Содержание:

Виды налогов и сборов в РФ

В РФ существуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в данной статье.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор (с июля 2015г.)

Страховые взносы (с 2017 г.)

Подпишись на рассылку «Ваш налоговый консультант» и получи подарок и доступ к закрытым разделам сайта.

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

Налог является обязательным индивидуальным платежом, взимание которого может производиться как с организации, так и с физического лица путем отчуждения денежных средств, которые являются их собственностью, находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Осуществление данной процедуры необходимо для того, чтобы обеспечить финансами деятельность государства и (или) муниципального образования.

Группы взносов

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • прямого и косвенного характера;
  • федерального, регионального, муниципального и местного значения;
  • только для юридических или физических лиц;
  • в отношении товара или услуги, дохода, прибыли и других объектов налогообложения;
  • общие и специальные.
  • Главная цель общих налоговых платежей — это пополнение государственного или местного бюджета вне зависимости от какого-либо определенного вида расходов. Задачей же специальных является обеспечение конкретной цели: социальные нужды, дорожный фонд, транспортный налог и т. д.

    Прямой налог зависит непосредственно от результата, который дает финансово-хозяйственная деятельность. Между такими взносами и платежеспособностью можно отметить прямую пропорциональность. Косвенный же — это надбавка к цене. На его величину влияет добавленная стоимость и оборот товара.

    Сборы, взимаемые с физических лиц

    В зависимости от взимающего и использующего их органа они бывают:

    Рассмотрим подробнее примеры таких платежей.

    Подоходный налог с физического лица (НДФЛ)

    Федеральный платеж. Его можно смело отнести к основному сбору, который физическое лицо должно уплачивать с любого вида полученного им в течение года дохода.

    Заработную плату работник получает уже с учетом удержанного сбора (обязанность по его уплате возлагается на работодателя). Если гражданин в течение года выполнял другие трудовые и приравненные к ним обязанности где-то в другой организации, не имеющей отношения к основному месту работы, то он должен подать в налоговую инспекцию соответствующую декларацию.

    К плательщикам относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если в течение 1 календарного года человек провел более 183 дней в РФ, то он должен оплатить налог в соответствии с любым источником дохода вне зависимости от пределов государства, а если менее 183 дней, то только с дохода, полученного в России.

    Начисление налога осуществляет налоговый орган в соответствии с поданными декларациями. Внесение авансовых платежей производится до 15 мая, 15 августа и 15 ноября в виде равных долей от 75% суммы налогового обязательства (основанием является предоставленная декларация).

    Произвести доплату за отчетный период (год) необходимо в течение 1 месяца с того момента, как было получено платежное извещение от государственного органа.

    Налог на имущество граждан

    Относится к категории местных. Объектом является: жилье (дом, квартира), любая постройка (сарай, мастерская, навес), моторная лодка, вертолет, самолет и какие-либо другие транспортные средства (кроме автомобиля, мотоцикла и т. п.).

    Оплата производится 1 раз в год в соответствии с оценочными данными бюро, производящего техническую инвентаризацию. Начисление платежа на какое-либо строение производится следующим образом: инвентаризационная стоимость * 0,1%, а если инвентаризационная оценка не осуществлялась, то при расчете учитывается сумма обязательной государственной страховки. Оплачивать сумму можно в равных частях: до 15 сентября и до 15 ноября.

    Транспортный налог

    Плательщиком автомобильного сбора (один из видов региональных платежей) является любой человек, в собственности которого имеется автомобиль, мотоцикл, автобус или любая другая самоходная машина, обутая в шины.

    Посчитать взнос может и сам налогоплательщик: для этого понадобится мощность двигателя и минимальный размер оплаты труда в отношении единицы мощности. Оплачивать его следует ежегодно перед прохождением техосмотра.

    Налог на дарение

    Объектом налогообложения является любое подаренное или унаследованное имущество. Если имеет место процедура наследования, то оплачивать сбор нужно только в том случае, если стоимость имущества больше, чем 850 МРОТ (минимальная месячная оплата труда), а если дарения, то если цена больше 80 МРОТ.

    Обязанность по уплате ложится на гражданина, наследующего или принимающего в дар то или иное имущество.

    Земельный налог

    Объектом налогообложения может быть: сельскохозяйственное угодье, земельный участок, предоставленный гражданину для того, чтобы он мог завести личное подсобное хозяйство, садоводческий кооператив или земля, необходимая для строительства жилья, гаража или дачи.

    На сумму земельного сбора влияет площадь участка и утвержденная ставка. Для сельскохозяйственного участка предусматривается ставка от 0,1 до 2%, а для земли, на которой построено жилье — 3% или не менее 60 руб. за 1 кв.м.

    Всю сумму платежа можно разделить на 2 части и оплатить до 15 сентября и до 15 ноября.

