Методы формирования сознания личности

Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся всевозможные жизненные установки? Понятно, что ребенок не рождается с готовым их набором, могут иметься лишь генетические предрасположенности к определенным моделям поведения. Очевидно, что методы воспитания, как и методы формирования нравственного сознания личности оказывают огромное влияние на конечный результат.

Способы воспитания сознания личности

В процессе становления сознания человек проходит несколько этапов, причем большинство из них приходится проходить самостоятельно. Поэтому мы подробно рассмотрим первый, на котором и происходит формирование начальных убеждений. Конечной точкой этого этапа должно стать осознание норм и правил поведения, так как невозможно исполнять какой-то закон, не понимая его смысла. Для достижения этого результата используются следующие методы формирования сознания личности:

  1. Этическая беседа. Целью ее является привлечение одного или нескольких воспитанников в процесс обсуждения каких-либо фактов, предложенных в начале беседы;
  2. Диалог. Общение происходит в формате «воспитатель-ученик», где первому нужно стремиться выражать свое неудовольствие как можно более корректно, без присваивания «ярлыков», которые в будущем сыграют дурную шутку с воспитанником;
  3. Диспут. Чаще всего применяется при работе со старшеклассниками. Это зачастую самый эффективный из методов формирования толерантного сознания личности, так как здесь появляется возможность самостоятельного рассуждения и принятия решений, а также вырабатывается уважение к чужому мнению;
  4. Пример. На словах не всегда удается объяснить правильную модель поведения, а с приведением конкретного человека в качестве примера дело идет гораздо проще. Происходит это из-за того, что нам всегда нужны примеры для подражания, особенно в раннем возрасте, когда начинается процесс становления личности.
  5. После завершения процессов осознания существующих правил и норм, формирование сознания переходит в следующую стадию. Человек учится сопереживать другим, а на заключительном этапе происходит объединение нравственных установок с яркой эмоциональной картинкой. То есть, человек не просто понимает, что грубить – плохо, но еще и видит, насколько сильно это может огорчить собеседника, понимая его чувства.

    Методы формирования общественного сознания

    Воздействие на сознание личности в некотором роде проще, чем задача формирования общественного сознания, так как в этом случае помимо методов непосредственного влияния потребуется использовать еще и способы оценки текущей ситуации. Здесь уже не получится без проблем внедрять какие-либо установки, так как каждый человек имеет уже свои сложившиеся взгляды, поэтому первым этапом работы с общественным мнением становится изучения существующих настроений. После оценки полученных результатов происходит корректировка мнений с помощью следующих методов:

    1. Внушение. Воздействие производится на психическую сферу человека. В результате люди учатся воспринимать информацию под необходимым углом зрения.
    2. Убеждения. Здесь ораторы обращаются к критической составляющей сознания, предоставляя пищу для размышлений. Элемент влияния заключается в способе подачи информации.

    На третьем этапе происходит обобщение мнений, для чего часто применяют метод диспута. В результате люди вырабатывают какой-то общий вектор приложения своих сил. Ну а на четвертом этапе начинается воплощение в жизнь выработанной стратегии. Именно на последнем этапе появляется возможность примирить личность с общественным мнением. Для этого, как правило, используется стремление человека быть частью коллектива.

    Как видим, влияние других людей на наше сознание уменьшается по мере взросления, но многие так и не приходят к этапу понимания нравственных установок, предпочитая слепо следовать им без лишних размышлений.

    Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи

    Статья просмотрена: 1110 раз

    Библиографическое описание:

    Атаханова С. О. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/archive/28/3222/ (дата обращения: 04.09.2018).

    Формирование сознания здорового образа жизни студенческой и учащейся молодежи высших учебных заведений и учреждений средне-специального образования в Республике Узбекистан является составной частью идеи «гармонично развитого поколения», превратившейся годы независимости в общенациональное движение, ибо воспитание гармонично зрелой личности невозможно без сознания здорового образа жизни.

    Сознание здорового образа жизни это комплекс знаний и навыков по самосохранению здоровья человека, целенаправленное отношение к своей деятельности с учетом защиты собственного здоровья и здоровья общества, а также охрана жизни человека от имеющихся в современных жизненных ситуациях от различных рисков и угроз медицинского, экологического, социального и экономического характера. В настоящее время целенаправленное формирование указанных навыков и знаний через семью и национальные традиции, систему образования, другие различные социальные системы является велением времени, которое убедительно показывает, что сознание здорового образа жизни является сложным по содержанию и разветвленным философским, идейным, социально-политическим понятием.Сознание здорового образа жизни из-за дня в день приобретает большую значимость, интегрируется с различными сферами жизни, с социальной точки зрения и совершенствуясь, эволюционно развиваясь и трансформируясь, превращается в социально-философскую категорию.

