Содержание:

Рубрика “Муниципальных земель”

Категория: Муниципальных земель

Чаще всего в настоящее время берётся в аренду земля, находящаяся в муниципальной собственности. Именно по этой причине вопросы полного правового регулирования заключения таких договоров стоит очень остро. Каким образом правильно арендовать землю у муниципалитета и не нарушить закон?

Муниципальная собственность на землю – что это по закону

Гражданский Кодекс РФ определяет достаточно чётко, что следует считать под муниципальной собственностью.

Это такой вид собственности, который представлен совокупностью прав владения и распоряжения имуществом, которое принадлежит тому или иному муниципальному образованию.

Это положение зафиксировано в пункте 1 статьи 215 указанного закона.

Если говорить о тех землях, которые относятся к муниципальной собственности, то к ним относятся (во исполнение положений статьи 29 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) такие участки и иные земельные ресурсы, как:

  • Участки, которые признаны в качестве муниципальной собственности на основании положений действующего законодательства в сфере регулирования земельных правоотношений;
  • Земли, которые были приобретены муниципальным образованием в результате исполнения требований Гражданского Кодекса;
  • Участки, которые перешли в муниципальную собственность по результатам заключения гражданско-правовых договоров;
  • Если такие участки были безвозмездно переданы в собственность муниципалитета из федеральных земельных фондов;
  • Участки, которые оказались включены в собственность муниципалитета по результатам проведённого разграничения государственных прав собственности.
  • Таким образом, муниципальная собственность на землю возникает исключительно по основаниям, которые определены в действующем законодательстве.

    Соответственно, резонным будет являться вопрос о том, каким образом происходит оформление аренды таких земель?

    Способы определения стоимости муниципальных земель

    Стоимость муниципальной земли рассчитывается в зависимости от того, каким образом будет заключаться договор ее использования.

    Наиболее часто в случаях подписания соглашений об аренде или выкупе участка используется метод расчёта платы за участок, исходя из его кадастровой стоимости. Такой вариант расчета определен в соответствии с положениями Земельного Кодекса России как основной для всех арендуемых земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Ещё одним вариантом будет использование так называемой нормативной стоимости.

    Нормативная стоимость устанавливается специально уполномоченной на то комиссией, которая будет учитывать целый ряд факторов, как то инженерную и строительную пригодность и ценность конкретного участка, ее социальную роль, плодородие (если речь идёт о возможности использования участка в качестве ресурса для организации личного подсобного или садоводческого хозяйства) и т.д.

    Последний, третий механизм определения стоимости участка, пребывающего во владении муниципалитетом, относится к тем случаям, когда распоряжение таким участком происходит на основе торгов. В этом случае стоимость будет сформирована на основе результатов таких торгов.

    Как правильно составить и заключить договор аренды земельного участка с администрацией

    Договор аренды заключается между собственником земельных участков (администрацией муниципального образования) и арендатором (физическим и юридическим лицом) и устанавливает базовые условия взаимодействия между сторонами

    Как правильно составить заявление на аренду земли у администрации

    Перед тем как обратиться в администрацию для аренды земельного участка необходимо предварительно собрать установленный комплект документов и написать заявление с просьбой выделить землю

    Сроки, стоимость и налоги аренды земли у администрации

    Среди желающих получить землю в аренду у администрации наиболее часто возникают вопросы относительно того, как будет определяться величина арендной платы и на какой срок им предоставит землю государство

    Каким образом выбирается арендатор

    Так как муниципальные земли могут быть сданы в аренду двумя путями – через проведение торгов на право заключения договора аренды и через непосредственное подписание такого договора, следует подробно остановиться на каждом из таких способов.

    Без проведения торгов заключается договор в том случае, если потенциальный арендатор соответствует требованиям законодательства на право заключения договора в приоритетном порядке.

    Перечень таких категорий представлен в Земельном Кодексе России и является исчерпывающим.

    К таким лицам относятся, например, религиозные организации, ветераны боевых действий, многодетные семьи и т.д.

    Кроме того, без торгов будет продлён договор аренды, например, в том случае, если участок используется для капитального строительства жилья или инфраструктурных объектов.

