Содержание:

Адрес регистрации, адрес пребывания, постоянное место жительства. Чем они отличаются

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на свободное передвижение по территории страны. Никому не возбраняется по собственному желанию менять место жительства, переезжать на ПМЖ в другой город или регион. Однако каждый человек при этом обязан уведомлять компетентные государственные инстанции о смене своего места жительства. Если адрес регистрации не совпадает с фактическим проживанием человека, об этом необходимо в установленном порядке сообщать в службы, занимающиеся постановкой граждан на учет.

Разница понятий

Необходимость фиксировать местонахождение обусловлена соблюдением правопорядка и исполнением обязанностей и со стороны граждан, и со стороны государства. ГК РФ обязывает людей регистрироваться в их же интересах. Ведь если фактическая численность населения в городе не совпадает с официальным количеством людей на основании переписи— это способно привести к проблемам в административном, жилищном, избирательном и других аспектах права такого региона.

Например, незарегистрированные граждане, проживающие в городе, юридически не могут проголосовать на выборах. В мед учреждениях количество койка-мест и обслуживающего медицинского персонала также будет не соответствовать фактической нагрузке. Вот почему каждый гражданин должен указать местонахождение в паспортно-визовой службе при переезде в другой район или город.

К сожалению, далеко не все жители проявляют ответственность и приходят в УВМ МВД (управление по вопросам миграции, заменившее ФМС) для постановки на регистрационный учет. И во многом это связано с путаницей в понятиях.

Адрес регистрации (официальная прописка) — постоянное место жительства, которое ставится на пятой странице паспорта в виде печати. В Гражданском Кодексе различают три основных термина, касающихся дислокации людей и закрепления ее за определенными территориальными органами:

  • адрес регистрации;
  • место пребывания;
  • место проживания.
  • Нередко адрес в паспортах не совпадает с адресом регистрации, по которым граждане жительствуют. В этом случае подойдет формулировка «место проживания» или «место пребывания». Как разобраться в этих понятиях на практике? Приведем несколько простых примеров.

    Что такое место регистрации

    Регистрация граждан, оформленная юридически – это прописка, которая указывается в паспорте как постоянное место жительства. Как правило, ее получают в результате приватизации муниципальных квартир, при покупке жилья на первичном или вторичном рынке. Большинство граждан получают начальную прописку в родительском доме. Если человек не переезжает, то указанный адрес в паспорте совпадает с местом проживания. В этом случае закон, предписывающий гражданам обитать по месту регистрации (Постановление правительства РФ No713), соблюдается.

    Нюансы понятия «место жительства»

    Когда человек покидает квартиру или дом, в котором он был изначально прописан, то новой точкой дислокации считается место жительства. Если гражданин селится по такому адресу, то он обязан зафиксировать этот факт, сообщив данный адрес проживания в территориальную паспортно-визовую службу. Например, девушка вышла замуж или молодой человек женился и переехал жить к своему супругу в другой город. При этом ему (ей) не обойтись без регистрации по новому месту нахождения.

    Если муж или жена выписывает супруга в своей квартире, то речь снова будет идти об официальной регистрации. Для этого в территориальном органе УМВ необходимо произвести снятие с учета по месту жительства, поставив соответствующую печать в паспорте.

    Что такое место пребывания

    Если гражданин переезжает по иному адресу ввиду выполнения служебных, воинских и других обязанностей на короткий срок, то его дислокация квалифицируется как место пребывания. Это означает кратковременную смену пункта проживания, после которой предполагается возвращение человека по адресу указанному при государственной регистрации в качестве места жительства основного. Например, при командировании сотрудников в другой город компания-работодатель на время арендует квартиры для их проживания на 2 месяца. В этом случае нужно зарегистрироваться временно в паспортном столе.

    Где делается оформление временной прописки

    Меняя место регистрации, человек обязан оповестить об этом УМВ МВД в новом районе или городе. При переезде в другую местность, где человек будет жить и работать большую часть времени без предполагаемого возвращения, ему необходимо встать на учет не позднее чем через 7 дней после прибытия. Если гражданин временно покидает официальное место прописки, собираясь вернуться не позднее чем через 3 месяца, то по закону у него есть период на регистрацию по месту пребывания в 90 дней.

    Постоянная и временная прописка: особенности процедуры

    Под понятием «прописка» подразумевается неизменное место жительства, то есть то, на котором человек обитает на законных основаниях как:

  • полноправный владелец квартиры;
  • участник долевой собственности на жилье;
  • лицо, имеющее право на пожизненное проживание в жилище и в других случаях.
  • Постоянная прописка и право собственности

    Смена адреса места жительства не влияет на имущественные права. У гражданина может быть прописка в квартире, которую он купил, получил в дар или в наследство. Но он также имеет право переехать на другое место, сменив адрес прописки по своему желанию. Это не предполагает отчуждение квартиры: человек остается ее законным владельцем и имеет право сдавать ее в аренду другим лицам.

