Разводные мосты Санкт-Петербурга

Наверное, нет на карте мира другого города, который, как Санкт-Петербург, имел бы столько красочных и запоминающихся названий. «Северная столица России», «Северная Пальмира», «Детище Петра».

«Град Петров, Петра творенье…», – так называл Санкт-Петербург великий русский поэт А. С. Пушкин. Эти, и ещё многие другие уникальные названия город носит по праву. А ещё Санкт-Петербург называют «Городом восьмисот мостов». Именно столько их насчитывается сегодня. Но среди них вы вряд ли найдёте хотя бы два похожих. Каждый выполнен в своём стилевом оформлении, имеет своё название и уникальную историю.

Санкт-Петербург – город мостов

Остановимся на отдельной категории мостов – разводных. Всего их в Санкт-Петербурге насчитывается два десятка. Так они именуются потому, что в период с конца апреля и до середины ноября отдельные их пролёты, или даже целые конструкции, поднимаются с помощью мощных подъёмных механизмов для прохода по Неве крупнотоннажных судов. Зрелище, как это происходит, да ещё на фоне белых петербургских ночей – поистине великолепное и незабываемое. Сами петербуржцы говорят об этом так: «Вы можете посетить тысячу и одну достопримечательность нашего города. Но если вы не видели развода мостов, считайте, что вы не были в Санкт-Петербурге».

Самый длинный разводной мост города – мост Александра Невского (630 метров). А уникальными и наиболее известными являются Троицкий мост, Дворцовый и Литейный.

Троицкий мост заимствует своё название от Троицкой площади, соединяя её с Суворовской площадью. Строился он с 1987 по 1903 гг. включительно. Возведение моста изначально осуществлялось французскими конструкторами. Однако впоследствии сооружение было частично реконструировано уже российскими инженерами. Его открытие состоялось в годовщину 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга.

В основе стилевого решения лежат ажурные конструкции. Мост имеет пять арок. Интересно, что сам разводной пролёт у моста – только один, это левобережье Невы. Относительно недавно, чуть более десяти лет назад, проведена реконструкция моста. Была восстановлена гранитная облицовка, один из железобетонных пролётов был заменён металлическим, отремонтирован подъёмный механизм. Как это и было изначально предусмотрено проектом, элементами оформления вновь стали российские двуглавые орлы.

Дворцовый мост выполнен из чугуна. Берёт своё название от Дворцовой площади. До начала строительства, около десяти лет, проводился конкурс на лучший архитектурный проект. Высочайшим императорским указом был утверждён проект выдающегося польского конструктора А. П. Пшеницкого. Строительство моста началось в 1912 году и закончилось в конце 1916 года. Дворцовый мост – один из устоявшихся символов Санкт-Петербурга, наравне с Адмиралтейством и Медным всадником.

Третий из самых знаменитых разводных мостов Санкт-Петербурга – Литейный. Строился он с 1875 по 1879 гг., соединив Литейный проспект с Выборгской стороной. С середины XIX века здесь располагался Пушечный литейный двор. С его наименованием и связаны наименования проспекта, а впоследствии – и моста. Во время разведения у моста поднимается только один пролёт – со стороны Литейного проспекта. Уникальным в истории моста можно считать то, что именно здесь в своё время было установлено первое в городе электрическое освещение. Основными архитектурными элементами в оформления моста стали барельефы с гербом Санкт-Петербурга.

Стать участником красочного и незабываемого зрелища разведения мостов можно с весны и до глубокой осени, завершения навигации по Неве.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге — график разводки

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге – один из самых знаменитых и красивых. Свое название он получил из-за сооружений, расположенных рядом: Зимний Дворец и Дворцовая набережная. В 1917 году он получил другое название в связи с приходом новой власти и назывался Республиканский. Однако в 1944 году ему было снова возвращено название Дворцовый.

Если вы когда-нибудь видели фото разводного моста в Санкт-Петербурге, то с большой вероятностью это было фото именно Дворцового моста. Потому что его центральный двукрылый разведенный пролет является одним из символов города.

