План проспект библиографического пособия примеры

Метод. консультация / ЦРБ им. 1 Мая ; сост. гл. библиогр. Т.А. Киселева. — Н. Новгород, 2004. — 32 с.

Наиболее распространенным способом существования библио­графической информации является библиографическое пособие. Оно представляет собой перечень библиографических записей.

Виды библиографических пособий различны:

— библиографическое издание (непериодическое, серийное, периодическое, продолжающе­еся);

— библиографическая картотека, каталог.

Библиографическое пособие может быть издано типографским способом, рукописным, машиночитаемым.

В свою очередь библиографические издания подразделяются на:

— библиографиче­ские списки (пособие с простой структурой);

— библиографические указатели (пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. п.)

Составление указателя (списка, обзора) — одно из важнейших направлений в деятельности библиотек по библиографированию документов.

В центре внимания библиографов должны постоянно находиться вопросы методического обеспечения процессов создания библиогра­фических пособий. Библиограф должен иметь отчетливое представление, прежде всего об общих методах библиографирования, которые необходимы для составления любого библиографического пособия. Эта общая методика образует своего рода модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее суще­ственных и типичных черт создаваемого библиографического пособия. Однако для того чтобы окончательно «довести» пособие до нужного уровня, обеспечить соответствие всем предъявляемым к нему требованиям, необходимы специфические приемы библиогра­фирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом (научно-вспомогательный или рекомендательный; универсальный или тематический и т. д.). Это уже частная методика библиографи­рования.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ

Подготовительный этап включает в себя:

— выбор и изучение темы;

— выявление литературы по теме пособия.

1.1. ВЫБОР И ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ

Определяя тему будущего библиографического пособия и включая ее в перспективный и (или) текущий план составительской работы, нужно исходить из того, что тема должна быть актуальной и общественно значимой, соответствовать возможностям библиотеки, экономическому и культурному профилю обслуживаемо­го ею района, библиографическим потребностям ее читателей.

Первый аспект: прежде всего составители должны сами досконально разобрать­ся в существе проблем, которые затрагиваются в пособии, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Для этого необходимо предварительно внимательно ознакомиться с относящимися к теме основными работами ведущих ученых в данной области, материалами дискуссий, научных конференций, современной учебной литературой. Особое внимание следует обратить на терминологию, применяемую в данной области науки или производства, для чего важно постоянно держать под рукой специальные словари и другие справочные издания. Желательно составить краткий перечень наиболее распространенных в изучаемой области терминов с их краткими дефинициями. На данном этапе можно привлекать специалистов для консультаций. Ведь от качества и глубины предварительного изучения темы во многом зависит успех всей последующей работы.

Второй аспект изучения темы состоит в выяснении ее библиографической обеспеченности. Важно знать, что уже издано по данной теме (здесь неоценимую помощь окажут указатели библиографических пособий) или что предполагают подготовить другие библиотеки (можно установить по перспективным сводным планам). Это необходимо как для учета и использования опыта библиографирования, так и для принятия объективного решения о правомерности издания данного пособия.

1.2. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-ПРОСПЕКТА ПОСОБИЯ

Когда тема уже достаточно изучена и составители довольно свободно ориентируются в соответствующей литературе, наступает стадия разработки плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий всю дальнейшую работу составителей. План-проспект необходим, прежде всего, при подготовке крупных по объему и сложных по структуре библиографических пособий, продолжительных сроках работы, наличии большого числа составителей.

План-проспект содержит обоснование темы, в нем формулируется идейный замысел пособия, раскрывается его основная задача. Особое внимание должно быть уделено четкому определению целевого и читательского назначения пособия.

Целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Попытка отдельных составителей подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказание помощи науке и «всем, интересующимся данной проблемой», ошибочна, так как решение столь различных задач потребует разных подходов ко многим приемам библиографирова­ния. Поэтому, важно четко установить, с какой целью издается пособие: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности; образованию и самообразованию; агитационно-пропагандистской работе; повышению квалификации; для первона­чального знакомства с темой и т. д.?

Что касается читательского назначения, то в некоторых случаях оно непосредственно вытекает из целевого. Например, указатель в помощь научной работе, естественно, адресован в первую очередь исследователям; в помощь пропагандистской деятельности — в первую очередь идеологическим кадрам. В том случае, когда работы одной тематики и одного целевого назначения могут быть обращены к потребителям, резко отличающимся по подготовке или по профессиональным интересам, требуется уточнить читательское назначение пособия — особенно рекомендательного.

Далее, необходимо обозначить группу читателей, на которых ориентировано пособие. Наиболее точно можно представить себе будущих потребителей библиографических пособий, исходя из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Поэтому целесообразно выделить отдельные пособия, рассчитанные, например, на школьни­ков двух-трех смежных классов. Другую группу могут составить пособия для лиц, не обладающих достаточными навыками систематического чтения популярной и научной литературы, а также указатели, адресованные читателям, владею­щим специальными знаниями или таких знаний не имеющим.

Когда же педагогические соображения этому не противоречат, целесообразнее стремиться к составлению рекомендательных указателей сравнительно широкого читательского назначения и соответственно этому — с более масштабным отбором литературы.

В соответствии с целевым и читательским назначением пособия в плане-проспекте устанавливаются принципы отбора литературы, которыми в дальнейшем будут руководствоваться составители. Естественно, что качественные критерии отбора могут быть намечены лишь в самой общей форме.

Отбор зависит, прежде всего, от тематических границ пособия, которые диктуются в первую очередь содержанием проблемы, отражаемой будущим указателем. Он осуществляется в установленных хронологических грани­цах (рамках учетного периода). Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не о хронологии событий, отраженных в литературе (это входит в понятие «тематические границы»), а о годах издания самой литературы.

Установление учетного периода имеет наибольшее значение при подготовке капитальных ретроспективных указателей. Наиболее просто установить хронологические границы отбора в текущих указателях: они обусловлены их периодичностью. Иначе обстоит дело при определении учетного периода в рекомендательных пособиях. Главной задачей рекомендательно­го пособия является пропаганда наиболее ценной и актуальной литературы. Исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания. Но нередко целесообразность диктует составителю необходимость включения произведений печати за более ранние годы. Поэтому при создании рекомендательных указателей учетный период устанавливается не столь жестко, как, например, при составлении научно-вспомогательных.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены в пособие. Важно помнить, что в научно-вспомогательном и особенно рекомендательном указателе ограничение отбора каким-либо одним видом изданий значительно обеднит содержание пособия.

Раздельное библиографирование книг, журнальных статей или других видов печатной продукции характерно только для пособий общей библиографии.

В плане-проспекте необходимо установить также языковые границы отбора.

В плане-проспекте определяется структура библиографической записи: будет ли она состоять только из библиографического описания или будет сопровождаться аннотацией и (или) рефератом; какие предполагаются аннотации — справочные, рекомендательные; будут ли отражены рецензии на библиографируемые документы и т. п.

Следующим этапом разработки плана-проспекта является установление структуры будущего пособия, способов группировки включенных в него материалов. На этом этапе необходимо определить способ группировки материалов (систематическая, предметная, тематическая или алфавитная, хронологическая), и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик. А также определить состав справочного аппарата (наличие вспомогательных указателей, приложений, вступительной статьи, предисловия).

В плане-проспекте определяются также объем, этапы составле­ния пособия, круг специалистов и учреждений, привлекаемых для консультаций и рецензирования, авторский коллектив (с указанием обязанностей каждого участника составительской работы), сроки обсуждения работы, способ печати, вопросы оформления.

Далее в качестве примера приводится с сокращениями текст плана-проспекта научно-вспомогательного библиографического по­собия, составленного в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

Указатель литературы, изданной в СССР в 1959—1988 гг.

Информационное (в том числе библиографическое) обеспечение — важное условие успешного развития любой отрасли науки и практической деятельности. Это относится, безусловно, и к библиографии и библиографоведению. Информационное самообеспечение — одна из важнейших задач теории и практики библиографии, на что неоднократно указывалось в специальной печати.

Указатель предназначен в помощь научной и педагогической деятельности в области библиографии. Он рассчитан на работников научно-исследовательских подразделений библиотечных и научно-информационных учреждений, преподавателей библиографии в высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантов. Кроме того, указатель может быть использован библиографами-практиками, учеными и специалистами смежных научных дисциплин и областей практической деятельности, студентами вузов, углубленно изучающими проблемы библиографоведения.

МЕСТО ДАННОГО УКАЗАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛИ

Единственным отраслевым ретроспективным библиографическим пособием является указатель Ю. И. Масанова «Теория и практика библиографии», в котором учтена советская литература за 1917—1958 гг. Указатель «Библиография. Библиографоведение» может рассматриваться как хронологическое продолжение тру­да Ю. И. Масанова с учетом дифференциации наук информационно-книговедческого цикла, уточнения объема и предмета библиографоведения.

ИСТОЧНИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Основные — текущие библиографические указатели по библиотековедению, бнблиографоведению, информатике (ГБЛ, ГПНТБ СССР, ВИНИТИ), государ­ственные библиографические указатели. Дополнительные — текущие указатели по книговедению, книжному и издательскому делу, ретроспективные пособия по отдельным проблемам библиографии и библиографоведения, библиотечного дела и библиотековедения, научно-информационной деятельности и информатики, книжного дела и книговедения. Просмотру de visu подлежат комплекты журналов и периодических сборников по библиографии, библиотечному делу, информатике; труды, ученые записки, сборники научных трудов библиотечно-библиографических учреждении, институтов культуры, каталоги и картотеки Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и ряда других библиотек Москвы.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА

Критерии содержательного отбора. Тематические рамки указателя определяются границами отрасли: библиографируются материалы по всем проблемам теории, истории, методики, организации библиографии, по всем вопросам библиографоведения как научной дисциплины и предмета преподавания. Отражаются работы по смежным научным дисциплинам (библиотековедение, информатика, книговедение), если в них рассматриваются вопросы, одновременно являющиеся предметом изучения библиографоведения, а также, если библиографическая проблематика представлена отдельными разделами, главами этих работ или же составляет существенную часть их содержания, хотя не выделена в отдельную часть.

Критерии формального отбора. В указателе отражаются произведения печати независимо от их тиража и способа печати. Библиографируются все виды изданий по целевому назначению и характеру информации (как целиком, так и аналитически): официальные, законодательного и директивного характера; научные (монографии, авторефераты диссертаций, тезисы докладов и материалы научных конференций, научные журналы, продолжающиеся издания, сборники научных трудов); научно-популярные, учебные (учебные программы, учебники, учебные пособия, практикумы, учебно-методические пособия для высших и средних специальных учебных заведений); производственные (практические руководства, нормативно-производ­ственные материалы); справочные (словари, справочники специалиста); информаци­онные (библиографические, реферативные, обзорные).

Критерии качественного отбора определяются целевым и читательским назначением данного указателя. Основной принцип — отбор всех научно значимых работ. Качественный отбор дифференцируется в зависимости от тематики и характера материала. Научно-популярные, учебные, производственные, справочные и информа­ционные издания, хроникальные заметки, некрологи, рецензии, материалы по смежным проблемам, а также изданные на языках народов СССР (кроме русского) включаются выборочно.

Библиографические записи в указателе группируются в систематическом порядке в соответствии со схемой классификации, разработанной для данного указателя на основе таблиц ББК. Внутри последних делений классификационной схемы при наличии соответствующих материалов выделяются типологические рубрики. Располо­жение записей — хронологическое. Широко применяется система ссылок и отсылок.

Материал в указателе аннотируется выборочно. Справочные аннотации даются в тех случаях, когда заглавие и подзаголовок работы не отражают достаточно точно ее содержание и (или) характер, когда необходимо обосновать отражение документа в указателе или в том или ином его разделе, ссылку на данный документ из смежного раздела.

Научно-справочный аппарат, предисловие, алфавитный указатель имен авторов, составителей, редакторов, рецензентов, лиц, упоминаемых в заглавиях работ и аннотациях, а также работ, описанных под заглавием; списки: 1) сокращении, принятых в данном указателе в дополнение к ГОСТу 7.12—77; 2) библиографических источников выявления материала; 3) периодических и продолжающихся изданий, просмотренных de visu.

В этом плане-проспекте присутствуют все основные элементы, характерные для проспекта научно-вспомогательного библио­графического пособия.

По окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию.

1.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная операция относится к подготовительному этапу составле­ния библиографического пособия. Ее основная зада­ча заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Конечный ее резуль­тат — создание рабочей картотеки библиографических записей, которые нуждаются в дальнейшем изучении.

Приступая к выявлению литературы, составителю следует определить круг источников — основных и дополнительных.

Основными источниками выявления литературы являются каталоги и картотеки библиотеки, дополнительнымииздания отраслевой сиг­нальной информации и реферативные журналы. Это источники информации, которые наиболее полно и многоаспектно раскрывают мировой документальный поток.

Особую значимость в этом случае приобретают источники прикнижной библиографии в новей­ших монографиях и обобщающих трудах и особенно аналитико-синтетические и историографические обзоры. Они, как правило, не только помогают составителю выявить литературу (и чаще всего — наиболее значительную), но и лучше ориентироваться в ее проблематике и тем самым облегчают окончательный отбор.

Целесообразно в этих целях обращаться и к другим, первичным по своему характеру, изданиям — журналам, тематическим сборникам, хресто­матиям, антологиям, собраниям сочинений и т. п.

При выявлении литературы по узким и новым для науки проблемам, не получившим отражения в классификационных схемах, весьма эффективным является метод «снежного кома», суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию (например, статью в научном журнале) по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по этой же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться. Это означает, что все работы по данному вопросу выявлены.

Библиографические источники могут подвергаться сплошному или выборочному просмотру. Источники с формальным расположе­нием материала (алфавитным, хронологическим, топографиче­ским) — сплошному просмотру. Выборочно исследуются источники с систематиче­ским или предметным расположением материала. Главное здесь — правильно выбрать разделы или предметные рубрики, соответствую­щие теме или близкие к ней.

По ходу работы составители должны вести две служебные картотеки. В одной отражаются все обследованные (с указанием способа просмотра и соответствующих разделов) первичные и вторичные документальные источники, независимо от того, использованы они или нет. Исходной посылкой в данном случае выступает сам факт просмотра источника. Эта картотека дает наглядное представление о всем круге обследованных источников, уровне их изучения. Она необходима для контроля, особенно при изменении состава авторского коллектива. По завершении работы данная картотека ляжет в основу «Списка просмотренных источников», который сопровождает многие указатели литературы и дает читателю представление о его информационной базе.

