Учим матчасть: что такое научный закон, и в чем его отличие от гипотезы, теории и факта?

Александр Новиков 30 августа 2018 0

Многие люди считают, что, если ученые нашли доказательства, поддерживающие гипотезу, она «прокачивается» до теории, а если теория оказывается верной, она становится законом. Однако это так не работает. Факты, теории, гипотезы и законы — разные части научного метода. Они могут развиваться, но переходить одно в другое — нет. Поговорим о всей четверке и постараемся понять, какое место в этом квартете занимает научный закон.

Что такое научный закон?

Если в общем, то научный закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему это явление существует и что его вызывает. Объяснение — это уже научная теория, и все, кто думает, что теория по логике должна переходить в закон, глубоко заблуждаются.

Научный закон, гипотеза, теория и факт

Опираясь на данные Калифорнийского университета, для начала разграничим «четырех всадников» научного метода.

  • Факт. Заявления, которые возможны только после прямого наблюдения. Например, у меня за окном стоит 20 деревьев. Просто и доказуемо.
  • Гипотеза. Это не просто догадка или предположение, а намного больше. Дело в том, что гипотеза строится на предыдущем опыте, научном знании, наблюдениях и логике. Гипотеза — это, скорее, объяснение явления, а не догадка. «Столовая соль будет растворяться в воде быстрее, чем каменная» — еще не гипотеза. «Размер площади субстанции влияет на скорость растворения: большая площадь ведет к ускорению процесса растворения» — вот это уже ближе к гипотезе, т.к. есть объяснение, почему так происходит. После этого гипотезу можно проверить, провернув то же самое, например, с сахаром. Если сахарная пудра растворится быстрее сахарного песка — гипотеза получит подтверждение. Конечно, подтверждение должно быть не одно.
  • Теория. Это объяснение широкого спектра явлений. Обычно они кратки (не включают большого списка исключений и специальных правил), последовательны, систематичны и могут быть использованы для предсказания целого ряда различных ситуаций. Теория с большой охотой принимается научным сообществом, если она подтверждена разными способами доказательства. Конечно, даже самые монументальные теории можно пошатнуть новыми доказательствами.
  • Закон. Научный закон, в отличие от обычного, не является неоспоримым и может иметь исключения. Как и другие виды научного знания, он может быть опровергнут. Обычно это обобщение информации, описание в компактном формате, которое помогает нам строить ожидания от той или иной ситуации. В отдельных случаях закон может быть похож на факт, но тут проводится незамысловатая черта. «За окном растет 5 деревьев» — факт, «яблоко падает с дерева вниз, а не вверх» — закон. Разница в том, что закон справедлив для конкретных обстоятельств, он является описанием взаимодействия двух и более вещей. Из-за силы притяжения яблоко падает вниз. Переносим ситуацию в вакуум и закон более не применим. А деревья как росли за окном, так и растут. Или не растут, что тоже не более чем факт.

Разнообразие научных законов

Некоторые законы устанавливают связи между наблюдаемыми феноменами. Например, уравнение состояния идеального газа описывает, как давление, молярный объем и абсолютная температура идеального газа зависят друг от друга. Другие законы имеют дело с явлениями, которые вообще нельзя непосредственно наблюдать. Так, второй закон термодинамики связан с понятием энтропии, которую нельзя наблюдать, так же, как объем или давление. Есть законы, которые предлагают более механистическое объяснение того или иного феномена. К примеру, первый закон Менделя — «При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей». Он наглядно объясняет и унифицирует определенные принципы передачи наследственных признаков.

На примерах о различии теории и закона

Хотя и научные законы, и научные теории опираются на обширную базу эмпирический данных, принятых в научном сообществе, и способствуют ее унификации, это не одно и то же.