В 1882 году возникла необходимость строительства постоянного моста, до этого времени Дворцовый мост был наплавным. Начало строительства долго откладывалось, т.к. нужно было решить много проблем, связанных со строительством. Тем не менее, в 1916 году мост был запущен, правда, в недостроенном виде. Перила у него были деревянными, чугунные появились только в 1939 году.

В 1967 году мост прошел капитальный ремонт. А в 1977 году реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1994 году были сняты трамвайные пути. Также реконструкция была в 1997 году под руководством инженера Ю. Петрова.

В 2013 году мост приобрел свой современный облик, после капитального ремонта и установки нового освещения.

Дворцовый мост имеет уникальный разводной механизм, который поднимает 700-тонный пролеты вверх. Механизм состоит из моторов, тысячетонных противовесов, крупных шестерней (среди них есть и цельнолитые, сохранившиеся с открытия). Интересный факт, что на площади, рядом с Дворцовым мостом, часто проводятся праздничные мероприятия и во время некоторых крылья моста используют в качестве экрана для показа фильмов, клипов и т.д.

Хотите увидеть этот уникальный мост? Или, может быть, хотите увидеть знаменитую пристань «Спуск со львами»? Или спешите перебраться через него домой до его разводки? Тогда смотрите на нашем сайте время начала и окончания разводки Дворцового моста. У нас всегда точная и актуальная информация.

Развод мостов Петербурга

Володарский мост — первый железобетонный мост через Неву. Находится в створе Народной и Ивановской улиц Невского района и соединяющий южную и правобережную часть города.
Назван в честь комиссара В. Володарского убитого в 1918 году в районе будущего моста.

Развод Володарского моста производится в период навигации в график с 2:00 до 3:45 и с 4:15 до 5:45, ежедневно.

Володарский мост постройки 1932—1936 гг. представлял собой трехпролетное железобетонное арочное сооружение со средним разводным, металлическим, двукрылым пролетом.
В 1970 —1971 гг., была произведена частичная реконструкция моста.
В 1986 году из-за авариий произошедшей годом ранее (плавучим доком был поврежден разводной механизм моста) мост был закрыт на длительную реконструкцию до 1993 года, в результате которой Володарский мост утратил полностью свой первоначальный вид и облик. Железобетонные арки были заменены металлическими балками.
Пропускная способность моста увеличилась в два раза.

На сегодняшний день Володарский мост представляет собой пятипролётный металлический мост с однокрылым, цельнометаллическим, раскрывающимся разводным пролётом посредине.
На въездах установлены пьедесталы с гранитными обелисками. С четырёх сторон моста сооружены лестничные спуски которые ограждены гранитным парапетом.
Также на Володарском мосту установлено светодиодное табло, на котором высвечивается график разводки моста.

Завораживающие разводные мосты Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, расположенный на островах, переплетают реки, каналы, а широкая судоходная Нева несёт свои воды к Финскому заливу. Именно поэтому в городе огромное количество мостов, в том числе разводных, каждый из которых особенный и таит в себе историю.

Питер — город с активной навигацией, и так было всегда, поэтому необходимость сооружать мосты разводными была заложена исторически. Цифра, обозначающая количество мостов в Санкт-Петербурге, впечатляет: городских мостов — 342, из них 21 — разводной.

Список и история мостов

Туристы обязательно планируют в своем путешествии в Питер посещение мостов, в частности в то время, когда их разводят. Подробнее о самых популярных мостах в нашем материале. Также Вы найдете расписание развода мостов.

Самый знаменитый мост города находится в центральной части Петербурга у Зимнего дворца, от этого он и называется — Дворцовый. Строительство переправы в этом месте во второй половине 19 века стало необходимым для связи двух важных объектов: здания Биржи на Васильевском острове и Главного Императорского Дворца на 2-м Адмиралтейском острове. Постоянный двукрылый металлический мост возвели в 1913 году, его длина составляет 250 метров. Ранее по нему двигались трамваи, но позже пути были сняты.