Другая рабочая картотека включает описания выявленных в ходе просмотра произведений печати. Ее организуют по-разному: карточки располагаются в общем алфавите авторов или заглавий, что очень важно при обследовании дополнительных источников, когда каждый соответствующий теме документ фиксируется на карточке только после выяснения, не был ли он уже выявлен раньше. Таким образом предотвращается дублирование библиографических записей. Существует иной способ организации рабочей картотеки — по основным разделам будущего пособия. Оба способа применяются в библиографической практике.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

После выявления материала по теме составляемого пособия (в отдельных случаях одновременно с выявлением) библиографы проводят его анализ, предусматривающий несколько операций, тесно связанных между собой выполняемых параллельно или последовательно:

— общий библиографический анализ документов;

— составление библиографических описаний;

— аннотирование или реферирование библиограф. пособия;

— окончательное оформление библиографической записи.

Другими словами, аналитический подэтап библиографирования представляет собой набор операций по свертыванию информации в документах, отобранных для данного пособия, с целью включения в заданный объем максимально возможного числа сведений об этих документах.

2.1.1. Общий библиографический анализ документов

Это — начальная операция аналитического подэтапа, во время которой составитель знакомится с содержанием и формой документа: выявляет идейные позиции автора, основную и сопутствующие темы библиографируе­мого произведения, его структуру, социальную (научную, идеологи­ческую и культурную) значимость, типологические, жанровые и стилевые особенности, целевое и читательское назначение, уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Организуется общий библиографический анализ документов следующим образом.

Анализ самого документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием и (или) вступительной статьей, примечаниями, комментариями и в нужных случаях выборочное чтение текста произведения.

2.1.2. Составление библиографических описаний

Строго говоря, на аналитическом подэтапе в большинстве случаев библиографическое описание не составляется, а уточняется, поскольку описание многих документов заимствовано из основных и дополнительных библиографических источников. Составитель обязательно должен сверить их с оригиналом. Ни один, даже самый авторитетный источник, не гарантирует от неточностей. Кроме того, библиографическое описание, взятое из старых источников, не отвечает современным требованиям. Наконец, ошибки может допустить сам составитель в ходе просмотра источников. Впервые составляются библиографические описания на произведения, выявляемые посредством сплошного просмотра журналов, сборни­ков и других изданий.

Библиографическое описание должно соответствовать последним ГОСТам.

Библиографическое описание представляет собой достаточно пассивную форму общей характеристики документа и не дает ясного представления о содержании произведения, его характере, предмете исследования. Необходимы дополнительные сведения, расширяющие и углубляю­щие характеристику документа. Эту задачу решает аннотация.

Аннотация, это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. В первую очередь аннотация необходима в рекоменда­тельных библиографических пособиях. Характер, содержание, объем аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов. Составителям следует избегать заимствований готовых аннотаций из других пособий, аннотированной карточки, поскольку в них содержание аннотаций было продиктовано иными целями. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе.

Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений.

Аннотации дифференцируются по самым разным признакам. Наиболее общая классификация аннотаций осуществляется по функциональному назначению и по способу характеристики аннотируемых документов.

По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и (или) сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, а также о форме, содержании, жанре, назначении и других особенностях документа, отсутствующие в библиографиче­ском описании.

Справочные аннотации должны быть предельно краткими. Выполняя уточняющие по отношению к библиографическому описанию функции, они не требуют развернутой характеристики аннотируемого документа. Такие аннотации особенно широко применяются в научно-вспомогательных библиографических указа­телях. В рекомендательных пособиях они используются в основном при описании справочной, учебно-методической литературы, библио­графических пособий, положений, инструкций и других подобных документов.

Рекомендательная аннотация характеризует и оценивает доку­мент, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы читателей, которой адресовано данное библиографическое пособие. Главная задача рекомендательной аннотации — активно пропагандировать лучшую литературу, воздействуя не только на логическое, но и на эмоциональное восприятие читателя. Рекомендательная аннотация должна оказывать действенную помощь в изучении литературы, способствовать правильной организации систематического, целенаправленного чтения. Это открытая оценка произведения, осуществленная с позиций научных достижений, ориентированная на определенного читателя.

Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превы­шает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

Рекомендательные аннотации помещаются, прежде всего, в посо­биях популярно-просветительного, самообразовательного назначе­ния. В научно-вспомогательных пособиях они используются в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать наиболее значитель­ные и ценные в научном отношении документы.

По второму признакуспособу характеристики документов — аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.

Общая аннотация характеризует произведение в целом и приме­няется в основном в двух случаях: для раскрытия произведений по своему содержанию целиком относящихся к теме указателя (или его раздела), и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (например, аннотации на печатных аннотированных карточках).

Общая аннотация может содержать самые разнообразные сведения (биографические данные об авторе, о времени и обстоя­тельствах написания произведения и т. п.), но главное в ней — характеристика идейного и научного содержания произведения его значения для данной темы.

Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа и применяется в тех случаях, когда аннотируемое произведение относится к теме пособия частично. Различаются две основные разновидности аналитических аннотаций: раскрывающие определенный аспект содержания произведения и выделяющие какую-то часть произведения — главу, параграф, отдельное выска­зывание.

Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов и дает им обобщенную характеристику, позволяющую более экономно и точно, избегая повторений, показать общее и особенное в аннотируемых произведениях. Различаются три основных вида групповых аннотаций:

— аннотация, характеризующая несколько самостоятельных про­изведений (книг или статей) одного или разных авторов;

— аннотация, характеризующая ряд произведений, объединенных единой издательской формой, например тематический сборник, и содержащая обобщенную характеристику темы сборника, а также простое перечисление его разделов или помещенных в нем произведений, достаточное для раскрытия содержания сборника;

— аннотация на одно произведение, в которой помещаются сведения и о других произведениях, так или иначе связанных с аннотируемым.

Групповая аннотация в своем развитии логически перерастает во вводные (предварительные) замечания к разделам пособия, дающие наиболее обобщенную характеристику и оценку содержания всех произведений, включенных в данный раздел. В последние годы, особенно в практике рекомендательного библиографирования, вводные замечания к разделам получили большое распространение. В них обычно раскрывается сущность главных проблем, рассматри­ваемых в рекомендуемой литературе, даются методические указа­ния — как, в какой последовательности изучать тему, на что обратить внимание. Наличие в пособии хорошо разработанных вводных замечаний к разделам избавляет составителей от необходимости давать развернутые общие характеристики и оценки в отдельных аннотациях, позволяет нередко ограничиться краткими справочными аннотациями, а в отдельных случаях (например, в пособиях для подготовленных читателей) вообще обойтись без аннотаций.

Естественно, что оба принципа классификации (функциональное назначение и способ характеристики) применяются к одним и тем же аннотациям.

Двумерная типологическая классификация аннотаций

Библиографические пособия: виды и типы пособий, технология создания


Библиографические пособия : виды и типы пособий, технология создания : методическая консультация / МБУК «ЦБС городского округа город Выкса», методико-библиографический отдел; сост. Е.С.Ухарская; отв. за вып. Н.В.Куницына. – Выкса, 2017.

Содержание
Предисловие………………………………………………………………………3
Виды библиографических пособий …………………………………………. 4
Типы библиографических пособий …………………………………………. 9
Технология составления библиографического пособия …………………..14
Список источников …………………………………………………………. 15