    Постоянная прописка — это то же самое, что и место официальной регистрации.

  • при длительном отсутствии по месту прописки;
  • по причине невыполнения финансовых обязанностей (неуплате коммунальных платежей);
  • из-за систематического нарушения прав других съемщиков, ЖК и т. п.
  • Собственника недвижимости выписать без его ведома невозможно.

    Где фиксируется временная прописка

    Временная регистрация отличается от постоянной тем, что она не указывается в паспорте гражданина. Человеку выдают свидетельство о регистрации согласно с регламенту регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства (форма No 3 и 8 соответственно). Чтобы получить такой документ, необходимо просто назвать сотруднику адрес, по которому будете временно проживать. Представители МВД имеют право проверить его, нанеся визит или поручив эту задачу участковому.

    Когда нужно подтвердить фактический адрес нахождения

    Проживание человека по адресу, совпадающему с пропиской или нет, в ряде случаев требуется подтвердить или опровергнуть. Формально официальное обитание человека на занимаемой жилплощади предполагает несение им определенных обязательств: оплату счетов за коммунальные услуги, за аренду по договору.

    Нередко адрес действительного проживания человека требуется подтвердить для привлечения его к административной или уголовной ответственности. Например, должника банка или человека, уклоняющегося от уплаты алиментов. Для подтверждения фактического проживания используются показания соседей, коллег с работы, участкового и т. п.

    Штрафы за нарушения


    По закону место постоянной регистрации должно соответствовать месту проживания, в противном случае— граждане обязаны ставить в известность об этом должностные службы. Если так не сделать, то человеку могут вменить административные санкции, применение которых предполагает наложение штрафа в размере от 2 до 3 тыс. рублей (от 5 до 7 тыс. рублей для городов федерального значения) за проживание без постановки на учет. Административные санкции ждут и арендодателя, допустившего проживание лиц без регистрации.

    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое «обитель» в других словарях:

    Обитель — (иноск.) црк. община, монастырь. Ср. «Неусыпаемая обитель» монастырь съ непрерываемыми денными и ночными службами или молитвами. Ср. «Надзвѣздная обитель» Престолъ Божій. Ср. Отецъ мой, пощади меня! Отдай въ священную обитель Дочь безразсудную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    обитель — См. монастырь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обитель жилище, монастырь; обиталище, ашрам, ханака, логово, берлога, жилье, дом, асгард, логовище, киновия … Словарь синонимов

    ОБИТЕЛЬ — ОБИТЕЛЬ, обители, жен. (книжн.). 1. Монастырь (церк.). «Произнести монашества обет и в тихую обитель затвориться.» Пушкин. 2. Вообще всякое место пребывания кого чего нибудь (ритор.). «Назови мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал.»… … Толковый словарь Ушакова

    ОБИТЕЛЬ — ОБИТЕЛЬ, и, жен. 1. То же, что монастырь. Дальняя о. 2. какая. Место, где кто н. живет, жилище (шутл.). Скромная о. | прил. обительский, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    обитель — см. обитѣль … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    обитель — тихая (Шмелев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    обитель — (иноск. церк.) община, монастырь Ср. Неусыпаемая обитель монастырь с непрерываемыми денными и ночными службами или молитвами. Ср. Надзвездная обитель Престол Божий. Ср. Отец мой, пощади меня! Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    обитель — и, ж. Монастырь; жилище. ► Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою. // Лермонтов. Демон //; Ах, Светлана, что с тобой? В чью зашла обитель? // Жуковский. Светлана //*; Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    обитель — ОБИТЕЛЬ1, и, ж То же, что монастырь. Сергий Радонежский основал обитель и стал первым настоятелем этого монастыря. ОБИТЕЛЬ2, и, ж То же, что монастырь. Успел бы я, как ты, на старость лет, От суеты, от мира отложиться, Произнести монашества обет… … Толковый словарь русских существительных

    обитель — ▲ обиталище ↑ человек обитель. очаг. гнездышко (разг). в стенах чего. на семи ветрах. см. для (чего), обитать … Идеографический словарь русского языка

    обитель — і, ж. 1) Те саме, що монастир. 2) заст., поет. Місце перебування, мешкання і т. ін. кого небудь. Тиха обитель … Український тлумачний словник

    Временная регистрация по месту пребывания для иностранных граждан – порядок действий и документы

    Регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ осуществляют в двух видах:

  • Регистрация по месту жительства;
  • Учёт по месту пребывания.
  • В тексте для удобства будут упоминаться только иностранцы. Понятия «учёт» и «регистрация» будут употребляться в их расширительном толковании.