Закон всемирного тяготения был открыт в XVII в. Он математически объясняет, как два тела во Вселенной взаимодействуют друг с другом. Однако ньютоновский закон не объясняет, что такое гравитация или как она работает. Три века спустя с этим справился Альберт Эйнштейн, разработав теорию относительности. Только после этого ученые действительно начали понимать, что же это за гравитация такая и как же она все-таки работает.

Другой пример различия между законом и теорией рассмотрим на третьем законе Грегора Менделя: «При скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях». «Мендель не знал ничего о ДНК или хромосомах. Биохимическое объяснение его закона появилось спустя сотню лет вместе с их открытием. Хромосомная теория наследственности используется для объяснения этого закона по сей день (а это уже более 100 лет — прим. ред.)», — говорит Коппингер.

Научный закон в биологии

«Научный закон есть высказывание (утверждение, суждение, предложение), обладающее такими признаками:

1) оно истинно лишь при определённых условиях;

2) при этих условиях оно истинно всегда и везде без каких бы то ни было исключений (исключение из закона, подтверждающее закон, — это диалектическая бессмыслица);

3) условия, при которых истинно такое высказывание, никогда не реализуются в действительности полностью, но лишь частично и приблизительно.

Потому нельзя буквально говорить, что научные законы обнаруживаются в изучаемой действительности (открываются). Они выдумываются (изобретаются) на основе изучения опытных данных с таким расчётом, чтобы их потом можно было использовать в получении новых суждений из данных суждений о действительности (в том числе — для предсказаний) чисто логическим путём. Сами по себе научные законы нельзя подтвердить и нельзя опровергнуть опытным путем. Их можно оправдать или нет в зависимости оттого, насколько хорошо или плохо они выполняют указанную выше роль.

Возьмём, например, такое утверждение: «Если в одном учреждении человеку за ту же работу платят больше, чем в другом учреждении, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не различается ничем, кроме зарплаты». Часть фразы после слов «при том условии» фиксирует условие закона. Очевидно, что работ, одинаковых во всём, кроме зарплаты, не бывает. Бывает лишь некоторое приближение к этому идеалу с точки зрения того или иного человека. Если встречаются случаи, когда человек поступает на работу в учреждение, где меньше зарплата, то они не опровергают рассматриваемое утверждение. В таких случаях, очевидно, не выполнено условие закона. Может даже случиться так, что в наблюдаемой действительности люди всегда выбирают работу в учреждениях с менее высокой оплатой. И это нельзя истолковывать как показатель ошибочности нашего утверждения. Это может происходить по той причине, что в таких учреждениях более приемлемы другие обстоятельства труда (например, короче рабочий день, меньше нагрузка, есть возможность заниматься какими-то своими делами), В такой ситуации рассматриваемое утверждение может быть исключено из числа научных законов как неработающее, ненужное.

Из сказанного должно быть ясно, что нельзя считать научным законом утверждение, просто обобщающее результаты наблюдений.

Например, человек, которому пришлось походить по инстанциям и наблюдать начальников разного типа, может сделать вывод: «Все начальники хапуги и карьеристы». Это утверждение может оказаться верным или неверным. Но оно не есть научный закон, ибо не указаны условия. Если условия любые или безразличны, это частный случай условий, и это должно быть указано. Но если условия безразличны, то любая ситуация даст пример полностью реализуемых условий такого рода, и применить понятие научного закона к этому случаю нельзя.

Обычно в качестве условий фиксируют те условия и упомянутом выше смысле, а лишь какие-то конкретные явления, которые на самом деле можно наблюдать. Возьмём, например, такое утверждение: «В случае массового производства продукции качество её снижается при том условии, что имеет место бездарное руководство данной отраслью производства, отсутствует личная ответственность за качество и личная заинтересованность в сохранении качества». Здесь условие сформулировано так, что можно привести примеры таких условий в действительности. И не исключена возможность случаев, когда массовое производство продукции бывает связано с повышением её качества, ибо действуют какие-то другие сильные причины, не указанные в условии. Такого рода утверждения научными законами не являются. Это — просто общие утверждения, которые могут быть истинными или ложными, могут подтверждаться примерами и опровергаться ими.