Ориентирами для поиска сооружения станут адреса:

  • на Васильевском острове: Университетская набережная, д. 1
  • на 2-м Адмиралтейском острове: Дворцовая набережная, д.38
  • Благовещенский

    В 1850 году был построен первый постоянный мост северной столицы — Благовещенский, соединяющий 2-й Адмиралтейский и Васильевский острова. Свое имя он получил от одноименных площади и собора, расположенных в то время поблизости, позже собор снесли, а площадь переименовали в площадь Труда. На открытии данного творения присутствовали высшие чины государства, такие как император, князья и герцоги. С одной стороны Благовещенского моста — Нева, с другой — Финский залив. Сооружение переименовывали в Николаевский мост и мост Лейтенанта Шмидта, но позже первоначальное название было возвращено.

    Ориентиры для поиска Благовещенского моста:

    • на Васильевском острове: площадь Трезини
    • на 2-м Адмиралтейском острове: Английская набережная, д.38
    • Александра Невского

      Самая длинная разводная переправа в Питере — мост Александра Невского, протяженность его насчитывает 906 метров. Построено сооружение в 1965 году и названо в честь новгородского князя. Считается, что именно в этом месте заканчивается старая часть города. Мост подвергался аварийному состоянию, рушился и восстанавливался из-за неправильных расчетов при разработке проекта. Сооружение связывает Центральную часть города с Красногвардейским районом.

      Сориентироваться помогут здания, соседствующие с мостом:

    • в Центральной части: Малоохтинский проспект, д. 80
    • в Красногвардейском районе: Синопская набережная, д. 10
    • Васильевский остров сообщается с Петроградским Биржевым мостом, названным так из-за расположившегося поблизости здания Биржи. Металлический мост возвели над Малой Невой в 1960 году. Планировали строительство гораздо раньше, но этому мешали войны и революция. Когда-то сооружение переименовывали в мост Строителей, но в итоге вернули историческое название. На карте видно, что Биржевой и Дворцовый мосты симметрично разместились относительно Стрелки Васильевского острова.

      Найти переправу помогут адреса:

      • на Васильевском острове: набережная Макарова, д. 2
      • на Петроградском острове: площадь Академика Лихачева
      • Большеохтинский

        Разводной Большеохтинский мост, соединяющий Центральную часть города с Малой Охтой, соорудили в 1911 году и назвали так из-за протекающей рядом реки Большая Охта. Постройка входит в список самых красивых мостов в мире. В ее центральной части установлены башни, внутри которых спрятаны управляющие механизмы. Впервые ремонт моста проводился спустя 60 после строительства, что говорит о высоком качестве сооружения.

        К переправе можно добраться, опираясь на адреса:

      • в Малой Охте: Новочеркасский проспект, д. 1Е
      • в Центральной части: ул. Красного Текстильщика, д. 2
      • Володарский

        Ещё один мост над Невой называется Володарский, в честь убитого в этом районе революционера. Первое железобетонное строение с арочными пролетами появилось здесь в 1936 году. В ту пору проект считался уникальным, поскольку некоторые технологии применялись в строительстве впервые. Постоянные наблюдения за сооружением показывали, что оно постепенно разрушается и конструкция не справляется должным образом с действующими нагрузками. В конце 20-го века проходящее под переправой корабельное судно задело строение и повредило разводной механизм. Все эти причины послужили перестройке Володарского моста и в 1993 году на его месте был воздвигнут новый металлический, без арочных строений.

        Мост располагается рядом с адресами:

      • с одной стороны: проспект Обуховской Обороны, д. 163
      • с другой: Октябрьская набережная, д. 66
      • Один из старейших мостов в северной столице — Литейный, воздвигнутый в 1875 году. Возвышается он над самой глубокой частью Невы. Строительные работы продвигались с трудом и сопровождались катастрофами с человеческими жертвами. Это первая постоянная переправа в мире, освещённая электричеством. Ее разводное крыло распахивается всего за пару минут.

