Федеральные суды общей юрисдикции РФ

Федеральные суды общей юрисдикции являются одним из важных элементов одноименной системы Российской Федерации. Функционирование этих органов регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми Государственной Думой. Основная их задача — защищать права и интересы граждан.

Давайте посмотрим в законодательстве определение сущности названной ветви власти. В законе РФ «О судебной системе Российской Федерации» указано, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные органы, которые вправе рассматривать гражданские, уголовные и административные дела, основываясь на нормах российского законодательства.

В названии используется слово «общей», потому что сюда могут обращаться все без исключения граждане государства с целью защиты собственных прав и реализации интересов. Российское правосудие достаточно гуманно, поэтому граждане всегда могут рассчитывать на справедливость и реальную защиту в суде.

Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации

Прежде чем говорить о полномочиях российских судов, стоит ознакомиться с их утвержденным законодательно перечнем. Итак, федеральными судами общей юрисдикции являются:

  1. Верховные суды республик (например, Верховный суд Республики Коми), областные (Московский областной суд) и краевые (Ставропольский краевой суд). К этому уровню системы приравниваются суды автономных областей и главные судебные учреждения городов федерального подчинения (Москва, Санкт- Петербург и т.д.), а также главные суды военных округов. Все эти организации именуются и так — федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. После Верховного суда это вторая ступень судебной иерархии нашего государства.
  2. Инстанции в городах областного и районного подчинения, а также местные гарнизонные судебные инстанции. Это наиболее массовая по количеству часть созданных в России судов.
  3. Мировые судьи ( в основном такие люди проводят судебную деятельность в небольших районных городах либо селах, так как в населенных пунктах такого класса невыгодно создавать полноценные суды).

Мировые судьи, их полномочия

На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин «мировые суды». Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.

Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.

В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:

  • соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
  • руководствоваться нормами международного и национального российского права;
  • не быть членом или агитатором политической партии;
  • не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.
  • Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, — это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.

    Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.

    Городские (районные) суды

    Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.

    Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.

    Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.

    В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:

  • прием исковых заявлений у граждан;
  • регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
  • введение информации о деле в электронную систему;
  • распределение дел между судьями;
  • послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
  • ведение деловой переписки с другими организациями.
  • контроль над оплатой судебных сборов;
  • контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.
  • Структура областных и приравненных к ним судов

    По иерархии и полномочиям выше ранее описанных находятся федеральные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевые судебные органы, а также суды автономных округов и областей. Их структура несколько иная.

    Во главе организации здесь также стоит председатель, и предусмотрена должность его заместителя. Но в них дополнительно создается Президия и коллегии по гражданским и уголовным делам. Исходя из коллегиального образа работы данной инстанции, можно понять, что при принятии решений на этом уровне судебной системы действует принцип большинства.

    Состав и полномочия Президиума областных судов

    Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

    Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

  • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
  • анализ и систематизация судебной практики;
  • контроль над работой аппарата суда;
  • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
  • утверждение членов коллегий.
  • Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ «О судебной системе», заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

    Состав и полномочия коллегий судов

    Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.

    Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.

    Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.

    Верховный Суд Российской Федерации

    Вот мы и дошли до самой вершины судебной иерархии — Верховного Суда РФ. Уникальность этого органа состоит в том, что он один в Российской Федерации, и, соответственно, его юрисдикция распространяется на всю огромную территорию государства.

    Сначала давайте уточним, кто может работать в ВС судьей. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 10 лет. Зачастую в состав Верховного Суда избираются наиболее авторитетные председатели судов.

    В процессе своей деятельности названный орган решает несколько важнейших задач:

    • рассмотрение кассационных жалоб на решения судов более низкой инстанции;
    • контроль над работой всех судов общей юрисдикции в порядке надзора;
    • разработка и предоставление практических рекомендаций для использования их в работе судьями всех российских судов.
    • Заключение

      Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи составляют судебную систему России. Каждый орган выполняет утвержденные законом задачи на отведенной для него административной территории. Для соблюдения законности и гарантирования возможности обжалования несправедливого судебного решения создана их иерархия во главе с Верховным судом РФ. Ну а если физическое или юридическое лицо не будет согласно с вердиктом последней инстанции, государство гарантирует возможность обращения в Европейский суд по правам человека.

