19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

Субъекты МП — стороны м/н правоотношений, наделенные при помощи норм м/н права субъективными правами и юридическими обязательствами.

1) постоянные (государства; м/н организации);

2) временные (нации, борющиеся за свое освобождение; некоторые м/н организации, созданные для достижения определенных целей).

Существуют две категории субъектов м/н права:

1) первичные (суверенные) — государства, обладающие м/н правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение;

2) производные (несуверенные) — м/н межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты м/н права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.

Признаки субъекта МП:

1) субъекты МП могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей, для этого они должны обладать определенными свойствами:

а) внешняя обособленность;

б) персонификация (выступление в МО в виде единого лица);

в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

г) участвовать в принятии норм МП;

2) субъекты МП — лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм МП (юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов МП).

Субъект МП обладает:

1) Правоспособностью (способность иметь субъективные права и юридические обязанности) (государства — с момента образования; нации, борющиеся за независимость — с момента признания; м/н организации — с момента вступления в силу учредительных документов; ф/л — при наступлении ситуаций, предусмотренных в м/н договорах).

2) Дееспособностью (осуществление самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей).

3) Деликтоспособностью (способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения).

Правосубъектность (все субъекты МП — носители соответствующих прав и обязанностей) (включает правоспособность и дееспособность).

Субъект МП — актор, обладающий правосубъектностью (лицо, потенциально способное быть участником МПО).

Правовой статус включает правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов МП (основные элементы правового статуса — права и обязанности акторов МП в реальных ПО, основанием возникновения которых служат принципы МП и соответствующий юридический факт).

Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов м/н права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, м/н организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов м/н права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них м/н норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Виды правосубъектности, которой обладают субъекты МП:

1) Общая (способность акторов быть субъектом МП вообще; ею обладают только суверенные государства (являются первичными субъектами МП); теоретически ею обладают нации, борющиеся за свою независимость).

2) Отраслевая (способность акторов быть участниками ПО в определенной области межгосударственных отношений; ею обладают межправительственные организации (их правосубъектность ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой)).

3) Специальная (способность акторов быть участником только определенного круга ПО в рамках отдельной отрасли МП; ею обладают все ф/л (определяется потребностью защиты прав и свобод человека)).

20. Государства как основные субъекты международного права. Права и обязанности государств. Государственный суверенитет в международном праве

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

Государства имеют следующие признаки:

-аппарат власти и управления,

-население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Виды норм международного права

Раскрыть все характерные признаки и черты любого явления правовой действительности можно через его классификацию. Международно-правовые нормы классифицируют по различным критериям, но наиболее существенно раскрывают их особый характер следующие критерии разграничения:

1) по сфере действия нормы международного права делятся на:

— универсальные (распространяют свое действие на все международное сообщество, в основном эти нормы содержатся в многосторонних международных договорах, заключенных под эгидой ООН, а также в международно-правовых обычаях, которые составляют так называемое общее международное право);

— региональные (регулирующие правоотношения в рамках регионального или даже субрегионального сотрудничества государств и международных организаций);

— партикулярные (регулируют правоотношения нескольких государств или международных организаций);

2) по юридической силе нормы международного права разделяют на:

— императивные (отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам субъекты международного права не могут, это всегда нормы, универсальные по сфере действия, изменить или отменить такую норму можно только путем принятия новой императивной норми20). Примерами императивных норм могут служить основные принципы международного права: неприменения силы или угрозы силой, мирное разрешение споров и тому подобное, а также запрет рабства, расовой дискриминации, пыток, геноцида, апартеида и др. Такие нормы еще называют нормами «jus cogens». Нормы «jus cogens» порождают международно-правовые обязательства, которые представляют интерес для всего международного сообщества в целом, — «erga omnes» (в отношении каждого);

— диспозитивные (эти нормы являются обязательными для субъектов, которые их признали, и отступить от исполнения обязанностей по следующим нормам они могут по договоренности, ведь односторонний отказ от исполнения обязательств является нарушением принципа «pacta sunt servanda»; диспозитивные нормы не должны противоречить императивным нормам).

