Отказ в возврате штрафа

Рассмотрено заявление ОАО «Красноярскгеология» о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия в возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа (дело №А74-19747/2017).

В обоснование требований заявитель указал, что исполненное им постановление о назначении административного штрафа в сумме 300 000 руб. было впоследствии признано судом незаконным в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 150 000 руб. (в связи с наличием предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для назначения штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ).

Отказывая заявителю в возврате суммы излишне уплаченного штрафа, Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия сослалось на ведомственный документ, в соответствии с которым возврат излишне уплаченных денежных средств осуществляется территориальными органами Росприроднадзора на основании судебных актов, определяющих суммы подлежащих возврату денежных средств.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.03.2018 заявление ОАО «Красноярскгеология» удовлетворено, отказ в возврате излишне уплаченного административного штрафа признан не соответствующим положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4. ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРОИЗВЕСТИ ВОЗВРАТ (ЗАЧЕТ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГА, СБОРА, ПЕНЕЙ И ШТРАФА

4.1. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных налогов на том основании, что к моменту подачи заявления о возврате (зачете) не проведена камеральная проверка декларации (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.2. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что у налогоплательщика проводится (или должна быть проведена) выездная проверка (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.3. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) сумм переплаты на том основании, что налогоплательщик не представил уточненную декларацию с указанием суммы налога к возврату из бюджета (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.4. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате сумм переплаты на том основании, что имеется задолженность, возможность взыскания которой утрачена (п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.5. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) на том основании, что уплата налога произведена через банк, у которого на момент платежа отсутствовали средства на корреспондентском счете (в некоторых случаях впоследствии была отозвана лицензия), если обязанность по уплате налога признана в судебном порядке исполненной (п. 3 ст. 45, п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)? >>>

4.1. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных налогов на том основании, что к моменту подачи заявления о возврате (зачете) не проведена камеральная проверка декларации (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

По вопросу исчисления срока на возврат (зачет) в случае подачи соответствующего заявления вместе с декларацией см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Согласно п. п. 4, 5, 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. В то же время камеральная проверка декларации (уточненной декларации) с суммой налога к возврату (уменьшению) проводится в трехмесячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, по каким основаниям, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе вернуть сумму переплаты. В частности, неясно, может ли инспекция отказать в возврате (зачете) переплаты, если на момент подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога камеральная проверка уточненной декларации с суммой налога к уменьшению или декларации с суммой налога к возврату еще не окончена.

Есть судебные акты, в которых сделан следующий вывод: налоговый орган не вправе отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что в отношении поданной декларации проводится камеральная проверка. Аналогичное мнение высказано в работах авторов.

В то же время есть постановление суда, согласно которому налоговый орган вправе отказать в возврате, если на момент подачи соответствующего заявления не окончена камеральная проверка уточненной декларации.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Налоговый орган не вправе отказать в возврате налога на том основании, что в отношении поданной декларации проводится камеральная проверка

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.12.2013 по делу N А57-3806/2013

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога проведение камеральной налоговой проверки. Право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2009 по делу N А55-12407/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А26-2386/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 по делу N А26-2387/2008

Консультация эксперта, 2011

Статья: Челночный бег за налоговой переплатой (Сахарова Д., Виноградова А.) (“Расчет”, 2009, N 7)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу N А56-48816/2010

Суд признал недействительным отказ инспекции в проведении зачета до окончания камеральной проверки и указал: необходимость проведения камеральной проверки сама по себе не может быть основанием для отказа налогоплательщику в проведении зачета.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2009 по делу N А26-2387/2008

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога проведение камеральной налоговой проверки. Кроме того, поскольку на момент принятия решения об отказе в возврате срок проведения камеральной проверки истек, отказ в возврате налога является незаконным.

Консультация эксперта, 2011

Рассматривая вопрос о правомерности отказа в возврате НДФЛ по заявлению, поданному вместе с декларацией 3-НДФЛ, автор пришел к выводу о том, что проведение камеральной налоговой проверки само по себе не может рассматриваться в качестве основания для принятия решения об отказе в возврате.

Позиция 2. Налоговый орган вправе отказать в возврате налога, если на момент подачи заявления о возврате не окончена камеральная проверка уточненной декларации

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу N А46-23059/2008 (Определением ВАС РФ от 19.10.2010 N ВАС-10059/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал правомерным отказ налогового органа в возврате налога, поскольку на момент подачи заявления о возврате не была окончена камеральная проверка уточненной декларации. Суд также сослался на отсутствие в материалах дела первичных деклараций и платежек, по которым уплачивался налог.