    Сборы для ИП

    Для предпринимателя предусмотрено несколько видов систем налогообложения — ОСНО, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН. Самая большая популярность досталась упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Каждый из этих видов таит в себе ряд достоинств, способных снизить налоговую нагрузку предпринимателя, а также упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.

    Каждый вид налогообложения отличается от другого сроками уплаты, формами отчетности и прочими особенностями. Для выбора оптимального вида, подходящего тому или иному предпринимателю, нужно тщательно оценить будущую деятельность, а также рассчитать примерную величину дохода и расхода.

    Для того чтобы применять УСН, предприниматель должен соблюдать ограничение, касающееся численности принятых работников. Дополнительными требованиями являются остаточная стоимость основных средств и величина дохода. В качестве объекта налогообложения можно использовать как доход (6% — налоговая ставка), так и разницу между доходом и расходом (15%).

    Переход можно осуществить с 1 января любого года, а вновь зарегистрированному предпринимателю разрешено сразу применять УСН (если он подал заявление в течение 30 дней).

    Здесь расчет отталкивается не от реального дохода бизнесмена, а от предполагаемого. В Налоговом кодексе РФ приведен полный перечень видов деятельности, на которые распространяет свое действие ЕНВД.

    Если бизнесмен занимается сразу несколькими видами, то ему необходимо обеспечить ведение раздельного учета в отношении имущества, обязательств и направлений деятельности. Ведение раздельного учета необходимо и в том случае, если «вменёнка» совмещается с другим видом налогообложения.

    Индивидуальные предприниматели, для которых свойственен большой оборот денежной массы, должны пользоваться основной системой налогообложения, которая одновременно таит в себе и сложность, и гибкость.

    Большинство ИП, применяющих ОСН, обязаны уплачивать в бюджет налог на доход физического лица, НДС и страховые взносы в ряд государственных внебюджетных фондов. Любой другой вид сбора подлежит оплате, если имеет место быть объект налогообложения.

    Если предприниматель занимается теми видами деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, то он вправе полностью перейти на нее или использовать параллельно с другой системой.

    Налоговым периодом является 1 календарный год, а если применение патента осуществлялось менее 12 месяцев, то сумма платежа меняется в зависимости от срока его использования.

    Страховые взносы

    Кроме того, ИП оплачивает фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. Если доход равен менее, чем 300 тыс. руб. в год, то расчет платежа следует производить следующим образом:

    ПФР=МРОТ*СТ*КМ, где

    • МРОТ — величина минимального размера оплаты труда (для 2016 года — 6204 руб.; хотя с 1 июля сумма увеличилась до 7500 рублей, расчет идет по старому показателю);
    • СТ — размер страхового тарифа (26%);
    • КМ — календарные месяцы.
    • ПФР=6204*0,26*12 = 19356,48 руб.

      Величина взноса, подлежащего уплате в ФФОМС в 2016 году, при сумме дохода менее 300 тыс. руб.:

      ФФОМС = МРОТ*СТ*КМ (ставка тарифа — 5,1%). ФФОМС = 6204*0,051*12 = 3796,85 руб.

      В общем, сумма общего фиксированного взноса (ОФВ) для ИП в 2016 году при доходе менее 300 тыс. руб. равняется:

    • ОФВ = ПФР+ФФОМС = 19356,48+3796,85 = 23153,33 руб.
    • Если сумма дохода превышает 300 тыс. руб за год, то кроме суммы ОФВ должен оплачиваться взнос в ПФР — 1% от суммы, превысившей доход 300 тыс. руб.

      Подробно о том, какой вид системы налогообложения лучше всего выбрать, вы узнаете из следующего видео:

      Сборы для ООО

      В качестве основных налоговых режимов ООО можно выделить:

      Общая система налогообложения предполагает оплату:

    • налога на прибыль организации (20%);
    • налога на имущество фирмы;
    • НДС;
    • «зарплатных» сборов за работников (НДФЛ, страховых взносов, взносов на страхование от несчастного случая и профессионального заболевания).
    • ЕНВД, как режим налогообложения, создает некоторые преимущества для организаций — освобождает от уплаты некоторых сборов. При начислении данного платежа учитывается не реальный, а предполагаемый (вмененный) доход, установление которого производится индивидуально для того или иного вида деятельности. Оплачивать его следует в конце квартала. При этом обязанность по оплате «зарплатных» взносов с компании не снимается.

      УСН — это налоговый режим, предусмотренный для организаций, относящихся к малому бизнесу. Применение «упрощенки» несомненно имеет ряд преимуществ:

    • нет необходимости уплачивать налог на прибыль, на имущество и НДС;
    • значительно уменьшается отчетность;
    • имеют место быть некоторые налоговые льготы.
    • Чтобы перейти на данный налоговый режим, нужно подать заявление до 31 декабря. Объектом налогообложения является доход или доход, уменьшенный на расход.

      ООО также имеет право перейти на применение ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога). Для этого нужно просто подать заявление в налоговую инспекцию в период с 20.10 по 20.12 любого года.