    Основные понятия

    Как указывается в ст.2 З-на от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте»: место жительство иностранца в РФ – это дом, квартира или комната, где он прописан.

    Место пребывания – это названная выше жилплощадь, не являющаяся местом проживания, и другие помещения, такие как гостиничный номер, комната в доме отдыха, место в исправительном учреждении, где нужно встать на учёт.

    Принимающая сторона – это:

  • человек, имеющий гражданство РФ;
  • иностранный гражданин, живущий в РФ на постоянной основе;
  • юрлицо;
  • властные органы;
  • дипломатические учреждения других стран;
  • международные структуры.
  • Обязательность прописки

    В ст. 14 говорится, что иностранный гражданин, имеющий право на проживание в конкретном жилище, должен прописаться по месту жительства.

    Для иностранца, обладающего 2-мя и больше такими помещениями, существует необходимость зафиксировать данные о каждом из них, а прописаться в одном – по выбору. В ст.15 указана предпосылка для регистрации иностранного гражданина по месту проживания. Это право пользоваться жилой площадью в РФ.

  • в виде на жительство (далее – ВНЖ);
  • в разрешении на непостоянное проживание;
  • в учётной документации ФМС;
  • в информационной системе.
  • Документация

    В ст. 16 и 17 обозначена документы, необходимые для регистрационного учёта.

    Его нужно доставить в орган Федеральной миграционной службы в течение 7 раб. дн. со дня:

  • выдачи разрешения на непостоянное проживание;
  • получения ВНЖ;
  • приезда иностранца.
  • 2. Документы, идентифицирующие человека.

    В ст. 10 З-на от 25.07.2002 № 115-ФЗ о положении иностранцев в РФ названы:

  • паспорт другой страны;
  • удостоверение беженца;
  • разрешении на убежище на определённый период времени.
  • 3. ВНЖ (или другие документы о непостоянном нахождении в РФ).

    4. Подтверждение права пользоваться жильём.

  • дату рождения;
  • данные о гражданстве, его отсутствии;
  • данные документа, идентифицирующего личность;
  • название и данные из подтверждения права на проживание в РФ;
  • адрес предполагаемой прописки;
  • название документа, свидетельствующего о праве пользоваться жилплощадью;
  • указание на адрес предыдущей прописки (при наличии).
  • После того, как регистрация состоялась, вся документы возвращаются. Остаётся лишь копия подтверждения прав на пользование жильём, которая прикрепляется к заявлению.

    Сроки и пошлина

    В ст. 18 З-на № 109-ФЗ указываются сроки для прописки. Как только документы поступили в ФМС, её работник в этот же день ставит отметку в ВНЖ или во временном разрешении. Не позже следующих суток информация заносится в информационную систему.

    Если в УФМС не было подано подтверждение права пользования жилплощадью, то информация о нём заносятся не позже дня, идущего за днём его получения в результате запроса.

    За прописку по месту жительство взимается пошлина в размере 350 руб. Если иностранец является участником программы по переезду в РФ соотечественников и их родственников, пошлина с него не берётся.

    Снятие с регистрации

    Ст. 19 указывает на основания снятия с регистрации:

    1. Гражданин другой страны становится на учёт по другому адресу.
    2. Прекращение права на пользование жилплощадью.
    3. Окончание времени нахождения в РФ.
    4. Вступление в силу судебного акта, признавшего недействительность прописки.
    5. Уход из жизни иностранца или признание его умершим.
    6. Признание прописки фиктивной.
    7. Фиктивная регистрация – это:

      1) Прописка иностранца, представившего:

    8. недействительные данные;
    9. фальшивые бумаги.
    10. 2) Регистрация иностранцев без намерения:

      Снятие с регистрации предполагает занесение данных в те же регистры, что и при постановке на учёт.

      Обязательность временного учёта

      Как сказано в ст.20, становиться на учёт должны зарубежные граждане:

      1. Живущие в РФ на постоянной основе – в продолжение 7-ми дн. со дня переезда в другое место.

      Из их числа исключаются:

    11. Не имеющие места проживания;
    12. Проживающие в гостиничном номере, доме отдыха, на турбазе, в медорганизации, учреждении соцобслуживания.
    13. Работающие по вахтовой системе;
    14. Заселённые в организации соцобслуживания для лиц бомж;
    15. Отбывающие наказание в исполнительном учреждении для нарушивших требования КоАП.
    16. 2. Живущие в РФ непостоянно или непостоянно пребывающие – в продолжение 7-ми дн. со дня приезда.

    17. Находящиеся в гостиничном номере, доме отдыха, на турбазе, медорганизации, учреждении соцобслуживания;
    18. В организации соцобслуживания для лиц бомж;
    19. В исполнительном учреждении для нарушивших требования КоАП.
    20. Уведомление

      О том, какие документы нужны для временной регистрации, сказано в ст. 22. Один из них –уведомление о прибытии иностранца.