4.2. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате излишне уплаченных сумм налогов на том основании, что у налогоплательщика проводится (или должна быть проведена) выездная проверка (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, по каким основаниям, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе вернуть сумму переплаты.

Есть судебные акты, из которых следует, что проведение в отношении налогоплательщика выездной проверки или ее необходимость не являются основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм. Аналогичное мнение выражают авторы.

Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2013 N Ф05-15912/2013 по делу N А40-27392/13-140-83

Суд отклонил довод инспекции о том, что установить наличие переплаты налога возможно только по результатам проведения выездной проверки. Суд указал, что данный довод не основан на нормах налогового законодательства и нарушает право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм.

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2011 по делу N А65-10985/2010

Суд отклонил довод инспекции о невозможности возврата переплаты без проведения выездной проверки. Обязанность инспекции вернуть налог не зависит от проведения выездной проверки.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2011 по делу N А67-3340/2010

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А65-9109/07

Постановление ФАС Центрального округа от 10.03.2009 по делу N А54-2920/2008-С18

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2010 по делу N А56-69933/2009

Суд отклонил доводы налогового органа о том, что наличие переплаты может быть подтверждено только в ходе выездной проверки.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2009 по делу N А05-7667/2008

Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2008 N Ф09-6665/08-С3 по делу N А50-2123/07

По мнению инспекции, она законно отказала в возврате суммы переплаты, поскольку в момент подачи соответствующего заявления в отношении налогоплательщика проводилась выездная проверка; налогоплательщику было разъяснено, что после подтверждения в ходе этой проверки факта переплаты он может вновь обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Суд отклонил доводы инспекции на том основании, что факт проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика на момент подачи заявления о возврате суммы налога не влияет на его право на возврат суммы переплаты.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм (Вашурин М.С.) (“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2008, N 24)

Статья: Суд решил (“Главная книга”, 2008, N 21)

Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2007 N КА-А40/11667-07 по делу N А40-6914/07-90-15

Суд указал, что проведение в отношении налогоплательщика выездной проверки не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм, в частности, потому, что переплата подтверждена инспекцией по прежнему месту учета налогоплательщика.

Статья: Возвращение излишне уплаченных налогов и пенсионных взносов (Даньшина И.) (“Московский бухгалтер”, 2008, N 6)

4.3. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) сумм переплаты на том основании, что налогоплательщик не представил уточненную декларацию с указанием суммы налога к возврату из бюджета (п. п. 6, 9 ст. 78 НК РФ)?

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате суммы переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, при наличии каких обстоятельств, помимо перечисленных, налоговый орган может принять решение об отказе произвести возврат (зачет) суммы переплаты.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию.

Есть судебные решения, согласно которым непредставление налогоплательщиком уточненной декларации с указанием суммы налога к возврату не может быть единственным основанием для отказа в возврате (зачете).

В то же время имеется судебный акт, согласно которому для осуществления зачета необходимо представить уточненные налоговые декларации.

Позиция 1. Для осуществления возврата (зачета) представление уточненной декларации необязательно

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2009 по делу N А53-9020/2008-С5-23

Суд отклонил довод инспекции об обязательном представлении уточненных деклараций для подтверждения переплаты и указал, что при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению налога, подавать уточненную декларацию необязательно (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Кроме того, из ст. 78 НК РФ не следует, что представление уточненной декларации является единственным способом получения возврата излишне уплаченных сумм.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2008 N Ф08-7591/2008 по делу N А53-9019/2008-С5-44

Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-1767/08-С3 по делу N А07-6753/07

Постановление ФАС Уральского округа от 02.07.2008 N Ф09-5218/07-С3 по делу N А07-19937/06

Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2009 N Ф09-10518/09-С3 по делу N А76-10026/2009-37-121

Суд пришел к следующему выводу: ст. 78 НК РФ прямо не предусмотрено, что представление уточненной декларации является единственно возможным основанием для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налогов.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2009 по делу N А53-9015/2008-С5-14

Постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2009 N Ф09-9845/09-С3 по делу N А07-2594/2009

Постановление ФАС Уральского округа от 09.09.2009 N Ф09-6768/09-С3 по делу N А07-18377/2008-А-СЛА

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-10406/08-С3 по делу N А07-14433/2008-А-РМФ

Постановление ФАС Уральского округа от 18.03.2008 N Ф09-1677/08-С3 по делу N А07-5160/07

Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2008 N Ф09-11071/07-С2 по делу N А07-6096/07

Постановление ФАС Уральского округа от 23.09.2009 N Ф09-7124/09-С3 по делу N А07-4476/2009

Суд отклонил доводы налогового органа о том, что при непредставлении уточненных деклараций произвести возврат налога невозможно, поскольку материалы дела подтверждают уплату налога по ставке выше установленной.

Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 N Ф09-7052/09-С3 по делу N А07-4477/2009

Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2010 N КА-А40/9637-10 по делу N А40-158757/09-108-1229

Суд указал, что обязанность инспекции по возврату излишне уплаченных налогов не зависит от подачи налогоплательщиком уточненной декларации. Суд установил, что налогоплательщик ошибочно производил уплату налога, поскольку обязанность по уплате у него отсутствовала.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.11.2011 по делу N А32-21928/2010

Суд установил, что общество ошибочно уплатило налог в большем размере, чем было необходимо. По мнению инспекции, спорная сумма не может считаться излишне уплаченной, поскольку налогоплательщик не представил уточненную декларацию. Данный довод налогового органа суд отклонил как не основанный на нормах права. Решение инспекции об отказе в проведении зачета было признано недействительным.

Позиция 2. Для осуществления возврата (зачета) необходимо представить уточненную декларацию

Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2011 N КА-А40/8151-11 по делу N А40-136110/10-107-778

ФАС установил, что контрагент налогоплательщика взыскал с последнего в судебном порядке сумму НДС как неосновательное обогащение. Налогоплательщик подал в инспекцию заявление о зачете переплаты, считая, что ее наличие подтверждается вступившим в силу судебным решением. ФАС признал правомерным отказ в зачете спорной суммы, поскольку зачет невозможен без подачи уточненной декларации. Заявление о зачете нельзя подвергнуть камеральной проверке, а положения ст. 78 НК РФ применяются в случае, если факт излишней уплаты налога уже установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете).

4.4. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате сумм переплаты на том основании, что имеется задолженность, возможность взыскания которой утрачена (п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)?

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате суммы переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам такого же вида или задолженности по подлежащим взысканию соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, может ли быть отказано в возврате, если недоимку нельзя взыскать в связи с истечением срока на взыскание.

Есть судебные решения, согласно которым наличие задолженности, не подлежащей взысканию в связи с истечением срока на взыскание, не является основанием для отказа в возврате переплаты.

Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2011 по делу N А41-217/10

Суд отклонил довод инспекции о том, что возврат налога не может быть произведен в связи с наличием у налогоплательщика задолженности. Как указал суд, поскольку срок взыскания данной задолженности истек, инспекция не могла осуществить зачет и неправомерно отказала в возврате переплаты.

Постановление ФАС Московского округа от 23.12.2010 N КА-А40/16104-10 по делу N А40-15723/10-90-156

Суд указал, что суммы, которые налоговые орган учитывают в качестве задолженности, не подлежат взысканию в связи с тем, что для этого отсутствуют правовые основания или истекли соответствующие сроки. Поэтому отказ в возврате переплаты является неправомерным.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2010 N Ф03-8761/2010 по делу N А24-2060/2010

Постановление ФАС Уральского округа от 20.01.2010 N Ф09-10965/09-С3 по делу N А76-8559/2009-39-69

Постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2011 по делу N А54-2150/2010/С3

4.5. Вправе ли налоговый орган отказать в возврате (зачете) на том основании, что уплата налога произведена через банк, у которого на момент платежа отсутствовали средства на корреспондентском счете (в некоторых случаях впоследствии была отозвана лицензия), если обязанность по уплате налога признана в судебном порядке исполненной (п. 3 ст. 45, п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ)?

В пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ указаны два условия признания обязанности по уплате налога исполненной:

– налогоплательщик должен предъявить в банк поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ;

– на счете налогоплательщика должно быть достаточно денежных средств.

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что если у банка нет денежных средств на корреспондентском счете, то обязанность налогоплательщика считается исполненной только при условии его добросовестности. Недобросовестность налогоплательщика должен доказать налоговый орган.