Кодификация норм международного права и их прогрессивное развитие

Под кодификацией международно-правовых норм понимают процесс систематизации действующих норм, в результате которого ликвидируют пробелы в правовом регулировании, происходит замена старых норм новыми.

Целью кодификации всегда является создание определенного международно-правового акта. Процесс кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется путем: установления точного содержания и четкого формулирования давно действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; изменения или пересмотра устаревших норм; разработки новых норм с учетом актуальных потребностей в международно-правовом регулировании; закрепление в согласовательном виде всех этих норм в едином международно-правовом акте.

В международном праве, в отличие от национального, кодификацию могут осуществлять различные субъекты. Если ею занимаются государства или уполномоченные на то международные организации, такая кодификация называется официальной. Если же кодификация осуществляется неправительственными организациями, частными лицами, она будет неофициальной. Разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация, которая проводится в рамках научных учреждений или учеными единолично.

Мысль о развитии международного права путем подтверждения существующих норм или путем разработки новых правил не е новой. В последней четверти XVIII века. Иеремия Бентам предложил осуществить кодификацию всего международного права. После него много попыток осуществить кодификацию делали отдельные лица, научные общества и правительства.

Считается, что кодификация и прогрессивное развитие международного права, осуществляемые «сознательными усилиями» государств (в современном понимании — официальная кодификация), берут свое начало с Венского конгресса 1814-1815 гг., во время которого были приняты важные международно-правовые акты, как Правила относительно ранга дипломатических агентов, Декларация о запрете работорговли, Правила относительно свободного судоходства по річках24. Всего за период с 1864-1914 гг. в мире проведено около 100 международных конференций и конгрессов, на которых было разработано 250 многосторонних международных договоров. С созданием Лиги Наций этот процесс активизируется и постепенно переходит под контроль международных организаций. 22 сентября 1924 г. Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, в которой предусматривалось создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, который должен был подготовить перечень вопросов, которые требовали безотлагательного правового регулирования, замечания правительств по этому поводу, а также доклады экспертов. После этого была созвана межправительственная конференция, которая проходила в Гааге в марте — апреле 1930 г., на которой были одобрены документы, касающиеся гражданства. Однако в других вопросах (территориальные воды, ответственность государств) прийти к согласию не удалось. Принятая Ассамблеей Лиги Наций в 1931 г. резолюция Относительно процедуры кодификации легла в основу Положения о Комиссии ООН по международному праву. В общем с 1919-1946 гг. более 700 многосторонних международных договоров было заключено, большинство из которых вступили в силу.

Устав ООН в п. 1 ст. 13 определил, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в отношении прогрессивного развития международного права и его кодификации. Таким образом развитие международного права стал одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Резолюцией 174 (II) от 21 ноября 1947 г. было одобрено создание Комиссии ООН по международному праву и утверждено соответствующее Положение. Комиссия состоит из 34 членов, которые выбирает Генеральная Ассамблея из списка кандидатов, представленных государствами — членами ООН. К ведению Комиссии относятся вопросы как международного публичного, так и международного частного права, однако последнее пока что она не занималась. Комиссия по каждой избранной для работы темой назначает специальных докладчиков, доклады которых потом обсуждают на сессиях вместе с предложенными проектами. Комиссия активно сотрудничает с правительствами государств, получая от них замечания и предложения относительно предложенных проектов международно-правовых норм. После завершения работы конечный проект с пояснительной докладом передается на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая может утвердить его своей резолюцией и предложить его одобрить государствам в виде договора или созвать международную конференцию для заключения конвенции.

За время своей работы КМП завершила проекты международно-правовых норм по регулированию отношений в сфере права международных договоров, вопросы фрагментации международного права, путей и способов получения доказательств наличия обычных норм международного права, основных прав и обязанностей государств, различных аспектов правопреемства государств, юрисдикционных иммунитетов государств, гражданства и безгражданства, международного уголовного права, международного морского права, международной ответственности государств, права внешних сношений, арбитражной процедуры урегулирования споров.

