О гражданстве рф 1992

Работ в текущем разделе: [ 2249 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 31 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

I.Понятие российского гражданства 3

1.1 Соотношения понятий гражданства и подданства 3

1.2. Понятие гражданства в ретроспективе 5

1.3. Современное понятие гражданства 8

II. Принципы российского гражданства …………………………………………………. 11

2.1Основные принципы гражданства РФ………………………………………………….11

2.2. Правовой статус гражданина РФ 15

III.Сравнительный анализ закона о гражданстве 1992 года и закона (проекта) 2002. 17

3.1. Анализ законодательства о гражданстве 17

3.2. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства 24

Список литературы 30

Тема гражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, объединение государств в союзы стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

Предметом данной работы является изучение института гражданства, его конституционно правовых основ, нормативно — правовых актов, регламентирующих вопросы гражданства в России и на международном уровне.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. — М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 1993.

2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

3. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994 г.

4. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. — 2002. — №4.

5. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. — М.: Юридическая литература, 1986.

6. Головастикова А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов // Законодательство и экономика, 2005, № 5

7. Конституция Российской Федерации. — Москва: Омега-Л, 2007. — 40 с.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2007

9. Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА-М», 2006. — 960 с.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.

11. Правоведение: Учебник для неюридических вузов и факультетов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2006. — 272 с.

Закон о гражданстве РФ 1991

5 июн 2002. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I «О гражданстве . Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов .

О гражданстве Российской Федерации (с изменениями на 31 мая 2002 года) (утратил силу). Законом Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-1 (Российская газета N 133, 14. 28 ноября 1991 года. 31 мая 2002 года N 62-ФЗ. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. закон о гражданстве рф 199128 ноября 1991 года N 1948-1. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Закона РФ от 17.

Закона РФ от 17. 1993 N 5206-1; Федеральных. Закон РФ от 28. 1991 N 1948-1 (ред. 2002) «О гражданстве Российской Федерации»t;. закон о гражданстве рф 1991Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», N 62-ФЗ | ст 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке. часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года .

28 ноя 1991. соответствии с настоящим Законом. Гражданство РСФСР является равным. состоянию на 1 сентября 1991 года, или иностранных . Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г. , 6 февраля 1995 г.

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: а) лица, у которых супруг либо .

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

2. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.

Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации

1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами Российской Федерации

Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации

1. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

2. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Статья 16. Гражданство детей, родители которых неизвестны

Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. В случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка может измениться согласно настоящему Закону.

Статья 17. Гражданство детей, родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации

1. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

2. Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1; Федерального закона от 06.02.95 N13-ФЗ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.96 N12-П пункт «г» статьи 18 признан не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретения гражданства РФ путем регистрации на лиц, которые:

— родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

— являлись гражданами бывшего СССР;

— не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

— выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

— не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

— и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;
е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

1. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

2. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более, чем на три месяца.

3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;
б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;
в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;
д) получение убежища на территории Российской Федерации.

е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. (пп. е) введен Законом РФ от 17.06.93 N5206-1)

4. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

5. Положения части четвертой настоящей статьи распространяются также на лиц, указанных в статье 18 и части третьей статьи 20 настоящего Закона.

Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

1. В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:

а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;
б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

2. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. (в ред. Закона РФ от 17.06.93 N5206-1)

3. Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.

Статья 21. Выбор гражданства при изменении границы Российской Федерации

При изменении границы Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором Российской Федерации.

Процедура проверки наличия гражданства РФ

Настоятельно советуем своевременно (до истечения срока действия) обновлять Ваши документы.

Документы удостоверяющие наличие российского гражданства:

— Действующий российский паспорт гражданина РФ (подлежит замене в 20 и 45 лет, далее – внутренний),

— Действующий российский заграничный паспорт,

— Свидетельство о рождении из которого следует наличие российского гражданства (для лиц до 14 лет).

В случае если у Вас отсутствуют действительные документы удостоверяющие наличие российского гражданства (истек срок действия, утеряны, испорчены) необходимо составление заключения о наличии у Вас российского гражданства. Для составления данного заключения требуется выяснение обстоятельств приобретения Вами российского гражданства и указание конкретной статьи, в соответствии с которой вы являетесь гражданином РФ. Сам по себе факт наличия просроченных паспортов, постановка на консульский учёт не являются основанием для вынесения заключения о наличии гражданства.

Порядок определения гражданства регламентирован статьями 51, 52 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

Проверка наличия гражданства, в случае если на 06.02.1992 г. (дата вступления в силу нового закона о гражданстве) Вы проживали на территории РФ, связана с запросом в органы ФМС/МВД по месту Вашего жительства на эту дату. Рассмотрение запроса законодательно не регламентировано и может занять несколько месяцев. Только после получения из соответствующих органов подтверждения наличия у вас российского гражданства Вы сможете подать документы на оформление нового загранпаспорта. Обращаем внимание, что Генеральное консульство не имеет возможности ускорить направление ответа из органов ФМС/МВД России на запрос о наличии гражданства Российской Федерации.

В случае если на 06.02.1992 г. Вы не проживали на территории Российской Федерации, за приобретением российского гражданства Вы должны были обращаться в российские загранучреждения. Данная информация, как правило, внесена в базы данных Генконсульства и для подтверждения оформления гражданства следует обратиться в Консульство. Дополнительно ознакомиться с особенностями оформления российского гражданства в 90-е годы Вы можете по данной ссылке.

В случае отсутствия действительных документов удостоверяющих гражданство следующие документы могут существенно упростить или уменьшить срок проверки наличия российского гражданства:

— Внутренний паспорт гражданина СССР с вкладышем о наличии гражданства или штампом прописки на 06.02.1992.

— Внутренний паспорт гражданина РФ со штампом о наличии прописки на 06.02.1992.

— Выписка из домовой книги подтверждающая Ваше проживание в РФ на 06.02.1992.

— Свидетельство о рождении с вкладышем о наличии российского гражданства.

В случае отсутствия указанных документов необходимо заполнить анкету на составление запроса на подтверждение Вашего гражданства.

Для подачи заявления на подтверждение наличия российского гражданства необходимо представить в Генеральное консульство лично или прислать по почте следующие документы:

1. ЗАЯВЛЕНИЕ с указанием Ф.И.О., числа, месяца и года рождения, даты прибытия в Австралию, точного адреса прописки в России на 06 февраля 1992 года, номеров и дат выдачи старых внутреннего и заграничного паспортов, кем и когда были выданы данные паспорта, адреса проживания в Австралии и телефон;

Если на 06.02.1992 г. у вас были другие установочные данные (ФИО) обязательно укажите это в заявлении (можно от руки).

В случае если на 06.02.1992 г. Вам не исполнилось 18 лет, внесите в данное заявление данные о ваших родителях: ФИО, дата и место их рождения, а также их прописку на 06.02.1992. (можно от руки).

При наличии, укажите в данном заявлении Ваши контакты — e-mail, телефон (можно от руки).

2. Копии ваших загранпаспортов (1-ая страница) и паспорта гражданина РФ (всех страниц, где имеются какие-либо штампы или отметки);

3. Копия свидетельства о рождении (для лиц, кто по состоянию на 06.02.1992 не являлся совершеннолетним).

4. ДОКУМЕНТ ОБ ОПЛАТЕ сбора за рассмотрение заявления согласно действующему консульскому тарифу (П2.3). Оплатить запрос на подтверждение наличия гражданства можно либо по банковской карте в Генеральном консульстве, либо по Money Order, выписанному на имя Consulate-General of Russia in Sydney.

Новый Закон о гражданстве Российской Федерации

Марьяна Торочешникова: Принятие любого закона, особенно в том случае, когда он сменяет аналогичный предыдущий, почти всегда вызывает споры. К сожалению, многие законы, при всей кажущейся прогрессивности, остаются недействующими в силу отсутствия механизма их применения. Видимо такая участь постигнет и новый Закон о гражданстве Российской Федерации образца 2002 года.

Этого закона с нетерпением ждали многие, в том числе и потому что он должен был установить новый порядок получения российского гражданства, о котором на протяжении как минимум пяти лет говорила пресса.

Итак, 1 июля 2002 года Закон о гражданстве вступил в действие. Что изменилось?

С этим вопросом я обращаюсь к гостям в студии: консультанту по правовым вопросам сети бесплатных юридических консультаций правозащитного центра «Мемориал» Маргарите Петросян и руководителю правозащитной организации «Восход» Евгению Боброву.

Маргарита Петросян: Прежде всего, я должна отметить, что этот закон никак нельзя назвать прогрессивным. Этот закон ужесточает правила приема гражданства, но не это его главный недостаток, и не с этим связаны те чрезвычайно-неблагоприятные последствия, о которых мы неизбежно будем говорить сейчас. С некоторыми ужесточениями можно согласиться, например, с требованием отказа от другого гражданства, с требованием иметь вид на жительство, прежде чем обратиться с заявлением о приобретении гражданства. Но закон написан таким образом, что в нем масса прорех. Мне представляется, что нам надо ограничиться на тех неблагоприятных последствиях, которые наступили с принятием этого закона для граждан бывшего СССР, которые уже определенное время проживают на территории РФ. Они поставлены в совершенно ужасное положение.

Евгений Бобров: Да, федеральный закон о гражданстве установил много проблем. В первую очередь для граждан бывшего СССР, постоянно проживающих в России уже длительное время (по 10-15 лет) и не приобретших новое гражданство. Эти люди, постоянно проживая в России, на день вступления в силу ранее действующего закона о гражданстве приобрели российское гражданство на основании признания. Пятая статья федерального Закона о гражданстве, ныне действующего, устанавливает, что гражданами по этому закону являются лица, приобретшие гражданство в порядке, установленным этим законом, либо тех, кто был гражданином России на день вступления в силу этого закона. Проблема заключается в том, что органы внутренних дел (это МВД и комиссия по вопросам гражданства при президенте) не считают бывших советских граждан, не имевших постоянной прописки на 92-й год, гражданами России. Из-за этого эти люди сталкиваются с очень большими проблемами в медицинском, пенсионном, льготно-лекарственном и ином социальном обеспечении.

Марьяна Торочешникова: Насколько я понимаю, это проблема стала особенно явной, когда началась компания по замене паспортов советского образца на новые российские. Потому что некоторые граждане, получившие в 90-х вкладыши о российском гражданстве, с изумлением узнали, что гражданами России они на самом деле не являются. Такая участь постигла и героя сюжета, который подготовила Любовь Чижова.

Любовь Чижова: 22 января 2002 года москвич Сергей Мусатов решил обменять старый советский паспорт на новый российский. В результате законопослушный гражданин лишился главного документа и вынужден был отстаивать свое право на его получение в суде.

В 1983 году семья Мусатовых переехала из Москвы в Юрмалу (Латышская ССР), где проживала до 1991 года. Вернувшись в Москву, Мусатовы обосновались на прежнем месте, на улице Новогиреевская. В конце 90-х в России началась кампания по обмену паспортов. В 2002 году Сергей Мусатов пришел в паспортно-визовый стол отделения милиции «Новогиреево».

Сергей Мусатов: Я тогда обратился в кабинет начальника паспортного стола УВД «Новогиреево» Матюху Алексею Ивановичу, который меня сразу узнал и сказал, что паспорт запертый находится у него в сейфе. Он отпер сейф, достал мой паспорт, показал мне его, раскрыл, я увидел свою фотографию, наклеенную в паспорте. Но в связи с тем, что я не являюсь гражданином России, заявил начальник паспортного стола, он мне этот паспорт выдать не может. Он сказал, что не знает никакого закона, статьи, положения, номера, но у него есть распоряжение начальства о том, чтобы мне паспорт не выдавать, и я не являюсь гражданином России, что я должен получить гражданство в ОВИРе, так как это полагается для всех не граждан, и после этого он мне этот паспорт выдаст.

Любовь Чижова: Сергей Мусатов, никогда не принимавший латвийского гражданства и потому считавший, что российский паспорт нового образца ему выдать обязаны, обратился в Перовский суд Москвы с жалобой на действия начальника паспортного стола Алексея Матюха. Он также просил суд взыскать с Матюха компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей. Ответчик Алексей Матюх в суд не являлся трижды. В мае 2002 года Перовский суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Мусатова. Сергей Мусатов решил искать правду в прокуратуре.

Сергей Мусатов: 10 июня я обратился в Генеральную прокуратуру со вторым уже заявлением, где просил отменить решение суда первой инстанции. После чего было дополнительное рассмотрение в Московской городской прокуратуре под руководством прокурора Авдюкова, который сделал запрос в конституционный суд РФ и, получив ответ, вынес протест для Президиума Московского городского суда.

А в протесте сказано следующее: конституционный суд РФ от 16 мая 1996 года вынес постановление, что все граждане, ранее проживающие на территории Советского Союза, самолично, по своему волеизъявлению не лишающие себя гражданства и не принимающие иного иностранного гражданства, имеют право проживать за пределами России, и всегда при этом оставаться гражданами РФ. Этот закон записан от 30 декабря 1922 года.

Любовь Чижова: Итогом всех похождений Сергея Мусатова стало новое решение Перовского межмуниципального суда, который при повторном рассмотрении дела пришел к выводу, что начальник паспортного стола ОВД «Новогиреево» Алексей Матюх действовал неправомерно и обязал выдать Мусатову новый паспорт. Мы дозвонились до Алексея Матюха и попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию, но он, сославшись на занятость, отказался давать нам интервью.

Решение Перовского суда обжаловано не было, а значит, вступило в законную силу, но до сих пор Сергей Мусатов живет без основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации: начальник паспортного стола выдавать документы отказывается.

Марьяна Торочешникова: От себя отмечу, что было бы ошибочно называть эту историю прецедентом. Сегодня в России рассматриваются уже десятки подобных жалоб. Причем речь здесь идет исключительно о законопослушных гражданах бывшего СССР, которые несколько лет назад в установленном законом порядке обратились в правоохранительные органы, чтобы получить в свои паспорта вкладыш, удостоверяющий их статус как гражданина России.

Большинство из них получили российское гражданство в порядке признания, о чем уже говорил Евгений Бобров, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 закона «О гражданстве РФ» как постоянно проживающие на территории России на момент вступления закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года.

Евгений, я знаю, подобные дела есть в вашей практике, с какими трудностями приходится сталкиваться вашим доверителям?

Евгений Бобров: Это проблема в Москве носит государственный характер. Дело в том, что в Москве официально существует Штаб правительства Москвы по регулированию миграции. В него официально входит председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Причем это не мои домыслы, а постановление правительства Москвы от 29 февраля 2000 года №154 «О программе регулирования миграции в Москве на 2000-2001 год». По решению этого штаба в 2001 году и в 2002-м были отменены положительные судебные решения о признании незаконными отказов выдачи паспортов. Заявитель Мусатов как раз входит в число этих людей, решения которых были незаконно отменены по абсурдным доводам. Например, заявители являются беженцами, поскольку имеют удостоверение беженца, не установленного законом образца. Либо еще: «В протоколе судебного заседания нет ссылки на полномочия начальника паспортного стола, поэтому решение суда подлежит отмене». Дальше, конечно, некуда. После того как люди стали искать справедливость в вышестоящих судебных инстанциях, руководство Верховного суда вмешалось в ситуацию, и с октября 2002 года на незаконное решение об отказе выдачи российских паспортов бывшим гражданам СССР, постоянно проживавшим в России уже несколько лет, стали приноситься протесты. Сейчас решения отменяются. В 2003 году, в этом году, ситуация уже изменилась настолько, что суды сразу стали выносить положительные решения, и Мосгорсуд уже оставляет их в силе. Благодаря вмешательству Верховного суда сейчас люди в судебном порядке могут защитить свои права.

Маргарита Петросян: История принятия и применения, а точнее сказать, не применения нового закона показывает, что ситуация не ограничивается рамками Москвы. Это связано с позорным манипулированием и игрой на старом и новом законе. Новый закон был окончательно принят и подписан 31 мая, официально вступил в силу 1 июля 2002 года. Закон предполагает (я уже говорила, что там масса пустот) «подпорки» в вид подзаконных актов. Большинство из этих «подпорок», а их нужно не меньше восьми, нет. Поэтому закон не применяется, поскольку на местах паспортно-визовые службы не знают как действовать. Таким образом, новый закон вступил в силу, но не применяется. Старый закон, естественно, действовать прекратил. Образовался правовой вакуум. У людей не берут документы на приобретение гражданства, и они остаются просто подвешенными в воздухе. Тем не менее уже принят закон о правовом положении иностранных граждан, это закон драконовский, и люди совершенно бесправны. Но это только одна часть истории. Вторая часть истории состоит в том, что хотя закон вступил в силу 1 июля, с 1 января 2002 года министерство внутренних дел разослало по своим местным органам телеграмму, в которой было предписано прекратить прием документов о приобретении гражданства вплоть до особого распоряжения.

Марьяна Торочешникова: То есть за полгода до вступления закона в силу, вообще до принятия его в третьем чтении?

Маргарита Петросян: Совершенно верно. Закон не был принят еще даже во втором чтении. Затем в марте последовали два так называемых «указания», что-то вроде циркулярных писем министерства, в одном из них было сказано, что все документы, которые уже были поданы (независимо от даты их подачи), не подлежат рассмотрению, а подлежат возвращению и дооформлению видами на жительство. Это, конечно, анти-правовое указание. Потому что граждане бывшего СССР имеют право на безвизовый въезд. Таким образом, все они находятся в РФ на законном основании. Получения вида на жительство раньше от них не требовали. И более того, до мая этого года действовало постановление правительства, которое распространяло на них порядок регистрации тот же, который предусмотрен для граждан РФ. И, естественно, что, видов на жительство у большинства из этих людей нет.

Марьяна Торочешникова: 6 февраля 1992 года — это дата вступления первого закона РФ о гражданстве. В соответствии с новым законом о гражданстве люди, которые были зарегистрированы на территории РФ до 6-го и включая 6 февраля 1992 года, они являются гражданами РФ и сейчас. А что же делать теперь людям, которые получили постоянную регистрацию на территории России, скажем, не 6-го, а 7 февраля? И в соответствии с новым законом они, выходит, уже не россияне, как быть эти людям? Кстати, существует ли какая-то статистика, сколько людей осталось за бортом?

Евгений Бобров: Официальной статистики на этот счет нет. По неофициальной информации, полученной из паспортно-визового управления МВД России, в этой ситуации на сегодняшний день находятся порядка 400 тысяч граждан бывшего СССР. По информации, полученной из наших независимых источников, эта цифра намного больше, порядка 3-4 миллионов россиян не могут в настоящее время получить паспорта, из-за того, что у них не было оформлена прописка на 92-й год.

Я еще кратко остановлюсь на 13-й статье старого закона о гражданстве. В соответствии с этой статьей гражданами России признаются все, кто постоянно проживал на территории России на этот день вне зависимости от наличия или отсутствия прописки. Главным является постоянное проживание. Закон связывает приобретение гражданства именно с постоянным проживанием, а не с пропиской, поскольку ее разрешительный режим был официально отменен еще до вступления в силу закона о гражданстве. Это было заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1991 года. Там указано, что все постановления Совета министров СССР и РСФСР, устанавливающие разрешительный режим прописки, при котором она является условием реализации прав граждан, являются недействительными с 1 января 1992 года, то есть еще до вступления в силу закона о гражданстве. Поэтому не имеет никакого значения, был человек прописан на этот день или нет. Главное, я повторяю, постоянное проживание. Если граждане бывшего СССР постоянно проживали на территории России на этот день и имеют соответствующие документы (например, работали, получали пенсию, дети учились, многие граждане участвовали в выборах, получали приватизационные чеки в 1992-1993 году), вот если у людей есть эти документы, то паспортная служба обязана обменять им паспорта. Если же паспортная служба отказывает в обмене паспортов, то целесообразно подать жалобу в суд и добиваться своего до последней судебной инстанции, до Верховного суда, поскольку он стоит на защите прав граждан. Потом уже взыскать с МВД и судебные расходы, и моральный вред, и все, что причитается по закону.

Марьяна Торочешникова: Заместитель начальника паспортно-визового управления ГУВД Москвы Юрий Мына не поддерживает ваш призыв, Евгений.

Юрий Мына: Я думаю, что необязательно сразу надо идти в суд, суд — это последняя инстанция. Есть органы, которые вправе рассмотреть и принять решение в соответствии с законом — наше паспортно-визовое управление. Пусть приходят к нам на прием, у нас есть грамотные, квалифицированные сотрудники, руководители, которые разберутся по каждому факту, по каждому случаю и примут соответствующее решение. Суд — это последняя инстанция, куда люди должны обращаться. Иногда люди по первому случаю бегут в суд, много можно привести примеров, когда человек, не изучив проблему, не изучив просьбу предоставления документов для подтверждения российского гражданства, бежит в суд, пишет жалобу, исковое заявление. Понимаете, нет смысла доводить все до суда. Лучше придти, разобраться. Если в паспортном столе не смогли разобраться, мы подскажем, что нужно будет сделать. У нас в управлении есть руководители, которые принимают граждан по вопросам гражданства, по вопросам регистрации граждан по месту проживания, по месту жительства, по вопросу документирования граждан. Понимаете, у нас есть дежурные руководители, которые выслушают, дадут четкие разъяснения (какой поднести документ и т.д.). На сегодня выдать бланк, паспорт гражданина РФ — это очень большая ответственность.

Марьяна Торочешникова: Такого мнение подполковника милиции Юрия Мына.

Евгений Бобров: Еще хотелось бы сказать о следующей проблеме. Федеральный закон о гражданстве по неизвестным основаниям не предоставил льготного порядка приобретения гражданства гражданам бывшего СССР, которые проживают на территории России уже несколько лет. В соответствии с этим законом и законом о правовом положении иностранных граждан эти люди должны сначала получить миграционную карту, затем через полгода обратиться за получением разрешения на временное проживание, получить это разрешение, прожить с ним три года, обратиться за получением вида на жительство, прожить с видом на жительство один год, и только потом они могут подать документы о приеме гражданства. Это я говорю о тех, кто прибыл в Россию после 1992 года. Собственно, не понятно, почему же эти люди должны по 4-5 лет ждать того момента, когда же они, наконец, смогут подать документы о приеме в гражданство. Ведь никто же не оспаривает, что они постоянно проживают на территории России уже несколько лет.

Марьяна Торочешникова: Маргарита Ефремовна, а как вы думаете, какая необходимость была заводить граждан с законом в такие узкие рамки?

Маргарита Петросян: Я не знаю кому это выгодно. Люди, которые писали этот закон, можно подумать, что они живут на Луне. Они написали закон, который, наверное, очень спокойно применялся бы в ситуации какой-то очень стабильной среднеевропейской страны, но он совершенно не учитывал ту огромную лунку, которая началась с распадом Советского Союза. И все эти перемещения, которые, естественно, не закончились до сих пор и будут продолжаться, наверное, значительное время. Я должна сказать, что наша дума вложила свою лепту. Но, вы знаете, мне это все напоминает один анекдот.

