Рубрикатор

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года

Свод законов о труде РСФСР 1922 года. (кзот).

Накануне дней отдыха, рабочий день сокращался на два часа.

Отпуск по беременности — два месяца до рождения, два месяца после.

это по старому кодексу.

отменялась всеобщая трудовая повинность. -по новому.

трудовые отношения возникали в результате заключения трудового или коллективного договора.

положение кодекса распространялось на все предприятия и на всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение.

трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона нанимающийся предоставляет свою рабочую силу другой стороне нанимателю за вознаграждение. закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсации и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

труд несовершеннолетних и женщин.

нормативы рабочего времени были точно такими же, как в кодексе 1918 года.

коллективные договоры являлись соглашением заключаемым профсоюзом, как представителям рабочих и служащих, которая устанавливала условия найма и труда для отдельных предприятия и учреждений или их групп.

дела о нарушениях законах о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном либо в примирительном порядке. (третейские суды, расценочно-конфликтные комиссии).

кодекс вместо социального обеспечения (1918 год) вводил социальное страхование на государственных, общественных, копперативных, арендых, смешанных и чатсных предприятиях, учреждениях , хозяйствах и для частных лиц.

социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица. кодекс предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. нормы действовали до принятия нового трудового кодекса в 1972 году.

Соборное уложение 1649 года кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648 1649 гг после восстаний в Москве и других городах России

Соборное уложение 1649 года

Соборное уложение 1649 года – кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором 1648 – 1649 гг. после восстаний в Москве и других городах России. Принятие соборного уложения явилось важной вехой в развитие самодержавия и крепостного строя. Оно отвечала интересам господствующего класса дворян и оставалась основным законом вплоть до первой половины XIX века.

1 сентября 1648 года в Москве начал работу Земский собор, на котором в январе 1649 года было принято Соборное уложение. Оно завершила долгий процесс складывания в России крепостного права. Со времени киевской Руси существовали категории несвободных крестьян (закупы, рядовичи). Ещё Судебник 1447 года ограничил переход крестьян на другие земли двумя неделями в году (до и после Юрьева дня, т.е. 10 декабря), ввёл плату за «пожилое», который крестьянин должен был уплатить феодалу, уходя с его земли.

В 1581 году были ведены так называемые «заповедные лета», когда переход крестьян запрещался. В 1592 году было окончено составление «писцовых книг», в 1597 году был введён пятилетний срок розыска беглых крестьян, бежавших после 1592 года. 1607 году он был увеличен до 15 лет. Наконец, 1649 году Соборное уложение окончательно закрепило крестьян.

Соборное уложение состоит из 25 глав, разделённых на статьи. Общее число статей – 967. Для удобства главам предшествуют подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей.

Уложение начинается предисловием, в котором утверждается, что оно составлено по государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людям от большого до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна. Составление Уложения было поручено боярину Никите Ивановичу Одоевскому «а для того своего государева и земского великого царственного дела» постановлено выбрать «добрых смышленых людей» 3 октября 1649 года царь вместе с Думой и духовенством слушал Уложение, а выборным людям оно было «чтено». Со списка Уложения был «списан в книгу, слово в слово, и тое книге напечатана сия книга».

^ Соборное уложение в исторической литературе.

Соборное уложение 1649 года относится к числу важнейших исторических памятников феодальной России. Принятое на земском соборе 1648 – 1649 году оно также было напечатано в Москве тиражом тысяча двести экземпляров, после чего не переиздавалось и ещё в 30-х годы XIX века было включено в полное собрание законов. Российской Империи. Таким образом в течение почти двухсот лет Соборное уложение, конечно дополняемое и изменяемое новыми законодательными актами самодержавие, официально рассматривалось в качестве действующего законодательства.

§1. Созыв Земского собора 1648 – 649 года, обсуждение и принятие уложения 1649 года.

В июле 1648 году московские дворяне жильцы, а также дворяне и дети боярские других городов, иноземцы, гости, купцы суконной и гостиной сотен, торговые люди сотен и слобод подали царю челобитную, в которой просили созвать Земский собор. В челобитной они предлагали включить в состав собора представителей духовенства, боярства, Дворянства не только Москвы, но и других городов страны. На соборе эти представители хотели «бить челном государю о всяких своих делах» и предложить издание новой «Уложной книги». Служивые люди Русского государства требовали пересмотра существующего законодательства, в первую очередь по вопросу о службе, землевладений и судопроизводстве.