Из п. п. 6 и 9 ст. 78 НК РФ следует, что инспекция может отказать в возврате переплаты при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам такого же вида или задолженности по подлежащим взысканию соответствующим пеням и штрафам.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, может ли инспекция отказать в возврате (зачете) налога, уплаченного через проблемный банк (у которого на момент платежа отсутствовали средства на корреспондентском счете и в некоторых случаях впоследствии была отозвана лицензия), притом что обязанность по уплате налога признана исполненной в судебном порядке.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым инспекция не может отказать в возврате (зачете) налога, уплаченного налогоплательщиком через проблемный банк, если обязанность налогоплательщика по уплате налога в судебном порядке признана исполненной.

В то же время имеются судебные акты, в которых указано, что инспекция может отказать в возврате (зачете) налога, уплаченного налогоплательщиком через проблемный банк, даже если обязанность по уплате налога в судебном порядке признана исполненной.

По вопросам признания исполненной обязанности по уплате налога в случае отсутствия у банка средств на корреспондентском счете см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Позиция 1. Инспекция не может отказать в возврате (зачете) налога, уплаченного налогоплательщиком через проблемный банк, если обязанность по уплате налога в судебном порядке признана исполненной

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 по делу N А55-2875/2011

ФАС установил, что ранее в судебном порядке обязанность налогоплательщика по уплате налога была признана исполненной, несмотря на то что суммы налога в бюджет не поступили в связи с отсутствием у банка средств на корреспондентском счете. По мнению инспекции, налогоплательщик не имеет права на зачет данной суммы, поскольку списанные со счета денежные средства не поступили в бюджет. Суд отклонил этот довод как не основанный на нормах налогового законодательства и признал неправомерным отказ инспекции в зачете спорной суммы.

Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2011 N Ф09-4066/11 по делу N А76-19051/2010

Постановление ФАС Уральского округа от 29.11.2010 N Ф09-9794/10-С3 по делу N А76-4138/2010-38-135 (Определением ВАС РФ от 31.03.2011 N ВАС-2981/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

ФАС установил, что суммы налога по платежному поручению, выставленному налогоплательщиком в проблемный банк, не поступили в бюджет, однако в судебном порядке обязанность по уплате налога была признана исполненной.

По мнению инспекции и суда первой инстанции, признание налоговой обязанности исполненной автоматически не порождает права на возврат уплаченных сумм. Суд отклонил такие доводы и признал незаконным решение инспекции об отказе в зачете (возврате). При этом суд указал, что неисполнение банком платежных поручений влечет ответственность банка, а не налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган в части спорной суммы включен в реестр требований кредиторов банка.

Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2012 по делу N А40-67620/11-140-295

ФАС установил, что налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании обязанности по уплате налогов через проблемный банк исполненной и о признании незаконным отказа в проведении зачета указанных сумм в счет предстоящих платежей по налогам. По мнению инспекции, денежные средства не поступили в бюджет по причине того, что у банка была отозвана лицензия. Следовательно, переплата у организации отсутствует.

Суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования. При этом суд отметил, что, поскольку общество дважды исполнило обязанность по уплате налогов (через проблемный банк и через счета в другом банке), оснований для отказа в зачете названных сумм не имеется.

Позиция 2. Инспекция может отказать в возврате (зачете) налога, уплаченного налогоплательщиком через проблемный банк, если обязанность по уплате налога в судебном порядке признана исполненной

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2013 по делу N А45-24324/2012 (Определением ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11820/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

ФАС установил, что обязанность по уплате суммы налога, списанной со счета организации в банке, но не поступившей в бюджет, признана исполненной в судебном порядке. Однако налоговый орган отказал в возврате спорной суммы.

ФАС указал, что налогоплательщик, заявляя такое требование, должен представить доказательства повторной уплаты налога (налоговые декларации, платежные, инкассовые поручения). При этом суд сослался на Постановление ВАС РФ от 23.09.2008 N 6673/08.

Суд разъяснил, что признание обязанности по уплате налога исполненной само по себе не порождает права на возврат или зачет налога. Поскольку в данном случае общество не представило необходимые документы, суд признал правомерным вынесенный инспекцией отказ.

Постановление ФАС Московского округа от 07.02.2012 по делу N А40-155314/09-112-1252 (Определением ВАС РФ от 31.05.2012 N ВАС-6402/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2012 по делу N А21-11190/2011

Суд установил, что инспекция оставила без удовлетворения заявление налогоплательщика о возврате налога, обязанность по уплате которого в судебном порядке была признана исполненной.