в настоящее время на рассмотрении КМП находятся вопросы оговорок к международным договорам, влияния вооруженных конфликтов на действие международных договоров, иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, вопрос «aut dedere auf judicare» (долг «или выдать, или преследовать» человека), ответственности международных организаций, ответственности за действия, не запрещенные международным правом, и тому подобное.

Кодификацией и прогрессивным развитием международного права занимаются и региональные международные организации, специальные органы которых создают проекты международных договоров. Например, Советом Европы были разработаны проекты Конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 г. и четырнадцати протоколов к ней, Европейской социальной хартии 1961 г. и Пересмотренной хартии 1996 г., Конвенцию Совета Европы о мерах относительно противодействия торговле людьми 2005 г. и др.

Неофициальной кодификацией занимаются такие авторитетные учреждения, как Институт международного права (г. Ганта, Бельгия), Ассоциация международного права (Брюссель, Бельгия), Американский институт международного права.

Среди ученых, которые занимались кодификацией международного права, необходимо упомянуть И. Бентама, И. Блюнчли, П. Фиоре, Д. Филда, Л. Леви, Ф. Пела, Дж. Інтерносціа.

6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

МП как самостоятельная правовая система состоит из ряда отраслей, обособленных и межотраслевых институтов.

Отрасль права – совокупность обособленных юр. норм и правовых институтов, кот. регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием. Ей присущи спец. принципы.

Хотя МП возникло давно, тем не менее нет общепризнанных четких параметров (критериев) разделения его на отрасли. Признанными отраслями МП являются: междунар. морское право, междунар. воздушное право, междунар. космическое право, междунар. экологическое право, междунар. гуманитарное право, междунар. трудовое право, междунар. уголовное право, междунар. экономическое право, право междунар. организаций, право междунар. безопасности, право междунар. договоров, право внешних сношений, междунар. право прав человека.

В процессе активного становления находятся междунар. антитеррористическое право, междунар. информационное право, междунар. ядерное (атомное) право, междунар. туристическое право.

Межотраслевыми институтами МП являются право междунар. ответственности, междунар.-правовые средства разрешения споров, юрисдикция в МП, междунар.-правовой контроль и гарантии и др. Нормы их пронизывают все или почти все отрасли права.

К обособленным институтам МП можно отнести право разоружения, междунар. с/х право, право междунар. продовольственной безопасности, междунар. торговое право, междунар. фин. право, междуанр. таможенное право, междунар. водное право, междунар. транспортное право, междунар. рыболовное право и др. Нормы обособленного института МП регулируют отношения между субъектами в узкой, но достаточно обособленной сфере.

По охвату отношений и субъектов в системе МП выделяются три составные части: общее (универсальное) МП, региональное (групповое) МП и партикулярное (локальное) МП. Они отличаются соотношением императивного и диспозитивного начал. По регулирующей роли международно-правовых норм систему МП можно подразделить на материальное МП и процессуальное МП.

Единой, общепризнанной системы МП на доктринальном уровне нет. Каждый учебник МП построен согласно представлениям авторов о системе МП. Определенный консенсус имеется но поводу состава Особенной части МП, в нее, как правило, включают отрасли МП.

В отечественной науке получило распространение представление о том, что МП целесообразно делить на общую и особенную части. В общую часть помещают все, что относится к основным понятиям МП, а в особенную — его отрасли.

7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

Норма — правило, руководящее начало, образец. Норма МП — правило поведения, кот. признается гос-вами и др. субъектами МП в качестве юридически обязательного. Содержание норм МП — права и обязанности, кот. наделяются гос-ва и др. субъекты МП. МП норма упорядочивает поведение участников междунар. отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов МП.

Создания норм МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно выражено (договорные нормы) или молчаливо (обычные нормы).

Классификация норм МП.

1. Юр. сила: императивные; диспозитивные — нормы, от кот. гос-ва могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам др. государств.

2. Сфера действия: универсальные — регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира (напр., положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.); региональные — регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географич. региону (напр., Договор о Европейском союзе 1992 г).; локальные — регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.

3. Характер воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.

4. Функциям в системе: материальные; процессуальные (те, кот. регулируют процессы создания и осуществления МП).

5. По источнику: обычные; договорные; нормы решений международных организаций и др.

6. В зависимости от содержания, целевого назнач. и хар-ра изложения: нормы-принципы — основные принципы; нормы-определения — в различн. статьях междунар. договора; нормы-цели — закрепляют цели и задач, на достижение кот. должна быть направлена деят-сть субъекта или субъектов МП.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в др. нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот. имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности междунар. органов и организаций.

Среди императивных норм выделяются нормы jus cogens. Ст. 58 Венской конвенции о праве междунар. договоров 1969 г.: норма jus cogens (императивн. норма общего МП) — норма общ. МП, принимаемая и признаваемая междунар. сообществом государств в целом как норма, отклонение от кот. недопустимо; может быть изменена только последующей нормой общ. МП такого же хар-ра. Отличие норм jus cogens от др. норм императивн. хар-ра: любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными; они должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере межд. отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего МП, его основные принципы. Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание кот. отражено в Декларации о принципах МП. Нет международно-правового акта, кот. перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens. Выделение норм jus cogens было вызвано признанием гос-вами наличия ряда международно-правовых норм, кот. составляют основу междунар. правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее МП.

Кодификация МП — способ междунар. правотворчества — процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющ. пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Осуществляется следующ. способами: — установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм МП в той или иной сфере отношений между гос-вами; — изменение или пересмотр устаревших норм; — разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей междунар. отношений; — закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть: — официальной — в форме договоров; появилась во второй половине 20 в. и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, кот. выработала механизм для кодификации МП. Центр. место в нем занимает Комиссия МП (КМП), состоящая из 34 членов, избираемых на 5 лет. На базе проектов КМП приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатич. и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также др. структурные подразделения ООН (Комиссия по правам человека). — неофициальной — осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Междунар. Красным Крестом, на основе кот. были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два доп. Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийск. юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией МП активно занимались Ассоциация МП и Институт МП.

Источники международного права

Понятие и виды источников международного права

Нормы МП всегда существуют в какой-либо форме, зафиксированы в виде определенного источника. Источником МП принято считать форму выражения международно-правовой нормы.

МП не содержит исчерпывающего перечня источников. Правда, некоторые ученые рассматривают в качестве такового ст. 38 Статута Международного Суда ООН, которая гласит: «Суд, — который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, — применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d ) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Все ли из указанных документов и правил можно относить к источникам МП? На наш взгляд, па этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Источниками МП из числа указанных могут считаться лишь международные договоры и обычаи.

Что понимается в ст. 38 под «общими принципами права, признанными цивилизованными нациями»? В теории МП однозначного ответа на этот вопрос нет. В западной литературе под ними понимаются «принципы, общие для национальных правовых систем»; правда, каждый из авторов по-своему раскрывает их содержание.

В настоящее время большинство юристов-международников склоняется к тому, что это — так называемые «юридические максимы» тина — «последующая норма отменяет предыдущую», «специальная норма отменяет общую», «норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой», «равный над равным не имеет власти», «никто не может передать больше прав, чем сам имеет» и т.д.

Какова юридическая природа такого рода положений? Они представляют собой не основные принципы МП, как полагают некоторые ученые, а принципы права вообще. Указанные положения являются принципами построения МП. основными идеями, на которых базируется функционирование как системы МП, так и правовых систем отдельных государств. Эти принципы не содержат конкретных правил поведения адресатов международно-правовых норм (нормы МП) и, следовательно, не могут быть источниками МП. Они используются при решении коллизий международных норм.

Что касается судебных решений, то они не являются источниками МП по следующим основаниям. Во-первых, международные суды своими учредительными документами не наделены правом создавать международно-правовые нормы. Во-вторых, судебные решения в МП не имеют характера прецедента и представляют собой лишь акты применения международных норм по конкретному делу. Решение международного суда обязательно, но не может быть основанием для вынесения аналогичного решения по следующему делу сходного содержания, хотя, безусловно, принимается во внимание и сторонами спора, и судом. И, в-третьих, суд, вынося решение по конкретному делу, выступает в международных отношениях в качестве единственного субъекта; воля суда ни с чьей волей не согласуется, и государства не придают решению юридической силы международно-правовой нормы. Таким образом, в решениях международных судов отсутствуют необходимые элементы международно-правовой нормы и, соответственно, — качество источника МП.