      В ФМС оно представляется:

    21. Принимающейся стороной.
    22. Самим иностранцем, когда:
    23. принимающая сторона не может сделать это;
    24. у иностранца есть своё жильё в РФ, которое он может заявить как место пребывания.
    25. Иностранец, живущий в РФ (с согласия принимающей стороны).

    В уведомление нужно внести данные:

    1. О человеке, которого нужно поставить на учёт:

  • данные о гражданстве;
  • когда родился;
  • где родился;
  • пол;
  • реквизиты документа;
  • название и данные из подтверждения права на непостоянное нахождение в РФ;
  • указание на адрес последнего пребывания в РФ (если человек переезжает на другое место);
  • цель посещения нашего государства;
  • профессия;
  • дата прибытия в РФ;
  • данные миграционной карты;
  • период будущего проживания в РФ;
  • адрес предполагаемого проживания.
  • 2. О принимающей стороне-физлице:

  • ФИО;
  • наименование и данные документа, идентифицирующего личность;
  • адрес, где он проживает.
  • 3. О принимающей организации:

    • ФИО ответственного лица;
    • название и данные идентифицирующего документа;
    • адрес, где он проживает;
    • название юрлица;
    • его адрес;
    • ИНН.
    • Нужно отразить согласие принимающей стороны на поселение у неё и временную регистрацию. Для физлица – это подпись на обратной стороне уведомления, а для учреждения – подпись должностного лица и печать.

      Срок для уведомления

      Сообщение нужно сделать:

      1. Не позже 7-ми р. д. – при постоянном нахождении в РФ;

      2. Не позже 7-ми р. д. – при непостоянном нахождении в РФ;

      3. В продолжение 1-го р. д., идущего за днём прибытия – для зарубежных граждан, пребывающих постоянно:

    • не имеющих места проживания;
    • находящихся в гостиничном номере, доме отдыха, на турбазе, в медорганизации, учреждении соцобслуживания.
    • работающих по вахтовой системе;
    • заселённых в организации соцобслуживания для лиц бомж;
    • совершивших административное правонарушение и отбывающих наказание.
    • 4. В продолжение 1-го р. д., идущего за днём прибытия – для непостоянно проживающих иностранцев:

    • проживающих в гостиничном номере, доме отдыха, на турбазе, медорганизации, учреждении соцобслуживания.
    • находящихся в организации соцобслуживания для лиц бомж;
    • отбывающих наказание в исполнительном учреждении для нарушивших требования КоАП.
    • Если человек прибыл в день, являющийся нерабочим (в т.ч., если несколько таких дней идут друг за другом) – в продолжение 1-х суток, на которые выпадает рабочий день, следующий за нерабочим.

      Отдельные случаи

      • Если иностранец отбывает наказание по уголовной статье, то исправительное учреждение сообщает о его прибытии не позже 7-ми дней со дня его появления.
      • Невоенные моряки (когда высаживаются на берег в РФ больше, чем на 24 ч.) с предъявлением паспорта моряка, если в нём есть отметка пограничников о прибытии.
      • Специалисты с высокой квалификацией и их родственники не ставятся на учёт в продолжение 90 дн. Если такие специалисты имеют прописку или непостоянную регистрацию и отправляются в другую местность на период не больше 30-ти дн. – они не должны становиться на учёт. По прошествии 90 и 30-ти дней соответственно нужно уведомить ФНС в период – не больше 7-ми раб. дн.
      • Когда зарубежные гости, живущие в РФ всё время или непродолжительный период, покидают место нахождения на определённый срок из-за чрезвычайной ситуации, контртеррористической операции, военного положения – их ставят на учёт местные власти.
      • Кто не становится на учёт

        Имеющие приглашение властных структур РФ:

      • руководители зарубежных стран и правительств,
      • международных объединений,
      • члены делегаций с семьей.
      • Военные моряки и лётчики, прибывшие:

      • с официальный визитом или не имеющим такого статуса;
      • деловым заходом.
      • Невоенные моряки при высадке на берег не больше, чем на 1 сутки.

        Участники международного движения – авиационного, железнодорожного, когда они находятся в аэропортах, на станциях.

        Прочие лица, имеющие гражданство других стран, приехавшие в нашу страну не больше, чем на 1 неделю. Исключение – их нахождение в гостевых, туристских, социальных и медорганизациях.

        Предпосылки для временного учёта

        Предпосылками для временной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания являются:

      • сам факт непостоянного нахождения в РФ в месте, не относящемся к месту жительства;
      • отсутствие какого-либо места для жизни в РФ.
      • Временная регистрация иностранного гражданина в РФ фиксируется в учётных документах органа ФМС и в информационной системе.

