Содержание:

1. Судебная система рф.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ».

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражный апелляционный суд

— Арбитражные суды субъектов РФ

Суды в РФ также делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные суды субъектов РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебных инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Арбитражный суд – правосудие в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Высший арбитражный суд – до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял судебный надзор за их деятельностью. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Федеральный арбитражный суд округа – осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

Арбитражный апелляционный суд — проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Арбитражный суд субъектов РФ — рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Суды общей юрисдикции — осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный суд РФ.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации, высшая (надзорная) инстанция. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов — рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд — является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Мировой суд — функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению малозначительные уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. Проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел.

Военные суды — преступления совершенные военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба.

Конституционный (уставной) суд субъектов РФ — рассмотрение вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу).

Реферат «Арбитражные суды»

СОДЕРЖАНИЕ

  • Функции арбитражных судов
  • Задачи арбитражных судов
  • Список используемой литературы

    Введение

    Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

    В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

    Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    1. Функции арбитражных судов

    Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

    1) разрешение споров, возникающих в процессе

    предпринимательской и иной экономической деятельности;

    2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

    3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

    4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

    Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”. Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.

    Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.

    Введен также новый институт арбитражного заседателя — это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.

    Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами — отныне прокурорам запрещено вносить протесты.

    Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела. Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром. Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.

    Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.

    В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.

    2. Основные задачи арбитражных судов

    Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.

    Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)

    Система арбитражных судов

    Первый уровень арбитражных судов

    Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

    Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

    Второй уровень арбитражных судов

    Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Третий уровень арбитражных судов

    Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

    Четвертый уровень арбитражных судов

    Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

    Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

    На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

    Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.

    В специальной литературе эффективность правосудия по гражданским делам определяется как «способность (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом»2.

    Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.

    Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.

    Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.

    В качестве одного из упомянутых принципов закон называет осуществление судопроизводства на основе состязательности. В специальной литературе состязательность определяют как «обеспеченную законом возможность активности сторон в доказывании, где решение об участии в процессуальной «битве» принимает только само лицо, исходя из личного и субъективного понимания собственных интересов».

    АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?

    В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ). Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.

    Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.

    Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).

    Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.

    Заключение

    Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

    Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

    Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

    Список используемой литературы

    1. Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция, 2004, № 8, стр.10
    2. Баталова Л. Окружные арбитражные суды-только во благо // Закон, 2004, № 9, стр.58
    3. Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 2004, № 37, стр.33
    4. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2005.
    5. Майкова Л. Новое в арбитражном законодательстве // Экономика и жизнь, 1995г., № 37,стр.33
    6. Яковлев В., Юков М. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон. 2005. № 9. стр.52.

    Система арбитражных судов РФ. Структура арбитражной системы РФ

    Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

    Задачи арбитражных судов

    Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

    Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности Федеральным конституционным законом об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • этики делового общения.
  • Нормативное регулирование системы арбитражных судов

    Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок арбитражного судопроизводства определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.
  • АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

    Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

    Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

    В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

    • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
    • апелляционные судебные учреждения;
    • суды первой инстанции субъектов РФ;
    • специализированные суды.
    • Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

      Судебная реформа 2014 года

      Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

    • в ФКЗ «О Верховном суде»;
    • в ФКЗ «О судебной системе».

    В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

    Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

    Так или иначе, реформа судебной системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

    Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

    Окружные суды: особенности выполнения функций

    Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

    • апелляционный арбитражный суд;
    • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.
    • При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

      Апелляционные суды

      Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

      Арбитражи в субъектах РФ

      Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

      Субъектом РФ считается и город федерального значения. Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

      Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

      Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

      Специализированные арбитражи

      Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции судов общей юрисдикции. Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

      Суд по интеллектуальным правам

      Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом Суд по интеллектуальным правам одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

      Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

      Назначение судей в арбитражах

      Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

    • ФКЗ «О судебной системе»;
    • законом РФ «О статусе судей».
    • Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

      Финансирование деятельности арбитражей

      Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

      Численность и структура арбитражей

      Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

      Аппарат арбитражного суда

      Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

    • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
    • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
    • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
    • ведение учета различных дел;
    • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
    • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
    • информационная, а также справочная работа;
    • статистический учет в рамках основной деятельности;
    • материально-техническое обеспечение учреждения;
    • организация исполнения изданных судом актов.
    • Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

      Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

      Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

      Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

      Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

      Полномочия арбитражных судов различных уровней

      Разрешать экономические споры — это полномочия арбитражных судов, где компетенция является совокупностью правил, позволяющих очертить круг дел, подходящих под это ведомство. Принадлежность конкретного дела к определённому арбитражному суду рассматривается в судебной системе Российской Федерации.

      Полномочия

      Арбитражных судов в нашей стране — несколько уровней, поэтому их работу нужно рассматривать поступенчато. Первый вид — арбитражный суд отдельного субъекта РФ. Его работа разделена по семи пунктам.