      Расчет суммы ЕСХН производится в соответствии со следующей формулой:

      Авансовый платеж в соответствии с данной системой налогообложения необходимо произвести до 25 июля, а окончательный расчет — до 31 марта следующего года.

      Прочие сборы

      Прочими видами являются:

    • экологический платеж;
    • сборы лицензионного характера.

    Экологическими налогами считаются платежи за пользование восполняемыми природными ресурсами. В качестве основных можно выделить землю и воду:

  • Оплачивать водный налог обязаны любые организации или физические лица, осуществляющее водопользование. Объект налогообложения — это забор воды из водного объекта или пользование его акваторией. Оплачивать данный взнос нужно ежеквартально. Налоговая ставка устанавливается в зависимости от бассейна реки, озера, моря и экономического уровня района.
  • Объект налогообложения для земельного налога — это земельный участок, являющийся составной частью муниципального образования, территория которого предусматривает уплату этого платежа. Налоговой базой признают кадастровую стоимость земельного участка, а оплата начисленной суммы должна производиться 1 раз в год. Размер налоговой ставки варьируется от 0,3% до 1,5%.
  • Также существуют: сбор за использование объектов животного мира, за пользование водными биологическими ресурсами и нормативная плата за выброс в атмосферу веществ загрязняющего характера.

    Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

    nalogovyy_kodeks.jpg

    Похожие публикации

    Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

    Виды налогов в РФ

    Федеральные налоги и сборы

    Сборы за пользование объектами животного мира

    Спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты)

    Платежи во внебюджетные фонды (условно — подробнее ниже)

    Региональные налоги и сборы

    Местные налоги и сборы

    Федеральные налоги

    Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

    Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

    Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

    Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

    Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

    Региональные и местные налоги

    Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

    Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

    Виды налогов для ИП

    Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

    По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

    Виды налогов и сборов в РФ и их классификация

    Виды налогов и сборов в РФ и их класификация довольно сложны, поэтому в настоящее время в нашей стране они являются предметом отдельной дисциплины, ответственной за правовые основы и аргументацию каждой из введенных такс. Главный документ, регламентирующий эту сферу, – Налоговый кодекс. Из года в год к нему вводят новые дополнения, делающие (в идеале) систему более совершенной. На практике виды налоговых сборов в РФ столь разнообразны, что обыватели не имеют представления обо всех существующих категориях. Детально разбираются в этом только юристы, а также те, кто по роду своей деятельности сталкиваются с необходимостью ориентироваться в указанной сфере.

    Многообразие и формы: что есть?

    Установленные НК РФ виды налогов и сборов делятся на следующие категории:

    Выше некуда

    Все основные нормативы по уплате такс в нашей стране регламентированы введенными в силу законами, действующими на территории всего государства. Такие виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, распространяются на все части державы (исключений нет). Практика уплаты, правила, особенности – все это установлено в нормативных актах федерального уровня.

    Специфические категории этой группы такс могут быть скорректированы на региональном уровне. Таковая возможность прописывается в действующих нормах права. Корректируемые виды налогов и сборов по законодательству РФ могут меняться в аспекте величины ставки. От этого напрямую зависит та сумма, которую регион направит в госбюджет. Федеральные налоги регламентируются соответствующими нормативными актами, где указано, на каких основаниях и какого размера допускается ввести ослабления. Типичный пример корректируемых основных видов налогов и сборов в РФ – это такса на прибыль, уплачиваемая юрлицом.

    Работаем с умом: уплата положенного

    Рассматривая и анализируя основные виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием суммы, взимаемые с полученной юрлицом прибыли. Уплачивать эту подать должны все те, кто зарегистрирован в качестве организации, будь то отечественное лицо или иностранное. Основное условие для уплаты таксы – наличие финисточника в пределах нашей державы.

    Четко регламентированная действующая налоговая система РФ, виды налогов и сборов в рамках которой установлены достаточно детально (хотя многие специалисты считают, что ряд формулировок недопустимо спорный), устанавливает, что налоги на прибыль снимаются с той суммы, которую можно причислить к этой категории. Ее должны получать лица, по закону принадлежащие к группам, на которые можно возложить обязанность уплаты таксы. При этом важно соблюдать 25-ю главу НК, которая имеет наивысшую силу в аспекте регламентации обложения юрлиц налогами в пределах России.

    Сколько заплатить?

    Так как основные виды налоговых сборов в РФ включают таксы на прибыль, требуемые властью по этому аспекту финансовые суммы для многих – исключительно важная информация. Нормативные акты устанавливают, что необходимо на общих основаниях заплатить одну пятую. Два процента от прибыли придется направить в бюджет державы, а прочие суммы предназначены для отдельных субъектов, на территории которых зарегистрированы юрлица.

    Установленные в РФ виды налогов и сборов регламентируют, что ряд категорий имеет право на снижение указанной величины. Для льготных лиц можно сократить сумму до 13,5 %, но еще ниже опускать недопустимо. Для предоставления такого послабления заинтересованная организация обязана выполнить установленные законодательством требования и условия, в том числе по подаче документации положенной формы в ответственные госинстанции.

