Содержание:

Выплаты и пособие для первоклассников в 2018 году

По законодательству РФ предусмотрены выплаты многодетным семьям на первоклассника. К таким семьям относятся те, у кого имеется от трех и больше несовершеннолетних детей. Пособие предназначается для того, чтобы ребенка к школе, купить ему канцелярию и другие вещи, необходимые для учебы.

Кто имеет право претендовать на получение средств, и какая материальная помощь положена будущим первоклассникам? Рассмотрим далее.

Материальная помощь родителям первоклассников: кому полагается

Материальная поддержка от государства полагается многодетным семьям, у которых один или сразу несколько детей идут в первый класс. Этот вид социальной поддержки от государства оказывается также малоимущим семьям, в которых родители не могут обеспечить первоклашку всем необходимым к школе. Кто вправе получить пособие для первоклассников:

  • семьи, имеющие маленький доход;
  • родитель, временно воспитывающий детей один, в силу того, что другой находится на военной службе по призыву;
  • неполные семьи, где имеется только один родитель;
  • родители, воспитывающие больше двух несовершеннолетних детей.
  • Главным критерием определения малоимущей семьи, является доход на каждого из ее членов. Чтобы понять, относится ли она к категории малоимущей, необходимо общий суммарный доход разделить на количество человек в ней. Когда результат на человека, оказался ниже суммы прожиточного минимума, обозначенного в конкретном регионе, то она считается малоимущей.

    Виды материальной помощи на первоклассников для многодетных семей

    В случае если семья относится к малоимущей, то ей полагается материальная помощь.

    В 2018 году размеры госпомощи составляют:

  • единовременная социальная выплата от государства на подготовку ребенка в первый класс в размере 7500 руб.;
  • однократная выплата на школьников 2-11 классов в размере 5000 руб. на каждого ребенка;
  • денежные пособия на закупку канцелярии, которые начисляются каждый месяц.
  • Первый вид материальной помощи оказывается семье один раз, но на каждого из детей, в те годы, когда они начали обучение в школе. В случае если в один год пошли в первый класс сразу несколько детей, то денежную помощь родители первоклассников получают на каждого из них.

    Для семей, воспитывающих свыше десяти малышей, государство предусмотрело пособие в размере 15000 руб.

    В каждом регионе устанавливаются дополнительные меры поддержки многодетных семей. Размеры помощи зависят от возможностей регионального бюджета, и должна быть урегулирована определенным нормативным актом. В нем будут прописаны условия получения, сроки и размер выплат, для граждан которые проживают в этом регионе.

    Сумма, такой поддержки варьируется от 1500 до 14700 р. исходя из региона проживания.

    Второй вид материальной помощи, это разовые выплаты на закупку разной канцелярии. Размер таких выплат намного ниже, чем пособие перед началом обучения в первом классе, но выплачивается оно каждый месяц.

    Основанием для получения таких выплат является Постановление о региональных единовременных пособиях в определенном регионе. Денежные средства, выплачиваемые для подготовки детей к школе, имеют целевое назначение, но представлять отчеты перед органами родители не должны.

    Скачать для просмотра и печати:

    Получить пособие для первоклассников вправе:

  • один из родителей первоклассника;
  • усыновитель;
  • кто-то из опекунов.
  • Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Перечень необходимой документации

    Для выплаты денежного пособия многодетной семье при поступлении ребенка в первый класс, необходимо обратиться с определенным перечнем документов в отдел пособий и иных социальных выплат в месте проживания. Для получения выплаты первоклашке, необходимо предоставить:

  • заявление;
  • паспорт лица, подающего требование;
  • справка, содержащая информацию о составе семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого требуется денежная помощь, а также остальных детей, не достигших совершеннолетия;
  • справка из учебного заведения, доказывающая, что ребенок поступил к ним на обучение;
  • банковские реквизиты, куда должна быть переведена материальная помощь.
  • В случаях, когда кто-то из членов семьи зарегистрирован в другом городе, может понадобиться бумага из отделения Министерства социального развития, находящегося в этом регионе, о том, что пособие там не выплачивалось.

    Документы можно не подавать точно к 1 сентября, главное сдать их в промежутке от 1 августа до 31 декабря. Даже если родители самостоятельно купили ребенку школьную форму и все остальные вещи, денежные средства будут возвращены в качестве компенсации.

    Для того чтобы оформить ежемесячную помощь, в виде денежных выплат на канцелярию, нужно предоставить:

    • паспорт родителя;
    • документ о рождении ребенка;
    • справку, содержащую информацию о материальном состоянии семьи;
    • документ, удостоверяющий факт зачисления ребенка в школу.
    • Когда документы в органы приносит законный представитель, то он должен предоставить свой паспорт и доверенность, подтверждающая его полномочия. Если ребенок находится под опекой, то опекуны должны принести выписку об этом.

      При оформлении ежемесячных выплат, обратиться необходимо не позже чем до 31 декабря, того года, в котором первоклашка пошел в учебное заведение.

      Алгоритм оформления пособия на ребенка к началу учебного года

      Для получения единовременной выплаты на ребенка, который пошел впервые в школу, нужно подать заявление с перечнем бумаг в органы защиты населения, находящийся по месту проживания. Их можно подать:

    • явившись лично в учреждение социальной службы;
    • отправив заказным письмом, при этом посылаются нотариально заверенные копии.
    • Сотрудники Управления социальной защиты населения вправе потребовать от заявителя предоставления дополнительных документов, а также запрашивать нужную для оформления информацию в иных органах. На каждого гражданина заводится свое личное дело, в котором хранятся все поданные лицом бумаги.

      Положительное или отрицательное решение о переводе этого пособия принимается начальником органа не позднее 10 суток. Когда выносится решение об отказе в материальной помощи, заявителю возвращаются все документы и объясняется причина отрицательного решения. При вынесении удовлетворительного решения деньги переводятся на банковский счет гражданина в течение 5 дней с момента поступления денежных средств из бюджета.

      Начисляться пособие не будет в случаях:

    • переезда в иной регион (родителям придется оформлять его по своему новому месту жительства);
    • при потере прав на оказание социальной поддержки (лишение родительских прав и др.);
    • смерти лица, которому было положено пособие.
    • Узнать конкретную сумму этой помощи любой гражданин может, обратившись в орган социальной защиты населения своего города или оставить заявку на сайте в интернете. В ней нужно изложить свое семейное материальное состояние, сколько детей и др. Оставить свои вопросы, например:

    • какая помощь от государства предусмотрена именно вашей семье;
    • процедура оформления денежных выплат и пособий;
    • размер материальной помощи в конкретном регионе;
    • нормы законодательства, регулирующие их выплаты.
    • Это позволит с первого раза представить нужные документы, узнать процедуру оформления, а также ознакомиться с нормативными актами о пособиях, которые действуют в вашем городе.

      Тысячи семей по всей России нуждаются в оплате основных нужд для первоклашек. В 2018 году, как и в 2016, выплаты многодетным семьям на первоклассника по разным регионам значительно отличаются, бывает, что и в несколько тысяч рублей.

      Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

      Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

      Изменения в 2018 году

      Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

      Правила предоставления материальной помощи к отпуску

      Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

      Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

      Законодательное регулирование вопроса

      В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

      Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

      То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

      Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

      Государственные учреждения

      Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

      Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

      При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

      При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

      Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

      Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

      Коммерческие организации

      При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

      То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

      Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

      При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

      Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

      Оформление выплат и порядок начисления

      В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

      Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

      На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

      Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

      Налогообложение

      В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

      О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

      Как получить материальную помощь к отпуску – образец заявления и правила оформления

      Среди поощрений, которые используются работодателями, предусмотрена материальная помощь к отпуску. Это не часть зарплаты или полагающихся работнику отпускных, а самостоятельная выплата. Рассмотрим, все ли работники вправе претендовать на получение выплаты, а также как написать заявление на материальную помощь.