Что касается решений Суда ЕС, то они считаются источниками европейского права в силу учредительных документов ЕС, на которые государства-участники дали свое согласие. Таким образом, решения Суда ЕС, с точки зрения МП, являются актами органа международной организации.

Решения ЕСПЧ также лишь дают толкование Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), не создавая новых норм.

Учитывая вышеизложенное, не могут быть отнесены к источникам МП и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области МП и, уж тем более внутреннее законодательство различных государств. Указанные акты могут служить лишь вспомогательными средствами для определения точного содержания позиций субъектов МП при применении и толковании международно-правовых норм. Национальное право может служить доказательством существования норм МП, но не их источником.

Следует также учитывать, что целевое назначение ст. 38 Статута состоит в указании сферы деятельности лишь Международного Суда ООН, но не в закреплении перечня источников МП.

Не может быть обоснованной и попытка различать основные и вспомогательные источники МП (к последним относят решения международных судов, общие принципы права и законодательство государств). Документ (или иная форма фиксации нормы МП) либо содержит международно-правовую норму (хотя бы одну), и тогда он является источником МП, либо — нет, и тогда он не может быть источником МП.

Деление на «основные» и «вспомогательные» источники можно использовать лишь применительно к какой-либо конкретной ситуации: «указанные отношения регулируются в основном данным источником, но дополнительно можно использовать и другой источник».

Следует также учитывать, что перечень источников МП не исчерпывается только международными договорами и обычаями. Нигде в МП не содержится запрета субъектам МП выбирать для оформления выработанных правил поведения только эти две юридические формы. Так, Устав ООП (Преамбула) говорит об уважении к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников МП. Аналогичная формулировка содержится в ряде иных международных соглашений (например, в ст. 5 Устава Организации Американских Государств). Государства и другие субъекты МП, согласуй свою волю относительно международного правила поведения, принимают решение и о форме воплощения этого правила, т.е. о том источнике МП, в котором норма будет зафиксирована. При этом субъекты МП свободны в выборе формы закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время используются четыре формы источников МП: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, акты международных организаций.

Два последних источника некоторые ученые называют «международным мягким правом». В науке МП термин «международное мягкое право» трактуется неоднозначно. Дискуссия по этому вопросу требует специального освещения.

Следует также учитывать, что ни один из источников МП изначально не имеет приоритета перед другим; в принципе, они равны по силе. Сила источника зависит от вида нормы МП, в нем закрепленной (простая норма или императивная). Как говорится: «В чем сила, брат? Сила — в норме».

Кроме того, необходимо помнить, что текстуально одно и то же правило поведения одновременно может существовать в четырех разных источниках. В этом случае будут иметь место четыре разные нормы. Прекращение действия одной из них не влечет автоматического прекращения трех остальных.

В науке международного права сложилось 4 основных направления, расходящихся относительно датировки его возникновения. Первое направление относит его появление к

5. Нормы международного права и их классификация.

Основные элементы системы международного права — это принципы, нормы и их объединение в отрасли и институты. Система международного права существует объективно как сложившаяся устойчивая связь между ее элементами.

Отрасль международного права — это нормы и принципы, регулирующие отдельные виды международных отношений, или отношения в широкой области (политическая, экономическая и т.д.), возникающие вследствие совместной деятельности государств и других субъектов. Статус отрасли формируется тогда, когда кодифицированы ее нормы права. Каждая отрасль базируется на общих принципах международного права и вместе с тем имеет свои отраслевые принципы, например принцип свободного исследования и использования космического пространства в космическом праве, принцип свободы открытого моря в морском праве.

В свою очередь, в отрасли международного права выделяются подотрасли; так, в праве международной безопасности можно назвать подотрасль — право разоружения.