    Педагогическим содержанием сознания здорового образа жизни является целенаправленная организация педагогического процесса, сориентированного на формирование сознания здорового образа жизни, и этот педагогический процесс направляется на формирование в учащемся отборных, научных, исторических, практических знаний и опыта посредством различных педагогических инструментов, методов и форм, с учетом возрастной дифференциации учашихся.

    Формирование сознания здорового образа жизни в Узбекистане у студенческой молодежи осуществляется через:


    систему высшего и средне-специального образования;

    систему семейного воспитания, через прививание семейных и национальных ценностей;

    целенаправленную деятельность государственных и негосударственных систем.

    Имеются экономический, социальный, антропогенный, политический, исторический, педагогический, психологический, национально-ментальный и интегрированный факторы формирования сознания здорового образа жизни.

    Экономические факторы: экономический фактор обладает двумя главными гранями. Во-первых, формирование сознания здорового образа жизни требует целенаправленных издержек. Возьмем на примере Узбекистана, здесь пропаганда здорового образа жизни поднят на уровень вопросов государственного значения. Вопрос здорового поколения приравнен к вопросу государственной важности. Определенные статьи государственного бюджета ежегодно расходуются на обеспечение и совершенствование деятельности инфраструктуры здоровья. С другой стороны, сознание здорового образа жизни является фактом, непосредственно связанным с жизненными условиями человека и его экономическими возможностями. Следовательно, возникновение отдельных социальных болезней, например анемии, туберкулеза, связано с семейным бюджетом и его приоритетным распределением. Следовательно, экономический рост общества и семьи является основой повышения условий здорового образа жизни. Здесь мы видим, что формирование и повышение сознания здорового образа жизни непосредственно в одинаковой степени связано и с вниманием, уделяемым государством на проблемы ЗОЖ, и с экономичнскими возможностями как личности, так и возможностями семьи.

    Социальные факторы: Человек живет в общественной среде, представляет собой общественное явление, в этой связи, имеющиеся в обществе социальные ценности оказывают свое влияние на человека. Такое влияние может быть как положительным, так и негативным. Роль социального фактора в формировании человека, в формировании его сознания огромна. Также с педагогических точек зрения очень важно проявляемое обществом отношение к сознанию здорового образа жизни, что оценивается как один из главных факторов в этой сфере. Если окружающая учащегося среда основана на ценностях здоровья, формирование в нем сознания здорового образа жизни протекает намного легче и эффективнее, а если нет, то и результат будет соответственный.

    Антропогенные факторы: На сегодняшний день сознание здорового образа жизни человека не может существовать без воздействия антропогенных факторов окружающей среды. Антропогенные факторы, в связи с осознанной или не осознанной деятельностью человека, приводят к огромным изменениям окружающей среды. В результате меняются и условия обитания человека. В этой связи, человеческое сознание является не только социально-психологическим явлением, в его формировании важное значение приобретают экологические, природные и генетические факторы. Все человеческие свойства, характеризующие его как антропогенное существо, оставляют свои следы на сознании здорового образа жизни.

    Политические факторы: Процесс формирования сознания здорового образа жизни зависит не только от уровня образовательной системы, а также связан с отношением к рассматриваемому вопросу, и политической волей существующей политической системы к данной актуальной проблематике. Если государством не будет поддерживаться развитие сознания здорового образа жизни с финансовой, экономической и социальной точки зрения, в широких слоях населения формирования сознания здорового образа жизни начнет прихрамывать. Следовательно уровень, степень и качество формирования сознания здорового образа жизни зависит и от его альтернативного развития и целенаправленности. Если провести анализ на примере Узбекистана, проведение с первых же годов независимости политики социальной защиты, поднятие социальной задачи «здорового поколения», «гармонично развитого поколения» на уровень общенациональной, уделяемое специальное внимание вопросам здоровья матери и ребенка, репродуктивному здоровью, формирование и государственная поддержка детского спорта и создания инфраструктуры здоровья, когда рассамтривамые вопросы становятся приоритетными направлениями государственной политики, свидетельствует о том, что в старне были предприняты полномасштабные социально-организационные меры именно для формирования сознания здорового образа жизни. Без политической воли невозможно полноценно и полномасштабно фсормировать все условия для формирования здорового образа жизни.