        Порядок и документы

        Принимающая сторона к уведомлению прикладывает копии:

        1) Документа, идентифицирующего человека:

      • зарубежного паспорта;
      • удостоверения беженца;
      • свидетельства о санкции на убежище в РФ на определённый срок.
      • 2) Миграционной карты.

        Документация из п. 1 и 2 должна представляться принимающей стороне, но она не имеет права на изъятие бумаг. После того, как в ФМС направлена документы, выдаётся отрывной талон уведомления.

      • лично,
      • с помощью почты,
      • посредством МФЦ, но только при наличии документа, идентифицирующего человека.
      • За пересылку по почте сообщения нужно заплатить 118 рублей (Пост. Прав от 15.01.2007 № 10). За постановку на учёт пошлина не берётся.

        Подтверждение того, что необходимые действия произведены – запись в отрывном талоне уведомления, которая делается работником:

        Временная регистрация иностранных граждан осуществляется на такие временные отрезки, которые определяются З-ном № 115-ФЗ в ст.5.

        Предпосылки для снятия с учёта

        1. Когда человек встал на учёт в другом месте – после того, как поступила информация о таком событии.
        2. Выезд из РФ – после сообщения пограничного органа ФСБ.
        3. Уход из жизни или признание умершим, безвестно отсутствующим по суду:
        4. когда поступил из органов ЗАГС, от физлица или юрлица документ;
        5. когда получена от физлица или юрлица копия решения суда, заверенная нотариусом.
        6. Фиктивная постановка на учёт – после её выявления. Когда иностранец выезжает из обозначенных выше организаций, их руководство должно сообщить об этом не позже 12-ти часов дня, идущего за днём выезда.

          Меры ответственности

          Когда иностранные гости нарушают предписания, они несут ответственность:

          Административную (ст. 18.8 КоАП):

          Штраф 2-5 тыс. руб. с высылкой из РФ (без неё) – при нарушении:

        7. Порядка миграционного учёта, перемещения, выбора места жительства или пребывания;
        8. Правил транзита;
        9. Не подано уведомление о проживании;
        10. Заявленная цель не соответствует действительности.
        11. Штраф 2-5 тыс. руб. с высылкой из РФ:

        12. При отсутствии документов, подтверждающей обладание правом на проживание (пребывание) в РФ.
        13. При неподаче заявления о потере вышеназванной документации (при утере).
        14. При попытке избежать выбытия из РФ, когда истёк срок нахождения в ней.
        15. Если эти нарушения сделаны в Москве, Подмосковье, С.-Петербурге, Ленинградской области штраф увеличивается и будет составлять от 5 до 7-ми тыс. рублей.

          Уголовную (ст. 322 УК РФ):

        16. За регистрацию, признанную фиктивной.
        17. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
          решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
          +7 (800) 500-27-29 доб 882

          Это быстро и бесплатно!

          Законодательством РФ придаётся большое значение учёту зарубежных гостей, поэтому стоит отнестись серьёзно к этому вопросу, и выполнять его предписания.

          Глава 1. Право на жилище и жилищное право

          § 1. Право граждан на жилище

          Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы реализации данного конституционного права российских граждан, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в новом ЖК РФ.

          Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:

          — путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда . Конституция РФ предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;

          О договоре социального найма см. § 2 гл. 2 настоящей работы.

          — путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма . По данному договору в коммерческий наем может передаваться жилье из государственных, муниципальных и частных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на заключение данного договора, не ограничен;

          В соответствии с ГК РФ данные отношения именуются договором найма жилых помещений (далее — договор коммерческого найма либо коммерческий наем). О договоре коммерческого найма см. § 3 гл. 2 настоящей работы.

          — путем приобретения либо строительства жилых помещений в домах различных жилищных фондов за собственные средства без ограничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других действий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение гражданами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку либо на строительство жилых помещений.

          На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

          — содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

          — используют бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

          — в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

          — стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;

          — обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

          — обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

          — обеспечивают государственный контроль за соблюдением требований градостроительного законодательства, государственных норм и стандартов при жилищном строительстве.

          Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.

          Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного Закона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

          — защиты основ конституционного строя;

          — защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

          обеспечения обороны и безопасности государства.

          В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».

          Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных оснований. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России . Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

          Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1227.

          Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами жилищного законодательства» от 3 апреля 1987 г. N 2 (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г. указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

          См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 171.

          Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1708.

          По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

          В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имеет непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

          Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носит бланкетный характер. Неопределенность его юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу.

          Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

          Противоречива также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела этой категории разрешаются судами по-разному, что влечет неодинаковые правовые последствия для граждан.

          Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавливающее значение.

          Несмотря на то что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» от 22 апреля 1992 г. N 8 (в редакции Постановления от 21 декабря 1993 г. N 11 ) установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, правоприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствуются отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и «определяют смысл, содержание и применение законов», и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.