Суд указал, что признание судом обязанности по уплате налога исполненной само по себе не порождает у налогоплательщика права на возврат (зачет) таких сумм. Предприятие, заявив требование об обязании инспекции возвратить переплату, не представило доказательств повторной уплаты налога через платежеспособный банк.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2011 по делу N А67-2886/2009

ФАС отметил, что сумма налога, списанная со счета налогоплательщика в проблемном банке, но не поступившая в бюджет, отражается в карточке налогоплательщика как переплата, однако не может быть признана излишне уплаченной. Признание в судебном порядке обязанности по уплате налога исполненной не порождает автоматически права на возврат или зачет налога.

Отказ от тура: можно ли вернуть все деньги и как это сделать?

На фоне нынешней лихорадки на финансовом рынке, неспокойной обстановки в странах арабского мира и Азии, постоянных скандалов вокруг туроператоров и авиакомпаний участились случаи, когда отдыхающие отказываются от своих поездок. Да и в спокойное время подобные отказы от туров – не редкость.

Из статьи вы узнаете, как вернуть все деньги за уже оплаченную туристическую путевку.

Когда можно оформить возврат средств

Турист может в любой момент отказаться от путевки и вернуть за нее деньги

Все вопросы относительно отказа от поездки и возврата денег за несостоявшееся турне регулируются тремя нормами: ст 782 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 10 Федерального Закона №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с ними человек, заплативший туристическому агентству за поездку, может в любой момент отказаться от путевки и вернуть за нее деньги. Однако для этого нужны веские основания.

Законными причинами для отказа от тура являются:

  1. Ухудшение условий в месте пребывания (например, это может быть война в той стране, куда вы отправляетесь, стихийное бедствие, гражданские беспорядки, смена туристической политики другого государства).
  2. Рост цен на рынке пассажирских перевозок, который невозможно было предсказать (иногда из-за скачков на фондовых рынках авиакомпании существенно увеличивают стоимость билетов).
  3. Решение туроператора перенести сроки вашей поездки в одностороннем порядке и без согласования.
  4. Форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от туриста (болезнь, госпитализация, отказ в выдаче визы, изменение туристической политики РФ).
  5. Отказ по причинам, не зависящим от сторон

    Форс-мажорных обстоятельств, которые срывают планы на отдых, может быть очень много: в стране произошло наводнение, вспыхнула гражданская война, началась эпидемия заразного заболевания. В качестве свежего примера непредвиденных причин можно назвать запрет на поездки в Египет после катастрофы самолета А321 над Синайским полуостровом.

    Законным основанием для возврата денег за турне могут стать:

  6. Заявление Министерства иностранных дел РФ с рекомендациями воздержаться от поездок в ту или иную страну.
  7. Информация Ростуризма об угрозах безопасности отдыхающих в данном регионе.
  8. Иные нормативные акты и документы, принятые федеральными властями и вступившие в силу.

Законом №132-ФЗ установлено, что при наступлении обстоятельств, создающих угрозу отдыху, еще не выехавшему в проблемный регион туристу возвращается полная стоимость туристического продукта. Если поездка уже началась, то туроператор обязан вернуть сумму, пропорциональную стоимости не оказанных клиенту услуг.

Отказ по воле клиента

Согласно Воздушному кодексу РФ гражданин может вернуть всю стоимость билета на самолет, если совершает отказ более чем за 24 часа до отправки

Как уже говорилось выше, человек может заболеть до поездки, у него может резко ухудшиться финансовое положение.

При отказе от путевки в таком случае вам должны вернуть деньги за вычетом фактически понесенных турфирмой расходов – бронирование отеля с безвозвратным залогом, оплаченная страховка и т.д.

Однако туроператоры идут на всевозможные хитрости, чтобы потерять как можно меньше прибыли.

Наиболее распространенные уловки туристических фирм:

  • Турагент всячески скрывает траты на вашу поездку и не предоставляет документы, подтверждающие расходы. Фактически это мошенничество, так что можно пригрозить сотрудникам фирмы уголовной ответственностью. При подсчете суммы, которую они должны вернуть, вам обязаны предоставить платежные квитанции, извещения, чеки – всю информацию о затратах.
  • Расчеты туристической компании лучше всего проверить самостоятельно. Часто бронь отеля можно отменить без потери залога, как и оплаченные дополнительные услуги: культурную программу, экскурсии и развлечения, расширенное меню в ресторане гостиницы и т.д. Большинство информации можно проверить из дома, просто связавшись с поставщиком услуг по email.
  • Туроператор отказывается возвращать деньги за билеты на авирейс, ссылаясь на позицию перевозчика. Авиакомпании действительно частенько пытаются «кинуть» пассажиров-отказников, утверждая, что вернуть деньги за билет нельзя. Но это неправда. Ст. 108 Воздушного кодекса РФ гласит: гражданин может получить назад всю стоимость билета, если отказывается от перелета не позднее чем за 24 часа до отправки. Если же отказ произошел позднее, то ему возвращаются деньги за вычетом специального сбора, размер которого не может превышать 25% от цены перелета. Эти правила действуют также и на чартерные рейсы.
  • Часто в договорах туристических агентств встречается пункт, где указана дифференцированная система возврата средств, зависящая от того, за сколько дней до вылета вы отказались от поездки. Например, если вы подали заявление на отказ за неделю и менее, то теряете 100% денег. Если в период 7-14 дней – 50% и т.д. Подобные условия противоречат российскому законодательству. Поэтому подписывать такой договор не стоит – либо добивайтесь отмены такого пункта, либо найдите более законопослушного оператора.
  • Как оформить возврат