    Исторические факторы: сознание здорового образа жизни считается явлением историческим. Ибо, как только человечество сформировалось в качестве социального явления, его интересуют вопросы собственного здоровья, правила охраны здоровья, правила достижения долголетия. Вопросы сознания здорового образа жизни являлись неотъемлемой составной частью всех древних цивилизаций. В частности Греко-Римской, Древнее Китайской, Древнеиндийской, Согдийской культур, Египетской культуры, а также всех существующих религиозных конфессий (христианской, еврейской, буддийской, исламской). Еще в те времена были разработаны различные аспекты и рецепты охраны здоровья человека, примитивные навыки оказания медицинской помощи. Следовательно, весь накопленный на сегодня багаж знаний и опытй по формированию сознания здорового образа жизни является составной частью современного сознания ЗОЖ.

    Педагогические факторы: сознание здорового образа жизни эффективно формируется лишь в процессе целенаправленного педагогического процесса, и может дать педагогические результаты. Раз уж так, для превращения сознания здорового образа жизни в сознание массовое, необходимо формировать целенаправленный, непрерывный, системный педагогический процесс. Без этого педагогического процесса невозможно сформировать полноценное сознание здорового образа жизни. Педагогический аспект сознания здорового образа жизни проявляется в своеобразных педагогических концепциях, средствах, методах, а также используемых педагогических формах. Следовательно, наше время диктует необходимость разработки единого педагогического стандарта и методологии по формированию сознания здорового образа жизни с применением современных педагогических инноваций, а также с учетом сегодняшних условий и проводимых в Узбекистане широкомасштабных реформ, направленных на создание демократического гражданского общества, модернизации, либерализации и демократизации.

    Психологические факторы: каждый человек имеет свои неповторимые черты характера и особенности. Психология человека и есть тот аспект, который создает эту особенность и неповторимость. Без учета психологии человека как личности, невозможно определить актуальные задачи и приоритетные направления формирования сознания здорового образа жизни данной личности. По этому, при формировании сознания здорового образа жизни требуется уделять особое внимание фактору человеческой психологии.

    Национально-ментальные факторы: в структуре национальных ценностей, обрядов и традиций, морально-этических норм и эстетического воззрения кажого народа, каждой нации изначально существуют идеи сознания здорового образа жизни. В составе узбекских национальных ценностей такие афоризмы, как «В здоровом теле – здоровый ум», «Здоровье — бесценный дар», «Здоровье — дороже золота» с древних времен впитывались в сознание наших предков. Следовательно, приобретает особое значение систематизация и упорядочение всех знаний и опыта о здоровье и сознании здорового образа жизни, накопленных в системе национальных ценностей нашего народа.

    Интегрированные факторы: Педагогический процесс современности требует интеграции различных социальных сфер. Система педагогических наук и масштабы ее аспектов изо дня в день разветвляются. Не используя таких направлений педагогики, как акмеология, андрагогика, дефектология, дидактика, а также применяя педагогические инновации и методы интерактивного обучения в структуре сознания здорового образа жизни, вряд ли возможно эффективное формирование сознания здорового образа жизни. Следовательно, процесс формирования сознания здорового образа жизни может дать желаемый успех через плановую ориентацию различных социальных и педагогических аспектов на исследуемую цель.

    Особенности формирования правового сознания студенческой молодёжи тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук Хиль, Ирина Михайловна

    Оглавление диссертации кандидат юридических наук Хиль, Ирина Михайловна

    ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ.

    1.1. Современные подходы к понятию и структуре правового сознания.

    1.2. Особенности правового сознания студентов.

    ГЛАВА И. МОЛОДЁЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

    2.1. Государственная молодёжная политика и российское законодательство о молодёжи.

    2.2.Студенческая молодежь как субъект правовых отношений.

    ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

    3.1. Правовое воспитание как метод формирования правового сознания.

    3.2. Формы, методы и средства правового воспитания и формирования правового сознания студенческой молодёжи.

    Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Особенности формирования правового сознания студенческой молодёжи»

    Актуальность исследования. Проводимые в Российской Федерации глубокие экономические, политические, социальные, культурные и духовные преобразования коренным образом изменили общественное сознание России и, в частности, правосознание как одну из его форм.

    Среди вопросов, порождаемых современным состоянием правосознания , проблема правосознания молодёжи вообще и студенческого её контингента в частности является сейчас одной из самых актуальных как в практическом, так и в теоретическом отношении. Ведь российское студенчество — довольно многочисленная социальная группа (в данной работе автор ограничивается рассмотрением особенностей правосознания вузовской молодёжи), социализация и самоопределение которой происходят в весьма непростых условиях.