Говоря о научных законах, надо различать то, что называют законами самих вещей, и утверждения людей об этих законах.

Тонкость этого различения состоит в том, что мы знаем о законах вещей, лишь формулируя какие-то утверждения, а законы науки воспринимаем как описание законов вещей. Однако различение здесь можно провести достаточно просто и ясно. Законы вещей могут быть писаны самыми различными языковыми средствами, в том числе утверждениями типа «Все мужчины обманщики», «Щёлкни кобылу в нос, она махнет хвостом» и т.п., которые научными законами не являются. Если в научном законе отделить основную его часть от описания условий, то эта основная часть может быть истолкована как фиксирование закона вещей. И в этом смысле научные законы суть утверждения о законах вещей.

Но выделение научных законов как особых языковых форм есть совсем иная ориентация внимания сравнительно с вопросом о законах вещей и их отражения. Сходство фразеологии и кажущиеся совпадения проблематики создают здесь сложности, совершенно неадекватные банальности самой сути дела.

Различая научные законы и законы вещей, надо, очевидно, различать и следствия тех и других. Следствия первых суть утверждения, выводимые по общим или специальным (принятым только в данной науке) правилам из них. И они также суть научные законы (хотя и производные по отношению к тем, из которых они выводятся). Например, можно построить социологическую теорию, в которой из некоторых постулатов о стремлении индивида к безответственности за свои поступки перед другими индивидами, находящимися с ним в отношении содружества, будут выводиться утверждения о тенденции индивидов к ненадёжности (не держать данное слово, не хранить чужую тайну, разбазаривать чужое время).

Следствием же законов вещей, фиксируемых законами науки, являются не законы вещей, а те или иные факты самой действительности, к которой относятся научные законы. Возьмем, например, закон, согласно которому имеет место тенденция назначать на руководящие посты не самых умных и талантливых людей, а самых посредственных и среднеглупых, но зато угодных начальству по иным параметрам и имеющих подходящие связи. Следствием его является то, что в некоторой сфере деятельности (например, в исследовательских учреждениях, в учебных заведениях, в управленческих организациях искусства и т.п.) руководящие посты в большинстве случаев (или по крайней мере часто) занимают люди глупые и бездарные с точки зрения интересов дела, но хитрые и изворотливые с точки зрения интересов карьеры.

Люди на каждом шагу сталкиваются со следствиями действия социальных законов. Некоторые из них субъективно воспринимаются как случайности (хотя строго логически понятие случайности тут вообще не применимо), некоторые вызывают удивление, хотя происходят регулярно. Кому не приходилось слышать и даже самому говорить по поводу назначения некоторого лица на руководящий пост: как могли такого негодяя назначить на такой ответственный пост, как могли такому кретину поручить такое дело и т.п. Но удивляться следовало бы не этим фактам, а тем, когда на руководящие посты попадают умные, честные и талантливые люди. Это действительно отклонение от закона. Но тоже не случайность. Не случайность не в том смысле, что это закономерно, а в том смысле, что понятие случайности здесь опять-таки неприменимо. Кстати сказать, выражение «ответственный пост» есть нелепость, ибо все посты безответственны, или имеет смысл лишь указание на высокий ранг поста».

Зиновьев А.А., Зияющие высоты / Собрание сочинений в 10-ти томах, Том 1, М., «Центрполиграф», 2000 г., с. 42-45.

В настоящее время на этой странице нет текста. Вы можете найти упоминание данного названия в других статьях, или найти соответствующие записи журналов.

© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2018© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

НАУЧНЫЙ ЗАКОН

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Смотреть что такое «НАУЧНЫЙ ЗАКОН» в других словарях:

НАУЧНЫЙ ЗАКОН — форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области. Логической формой научных законов является следующая: Vx(A(x) = В(х)), где V квантор всеобщности («Все»), х… … Философия науки: Словарь основных терминов

НАУЧНЫЙ ЗАКОН — См. закон, научный … Толковый словарь по психологии

НАУЧНЫЙ ЗАКОН — (scientific law) формулировка однородной связи между эмпирическими явлениями, согласно которой наличие где либо и когда либо условий указанного вида А создает определенные условия у В. Закон универсальное условное утверждение в виде Для любого А … Большой толковый социологический словарь

Научный закон — теория, получившая достоверное подтверждение, то есть суждение не изменяемое при вовлечении новых фактов, обладающее высокой степенью предсказуемости (вероятности) … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

ЗАКОН СТАТИСТИЧЕСКИЙ — Научный закон, когда он выражен в терминах вероятности, что определенные связи будут существовать, является статистическим законом – при условии, конечно, что степень вероятности меньше 1,0. В некотором отношении такие законы являются шагом… … Толковый словарь по психологии

ЗАКОН — – 1. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие «З.» родственно понятию «сущность». З. выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. Познание З.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЗАКОН — 1. В науке – см. научный закон и статистический закон. 2. В юридическом обиходе – установленное правительством правило поведения … Толковый словарь по психологии

Закон естественный — 1. научный закон в естественных науках; 2. в социальном взаимодействии обычай, традиция, практика, которых придерживаются независимо от формального законодательства. «Вся суть в естественных правах, говорил Мефистофель у Гёте, а их и втаптывают в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЗАКОН, ЕСТЕСТВЕННЫЙ — 1. В естественных науках – см. научный закон. 2. В социальном взаимодействии – любой установленный обычай или практика, которых придерживаются независимо от формального законодательства. В первом смысле это то, что происходит в природе, во втором … Толковый словарь по психологии

Закон независимого распределения признаков (третий закон Менделя) нарушается в случае, если гены, определяющие разные признаки, находятся в одной хромосоме. Такие гены обычно наследуются совместно, т. е. наблюдается сцепленное наследование. Явление сцепленного наследования было изучено Томасом Морганом и его сотрудниками и поэтому носит название закона Моргана.

Закон Т. Моргана можно сформулировать следующим образом: гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления и часто наследуются совместно, при этом частота совместного наследования зависит от расстояния между генами (чем ближе, тем чаще).

Причиной, по которой сцепленное наследование нарушается, является кроссинговер, протекающий в мейозе при конъюгации хромосом. При этом гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, и таким образом ранее сцепленные гены могут оказаться в разных гомологичных хромосомах, что обуславливает независимое распределение признаков.

Например, ген A сцеплен с геном B (AB), в гомологичной хромосоме находятся рецессивные аллели соответствующих генов (ab). Если в процессе кроссинговера гомологичные хромосомы почти никогда не обмениваются участками так, что один ген переходит в другую хромосому, а другой остается в прежней, то такой организм образует гаметы только двух типов: AB (50%) и ab (50%). Если же обмен соответствующими участками происходит, то какой-то процент гамет будет содержать гены Ab и aB. Обычно их процент меньше, чем при независимом распределении генов (когда A и B находятся в разных хромосомах). Если при независимом распределении всех типов гамет (AB, ab, Ab, aB) будет по 25%, то в случае сцепленного наследования гамет Ab и aB будет меньше. Чем их меньше, тем ближе гены расположены друг к другу в хромосоме.

Особо выделяют сцепленное с полом наследование, когда исследуемый ген находится в половой (обычно X) хромосоме. В данном случае изучается наследование одного признака, а вторым выступает пол. Если наследуемый признак сцеплен с полом, то он по-разному наследуется при реципрокных скрещиваниях (когда признаком сначала обладает родитель женского пола, потом мужского).