      Законодательное регулирование

      В трудовом законодательстве говорится лишь о том, что за три дня до начала отдыха работник должен получить отпускные — сумму, рассчитанную по правилам ст. 139 ТК РФ. Иных выплат, связанных с отпуском, Трудовой кодекс не предусматривает. Закон дает работодателю свободу в вопросах регулирования оплаты труда сотрудников, устанавливая лишь минимальные рамки.

      Вознаграждение за труд может включать в себя стимулирующую часть: различные надбавки и поощрительные выплаты. Их периодичность, размер и порядок начисления фиксируется в локальных актах самой организации: коллективный договор, положение об оплате труда, премировании и т. д. В зависимости от финансовых возможностей работодателя, это может быть как единовременная выплата к отпуску, так и периодические начисления.

      Госслужащие получают дополнительную выплату к отпуску в силу ст. 50 Закона о госслужбе. Сумма пособия выплачивается им из фонда оплаты труда в обязательном порядке. Это положение не противоречит трудовому законодательству, а дополняет его.

      Кто может получить матпомощь

      Дополнительная выплата к отпуску может быть не поощрением работников за добросовестное исполнение обязанностей в течение года, а мерой социальной поддержки. Рассчитывать на нее могут сотрудники, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, требующей дополнительных финансовых затрат.:

    • смерть близкого родственника;
    • тяжелая или длительная болезнь самого работника или членов его семьи;
    • необходимость дорогостоящей операции и т. д.
    • Средства в форме материальной помощи могут выплачиваться и по более радостным причинам: заключение брака, покупка жилья, рождение ребенка, очередной отпуск. Все условия обязательно должны закрепляться документально.

      Работник вправе написать заявление на материальную помощь в связи с тем или иным событием в своей жизни. Руководитель обязан принять заявление к рассмотрению. Если в бюджете компании-работодателя найдутся необходимые средства, то материальная помощь сотруднику будет оказана.

      Расчет суммы и налогообложение

      Конкретная сумма матпомощи зависит от ряда факторов:

    • занимаемой должности;
    • оклада сотрудника;
    • его стажа в данной компании;
    • наличия иждивенцев и т. д.
    • Правила расчета едины для всех и фиксируются в локальных документах. Пределы выплаты законодательно не ограничиваются, все зависит от финансовых возможностей работодателя.

      Налогообложение материальной помощи происходит по особым правилам. Если она не превышает 4000 р., то с нее не удерживается НДФЛ и не платятся страховые взносы. Подоходный налог платится лишь с той части матпомощи, которая превысит этот минимум. Если размер помощи составляет более 4 000, то работодатель производит все отчисления в полном объеме.

      Правила составления заявления

      Даже если матпомощь к отпуску прописана в положениях об оплате и иных документах, она не всегда выплачивается автоматически, вместе с отпускными. Обычно бухгалтерии требуется обоснование для начисления и выплаты — заявление сотрудника. Строгой формы законом не установлено, в каждой организации разработан собственный шаблон, которому необходимо следовать.

      Заявление на матпомощь – не обязательно отдельный документ. Допустимо указать необходимость в выплате и размер материальной помощи в заявлении о предоставлении отпуска.

      Прежде чем узнавать, как правильно написать заявление, необходимо убедиться в том, что такая возможность действительно существует. Стоит внимательно изучить коллективный договор и проконсультироваться с представителем профсоюза или сотрудником бухгалтерии.

      Заполняя заявление на матпомощь, необходимо придерживаться правил:

    • указывать свои фамилию, имя и отчество, должность и структурное подразделение;
    • адресовать заявление руководителю организации, председателю профкома (в зависимости от того, из какого фонда выплачивается материальная помощь):
    • четко назвать повод для выплаты денежных средств — очередной отпуск;
    • поставить свою подпись и указать дату составления документа.
    • Рассмотрев заявление, руководитель ставит на нем свою визу и передает в документ в бухгалтерию. Дополнительного приказа не требуется. Пособие начисляется и выплачивается одновременно с отпускными, то есть до начала отпуска, минимум за три дня.

      Может ли работодатель отказать в выплате

      Материальная помощь к отпуску — это единоразовая выплата, полагается лишь однажды в год. Если отпуск был разделен сотрудником на части, то она выплачивается только при уходе в первый раз. Правило о получении помощи к отпуску распространяется только на работающих сотрудников. При увольнении получить ее вместе с компенсацией неиспользованных дней отпуска уже невозможно.