      1. Дела рассматриваются в самой первой инстанции, но только те, которые подпадают под его ведомство. Исключения составляют дела, отнесённые к компетенциям Верховного Суда, специализированных или окружных арбитражных судов.

      2. Этот пункт, входивший в полномочия арбитражных судов, исключён. В Арбитражно-процессуальном кодексе указаны поправки и изменения.

      3. Повторно рассматривает уже принятые и вступившие в силу судебные решения по новым открывшимся обстоятельствам.

      4. Делает запрос в Конституционный суд РФ относительно проверки закона, который уже применён или который подлежит применению в деле, рассматривающемся в любой инстанции.

      5. В полномочия арбитражных судов входит и судебная практика, её изучение и обобщение.

      6. А также подготовка предложений для совершенствования законов и других правовых нормативных актов.

      7. Арбитражным судом субъектов проводится анализ судебной статистики.

      Поле деятельности и функции

      Орган, который занимается рассмотрением споров, любым образом касающихся профессионального участия в гражданском обороте (например, предпринимательской деятельности), многих категорий споров, относящихся к его компетенции, которые устанавливает Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. Им же чётко определены и полномочия арбитражных судов РФ.

      Функциями их являются следующие.

      1. Разрешать споры, которые возникают при предпринимательской и любой другой экономической деятельности.

      2. Вести статистический учёт и осуществлять анализ статистических данных о собственной деятельности.

      3. Предупреждать нарушения закона в сфере экономики.

      4. Устанавливать и реализовывать международные связи и контакты в законном порядке.

      Осуществление задач

      Все вышеперечисленные задачи (функции) суд осуществляет присущими ему способами. Выполнению их помогают полномочия арбитражных судов РФ, которые указаны в законодательстве.

      Именно для осуществления поставленных задач на каждом уровне арбитражные суды наделены собственными и присущими только конкретной ступени полномочиями. Самое существенное значение имеет точное определение компетенции в отношении того или иного дела, правильное установление подведомственности и подсудности его данному арбитражному суду.

      Характер правоотношений

      Нарушение этих правил может повлечь за собой отмену принятых судом решений. Статьи 27-33 Арбитражно-процессуального кодекса РФ существуют для определения подведомственности. Здесь прежде всего учитывается характер спорных правоотношений и субъекты рассматриваемого дела.

      Подведомственными арбитражным судам являются дела, относящиеся к экономическим спорам, которые возникают между такими субъектами, как юридические лица, в том числе предприниматели, не образовавшие юридического лица, находящиеся в статусе индивидуального предпринимателя.

      Подведомственность

      Спор является экономическим, если возникает на почве конкретного гражданского, административного, земельного, таможенного, налогового, финансового или другого правоотношения, а поводом является то или иное имущество или имущественные права, а также выполняемые работы или оказываемые услуги. Подведомственность дел имеет характер специальный относительно круга дел, которые рассматривает суд общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства.

      Полномочия арбитражного суда субъекта РФ распространяются только на те дела, которые непосредственно относятся к его подведомственности. Порядок искового производства получают и другие случаи, если они предусмотрены федеральными законами или Арбитражно-процессуальным кодексом, судом рассматриваются не только индивидуальные предприниматели и юридические лица, но и организации, и отдельные граждане.

      Арбитражный суд в субъектах РФ

      Основным звеном в системе стали арбитражные суды субъектов, первая ступень. Субъектами являются автономные округа и области, города федерального значения, республики, края, области. Один арбитражный суд может действовать на территории сразу нескольких субъектов, и создаются они посредством федерального закона.

      Расстояния между городами и весями РФ очень велики, что создаёт многие трудности в реализации своего права на защиту в суде для участников судопроизводства. Поэтому образование постоянных судебных присутствий на местах, вне основного местоположения арбитражного суда, но наделённых теми же полномочиями, было очень целесообразным.

      В структуре арбитражного суда каждого субъекта РФ работает президиум с судебной коллегией, которая рассматривает споры, возникающие из правоотношений гражданских и других, а также вторая судебная коллегия, рассматривающая споры в административных правоотношениях.

      В его президиуме — председатель, заместители, председатели составов суда и судьи (которые утверждены на пленуме Высшего арбитражного суда и работают в президиуме только два года, далее могут быть переназначены вновь). Полномочия арбитражных судов субъектов были перечислены выше.

      Окружные арбитражные суды проверяют как кассационная инстанция законность судебных решений, уже вступивших в силу в субъектах РФ и апелляционных судах. Полномочия арбитражного суда округа установлены федеральными законами. Также окружные суды могут действовать в первой инстанции, если рассматривают заявления о компенсации нарушений прав судопроизводства в определённые сроки или нарушений прав исполнения судебных решений.

      В арбитражные суды округа входят президиум и две судебные коллегии, рассматривающие споры гражданских или других и административных правоотношений. Состав, структура, полномочия арбитражных судов округа, а также их деятельность определяются специальной главой федерального закона.