16 июля 1648 г. состоялось государственное совещание, на котором было решено составить новый свод законов русского государства по названием «Уложение», с последующим его рассмотрением и утверждением на Земском соборе. Жестоко расправившись с руководителями городского восстания, царь опубликовал указ о том, что он «отложил» взыскание недоимок и правеж и 1 сентября 1648 года согласно требованию дворянства и торговых людей созывает Земский собор.

Создать Соборное уложение было поручено специальной комиссии во главе её Н.И.Одоевский и членами – князю С.В.Прозоровскому , окольничему князю Ф.Ф.Волконскому, дьякам Г.Левонтьеву и Ф.Грибоедову. Комиссия в очень короткий срок собрала из разных источников – два с половиной месяцев – систематизировала их в известном порядке и присоединила к ним некоторые статьи, написанные заново на основе челобитных. Так был создан проект Уложения.

29 января 1649 года является днём вступления нового кодекса в силу. Об этом свидетельствует заключительная запись в Соборном Уложении об окончании работы над законом царя Алексея Михайловича «лета 7157 (1649 года) (января) в 29 день».

1. В.И.Ленин, сочинение том №3, страница 329.

2. «Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года», Москва, 1957 год, Предисловие.

3. П.П.Смирнов. Посадские люди и классовая борьба в XVII веке, том №1 1947 год.

4. К.А.Софроненко «Соборное Уложение 1649 года – кодекс русского феодального права. Москва – 1958 год.

Соборное Уложение в исторической литературе, и правовое положение классов по уложению.

Почти одновременно с Соборным Уложением 1649 года правительство царя Алексея Михайловича издаёт значительным по тем временам тиражом (печатный военный устав) – «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».

В след за Соборным Уложением оно вводит в действие так называемый Торговый устав 1653 года, а затем Новоторговый устав 1667 года.

Каждый приказ в качестве органа государственного управления имел собственную книгу, в которую вписывались всё вновь выходившие законы и постановления, относившиеся к кругу деятельности его ведомства. В книгах били записаны готовые уложения с подробным указанием на отменные и изменённые законы, а также доклады приказов, не внесённые ещё в рассмотрение боярской думы, но включавшие случаи, не предусмотренные законом и потому необходимые для написания новых статей.

В.Н.Сторожев5 доказал, что содержание указанной книги Поместного приказа почти целиком, без изменений вошло в XVI – XVII главы Уложения.

Правовое положение классов по уложению

Класс феодально-зависимых людей.

Помещики: царская власть закрепляла за землевладельцами право монопольного владения земель и крепостными крестьянами, их права и привилегии по службе в органах государственной власти и управления.

Как уже говорилось, самым крупным землевладельцем был сам царь. В XVII веке царский домен исчислялся многими десятками тысяч десятин земли с дворцовыми и чернотягловыми сёлами и деревнями.

Царское правительство предоставило помещикам менять поместье на поместье, но для этого было необходимо «бити челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе». Меновая сделка санкционировалась царём. Устанавливается принцип мены поместий – «четверть на четверть», «жилое на жилое», «пустое на пустое», «нежилое на пустое».

Помещики, находившиеся в плену от 10 до 20 и более лет, по возвращению из плена имели право просить царя о возврате принадлежащих им поместий отцов, если таковые поступили уже в поместный указ для раздачи.

Поместья, принадлежавшие «иноземцам», разрешалось перепродавать людям из других государств. Поместья, принадлежавшие русским землевладельцам, передавать иностранцам запрещалось.

Вотчинники: В Уложении отводится ряд статей, посвящённых вопросу вотчинного земельного владения. Вотчина являлась также как и поместье, феодальным земельным владением, владелец которого был связан со службой царю, но в отличие от поместья вотчина передавалась по наследству, её можно было купить. «Порозжия земли» в Московском уезде продавались с разрешением царя в вотчину. Такие же вотчины можно было приобрести в Дмитрове, в Рузе, в Звенигороде за счёт пустопорожних земель. Лица, которые приобретали земли по договору купли продажи, имели право владеть купленными вотчинами по купчим, и не только сами, но и их жёны и дети.

Купленные вотчины можно было продать, заложить и дать в приданное. Вотчинники могли были продать свои родовые, купленные и выслуженные вотчины, выдав новому владельцу купчую и записав её а Пометном приказе за приобретателем. Если вотчинник не записывал «воровством своим» проданной вотчины в Поместном приказе за новым владельцем, а потом оформляли продажу этой же вотчины вторично, но подвергался жестокому наказанию – «при многих людех у приказу бити кнутом нещадно».

