобы избежать первых и не соблазниться вторыми, нужно знать их историю. Пожалуй, именно в этом кроется актуальность для нас Прудона.

В 1840 году, где доказывал, что » собственность — это кража &quot. Маркс дал критику идей Прудона в своей книге «Нищета философии» (1847г.). Это лозунг революций», — писал Прудон и был совершенно прав. Того же взгляда&nbsp.

Уже в первой же главе трактата «Что такое собственность?» автор излагает основной вывод всего произведения — » собственность — это кража &quot. Пьер Жозеф Прудон на Викискладе. Pierre-Joseph Proudhon; 15 января 1809 — 19 января 1865) — французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог.

Прудон, политический деятель). Весьма философская тема, посмотрите лучше сразу на соответствующем сайте, по эссе: Прудон : « Собственность — это кража!»: Обличая нетрудовые доходы, критики капитализма не избегали хлестских выражений. Знаменитый афоризм Прудона: ‘Собственность есть кража’ . Например, в средние века мысль Прудона была высказана Гейстербахом в его гомилиях: ‘Всякий богатый есть вор или наследник вора’*.

Уже в первой же главе трактата ‘Что такое собственность?’ автор излагает основной вывод всего произведения — ‘собственность — это кража’. Эта концентрированная мысль стала как бы визитной карточкой Прудона.

Прудон: «Собственность — это кража!»: Обличая нетрудовые доходы, критики капитализма не избегали хлестских. Трактовка собственности и теории конструированной стоимости П. Прудона. Пьер Жозеф Прудон (1. Прудона. Пьер – Жозеф Прудон (1. Так, теоретической базой реформ стала теория «конструированной стоимости». ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИНачнем рассмотрение данного вопроса с понятия «собственность». Ах, уж эта собственность!

В первом случае мы говорим «моя собственность» или «его собственность». Побольше бы этой собственности! Может быть, вы думаете иначе? Ти- пы и формы собственности. Собственность – это отношения между людьми, классами, группами, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, усло- вий производства, созданных жизненных благ.

Их участники могут взаимодействовать только с помощью перевода и принципиально не могут образовать органичного научного единства. Вопрос в данном случае в том, как будет сбалансирован преподаваемый материал, по научным направлениям или по учебным курсам. В отношении классической экономической теории и «эконо- мико Кто все это купит? Россия, наконец, имеет антикризисный план. Более того: правительство признало факт кризиса, объявив о том, что он распространился уже много дальше финансовой сферы.

Теперь фондовый рынок оживляется в трепетной надежде на скорое возвращение «добрых времен». Не ясно только одно: куда направится сбыт. Обвинения в Как это выглядит в работе? К примеру «Ситибанк» – отечественный филиал транснациональной корпорации – расформировывая одно территориальное отделение и создавая другие, просто увольняет опытный персонал и набирает новый, необученный. Это вместо того, чтобы переводить людей в новые подразделения. О подобном просто не считают необходимым думать.

Одновременно сотрудникам не хватает компьютеров, на что не раз жаловался профсоюз Как на это реагируют власти? Поддержание финансового сектора – остается приоритетным для чешского государства. Однако, получая кредиты, банки не спешат выдавать их местным промышленным предприятиям, сталкивающимся с сокращением заказов. Проблемы есть в горнодобывающей промышленности, машиностроении, пищевой и легкой индустрии, а также и в строительстве.

Все это пока стараются скрыть. Власти Чехии расходует средства Насколько это дорого — остановитьинфляцию? В начале этой главы мы ставили вопросы: почему кначалу 8. Соединенных Штатахдостигла таких высоких темпов и почему правитель- ству так и не удалось остановить ее в короткие сро- ки? Ответ на первый вопрос не представляет труда; не было серьезной политической воли или необхо- димого единодушия, чтобы предпринять решитель- ную атаку на инфляцию. Во многом это объясняет- ся тем, что Что все это означает в макроэкономическом плане? Мировой экономический кризис начался – это теперь можно сказать с полной уверенностью.

Еще осенью 2. 00. Предполагалось, что для России он должен открыться не позднее, чем через 1. Для глобальной экономики его начало относилось нами на более ранний период. Чем вы. это объясняете? Чем вы это объясняете? Каковы равновесные цена и количество биле- тов?

Статья в «The New York Times» (Oct. Франции. В статье отмечалось, что «многие ру- ководители испытывали головокружение от вы- соких цен на шампанское. Но они опасались, что Физический износ основного капитала — это потеря им потребительной стоимости. Моральный износ — это потеря стоимости по двум причинам: 1) создание аналогичных, но более дешевых средств труда; 2) выпуск более производительных средств труда при той же цене. Учет физического и морального износа имеет большое значение для установления норм амортизации.