      Причиной для отказа в выплате компенсации может стать отсутствие необходимого для отпуска стажа. Получить первый отпуск на новой работе можно не ранее, чем отработав там полгода. По просьбе работника и при согласии работодателя отдых может быть предоставлен ранее. Но на получение материальной помощи правило может не распространяться.

      Чаще всего причиной для отказа в получении матпомощи на работе становится отсутствие такого вида поощрения или компенсации во внутренних документах. Все зависит от доброй воли работодателя и наличия необходимых средств на оказание поддержки сотрудникам. Если в коллективном договоре указана обязательность предоставления помощи, отказ будет неправомерен.

      Материальная помощь работнику

      Одним из самых распространенных видов социальных гарантий предприятия своему работнику является выделение ему материальной помощи. Зачастую материальная помощь входит в «социальный пакет», предлагаемый нанимателем своему персоналу.

      Однако на практике выплата материальной помощи в тех или иных случаях вызывает множество вопросов, связанных как с процедурой выплаты, так и с налогообложением нанимателя и работника.

      Обзор законодательства

      Понятие материальной помощи явно не определено в действующем законодательстве РФ, в связи с чем и возникают вышеуказанные вопросы.

      Упоминание данного понятия содержится в Налоговом кодексе, Федеральном законе о страховых взносах в фонды социального страхования, Пенсионный, федеральный и местные обязательного медицинского страхования, подзаконных актах в контексте, как правило, налогообложения производимых выплат.

      Поскольку регулирование оснований, а равно и порядка выплаты работникам предприятия материальной помощи отнесено к компетенции нанимателей, эти вопросы регулируются локальными правовыми актами, в которых не всегда правильно используется само понятие «материальная помощь». Используя сложившуюся правоприменительную и судебную практику, требования законодательства относительно налогообложения, попробуем сформулировать ее основные признаки.

      Материальная помощь, будучи одним из видов социальной поддержки, не является частью действующей в организации (на предприятии) системы выплаты заработной платы. Она также не находится в зависимости от результатов экономической деятельности организации-нанимателя или от индивидуальных результатов труда. Она может быть оказана нанимателем работнику в случае возникновения тех или иных особых обстоятельств, требующих материальной поддержки работника.

      Выплаты работникам организации материальной помощи, по своей сути, не могут быть регулярными, всегда имеют индивидуальный характер, производятся конкретному работнику в связи с возникновением именно у него тех или иных особых обстоятельств. При этом наличие таких обстоятельств обязательно должно подтверждаться документально.

      Понятие «материальная помощь», исходя из изложенного, можно сформулировать как добровольная индивидуальная социальная поддержка нанимателем своих работников (бывших работников) в особых жизненных обстоятельствах.

      Открыть пейнтбольный клуб с нуля сможет только энтузиаст. Мы поможем с инструкцией.

      Материальная помощь может быть классифицирована по нескольким признакам:

      1. периодическая и единовременная в зависимости от периодичности выделения;
      2. денежная и материально-вещественная в зависимости от формы выплаты;
      3. целевую и нецелевую в зависимости от целевого назначения.

      Рассмотрим подробнее классификацию по целевому назначению.

      Предоставление целевой материальной помощи нанимателем производится на определенные цели, регламентированные локальным актом нанимателя. К этому виду материальной помощи относят выплаты, связанные со значимыми семейными событиями работника, например, свадьбой, рождением у него ребенка, или смертью (гибелью) его члена семьи (близкого родственника).

      Многие виды целевой материальной помощи попадают под льготное налогообложение, с них не уплачиваются обязательные сборы в социальные фонды.

      В связи с чем именно целевая материальная помощь наиболее распространена как форма этой социальной гарантии.

      Нецелевая материальная помощь не предусматривает определенной документально подтвержденной цели ее использования.

      Примером такой выплаты может служить помощь, выделяемая в связи с возникновением у работника особенно тяжелой материальной ситуации.