    Чтобы вернуть деньги за тур, необходимо обратиться в офис туроператора и написать заявление

    Независимо от причин, отказ от тура оформляется посредством визита в офис оператора и написания заявление о расторжении договора.

    В заявлении вы указываете причину, по которой отказываетесь от поездки (если она личная, просто напишите обтекаемо; если связана с форс-мажорными обстоятельствами, дайте дополнительно ссылку на федеральный закон и информацию МИДа или Ростуризма).

    Иногда туроператор может самостоятельно отменить чартерный рейс, не предложив своим клиентам альтернативного варианта отдыха и не вернув деньги. Такая ситуация становится веским поводом как минимум для претензий и жалоб в Роспотребнадзор и Ростуризм.

    Можно также подать в суд и попытаться взыскать с недобросовестной туристической компании не только стоимость путевки, но и моральный ущерб.

    Для турфирм затягивание срока выплаты денег за путевку является обычной практикой. Сотрудники будут вас уверять, что это дело трудоемкое и долгое. Однако Закон «О защите прав потребителей» четко дает понять, что на возврат средств за тур отводится десятидневный срок. За каждый день просрочки вы вправе требовать неустойку в размере 3% от суммы договора, а также отстаивать свои интересы в суде. Обязательно упомяните это в своем заявлении.

    Отказ от путевки и возврат денег – что нужно знать?

    Краткое содержание:

    Летом 2017 года из Турции стала поступать информация о случаях заражения вирусом Коксаки в туристических зонах страны. Среди потерпевших оказались и российские граждане. Это не первый случай массового распространения вируса. Ранее такие вспышки случались в Китае, Греции и других странах, при этом были и летальные исходы, как правило, с детьми, которые наиболее подвержены воздействию вируса.

    Серьезность ситуации в настоящее время подтверждается тем, что сразу два профильных госучреждения, Роспотребнадзор и Ростуризм, выпустили рекомендации, как проводить профилактику данного заболевания и как расторгнуть договор об оказании туристических услуг в случае, если гражданин в связи со сложившимися обстоятельствами хочет отказаться от поездки в Турцию. Рассказываем, как это сделать. Рекомендации – как отказаться от путевки и вернуть деньги – универсальные и их можно применять к отдыху в любой стране, не только Турции. Рассказываем подробнее.

    Отказ от путевки – кто имеет право?

    Несмотря на спад эпидемии коксаки в Турции, многие граждане, ранее купившие туда путевку или имеющие бронь, по-прежнему активно отказываются от планов на отдых в этой стране. Высок процент отказов от туристических услуг и среди тех, кто уже уехал туда отдыхать. По Закону «О защите прав потребителей» граждане имеют право не исполнять договор и получить назад сумму, уплаченную по нему полностью, либо в части, которая не была израсходована на турфирмой целью выполнения обязательств по договору (ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Такие расходы турфирма должна обосновать, представив расчет и доказательства их несения в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».

    Если турист решился на отказ от путевки в Турцию, возврат денег возможен как в претензионном, так и в судебном порядке. Ростуризм напомнил туристам, что для расторжения договора об оказании туристических услуг гражданину необходимо подать соответствующее заявление и в качестве обоснования своих требований указать на возникновение угрозы безопасности здоровья туристов. Также гражданин имеет право изменить договор, в том числе сроки поездки или ее направление. В случае отказа необходимо обращаться в суд, однако Ростуризм призывает турфирмы решать эти вопросы в досудебном порядке, проявляя тем самым социальную ответственность.

    Что нужно учитывать при расторжении договора?