Напишите пожалуйста эссе на тему»Что такое собственность»

Ответы и объяснения

  • 22помощь22
  • середнячок

Собственность – это принадлежность объектов, средств и продуктов производства юридическим и физическим лицам. Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

1. Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения) , описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику) , составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. [1]
2. Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. [2] В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности [3], при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ) , муниципальная и частная собственность [4].
3. Гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
4. Имущество — непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности. [5][6]

Собственность проявляется через право собственности — комплекс отношений владения, распоряжения, пользования объектами собственности, ответственности за их сохранность и рациональное применение.

Собственность это кража эссе

Эссе: собственность это кража

7 вер. 2011 — повідомлень: 20 — авторів: 9 Основной момент в этой фразе «Собственность есть кража» заключён не в. Украл). Ю.Латынина считает, что это не. Цитата. «Что такое собственность?

Это — кража». Собственность есть, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого. Одной из первых работ Прудона стал трактат «Что такое собственность.

излагает основной вывод всего произведения — «собственность — это». 7 січ. 2011 — 1 повідомлення — 1 автор Что такое собственность? или Исследование о принципе права и.

С одной стороны, он заявлял, что «собственность — это кража».

Другой автор сказал. «Собственность-это кража, пока она не моя.

Помогите написать эссе на тему:»Всякий стоящий у государственной власти обязан. Эссе – это краткая научная работа, в которой школьник должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие. «Собственность – это кража».

— тайное хищение чужого имущества, одно из преступлений против, предусмотренных российским уголовным законом [1].

Квалифицирующими признаками кражи являются случаи ее совершения: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; в) с причинением значительного ущерба гражданину; г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем. К числу особо квалифицированных видов краж относится, совершенная с незаконным проникновением в жилище либо в крупном размере. Наконец, наиболее опасной по УК РФ является, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что — наиболее распространенное преступление из совершаемых в России.

На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике и предпринимательской деятельности.

1. Раскрыть экономический и правовой смысл понятия «собственность».

2. Способствовать формированию относительно целостного представления об экономической сфере общественной жизни, регуляторах деятельности людей в этой сфере.

3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; умение адекватно передавать содержание текста; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учебник, рабочая тетрадь, схема «Формы собственности». План изучения нового материала

1. Имущественные отношения.

3. Формы собственности.

4. Защита права собственности.

Варианты организации учебной деятельности

В начале урока проводится беседа по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Первый раздел может быть рассмотрен в процессе беседы по следующим вопросам: чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? приборы в кабинете физики? телевизоры, компьютеры и иная техника? Кто пользуется этим имуществом? Какие отношения возникают между вами и владельцем школьного имущества?

Чьим имуществом являются письменные принадлежности? Какие отношения по поводу этих принадлежностей складываются между владельцем ручки, тетради и т. д. и другими учениками класса? Если вы утверждаете: «Это моя ручка», может ли другой ученик сказать об этой ручке то же самое?

Какие отношения по поводу имущества складываются на транспорте между владельцем транспортного средства и пассажирами?

Какие отношения складываются между должником и человеком, который дал ему деньги взаймы?

Вы покупаете книгу. Какие отношения возникают между вами и продавцом?

Каждый ли человек владеет каким-либо имуществом?

Учитель корректирует ответы школьников и в завершение обсуждения привлекает внимание учащихся к выводу, предложенному в конце раздела. При этом необходимо отметить многообразие существующих в обществе имущественных отношений.

2. Изучение второго вопроса учитель начинает с определения понятия «собственность»: «Собственность — это принадлежность экономических благ (как материальных, так и интеллектуальных) определённым лицам (отдельным людям, организациям, предприятиям, государству). Собственник обладает правом владения, пользования и распоряжения этими экономическими благами». Термины, выделенные курсивом, следует объяснить учащимся и проверить их понимание.

Следует учитывать, что в различных экономических изданиях используются иные определения понятия «собственность»:

«Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определённым лицам — индивидам или коллективам — в определённых исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности».

«Собственность — система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом, собственность — это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность».

«Собственность — принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определённым лицам; юридическое право на такую принадлежность, на владение, использование и распоряжение объектом собственности. Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела собственности».

Познакомив школьников на основе содержания раздела с различными взглядами на собственность, учитель предлагает учащимся выделить ключевое слово в экономическом определении собственности, представленном в тексте учебника. Можно предположить, что школьники дадут верный ответ: это слово — «принадлежность». Целесообразно подчеркнуть, что отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если определённые ресурсы принадлежат только конкретному лицу, то они не являются собственностью других лиц.