    Значение этой группы в социальном (стало быть, и в правовом) отношении обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, в современном, бурно развивающемся обществе наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием; во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество — важнейший источник воспроизводства интеллигенции; в-четвёртых, существующими в современном обществе противоречивыми взглядами на образ жизни современной вузовской молодёжи; и, в-пятых, той большой ролыо, которую играет студенчество в общественной жизни России.

    Между тем, укрепившаяся в нашем обществе и государстве разрушительная тенденция неуважения к праву как величайшей социальной ценности и пренебрежения предписаниями закона не могла не затронуть и российское студенчество.

    Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер. Причём первоочередной задачей, на наш взгляд, должно стать воспитание положительного отношения к праву именно в среде студенческой молодёжи, составляющей ту социальную группу, которой предстоит в будущем управлять государством. Ведь в отличие от людей зрелого возраста, более склонных к консерватизму, молодёжь наиболее подвержена воздействию внешних влияний.

    Несомненно, опасная тенденция умаления роли права в жизни российского общества должна быть преодолена, а её отрицательные последствия минимизированы. Одним из необходимых условий для этого являются основательные исследования сложившейся структуры правосознания различных социальных групп и, в частности, изучение особенностей правосознания студенческой молодёжи, составляющей одну из таких групп. Только опираясь на данные научного исследования можно выявить факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания молодых людей, вовремя пресечь их негативное воздействие или же усилить положительное влияние.

    Степень разработанности темы. Изучение проблемы правосознания имеет в России устоявшуюся историческую традицию. Вопросы правосознания стали предметом основательных исследований множества отечественных учёных-правоведов. Особо следует выделить представителей российской юриспруденции конца XIX — начала XX в., а именно: И.А. Ильина , Б.А. Кистяков-ского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева , П.И. Петражицкого, JI.A. Тихомирова, В.Г. Щеглова .

    Среди исследований советского периода, посвящённых данной теме, следует выделить работы таких авторов, как Н.Г. Александров , С.С. Алексеев, С.В. Боботов, Г.А. Голубева , H.J1. Гранат, Г.Х. Ефремова, В.И. Каминская , П.Л. Карабущенко, J1.M. Карнозова, Н.И. Козюбра , Е.А. Лукашева, В.В. Окса-мытный, Г.С. Остроумов , А.П. Плешаков, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинов , В.П. Сальников, Н.Я. Соколов, Э.Ю. Соловьев , Л.И. Спиридонов, И.Е. Фарбер и др. В них содержится всесторонний и основательный анализ различных аспектов проблемы правосознания, который и в настоящее время во многом сохраняет свою научную ценность. Вместе с тем этим трудам в полной мере присущи и недостатки, характерные для всех правовых исследований советской эпохи и являвшиеся следствием господствовавшей в стране идеологии, как то: наличие принципов, взглядов и оценок, не соответствующих современному российскому законодательству и утвердившимся ныне в отечественной теории права подходам; односторонняя идеологизация, неизменно обнаруживающая себя при рассмотрении правовых явлений; использование понятийного аппарата, вынужденно основанного на классовом подходе и т. д.

    Из исследований недавнего времени, в большей или меньшей степени относящихся к рассматриваемой теме, стоит назвать работы В.А. Александрова , Р.С. Байниязова, Е.А. Белканова, В.Б. Гончарова , А.В. Грошева, В.Н. Демидова, Д.А. Керимова , В.В. Кожевникова, Ю.Ю. Комлева, А.В. Корнева , М.И. Марченко, Н.И. Матузова, О.В. Пристанской , А.П. Семитко, Т.В. Сишоковой, В.А. Суслова , В.А. Туманова, B.C. Шушинского и др. В них вопросы правосознания подвергнуты изучению, свободному от прямого влияния социалистической идеологии. Впрочем в них также не предложены решения, которые не вызывали бы против себя возражений и могли бы быть безоговорочно приняты.

    Что же касается специфики правосознания молодёжи, то в советский период этот вопрос не стал предметом специального правового исследования; в работах С.А. Батова , Г.Х. Ефремовой, Н.И. Козюбра, J1.M. Корниенко, В.В. Ок-самытного, П.М. Рабиновича содержится анализ лишь отдельных его аспектов. Так, например, диссертация J1.M. Корниенко посвящена проблемам формирования правосознания школьников1, а в диссертационном исследовании С.А. Батова рассматриваются основные факторы формирования правового сознания рабочей молодёжи как самостоятельной социальной группы .