Институт международного права — это нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в более узкой, ограниченной сфере. Институты международного права делятся на отраслевые и межотраслевые (или общесистемные). Например, в праве внешних сношений (в дипломатическом праве) есть институт дипломатических привилегий и иммунитетов представительств и персонала. Институтом права устанавливаются правовой статус образований или режимов, например статус архипелажного государства, район морского дна.

Общесистемные институты «пронизывают» всю систему международного права. К ним относятся: ответственность, правосубъектность, разрешение споров, представительство при международных организациях, нормотворчество. Дальнейшая кодификация норм международного права даст новые отрасли и институты.

^ Нормы международного права . Количественное накопление норм права и их выражение в международных договорах и правовых обычаях формируют систему международного права. Нормы международного права являются общеобязательным правилом поведения, а их юридическая природа состоит в том, что они образуются в результате соглашения субъектов. Нормы международного права обеспечиваются добросовестным соблюдением, и вместе с тем они обладают принудительной силой.

Для понимания особенностей международного права необходимо уяснить классификацию его норм, какие существуют различные виды и основания классификации. Нормы международного права могут быть классифицированы по форме их закрепления, по количеству участников, по пространственной сфере действия, по юридической силе, по функциональному назначению.

Наиболее подробную классификацию норм международного права дает профессор И.И. Лукашук . Нормы международного права классифицируются на универсальные, региональные, императивные и диспозитивные, материальные и процессуальные.

Имеются нормы-понятия; например, в ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дается понятие международного договора. Можно выделить следующие основания (критерии) классификации норм:

а) по содержанию и месту в системе международного права — это нормы-цели, нормы-принципы;

б) по сфере действия — универсальные (распространяются на все государства), региональные;

в) по юридической силе — императивные и диспозитивные. И.И. Лукашук пишет о так называемых квазиимперативных нормах. Это нормы, наделенные приоритетной силой в каком-нибудь нормативном акте, например в многостороннем договоре. В таком договоре устанавливается, что в случае противоречия его постановлениям других соглашений участников в какой-либо области приоритет должен отдаваться данным постановлениям. Например, ст. 103 Устава ООН закрепила преимущественную силу обязательств по Уставу. Или Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила приоритет ее норм по сравнению с конвенциями по морскому праву, принятыми в 1958 г.;

г) по способу создания — нормы договорные, обычные и нормы решений международных организаций;

д) по способу регулирования — нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие;

е) выделяются также нормы отсылочные, организационные (регулирующие деятельность международных органов и организаций), технические (вытекающие из законов природы, науки и техники — метод расстояния территории моря, континентального шельфа, мощи стратегического оружия и т.п.).

За последние годы в научной литературе и в практике международных организаций появились термин и понятие нормы «твердого права» (англ. hard law) и нормы «мягкого права» (англ. soft law).

Нормы «твердого права» содержатся в международных договорах, в которых четко и ясно устанавливаются права и обязанности сторон. Нормы «мягкого права» не порождают четких прав и обязанностей, они дают лишь общую установку, например, такие нормы содержатся в политических договорах («добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры») и в Резолюциях международных организаций, конференций, в коммюнике, в совместных заявлениях.

В научной и учебной литературе все чаще пишут о нормах международного процессуального права. Многие процессуальные нормы содержатся в международном судопроизводстве , например в Статуте Международного уголовного суда (ч. ч. 5, 6, 8).

  1. Принципы международного права.

Принципы международного права являются основой международного правопорядка. Это обобщенные, основополагающие и общепризнанные юридические нормы. Они обладают высшей юридической силой. Обязательства, вытекающие из основных принципов, носят универсальный и всеобщий характер (erga omnes), и все государства должны быть заинтересованы в защите принципов. Состояние международного правопорядка зависит от того, как соблюдаются и признаются принципы государствами. Нарушение одного принципа влечет нарушение всей системы международного права.