    Через торги сдаётся большинство участков, находящихся в муниципальной собственности. Такие участки предоставляются для различных целей, и взять в аренду их может тот, кто предложит максимальную сумму в качестве арендной платы (то есть здесь работает классический принцип аукциона).

    Почему проверка квартиры обязательна перед ее приобретением вы узнаете в материале нашей статьи.

    Что такое рента? И может ли она быть пожизненная если это рента квартиры? В нашем материале вы узнаете ответы на этот вопрос.

    Как получить муниципальную землю в аренду

    Процесс оформления муниципальной земли в аренду является достаточно длительным, и его результат (в виде заключения договора или в отказе в таковом) целиком зависит от правильной подготовки. Состоять она будет из нескольких этапов, каждый из которых оказывает серьёзное влияние на конечный итог.

  • На первом этапе следует обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением о предоставлении участка в аренду. Это заявление носит первичный характер и необходимо для того, чтобы специалист администрации рассмотрел возможность включения заявителя в перечень потенциальных арендаторов.
  • Второй этап полностью посвящён подготовке всех документов, сопровождающих подписание договора. Это самый затратный этап, так как на выбранный в качестве арендуемого участок (если он не стоял раньше на кадастровом учете) необходимо будет получить кадастровый паспорт и выполнить межевание, чтобы установить его границы.
  • На третьем этапе в администрацию подаётся основное заявление на заключение договора аренды участка, которому прилагаются кадастровые и межевые документы, а также, в случае наличия специальных льгот, документы, которые их наличие смогут подтвердить.
  • Четвёртый этап посвящён проверке сотрудниками администрации муниципального образования поданных документов и, в случае, если они соответствуют предъявляемым требованиям, подготовке документации для торгов.
  • В том случае, если договор заключается без торгов, пятый этап посвящён только подписанию соглашения. Если аренда оформляется через торги, то сначала будет происходить их оформление, а потом уже подписание документа.
  • Заключение договора аренды по итогам проведенных торгов осуществляется в срок не более одного месяца с момента подписания итогового протокола результатов.

    В том случае, если участников несколько, договор заключается с победителем торгов (то есть с тем участником, который предложил максимальную сумму в качестве арендной платы). Если участник был только один (на участие была подана только одна заявка или по результатам проверки не были допущены до участия в торгах все остальные заявки кроме одной), торги признаются не состоявшимися. Договор также будет заключен в течение тридцати дней с момента подписания протокола о признании торгов несостоявшимися с единственным участником.

    Шестой этап является заключительным, так как на нем осуществляется оформление подписанного договора путём регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация осуществляется путем предоставления договора со всеми сопровождающими документами в многофункциональные центры.

    Как уже говорилось выше, самым дорогим этапом является подготовка документов. Оформление кадастровых и межевых документов по стоимости может колебаться от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона.

    Получение кадастровых документов происходит в Росреестре, а межевых – путём проведения межевания имеющими на эти действия организацией.

    Процедура аренды муниципальной земли – сложный механизм, который строго регламентируется действующим законодательством и состоит из целого перечня этапов, соблюдение которых является гарантией заключения договора аренды.

    Аренда муниципальной собственности

    Многие российские предприятия стремятся подписать с тем или иным органом власти — государственным или муниципальным, — договор об аренде имущества. Для этого представители бизнеса с удовольствием участвуют в различных конкурсах и аукционах. Какова цель предпринимателей, вовлеченных в процесс коммуникаций с органами власти?

    Аренда муниципального имущества — процедура, которая в российской предпринимательской среде считается отличной альтернативой соответствующему договору с коммерческой организацией.

    Все потому, что тот или иной склад, офис или другое помещение, которым располагает муниципалитет, как правило, намного дешевле, чем объект, предлагаемый юрлицами. И многие предприниматели очень рады получить право аренды муниципального имущества.

    Какова специфика объектов недвижимости, которые принадлежат местным властям? В соответствии с положениями 215-й статьи ГК РФ то имущество, которое на праве собственности находится во владении городов, сельских поселений и иных административно-территориальных единиц, на уровне которых реализуется местное самоуправление, причисляется к муниципальному типу. Часто соответствующего типа собственность закреплена за отдельными учреждениями. Если это не так, то оно входит в качестве актива в муниципальную казну.

    Если предприниматель желает узнать, возможна ли аренда недвижимого муниципального имущества того или иного типа, то такая информация, как правило, размещена на сайтах местных властей. Но если даже соответствующих данных на веб-ресурсах муниципалитетов по каким-либо причинам нет, то бизнесмен вправе сделать запрос в местный орган управления. Услуга по предоставлению соответствующих сведений предпринимателю должна оказываться муниципалитетом бесплатно.

    Стоит отметить, что для предпринимателей возможно приобретение в пользование имущества не только муниципального, но и государственного типа. Принципиальных различий между процедурой, в рамках которой осуществляется передача в аренду муниципального имущества, и аналогичными действиями при участии государственных органов власти немного, так как все эти процессы регулируются одними и теми же законами.

    Можно также отметить, что аренда — не единственный вариант взаимодействия органа власти на том или ином уровне и предприятия. Специфика соответствующих контрактов в том, что имущество передается арендодателем за плату во временное использование.

    Возможен также вариант с заключением договора безвозмездного пользования. Согласно подобному контракту собственник имущества обязуется передать объект недвижимости другой стороне, которая, в свою очередь, должна вернуть ее владельцу в том же состоянии с учетом допустимого износа или же в том виде, который предусмотрен договором.

    Помимо такого типа сделок, как аренда государственного и муниципального имущества и договор безвозмездного пользования, возможно также заключение контрактов на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений муниципалитет или государственный орган передает контрагенту в лице предприятия недвижимость на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.

    Договор, предмет которого — аренда муниципального имущества, может быть также заменен на контракт, предусматривающий ответственное хранение той или иной собственности и одновременное пользование ею. Также возможен вариант с оформлением договора займа, предмет которого — соответствующего типа материальные ценности.

    Однако аренда федерального и муниципального имущества на практике осуществляется главным образом в рамках обычной аренды. Хотя, конечно, на уровне конкретных муниципалитетов в том или ином регионе возможны разные подходы к вопросу взаимодействия с предприятиями. Главное, чтобы соответствующие действия органов власти не противоречили законодательству, регулирующему отношения государственных и муниципальных институтов с частными предприятиями.

    Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества — ФЗ №135. В соответствии с его положениями собственность, которая не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, может сдаваться предпринимателям только на конкурсной основе (или аукционной). Аналогичная процедура должна быть проведена, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. Причем не важно, в хозяйственном оно управлении или же в оперативном. Те же самые правила будут действовать, если собственностью владеет автономное государственное учреждение или же муниципальный орган, но при условии оперативного управления.

    Итак, в ряде случаев аренда муниципального имущества возможна только по факту проведения конкурса. Правила, согласно которым данные процедуры организуются, зафиксированы в одном из Приказов ФАС РФ — ведомства, которое отвечает за корректность взаимодействия власти и бизнеса во многих аспектах. В соответствующем нормативном акте, выпущенном антимонопольной службой, содержится список видов имущества, для аренды которых необходимо проведение торгов. В свою очередь, положения Приказа ФАС России могут дополнять нормативные акты, издаваемые на уровне отдельных муниципалитетов. Как правило, данные документы доступны на веб-сайтах местных органов власти.

    Особенность проведения конкурсов, предмет которых — заключение договора аренды муниципального имущества, в том, что информация, касающаяся данных мероприятий, должна быть опубликована в интернете.

    Бывают ситуации, когда проведение конкурсов, о которых идет речь, не обязательно. В каких случаях возможна аренда муниципального имущества без торгов? Данные моменты регулируются 17-й статьей ФЗ №135.

    Первый сценарий, предполагающий, что аренда муниципального имущества возможна без конкурса, может быть реализован в соответствии с положениями 5-й главы ФЗ №135, отражающей возможность установления тех или иных преференций со стороны муниципальных органов власти.
    Второй сценарий предполагает, что конкурс уже был проведен, однако по правилам, содержащимся в положениях ФЗ №44, то есть в рамках муниципального контракта. При этом срок аренды объекта не может быть больше, чем длится соответствующего типа контракт.
    Третий вариант, в рамках которого конкурс не обязателен, — аренда имущества на срок, не превышающий 30 дней в течение полугода. При этом недопустимо заключение договоров между муниципалитетом и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

    Можно также отметить, что конкурс, предмет которого — предоставление в аренду муниципального имущества, может быть не проведен, если подразумевается продление действующих контрактов между предпринимателями и муниципалитетами.

    Конкурс может не проводиться, если права на муниципальное и иное имущество предоставляются фирмам в силу положений международных договоров, подписанных РФ, межправительственных соглашений, а также федеральных законов, которые устанавливают особый порядок пользования собственностью и иных правовых актов: указов Президента, постановлений Правительства или, например, решений судов, которые вступили в силу.

    Конкурсы не проводятся, если муниципалитет передает в безвозмездное пользование культовые здания, сооружения и иные виды собственности религиозным организациям.

    Также необходимости в проведении торгов может не быть, если имущество передается в пользу других органов власти на государственном или муниципальном уровне, а также внебюджетных фондов или, например, Центробанка России.

    Также можно отметить, что рассмотренный нами порядок, в рамках которого имущество муниципалитетов и государственных органов власти передается в аренду, не касается тех сфер, которые регулируются Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, а также законами о недрах.

    Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества. Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д.

    Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:

    — по факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых — право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;
    — заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.

    В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других — аукционами. Какой термин более корректен?

    В зависимости от контекста и ряда специфических признаков процедуры употребляться может и тот и другой термин на вполне законных основаниях. Если речь идет о конкурсе, то предполагается, что заявки участников будут подаваться в закрытом виде (например, в конвертах). Конкуренты не будут знать подробности заявок.

    Аукцион, в свою очередь, это определение самого выгодного для муниципалитета варианта на основе главным образом публичных торгов. То есть тот или иной участник соревнования за право заключить договор аренды муниципального имущества в курсе, что предлагает конкурент, и может попробовать выдвинуть более выгодное для владельца предложение.

    В зависимости от того, проходит аукцион или конкурс, правила проведения торгов могут несколько отличаться. Как мы уже отметили выше, если речь идет о проведении конкурса, то публичным остается только состав участников. Если мероприятие проходит в формате аукциона — открыта вся информация об участниках и выдвигаемых ими предложениях.

    Муниципалитетом, который владеет имуществом, создается специальная комиссия. Ее основные функции: работа с конвертами, в которых содержатся предложения от конкурсантов, установление круга лиц, имеющих доступ к информации о мероприятии, исследование конкурентных преимуществ и иных особенностей каждой заявки, определение победивших конкурсантов или участников аукциона.

    Предоставление в аренду муниципального имущества возможно в пользу не только юридических лиц, но и граждан и индивидуальных предпринимателей. То есть субъекты правоотношений в любом из этих правовых статусов могут участвовать в конкурсах и аукционах, о которых идет речь.

    Изучим аспект, касающийся рассмотрения заявок участников торгов. Основные положения, регулирующие соответствующую процедуру, определяются на уровне законодательства муниципалитетов. Однако достаточно типичными можно считать следующие формулировки.

    Рассмотрение поступивших заявок муниципалитеты осуществляют, как правило, в течение месяца с момента, когда соответствующий документ был прислан конкурсантом.

    Заявки изучаются, только если вместе с ними были направлены предусмотренные регламентом проведения конкурса документы.

    Как правило, они представляют собой следующий перечень:

    • письменное заявление на имя руководителя органа власти;
    • учредительные документы участника, свидетельства о регистрации юрлица, а также источники, подтверждающие статус человека, который будет подписывать договор аренды, если фирма пройдет конкурс;
    • банковские реквизиты участника торгов;
    • документы, отражающие цифры бухгалтерского баланса на предприятии.

    При этом орган власти, ответственный за проведение конкурса, может затребовать иные документы от участника, если это предусмотрено законодательством.

    Основной критерий определения победителя конкурса — лучшие условия исполнения соответствующего контракта. В свою очередь, выигравшей аукцион признается организация, которая предложила самую высокую стоимость договора для муниципалитета. Сдача муниципального имущества в аренду возможна только в пользу победителей торгов.

    Интересные положения содержатся в 18-й статье ФЗ №209. Там сказано, что малые и средние предприятия вправе рассчитывать на некоторые меры поддержки со стороны муниципалитетов в виде безвозмездной или подразумевающей льготные условия передачи собственности во временное пользование. При этом перечни имущества, которые могут быть отданы в аренду в рамках соответствующих мер поддержки, должны быть доступны широкой публике — в СМИ или на официальных сайтах органов власти. Аренда муниципального имущества в льготном формате возможна на срок не менее 5 лет. Однако он может быть уменьшен, если субъект бизнеса подаст соответствующее заявление.

    Важный аспект — исчисление НДС при аренде муниципального имущества. Субъектом уплаты соответствующего налога будет считаться предприятие, которое взяло указанную собственность в аренду.

    Величина налоговой базы определяется посредством суммирования размера арендной платы по каждому объекту недвижимости. Арендатор должен сформировать счет-фактуру в течение 5 дней с момента оплаты. Также его обязанность — предоставить декларацию по НДС в срок до 20 числа месяца, который следует за налоговым периодом.

    Куда направляет средства, которые получены благодаря предоставлению имущества в аренду, муниципалитет? Как правило, выручка идет на обновление и поддержание материально-технической базы органа власти. Денежные средства поступают на специальный бюджетный счет, с которого затем переводятся на счет самого учреждения в пределах предусмотренных законодательством лимитов.

    Типы собственности за границей
    Формы собственности
    Оценка недвижимости
    Цена на недвижимость, точка зрения продавца и покупателя
    Кадастровая стоимость
    Кадастровый учет

    Назад | | Вверх

    Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

    Территориальные органы самоуправления от лица муниципального образования призваны осуществлять деятельность, касающуюся решения вопросов местного характера в соответствии с историческими и прочими традициями, а также интересами населения. Обеспечивать защиту интересов граждан эти структуры могут не только за счет законотворческой и другой работы. Большое значение в сфере администрирования имеет и управление муниципальной собственностью. Рассмотрим эту сторону деятельности местной власти подробнее.

    Актуальность вопроса

    Муниципальная форма собственности выступает в качестве экономической основы местной власти. Вопросы территориального значения, которые решаются посредством распоряжения и пользования имуществом, касаются различных сфер. Это обуславливается тем, что спектр интересов населения достаточно широк. Понятие собственности само по себе относится к экономическим категориям. Юридическое ее закрепление имеет существенное значение во взаимоотношениях между субъектами.

    Объекты муниципальной собственности

    Понятие закрепляется в ст. 215 ГК. Объекты муниципальной собственности представляют собой имущество сельских и городских поселений. К нему в том числе относят и финансы. Они выделяются на решение вопросов, касающихся денежного обеспечения тех либо других мероприятий.

    Право муниципальной собственности

    На территории МО проживают граждане, которые объединены общими интересами, касающимися решения вопросов территориального характера. Население имеется в любом муниципальном образовании. Реализация власти на местах осуществляется напрямую гражданами либо через уполномоченные органы. Последние, в свою очередь, действуют в интересах населения и в соответствии со сложившимися на территории традициями. В данном случае присутствует 2 ключевых элемента:

    1. Участие населения в решении административных вопросов.
    2. Работа уполномоченных органов в интересах граждан.
    3. П. 2 ст. 28 ФЗ, регламентирующего организацию деятельности местной власти, указывает на то, что самоуправление выступает как выражение воли населения, составляя, таким образом, один из элементов основы конституционного строя страны. Это значит, что право муниципальной собственности в первую очередь распространяется на граждан. Второстепенными субъектами выступают местные органы власти. Ими осуществляется непосредственное управление муниципальной собственностью.