Владельцу вотчины предоставлялось право заложить выслуженною или купленную вотчину на определённый срок « и закладную кабалу на себя дать». Однако выкупать её он должен был только в срок; при предъявлении иска на выкуп вотчины по истечении срока в иске вотчиннику отказывали, а заложенные на выкуп ему не давали. Заложенные вотчины переходили во владение залогодержателя – «у кого они в закладе будут».

Право наследования вотчины предоставлялось сыновьям умершего вотчинника. Но ни один сын без согласия братьев не мог ни продать, ни заложить вотчину, если же было необходимо сделать это, — то «всем же вопче».

Жена имела право владеть родовыми или выслуженными вотчинами, если у неё не было сыновей, и то только до своей смерти. Продавать вотчины, заложить или «по душе отдать» она не могла. После её смерти вотчины переходили в род вотчинника.

В главе IX «О мытах и о перевозе, и о мостах» феодальная собственность на землю распространяется и их угодья, входящие в состав вотчины или поместья.

Важное значение имеет глава XIX Уложения «О посадских людях».

Ликвидацией частновладельческих слобод, возвращение закладчиков» и «беломестцев» в тягло и последующим массовым сыском беглых посадских людей, Запрещением крестьянами держать в городах лавки для торговли (им разрешалась торговля с возов и стругов) правительство удовлетворило основное требование челобитных. Интересам торговцев отвечали и постановления главы «четыре».

§2. Кодекс Русского феодального права. Причина создания нового источника права и краткая характеристика нового источника права.

Экономическое и общественно политическое положение русского государства середины XVII века

Издание Соборного Уложения 1649 года относится ко времени господства феодально-крепостнического строя. Характеризуется этот период укрепления и развития русского центрального многонационального государства, В.И.Ленин указывал, что к XVII веку произошло действительное слияние всех областей, земель и княжеств в одно целое. «Слияние это вызвано было не родовыми связями.. и даже не их продолжением и обобщением: оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок».1.

К этому времени уже сложились основные черты барщинного хозяйства. Вся земля данной единицы земельного хозяйства, то есть данной вотчины, разделялось на барскую и крестьянскую; последняя отдавалась в надел крестьянам, которые (имея и другие средства производства, например, лес, иногда скот и т.п.) своим трудом и своим инвентарём обрабатывали её, получая с неё своё содержание.

В.И.Ленин отмечал, что для существования системы барщины необходимы были следующие условия:

Во-первых, господство натурального хозяйства, Крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

Во-вторых, для таково хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производитель был наделён средствами производства вообще землёю в частности; чтобы он был прикреплён к земле, так как иначе помещику не гарантированны рабочие руки.

Третьим условием этой системы хозяйства являлась личная зависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой властью над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделённого землёй и ведущее своё хозяйство.

И, наконец данная система хозяйства основывалась на крайне низкой рутинной технике, ибо ведение хозяйства было в руках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимостью и умственной темнотой.1.

Экономический строй в Русском государстве середины XVII века отличался господством крупного, среднего и мелкого землевладения во главе с дворцовыми вотчинами царя Алексея Михайловича. Свыше 17 тысяч гектаров земли царских вотчин, расположенных вокруг Москвы давали около 35 тысяч четвёртого одного только хлеба, который шёл на содержание двора, стрелецкого войска, конюшенного приказа. Вотчинные земельные владения одного из самых богатых бояр – Морозова, находившиеся в Нижегородской земле и примыкавшие к основным торговым путям на Волге, были тесно связаны с рынком. Поташ и соль, производившееся в вотчинах, отправлялась главным образом на рынок. Сельскохозяйственные продукты, присылаемые из вотчины в Москву, полностью удовлетворяли потребности барского двора.

В первой половине XVII века расширяют крупные вотчинные землевладения бояр и монастырей и в особенности поместные владения дворянства. Этот рост происходил не только за счёт пожалований царя, сколько в основном, за счёт захвата землевладельцами крестьянских волостных земель (на Севере, юге, в Поволжье). В среднем течении Волги возникали с развитым промысловым хозяйством. Вотчинники и помещики центральной части страны стремились расширить барскую запашку, урезая участки надельной крестьянской земли. Такое расширение барской запашкой и увеличение земельных владений влекло за собой ещё большую эксплуатацию крестьян. Дворянство в период получило право «припускать» к владению поместьем своих сыновей при условии, если они способны нести государственную службу.

Одновременно возникает «мелкопоместный», «беспоместный» и «пустопоместный» служивый люд, который тоже стремился приобрести земельные владения в форме пожалования за службу царю, но больше всего на счёт захвата земель «чёрных волостей» крестьянских и посадских тяговых людей.