Если мать обладает генотипом aa, а у отца проявляется доминантный признак (точно есть один ген A), то в случае сцепления с полом все дочери будут иметь доминантный признак (в любом случае получат от отца его единственную X-хромосому, а все сыновья — рецессивный (от отца достается Y-хромосома, в которой нет соответствующего гена, а от матери — в любом случае ген a). Если бы признак не был сцеплен с полом, то среди обоих полов детей могли быть обладатели доминантного признака.

Когда исследуемые гены сцеплены в аутосоме, то такое сцепление называют аутосомным. Сцепление называют полным, если родительские комбинации аллелей не нарушаются из поколение в поколение. Такое бывает очень редко. Обычно наблюдается неполное сцепленое наследование, которое нарушает как третий закон Менделя, так и закон Моргана (в его сокращенной формулировке: гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно).

Гены в хромосоме расположены линейно. Расстояние между ними измеряется в сантиморганах (сМ). 1 сМ соответствует наличию 1% кроссоверных гамет. Проводя различные скрещивания и статистически анализируя потомков, ученые выявляют сцепленные гены, а также расстояние между ними. На основе полученных данных строятся генетические карты, в которых отражается локализация генов в хромосомах.

Биология как наука.Методы биологии

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 3) анатомии

2) цитологии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

2) построить модель 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы 3) миграции птиц

2) нуклеиновые кислоты 4) животные ткани

6. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный 4) популяционно-видовой

2) клеточный 5) органо-тканевый

3) организменный 6) биогеоценотический

7. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр 3) электрокардиограф

2) тонометр 4) динамометр

8. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента 3) наблюдения

2) сравнения 4) моделирования

9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия 3) селекция

2) зоология 4) иммунология

10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух 3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом 4) держать мясо в тепле

12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 3) измерение

2) эксперимент 4) анализ

13. Основоположником науки систематики является

1) К. Линней 3) Ч. Дарвин

2) Ж. Б. Ламарк 4) Аристотель

14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения 3) описания

2) моделирования 4) эксперимента

15. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены 3) физиологии

2) генетики 4) анатомии

16. Обезьяна впервые, с помощью лежавшей на полу верёвки, достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт 3) элементарная рассудочная деятельность

2) безусловный рефлекс 4) запечатление

17. На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

1) анализ 3) измерение

2) эксперимент 4) моделирование

18. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия 3) генетика

2) ботаника 4) иммунология

19. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1) генетики 3) микробиологии

2) вирусологии 4) физиологии

20. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

21. В какой области биологии была разработана рефлекторная теория поведения?

1) цитология 3) физиология

2) анатомия 4) эмбриология

22. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1) наблюдения 3) сравнительно-историческим

2) моделирования 4) экспериментальным

23. Данная фотография иллюстрирует метод

1) моделирования 3) обобщения

2) эксперимента 4) статистический

24. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1) отоларинголог 3) офтальмолог

2) гастроэнтеролог 4) эндокринолог

25. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования 3) сравнения

2) эксперимента 4) наблюдения

26. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

2) описание 4) обобщение

26. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

27. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения 3) эксперимента

2) измерения 4) моделирования

28. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

2) экспериментальный 4) обобщение

29. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 3) генетика

2) палеонтология 4) эмбриология

30. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия 4) молекулярная биология

2) биоценология 5) психология

3) физиология 6) эволюционное учение

31. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения 3) экспериментальных

2) наблюдения 4) моделирования

32. Сформулировать гипотезу – значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

33. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария 3) гигиена

2) анатомия 4) антропология

34. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 3) анализа

2) моделирования 4) наблюдения

35. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой пробирке?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

36. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика 3) антропология

2) экология 4) молекулярная биология

37. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

38. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это

1) гипотеза 3) теория

2) эксперимент 4) факт

39. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?

40. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биосферный

41. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз 4) многоклеточный организм

2) популяция 5) биосфера

42. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

43. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции

2) клеточную теорию

3) рефлекторную теорию

4) теорию иммунитета

44. Систематика – это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов 3) образ жизни организмов

2) функции организмов в природе 4) родственные связи организмов

45. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

46. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) глюкометр 3) спирометр

2) динамометр 4) фонендоскоп

47. Каким методом воспользовался И.П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение 3) эксперимент

2) описание 4) моделирование

48. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

49. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) экология 3) эволюционное учение

2) анатомия 4) генетика

50. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы — рефлексы

51. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента 3) описания

2) измерения 4) сравнения

52. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII –

начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

1) теорию иммунитета

3) теорию эволюции живого мира

4) хромосомную теорию

53. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический

54. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) экспериментальным методом

2) методом наблюдения

3) методом микрокопирования

4) гибридологическим методом

55. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

56. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) селекционер 3) эмбриолог

2) цитолог 4) анатом

57. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) молекулярной биологии 3) медицины

2) агротехники 4) эволюционного учения

58. Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин 3) И.И. Мечников

2) Г. Мендель 4) И.П. Павлов

59. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика 3) физиология

2) экология 4) систематика

60. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

61. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биосферный 3) популяционно-видовой

2) клеточный 4) биогеоценотический

62. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) гигиена 3) психология

2) физиология 4) анатомия

63. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?

1) И.И. Мечникова 3) И.П. Павлова

2) Л. Пастера 4) Ч. Дарвина

64. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения 3) клеточной теории

2) генной теории 4) рефлекторной теории

65. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

1) хлоропласты растительной клетки

2) ядро растительной клетки

3) форму клетки простейших

4) рибосомы бактерий

66. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал

1) клеточную теорию

2) теорию возникновения человека

3) учение о биосфере

4) учение о доминанте

67. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) ветеринар 3) агроном

2) зоотехник 4) селекционер

68. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов.

Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.

И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или

органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию,

то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

69. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

70. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариума

3) описать форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

71. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

1) гигиена 3) анатомия

2) физиология 4) медицина

72. В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?

1) цитологии 3) психологии

2) анатомии 4) генетики

73. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр

1) предметное и покровное стекла протрите салфеткой

2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

(объектив – ×8, окуляр – ×7)

6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лук

74. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения амёбы обыкновенной?

1) моделирования 3) измерения

2) сравнения 4) наблюдения

75. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов

2) закройте тарелку полиэтиленовой пленкой

3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной

4) через сутки обследуйте семена, данные заносите в дневник наблюдений

5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

6) поставьте тарелку в тёплое место

76. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал

1) учение о пристеночном пищеварении

2) учение об условных рефлексах

3) теорию эволюции

4) учение о клеточном иммунитете

77. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия 3) гигиена

2) физиология 4) генетика

78. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) цитология 3) генетика

2) ботаника 4) медицина

79. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

3) протрите салфеткой предметное и покровное стекла

4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)

80. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1) анатомию 3) генетику

2) физиологию 4) цитологию

81. Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой

2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли

3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку

горящую лучинку (длинная тонкая палочка)

4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место на 2–3 дня

5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней

6) добавьте в банку немного воды

82. В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?

1) анатомия 3) генетики

2) ботаника 4) экология

83. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

1) физиология 3) эмбриология

2) гистология 4) цитология

84. Н.И. Пирогов известен в науке тем, что

1) впервые применил наркоз в хирургии 3) доказал невозможность самозарождения

2) создал учение об иммунитете 4) создал учение о биосфере

85. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала

в листьях можно с помощью

1) эксперимента по фотосинтезу

2) наблюдения за развитием растения

3) сравнения растений разных природных зон

4) измерения органов растений

86. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140 — 150 мм рт. ст.

2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп

3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление

4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её

5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению

6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

87. В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?

1) анатомии 3) физиологии

2) ботаники 4) зоологии

88. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) создать теорию 3) провести эксперимент

2) построить модель 4) провести наблюдение

89. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 — 10 см от края рабочего стола

90. На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции