61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;

Палата лордов формируется по наследственному признаку: около 2/3 палаты – пэры (мужчины и женщины в титуле не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул по рекомендации премьер-министра), духовные лорды (архиепископы и епископы) англиканской церкви. Председательствует лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром (формально – монархом).

Британское парламентское право не накладывает каких-либо ограничений на численный состав верхней палаты. В настоящее время Палата лордов насчитывает 763 членов и включает лордов духовных и светских.

Лорды духовные (англ. Lords Spiritual) представлены духовенством англиканской церкви. В настоящее время Палата насчитывает 24 духовных лорда. Среди них — 5 важнейших прелатов церкви: Архиепископ Кентерберийский,Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дурхэма, и Епископ Винчестерский, а также 19 диоцезианскихепископов. Церковь Шотландии не представлена духовными лордами; будучи пресвитерианской, она не предполагает архиепископов и епископов. Церковь Ирландии была представлена в Палате лордов с 1801 года, после того, как Ирландия вошла в состав Соединённого королевства. Из иерархов Ирландской церкви могли заседать четверо (один архиепископ и три епископа), ротируя своих представителей в конце каждой парламентской сессии (длящейся обычно один год). Церковь Ирландии, однако, потеряла статус государственной в 1871 году. Аналогичная ситуация сложилась в отношении церкви Уэльса, переставшей существовать в 1920 году. Таким образом, в настоящее время духовные лорды представляют только англиканскую церковь.

Ранее духовные лорды составляли большинство в Палате лордов. С 1539 года в результате «Роспуска монастырей» в состав Палаты входили только архиепископы и епископы. В 1642 году в период английской гражданской войны духовные лорды были полностью исключены, но возвращены в соответствии с Актом о церкви 1661 года. Многие духовные лорды были исключены поМанчестерскому акту о епископате 1847 и позднейшим актам.

Лорды светские

Светские лорды (англ. Lords Temporal) образуют самую многочисленную группу в Палате со времён «Роспуска монастырей». Среди них различают наследственных и пожизненных пэров.

До реформы 1999 года все светские лорды — их насчитывалось порядка 700 человек, — были, за некоторым исключением [2] , наследственными пэрами (англ. hereditary peers) по праву рождения и носили титулы графа, маркиза,герцога, виконта или барона. Акт о Палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей Палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест.

Крупнейшей группой светских лордов и всей Палаты в целом являются пожизненные пэры (англ. life peers). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года пожизненное пэрство в ранге барона присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты Палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели.

Отдельную группу в верхней палате составляют независимые, или беспартийные пэры (англ. crossbenchers), которые избираются Комиссией по назначениям в Палату лордов (англ. Lords Appointments Commission), учреждённой с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.

До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды (англ. Lords of Appeal in Ordinary), или лорды-юристы (англ. Law Lords), назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд(англ. Supreme Court), состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды.

Акт о парламенте 1911 года. Ограничение законодательных полномочий палаты лордов

В верхней палате английского парламента — палате лордов заседали наследственные законодатели — лорды. Юридические полномочия верхней палаты являлись почти такими же, как полномочия нижней палаты. На деле же палата лордов занимала подчинённое политическое положение к палате общин. В 1911 г. либералы провели Акт о парламенте, который ограничил законодательные полномочия палаты лордов.

Содержание акта о парламенте 1911 г. сводилось к следующим положениям:

1. Ограничение законодательных полномочий палаты лордов:

а) финансовые законопроекты-билли не могли изменяться палатой лордов и должны были быть рассмотрены и одобрены не позднее чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату. Иначе билль подписывается королем без одобрения палаты лордов. У лордов тем самым отнимался контроль за финансовыми биллями.

б) по отношению к остальным нефинансовым биллям палата лордов потеряла абсолютное вето, по которому она имела право не утвердить законопроект, принятый палатой общин и он не мог вступать в силу. На следующей сессии можно было вновь предлагать этот законопроект, вплоть до согласия палаты лордов. Абсолютное вето уступило место относительному вето, то есть палата лордов могла задержать принятие нефинансового билля на два года. Если нефинансовый билль принимался палатой общин три раза в трёх последовательных сессиях — заседаниях палаты и каждый раз отвергался палатой лордов, то после третьего принятия он предоставлялся на утверждение короля, минуя палату лордов. При этом между первой и третьей сессиями должны были пройти не менее двух лет.

2. Введение вознаграждения депутатам палаты общин. До 1911 г. они не получали жалования.

3. Срок полномочий палаты общин сокращался с семи до пяти лет, то есть избиратели раз в пять лет избирали палату общин.

Формирование и развитие конституционного государства в США

Лекция № 1. Становление северо — американской государственности. Образование США

Северо — американские соединённые штаты сделались первым по времени в новое время демократическим государством, причём на большой территории. Афинская демократическая республика существовала на маленькой территории. средневековые городские республики имели аристократический характер. США возникли как союзное федеративное объединение бывших североамериканских колоний англичан, добившихся своей независимости от Англии в ходе вооруженной борьбы в конце XVIII века. Здесь не было ни короля, ни католической церкви, ни феодальной знати.

Организация власти в северо-американских колониях Англии (XVII — середина XVIII веков)

Первая английская колония на восточном побережье Северной Америки возникла в начале XVII века. К середине XVIII в. здесь существовало 13 независимых друг от друга колоний — областей. Каждая английская колония обладала республиканской автономией. Колонии управлялись по образцу английской дуалистической монархии. Место короля занимали губернаторы, которые как представители центральной власти на юге назначались английским королем, а на севере избирались законодательным собранием колонии и даже населением. Губернаторы как главы колоний обладали значительными полномочиями. Они назначали верхнюю палату законодательного собрания, обладали правом вето и роспуска собраний, назначали по собственному усмотрению советников — министров.

Почти в каждой колонии наподобие двухпалатного английского парламента создавались двухпалатные представительные законодательные собрания. Нижние палаты законодательных собраний избирались собственниками. Законодательные собрания принимали местные законы, утверждали налоги и жалованье должностным лицам.

В колониях с течением времени власть губернаторов сокращалась. Влияние законодательных собраний росло. К ним постепенно перешёл контроль над местными финансами: право устанавливать налоги, жалованье должностным лицам, включая губернаторов, право контроля расходов. Англия всегда стремилась возложить на колонии все расходы по управлению. Поэтому получать деньги на содержание должностных лиц губернатору приходилось от законодательных собраний, которые при малейшем недовольстве или конфликте с губернатором отказывали в денежных ассигнованиях. Для обложения граждан — колонúстов налогами требовалось обязательно согласие их представителей в законодательном собрании. Губернаторы не имели армии и полиции. Армию заменяла милиция. Все мужчины от 16 до 60 лет обязывались нести регулярную военную и охранную службу. Не имея возможности рассчитывать на помощь отдаленной метрополии — Англии, губернаторы вынуждены были уступать требованиям колонистов, представленных в законодательном собрании.

Колонисты сохраняли права английских граждан: равенство всех перед законом, личная неприкосновенность, суд присяжных, свобода вероисповедания, участие в выборах законодательного собрания. Колонисты пользовались свободой печати, собраний и союзов в гораздо бóльшей степени, чем население в Англии. Английские колонии населялись преимущественно религиозными и политическими эмигрантами из Англии, которые стремились в колониях найти свободу согласно своим убеждениям.

Конфликт северо — американских колоний с Англией. Причины их восстания

Центральное правительство Англии мало вмешивалось во внутренние дела этих самоуправляющихся колоний. Англия находилась слишком далеко и не имела возможности отправлять в колонии большие воинские силы. Англия не требовала от них никаких материальных средств на свои надобности, то есть колонии освобождались от уплаты прямых налогов.

Единственное неудобство для колоний представляла экономическая политика Англии, направленная на превращение колоний в сырьевой придаток метрополии. Колонии рассматривались как поставщик дешёвого сырья в метрополию и рынок сбыта для английских промышленных товаров. Эти невыгодные ограничения (например, английским законом колонистам запретили выделку железа) обходились колонистами. Центральное правительство мирилось с отступлением от закона. Притом это единственное для колоний неудобство, вытекавшее от связи с Англией, окупалось тем, что последняя своим сильным флотом охраняла их береговую линию от иностранного нападения.

После победы Англии над Францией в 1763 г. Канада перешла от Франции к Англии. Это устранило опасность французского нападения на колонии, которые тем самым перестали нуждаться в военной защите метрополии. Вместе с тем английское правительство для покрытия тяжёлых издержек на войну с Францией стало требовать и от колонистов участия в общих государственных расходах, то есть пыталось ввести в колониях прямые налоги.

Попытки английской метрополии обложить колонии налогами привели к протестам колонистов. Они ссылались на английский правовой принцип, согласно которому установление налогов может быть совершено только представителями их плательщиков в парламенте. Английские колонисты требовали себе равных прав с англичанами, то есть представительства в парламенте и соглашались платить все те налоги, которые платят англичане.

Неуступчивость английского правительства и парламента привели к войне за независимость, в результате которой непрочные связи между Англией и её колониями были разрушены. Разрыв колоний с их метрополией вызывался желанием разбогатевших колоний не поступиться основным принципом политической свободы. Согласно этому принципу, по мнению американцев, английский парламент не имел ни малейшего права облагать колонии хотя бы самыми мелкими налогами, раз в нём отсутствовали представители от колоний и таким образом на это обложение со стороны самих колоний не давалось согласия.

Английские колонии пользовались широкой свободой. Американцы начали свою революцию не после того, как лишились самых последних свобод, а после того, как появились первые признаки возможности утратить прежнюю свободу.

Парламент Великобритании: полномочия, внутренняя организация палат

Парламент Великобритании является одной из «визитных карточек» Великобритании, который является старейшим парламентом мира и датируется XIII в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей 1215 года. В соответствии с Великой хартией вольности 1215 году по ст.61 создавался совет из 25 баронов, который наблюдал за действиями короля, за соблюдением хартии Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М.: Единориал УРСС, 2003. 232с.. Поэтому британский Парламент называют отцом всех парламентов. В Великобритании понятие «Парламент» как собственное наименование стало применяться для обозначения национального представительного учреждения Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Малько А.В. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. — М.: Норма,. — 320 с., 2004.

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

В системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа:

— парламентарное (ответственное) правление.

Структура и формирование парламента

Британский Парламент является классическим примером так называемой «вестминстерской модели» (собственно, он и дал этой модели наименование) и состоит из двух палат — Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте», поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей, которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

Палата общин — нижняя палат Парламента — избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 650 депутатов по итогам выборов 2015 года. Из 650 членов палаты общин 523 избираются от Англии, 72 — от Шотландии, 38 — от Уэльса, 17— от Северной Ирландии.. Парламентские выборы могут быть назначены в любой момент в течение этого срока, то есть имеет место возможность досрочного роспуска парламента, к которой нередко прибегает правительство — в британском парламентском праве на этот случай нет никаких ограничений. Председателем Палаты общин является спикер. Он избирается из числа наиболее старейших и уважаемых ее членов в начале работы парламента нового созыва либо при возникновении соответствующей вакансии. Кандидатура спикера должна быть согласована лидерами политических партий, представленных в Палате, и одобрена монархом. В целях недопущения преимуществ для той партии, к которой принадлежит спикер, сразу после избрания он формально выходит из ее состава. По окончании полномочий спикер по традиции получает титул барона и членство в Палате лордов.

Основная задача спикера заключается:

1. обеспечение взаимодействия Палаты общин с монархом, правительством и другими институтами власти,

2. осуществление организационного руководства:

— определяет порядок выступления депутатов, следит за тем, чтобы депутаты говорили по существу вопроса, контролирует ход прений, применяет дисциплинарные меры к нарушителям порядка;

— выбирает комитет, который будет работать над законопроектом, и назначает его председателя;

— определяет, относится ли законопроект к числу финансовых и принимает решение о проведении заседания Комитета всей палаты

— подтверждает преодоление права вето Палаты лордов и др.

Чтобы предотвратить давление спикера на депутатов в ходе дебатов, ему, как и его заместителям, не предоставляется права выступать на заседаниях палаты и участвовать в голосовании. Исключение составляет случай, когда голоса депутатов разделяются поровну.

Другие ответственные должностные лица Палаты общин:

— заместители спикера (вице-спикеры),

— лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты),

— клерк — одновременно главный советчик палаты по процедурным вопросам и главный исполнитель палаты. Это постоянная должность, и он — не член палаты общин. Клерк советует спикеру, подписывает приказы и официальные заявления, а также подписывает и ставит печать на билль. Он — глава совета по управлению, который состоит из глав шести департаментов палаты.

— помощник клерка называется ассистентом. Ещё одно должностное лицо, обязанность которого поддерживать закон, порядок и безопасность в палате.

Комитеты Палаты общин:

1. Комитет Палаты общин собирается для рассмотрения только наиболее важных, при принятии решений конституционного значения, в том числе финансовых законопроектов.

2. общие (временные) комитеты формируются для постатейного рассмотрения законопроектов — биллей, как публичных, так и частных. Для рассмотрения каждого конкретного билля создаётся отдельный комитет, который после выполнения своей задачи распускается. В палате может функционировать одновременно несколько общих комитетов, насчитывающих от 16 до 50 членов, численность которых пропорциональна партийным фракциям. В основном общие комитеты рассматривают самые разнообразные по своей направленности законопроекты, однако некоторые из них определенным образом ориентированы, например, Большой Шотландский, Большой Уэльский, Большой Североирландский и другие комитеты.

3. специальные комитеты (Комитет по делам Европейского союза, Комитет по отбору, Комитет по процедуре и др.) создаются в начале парламента нового созыва и насчитывают от 11 до 17 членов. Особое место среди них занимают комитеты по контролю за деятельностью правительства, они образуются по отраслям управления. Главная их задача — контроль над деятельностью министров, поэтому и система этих комитетов и привязана к структуре правительства. Члены правительства не вправе входить в состав таких комитетов, но могут присутствовать на заседаниях и выступать от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты Палаты общин, не состоящие в соответствующем комитете, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права голосования.

4. объединённые комитеты формируемые из равного числа членов Палаты общин и членов Палаты лордов, создаются для рассмотрения вопросов, касающихся обеих палат парламента. Некоторые из них функционируют на постоянной основе (Комитет по правам человека, Комитет по делегированному законодательству). Отличительной чертой объединённых комитетов является то, что, во-первых, председатель — им может быть член любой их палат — назначается самим комитетом, а во-вторых, доклад о свой работе комитет представляет обеим палатам.

Палата лордов. Британский парламент — уникальный законодательный орган, а палата лордов не имеет аналогов, подобных ей в мире больше нет.

Палата лордов — верхняя палат Парламента, имеющая членство четырех видов:

— духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви — 24 лорда),

ь наследственные лорды (пэры) — по праву рождения и носили титулы графа, маркиза, герцога, виконта или барона. Акт о Палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей Палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест.

ь пожизненные лорды (пэры). Согласно Акту о пожизненных пэрах 1958 года пожизненное пэрство в ранге барона присваивается монархом по представлению премьер-министра за выдающиеся заслуги перед государством и без права передачи титула по наследству. Такой титул получают, как правило, премьер-министры, спикеры и депутаты Палаты общин после отставки, а также дипломаты, выдающиеся политические и общественные деятели, в том числе женщины.

ь независимые, или беспартийные пэры, которые избираются Комиссией по назначениям в Палату лордов, учреждённой с этой целью в 2000 году. Среди независимых членов Палаты есть как пожизненные, так и наследственные пэры.

До 2005 года в Палату лордов входили и так называемые судебные лорды или лорды-юристы, назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что Палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды Палата лордов // Познавательный проект avtosteklo54.ru.

Несмотря на весь свой консерватизм, Палата лордов вынуждена была реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия. Менялся состав Палаты лордов, полномочия, выборность — назначаемость, британская система государственной власти демонстрировала свою гибкость, жизнеспособность, умение адаптироваться к изменяющимся условиям реальности. В то же время Британия осталась верна своим традициям: постепенно продвигаясь вперед, достигать консенсуса всех политических сил страны Косых Е.С. Палата лордов Великобритании: из Средневековья в XXI век. // Международный научно-исследовательский журнал № 9 (28) / 2014 / http://cyberleninka.ru/монархия республика парламент полномочие

Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти:

— лорд-канцлер является главным советником правительства по вопросам правосудия,

— возглавляет судебную власть,

— является председателем высших судебных органов,

— играет важную роль при назначении судей.

У лорда-канцлера имеются два заместителя. Однако в 2003 г. правительство приняло решение ликвидировать в ближайшем будущем существующую должность лорда-канцлера и принять закон об учреждении нового института для осуществления функций, ныне выполнемых лордом-канцлером. Кроме того, вновь назначенный в 2003 г. лорд-канцлер выступил с заявлением, что как судья он не будет заседать в Палате лордов, а также не будет исполнять обязанности государственного секретаря по конституционным делам и, таким образом, перестанет совмещать должности судьи и министра.

Предусматривается должность лидера палаты. Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями.

В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка примерно с таким же, как и в Палате общин, статусом.

Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам, например Комитет по науке и технологиям, Комитет по вопросам Европейского Союза и другие. Такие комитеты могут действовать как постоянные и как временные. Возможно образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.

В обеих Палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие «кнутов» — назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают, как уже отмечалось, голосование и поведение членов фракции в интересах партии.

Полномочия Парламента Великобритании. Основное полномочие — законодательное. Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты.

1. по тому, кто внес:

— Правительственный билль — билль, внесённый министром,

— Билль частного члена палаты — внесённый обычным членом палаты,

2. По содержанию:

— Общественные билли — большая часть биллей, затрагивающая всё общество,

— частные билли — билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей,

— гибридный билль — частный билль, затрагивающий более широкие слои общества

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты:

1. внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.

2. «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.

3. согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

Этапы обсуждения законопроекта:

1. Первое чтение представляет собой чистую формальность.

2. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта, но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей.

3. В третьем чтении в Палате общин поправки больше не вносятся, и означает принятие всего законопроекта.

После принятия законопроекта в Палате общин законопроект рассматривается Палатой лордов. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

Полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин, были ограничены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его.

Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями». Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.

Финансовые билли относятся только к прерогативе рассмотрения Палатой общин.

Последний этап принятия законопроекта — это получение Королевского согласия. Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 году, когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин.

В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров).

Контрольные полномочия. Контроль правительства Палатой общин осуществляется:

— посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ

— через специализированные или временные специально созданные комитеты,

— путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства — это более мягкая формула, чем выражение недоверия,

— с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора,

— вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в доверии правительству.

Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме:

— вопросов министрам правительства;

— создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.

Судебные полномочия. Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру — начать процедуру импичмента. Несмотря на то, что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство.

Полномочия палаты лордов

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них — право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С.Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает «базис английской конституции». В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.

«Дети-шпионы»: британские спецслужбы используют агентов-подростков

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Британские спецслужбы, включая полицию, используют несовершеннолетних детей в качестве агентов в своих операциях против организованной преступности. Правительство считает, что никаких проблем с этим нет.

Мало кому известный комитет палаты лордов британского парламента забил тревогу, узнав о планах правительства расширить полномочия правоохранительных органов в отношении использования детей в качестве информаторов.

В докладе, выпущенном Вторичным комитетом по проверке законодательства во главе с лордом Трефгарном, говорится, что особую тревогу вызывает намерение властей увеличить срок рекрутирования несовершеннолетних лиц с одного месяца до четырех.

Во многих случаях, говорится в докладе, полиция и другие спецслужбы прибегает к вербовке подростков в возрасте до 16 лет с целью получения от них информации о наркодельцах, террористах и других правонарушителях.

«Мы считаем, что продление срока, в течение которого несовершеннолетнее лицо сможет участвовать в тайных операциях, связанных с серьезной преступностью, увеличит риск ущерба его психическому и физическому здоровью», — гласит вывод доклада.

В приложениях к докладу опубликована переписка министерства внутренних дел с председателем комитета, из которой следует, что детей используют не только полиция с целью получения информации, но и разведывательные службы.

Упростить работу с детьми

Предложенные министрами меры по продлению разрешенного срока работы с такими детьми, завербованными спецслужбами, ставят целью избавить эти спецслужбы от обязанности обращаться спустя месяц за новым разрешением на работу с несовершеннолетним информатором. Обычно за месяц такой агент оказывается не в состоянии выполнить задание.

В переписке постоянно используется аббревиатура CHIS [covert human intelligence sources] — тайный человеческий источник информации. Министерство внутренних дел считает, что необходимость часто обновлять разрешение на использование несовершеннолетних «шпионов» только усложняет работу разведывательных органов.

Число убийств

на 100 тысяч жителей

Министр Бен Уоллес, который вступил в переписку с парламентским комитетом, указывает, что предлагаемые меры предусматривают проверку выданных разрешений ежемесячно с целью обеспечения безопасности и здоровья такого ребенка-информатора.

Он также оправдывает необходимость использования таких агентов.

«Например, может быть трудным получать данные о деятельности преступных группировок без внедрения в их ряды несовершеннолетних агентов. Такие агенты могут не только получать данные о деятельности конкретной группы, но и предоставлять следователям сведения о том, например, каким образом общаются между собой молодые члены той или иной банды», — говорится в одном из ответов министра на запрос комитета.

«Случаи есть, но они редки»

Нил Вудс, бывший тайный сотрудник полиции, который участвовал в расследовании деятельности наркодельцов из преступных группировок по всей стране, отмечает, что ему известно о практике использования несовершеннолетних в качестве агентов и информантов, но такие случаи редки. Об этом он рассказал газете Guardian.

«Похоже, что речь идет о внедрении агентуры, — говорит он. — Обычно таким агентом выступает подросток, пойманный в первый раз, которого вербует полиция и который начинает выполнять ее задания».

Он считает, что расширение использования таких агентов увеличит риск, с которым сталкиваются все несовершеннолетние, причастные к наркоторговле. Уже сейчас, по его словам, закоренелые преступники, стоящие во главе таких банд, относятся к детям как расходному материалу.

«Эти меры только усилят уровень насилия. Как только гангстеры поймут, что в их рядах есть агенты, они примут свои меры, которые обычно сводятся к тому, чтобы убедить потенциальных шпионов, что им опаснее сотрудничать с полицией, чем быть членом банды», — говорит Нил Вудс.

Дженни Джонс, член парламента Британии от Зеленой партии, подняла вопрос об этом на заседании большого комитета палаты лордов среду, 18 июля. Она заявила, что была поражена, узнав, что власти могут использовать детей в качестве шпионов.

По ее словам, она и ее коллеги планируют принять резолюцию с выражением сожаления, которая не может заставить власти изменить свою позицию, но привлечет внимание палаты лордов к этому вопросу и осложнит принятие правительством предлагаемых мер.

В пятницу канцелярия премьер-министра Терезы Мэй выступила с особым заявлением, в котором отреагировала на запросы в парламенте. Даунинг-стрит защищает использование несовершеннолетних в качестве агентов полицией и спецслужбами в операциях против терриристов, наркоторговцев и преступных группировок, отмечая, что это происходит в исключительных и очень редких случаях, когда в этом возникает крайняя необходимость. Открытых данных о количестве таких агентов нет.

Реформа парламента Великобритании

В конце XIX — начале XX в. парламент Великобритании превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин.

Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские «кнуты».

Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

Известно, что некоторые английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали подмечать складывающиеся новые взаимоотношения парламента и кабинета, указывая, что исполнительная власть начинает по сути контролировать палату общин.

В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее «сдерживающую» роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо «невыгодного» законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене «двойного вотума», который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.