    Специальные случаи

    284-я статья упомянутой выше главы основного документа, устанавливающего в нашей державе налоговые правила, четко указывает, в каких конкретных случаях можно использовать специальные показатели ставок для начисления такс, положенных к взиманию с юрлиц. Расчет ведется на один год по календарю, а отчётность необходимо предоставлять в ответственные за это инстанции после первых 4, 6, 9 месяцев.

    Установленные в РФ виды налогов и сборов, взимаемых с полученной юрлицом финансовой выгоды, должны вычисляться по результатам авансов, итоговой информации по периоду, описываемому отчетностью. В ряде случаев могут допускаться иные подходы, но это обговаривается в индивидуальном порядке и должно соответствовать нормативным актам. Лицо, на которое возложена обязанность уплатить таксу, определяет, насколько велики авансы, и анализирует при этом как показатели прибыли, так и применяемые для него ставки. Итог считают в виде нарастающего значения. Старт – когда год только начинается. Завершающий день – последний для этапа, за который необходимо отчитаться и по которому предстоит рассчитаться. По авансам необходимо все заплатить до 28 числа следующего месяца, а за год последняя дата расчёта – 28 марта следующего периода.

    Рассматривая виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием эту таксу – одну из основополагающих для наполнения бюджетов разных уровней. По закону обязательства по перечислению денег возложены на ИП, юрлиц, а также тех, кто перевозит товары через границу, контактирует с таможней и подпадает под условия, по которым признают обязанными к уплате. Для регулировки последнего пункта необходимо применять нормативы, декларированные основными законами таможни.

    Некоторые лица могут платить таксы в уменьшенном варианте. Действующие в настоящее время правовые акты также допускают полное освобождение от обязательств по уплатам этого вида налогов и сборов в РФ. Официальный термин, применимый к такой ситуации, – освобождение. Таковое распространятся на тех, кто за три месяца (по календарю) суммарно получил прибылью два миллиона и меньше. В эту величину включается потенциальный налог. Для расчета анализируются суммы, полученные в ходе оказания услуг, продажи товаров. В равной степени правило распространяется и на ИП, и на других юрлиц.

    С чего платить?

    Как и прочие основные виды налогов и сборов в РФ, НДС достаточно четко, детально регламентирован правовыми нормативами, введенными действующими кодексами. В частности, указано, что подать придется перечислить при оказании услуг, реализации товаров, исполнении работ, за которые исполнитель (продавец) получил финансовое вознаграждение. Чтобы рассчитать, какую сумму нужно заплатить, следует исследовать средние по рынку цены на сходные позиции и на их основании подсчитать, как много мог бы получить тот, на кого возложены обязательства уплатить таксу.

    Действующие виды налогов и сборов в РФ предполагают начисление НДС, если некоторое юрлицо занималось стройкой, монтажом, причём результат такой деятельности предусмотрен для использования самим этим субъектом. Также оплата возложена на тех, кто перевозит товары через госграницу, контактируя при этом с таможней.

    А когда не надо?

    Освобождение возможно при соответствии ряду условий. Законы устанавливают список операций, за которые не требуется предусматривать отчисления в адрес бюджета. Сюда входят, к примеру, продажа доли или цельного участка земли, а также заключение концессионной сделки на некоторые права либо объекты. Важно, чтобы сделка осуществлялась в соответствии с законами нашей державы. Некоторые специальные случаи освобождения от НДС указаны в двадцать первой главе кодекса, регламентирующего таксы в адрес власти. Этому посвящены статьи под номерами 146, 149.

    Освобождение распространяется на операции, предполагающие обращение валюты. Правило действует применительно и к отечественной, и к иностранной. Также не нужно платить НДС, если юрлицо специализируется на финуслугах, предлагая определенным группам клиентов деньги в долг. Упрощенная стратегия взимания налога действует на процесс передачи некоторого имущества, если его можно признать инвестицией. Это касается уставных капиталов, в которые желающие могут вложить то, чем они располагают, а также процесса передачи имущества, необходимого для ведения деятельности несколькими лицами одновременно. Если инвестиции возвращаются, при этом сумма совпадает с той, которая была передана изначально в адрес предприятия, организации, тогда уплаты налога тоже не требуется. На весь «навар» придется заплатить положенные по закону проценты.

    Налоговая база

    Для НДС к таковой необходимо отнести суммы, полученные в качестве прибыли при продаже товаров, оказании услуг, исполнении работ. Сюда же причисляются величины, на которые предприятие оказалось в плюсе, передав права на имущество. Учитываются все без исключения доходы лица, на которого законом возложены обязательства по уплате налога. Также НДС положено перечислить бюджету, если происходит передача прав на имущество, полученное в финансовом и натуральном выражении. Это правило распространяется на ценные бумаги. Если налогообложение предполагает операции по ввозу иностранных товаров, тогда в качестве налоговой базы будут использованы стоимость (с точки зрения НК), пошлины, перечисляемые в адрес таможни, акцизы.