        Литейный мост находится неподалеку от зданий:

      • с одной стороны: Шпалерная ул., д. 22
      • с другой: ул. Академика Лебедева, д. 6В
      • Неподалеку от места, где находится Летний сад, раскинулся над Невой Троицкий мост. Он был воздвигнут в 1903 году и своим именем обязан расположившемуся вблизи собору, разрушенному в 1932 году. Мост соединяет Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. На торжественном открытии Троицкого моста присутствовала элита: царская свита во главе с Николаем II, заложившим золотую монету в основании фундамента, и французский президент. За свое существование сооружение переименовывали в Александро-Мариинский, мост Равенства, Кировский.

        Одна из красивейших переправ в Петербурге размещена рядом с адресами:

      • на Петроградском острове: Троицкая площадь
      • на 1-ом Адмиралтейском острове: Суворовская площадь
      • Разводной двукрылый Тучков мост появился над Малой Невой в 1965 году. По одной из версий такое имя постройка получила в честь купца Авраама Тучкова, по другой — в честь инженера, строившего временную плашкоутную переправу в 18 веке. Мост соединяет Васильевский остров с Петроградским. Ранее реку в этом месте пересекал деревянный Никольский мост, сгоревший от не потушенной папиросы в 1870 году.

        Найти данное творение помогут координаты:

      • на Васильевском острове: набережная Макарова, д. 22
      • на Петроградском острове: Большой проспект Петроградской стороны, д. 1А
      • Кантемировский

        Самой молодой разводной конструкцией в городе является Кантемировский мост, открытый для движения в 1982 году. Он пересекает Большую Невку и сообщает Выборгскую сторону и Аптекарский остров. Такое название мост получил в связи с пролегающей рядом одноименной улицей, напоминающей об освобождении от немецких оккупантов станции Кантемировки. Строительные работы продолжались 3 года. Длина переправы насчитывает 664 метров, разводная часть состоит из одного крыла.

        Кантемировский мост расположен рядом с адресами:

      • на Аптекарском острове: ул. Академика Павлова, д. 5
      • на Выборгском острове: Выборгская набережная, д. 59 к. 1
      • Гренадерский

        Гренадерский мост, как и Кантемировский, связывает Выборгскую сторону и Аптекарский остров. Он назван так же, как называется полк, чьи казармы разместились поблизости. Первая переправа в этом месте появилась в 1758 году, а современное сооружение построено в 1975 году. Это один из самых важных, наиболее проходимых и загруженных транспортных мостов Санкт-Петербурга.

        Объект возвышается над Большой Невкой неподалеку от зданий:

      • на Выборгском острове: Выборгская набережная, д. 29
      • на Аптекарском острове: Петроградская набережная, д. 44
      • Сампсониевский

        Связующим звеном между Выборгским и Петроградским районами является Сампсониевский мост через Большую Невку. Его открытие состоялось в 1958 году. Также строение нарекали Выборгским, мостом Свободы, а из-за расположенного ранее в этом месте военно-морского госпиталя иногда называли Госпитальным. Настоящее имя постройка носит из-за Большого Сампсониевского проспекта. Мост подвергался реконструкциям и на данный момент его протяженность составляет 193 метров.
        Здесь же можно сделать фотографии на фоне крейсера Авроры, он находится неподалеку.

        Ориентиры Сампсониевского моста:

      • на Выборгском острове: Пироговская набережная, д. 5/2
      • на Аптекарском острове: Петроградская набережная, д. 8

      Финляндский

      Финляндский железнодорожный мост соединяет Финляндскую железную дорогу с другими дорогами. Изначально назывался в честь Императора Александра 1, затем обозначался как Новый мост, а после революции закрепилось настоящее имя. Движение по железнодорожной переправе осуществляется с 1913 года. В 1963 году у Финляндского моста произошло приводнение самолета ТУ-154, людей удалось эвакуировать перед тем, как воздушный лайнер ушел под воду.

      Ещё одна аварийная ситуация произошла, когда рефрижераторное судно врезалось в мост и вскоре затонуло.

    • с одной стороны от моста: Октябрьская набережная, д. 2
    • с другой — Сад им. 30-летия Октября
    • Расписание развода

      Разводка осуществляется по графику в навигационный период: с апреля по ноябрь.