    Среди современных российских исследователей необходимо особо выделить НЛО . Евплову, в диссертационной работе которой, посвящённой анализу

    1 Корниенко Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников. Авторсф. дне. . канд. юрид . наук. -М., 1974.

    2 Батов С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования. Авторсф. дне. . канд. юрид. наук. — 1989г. теоретических и социологических аспектов правосознания молодёжи, сделана попытка обосновать выделение молодёжи в самостоятельный субъект правовых отношений, обобщить существующие теоретические разработки по проблеме правосознания, выявить факторы, влияющие на его формирование, а также проанализировать пути и методы формирования правового сознания молодёжи1. Но и в этой работе в силу задач, поставленных исследователем, специальный анализ проблемы правосознания студенческой молодёжи отсутствует.

    Таким образом, приходится констатировать, что в настоящее время нет обобщающих правовых исследований, специально посвящённых правовому сознанию студенческой молодежи. Поэтому данная проблема нуждается в специальном исследовании.

    Объест п предмет псслсдоваппл. Объектом настоящего диссертационного исследования является студенческая молодёжь как специфический субъект правоотношений .

    Предмет псслсдоваппл составляет правовое сознание студенческой молодёжи, рассматриваемое с точки зрения его структуры, особенностей, влияющих на него факторов и особенностей формирования.

    Цель и задачи псслсдоваппл. С учётом степени изученности темы и необходимости её дальнейшей разработки цель диссертационного исследования заключается в комплексном теоретическом осмыслении сущности и важнейших особенностей формирования правового сознания и правового воспитания студенческой молодёжи на современном этапе развития российского общества.

    Достижение поставленной цели осуществляется посредством её развёртывания в ряд задач, решение которых и составляет проблемное поле диссертационной работы, включающее:

    — провести теоретический анализ выработанной наукой о праве положений, характеризующих институт правового сознания, в частности, его понятие и структуру;

    1 Евплова Н.Ю. Правосознание молодёжи: теоретические и социологические аспекты. Лвтореф. дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2000

    — охарактеризовать особенности правового сознания студентов;

    — исследовать государственную молодежную политику в свете действующего законодательства о студенческой молодежи;

    — дать характеристику студенческой молодежи как особому субъекту правовых отношений;

    — отразить сущность правового воспитания как метода формирования правового сознания;

    — предложить на основе изученного материала формы, методы и средства правового воспитания и формирования правового сознания студенческой молодежи.

    Методологическую основу диссертационного исследования составляет материалистическая диалектика. В качестве основных методов исследования выступили также методы историзма и системности научного анализа, являющиеся общепринятыми в правовом исследовании. Необходимо отметить также, что в процессе проведения диссертационного исследования использовались некоторые частные методы, а именно: формально-логический, заключающийся в детальном анализе исследуемых в работе положений (правовое сознание, студенческая молодежь как субъект правовых отношений и т.д.); метод экспертной оценки, сущность которого состоит в оценке мнений специалистов по проблеме формирования государственной молодежной политики, одной из задач которой выступает правовое воспитание. Помимо отмеченных, при проведении исследования, автором были использованы статистический, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и т.д. Кроме того, автором было проведено анкетирование студенческой молодежи вузов г. Краснодара с целью выяснения уровня правового сознания данной категории респондентов. Анкетирование было проведено с соблюдением социологических требований и с обеспечением репрезентативности опрашиваемых.

    Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых, исследователей и специалистов в области теории государства и права, конституционного права, социологии, психологии, содержащие выводы и предложения по проблеме формирования правового сознания молодежи и правовому воспитанию как методу формирования правового сознания. При проведении исследования проанализированы проекты нормативно-правовых актов, научные публикации, статьи и статистические данные, затрагивающие подлежащие разработке проблемы.

    Нормативную основу дпсссртацпоппого исследования составили следующие международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах, Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, устанавливающее правовой статус молодежи, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной и муниципальной власти.

    Эмпирическая база исследования образована путем анкетирования студентов высших учебных заведений г. Краснодара (370 респондентов) в 2005 г., опроса сотрудников Комитета по делам молодежи администрации муниципального образования г. Краснодара, Комитета по делам молодежи Законодательного собрания Краснодарского края, Комитета по делам молодежи, спорту, туризму, культуре, экологии и охраны окружающей природной среды, контент-анализа газет и журналов по проблемам формирования правового сознания студенческой молодежи. При подготовке диссертационного исследования использовались данные краевого комитета по статистике администрации Краснодарского края.

    Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к её освещению. В диссертации впервые осуществляется комплексный анализ современного состояния правосознания студенческой молодёжи; критически рассматриваются и оцениваются некоторые научные представления о природе правосознания в целом; выявляются и анализируются факторы, оказывающие влияние.на формирование правового сознания молодёжи; предлагаются первоочередные меры, необходимые, по мнению автора, для коррекции правового сознания современной российской студенческой молодёжи.

    В результате проведённого исследования разработаны следующие основные положения, выносимые на защиту:

    — правосознание — область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных орнентаций, способных в будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях.

    -правосознание студенчества — это обусловленная общей целью и социальной ролыо особая форма группового правосознания, содержание которой составляет совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существовавших ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, отношениях и субъектах права, тенденциях их дальнейшего развития, а также правовых установок и ценностных орнентаций, регулирующих поведение членов данной социальной группы в юридически значимых ситуациях. Фактическим носителем правосознания выступает отдельный индивид в рамках коллективного субъекта правовых отношений (в данном случае — студенческой молодёжи);

    — студенческая молодёжь — это самостоятельный субъект общественных отношений, особая социально-демографическая группа населения в возрасте, как правило, от 16 до 25 лет, проходящая в соответствии с утверждённой программой подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования к выполнению определённых профессиональных и социальных ролей, которая реализует свою единую коллективную волю через деятельность политических партий, студенческих движений и объединений. Студенческая молодёжь обладает специальным правовым статусом и является самостоятельным коллективным субъектом правовых отношений;

    — к специфическим особенностям правосознания современного российского студенчества относятся: фрагментарность, обусловленная избирательно-прагматическим характером интереса студентов к праву; ориентированность на сферу публичного права, причем в сфере правонарушения ; абстрактноположительное отношение к праву как социальной ценности; сугубо негативное восприятие практики реализации права в современном российском обществе; известный эклектизм, характеризующийся сочетанием противоречивых воззрений; возрастной « исторический оптимизм », сохраняющий необходимый горизонт для духовного развития и осуществления намеченных практических це лей.

    — особенностями формирования правового сознания студенческой молодежи являются: во-первых, использование информационного (т.е. основанного на правовых знаниях), оценочного (т.е. основанного на выработке ценностных ориентации по отношению к праву и правовым явлениям), регулятивного (т.е. основанного на правовой установке на правомерное поведение) и когнитивного (т.е. основанного на сознательном отношении к праву) аспектов формирования правового сознания; во-вторых, учет основных факторов, оказывающих влияние на формирование правосознания, которыми являются результаты деятельности субъектов « творцов правосознания »: органов государственной и муниципальной власти (государственная политика представляет собой ключевой фактор), международных организаций, религиозных концессий, социально-демографических групп и иных коллективных образований, включая семью, образовательных учреждений, средств массовой информации, индустрии развлечений и индивидуальных лидеров в их совокупности и взаимодействии; в-третьих, необходимость учитывать наметившуюся тенденцию психологической перестройки в сфере правового сознания, связанную с трактовкой правовых явлений, так как право, все более заметнее, рассматривает субъекта, как самостоятельную, инициативную, творческую личность, а не как часть огромного целого.

    Теоретическое значение исследования определяется возможностью и * целесообразностью использования ее результатов в науке теории государства и права, что заключается в научном обосновании современного подхода к решеншо актуальных проблем, связанных с понятием и структурой правосознания; характеристикой правового сознания самостоятельного субъекта правовых отношений — студенческой молодежи; анализом государственной молодежной политики; обоснованием необходимости четкой законодательной регламентации форм, методов и средств правового воспитания как метода формирования правового сознания студенческой молодежи.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании предложений по систематизации обширной базы нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус молодёжи в целом, устранению существующих пробелов в законодательстве, приведению некоторых нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством. Ряд положений диссертации может быть использован в практической деятельности государственных и муниципальных органов, образовательных учреждений по правовому воспитанию студенческой молодёжи, повышению уровня её правовой культуры. Кроме того, результаты исследования представляют интерес для преподавания соответствующих разделов учебной дисциплины « Теория государства и права », « Социология права ».

    Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась, прежде всего, в процессе преподавания правовых дисциплин на факультетах Кубанского государственного университета. Различные аспекты исследования и его результаты сообщались в докладах автора и обсуждались на следующих конференциях: на научно-практической конференции «Закон и судебная практика» (Краснодар, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием « Политическая и правовая культура молодежи: вопросы истории, теории и практики » (Валдай, 2003), на Всероссийской научной конференции « Право как ценность: многообразие исторических форм и перспективы развития » (Сочи, 2003). Результаты исследования обсуждались и рецензировались на кафедре теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.