    Сколько платить?

    Действующее законодательство достаточно четко регламентирует, какие величины необходимо перечислить в тот или иной бюджет, если юрлицо обязано заплатить НДС. В частности, если это лицо подпадает под первый пункт главного налогового закона нашей державы (речь идет о 21-й главе 164-й статьи), тогда сумма исчисляется и вовсе нулем процентов. Десять процентов придется уплатить тем, кто работает с перечисленными во втором пункте той же части основополагающего нормативного акта спецификациями. На все прочие позиции НДС установлен в размере 18 %, о чем гласит третий пункт упомянутого документа.

    При расчете сумм, положенных к уплате по программе налогообложения, нужно помнить, что в качестве периода берется четырехмесячный временной промежуток. Рассчитанные величины необходимо перечислить в адрес ответственных за это государственных инстанций до 20 числа того месяца, который следует сразу за промежутком, применительно к которому производился расчет.

    Акцизы: о чем идет речь

    К этой категории причисляют такие налоги и сборы, обязательства по уплате которых возложены на специфические группы юрлиц, занимающихся перевозкой товаров через таможню. При этом границами считаются не федеральные, а установленные для специального содружества нескольких государств. Были введены специфические законы, регламентирующие эту сферу. Особенное внимание деятельности таможни уделено как в общем законодательстве нашей державы, так и в специальном кодексе. Кроме того, есть дисциплина, ответственная за правильное ведение деятельности, – таможенное дело. Ее нормативам необходимо подчинять как исчисление, взимание такс, пошлин, так и особенности, собственно, перевозок.

    Акциз – налоговое бремя, возложенное только на строго определенные группы продукции. В частности, это спирт, а также продукты, в которых концентрация этого соединения превышает 9 %. Сюда же причисляют разнообразные алкогольные изделия, в том числе на пивной основе, и все те, в которых доля спирта превышает полтора процента. Акцизы предусмотрены для табака и сопряженных с ним товаров, машин, двигатель которых мощнее 112,5 кВт. Подакцизными являются топливо, бензин и некоторые иные группы продуктов. Все они достаточно четко и понятно перечислены в НК. Регламентированием этой сферы занимается глава 22 статьи 181.

    Объекты и ставки

    В качестве объекта налогообложения применительно к акцизным пошлинам выступают лица, которые продают в пределах нашей державы товары, перечисленные в НК. Этот же документ регламентирует налоговую базу. Точную, актуальную в настоящий момент информацию можно извлечь из статей с 187 по 191 упомянутой ранее двадцать второй главы. Данные время от времени меняются в силу обновления законодательных нормативов. В частности, достаточно часто повышаются налоговые ставки, о чем можно узнать из специализированных новостных источников.

    Величина действующих в настоящий день ставок в НК указана в главе 26 ст. 193. В следующей за ней статье даны перечисления правил, в соответствии с которыми вычисляют значение пошлины, а том числе авансовой составляющей.

    Водный налог

    Эту таксу должны уплатить те, кто добился для себя возможности пользоваться водными ресурсами по особым правилам. Ситуация распространяется на забор ресурса, использование акваторий, а также применение территории для гидроэнергетических целей, сплава дерева. О том, каковы ставки для этой категории пошлин нашей державы, рассказывает НК в главе 25. Подробно вопрос рассматривается двенадцатой частью статьи 333. Если юрлицо перебрало установленный для него лимит, придется заплатить налог в увеличенном количестве – ставка возрастает в пять раз.

    Виды налогов и сборов в России

    Какие налоги мы платим и какие существуют налоги? В январе 1992 года в России была введена единая система уплаты налогов и с тех пор она постоянно совершенствовалась и адаптировалась к федеративному устройству государства. На сегодняшний день Налоговый Кодекс РФ сгруппировал все налоги по их принадлежности к соответствующему уровню управления, что позволяет любому налогоплательщику легко ориентироваться в налоговом законодательстве.

    Знать все виды системы налогообложения и дополнительных сборов необходимо не только тем, кто планирует уплату налоговых платежей со своей предпринимательской деятельности, так же эта информация будет полезна тем, кто только начинает разрабатывать бизнес-план.

    Виды налоговых сборов

    В соответствии с НК РФ имеются следующие виды сборов и налогов:

  • налоги, собираемые в федеральный бюджет;
  • налоги, идущие в региональный бюджет;
  • налоги, идущие в местный бюджет.
  • Какое-либо другое налогообложение, которое не регулируется действующим НК, устанавливаться не может. Это указано в статье 12 Налогового Кодекса. Федеральное налогообложение регулируется НК РФ, и никто не должен платить налоги и сборы, которые не установлены законодательством.

    Налоговый Кодекс четко определяет список региональных, федеральных и местных налоговых сборов.