Два человека едут в машине и видят, что впереди дорога обрывается, и перед ними большая расщелина, один кричит: «Нам надо повернуть, нам надо поворачивать!» А второй говорит: «Ты за рулем, ты и поворачивай». То есть если у нас за рулем дума, что же говорить о том, что если они, принимая закон, не подумали о том, что закон должен быть четок, что закон должен быть обеспечен к моменту вступления в силу необходимыми подзаконными актами. Я считаю, что в таком совершенно ужасном положении, в которое попали некоторые категории людей, о которых мы говорили, в равной степени виноваты и законодательная власть, и исполнительная. Такое ощущение, что они думают, что людей можно заморозить или усыпить, и пусть они где-то в анабиозе существуют, пока закон не начнет действовать. А ведь жизнь идет.

Евгений Бобров: 31 декабря этого года истекает срок действия советских паспортов, а органы внутренних дел продолжают отказывать в замене советских паспортов на российские тем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживал в России на 1992 год, но не имел прописки. Статья 6-я Конституции запрещает лишения гражданства, и это общеизвестно. Пользуясь случаем, в очередной раз призываю руководство министерства внутренних дел и комиссию по вопросам гражданства самостоятельно решить эту искусственно-созданную проблему и не направлять ветеранов войны и труда, стариков, инвалидов в суды для защиты своих прав и поиска справедливости. Требуется только исполнить законодательство в отношении их в его буквальном толковании. Тем более что свою официальную позицию по этой проблеме уже высказал Верховный суд. Не нужно чинить им препятствия в подтверждении уже приобретенного гражданства, нужно немедленно выдать российские паспорта.

Законы о гражданстве РФ

Многие иностранные граждане, жители СНГ, беженцы желают получить гражданство Российской Федерации. Такое желание обусловлено не только любовью к России, но и выгодами, сулящими официальное трудоустройство, возможность поступления на государственную службу, получение льгот и социальных пособий, а также бесплатное медицинское обслуживание и образование.

Процедуру получения гражданства регулирует Правительство Российской Федерации и утверждает в федеральных законах. Первый закон о гражданстве РФ вступил в силу 6 февраля 1992 года. Чтобы стать по праву полноценным жителем России, нужно либо родиться в этой стране и иметь одного из родителей с российским гражданством, или пройти процедуру получения гражданства: общую или упрощенную.

Закон о гражданстве РФ 2018 года с изменениями и дополнениями размещен на официальных сайтах нормативно-правовых систем, а также на государственном портале: http://pravo.gov.ru/

Последняя редакция федерального закона о принятии гражданства Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ утверждена 29 июля 2017 года.

Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке с 1 сентября 2017 года

Основные моменты, связанные с процедурой получения российского гражданства, отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Ускоренная (или упрощенная) схема приобретения гражданства РФ утверждена в статье 14 вышеуказанного закона. В целом требования практически не изменились, но с 01.09.2017 года появилось дополнительное требование, касающееся закона о гражданстве РФ для носителей русского языка.

Иностранные лица, законно проживающие в России, являющиеся носителями русского языка и отказавшиеся от «коренного» гражданства, имеют право на заявление о приеме российского гражданства в ускоренном порядке. Однако, гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа.

подпункт «в» пункта 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ:

«Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

К лицам, которым разрешено получить гражданство в упрощенном порядке, относят:

  • свободно русскоговорящих;
  • имеющих родственников, проживающих в России или странах, входивших в СССР;
  • владельцев предпринимательского бизнеса на территории российской Федерации с уставным капиталом не меньше 10 000 000 рублей свыше 3 календарных лет;
  • спонсоров, вложивших денежные средства в уставные капиталы организаций, зарегистрированных на российской территории (вложение не менее 10%);
  • выпускников российских университетов, сотрудников отечественных предприятий, проработавших в России более 3 календарных лет.
  • Новый закон о гражданстве РФ для русскоязычных иностранцев сегодня практически не претерпел изменений в сравнении с 2016 годом.

    ФЗ 62 о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 года с последними изменениями 2018 года

    Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» был пересмотрен и утвержден ряд изменений:

  • После положительного решения о дозволении принять гражданство РФ, лица обязаны принести Присягу гражданина Российской Федерации. Освобождаются от данной обязанности только:
  • младше 18 лет;
  • недееспособные;
  • люди с отсутствием возможности прочитать текст вслух и подписать его;
  • лица, освобожденные по решению Президента.
  • Порядок Присяги утвержден Указом Президента РФ от 14 ноября 2017 года N 549.