      Величина таких выплат, попадающая под льготное налогообложение, ограничена весьма небольшой суммой.

      Процедура выплаты

      Процедура выделения организацией материальной помощи регулируется коллективным договором и, наряду с ним, другими локальными правовыми актами нанимателя. Следует помнить, что, поскольку оказание помощи – это право, а не обязанность нанимателя, а также учитывая индивидуальных характер таких выплат, указание в локальном правовом акте на возможность материальной помощи в том или ином случае не является достаточным основанием для такой выплаты. Дополнительно необходимо индивидуальное решение нанимателя в отношении конкретного работника.

      Положение о материальной помощи работникам

      Зачастую вопросы, связанные с оказанием сотрудникам организации материальной помощи, содержатся в локальных правовых актах, регулирующих другие правоотношения, например, в положении о премировании. Такая практика представляется неверной, поскольку, как уже упоминалось, материальная помощь не находится в связи с результатами труда работников, или деятельности организации.

      Если в организации или на предприятии имеется заключенный коллективный договор, основания возникновения у работников права на обращение за материальной помощью чаще всего указываются в нем. Однако целесообразно документально урегулировать не только основания и величину оказываемой материальной помощи, но, помимо этого, порядок обращения за ней и принятия соответствующих решений.

      Таким образом, если наниматель намерен выделять материальную помощь сотрудникам в тех или иных случаях, возникает необходимость разработки отдельного локального правового акта — положения о материальной помощи.

      Документ должен предусматривать:

    • основания возникновения у работника права на обращение за материальной помощью и ее величина и форма (денежная, неденежная) в каждом случае;
    • порядок обращения работника за материальной помощью к нанимателю;
    • порядок принятия нанимателем соответствующего решения.

    Образец положения о предоставлении материальной помощи:

    Смотрите также видео о выплате материальной помощи сотрудникам

    Действия работника

    Работник, в жизни которого наступили обстоятельства, предусмотренные нанимателем как основания для получения материальной помощи, обращается к нанимателю с соответствующим заявлением с приложением подтверждающих документов.

    Если материальная помощь предоставляется в качестве так называемых оздоровительных, заявление всё равно необходимо.

    Например, в случае рождения у работника ребенка предоставляется свидетельство о рождении, в случае смерти члена семьи – свидетельство о смерти и подтверждающие имеющиеся близкородственные отношения документы, в случае уничтожения принадлежащего работнику и его семье имущества, или его повреждения, в результате чрезвычайного происшествия – соответствующая справка, выданная подразделениями по чрезвычайным ситуациям или иным компетентным органом, и т. д.

    Действия работодателя

    Наниматель (обычно в лице руководителя) обязан в определенный локальным актом срок рассмотреть заявление работника и принять решение по нему, оформив его в виде приказа.

    Приказ содержит основание предоставления конкретному работнику материальной помощи, точный срок выплаты и конкретный размер предоставляемой помощи, источник выплаты.

    Этот приказ является основанием для бухгалтера нанимателя произвести выплату соответствующей суммы.

    Бухгалтерские аспекты

    Ввиду недостаточной на законодательном уровне урегулированности понятия «материальная помощь», бухгалтерское ее оформление вызывает множество вопросов.

    Источник выплат

    С точки зрения нанимателя важным аспектом является источник средств для выплат выделенной материальной помощи.

    Финансирование возможно за счет одного из двух источников:

  • за счет прибыли;
  • из средств на оплату труда (соответствующего фонда).
  • Исходя из сути понятия «материальная помощь», представляется более логичным и правильным второй из них.

    Такого подхода придерживается правоприменительная и судебная практика.

    Обычно целевая помощь, оказываемая единовременно, вопросов относительно источника ее выплаты не вызывает – это однозначно прибыль организации, оставшаяся после уплаты налогов. Спорным моментом являются периодические нецелевые выплаты, например, материальная помощь, выделяемая нанимателем к отпуску работника.

    Регистрация ККМ в налоговой — обязательное условие. Можно ли обойтись? Смотрите здесь.

    Кассовая книга для ИП в 2014 году может вестись в электронном виде. Образец в этой статье.