    В связи с подачей заявления о расторжении договора о реализации туристического продукта или его изменении необходимо обратить внимание на следующее:

  • включены ли в договор штрафы за отказ от путевки или брони, что по закону является ущемлением прав потребителя и может повлечь административную ответственность для турфирмы (ст.ст. 15, 32 ЗОЗПП, ст.14.8 КоАП РФ);
  • включена ли в договор страховка от невыезда, по которой может быть получена компенсация убытков вследствие отмены поездки (должны быть сведения о том, какие именно расходы несет турфирма в случае расторжения договора и какая их часть будет покрыта страховкой, что является страховым случаем);
  • в случае отказа вернуть деньги в досудебном порядке, в иске необходимо заявить о взыскании с турфирмы штраф в размере 50 % от присужденных гражданину сумм;
  • иск предъявляется в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора;
  • нет необходимости оплачивать госпошлину при подаче иска.
  • Заявление о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа

    В практике нередко встречаются ситуации, когда уплаченный штраф необходимо вернуть гражданину . Например, штраф был оплачен дважды либо постановление по делу об административном правонарушении было отменено после его оплаты.
    Возврат излишне уплаченного штрафа производится на основании заявления, которое подается лицом в подразделение ГИБДД, должностное лицо которого вынесло постановление о его наложении.

    _____________________________________________________
    (наименование подразделения Государственной
    инспекции безопасности дорожного движения
    Министерства внутренних дел
    Российской Федерации)
    адрес: ____________________________________________

    от ________________________________________________
    (Ф.И.О.)
    адрес: ___________________________________________,
    телефон: _____________________, факс: ____________,
    адрес электронной почты: ______________________

    Заявление
    о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа
    за административное правонарушение в области дорожного движения

    Постановлением инспектора ____________________________________________________ ( указывается наименование подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ф.И.О должностного лица)
    от «__»___________ ____ г. N _____ заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. ___ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за _______________________________________ (указать основания для привлечения к административной ответственности) в виде штрафа в размере __________ (__________________) рублей.

    «___»________ ____ г. заявитель излишне уплатил указанный штраф в размере ______ (__________) рублей, что подтверждается ____________________________.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь п. ___ ч. ___ ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, прошу в срок до __________ вернуть излишне уплаченный административный штраф за административное правонарушение в области дорожного движения в размере ________ (__________) рублей в следующем порядке: ________________________________________________________________.

    Приложение:
    1. Копия документа, подтверждающего уплату штрафа.

    Как оформить возврат штрафа ГИБДД в 2018 году

    При определенных обстоятельствах деньги, потраченные на излишнюю оплату штрафа, можно востребовать и вернуть. Возврат штрафа ГИБДД возможен в случаях административного взыскания, произведенного по ошибке или с нарушением законных требований.

    Можно ли вернуть штраф по закону

    Законное возвращение денежного взыскания регламентировано несколькими характерными обстоятельствами. Обращение к распространенным эпизодам из водительской практики даст ответ на вопрос, можно ли вернуть штраф из ГИБДД. Вот типичные ситуации, когда водитель имеет право претендовать на возврат денежных средств:

  • Уплаченная сумма превышает необходимый минимум и является излишней. К примеру, водитель не воспользовался льготной скидкой в 50 % и оплатил взыскание, указав полную сумму.
  • Оплата штрафа по отмененному постановлению. Это происходит тогда, когда водитель вначале оплатил установленное наказание, а затем обжаловал постановление в суде. В случае положительного решения (отмены постановления) административное взыскание, которое было наложено, аннулируется.
  • Оплата штрафа по ошибочным реквизитам. Такие ошибки допускаются на разных стадиях процесса уплаты. Неточность может допустить сам водитель или банковский служащий, заполняющий платежный документ.
  • Дважды проплаченный штраф. Зачастую такие ситуации возникают по невнимательности или забывчивости водителя. Однако бывает и так, что водитель аккуратно оплатил установленное взыскание, а судебные приставы через несколько месяцев в принудительном порядке снимают деньги за это же наказание со счета водителя. Такие неприятности происходят из-за системных ошибок в базах данных. И тогда многие задаются вопросом, что делать, если штраф ГИБДД оплачен дважды.
  • Оплачен штраф за другого водителя. В таких ситуациях платеж не будет зачтен в ГИБДД.
  • Стоит обратить дополнительное внимание на пункты 3 и 5.

    Если штраф погашен с ошибками в реквизитах, то оплату производят повторно перед тем, как вернуть штраф ГИБДД. И только после этого запускается процедура по возврату неправильно внесенных денег.