Этот процесс одновременно роста крупного и мелкого землевладения феодалов-крепостников сопровождался борьбой за закрепление права наследование землевладений, с одной стороны, и за закрепощение всех слоёв крестьянства – с другой.

Крепостные крестьяне являлись главной производительной силой хозяйства. Помещики не располагали достаточным количеством крепостных крестьян, а вотчинники не редко сманивали и скрывали беглых крестьян. Это вызывало постоянную борьбу помещиками и вотчинниками за крепостных крестьян как рабочую силу. Многие помещики, «государевы служивые люди»», монастыри, пользуются тем, что они освобождали от тягла (беломестцы), скупали во дворах дворы купцов и ремесленников, захватывали землю посадских тягловых людей, открывали силами своих крепостных торговые дворы, промыслы и, конкурируя, таким образом, с городскими людьми, ещё больше отягощали жизнь посадского населения.

Развитие товарно-денежных отношений сказывалось на связи вотчинников и помещиков с городами и их влияние на крепостное хозяйство.

Соединение земледелия с ремеслом, нашедшие выражение в двух его формах, имело место в России XVII века.

Рост ремёсел и мануфактур вызвал дальнейшее развитие внутреннего рынка, но торговля полностью не была отделена от ремесла. Ремесленники одновременно являлись и продавцами своего товара. В Московском посаде таких торговцев-ремесленников было около 50 процентов. Из городского посадского населения выделялось крупное купечество – гости, купцы гостиной и суконной сотен, имеющие торговые дворы, лавки не только в Москве, но и в Архангельске, Нижнем Новгороде. Казани, Астрахани и других городах.

Мелкий военный «люд»: стрельцы, пушкари, воротники и пр. – был также недоволен экономической и финансовой политикой правительства. За свою службу эти люди получали небольшое денежное жалование и хлебное жалование. Основным источником их существования были промыслы. Поэтому они всегда готовы подержать выступления посадских людей против фискальной политики и административного произвола местных городских властей.

В связи с недостатком земельных владений и «скудостью государственного жалования» выражал своё недовольство и «мелкий служивый люд».

Всё это привило к тому, что посадское население Москвы в 1649 году подняло восстание против эксплуатации и притеснений местной городской административной власти, требуя выдачи Плещеева, руководившего земским приказом, Трахианотова, ведавшего некоторыми разрядами служивых людей. Чистого предполагаемого инициатора соляного налога, и боярина Морозова, руководившего всей внутренней и внешней политикой.

Как говорит летописный материал, восставшие «разбивали» дворы боярские и купеческие.

Соборное Уложение 1649 года – кодекс феодального права. К.А.Софроненко., Москва 1958 год.

Текст. Соборное Уложение 1649 года

Соборное Уложение 1649 года. Тихомиров., и Епифанов.,

^ Класс феодально-зависимых людей.

Крестьянство: Ещё задолго до утверждения Уложения царским законодательством было отменено право крестьянского перехода или «выхода». На практике это право не всегда могло применяться, так как существовали «урочные» или «указные лета» для предъявления сыска беглых, сыск беглых являлся в основном делом самих владельцев; оставался не решённый вопрос о крепостном состоянии семьи крестьянина; детей, братьев, племянников. Крупные землевладельцы в своих вотчинах укрывали беглых, и пока помещики предъявляли иск о возврате крестьянина, истекал срок «урочных лет». Вот почему основная масса людей – дворянство – в своих челобитных к царю требовали отмены «урочных лет».

Эта отмена была проведена Уложением 1649 года. Вопросы, связанные с окончательным закрепощением всех слоёв крестьянства и полным лишением их общественно-политических и имущественных прав, нашли своё отражение в главе XI Уложения.

В статье 1, главы 11 устанавливается перечень феодалов-крепостников, которым закон предоставляет право эксплуатировать крестьян: патриархи, митрополиты, стольники, стряпчие, дворяне московские, дьяки, жильцы и «за всякими вотчинники и помещики».

Впервые в истории русского законодательства Уложение, предоставляет право крепостникам закрепощать членов семьи крепостного крестьянина.

Холопы и кабальные люди: В Уложении этому вопросу посвящена главным образом XX глава. Из содержаний статей этой главы, а также глав 10, 12, 14 и другие видно, что правовое положение холопа и кабального человека постепенно уравнивается. Законодательство 1649 года признаёт лишь один вид холопства – холопство кабальное. Например во главе XX (статья 7) говорится о том, что лиц, которые «учнут бить челом в холопство», доказывая при этом, что они вольные, нужно сначала расспросить, а затем провести в Холопий приказ и только здесь, после выяснения социального положения лица, разрешалось давать на них «служивые кабалы». Некоторые статьи «Русской правды» о происхождение холопства записаны в Уложении 1649 года. «А кто будет в такой крепости и холопстве написан: и те люди по рабе холоп и по холопе раба»*. В ряде статей Уложения говорится о «старинных холопах», кабальных и просто холопах. Хотя всё же различает их.