Вопрос о праве собственности учащиеся могут изучить самостоятельно по тексту учебника, начав с документа — ст. 35 Конституции РФ. При этом следует пояснить, что, во-первых, в этой статье речь идёт только о частной собственности, которая является преобладающей в рыночной экономике; во-вторых, основным актом гражданского законодательства, регулирующим отношения собственности, является Гражданский кодекс.

Для организации самостоятельного изучения учебного текста целесообразно заранее записать на доске вопросы, которые должны уяснить для себя учащиеся: что такое собственность? Что означает владение имуществом? пользование имуществом? распоряжение имуществом? (Учащимся предлагается также ответить на вопросы, поставленные в учебнике сразу после определения понятия «распоряжение».) Кто может быть субъектом собственности? Чем понятие «физические лица» отличается от понятия «юридические лица»?

Целесообразно поручить учащимся выделить в тексте параграфа краткие определения терминов: право собственности, владение, пользование, распоряжение имуществом, физическое лицо, юридическое лицо.

3. Возможный вариант изучения третьего вопроса — работа учащихся с соответствующим разделом и схемой « Формы собственности ».

Требует проверки понимание терминов «субъекты собственности» и «объекты собственности». В первом случае мы получаем ответ на вопрос «Кому принадлежит собственность?», во втором — на вопрос «Что принадлежит собственнику? ».

Основные субъекты собственности названы в учебнике: это физические лица, юридические лица (в том числе религиозные и общественные организации), государство (т. е. РФ и её субъекты), органы местного самоуправления. На уроке целесообразно привлечь внимание учащихся к фиксирующей субъекты собственности ст. 212 Гражданского кодекса РФ, которая представлена в рабочей тетради. При этом можно предложить школьникам сделать схему, отражающую содержание этой статьи.

Что касается объектов собственности, то их бесчисленное множество, однако важно обратить внимание учащихся на указанные в учебнике объекты собственности, которые не могут принадлежать гражданам (различные виды оружия и т. п.), а также на объекты собственности, принадлежащие исключительно РФ (ресурсы континентального шельфа, государственная казна и т. п.).

Затем учитель переходит к рассмотрению форм собственности, закреплённых Конституцией РФ. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что правовые нормы, изученные в данной теме (статьи Конституции РФ и Гражданского кодекса) были приняты лишь после начала 90-х гг. XX в. До конца 80-х гг. в стране существовали лишь государственная и кооперативная формы собственности. Частная собственность не считалась законной. Произошедшие в 90-х гг. изменения и принятые законы способствовали становлению в стране рыночной экономики.

Поскольку процессы приватизации продолжаются, целесообразно, используя Интернет, привести новейшие данные о формах собственности в российской экономике.

4. Основания для приобретения права собственности перечислены в учебнике. Учитель предлагает учащимся привести, опираясь на собственный опыт, примеры, иллюстрирующие каждую из шести названных в тексте позиций. Законные основания возникновения права собственности противопоставляются незаконным, уголовно наказуемым (кража, грабёж, мошенничество и т. п.). Освещая эту часть раздела, учитель опирается на статьи главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РФ.

Желательно раскрыть и моральный аспект хищений чужой собственности. Учащимся предлагается самим рассказать об отношении к фактам покушения на чужое имущество. Это отношение можно показать на примере русских пословиц: «Воровство — последнее ремесло», «Вор ворует, а мир горюет», «Вора помиловать — добро погубить», «За своё постою, а чужого не возьму», «На чужой каравай рот не разевай». Христианская мораль запрещает воровство, посягательство на чужую собственность. Таким образом, правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против собственности, опираются на тысячелетний опыт человечества, на устоявшиеся моральные правила.

Желательно в конце урока организовать работу учащихся с заданием 3 рубрики «В классе и дома» и обсуждение результатов его выполнения.

Домашнее задание: § 19 учебника; задания рубрики «В классе и дома»; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя). Учащимся, желающим получить дополнительные знания по этой теме, можно порекомендовать пособие для чтения: Липсиц И. В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учеб, для 7—8 классов. — М., 2004. — Гл. 29, 30, 31. Литература для учителя

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 6.

Кашанина Т. В. Право и экономика: учеб, пособие для 10—11 кл. / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. — М., 2000. — Кн. 2. — Гл. 3.

Каверин Б. И. Обществознание: учеб, пособие / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 4 — § 4.10.

Экономика: учеб, для вузов / под ред. Е. Н. Лебедевой. — М., 2003. — Гл. 3.