      11. Система и компетенция Судов общей юрисдикции

      Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

      Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

      Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

      Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

      Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

      В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

      Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

      Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

      Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.

      В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

      В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.

      К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

      Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

      Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные заседатели.

      В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

      Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

      В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

      На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного Суда РФ.

      Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

      Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

      Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

      Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ областные и равные им суды осуществляют контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

      Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

      Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

      Структура суда субъекта Российской Федерации представляется следующей схемой:

      по гражданским делам

      по уголовным делам

      Отдел кодификации законодательных и нормативных актов

      Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

      1) президиума суда;

      2) судебной коллегии по гражданским делам;

      3) судебной коллегии по уголовным делам.

      Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

      Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт — Петербурга.

      Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

      1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

      2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

      3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

      4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

      5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

      6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

      Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

      Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

      Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

      Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

      Постановления президиума подписываются председателем суда.

      Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

      Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

      Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

      Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

      Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

      1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

      2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

      3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

      4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

      5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

      6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

      7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

      8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

      9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

      10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

      11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

      Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

      1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

      2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

      3) ведут личный прием граждан;

      4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

      В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

      Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

      1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

      2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

      3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

      4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

      5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

      6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

      К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации в законе относятся мировые судьи.

      Рассмотрим подробно состав, полномочия и функции судов общей юрисдикции.

      Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

      В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

      Каждый суд среднего звена состоит из:

      При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

      В составе верховных судов (судов) всех субъектов Российской Федерации действуют следующие коллегии:

      по уголовным делам,

      по гражданским делам.

      Верховные суды (суды) формируются в составе председателя, заместителей председателя, членов суда. Председатель и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

      Выступая в качестве непосредственной вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена судебной системы призваны осуществлять функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать также вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации подлежит надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.

      Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом – Верховным Судом РФ 31 .

      В компетенцию судов среднего звена входит осуществление следующих инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

      Верховному Суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

      Все суды этого звена создаются и упраздняются федеральным, законом.

      Районный (городской) суд – в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ). Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах на всей территории России.

      Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

      В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

      В составе крупного районного (городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

      Районные (городские) суды – это первое и основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

      Так, до начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Помимо этого районные суды рассматривают административные дела, отнесенные к компетенции судов. На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

      Принципом организации районного суда является максимальное обеспечение возможности граждан обращаться в суд по месту жительства.

      Порядок организации и работы районного суда в настоящее время регламентируется Федеральным Конституционным Законом «О судах общей юрисдикции» и в определенной степени Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

      Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). Например: Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в Василеостровском районе. Кронштадский районный суд г. Санкт-Петербурга в г. Кронштадт. В связи с большой протяженностью и обширностью территории Курортного района на его территории находиться два районных суда в г. Сестрорецке и в г. Зеленогорске. До недавнего времени решение об образовании районного суда принимала местная администрация по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, т.е. вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент в установленном порядке вносит в Верховный Суд предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных.

      Практике известны случаи, когда законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в порядке законодательной инициативы обращались непосредственно в Государственную Думу с предложениями о создании либо упразднении районного суда в том или ином регионе. Такая практика не только противоречит закону, но и содержит угрозу судебной системе, организационным принципом которой является единый порядок создания и упразднения судов с учетом мнения Верховного Суда РФ. Любой иной порядок нарушает гарантии независимости суда 32 .

      В последнее время высказываются мнение вывести районные суды из федеральной системы, частично изменив порядок назначения судей: районные судьи назначаются Президентом РФ, но из числа кандидатов, представленных органами государственной власти субъекта Федерации 33 . Подобное изменение порядка назначения судей не может способствовать укреплению судебной системы и стабилизации ее работы, оно поставит районные суды в зависимость от местной администрации.

      Численный состав районного суда определяется исходя из количества населения подведомственной ему территории, объема работы. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.

      В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.

      В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители (в судах, где имеет место направленная специализация у председателя суда два заместителя по гражданским и уголовным делам).