      Как выше было сказано, первым владельцем имущества выступает население. Муниципальная собственность также принадлежит:

    4. Главам МО.
    5. Законодательным органам.
    6. Структурам и подразделениям администрации.
    7. Органу, управляющему муниципальным хозяйством.
    8. Унитарным предприятиям и учреждениям.
    9. Прочим организациям, уполномоченным на управление собственностью.
    10. Муниципальная собственность в виде средств местного бюджета, а также внебюджетных фондов является финансовыми ресурсами МО. К имуществу местной власти относятся денежные средства. А также:

    11. Предприятия и организации.
    12. Жилищный фонд.
    13. Учреждения разных отраслей.
    14. Нежилые помещения.
    15. Муниципальная земельная собственность (природные ресурсы, участки).
    16. Финансово-кредитные учреждения.
    17. Имущество местных органов власти.
    18. Прочие недвижимые и движимые объекты.
    19. Особое имущество

      Существуют материальные ценности, которые включает в себя исключительно муниципальная собственность. Такое имущество имеет особое значение для жизнеобеспечения определенной территории или населенного пункта, сохранения исторического и культурного наследия. К этой категории в частности относят памятники, городские парки и проч. Наличие такого имущества говорит о том, что муниципальная собственность имеет социальную направленность. Обуславливается это существенным влиянием на жизнь граждан в пределах конкретной территории. Кроме этого, многие объекты социально ориентированы. Например, в пределах территорий существуют спортивные, культурные, образовательные, медицинские и прочие учреждения. Еще одна важная особенность состоит в том, что муниципальная собственность выступает в качестве экономической основы местной власти. Так, согласно ст. 113 ГК, предприятия МО являются коммерческими, а имущество территориальных структур формирует материальную базу, посредством которой обеспечивается их деятельность.

      Сравнительная характеристика

      Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

      Методы реализации полномочий

      Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

      • Формирование предприятий.
      • Заключение контрактов с руководителями компаний.
      • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
      • Внесение части в уставной капитал АО.
      • Списание и передачу на баланс имущества.
      • Лизинг, аренду.
      • Отчуждение.
      • Доверительное управление и прочие.
      • К экономическим методам относят:

      • Муниципальные заказы.
      • Дотации.
      • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
      • Налогообложение.
      • Нормативы выплат за использование собственности МО.
      • Штрафы и другие экономические санкции.
      • Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

        Заключение

        Законодательство предусматривает несколько видов собственности, среди которых наибольшее общественное и социальное значение имеет муниципальная и государственная собственность. Контроль над владением, распоряжением и пользованием имуществом находится в руках населения, местных, региональных и федеральных органов власти. При определении того или иного типа собственности прежде всего рассматривается характер отношений, которые возникают между субъектами относительно определенных материальных ценностей. Именно по этим позициям формулируются основные отличия между видами.

        Муниципальная земля

        19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений.

        19 статья Земельного кодекса определяет категорию муниципальных земель. К этой категории недвижимого имущества относятся земельные участки, которые находятся в собственности и в распоряжении администраций городских и иных поселений. Они необходимы для ведения хозяйственной деятельности в рамках поселения, для обеспечения инфраструктуры и коммуникаций.

        Большая часть муниципальных земель находится в границах соответствующих поселений, но в некоторых случаях участки могут находиться и вне их границ, например, если там находятся объекты недвижимости, принадлежащие муниципалитету. Во владение администрации могут передаваться государственные земли.

        В данной статье мы подробно расскажем, как взять землю в аренду у администрации.

        Необходимые условия

        Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:

      • Участок поставлен на кадастровый учет.
      • Определено его разрешенное использование.
      • Он отнесен к определенной категории земель.
      • Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.
      • Порядок аренды земельного участка муниципальной собственности

        Как получить землю в аренду? В общем случае аренда земли у муниципалитета происходит в порядке торгов. В ходе аукциона определяются цена участка и его арендатор. Все случаи предоставления земли без организации аукциона указаны в статье 39.6, ниже приведены самые характерные условия.

        Без торгов взять в аренду земельный участок у администрации могут:

      • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
      • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
      • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
      • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
      • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.
      • Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.

        Оно включает в себя такие реквизиты:

      • Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
      • Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
      • Цель использования ЗУ.
      • Контактные данные заявителя.
      • К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.

        Его основные реквизиты:

      • Сведения об арендаторе и арендодателе.
      • Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
      • Предназначение ЗУ.
      • Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
      • Данные о строениях (если имеются).
      • Цена договора и способ расчета.
      • Срок действия договора.
      • Подписи сторон и дата заключения договора.
      • Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.

        Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.

        Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.
        Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.