Крепостникам предоставлялось право отпуска холопов. Если крепостник при жизни или по завещанию после смерти отпустил на волю «стариннаго своего холопа или рабу», наследника крепостника – дети, братья, племянники – не должны предъявлять иска к отпущенным на волю холопам*. Холопам, освобождённым от холопства со смертью господина, с отпускными грамотами на руках, в Холопьем приказе, после расспроса и снятия копии с отпускной грамоты, разрешалось «давать служивые кабалы», но к кабальной грамоте необходимо было «клеити» отпускные за подписью дьяка. Кроме того, требовалось в отпускных грамотах указывать «приметы» кабального человека или холопа, чтобы в случае споров можно было установить личность.

Холоп мог освободиться от холопства и тогда, когда он в бою попал в плен. После освобождения из плена он по закону «старому боярину не холоп». Ради «полонскаго терпения» ему возвращалась семья, жена и дети, за исключением тех случаев, когда дети холопа дали на себя кабалу «и иные крепости», обязывающих их оставаться в холопстве своих господ. Но если холоп добровольно перебежал «в иное господарство», то возвратившись обратно, он « старому Боярину холоп по старому холопству. Освобождение от холопства могло быть в голодные годы, когда крепостники прогоняли их со двора, не давая им на руки отпускных. В этих случаях холопы могли жаловаться в Холопий или Судный приказ, приказные судьи которых проводили следствие на местах, и если все материалы подтверждались, то закон отказывал феодалам в их исках на бывших холопов.

Если дети кабальных людей долгие годы, жили без заключения кабальной грамоты, их владельцы независимо от их желания должны были на этих холопов «кабалы дати и в неволю».

Вольные люди могли жить «из воли», то есть по своему желанию наниматься на работу, оформив наём письменным документом с указанием в нем срока. Уложение говорило, что этот документ не должен быть кабельной грамотой.

Посад тяглые люди: Существенно изменилось правовое положение и посадских людей. Составители Уложения, вынужденные после восстания 1648 года пойти на уступки посаду, ликвидировали так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, промыслами промышляли и лавками владели, а податей государю не платили и «служб» не служили. Все эти слободы с их населением были взяты на Государя тягло , и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле.

Служивые люди «всяких чинов» в Москве, имеющие денежное или хлебное жалование, содержащие лавки и занимающиеся всякими промыслами, оставались по Уложению в своём чине, но за промыслы они приписывались в «тягло в сотнях и слободах и в ряд с чёрными людьми» и должны были платить подати. В противном случае им предоставлялся в трехмесячный срок продать посадским людям свои лавки, амбары, кузницы и другие торгово-промышленные заведения, так как после указанного срока эти заведения отбирались и бесплатно передавались «Государевым тяглым людям».

Землевладельцы, которые вывезли из своих дальних вотчин и поместий «старинных крестьян» и посели их в слободах, должны были по уложению отвести их обратно.

Посадские люди, такие, как пушкари, затинщики и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди.

Стрельцы, вышедшие из «тягловых родов» и сами являющиеся тягловыми людьми, по новому законодательству частично возвращались в посад: из каждых трёх стрельцов двое оставались в «тягле», а третий – в стрельцах.

Казаки вышедшие из тягловых городских людей, но служившие со старопоместными казаками и находящиеся на денежном и хлебном месячном окладе, не отдавались обратно в посадское тягло. Закон предписывал быть им «в службе по-прежнему». Однако это условие не являлось абсолютным, ибо в последующих статьях указывалось на то, что записанные в казаки после смоленской службы, — а под Смоленском не были, возвращаются обратно в «тягло». Солдаты вышедшие из «чёрных посадских людей» и ранее бывшее в «тягле», — и возвращались обратно в «тягло».

Однако посадские «чёрные мастеровые» люди, ушедшие «с тяглых жеребьёв» и живущие в Москве во Дворце, или в «Ружничьей» палате, или иных разных приказных, если на них поступали жалобы со стороны людей «чёрных» сотен, обратно в «тягло» на посад не возвращались, и дела их разрешались так, как царь укажет, «а без докладу их в сотни не отдавали».