    Как вернуть ошибочно оплаченный штраф

    Перед тем как вернуть ошибочно оплаченный штраф ГИБДД, нужно точно определить ответчика. Администратор доходов – одно из подразделений ГИБДД. В постановлении либо на официальном сайте можно найти необходимые номера телефонов. Позвонив в подразделение, можно узнать, какое подразделение занимается этими вопросами, должность и ФИО его начальника, уточнить, как вернуть излишне уплаченный штраф ГИБДД.

    Перед подачей заявления о возвращении денежной суммы готовят такие документы:

  • паспорт и его копию;
  • постановление о наложении взыскания;
  • платежную квитанцию на уплату штрафа;
  • подтверждение ошибочности совершенной оплаты (например, судебное постановление о неправомерности штрафных санкций или дополнительная платежная квитанция, свидетельствующая о повторной оплате одного и того же штрафа);
  • банковский документ с указанием реквизитов для перечисления переплаченной суммы.
  • Далее в произвольной форме пишется заявление в ГИБДД на возврат излишне уплаченного штрафа. Следует обязательно указать:

    • собственные паспортные данные (ФИО, адрес);
    • фамилию, инициалы лица, на чье имя пишется заявление;
    • содержательную суть заявления: просьба о возврате излишне уплаченной суммы;
    • реквизиты постановления, ставшего основанием для наложения административного взыскания;
    • атрибуты платежного документа об оплате;
    • причину для возврата денег;
    • реквизиты счета, на который нужно перечислить возвращаемые деньги;
    • дату, подпись.
    • Нужно быть готовым к тому, что придется ждать официального решения. Закон оставляет госорганам 30 дней на подготовку аргументированного ответа по поводу обращения от граждан. Заявление подают лично в соответствующее подразделение или отправляют заказным письмом.

      Срок давности

      Положительный результат в возврате ошибочно или повторно оплаченного штрафа ГИБДД возможен тогда, когда заявление на возврат переплаченной суммы подается в течение 3 лет с момента оплаты. Вот здесь можно более детально узнать о действиях и их порядке, если срок давности по штрафам ГИБДД подходит к рубежной отметке.

      Возврат денежных средств осуществляется в продолжение 1 месяца с момента подачи заявления на возврат излишне уплаченной суммы.

      Еще один совет по поводу того, как вернуть деньги за дважды оплаченный штраф ГИБДД: погашать такие взыскания лучше через банковские системы онлайн. Тогда в самой системе сохраняется платежный чек. Это обеспечит возможность даже по истечении длительного периода сделать качественную копию документа и аргументированно доказывать собственную правоту.

      Как оформить возврат после отмены постановления

      Первичным поводом для привлечения к административной ответственности являются оформленный инспектором ГИБДД протокол и вынесенное им постановление. Однако инспектор не уполномочен рассматривать любые правонарушения. Решение по многим из них выносит суд, который опирается на составленный протокол и предоставленные доказательства.

      Подробнее узнать как выносится и что такое постановление ГИБДД можно по ссылке.

      Как обжаловать

      Протокольное решение о наложении административного взыскания может быть обжаловано. Однако нужно вовремя позаботиться о создании необходимой почвы для судебного пересмотра: еще при составлении протокола не стоит отказываться от того, чтобы его подписывать. Вместо этого лучше вписать в документ собственное объяснение ситуации, которое обязательно подкрепить подписью. Впоследствии такие комментарии облегчают судебное рассмотрение дела и вынесение решения в пользу водителя.

      Достаточное количество штрафов подлежит обжалованию из-за регламентных несоответствий. Например, малейшая ошибка в протоколе служит законным поводом для его обжалования. Поэтому целесообразно ознакомить с копией протокола грамотного юриста и получить от него квалифицированную консультацию.

      Если удалось отстоять собственную правоту, многие водители сталкиваются с вопросом, как вернуть штраф ГИБДД после отмены постановления. При положительном исходе дела нужно обратиться в финансово-экономический отдел управления МВД конкретного региона. Туда подается заявление, к которому, помимо остальных документов, прикладывается судебное решение об отмене постановления.

      В целом возврат уплаченного штрафа ГИБДД после отмены постановления, происходит в том же порядке, что и возмещение излишне внесенной суммы. А здесь предлагаются рекомендации по тому, как обжаловать штраф ГИБДД с учетом различных деталей и нюансов.

      Новые штрафы ГИБДД: Видео