        Особенности аренды муниципальной собственности

        Формирование регионального бюджета осуществляется из нескольких источников, одним из которых является аренда недвижимости, находящейся в собственности у муниципалитета. К такой недвижимости можно отнести различные объекты – квартиры, дома, дачи, а также участки, расположенные в черте города или в поселковой, сельской местности.

        Что относится

        Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

        +7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

        ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

        Это быстро и БЕСПЛАТНО!

        Муниципальная собственность, это, прежде всего, имущество, принадлежащее государству.

        В соответствие с нормами Гражданского кодекса, муниципальной (государственной) собственностью является:

      • имущество, являющееся федеральной собственностью, исходя из правоустанавливающих документов;
      • имущество, которое принадлежит отдельным субъектам страны – городам – крупным, федеральным и с небольшой численностью населения, поселкам, деревням.
      • Органы государственной власти могут приобретать имущество, распоряжаться им. Органы местного самоуправления также могут своими действиями приобретать имущество, распоряжаться им от имени муниципальных образований.

        Многие плательщики ЕНДВ желают сэкономить на аренде жилья, а аренда у муниципалитета – наилучший способ для такой экономии. Однако, в последние годы цены на жилье существенно выросли, и следовательно, поднялась ставка по аренде объектов недвижимости, в том числе и тех, что находятся в собственности у муниципалитета. Выбрать подходящий для аренды объект можно на аукционе, где выставляется большое количество различных квартиры и домов, сдаваемых в аренду государством.

        Виды сделок

        Под сделкой следует понимать совершаемые физическим или юридическим лицом определенные действия, которые направлены, прежде всего, на изменение условий договора, прекращение гражданских обязанностей и прав.

        Наиболее распространенные сделки с объектами, находящимися в собственности муниципалитета:

        Чтобы предотвратить ущерб от порчи имущества, целесообразно заключить договор страхования. Передача объекта в аренду может быть осуществлена по результатам конкурса, по аукциону или факту использования

        Независимо от того, какой вид сделки с недвижимостью осуществляется, обязательно должен быть составлен и подписан обеими сторонами соответствующий договор.

        Особенности страхования имущества физических лиц в Росгосстрах рассматриваются тут.

        Как правильно оформить аренду муниципальной собственности

        Перед тем, как подписать договор аренды, стороны должны договориться о размере арендной платы.

        Она устанавливается в виде:

      • Определенной суммы ежемесячных платежей.
      • Обязательства по проведению капитального ремонта помещения.

    Если планируется сдача имущества в аренду по результатам аукциона, должны быть соблюдены следующие этапы:

  • рассылка извещений о начала аукциона;
  • подготовка документации для конкурса, создание информационных стендов, заполнение страницы на сайте;
  • рассмотрение поданных заявок;
  • проведение торгов;
  • заключение договора с арендатором по результатам торгов.
  • Перед началом торгов всем желающим стать арендаторами объекта недвижимости должны быть посланы извещения, в которых содержится важная информация:

  • дата и время проведения торгов;
  • форма мероприятия;
  • какие обременения наложены на продаваемое или передаваемое по договору аренды имущество;
  • порядок проведения торгов и определения победителя;
  • начальная стоимость.
  • Если по каким – либо причинам аукцион не состоялся, или был проведен не правильно, организатор может назначать другую дату.

    Возможна сдача объекта в аренду и без проведения торгов, если в качестве заявителя выступает одно из нижеперечисленных лиц и организаций:

    1. Участник товарищества собственников объектов недвижимости.
    2. Лицо, подавшее заявку на конкурс, при условии, что была подана всего одна заявка.
    3. Образовательные учреждения, независимо от формы – муниципальные и частные.
    4. Медицинские учреждения.
    5. Допускается передача имущества без торгов, если:

    6. Договор аренды заключается на короткий период времени. За полгода допускается не более тридцати дней аренды.
    7. В аренду сдается лишь часть помещения, составляющая не более 10% от общей площади здания.
    8. После того, как аукцион закончен, арендатор и собственник объекта недвижимости – муниципалитет, заключают договор, в котором должны быть прописаны все пункты сделки – права и обязанности сторон, условия аренды, а также даны характеристики помещения.