Купцы гостиной и суконной сотен, жившие в других городах со своими дворами и торговыми промыслами, должны были возвратится в Москву, а свои тяглые дворы и промыслы продать посадским тяглым людям. В противном случаи они обязаны были нести тягло вместе с посадскими людьми.

Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в город: «С Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводит». В Уложении оговаривается почти все случаи возможного ухода из посада или притока населения на посад. Если лицо, принадлежащее к «вольным людем», женится на дочери тяглого человека, то такое лицо не может входить а «чёрные слободы». Однако «вольного» человека, женившегося на вдове посадского тяглого человека, записанного в писцовых книгах на посад «в тягле», «имати на посад».

Девушка посадского тяглого двора, вышедшая за муж «в бегах» «за кабального, или старинного человека, или за крестьянина, или за бобыля», возвращается обратно в посад с мужем и с детьми.

Таким образом, Уложение 1649 года прикрепило трудящееся население – людей «чёрных» сотен к посаду, к посадскому тяглу в пользы царя и царской казни, создавали все условия для роста купечества – гостей, гостиной и суконной сотен и закрепляя привилегированное положение землевладельцев, связанных с царской службой в городах.

^ Основные моменты в развитии русского феодального права. Гражданское право.

В результате дальнейшего укрепления, с одной стороны – товарно-денежных отношений, а также складывание единого всероссийского рынка более широкое развитие по сравнением с законодательством XV – XVI веков получили институты гражданского права.

В частности, вопрос о праве феодальной собственности на землю был основательно разработан Соборным Уложением в двух специально выделенных главах (XVI – «о поместных землях» и XVII – «О вотчинах»).

В них законодатель одновременно с закреплением за крепостниками права феодальной собственности на землю закреплял право на крепостных крестьян.

Обязательное право. Понятие обязательства в Уложении нашло своё дальнейшее развитее. В отличие от предыдущих законодательных актов по Уложению обязательства, вытекающие из договоров, распространялись не на само лицо, а на его действия, точнее на имущество лица.

В случаи не выплаты долга взыскание обращалось сперва на двор, движимое имущество, а затем на вотчины и поместья. Предусматривалась Уложением выдача головою, но на срок, пока должник не уплатит долг. Ответственность по обязательствам не была ещё индивидуальной: супруги отвечали друг за друга, родители за детей, а дети за родителей, а за господ несли ответственность слуги и крепостные крестьяне.

Договор должен был оформляться письменно под страхом потери права обращаться в суд (глава десять статьи 246 – 249). Принуждение к заключению договора осуждалось, и договор считался не действительным.

Значительно расширилась система договоров. Кроме известных прежде договоров мены, купли-продажи, займа, поклажи, Уложение говорит о договоре имущественного найма, подряда и др. Особое внимание уделяется порядку составления договоров. Письменные договоры были крепостные, оформлявшие главным образом крупные сделки, например мену или куплю-продажу земли. Менее крупные сделки заключались домашним способом: документ составлялся и подписывался сторонами или по их поручению, наличие свидетелей было не обязательно.

К.А.Софроненко Соборное Уложение 1649 года – кодекс русского феодального права. Москва – 1958 год.

Уложение в качестве кодекса русского феодального права законодательно оформило право собственности крепостника на землю и не полной собственности на крепостного человека. Это право обеспечивалось и охранялось мерами сурового крепостнического режима, выраженного в нормах Соборного Уложения.

Крепостное право просуществовало ещё 200 лет и только в середине XIX века в новых условиях экономического и общественно-политического развития России было, наконец, отменено.

XVII столетие, особенно вторая половина его, в истории России ознаменовалось крупными сдвигами в социально-экономическом развитии страны. В месте с укреплением помещичьей собственности на землю и расширением прав помещика на крепостной труд крестьян и холопов наблюдался значительный рост ремесленного производства в городах, появились первые предприятия мануфактурного типа; углубление общественного разделения труда неизбежно ввело к росту товарного обращения в стране и внешней торговли

Соборное Уложение 1649 года – первый в истории феодальной России систематизированный сборник юридических норм, касающихся государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства.

Соборное Уложение отразило и серьёзные изменения в организации военного дела. В нём упоминаются «даточные люди» — крестьяне, призывавшиеся в полки «солдатского строя», регулируется правовое положение «иноземцев», служивших в полках «иноземного строя» (солдатских, рейтарских и др.).

М.Н.Тихомиров П.П.Епифанов Соборное Уложение 1649 года, пособие для высшей школы / издательство Московского университета 1961 год.

Соборное Уложение 1649 года – кодекс русского феодального права К.А.Софроненко / Москва 1958 год.