      Примечание

      Среди многих других есть и полномочие на признание (или непризнание) решений иностранных судов относительно споров, возникших во время совершения предпринимательской деятельности. Помимо этого, проверками судебных решений занимаются и арбитражные апелляционные суды.

      Полномочия, порядок образования и деятельность их весьма схожи с таковыми у окружных судов. Они таким же образом вершат административное судопроизводство, возникшее из административных или других экономических споров относительно предпринимательских мероприятий.

      Высший арбитражный суд

      Полномочия этого судебного органа весьма широки. С его помощью разрешаются экономические споры и многие другие дела в пределах установленных Конституцией компетенций. Здесь осуществляются предусмотренные федеральными законами процессуальные формы судебного надзора относительно деятельности нижестоящих арбитражных судов, здесь разъясняются вопросы судебной практики.

      Всю судебную систему возглавляет Высший арбитражный суд. Состав, полномочия его определены Конституцией РФ. В составе — являющиеся проверяющими судами федеральные окружные арбитражные суды (всего десять), а также все республиканские, краевые, областные и тому подобные арбитражные суды.

      Здесь рассматриваются дела определённого плана. В качестве суда первой инстанции Высший арбитражный суд может признавать недействительными ненормативные акты президента, палат парламента, Правительства РФ, которые не соответствуют Конституции и законам, нарушают интересы и права организаций и отдельных граждан; рассматривает экономические споры между РФ и её субъектом, а также и тяжбы между отдельными субъектами.

      Как орган надзорный Высший арбитражный суд наблюдает и выносит решения относительно протестов на вступившие в силу решения арбитражных судов и относительно открывшихся новых обстоятельств по принятым им и вступившим в силу судебным актам. Имеет право законодательной инициативы не только Верховный Суд России, но и Высший арбитражный суд. Структура, полномочия определяются законами Конституции РФ.

      Предпринимателям

      В арбитражных судах рассматриваются порядком особого производства различные дела о фактах, имеющих значение для создания, изменения и прекращения права граждан и организаций в предпринимательской сфере и другой экономической деятельности. Например, оспаривание правовых актов, касающихся налогообложения, валютного контроля и регулирования, а также таможенного регулирования, контроля за экспортом, прав патентных и на селекционные достижения, топологии микросхем, ноу-хау, антимонопольного регулирования, а также деятельности банковской, аудиторской, страховой, оценочной.

      Здесь же можно продолжать этот список достаточно долго, поскольку арбитражные суды дела рассматривают самые разнообразные — от использования энергии атома и финансирования терроризма до касающихся долевого строительства или регулирования цен ЖКХ. В арбитражном суде предприниматель может оспорить ненормативные правовые акты, решения и действия, которые касаются его личных прав и законных интересов, то есть привлечь к ответственности государственные органы любой ступени — как местные, так и федеральные.

      Состав ВАС РФ следующий: пленум, президиум и две судебных коллегии — по спорам гражданских и административных отношений. Это верхняя ступень судебной системы. Далее федеральные окружные арбитражные суды, которые в кассационной инстанции проверяют законность уже вступивших в силу решений судов в субъектах РФ. Остальные их функции были перечислены выше. Апелляционные арбитражные суды — второй уровень системы. Здесь проверяют обоснованность и законность ещё не вступивших в силу судебных решений в субъектах РФ. Они также функционируют в составе президиума и двух судебных коллегий — по гражданским и административным правоотношениям.

      А в первой инстанции все подведомственные дела рассматривает арбитражный суд определённого субъекта РФ, кроме тех дел, которые находятся в компетенции Высшего арбитражного суда. На первом уровне находится 81 учреждение, имеющее к тому же в отдалённых местах собственные и наделённые полномочиями судебные присутствия. Структура таких учреждений определяется выполняемыми функциями и объёмом работы. Процесс судебных тяжб достаточно длителен и трудоёмок, здесь необходимы специальные знания и навыки. А вот структуру судебных органов необходимо знать, чтобы каждый предприниматель чётко определял свои возможности обжалования решений первой инстанции.

      Устройство арбитражного суда

      Внутренней структурой являются:

      1. Пленум Высшего арбитражного суда.

      3. Судебная коллегия по гражданским и иным спорам.

      4. Судебная коллегия, рассматривающая административные споры.

      У каждого учреждения имеется собственный аппарат, осуществляющий приём входящих документов, помощь судьям в подготовке дел к заседаниям, удостоверение копий актов, а также и их выдачу, проверку оплаты государственной пошлины, рассылку документов и многие другие обязанности. Во внутренней структуре арбитражного суда присутствуют канцелярия, экспедиция, судебные отделения (для судей, помощников, специалистов, секретарей), судебные составы с председателями, отдел приставов и многое другое.