      Туристы и гости города имеют возможность увидеть разводку мостов самостоятельно и с экскурсией, их здесь сколько угодно и на любой вкус.

      Для взрослых

      Одна из таких романтических речных прогулок осуществляется на закрытой и открытой палубах теплохода «Москва». Длительность прогулки — 1 час 30 минут. Участники эскурсионной группы станут свидетелями разводки мостов и прослушают краткое описание каждого из них. Место отправления и прибытия — Дворцовая площадь. Стоимость — 780 рублей.

      Есть обзорные комбинированные ночные экскурсии развода мостов. Начинается путешествие на туристическом автобусе, продолжается водной прогулкой и заканчивается обратной дорогой на автобусе. Продолжительность этой поездки – 6 часов, а стоимость — 1000-1400 рублей.

      Каждый год на школьный выпускной, ориентировочно в конце июня, в городе проводится праздник Алые паруса. У любого желающего есть возможность оказаться частью торжества, так как автобусная обзорная экскурсия по городу включает заезд на набережную с целью посмотреть на проплывающий под мостами заветный корабль с нарядными алыми парусами и сделать отличные фото. Туристов ждёт грандиозное пиротехническое шоу и красивейшие места Петербурга. Билеты на такую экскурсию можно приобрести за 600-1500 рублей.

      Днем с Адмиралтейской набережной теплоход «Astra» отправляется в полуторачасовое путешествие к Финскому заливу мимо исторической части города. На борту проголодавшиеся путники смогут заказать ланч и перекусить. Стоимость такой прогулки — 500-800 рублей.

      Ужин-круиз на теплоходах «Astra» и «Корюшка» с живым музыкальным сопровождением оставит приятное впечатление. Под звуки джаза и блюза пассажиры судна увидят целых 7 мостов и огни культурного города. Места располагаются на закрытой палубе, при желании каждый имеет возможность подняться на открытую. Для полной романтики гости смогут поужинать в уютной обстановке. Стоимость — 850 рублей.

      Ещё одна интересная и познавательная экскурсионная программа включает в себя речную прогулку по каналам, а затем выход в Неву. Путешественники оценят потрясающие виды и прочувствуют контраст между спокойными водами Фонтанки, Мойки и широкой и быстрой Невой. В Петербурге имеется возможность заказать индивидуальную экскурсию по воде на катере. В течение часа туристов с ветерком будут катать по самым интересным маршрутам.

      На экскурсии по северным островам дельты Невы гид расскажет о возникновении города, его истории, а также раскроет тайну — почему культурную столицу называют «Северной Венецией». Стоимость посещения 500-800 рублей.

      Специально для детей предлагается посетить Детский теплоход. Это сочетание приятного с полезным: просмотр исторических памятников и достопримечателтностей, встречаемых на пути, и развлекательная программа аниматоров. По определённым дням на палубе проводятся спектакли. Стоимость — 600 рублей для всех. Также во время еще одной речной прогулки дети смогут увидеть цирковое представление и от души посмеяться прямо на борту судна.

      Молодежные развлечения

      Для молодежи проводится 4-часовая прогулка на теплоходе «Пурга» с дискотекой и выпивкой на борту. Танцы под зажигательную музыку и отличное настроение — обеспечены. Цена — 1500 рублей. Бронирование сидячего места оплачивается отдельно.

      Экскурсии с просмотром разводных мостов станут ярким воспоминанием о Санкт-Петербурге. Ночные набережные, освещенные огнями, каналы и Нева настраивают на романтичный и спокойный лад и навсегда останутся в памяти.

      Полезные карты и видео

      Посмотрите интересные видео про Санкт-Петербург:

      Посмотрите интерактивную карту разводных мостов:

      Тучков мост

      Фотографии

      Санкт-Петербург вот уже на протяжении десятков столетий тесно связан с мостами. Город, невозможно представить без бетонных «монстров» перекинутых через водную часть города. Многие туристы, приехав в Петербург, первым делом отправляются на прогулку вдоль набережной, и заказываю тур по Неве. Они даже жертвуют сном, чтобы увидеть великолепный развод мостов.