    Федеральное налогообложение:

  • налог на добавочную стоимость;
  • налог на водные ресурсы;
  • налоги на использование объектов животного и водного мира РФ;
  • сборы с наследуемого имущества и имущества полученного в дар;
  • налог на выработку полезных ископаемых;
  • налог на полученную прибыль предприятий;
  • акцизные сборы;
  • социальный налог;
  • сборы на прибыль физических субъектов;
  • государственная пошлина.
  • Местное налогообложение:

  • налоговый сбор, собираемый с физических лиц на имущество;
  • налог на владение землей.
  • Региональное налогообложение:

  • налог на собственность компаний;
  • налог на транспорт;
  • налог на бизнес в сфере игровой индустрии.
  • В 2017 году в Налоговый кодекс был добавлен новый вид налогов – страховые взносы.

    Специальные режимы уплаты налогов

    На сегодняшний день на территории России действуют специальные режимы уплаты налогов. Они разработаны для регулирования порядка налогообложения некоторых отдельных субъектов предпринимательской деятельности и предоставления возможности освобождения от уплаты налоговых сборов (ст. 13, 14, 15 НК РФ).

    К специальным режимам уплаты налогов относится следующее:

  • упрощенная система уплаты налогов;
  • единый налог на ведение деятельности в сфере сельского хозяйства;
  • единый налоговый сбор на вмененную прибыль;
  • система уплаты сборов при выполнении соглашений о делении продукции;
  • патентная система уплаты налоговых сборов.
  • В соответствии с Налоговым Кодексом таможенная пошлина исключена из списка специальных режимов уплаты налогов в 2004 году, хотя до внесения поправок она там фигурировала.

    Порядок уплаты налогов

    Для каждого вида налогообложения законодательство предусмотрело свои сроки уплаты налогов. Но, не смотря на это, некоторые региональные органы самоуправления самостоятельно устанавливают ставки и период уплаты сборов. За основу назначения размера и срока выплаты налоговой суммы берутся общие правила НК РФ.

    Предприятия и юридические лица самостоятельно занимаются расчетом налоговых сборов. Сроки сдачи отчетной документации в налоговую инспекцию устанавливаются персонально для каждого субъекта предпринимательской деятельности. Однако, в том случае, если расчетом налоговых сборов занимаются представители налоговой инспекции, то время, отведенное на уплату налогов, не может превышать одного календарного месяца.

    В некоторых случаях налоговые сборы могут быть выплачены в виде авансовых взносов. Это подразумевает под собой постепенную предварительную выплату налоговой суммы, которая осуществляется в течение всего отчетного периода. Если же юридическое лицо использует в качестве уплаты налогов авансы, то привлечь его к ответственности за уклонение от неуплаты авансовых взносов нельзя.

    Оплату налогов можно осуществить как наличным, так и безналичным платежом. Оплата проводится через расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности в банке. Если же требуется выполнить оплату налоговых сборов физическому лицу, то он может сделать это через почтовые отделения и кассы администраций.

    Каждому предпринимателю очень важно помнить, что при ведении своего бизнеса на него ложиться ответственность социального характера, которую он несет перед государственными органами, контролирующими уплату налогов в бюджет. Этими органами является налоговая инспекция и в том случае, если предприятие нарушило порядок уплаты налогов и сборов, к нему могут быть применены штрафы. Поэтому, для того чтобы избежать каких-либо неприятностей, вне зависимости от вида налогообложения очень важно соблюдать порядок оплаты налоговых сборов.

    Виды налогов

    2. Налоги с физических лиц

    3. Налоги с юридических лиц

    4. Налог на добавленную стоимость. Акцизы

    На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

    В данной работе мы рассмотрим виды налогов, которые действуют в России и по всему миру, их сущность и порядок расчета.

    Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

    • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

    • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

    • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

    • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

    • по целевому назначению налога (общие, специальные).

    Рассмотрим прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

    Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности; получения прибыли.

    Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

    Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

    Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

    1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.

    2. Налог на прибыль корпораций. И объект и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

    3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

    4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражений. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

    5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

    6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

    7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

    а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;

    б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

    В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

    8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

    9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

    10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы, производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

    Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 30% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

    При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом. Воспользуемся известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения. Построенная применительно к данной ситуации кривая показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов более равным, чем распределение до вычета налога.

    Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

    Шкалы, построенные по принципу сложной прогрессии, наиболее распространены в настоящее время. Так, по сложной прогрессивной шкале в нашей стране взимается налог на доходы физических лиц.

    Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

    Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

    В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

    Количество уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного развития страны, а также от местной специфики.

    Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

    В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.п.).

    В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.