      Председатели и заместители председателя районных судов назначаются на должность сроком на 6 лет Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт – Петербурга и согласованному в порядке, установленном п. 3 ст. 13 Закона. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

      От состава районного суда следует отличать судебные составы. Конкретное дело рассматривается в суде определенным составом. Это может быть единоличное или коллегиальное рассмотрение (в случаях коллегиального рассмотрения в состав входит три судьи). Количество судебных составов зависит от количества избранных судей. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется судьей, председательствующим в судебном заседании.

      Судьей районного суда может стать гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (Требование стажа работы по юридической профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти), не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Судьи, председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность без ограничения срока Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации 34 .

      Возрастной ценз судьи – 25 лет – основан на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.

      Районный суд является судом первой инстанции.

      Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

      Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.

      Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно – правовых отношений, дела особого производства.

      Согласно ст. 24 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции районному суду подведомственны все гражданские дела за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, областным и равным им, а также подсудных Верховному Суду РФ 35 .

      Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими, а также за исключением дел, подсудных мировым судьям.

      Значительно расширяется подсудность районному суду дел об административных правонарушениях. Если до принятия КоАП РФ районный суд рассматривал около 60 составов, то после вступления кодекса в действие с 1 января 2001 г. их число достигло более 146 составов административных правонарушений (ст. 23.1 КоАП РФ).

      Военные суды Российской Федерации – являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах 36 .

      В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации.

      Военным судам подсудны:

      1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

      2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

      3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы 37 .

      В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) B.C. является Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда РФ.

      Действующее законодательство допускает возможность создания специализированных судов. В настоящее время на территории РФ в рамках системы судов общей юрисдикции в качестве специализированных приравнены только военные суды, а также Суд по интеллектуальным правам, входящий в систему арбитражных судов. Возможность создания иных специализированных судов в Российской Федерации предусмотрена ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», однако таковых пока нет.

      Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

      Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не больше чем на 5 лет либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстанции, отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

      Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела.

      Порядок и полномочия деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

      Работу мирового судьи обеспечивает – аппарат. Штатное расписание и структуру аппарата мирового судьи определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации 38 .

      Красноярск суды общей юрисдикции

      Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

      Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Летуновский Дмитрий Александрович

      Определение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Лосев Валерий Александрович

      Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сидельников Максим Владимирович

      Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Апанович Михаил Викторович ВП Читинского гарнизона Киселев В.В.

      Определение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сидельников Максим Владимирович ФКУ «УФО МО РФ по Нижегородской области» Савченко Е.В.

      Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сысалов Сергей Олегович

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Попов А.В. ФКУ УФО МО РФ по Тверской области Осипенко А.С.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Красовский А.А.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Хараборкин А.А. ФКУ ЕРЦ МО РФ Баталов Т.Р.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Гальцов С.А. ФКУ Военный комиссариат Тверской области Самцов А.Н.

      Определение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Попов А.В.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Колуб А.А.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Попов А.В.

      Решение город Москва Тверской гарнизонный военный суд Попов А.В. ФКУ Войсковая часть 83466 Чикунов Г.Л.

      Решение город Москва Тульский гарнизонный военный суд Шальнев Д.В.

      Решение город Москва Тульский гарнизонный военный суд Шальнев Д.В. Командир войсковой части 14403 Журавлев С.С.

      Суды общей юрисдикции Красноярского края:

      Наименование суда:

      Адрес суда:

      Телефон суда:

      E-mail суда:

      Официальный сайт суда:

      Абанский районный суд (Красноярский край)

      663740, п. Абан, ул. Советская, 60

      Ачинский городской суд (Красноярский край)

      662150, г. Ачинск, ул. Назарова, 28-б

      Байкитский районный суд (Красноярский край)

      648360, п. Байкит, ул. Бояки, 36

      Балахтинский районный суд (Красноярский край)

      662340, пгт. Балахта, ул. Комсомольская, д. 28

      Березовский районный суд (Красноярский край)

      662520, п. Березовка, ул. Центральная, 60

      Бирилюсский районный суд (Красноярский край)

      662120, с. Новобирилюссы, ул. Советская, 149

      Боготольский районный суд (Красноярский край)

      662060, г. Боготол, ул. Шикунова, 1

      Богучанский районный суд (Красноярский край)

      663430, п. Богучаны, ул. Партизанская, 113

      Большемуртинский районный суд (Красноярский край)