    Обоснованность и достоверность результатов исследования. Достоверность полученных результатов подтверждается изучением научных трудов по теории права и государства, социологии, психологии, педагогики, анализом и обобщением правоприменительной практики должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления. Изучалась статистическая отчетность реализации федерального законодательства о молодежи, а также административного законодательства нескольких субъектов Российской Федерации (Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской, Владимирской и Ростовской областей). При подготовке научной работы использовались публикации в средствах массовой информации, учитывались результаты социологических исследований других авторов. Совокупность комбинаций избранных методов исследования темы научной работы на теоретическом и эмпирическом уровнях обусловила достоверность полученных положений и выводов, выносимых на защиту.

    Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Структура работы определяется целями и задачами исследования.

    Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история правовых учений», Хиль, Ирина Михайловна

    Подводя итог настоящему исследованию, посвященному правосознанию студенческой молодёжи, можно сформулировать ряд выводов, в которых резюмируется его содержание.

    Отличительной особенностью проведенного исследования является оценка правосознания сквозь призму составляющих его элементов, основополагающими категориями которой выступает объект и субъект правосознания. Учитывая многоаспектный характер оценки понятия объекта правосознания, выраженный в объеме регулирования отношений, мы предлагаем объектом правосознания считать правовую действительность, действующее право, а также существующие в обществе идеи и взгляды о правовых нормах, которые должны будут существовать в будущем как гарант законотворческой функции правосознания. Отражая объект правосознания именно таким образом, мы добиваемся взаимосвязи достигнутых в науке положений с перспективными мероприятиями по правовому воспитанию молодежи, тем самым, объединив проводимую в настоящее время государственную молодежную политику с перспективой развития правового поля России в будущем.

    Субъект правосознания в работе представлен путем анализа двух основных групп теорий о субъекте правосознания: теории индивидуализма (Г, Спенсера, 3. Фрейда, А. Шопенгауер и др.) и теория коллективизма (например, А.Э. Дюркгейм ). Опираясь на выработанные наукой положения и привнеся собственные суждения, мы считаем необходимым, разделять индивидуальное и коллективное правосознание , с выделением подвидов последнего, например, таких, как групповое (молодежное или студенческое). Ценность данного предложения заключается в том, что при принятии указанного суждения существует возможность воспринять опыт философии и теории права, а также развивать теорию субъекта в зависимости от поставленных задач, не нарушая выработанной концепции.

    Дискуссионный характер носит и проблема структуры правового сознания. Количество элементов правосознания, их взаимосвязь трактуются разными авторами различным образом. Нами представлено собственное суждение, которое в число элементов структуры правосознания включает информационный, оценочный и эмоциональный элемент. Следовательно, правовое сознание по своей структуре может включать познавательную, когнитивную сторону (правовую идеологию), социально-психологическую сторону (правовую психологию), а также информационный элемент (знание права), оценочный элемент (отношение к праву) и эмоциональный элемент (побуждение к выполнению правовых предписаний ).

    Подводя итог анализу подходов к решению проблемы правосознания, существующих в современной отечественной юридической науке, нужно признать их несомненную познавательную ценность и известную практическую значимость. Но вместе с тем, нельзя не заметить субъективизма и произвольности предлагаемых в отечественной литературе решений вопросов определения и структуры правосознания. Отчасти это вызвано тем, что правосознание представляет собой сложный феномен, заключающий в себе нравственный, социальный, политический, экономический и иные аспекты. Нами предложено следующее определение правосознания: правосознание — область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, способных в будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях.

    Поскольку, в изученных нормативных актах, имеется несколько дефиниций молодёжи, находящихся в противоречии друг с другом, а понятие студенческой молодёжи вообще отсутствует, диссертантом предлагается собственное определение студенческой молодежи, согласно которому она представляет собой самостоятельный субъект общественных отношений, особую социально-демографическую группу населения в возрасте, как правило, от 16 до 25 лет, проходящую в соответствии с утверждённой программой подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования к выполнению определённых профессиональных и социальных ролей, которая реализует свою единую коллективную волю через деятельность политических партий, студенческих движений и объединений. Студенческая молодёжь обладает специальным правовым статусом и является самостоятельным коллективным субъектом правовых отношений.