      Продление договора аренды недвижимости без проведения аукциона возможно, если арендатором были выполнены все обязательства, а при заключении договора, аренда будет проплачиваться по рыночной стоимости. Возможна пролонгация сделки только в том случае, если со стороны собственника не имеется никаких возражений.

      Как составить договор

      В законе не устанавливается особых требований относительно формы договора недвижимости, однако, рекомендуется воспользоваться типовой формой, скачать бланк можно по ссылке.

      Особенности составления договора аренды муниципальной недвижимости:

    9. В самом начале документа указывают город и дату заключения сделки.
    10. Первый пункт – Стороны договора. Обозначаются две стороны – Арендодатель, в роли которого выступает муниципальное образование и арендатор, который может быть как физическим, так и юридическим лицом.
    11. Предмет договора – аренда объекта недвижимости на определенных условиях.
    12. Начало и конец срока действия соглашения.
    13. Порядок внесения арендной платы за пользование помещением. Обязательно следует указать причину, по которой размер арендной платы может быть изменен в одностороннем порядке.
    14. Права и обязанности каждой стороны – арендатора и арендодателя – выделяют в два отдельных пункта.
    15. Ответственность сторон – важный пункт соглашения, которому нужно уделить особое внимание.
    16. Способы отправки уведомлений и сообщений в процессе аренды.
    17. Дополнительные условия – вписываются по соглашению сторон.
    18. Особенности досрочного расторжения договора – должны быть перечислены основания для такого расторжения.
    19. В самом конце документа указываются платежные реквизиты, ставится печать и подпись каждой из сторон. При желании арендатора или арендодателя, договор может быть зарегистрирован в регпалате.

      Что предоставляется без торгов

      Торги не проводятся, если планируется сдавать в аренду на безвозмездной основе культовые сооружения и объекты, а также любые виды собственности, которые принадлежат религиозным организациям.

      Без проведения конкурсов также предоставляется имущество для различных внебюджетных фондов, например, для Центробанка РФ. Не проводятся торги и в том случае, если в аренду передается объект, пользование которым регулируется такими законодательными актами РФ, как Лесной, Водный или Земельный кодексы.

      Как расторгнуть договор

      Расторжение договора аренды может показаться сложной юридической процедурой, если имущество предоставлялось муниципальным образованием.

      По инициативе арендодателя сделка может быть прекращена, если:

    20. Имущество было испорчено в процессе эксплуатации.
    21. Были нарушены условия договора, например, наниматель осуществлял пересдачу имущества в аренду третьим лицам.
    22. Не были проведены обязательные работы, установленные соглашением.
    23. Не поступали платежи за аренду более двух месяцев подряд.
    24. Арендатор может расторгнуть договор, при наличии следующих оснований:

    25. Имущество не соответствует заявленному в договоре объекту, отличаются основные характеристики.
    26. Имеются существенные недостатки, не позволяющие использовать объект по назначению.
    27. Собственник имущества препятствует его использованию, вмешивается в дела арендатора.
    28. Была изменена стоимость аренды.
    29. Если ни одна из сторон не возражает против прекращения сделки, составляется Соглашение, в котором должны содержаться следующие пункты:

      • данные каждой стороны, реквизиты;
      • наименование расторгаемого договора, его номер;
      • факт расторжения – отметка о дате заключения соглашения о прекращении сделки;
      • при наличии ущерба – отметка о компенсации.
      • Если одна из сторон не желает прекращать сделку, подается исковое заявление в суд. Однако, перед этим, арендатору или арендодателю должно быть послано уведомление о намерении прекратить действие договора. Данный документ впоследствии является доказательством того, что была предпринята попытка решить спор в досудебном порядке.

        Сдача муниципальной собственности в аренду осуществляется в соответствие с нормативными актами. Граждане могут арендовать недвижимость для различных целей: проживания, ведения бизнеса – размещения магазина, склада, сельскохозяйственной деятельности. Также муниципалитет имеет право выставлять объекты недвижимости на торги, где физические или юридические лица приобретают их по сниженной стоимости.

        Про раздел имущества при разводе читайте здесь.

        Для чего нужна оценка имущества, узнайте тут.

        Видео: Как получить земельный участок в аренду или собственность

      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
      • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!