    Как правило, такие выплаты предусмотрены в коллективных и трудовых договорах и производятся всем работникам (хотя и по их индивидуальным заявлением). Последнее дало основание при рассмотрении ряда дел Президиуму Высшего арбитражного суда считать данные выплаты элементом системы вознаграждения работников за труд, соответственно, и правомерным их включение в состав расходов при исчислении базы для расчета налога на прибыль. Этот нюанс делает отнесение выплат к отпуску к материальной помощи достаточно условным.

    С одной стороны, такие выплаты производятся по индивидуальному заявлению работника, что роднит их с другими видами материальной помощи.

    С другой – производятся за счет средств на заработную плату (соответствующего фонда), направлены на осуществление организацией деятельности для получения дохода что вызывает обоснованные сомнения в правомерности отнесения таких выплат к понятию «материальная помощь».

    Налогообложение и взносы

    Целевая помощь, оказываемая единовременно в связи с:

  • чрезвычайной ситуацией или стихийным бедствием;
  • смертью близкого родственника (члена семьи) члена семьи работника или его самого (в этом случае получателем помощи могут быть близкие родственники),
  • не облагается НДФЛ, с нее не удерживаются страховые взносы. Безусловно, для получения этих льгот необходимо наличие документов, удостоверяющих наличие соответствующих обстоятельств – факт чрезвычайной ситуации и понесенных в связи с этим затрат, или смерти, а также наличия родственных отношений.

    Оказываемая на основании рождения ребенка (или его усыновления) материальная помощь в сумме до 50 000 рублей также не подлежит обложению НДФЛ и не является объектом удержания взносов в пенсионный и иные социальные фонды.

    С суммы, превышающей эту величину, налог и взносы в фонды уплачиваются в общем порядке.

    В 2014 году для целей обложения НДФЛ сумм выделенной на данном основании материальной помощи, учитывается сумма, полученная как матерью, так и отцом. Не играет роли, работают ли они в одной или разных организациях. Общий размер необлагаемой НДФЛ и социальными взносами материальной помощи не может составлять более 50 000 рублей на каждого ребенка.

    Нецелевая материальная помощь освобождена от обложения НДФЛ и уплаты социальных взносов в страховые фонды в общей сумме в календарном году максимум 4 000 рублей.

    Выделение организацией материальной помощи слабо урегулировано законодательством, поэтому вопрос «как выплатить сотруднику материальную помощь правильно» актуален для многих организаций. Для грамотного предоставления и отражения в учете материальной помощи предприятием своим работникам, большое значение приобретает разработка собственных локальных правовых актов, подробно регламентирующих данный вид социальной гарантии, исходя из конкретных особенностей ее деятельности и налогообложения.

    Prom-Nadzor.ru

    Выплата материальной помощи работнику

    Учреждения и организации оказывают материальную помощь работникам, бывшим работникам, а также членам их семей на различных основаниях. При этом немаловажно документальное оформление таких выплат, а также их налогообложение. Об особенностях данных выплат мы и поговорим в статье.

    Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

    — в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

    — в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

    — в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом системы оплаты труда устанавливаются с учетом, в частности, примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета (пп. «е» п. 2 Постановления Правительства РФ N 583).

    Из приведенных норм следует, что при наличии финансовой возможности учреждение вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам. Однако помните, что материальная помощь — это социальная услуга, предоставляемая работникам для их поддержки и улучшения жизненного уровня (ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст). При этом материальная помощь может быть оказана в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Как показывает практика, чаще всего материальная помощь оказывается в виде денежных средств.

    Основные аспекты выплаты материальной помощи

    Материальную помощь оказывают при возникновении у работников особых обстоятельств. Она является выплатой непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности учреждения и не связана с индивидуальными результатами работников. Соответственно, она не носит стимулирующий или компенсационный характер и не считается элементом оплаты труда. Ее основная цель — создание необходимых материальных условий для решения возникших у работника проблем. Кроме того, материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачивается по заявлению работника, чаще всего в связи:

    — со смертью члена семьи работника;

    — со смертью самого работника;

    — с ущербом, причиненным какой-либо чрезвычайной ситуацией;

    — с рождением ребенка.