Библиографические пособия классифицируются по видам и типам.
Виды библиографических пособий
Библиографические пособия делятся на виды по различным признакам:
1. По функциональному (целевому и читательскому) назначению:
Государственный библиографический указатель информирует о выпускаемых в стране документах на основе государственной регистрации. Все документы, выходящие в свет в России, учитываются в Российской книжной палате (филиал ИТАР-ТАСС). РКП выпускает систему государственных указателей: «Книги России» (с 2015 г., старое название «Книжная летопись»), «Российские изоиздания» (с 2015 г., старое название «Летопись изоизданий»), «Статьи из российских журналов» (с 2015 г., старое название «Летопись журнальных статей» и др.). Государственные библиографические указатели РКП не имеют конкретного читательского адреса и выполняют следующие функции: учетно-регистрационную, информационную и поисковую.
Все остальные пособия, кроме государственных, входят в группу специальных БП.
Специальное библиографическое пособие – это библиографическое пособие конкретного целевого и читательского назначения.
Научно-вспомогательное БП – это специальное библиографическое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности. Центрами по составлению научно-вспомогательных БП являются научные библиотеки, информационные центры, научно-исследовательские центры. Цель научно-вспомогательных БП – удовлетворение информационных потребностей ученых, исследователей и специалистов высшей квалификации. Пример: «Писатели зарубежных стран».
Профессионально-производственные БП – это специальное БП, предназначенное специалистам различных областей («Новая литература в помощь учителю математики»).
Рекомендательное БП отражает документы, рекомендуемые определенным категориям читателей и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям. Рекомендательное БП рассчитано на читателей неспециалистов. Они отражают литературу в помощь образованию, самообразованию, воспитанию. Составляются для читателей-детей, а также для определенных категорий взрослых читателей. Разновидностью рекомендательных БП является популярное БП.
Популярное БП предназначено для удовлетворения познавательных интересов широких кругов читателей. Популярное пособие очень похоже на рекомендательное, но не имеет конкретного читательского адреса. Главный центр рекомендательной и популярной библиографии – Российская государственная библиотека («Книгочей», «Панорама веков», «Зарубежный детектив ХХ века» и т.д.).
Издательские БП отражают печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску, одним или несколькими издательствами. Российские коммерческие и государственные издательства выпускают БП информационно-рекламного характера: план выпуска литературы издательства, каталог издательства, каталог-проспект издательства и др.
Книготорговое БП отражает документы в целях содействия сбыту печатной продукции (носит торговый характер). Выпускаются книготорговыми организациями.
2. В зависимости от содержания отражаемых документов:
Универсальное БП отражает документы по всем отраслям знания (независимо от отраслевой принадлежности документа).
Отраслевое БП отражает документы по определенной отрасли знания или области практической деятельности.
Тематическое БП находится внутри какой-то отрасли (рекомендательный список «Наш друг-компьютер», «Новые книги по местному самоуправлению»).
Персональное БП – пособия, посвященные одному лицу («Максим Горький в печати родного края»).
Биобиблиографическое БП содержит биографические сведения о лице или лицах, а также библиографическую информацию о их произведениях и литературы о них («Писатели-горьковчане»).
Страноведческое БП отражает документы о какой-либо стране или ряде стран («Путешествие по Европе»).
Краеведческое БП отражает документы, связанные по содержанию с определенной местностью, краем, страной.
Центром по составлению КБП для взрослых является Нижегородская областная универсальная научная библиотека (НГОУНБ). Для детей НГОДБ. Пример: Универсальный текущий краеведческий указатель «Литература о Нижегородской области».
3. В зависимости от времени издания отражаемых документов:
Текущее БП выходит регулярно и отражает вновь появляющиеся документы. Текущее БП является периодическим библиографическим изданием. Как правило имеет нумерацию («Киги России», ежеквартальный указатель «Литература о Нижегородской области»).
Ретроспективное БП отражает документы, вышедшие за определенный период времени в прошлом («Писатели-горьковчане», «Максим Горький в печати родного края»).
Перспективное БП отражает документы, намеченные к выпуску. Перспективными являются все планы выпуска литературы издательств.
4. По полноте отражения документов:
Регистрационное БП отражает документы с максимальной или исчерпывающей полнотой, в соответствии с определенными формальными критериями. Все государственные указатели Российской книжной палаты являются регистрационными. Многие научно-вспомогательные БП являются регистрационными. В том числе пособие национальной репертуарной библиографии.
Выборочное БП отражает документы, отобранные по каким-либо критериям (содержательным, качественным). Все рекомендательные и популярные пособия являются выборочными.
5. В зависимости от способа библиографической характеристики документов:
Сигнальное БП – все или большинство библиографических записей состоит только из библиографического описания.
Аннотированное БП – все или большинство библиографических записей включают аннотации.
Реферативное БП – все или большинство библиографических записей включают реферат.
По формам библиографические пособия бывают:
рукописная (машинописная);
несамостоятельная издательская (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные пособия);
карточная (каталоги и картотеки);
машиночитаемая (электронные базы и банки данных);
библиографическое издание (пособие, изданное типографским способом).
Пособия, отражающие отдельные виды изданий
Информационные бюллетени новых книг.
Бюллетень новых поступлений – текущее библиографическое пособие, регулярно информирующее читателей о новых документах, поступивших в библиотеку. Материал в пособии размещается в систематическом порядке согласно схеме ББК. Библиографическая запись состоит из библиографического описания, на непонятные заглавия дается справочная аннотация, после библиографического описания указываются сиглы подразделения библиотеки. На полях с левой стороны от библиографической записи указывается шифр хранения книги в библиотеке. Бюллетень снабжается кратким предисловием, в котором раскрываются цель издания, принципы построения, правила оформления заказов из единого фонда ЦБС, условные сокращения. Одно из важнейших требований к бюллетеням – оперативность их издания. Оптимальный вариант – ежемесячное издание, но может быть и квартальное.
Краеведческие библиографические пособия.
В массовых библиотеках широко практикуют составление списков, буклетов краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае.
К краеведческим пособиям, как правило, составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимыми являются географический и персональный вспомогательные указатели. Объектами отображения в таких пособиях являются любые носители информации: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной печати, фотодокументы, картографические материалы. Отличием данных работ является широкое отображение статей из местной периодической печати. Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций.
Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения, наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.
Биобиблиографические пособия краеведческого содержания. По тематике это часто пособия, посвященные историческим, общественно-политическим деятелям, представителям искусства и других областей и сфер. Отбор имен осуществляется по следующим принципам: уроженцы края; личности, определенные периоды жизни которых прошли в данном крае; личности, которые признают, что данный край оказал влияние на их жизнь и деятельность. Также могут отображаться деятели, посещение которыми населенного пункта или региона оказало заметное влияние на его развитие.
Календари знаменательных и памятных дат. Основная задача данных пособий – отобразить фактографические и библиографические сведения о значительных региональных событиях, юбилеях, которые празднуются в текущем году. В структуру календаря входят предисловие, список дат, основная часть, вспомогательные указатели. Основная часть вмещает текстовые справки по датам, а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. После каждой текстовойсправки дается список литературы – 5-10 названий наиболее значимых и новых публикаций, а также архивных документов и т.д. Могут составляться вспомогательные указатели именной (персоналий) и географический.
Библиографическая хроника. Материалы группируются в хронологической последовательности событий. Выбираются события и факты важные для изучения данного региона (юбилейность дат не имеет значения). Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, в том числе и те, которые не празднуются, но память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.). Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документов. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий. В конце справки приводится список литературы.
Типы библиографических пособий
Существует шесть основных типов библиографических пособий: библиографический указатель, библиографический список, библиографический обзор, библиографический каталог, библиографическая картотека и библиографическая база данных.
Библиографические пособия также можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения, буклеты, флаеры.
Библиографический указатель – это библиографическое пособие со сложной структурой. Сложность структуры предполагает наличие предисловия, содержания, вспомогательных указателей и других сопроводительных материалов. Разновидности библиографических указателей: библиографический справочник, библиографический путеводитель, библиографическая энциклопедия.
Путеводитель. Особый жанр библиографического пособия, который отражает библиографическую продукцию и помогает пользователю ориентироваться в основных источниках информации, т.е. проще говоря – это указатели библиографических пособий. Например, вы решили создать путеводитель к 150-летию А.П. Чехова. В него войдут все ранее вышедшие библиографические указатели, списки литературы, пристатейные списки, справочники, электронные ресурсы, в т.ч. и сайты Интернет, т.е. все источники, где можно найти информацию о Чехове. Путеводители могут быть как в печатной, так и в электронной форме (виртуальные путеводители). Разновидностью виртуального путеводителя являются размещенные на сайтах библиотек навигаторы по электронным информационным ресурсам (иногда рубрика на сайте называется «Полезная ссылка» и т.д.). Это очень сложный тип библиографического пособия, поэтому прежде чем называть пособие путеводителем подумайте, соответствует ли он данной форме.
Библиографический обзор – это связное повествование о документах. В обзоре даётся характеристика нескольких документов в виде связного рассказа, текста с обязательным логическим переходом от одного документа к другому. Разновидность библиографического обзора – библиографический очерк, беседа о книгах. Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные). В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре. Основная часть – это рассказ о документах. Обязательно составляются краткие тексты, которые объединяют все части обзора в целостное повествование. В текстах-связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними (по масштабам отражаемых событий, по глубине раскрытия темы, по жанру и т.д.). Иногда соединительным текстом служит аннотация.
Библиографический очерк. Это художественно- публицистическое произведение, близкое к рассказу. Посвящается важному историческому явлению, событию, судьбе конкретного человека. Помогает полно и всесторонне познакомиться с определенными событиями, самостоятельно осмыслить их. Тема очерка должна быть интересной, иметь отношение к современной жизни или нести новые сведения о прошедших событиях. Представляет собой краткое изложение разных материалов: критических статей, рецензий, воспоминаний, литературно-художественных произведений и т.д. Количество источников зависит от темы очерка, но для его создания необходимо отобрать наиболее существенные, желательно 7-10 книг, статей. Каждый источник изучается, из него 24 выделяются мысли, факты, фрагменты, цитаты. Потом все объединяется в одну цепь пересказа. В конце очерка дается список литературы, на основе которого готовится библиографический очерк. Перечень книг указывается в алфавитном порядке авторов. Аннотации не приводятся, т.к. содержание книг раскрыто в тексте очерка.
Беседа (рассказ) о книгах — жанр рекомендательного библиографического пособия. Напоминает по форме те устные беседы, которые проводят библиотекари на абонементе. Цель бесед — заинтересовать читателей определенной группы актуальными вопросами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя. При этом характеризуется сама тема или творчество писателя, показывается их значение, а затем рекомендуются книги и статьи по каждому вопросу
Библиографическая антология. Включает собрания стихов, поэтических произведений, может посвящаться поэтическим произведениям о крае. Адресована в первую очередь любителям художественной литературы. В антологии размещаются стихотворения, фрагменты произведений, биографии поэтов, высказывания критиков. Принято отображать большой период времени. Библиографическая информация сочетается с фактографической, фактографические материалы размещаются в начале разделов и глав. Списки литературы даются в конце разделов, не аннотируются, т.к. по ходу текстов разделов идут ссылки на литературу.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация. При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, должны быть снабжены обширными рекомендательными аннотациями, написанными живо и занимательно.
Библиографический список – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. В качестве синонима используется термин «список литературы». Информационные списки отражают новую литературу или включают сведения о произведениях, по узкой, конкретной теме или вопросу. Они составляются с целью регулярного оповещения читателей о новых поступлениях в фонды библиотеки. Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия, выходные данные, год издания. В старых учебниках говорилось, что объем списка не должен превышать 20 названий, но сейчас конкретных цифр не приводится.
Почему нам нравятся списки?
1. Список заранее сообщает, какой объём информации мы получим. Если мы с самого начала знаем, сколько пунктов в списке, человеку проще принять решение, стоит ли его читать.
2. Список подаёт нам информацию в упорядоченном виде. Нашему мозгу проще её анализировать.
3. Список привлекательнее для глаза, чем сплошной текст.