          См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1993. М., 1995. С. 8.

          Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

          Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречит указанным конституционным нормам.

          Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 г. N 713 , а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

          Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2939.

          Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждена Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 1995 г. N 980 // Российские вести. 1995. 7 декабря. N 223.

          Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.

          В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» . Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ указывает на то, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц допускается в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Кроме того, ч. 4 ст. 3 указывает на то, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

          О соотношении права на неприкосновенность жилища и права на жилище см.: Красавчикова Л.О. Жилищное право и личные неимущественные права граждан // Актуальные проблемы жилищного права: Сборник памяти П.И. Седугина. М.: Статут, 2003. С. 50 — 62.

          § 3. Конституция рф о праве граждан на жилище

          Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает самые основы жизни людей. Жилище, как и пища, одежда, вода, относится к основным материальным условиям жизни человека.

          В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25).

          В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии»(ст. 11).

          Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. имеет постоянный характер, изменяясь с возрастом, созданием семьи и т.п.*

          * «Жилище служит не только защитой человека от неблагоприятных атмосферных условий. Его назначение определяется также трудовой деятельностью человека и его культурно-бытовыми потребностями. Эти две стороны назначения жилища должны в своем развитии выступать в гармоничном единстве. » (Бронер Д. Л. и др. Статистика жилищного и коммунального хозяйства. М., 1979. С. 18)

          В российском законодательстве не дается общего понятия «жилище», что вызывает на практике различные споры. Термин «жилище» означает обычно особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т. п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).

          Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституциях РСФСР и Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства, ЖК РСФСР и др.).

          В ст. 40 Конституции РФ 1993 г. право на жилище определено по-новому в сравнении с тем, как оно было сформулировано в ранее действующей Конституции. Провозглашая право каждого на жилище, пункт 1 статьи 40 устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища». Статья 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

          В Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорится следующее: «Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства» (ст. 2).

          Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, так как оно означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища*.

          * В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222, в частности, говорится: «Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.»

          По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т. п.

          По мнению профессора С. М. Корнеева, право на жилище имеет две составных части. Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям; в данном случае речь идет об охране государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, об обеспечении его неприкосновенности, недопущении произвольного лишения жилища. Вторая составная часть права на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем*.

          * См.: Гражданское право. Т. 2. М., 1993. С. 149.

          Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы (И. Б. Марткович, В. П. Скрипко). Например, В. П. Скрипко считает, что конституционное право на жилище означает для гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а также возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юридическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья»*.

          * Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С. 223.

          Из близкого с этим понимания права на жилище исходил В. П. Грибанов, по мнению которого право на жилище означает гарантированную законом возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами; средство, обеспечивающее удовлетворение данной потребности*.

          * См.: Грибанов В. П. Основы советского жилищного законодательства. М., 1983. С. 25, 27.

          Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:

          1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов;

          2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище,– путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами – путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

          3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина – собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

          4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

          5) большое значение имеет положение ст. 40 Конституции РФ о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. Этот запрет, в частности, призван сдерживать многочисленные случаи сноса жилых домов, принадлежащих гражданам на праве собственности, под предлогом (нередко недостаточно обоснованным) необходимости использования земельного участка, на котором находится дом, для государственных и общественных нужд;

          6) с конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции РФ, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

          Из признания ст. 40 Конституции РФ права на жилище одним из основных, конституционных прав граждан вытекает и такая важная особенность этого права: оно, согласно ст. 17 Конституции РФ, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети; в законе учитываются их особые интересы. Так, согласно ст. 41 ЖК РСФСР при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

          Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

          Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных .жилищных правоотношениях.

          В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего . малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и. других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

          Важное значение имеет выяснение вопроса о правовом механизме реализации конституционного положения о праве на жилище. Этот вопрос является частью более общего вопроса о природе и механизме действия конституционных норм. В литературе по данному вопросу было высказано мнение, что конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права граждан, в частности право на жилище, действуют в конечном счете через нормы соответствующих отраслей права; нормы отраслевого законодательства конкретизируют нормы Конституции и непосредственно регулируют поведение граждан, должностных лиц и органов государства.

          Однако этот взгляд не полностью соответствует прежде всего тексту ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что она имеет прямое действие. Поэтому статьями Конституции РФ надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах.

          Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления № 8 от 31 октября 1995 г. указал, что суд применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.

          Общие положения Конституции о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

          Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище». Соответствующий закон, согласно данной статье, необходим и для установления норм предоставления жилья. Такие положения Конституции реализуются через конкретные законы, иные нормативные правовые акты, в которых реализуются нормы Конституции и через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует (и проявляется) с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, административного и др.