      Тучков мост одна из самых красивых переправявляется расположенных в Петербурге. Мост соединяет Кадетскую линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Ближайшее метро от переправы называется «Спортивная». Такое название объясняется расположенному недалеко спортивному комплексу «Юбилейный», а также стадиону «Петровский». Но, во времена строительства моста было решено назвать расположенную недалеко станцию петербуржской подземки «Тучков мост». Но, к сожалению, эта идея была благополучно забыта.

      Страница в истории

      Первоначально в этой части города мост был возведен в 1758 году. Длина деревянной переправы на тот момент составляла 890 метров. Официально мост именовался «Никольским» однако, местные жители именовали как «Тучков мост». Бытует несколько мнений о происхождении двоякого имени переправы. По первой версии, мост стали именовать «Тучковым» из-за островка, через который пролегает переправа. Однако это не совсем так. Дело в том, что при возведении моста большой вклад внес инженер Алексей Тучков, соответственно, переправу назвали его именем.

      Другая версия гласит, в 1758 году четыре купца написали письмо в Сенат с просьбой отдать им в вечное пользование и содержание несколько переправ. Взамен, они обязуются на собственные средства построить мост через Малую Неву. Одним из четырех купцов был Авраам Тучков. Именно в его честь и была названа переправа.

      Какой версии бы не придерживались местные жители – все равно мост играет одну из важных ролей в жизни города.

      Перестройка и опять перестройка…

      Перестройка моста состоялась в 1835 году, после которой переправа пополнила список разводных мостов Петербурга. Многопролетная деревянная переправа держалась на свайных основаниях. Разводился мост вручную при помощи лебедок. Перила на мосту были изготовлены из художественных чугунных решеток.

      В 1920 году мост был полностью перестроен и теперь состоял из двадцати пролетов. После окончания войны в 1948 году, деревянные части переправы были заменены на металлические. Ручной механизм развода моста был заменен на электрический.

      Следующая реконструкция моста была начата в 1962 и завершилась в 1965 году. Длина обновленного моста составила 226 метров, ширина 36 метров. Сама конструкция моста состояла из железобетонных пролетов, в середине переправы была установлена двойная разводная часть, с протяженностью 50 метров. Ширина проезжей части составила 28 метров, тротуарной 4 метра. Реконструкция моста не обошла стороной и многочисленные пролеты — былые 20 пролетов были сокращены до 3-х.

      В качестве декора были установлены перила квадратного сечения со своеобразным переплетом. Благодаря этому вся протяженность переправы выглядела красиво и объемно.

      В 1998 году после очередного ремонта, было заменено дорожное покрытие, а также отремонтированы разводной механизм и трамвайные линии. В 2006 году вновь переправа пережила ремонт, на этот раз были полностью заменены стационарные пролетные сооружения. Ремонт опор разводного пролета был осуществлен с 2008 по 2009 года.

      Мост будущего

      Во время Белых ночей, ночные разводы мостов выглядят еще прекрасней. К сожалению развод Тучкова моста можно будет увидеть лишь в 2016 году, так как он частично закрыт на реконструкцию. По переправе открыто лишь одностороннее движение в сторону Васильевского острова. Обратно ехать придется по Биржевому мосту. После реконструкции, переправа будет еще более величественная и станет вновь украшать всеми любимый Санкт-Петербург.

      Все тайны развода Старого моста в Астрахани

      Татьяна ЗЕЛЕНАЯ Фото В Панькова

      “Почему так часто стали разводить Старый мост в Астрахани? Неужели нельзя организовать развод моста по ночам, сколько еще жителям правобережья стоять в пробках? А где можно посмотреть, как проводят корабли? А правда, что он поднимается как в Питере?”, – этими вопросами астраханцы часто задаются в последнее время. Чтобы ответить на них, мы решили посмотреть, как разводят самый первый совмещенный мост через Волгу, который, к слову, официально именуется Волжским.

      Поднимали для флотилии
      Повод нашелся: астраханцев проинформировали, что очередной развод моста намечен на 18 и 20 июля. Это связано с приходом в Астрахань кораблей Каспийской флотилии на парад в честь Дня военно-морского флота, который военные моряки будут отмечать 29 июля. По традиции флот выстроится на рейде в акватории Петровской набережной.

      “На это стоит посмотреть”
      В среду в 10 утра журналисты уже дежурили на набережной со стороны бывшего завода им. К. Маркса – на сам объект, чтобы непосредственно наблюдать весь процесс, нас, увы, не пустили, как-никак он имеет статус стратегического значения. Нам предстояло увидеть развод моста впервые. Кстати, посмотреть на это пришли с десяток астраханцев, некоторые даже с детьми. Они признались, что тоже никогда не видели, как это происходит, и не разочаровались, посмотрев, как все работает.
      Между прочим с точки, которую выбрали мы, лучше всего смотреть на подъем мостовой части: суда проходят через ближний к левому берегу пролет.

      Приоритет поездам
      Движение по водному понтону в 10 утра было еще открыто. Пять кораблей флотилии, выстроившиеся на рейде, ожидали команды “вперед”.
      – Сначала по расписанию должны были пройти пассажирский и грузовые поезда. Нужно же учитывать, что мост автомобильно-железнодорожный, поэтому развод моста обязательно согласовывается с Приволжской железной дорогой, – пояснил нам мостовой мастер Волжского моста Николай Бегманов.

      Надвое не разделился…
      Чистым мост оказался лишь минут через 30. На разводном пролете началось оживление другого рода: там появились мостовые работники, через пару минут огромная конструкция из металла заскрипела-заскрежетала: запустился невидимый глазу механизм, и верхняя часть пролета медленно пошла вверх.
      Что сказать? Это было не похоже на отпечатавшуюся в памяти с детства картинку развода мостов “непременно как в Питере”. На Старом мосту это делается иначе: крылья моста не поднимаются с середины – к небу уходит только один участок конструкции. А вот свеже-
      отремонтированный Кирикилинский разводится по аналогу с питерскими.

      Про тайны развода
      – В сумме процесс прохода под мостом 5-6 судов занимает порядка двух часов: сначала ведь надо поднять мост, а затем его опустить. Немало времени уходит и на организационные вопросы и согласования с портом, железной дорогой, ГИБДД. Как только получаем разрешение на развод, мы снимаем замки на разводном пролете и поднимаем часть моста. Эта операция выполняется двумя электриками и двумя машинистами подъемного крана из кабины управления: с помощью пультов они заставляют работать подъемники. Механизмы, кстати, еще прежние – с того времени, как мост был пущен в эксплуатацию. Но все работает исправно. Вот, собственно, и вся “тайна” разведения нашего моста, – улыбаясь, рассказывает мастер.

      Лучше объехать
      Между прочим, Старый мост в среду был закрыт для движения около часа, хотя астраханцев предупреждали, что он не будет работать минимум три. Такой временной разбег дается во избежание различных накладок и подстраховки, чтобы автолюбители без риска там застрять могли воспользоваться объездными путями.

      Высотой с 9-этажку
      Старый мост разводится, разумеется, не только для прохождения кораблей Каспийской флотилии, но и по заявкам гражданского флота. Это связано исключительно с высотой судов или плавкранов, как, к примеру, кран “Богатырь”, габаритная высота которого со стрелой – аж 32 метра. “Мы всегда даем высоту с запасом на два метра. Сегодня, к примеру, к рейду на набережную проводилось самое высокое судно флотилии – корвет “Дагестан”. Его высота по заявке – 28 метров, поэтому планку поднятия мостового пролета установили в 31 метр”, – продолжил рассказ Николай Бегманов. (Это примерно высота 9-этажного дома. С берега это не особо заметно, но все равно впечатляет – прим. авт.)

      Последний парад?
      Кстати, подумалось, что в тот день мы наблюдали один из последних приходов кораблей флотилии в акваторию набережной Волги. Если это оперативное объединение ВМФ действительно переведут в дагестанский Каспийск к лету будущего года, то может статься, что следующий парад военных кораблей ко Дню ВМФ в Астрахани может и не состояться.
      Вы можете увидеть, как разводят мост по ссылке.