В.И.Ленин, сочинения том №1.

П.П.Смирнов. Посадские люди и классовая борьба в XVII веке, том №1 1947 год.

«Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года», Москва, 1957 год, Предисловие

П.Смирнов. Челобитные дворяне и детей боярских всех городов в первой половине XVII века. (Чтение в Обществе истории и древностей Российских, 1915, книга №3).

Судебники XV – XVI веков Под общей редакцией академика Б.Д.Греков, изд-во АН СССР, Москва, — Л., 1952 год.

71. Кодекс законов о труде 1918 г

71. Кодекс законов о труде 1918 г

Первый КЗоТ Советского государства был принят в декабре 1918 г. Его проект был разработан Наркоматом труда и ВЦСПС.

Структура КЗоТа включала 137 статей, объединенных в разделы:

1) о трудовой повинности;

2) о праве на применение труда;

3) о порядке предоставления труда;

4) о предварительном испытании;

5) о переводе и увольнении трудящихся;

6) о вознаграждении за труд;

7) о рабочем времени;

8) об обеспечении надлежащей производительности труда;

9) об охране труда.

Приложения к КЗоТу:

1) правила о порядке установления трудоспособности;

2) о выдаче пособий трудящимся во время болезни;

3) о безработных и выдаче им пособий;

4) о трудовых книжках;

5) о еженедельном отдыхе и праздничных днях.

КЗоТ распространялся на весь круг лиц, работающих за вознаграждение и по найму в государственном, кооперативном или частном хозяйствах.

Основные положения КЗоТа:

1) нормы труда: продолжительность рабочего дня (нормальное рабочее время – 8 ч; сокращенное время при работе в ночные часы; время перерывов в работе; еженедельный отдых; праздничные дни; ежегодный отпуск – 1 месяц), условия труда (обычные; при сверхурочной работе);

2) регулирование отдыха: отпуска, выходные дни;

3) льготы для подростков и женщин.

Регулирование труда и отдыха, а также контроль за исполнением законодательства о труде работодателями осуществляли профсоюзы и инспекции Наркомата труда.

Была установлена обязательная трудовая повинность для всех граждан от 16 до 58 лет. За неисполнение этой обязанности устанавливалась уголовная ответственность.

Формы исполнения трудовой повинности.

1. Отраслевые натуральные повинности. К их исполнению привлекались лица, владеющие необходимым для работы оборудованием, транспортом, иными техническими средствами:

1) натуральная дровяная повинность;

2) трудовая повинность по заготовке;

3) повинность по погрузке и выгрузке топлива;

4) гужевая повинность.

2. Трудовые мобилизации. К ним привлекались все работники соответствующей отрасли хозяйства на территории определенной местности:

1) специалистов горного дела;

2) рабочих металлической промышленности;

3) медико-санитарных работников и др.

3. Милитаризация предприятий и учреждений (приравнивание их рабочих к военнослужащим).

Трудовой обязанности корреспондировало «право на применение труда по своей специальности», что носило перспективный характер, тогда как в условиях установления советской власти все обязаны были трудиться независимо от возможности применения своих сил в той или иной конкретной области труда.

КЗоТ закрепил особую роль профсоюзов: они имели право решать вопросы приема на работу граждан, их увольнения и размера и формы оплаты труда.

Полномочия профсоюзов (по КЗоТу):

1) разработка тарифов и тарифных положений (но они утверждались Наркомтруда);

2) разработка коллективных договоров по соглашению с работодателем или самостоятельно.

Помимо КЗоТа, трудовые отношения регулировались «Общим нормальным Положением о тарифе» от 2 мая 1919 г. и «Общим Положением о тарифе» от 17 июня 1920 г.

Эти положения регулировали размер оплаты труда, а также рабочее время и время отдыха; прием и увольнение; гарантии и компенсации.

30. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г. Общая характеристика.

Подготовленный Наркоматом юстиции проект Кодекса рассматривался ВЦИК 16 сентября 1918 г. Кодекс состоял из четырех разделов и 246 статей. В разделе Кодекса «Брачное право», так же как и в Декрете о гражданском браке, указывалось на признание государством лишь гражданского брака, но в отличие от Декрета Кодекс содержал положения, определявшие судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета: они были легализованы, однако по этому вопросу на местах и ​​даже в центре существовали разногласия. Зачастую церковный брак рассматривался лишь как свидетельство фактических брачных отношений. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространял принцип единобрачия на всех граждан России (ст. 68), установил единый возраст для вступления в брак — 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.