    Пункт 1 статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ:

    «Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б» — «г» статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее — Присяга):

    «Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

    1. Гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа (подпункт «в» пункта 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ).
    2. Решение об отмене выдачи гражданства РФ может быть принято:
      • из-за отказа физического лица в даче Присяги;
      • предоставлении ложных сведений.
      • Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ:

        «Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги».

        1. Гражданство России считается принятым со дня произнесения Присяги.
        2. Абзац 3 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ:

          «Гражданство Российской Федерации приобретается со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации».

          ФЗ 109 о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

          Миграция населения жестко контролируется любым государством. Учет иностранных граждан, прибывших в Россию и не имеющих гражданства РФ, регулируется Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Права мигрантов указаны в статье 6 данного закона. Схема миграционного учета, а также правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9.

          Причиной постановки мигранта на учет становятся:

          • посещение иностранным лицом территории России;
          • рождение в России без права «автоматического» получения гражданства данной страны;
          • утрата гражданства Российской Федерации.
          • Вышеуказанный документ на протяжении долгого времени остается без видимых изменений (с 2015 года).

            Указ Президента РФ N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

            Порядок рассмотрения вопросов, относящихся к процедуре получения гражданства РФ утвержден Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (далее — Указ). Последние изменения были внесены 03.09.2017.

            Указ был пересмотрен, в связи с чем утвержден ряд изменений:

          • В соответствии с пунктом 10 Указа вместе с подачей заявления на получение гражданства РФ необходимо предоставить некоторое количество документов. Новым для иностранных лиц становится возможность предъявления справки территориального органа ПФР о назначении пенсии, как варианта подтверждения дохода.
          • Форма заявления размещена в приложении 1 к положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Включает в себя сведения о заявителе и информацию о выездах за пределы РФ.

            В Приложении № 3 к Указу утверждена форма заявления о принятии в гражданство РФ ребенка. Включает в себя сведения о заявителе, о ребенке и о втором родителе.

            Абзац 4 пункта 10 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325:

            «При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона 62 вместе с заявлением (приложение N 1) представляются: один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности)».

          • Вместе с заявлением о получении гражданства иностранный житель имеет право подать не оригинал паспорта, а его нотариально заверенную копию.
          • Абзац 6 подпункта «а» пункта 14 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325:

            «Паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства либо копию данного паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, засвидетельствованную в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате».

            1. Расширился список лиц, имеющих право на получение гражданства, и введены требования о предоставлении соответствующего пакета документов. Данные моменты подробно освещены в абзацах 5-10 подпункта «г» пункта 14 Указа. Среди такого списка лиц появились:
          • люди, имеющие ребенка с гражданством РФ, но потерявшего по разным причинам второго родителя;
          • люди, получившие высшее образование после 01.07.2002 и отработавшие на российском предприятии не менее 3 лет;
          • владельцы предпринимательского бизнеса на территории российской Федерации с уставным капиталом не меньше 10 000 000 рублей свыше 3 календарных лет;
          • спонсоры, вложившие денежные средства в уставные капиталы организаций, зарегистрированных на российской территории (вложение не менее 10 %).
            1. Пунктом 24 Указа утверждено, что при выходе из гражданства РФ житель страны обязан представить вместе с заявлением военный билет с отметкой. Ранее такой документ не требовался.
            2. Пункт 24 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325:

              «При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 4) представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, военный билет (для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории Российской Федерации) с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву (для прошедших военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу) либо с отметкой «не годен к военной службе» или «ограниченно годен к военной службе» (для признанных негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья), а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов».

              Если у вас возник ряд вопросов по процедуре принятия гражданства Российской Федерации, о заполнении заявлений и сбору пакета документов, вы можете обратиться к специалистам российских дипломатических и консульских учреждений на месте в стране пребывания или по контактным номерам телефонов, а также в территориальное отделение МВД РФ.