В Уставе ООН закреплены семь принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение споров; невмешательство во внутренние дела; сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное соблюдение обязательств по международному праву. Но Устав ООН называет эти принципы, а конкретное их содержание дано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Пункт 6 ст. 2 Устава закрепил: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Заключительный акт СБСЕ 1975 г. включил еще три принципа международного права: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.Все принципы международного права взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Помимо общих, основных принципов в международном праве существуют межотраслевые принципы (договоры должны соблюдаться, ответственность и др.) и отраслевые принципы (свобода судоходства в морском праве, исследование и использование космического пространства в мирных целях в космическом праве и т.д.).

Во многих международных документах, правовых актах и в национальном законодательстве государств часто ссылаются на принципы международного права.

Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

— все государства юридически равны;

— все государства должны уважать правосубъектность других государств;

— все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

— территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с международным правом;

— государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

— государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Принцип неприменения силы или угрозы силой

Все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987 г. 42/22 принята Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Декларация дополнительно возлагает на государства обязательства в данной сфере.

Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

Государства также обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой или ее применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

Особо подчеркивается, что никакой договор не будет иметь силы, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.

Государства должны принять эффективные меры, с тем, чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

— не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

— не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве;

— должны воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Запрещается поддерживать на территории другого государства любые сепаратистские движения и образования и устанавливать политические, экономические и иные отношения с ними, предоставлять территории и коммуникации государств для использования этими движениями и образованиями и оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и иную помощь.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Защита и безопасность малых государств» 1994 г. подчеркивает, что малые государства могут быть особенно уязвимы для внешних угроз и актов вмешательства в их внутренние дела. Международное право призывает соответствующие региональные и международные организации оказывать малым государствам, по их просьбе, помощь в укреплении их безопасности в соответствии с принципами Устава, подчеркивает также важность укрепления региональных соглашений о безопасности путем расширения взаимодействия, сотрудничества и консультаций.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяемых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности.

Принцип территориальной целостности государств

Государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Принцип нерушимости границ

Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства. Государства-члены ООН будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или другого прямого или косвенного применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их применения. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной(-ым).

Содержание данного принципа раскрывается также в многосторонних документах (Совместное заявление Президента РФ, Председателя Европейского совета, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС / Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС и Председателя Комиссии Европейских сообществ 2001 г., Коммюнике встречи на высшем уровне «Группы восьми» в Бирмингеме 1988 г.) и в двусторонних договорах (Декларация о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Словенией 2002 г., Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г. и др.).

Принцип мирного разрешения международных споров

Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства должны принять эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

Государства должны в полной мере обеспечить выполнение важной роли, возложенной Уставом ООН на Генеральную Ассамблею в области мирного разрешения споров и поддержания международного мира и безопасности.

Государства должны учитывать в качестве важного фактора укрепления и поддержания международного мира и безопасности, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Принцип уважения прав человека

Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом.

Уважение, защита и поддержка прав человека и основных свобод вносят вклад в политическую и социальную стабильность и мир, в обогащение культурного и духовного наследия общества в целом и во взаимное понимание и дружеские отношения между народами.

Особое внимание принципу уважения прав человека уделяется на региональном уровне (Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.).

Например, руководствуясь Документом Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г., страны ОБСЕ должны сотрудничать в целях укрепления демократических институтов и обеспечения верховенства закона. С этой целью в Парижской хартии для новой Европы 1990 г. была подтверждена убежденность в том, что дружественные отношения между народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Вопросы, касающиеся национальных меньшинств, могут решаться удовлетворительным образом только в демократических политических рамках. Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека. Государства обязуются бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации в отношении кого бы то ни было, а также против преследования по религиозным и идеологическим мотивам.

Принцип права на самоопределение народов и наций

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава ООН и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

б) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления народы в порядке осуществления своего права на самоопределение вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Ничто в соответствующих пунктах Декларации о принципах международного права 1970 г. не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

Принцип сотрудничества государств

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

С этой целью государства:

— сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

— сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

— осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

— обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Принцип добросовестного выполнения

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

Согласно Уставу ООН и соответствующим положениям Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, государства должны добросовестно выполнять все свои международные обязательства.

В том случае, когда обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, их обязательства по Уставу имеют преимущественную силу в соответствии со ст. 103 Устава.