          В этой связи необходимо прежде всего назвать ст. 10 ЖК РСФСР, в которой в сжатой форме выражено основное содержание жилищных прав и обязанностей граждан.

          В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ст. 10 ЖК РСФСР закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

          Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

          Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы было обеспечено надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.

          Согласно ст. 10 граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма (или аренды*) в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищных фондов и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

          * В ГК РФ понятие «аренда» употребляется только в случаях предоставления жилого помещения юридическим лицам во владение и (или) пользование, а также в качестве основания пользования нежилым помещением (см.ст.608, п. 2 ст. 671).

          Причем жилые помещения в домах государственного и общественного жилищных фондов, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Граждане вправе иметь в личной собственности жилые дома (части домов), квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон об Основах федеральной жилищной политики устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.

          Эти принципиальные положения выражены в других нормах ЖК РСФСР, в частности в ст. 40 и 41, определяющих требования, предъявляемые к жилым помещениям, и учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений, в ст. 28, в которой законодательно закреплено положение о том, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам «как правило, в виде отдельной квартиры на семью».

          Важнейшее значение имеет выделение в составе жилищного фонда специального «жилищного фонда социального использования», предназначенного для предоставления жилых помещений малообеспеченным и другим указанным в законе гражданам в пользование на основании договора социального найма (см. ст. 12–14 Закона об основах федеральной жилищной политики; ст. 672 ГК РФ). В соответствии с этим договором жилые помещения находятся у граждан в бессрочном пользовании (а не на определенный срок).

          Конституцией РФ 1993 г., как сказано выше, внесены определенные коррективы в порядок и условия обеспечения граждан жилищами за счет государственного, муниципального и других жилищных фондов: жилище из этих фондов предоставляется бесплатно или за доступную плату малоимущим, иным указанным в законе гражданам.

          Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья (ст. 2 Закона об основах федеральной жилищной политики).

          Обеспечение жилищных прав граждан предполагает возложение на органы государственной власти, исполнительные органы и органы местного самоуправления соответствующих обязанностей.

          Согласно ст. 3 Закона об основах федеральной жилищной политики указанные органы обеспечивают:

          – порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах;

          – доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и найме жилья;

          – жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других категорий граждан;

          – предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией;

          – содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;

          – правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний);

          – бронирование нанятого жилища, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством;

          – контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.

          В жилищных законах установлены также основные жилищные обязанности граждан.

          Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию (ст. 10 ЖК РСФСР).

          Эти общие жилищные обязанности получили конкретизацию в других статьях ЖК РСФСР. Например, в ст. 98 предусмотрено выселение нанимателя и членов его семьи из жилого помещения по мотивам использования его не по назначению либо разрушения и порчи жилого помещения; в ст. 142 определяются конкретные обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых домов и жилых помещений, и др. (см. § 9 гл. 18).

          В Законе об основах федеральной жилищной политики (ст. 4) также предусматривается ряд обязанностей, а именно:

          – использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

          – бережно относиться к жилищному фонду и придомовым территориям;

          – выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

          – своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам;

          – использовать придомовые территории без ущерба для интересов других граждан и общества.

          Государство и общество заинтересованы в том, чтобы граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, противоречащих назначению жилых помещений, не имели цели и намерения причинить вред другому лицу, а также не допускали злоупотребление правом в иных формах (см. ст. 10 ГК РФ).

          Важно отметить, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

          Указанные ограничения, в том числе и жилищных прав, присущи любому демократическому обществу и находят в той или иной мере свое отражение в законодательстве всех стран мира*.

          * См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. С. 285–286.

          Согласно ст. 10 ГК РСФСР жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.

          Это ограничение в значительной мере утратило свою силу в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, созданием рынка жилья, которому присущи свои специфические особенности, в том числе право свободного владения, пользования, распоряжения собственником принадлежащим ему жильем, включая право собственника жилья сдавать свое жилое помещение для проживания другим гражданам на основании договора (ст. 288 ГК РФ), право продать это жилое помещение, обменять его на другое помещение, подарить, завещать и т. д.

          Собственник может использовать свое жилое помещение в качестве предмета залога, обременять его другим способом, отчуждать жилое помещение в собственность либо передать в управление другому лицу, свободно использовать его для осуществления любой предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности (см. ст. 34 Конституции РФ).

          В свете положений ст. 34 Конституции РФ утратило свое юридическое значение действовавшее ранее запрещение сдавать жилье внаем и извлекать из этого имущества «нетрудовые доходы»; закон теперь не запрещает сдачу жилых помещений другим гражданам по договору («коммерческий наем»). Получение денежной суммы за сданное внаем жилое помещение законом не рассматривается как «нетрудовой доход», «личная нажива», т. е. как нечто противозаконное, запрещенное и т. п.

          Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции РФ о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание, т. е. место, где гражданин постоянно проживает, и преимущественное проживание, т. е. место, где гражданин проживает больше, чем в других местах*. В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

          * О постоянном и преимущественном проживании как месте жительства см. ст. 17 ГК РФ.

          В условиях развития рыночных отношений в жилищной сфере особо важное значение приобретает право собственности (и другие вещные права) на жилые помещения, которое предоставляет собственнику юридическую возможность осуществлять право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т. е. прежде всего использовать его для проживания, сдавать другим гражданам (лицам) для проживания на основании договора.

          Принципиальное значение для усиления гарантий прав граждан – собственников жилых домов (жилых помещений) имеют положения ст. 35 Конституции РФ о том, что «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами», что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Под лишением имущества понимается принудительное прекращение права собственности на конкретное имущество, в данном случае на жилой дом, квартиру, другое жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности.

          Правило ст. 35 Конституции РФ о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности (в данном случае – собственности на жилое помещение), носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной сфере. По смыслу ст. 35 Конституции РФ это правило распространяется на всех граждан – будь то просто гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников.

          Конституционное понятие права на жилище не сводится к гражданско-правовому понятию «право на жилую площадь», под которым обычно подразумевается комплекс правомочий нанимателя по пользованию и распоряжению жилым помещением, предоставленным ему по договору или другому законному основанию. Первое по содержанию значительно шире второго.

          По вопросу о том, что такое «право на жилую площадь», в юридической литературе были высказаны разные мнения. По мнению одних авторов, право на жилую площадь представляет собой правомочия съемщика (нанимателя), которые в совокупности образуют некоторое особое право на занимаемое им помещение; осуществление этого права происходит в значительной степени независимо от организации, в ведении которой это помещение находится. Это – особый гражданско-правовой институт*. В более поздней работе С. И. Аскназий, уточняя свою точку зрения, писал, что правомочия нанимателя являются элементом не вещного, а двустороннего жилищного правоотношения, имеющего своим основанием договор жилищного найма. Он предлагал понимать»право на жилище» как термин, выражающий комплекс правомочий нанимателя на пользование и распоряжение жилым помещением, предоставленным ему по договору или другому законному основанию**.

          * См.: Аскназий С. И. Советское жилищное право. М., 1940.

          ** См.: Аскназий С. И. и др. Указ. соч. С. 86–87.

          По мнению Ю. Г. Басина, термин «право на жилище» является неудачным, поскольку, он используется на практике лишь для обозначения субъективного права нанимателя. Он считает, что более правильным было бы именовать данный институт жилищным правом, под которым имеется в виду совокупность норм, регулирующих жилищные отношения независимо от оснований их возникновения*.

          *См.: Басин Ю. Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 18.

          В. П. Грибанов считал, что право на жилплощадь включает и право на жилище*.

          *См.: Грибанов В. П. Основы советского жилищного законодательства. С. 25–27.

          Следует отметить, что термин «право на жилую площадь» и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко «право на жилую площадь» отождествляется и с понятием «право на жилище», когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношении.

          Конституционное право на жилище означает прежде всего право гражданина иметь жилище для проживания.

          Главным содержанием права на жилище является гарантированное Конституцией РФ и другими законами право пользования жилищем, а также право распоряжаться им в определенных пределах в своих интересах и в интересах своей семьи. Право на жилище на стадии пользования жилыми помещениями реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений.

          Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования для удовлетворения своих жилищных потребностей реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда – отношениях гражданско-правового характера. ГК РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основе договора.

          Закрепленное в Конституции РФ право на жилище отражает, на наш взгляд, тот факт, что право иметь жилище уже в настоящее время является реальным правом, хотя в жилищной сфере еще имеется много проблем. Потребности граждан в области жилищной обеспеченности постоянно растут, качественно меняется характер жилищных потребностей и просьб об улучшении жилищных условий граждан: в большинстве случаев речь идет не просто о предоставлении впервые жилого помещения, а о предоставлении благоустроенных квартир (вместо неблагоустроенных или неполноценных) или большего размера, более высокой потребительской стоимости (ценности).

          По мере осуществления жилищных программ будет расширяться содержание права на жилище, оно будет обогащаться новыми моментами, охраняться новыми материальными и юридическими гарантиями.

          В деле реализации права на жилище важное значение имеет правильное, справедливое обеспечение граждан жилищем для социального использования. Жилищные законы, устанавливая принципиальные положения о порядке распределения жилья социального использования, предоставляют целый ряд льгот и преимуществ при получении жилья такими категориями граждан, как участники и инвалиды войны и труда, многодетные семьи и др. Вместе с тем жилищные законы предусматривают возможности для приобретения гражданами жилья за счет собственных средств, использования помощи государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.