    Уточним, что размер материальной помощи устанавливается руководством учреждения и определяется в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей учреждения. При этом порядок оказания материальной помощи должен быть регламентирован локальным актом учреждения, коллективным или трудовым договором.

    Кроме того, многие учреждения при предоставлении ежегодного отпуска работникам выплачивают материальную помощь, которую гарантируют им наравне с другими выплатами. Такая выплата по своему смыслу будет единовременной, причем она должна быть предусмотрена в локальном нормативном акте учреждения. В этом случае указанная выплата является элементом оплаты труда, так как связана с выполнением работником трудовой функции. То есть совершаемая при предоставлении ежегодного отпуска единовременная выплата не может признаваться материальной помощью, и значит, учитывается в расходах на оплату труда при исчислении налога на прибыль. Аналогичное мнение представлено в письмах Минфина РФ от 03.09.2012 N 03-03-06/1/461 и ФНС РФ от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10421@, а также в Постановлении ФАС ДВО от 05.03.2012 N Ф03-379/2012.

    Если материальная помощь является элементом оплаты труда и предоставляется работнику к ежегодному отпуску, то основанием для ее выплаты являются:

    — заявление работника о предоставлении отпуска;

    — приказ руководителя учреждения о предоставлении работнику отпуска и выплате материальной помощи в установленном размере.

    Применение районных коэффициентов

    В соответствии со ст. 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Отметим, что аналогичные нормы есть в ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Однако акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, не противоречащие ТК РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ). Соответственно, следует руководствоваться Разъяснением, утвержденным Постановлением Минтруда РФ N 49.

    Согласно п. 1 Разъяснения процентные надбавки лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

    Кроме того, согласно п. 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, в состав заработной платы, на которую начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, по среднему заработку, единовременное вознаграждение за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.

    Поскольку материальную помощь нельзя признать фактическим заработком, начислять на нее районный коэффициент не представляется возможным.

    Материальная помощь и алиментные обязанности

    Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841. Согласно пп. «л» п. 2 данного Перечня удержание алиментов производится с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за содействие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений. То есть с сумм материальной помощи следует удерживать алименты.

    Материальная помощь и средний заработок

    Напомним, что средний заработок исчисляется для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом средний заработок для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Порядком N 922, а для расчета пособий — в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ и Положением N 375.

    Итак, согласно ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения N 375 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные виды пособий, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.

    Уточним, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

    — физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

    — работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

    — работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

    Материальная помощь, выплачиваемая не по основаниям, поименованным выше, облагается страховыми взносами, если превышает 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).

    То есть суммы материальной помощи, перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а также не превышающие 4 000 руб., не учитываются при расчете среднего заработка в целях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Иная материальная помощь в размере, превышающем 4 000 руб. в расчете на одного работника за календарный год, включается в средний заработок работника для расчета пособий.

    При расчете среднего заработка для оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в учреждении, независимо от их источника (ст. 139 ТК РФ и п. 2 Порядка N 922). В силу п. 3 Порядка N 922 для расчета среднего заработка в данном случае не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности, материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха.

    Документальное оформление

    Порядок выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальном нормативном акте: коллективном договоре, Положении об оплате труда, Положении о выплате материальной помощи (образец приведен ниже) или др.

    Положение о выплате материальной помощи работникам ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития РФ

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение предусматривает выплату материальной помощи работникам ФГБУ «Новороссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития РФ (далее — Учреждение).

    1.2. Материальная помощь может предоставляться единовременно или несколько раз в течение календарного года.

    2. Направления и размер оказания материальной помощи

    2.1. В целях социальной защиты работников Учреждения и неработающих пенсионеров Учреждения им может оказываться материальная помощь за счет средств, поступающих из федерального бюджета (при наличии экономии средств по фонду оплаты труда), а также за счет средств, поступающих из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, направленной Учреждением на оплату труда работников).

    2.2. Работником считается сотрудник, принятый на работу по трудовому договору.