По Кодексу был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, за счет снятия запрета вступать в брак со свойственников и с дальних родственников. Без особых разрешений стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между тетками и племянниками, между дядями и племянницами. Запрет относился лишь к родственникам по восходящей и нисходящей линии, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам.

Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не было необходимости испрашивать дозволения начальства. Нарушение условий вступления в брак влекло за собой его недействительность. Кодекс по-новому решил вопрос о фамилии супругов, предоставляя возможность выбора или фамилии мужа, или жены, или соединенной фамилии. Равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось и решением вопроса о гражданстве супругов. В Кодексе оговаривалось, что перемена гражданства (ст. 103) могла последовать только по специальному желанию жениха или невесты.

В области имущественных отношений супругов Кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены. Внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке.

Отцовство устанавливалось местным отделом ЗАГСа, а в случае споров — судом. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда.

31. Становление абсолютизма в России.

32. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 12 декабря 1919 г.

В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщить практику судов и трибуналов.

Согласно получившей широкое распространение теории социальных функций права, новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, противопоставлявшийся принципу законности. В законодательном корпусе проявились тенденции к отказу от особенной части кодекса. Суды должны были руководствоваться «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности решать дела на основе лишь норм общей (декларативной) части кодекса.

Законодатель полагался на социальное чутье пролетарского суда («В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий, пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов, создать метод борьбы со своими врагами и научиться им владеть», из Введения).

«Право — это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой» (из 1 статьи). При назначении наказания суд должен был учитывать степень и характер социальной опасности преступника и его социальную принадлежность. Наказания также должно было основываться на целесообразности его применения (10 и 11 статья).

Форма вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не расшифровывалась. Это приводило к усилении принципа объективного вменения, когда степень преступления связывалась с его результатами, а не с мотивами. На меру наказания влияла социальная принадлежность, социальная направленность. Смягчающие: неимущий класс, состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

При определении меры наказания в каждом отдельном случае следует различать

а) совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привиллегии, связанной с правом собственности, или неимущим, в состоянии голода или нужды;

б) совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса, или в интересах личных совершающего деяние;

в) совершено ли деяние в сознании причиненного вреда, или по невежеству и несознательности;

г) совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом), или первичным;

д) совершено ли деяние группой, шайкой, бандой, или одним лицом;

е) совершено ли деяние посредством насилия над личностью, или без такового;

ж) направлено ли деяние против личности, или против имущества;

з) обнаружены ли совершающим деяние заранее обдуманное намерение, жестокость, злоба, коварство, хитрость, или деяние совершено в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности».

Практика судебного правотворчества осуществлялось по аналогии: при отсутствии конкретной нормы, разрешающей конкретный казус, к нему могли применить аналогичную норму и решить его по аналогии с другим казусом, урегулированным этой нормой. Но это вело к произволу.

Примерные виды наказания:

б) выражение общественного порицания,

в) принуждение к действию, не представляющему физического

лишения (напр., пройти известный курс обучения),

г) объявление под бойкотом,

д) исключение из объединения на время или навсегда,

е) восстановление, а при невозможности его, возмещение

ж) отрешение от должности,

з) воспрещение занимать ту или другую должность, или исполнять

ту или другую работу,

и) конфискация всего или части имущества,

к) лишение политических прав,

л) объявление врагом революции или народа,

м) принудительные работы без помещения в места лишения

н) лишение свободы на определенный срок или на неопределенный

срок до наступления известного события,

о) объявление вне закона,

р) сочетание вышеназванных видов наказания».

15. Соборное Уложение 1649 г.

Соборное уложение 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.

С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.

Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

46. Гражданское право по своду законов 1833 г

46. Гражданское право по своду законов 1833 г

Свод законов Российской империи – плод систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М. М. Сперанского. Свод законов был составлен к 1832 г. и состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержат ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Свод законов Российской империи получил статус закона с 1835 г.

Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, который носил значение толкования, но не имел силы закона.

Затем последовало 2 полных (1842 г., 1857 г.) и 6 неполных (1833 г., 1876 г., 1885 г., 1886 г., 1887 г., 1889 г.) изданий обновленного Свода законов Российской империи.

Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что, соответственно, не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Помимо этого, крестьяне, которые не имели торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роду.

В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что, соответственно, отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут определялся как «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались.

Право собственности определялось следующим образом: «Собственность – власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно» (ч. 1, т. X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности «спокойного, бесспорного и непрерывного» владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из деликта (причинения вреда и недозволенных действий).

Среди договоров выделялись: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6 % годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.

Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях – прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).