    Налоговое обложение физических лиц, граждан представляет самостоятельную социально-экономическую проблему. Уже один вопрос о том, в какой мере распределять налоговое бремя между юридическими лицами, предприятиями, с одной стороны, и физическими лицами, гражданами, с другой стороны, заведомо не находит простого решения. Любое смещение налогов в пользу одной из сторон наносит финансовый ущерб другой стороне. Более того, для гражданина, являющегося работником предприятия, перенесение его индивидуального налога в налог предприятия означает лишь перемену кармана, из которого у человека забирают деньги. К сожалению, слишком многие люди этого не понимают, волнуясь лишь по поводу лично уплачиваемого налога.

    Второй вопрос состоит в том, что должно быть объектом налогообложения физических лиц. Возможны разные подходы к решению этой проблемы.

    Один из них состоит в налогообложении благ, которыми пользуются люди, приобретая товары и услуги у государства. Получающие большую выгоду от товаров и услуг, предлагаемых государством, должны платить более высокие налоги, что дает возможность финансировать создание таких благ. Однако поскольку речь идет об общественных благах (например, услуги муниципальной школы или детского сада), которыми граждане пользуются бесплатно или за весьма умеренную плату, взимание налога за пользование благом означало бы отказ от самой идеи предоставления благ более нуждающимся слоям населения и подорвало бы на корню идею безвозмездных благ.

    Качественно иной подход заложен в идее налогообложения в зависимости от уровня платежеспособности индивидуума, семьи, домохозяйства. Здесь срабатывает другой принцип: «чем больше возможностей уплачивать налог имеет налогоплательщик, тем больше должен быть устанавливаемый ему налог». Возможности уплаты гражданами налогов зависят от ряда факторов: имущественного ценза, накопленных денежных средств, реальных доходов, перспектив получения новых доходов. Из перечисленных параметров наиболее просто фиксируются, устанавливаются денежные доходы физических лиц, поэтому они выбраны в качестве основного объекта налогообложения граждан. Соответствующий налог получил название подоходного.

    Значительное разнообразие видов доходов граждан порождает нелегкую задачу разделения их на отдельные позиции с тем, чтобы дифференцировать ставки налогообложения и видоизменять порядок начисления, взимания, декларирования доходов. Не вникая в частности, тонкости, детали обложения разных видов и форм денежных и материально-вещественных доходов различных физических лиц, ограничимся общим перечислением основных типов облагаемых налогом доходов:

    а) заработки, получаемые гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей, и приравненные к ним доходы;

    б) доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других видов работ не по месту основной работы;

    в) доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

    г) авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторов открытий, изобретений, промышленных образцов;

    д) доходы от предпринимательской деятельности и другие их виды, не связанные с осуществлением трудовых обязанностей;

    е) доходы граждан от ведения крестьянского хозяйства;

    ж) доходы, получаемые лицами из источников в стране, где они не имеют постоянного местожительства.

    Главное в налогообложении физических лиц — добиться обеспечения социальной справедливости. Перед налогами должны быть равны все — и Президент, и пенсионер, и предприниматель. Поэтому целесообразно ориентировать систему поддержки отдельных слоев населения не на многочисленные подоходные налоговые льготы, а на пенсии и пособия.

    Наряду с необходимостью уплаты налога с доходов в материально-вещественной форме граждане призваны платить налог на имущество, включая жилые дома, дачи, гаражи, нежилые постройки, уплачивать земельный налог и налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Характерно, что в налогооблагаемый доход граждан включаются их «валовые» доходы (за исключением выплат в пенсионный фонд), так что все налоги приходится платить с полной суммы дохода, без учета его уменьшения, обусловленного изъятиями из дохода в виде тех же налогов и платежей.

    С другой стороны, неотлаженность системы учета доходов и имущества физических лиц, наличие инфляции способны вносить существенные искажения в реально уплачиваемые гражданами суммы налогов. Например, в России при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость, что приводит к большим потерям доходов бюджета. Представляется целесообразным введение вместо налога на имущество физических и юридических лиц налога на недвижимость.

    Концентрация внимания на этой стороне налоговых, отношений обусловлена прежде всего тем, что налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. По удельному весу в формировании бюджетных доходов налог на прибыль предприятий занимает ведущее место; в 1995 году на его долю в консолидированном бюджете страны приходилась четверть всех доходов, а в 1999 году — примерно 15%.

    Кроме того, рассмотрение правил и порядка взимания налогов с предприятий позволит глубже, чем это было сделано ранее, вникнуть в схему распределения доходов предприятий, так как, налоги влияют на эту схему определяющим образом. Ведь около половины валового дохода российских предприятий, а то и больше поглощается налогами, платежами, отчислениями.

    На исходной стадии процесса распределения формируется валовой доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации произведенных предприятием продукции, товаров, услуг, продажи излишнего оборудования, имущества, а также поступлений от так называемых внереализационных операций, включая доходы от долевого участия в других предприятиях, от сдачи своего имущества в аренду, в виде дивидендов и процентов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

    Уже на этой стадии предприятие встречается с необходимостью платить налог на добавленную стоимость (НДС), если только оно не освобождено от этого налога. Подробнее НДС будет рассмотрен в следующем параграфе. Подчеркнем лишь, что НДС взыскивается не с полной суммы валового дохода, а только с так называемой добавленной предприятием стоимости, равной сумме дохода за вычетом затрат предприятия на приобретение материалов, полуфабрикатов со стороны.

    Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Согласно изображенной схеме вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

    Налог на прибыль предприятий относится к числу центральных, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Любое государство принуждает предприятия поделиться своим чистым доходом с обществом посредством передачи части дохода предприятия в общественную копилку — государственный бюджет. Заметим, что изымаемая доля дохода весьма значительна и составляла в разных странах ив разные периоды от 30 до 60% прибыли. В России ставка налога на прибыль по состоянию на 1999 год состояла из двух частей: 11% прибыли направлялось в республиканский бюджет РФ; до 19% (а по банкам — до 30%) по решению субъектов РФ — в соответствующие бюджеты. Таким образом, общая ставка налога составила 30%, а по банкам — до 38%.

    Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

    Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

    После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

    В настоящее время наиболее широко используемым и эффективным инструментом косвенного налогообложения является налог на добавленную стоимость (НДС). Впервые этот налог введен в 1954 году во Франции. НДС взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Австралии, США, Швеции. НДС в России стал определяющим налоговым источником как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета (в общем объеме доходов федерального бюджета в 1999 году на его долю приходилось около 32%).

    Добавленная стоимость — это стоимость, которую поставщик присоединяет к своему сырью или купленным изделиям перед тем, как продать новое улучшенное изделие или оказать услуги. Налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товара, то есть на каждой технологической стадии. НДС взимается последовательно со всех предприятий, участвующих в технологическом цикле выпуска продукции, в соответствии с добавляемой каждым из этих предприятий стоимостью, то есть долей, вносимой им в цену товара. В итоге бюджет получает доход в виде полного налога на всю стоимость товара.

    Раньше в СССР действовал налог с оборота. Он эффективно применялся в условиях государственного регулирования цен, установления фиксированных оптовых и розничных цен в стране. Особенностью этого налога было то, что он не включался в цену товара, а наоборот: сначала государство определяло уровни розничной и оптовой цены на товар, а затем получаемая между розничной и оптовой ценой разница изымалась в доход бюджета.

    НДС, как и акциз, схож с налогом с оборота в том смысле, что всю его тяжесть несет конечный потребитель. Фактически НДС — это налог не на предприятия, а на потребителя, так как при свободном ценообразовании в принципе ничто не мешает продавцам компенсировать налоговые потери за счёт роста цен. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога. Основная ставка НДС в России снижена с 28% в 1992 году до 20% в 1995 году и до 15% в 1999 году. В странах Европы она колеблется около 15%. Может применяться повышенная или пониженная ставка НДС, например, на детские или продовольственные товары, отдельные товары или услуги могут быть вообще освобождены от уплаты НДС. Особенностью НДС является и то, что это внутренний налог; при вывозе товара за границу его величина должна быть компенсирована покупателю.

    Акцизом называют разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, прямо включаемых в виде надбавки в цену или тариф. Акцизы включаются в цену продаваемой продукции и услуг, поэтому их конечными плательщиками выступают потребители. Диапазон действия акцизов невелик. Акцизом, как правило, облагаются такие товары, как табак, спиртные напитки, ювелирные изделия, деликатесы, легковые автомобили, бензин, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры. Подобные товары называют подакцизными. Ставки акцизов дифференцированы по товарным группам и видам товаров в широком диапазоне, от 10 до 90%, и могут периодически пересматриваться.

    Интересно отметить, что подоходные налоги и косвенные налоги (или, как их иногда называют, потребительские налоги) по-разному воздействуют на производство и на экономические процессы. НДС, акцизы, налог с оборота, то есть потребительские налоги, снижают «прогрессивность» налоговой системы и утяжеляют налоговое бремя на малоимущие слои. В то же время такие налоги могут выглядеть более «справедливыми» в сравнении с подоходными, которые при определенных условиях становятся тормозом сбережений и мотивации к труду, так как уменьшают доходы работников. Продуманное введение потребительских налогов улучшает состояние платежного баланса, повышает гибкость всей финансовой системы. Налоги на потребление повсеместно применяются в качестве основных в Западной Европе. Американцы, хотя много лет и дебатируют вопрос о переводе страны на НДС с точки зрения замены им налога на доходы корпораций, тем не менее до сих пор не решились на подобный переход. Одна из главных причин — необходимость глубокой организационно-технической подготовки, в противном случае неизбежен массовый недобор поступлений.

    Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются: по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные); по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц); по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); по целевому назначению налога (общие, специальные).

    Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы, производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

    Акциз представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

    1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 1998.

    2. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997.

    3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М., 1998.

    4. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.

    5. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.

    6. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие /Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.

    7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: «Дело», 1999.

    8. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.

    © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

    Контрольная работа по экономике