    2.3. Материальная помощь на частичное возмещение затрат в связи с дорогостоящим лечением работника составляет:

    — на приобретение дорогостоящих лекарственных средств и иных лечебных препаратов и оборудования — до 20 000 руб.;

    — на лечение, протезирование и имплантацию зубов, забора и подсадки зубного костного блока — до 150 000 руб.;

    — на стационарное лечение, в том числе санаторно-курортное лечение — до 50 000 руб.;

    — на проведение хирургических операций по жизненно важным показаниям — до 50 000 руб.

    В исключительных случаях по решению директора работнику может быть выделена материальная помощь и в больших размерах.

    По данному направлению материальная помощь оказывается при предоставлении соответствующих документов лечебного учреждения.

    2.4. В случае причинения работнику материального ущерба в результате чрезвычайных обстоятельств (квартирной кражи, затопления квартиры и др.) помощь выплачивается в размере до 50 000 руб.

    Факт стихийного бедствия, хищения и размер ущерба должны подтверждаться соответствующими документами.

    2.5. Материальная помощь в связи со смертью:

    — работника (работавшего или уволенного) — до 30 000 руб.;

    — близких родственников (ст. 2 СК РФ) — от 10 000 руб. до 30 000 руб.

    2.6. Материальная помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 2 лет, — в размере 20 000 руб. единовременно. Материальная помощь оказывается при условии обращения работника до исполнения ребенку двух лет.

    2.7. Материальная помощь работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, в том числе по болезни и инвалидности:

    — со стажем работы в Учреждении от 1 года до 5 лет — в размере должностного оклада;

    — со стажем работы в Учреждении от 5 до 10 лет — в размере двух должностных окладов;

    — со стажем работы в Учреждении свыше 10 лет — в размере четырех должностных окладов.

    2.8. Материальная помощь в связи с рождением ребенка — в размере 50 000 руб.

    2.9. Материальная помощь в связи с бракосочетанием — в размере 10 000 руб.

    2.10. Материальная помощь работнику в связи с юбилеем (40, 45, 50, 55, 60 лет, далее — по решению директора) — в размере 10 000 руб.

    2.11. Материальная помощь на отдельные социальные нужды:

    — в случае тяжелого материального положения работника — от 10 000 руб. до 30 000 руб.;

    — на неотложные нужды (1 раз в календарном году) — до 10 000 руб.;

    — на социальные потребности дополнительно к суммам ежегодного основного оплачиваемого отпуска — до 30 000 руб.;

    — для подготовки школьников в первый класс — 5 000 руб.

    2.12. Работник имеет право на получение материальной помощи по всем основаниям, предусмотренным выше, не более одного раза в год по каждому из них.

    3. Порядок оформления материальной помощи

    3.1. Для получения материальной помощи на имя директора оформляется личное заявление работника (его близкого родственника), пенсионера с указанием причин для выплаты материальной помощи и приложением документов, подтверждающих право на ее получение.

    3.2. При выплате материальной помощи в связи со смертью близких родственников, самого работника (работавшего или уволенного) в бухгалтерию необходимо представить копию свидетельства о смерти.

    В таких случаях выдача материальной помощи производится:

    — работнику (в случае смерти близких родственников);

    — близким родственникам работника (в случае смерти самого работника — работавшего или уволенного) при представлении копий документов, подтверждающих родственные связи (свидетельства о рождении, свидетельства о браке и т.д.).

    3.3. Выплата материальной помощи оформляется бухгалтерией расходным ордером и выдается из кассы либо перечисляется на расчетный счет, указанный в поданном заявлении.

    3.4. Суммы материальной помощи не учитываются в составе расходов, признаваемых при исчислении налога на прибыль.

    3.5. Настоящее Положение вводится в действие с 09 января 2013 г.

    Директор Синяков /Синяков В.А./

    Как мы уже указали, работник должен подать заявление в произвольной форме на имя работодателя, приложив копии соответствующих подтверждающих документов.

    Представим основные причины выделения материальной помощи в таблице и укажем, какими документами они должны быть подтверждены.