4. Списки помогают нам познавать мир. Писатель Умберто Эко однажды заметил: «Культура хочет понять бесконечность и создать порядок. Коллекции в музеях, списки и каталоги, энциклопедии и словари – это наш способ объять необъятное».
(Конникова М. Почему нам нравятся списки? // Психология. — 2014. — № 95 (март). — С. 41.)
Вариантами библиографических списков являются памятки читателю, книжные закладки и др. малые формы пособия.
Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора. Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
Информационная закладка отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
Библиографическая памятка – жанр рекламно-библиографического рекомендательного пособия малой формы, посвященного обычно определенному историческому событию или лицу, чаще всего в связи с его юбилеем. Содержит библиографическую информацию в виде списка или беседы о книгах, а также фактические сведения по теме. Цель памятки – познакомить с основными произведениями определенного лица и помочь в изучении его жизни и творчества.
План чтения. Существует три вида индивидуального планового чтения:
«типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
списки литературы типа «Что читать дальше»;
наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий составляют для себя индивидуальный план чтения.
Рекомендательный список литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический, сочетает оперативность и краткость информации с элементами рекомендации, служит для популяризации литературы по наиболее актуальным темам. В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15-20 названий книг и статей. Обязательно должны быть: предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Чаще всего включаются произведения, рассчитанные на читателей определенной возрастной группы.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати в алфавите авторов и произведений, информация сети Интернет, мультимедийные издания.
К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела. Рекомендательные пособия являются необходимым элементом общения библиотекаря с читателем, основой руководства чтением. Рекомендательные списки можно оформлять в виде буклета.
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию.
Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на различных мероприятиях, презентациях, открытии выставок и т.п. Эти пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера.
Буклет выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки.
Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты, тематические подборки, досье, аналитические обзоры, эссе, в которых важное значение принадлежит тексту: аннотациям, вводным текстам к разделам, связующим текстам. В некоторых пособиях фактографические данные выполняют не меньшую роль, чем библиографические. Фактографические фрагменты текстов пишутся популярным стилем, что обеспечивает их доступность, подготавливает читателя к восприятию библиографического материала.
Тематические подборки, дайджесты, досье составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников.
Основные этапы составления тематической подборки:
ознакомление с темой, составление рубрикатора;
выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
копирование текстов микродокументов, отраженных в списке;
группировка текстов документов;
оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематической подборки:
титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала 26 выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
оглавление;
краткое предисловие (от составителя);
определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстрированный материал;
библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
список просмотренных источников.
Дайджест. Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. В библиотеках дайджест применяется в сфере фактографического обслуживания. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов. Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д.
Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет – публикации.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
Титульный лист.
Оглавление.
Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
Основной текст, обычно разделенный на параграфы (разделы и подразделы).
Список использованной литературы.
приложения (иллюстрированный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
словарь основных терминов (в случае необходимости).
Дайджесты создаются как в печатной, так и в электронной формах и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. В электронном варианте дайджеста для удобства пользователей предусматриваются гиперссылки.
Электронные пособия. Пособия в электронной форме имеют больше возможностей, чем в печатной. К таким возможностям можно отнести наличие гиперссылок, способность к быстрому обновлению.
Технология составления библиографического пособия
Составление библиографических пособий — одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.
Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.
Подготовительный этап
Выбор темы пособия (тема определяется читательскими запросами, появлением новой информации), определяется вид и тип будущего пособия. Составляется план-проспект пособия: устанавливается читательский адрес, определяется примерная структура пособия. Выявление произведений печати. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор. Определяется примерная структура справочного аппарата, вспомогательных указателей.
Основной этап
Подразделяется на аналитический и синтетический подэтапы.
Аналитический подэтап. Цель этого этапа: подготовить библиографические записи о документах в соответствии с определенной в плане-проспекте структурой и методическими требованиями пособия. Аналитический этап предусматривает работу с каждым документом. На этом этапе осуществляется библиографический отбор, т.е. подбор наиболее ценной литературы по вашей тематике, подходящей по целевому и читательскому назначению
— сведения о каждом произведении печати записываются на карточки (так удобнее);
— распределяете литературу по рубрикам; — по возможности нужно все документы просмотреть, т.к. заглавия порой бывают слепые, проверить библиографическое описание документов. Если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других сделать ссылки;
— аннотирование документов (в соответствии с назначением различаются справочные и рекомендательные аннотации).
Синтетический подэтап. На этом этапе проводится обобщение. Определяется способ библиографической группировки (алфавит авторов и заглавий, тематическая группировка, систематическая группировка).
Заключительный этап. Включает подготовку справочного аппарата (предисловие, вступительная статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы), редактирование и оформление библиографического пособия (титульный лист, информация на обороте титульного листа).
Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, фотографий, портретов.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных пособиях. Не следует забывать, что элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии.
Список источников
1. Абросимова Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практическое пособие. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии).
2. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – 288 с. – (Библиотека).
3. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я.Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с.
4. Справочник библиографа / науч.ред. Г.Ф.Гордукалова. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.