      663060, п. Большая Мурта, ул. Партизанская, 96

      Большеулуйский районный суд (Красноярский край)

      662110, п. Большой Улуй, ул. Революции, 11

      Бородинский городской суд (Красноярский край)

      663981, г. Бородино, ул. Ленина, 6

      Дзержинский районный суд (Красноярский край)

      663700, с. Дзержинское, ул. Кирова, 3-а

      Дивногорский городской суд (Красноярский край)

      663090, г. Дивногорск, ул. Комсомольская, 2

      Диксонский районный суд (Красноярский край)

      647340, г.п. Диксон, ул. Таяна, 17

      Дудинский районный суд (Красноярский край)

      647000, г. Дудинка, ул. Матросова, д.7б

      Емельяновский районный суд (Красноярский край)

      663020, пгт. Емельяново, ул. Московская, 170

      (391-33)2-46-30, (391-33)2-47-23 (ф)

      Енисейский районный суд (Красноярский край)

      663180, г. Енисейск, ул. Кирова, 68

      Ермаковский районный суд (Красноярский край)

      662820, с. Ермаковское, пл. К.Маркса, 120

      Железногорский городской суд (Красноярский край)

      662971, г. Железногорск, ул. Ленина, 8-а

      Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край)

      660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 158

      (392-1) 221-46-48, 221-62-04, 221-37-67

      Зеленогорский городской суд (Красноярский край)

      663690, г. Зеленогорск, ул. Бортникова, 24

      Игарский городской суд (Красноярский край)

      663200, г. Игарка, 2-ой мкр-н, 8

      Идринский районный суд (Красноярский край)

      662680, с. Идринское, ул. Мира, 14

      (391-35) 2-21-54, 2-21-68

      Иланский районный суд (Красноярский край)

      663800, г. Иланский, ул. Красная, 25

      Илимпийский районный суд (Красноярский край)

      648000, п. Тура, ул. Смидовича, 19

      Ирбейский районный суд (Красноярский край)

      663650, с. Ирбейское, ул. Кооперативная, 25

      Казачинский районный суд (Красноярский край)

      663100, с. Казачинское, ул. Советская, 97

      Канский городской суд (Красноярский край)

      663600, г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ, 11

      Канский районный суд (Красноярский край)

      663600, г. Канск, ул. Коростелева, 36

      Каратузский районный суд (Красноярский край)

      662850, с. Каратузское, ул. Ленина, 11

      Кежемский районный суд (Красноярский край)

      663491, г. Кодинск, ул. Михайлова, 1

      Кировский районный суд г. Красноярска (Красноярский край)

      660025, г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, 43-б

      (3912) 201-53-66, 201-50-01

      Козульский районный суд (Красноярский край)

      662050, п. Козулька, пер. Пролетарский, 34 пом.4

      Краснотуранский районный суд (Красноярский край)

      662660, г. Краснотуранск, ул. Ленина, 57

      Красноярский гарнизонный военный суд (Красноярский край)

      660133, г. Красноярск, ул. Малиновского, 26

      Красноярский краевой суд (Красноярский край)

      660049, г. Красноярск, просп. Мира, 17

      Курагинский районный суд (Красноярский край)

      662910, п. Курагино, ул. Советская, 8; 662955 п.Краснокаменск ул.Центральная,2

      (839136) 2-32-04; (839136) 6-64-62

      Ленинский районный суд г. Красноярска (Красноярский край)

      660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, 4-а

      Лесосибирский городской суд (Красноярский край)

      662547, г. Лесосибирск, ул. Горького, 114

      Манский районный суд (Красноярский край)

      663510, с. Шалинское, ул. Манская, 23

      Минусинский городской суд (Красноярский край)

      662602, г. Минусинск, ул. Гоголя, 66-а

      Мотыгинский районный суд (Красноярский край)

      663400, п. Мотыгино, ул. Советская, 144

      Назаровский городской суд (Красноярский край)

      662200, г. Назарово, ул. Арбузова, 112

      (391-55) 5-67-33, 5-67-11

      Нижнеингашский районный суд (Красноярский край)

      663850, п. Нижний Ингаш, ул. Ленина, 218; 663840, Нижнеингашский район, пос. Нижняя Пойма, ул. Горького, 21