    Правосознание студенчества определяется в работе как обусловленная общей целью и социальной ролью особая форма группового правосознания, содержание которой составляет совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существовавших ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, отношениях и субъектах права, тенденциях их дальнейшего развития, а также правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение членов данной социальной группы в юридически значимых ситуациях.

    Итоги социологического исследования правосознания студенческой молодежи вузов г. Краснодара позволили установить наиболее уязвимые места в системе правового воспитания молодежи и определить основные направления деятельности субъектов « творцов правосознания », сформировать ряд первостепенных мероприятий, необходимых для повышения уровня правосознания студенчества. Меры, направленные на формирование правосознания студенческой молодежи, по мнению диссертанта, должны быть институализированными, осуществляться в рамках государственной политики. Коррекция правосознания студенческой молодежи должна осуществляться путем развития его позитивных элементов.

    Полученные в итоге исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что отрицательная оценка студенчеством правовой действительности является отражающей реальное положение вещей, и не может быть исправлена с помощью правового воспитания. Для преобразования этого элемента правосознания необходима реорганизация государственной правовой политики. Невысокая оценка правовой действительности взаимосвязана с низким уровнем правовой информированности молодежи.

    Анализ результатов проведённого автором исследования позволил выявить следующие специфические особенности правосознания современного российского студенчества: фрагментарность, обусловленная избирательно-прагматическим характером интереса студентов к праву; ориентированность на сферу публичного права, причём в сфере правонарушения ; абстрактно-положительное отношение к праву как социальной ценности; сугубо негативное восприятие практики реализации права в современной российском обществе; известный эклектизм, характеризующийся сочетанием противоречивых воззрений; возрастной «исторический оптимизм», сохраняющий необходимый горизонт для духовного развития и осуществления намеченных практических целей.

    Детальное изучение действующего в России законодательства о молодежи выявило необходимость систематизации обширной базы нормативных правовых актов, образующих правовой статус молодежи, устранения существующих пробелов в законодательстве, приведения ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации, в соответствие с федеральным законодательством.

    Особенностями формирования правового сознания студенческой молодежи являются:

    -во-первых, использование информационного (т.е. основанного на правовых знаниях), оценочного (т.е. основанного на выработке ценностных ориента-ций по отношению к праву и правовым явлениям), регулятивного (т.е. основанного на правовой установке на правомерное поведение) и когнитивного (т.е. основанного на сознательном отношении к праву) аспектов формирования правосознания;

    -во-вторых, учет основных факторов, оказывающих влияние на формирование правосознания студенческой молодежи, которыми являются результаты деятельности субъектов « творцов правосознания »: органов государственной и муниципальной власти (государственная политика представляет собой ключевой фактор), международных организаций, религиозных конфессий, социально-демографических групп и иных коллективных образований, включая семью, образовательных учреждений, средств массовой информации, индустрии развлечений и индивидуальных лидеров в их совокупности и взаимодействии;

    -в-третьих, необходимость учитывать наметившуюся тенденцию психологической перестройки в сфере правового сознания, связанную с трактовкой правовых явлений, так как право все более заметнее рассматривает субъекта как самостоятельную, инициативную, творческую личность, а не как часть огромного целого.

    На основе анализа структуры и содержания факторов, влияющих на формирование правосознания студенческой молодёжи, автор приходит к выводу, что их действие в настоящее время хаотично и влечёт за собой формирование деформированного правового сознания у студенческой молодёжи. Более того, ни один из субъектов государственной политики России, признаваемой автором в качестве важнейшего фактора формирования правосознания, не ставит своей задачей формирование правового сознания у молодежи, предоставляя этому процессу развиваться самостоятельно.

    Главным средством устранения дефектов правового сознания молодежи, включая студенчество, в России может быть разработка и реализация федеральной государственной программы правового воспитания молодежи, кардинальное усовершенствование существующей системы правового воспитания студентов как юридических, так и не юридических специальностей.

    Основной отличительной особенностью современного функционирования правового воспитания является его характеристика как составного элемента информационной среды правовой культуры личности. Таким образом, правовое воспитание в своей содержательной стороне должно: носить конкретный, целенаправленный, деятельный и эффективный характер.

    Правовое воспитание как важнейшее средство формирования правового сознания молодого поколения, имеет своей задачей устранение существующего противоречия между наличным и требуемым уровнем правовой подготовленности. Следовательно, содержание правового воспитания включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения.

    Основными выводами вышеизложенного можно считать то, что правовое просвещение и воспитание студенчества осуществляется, прежде всего, при изучении основ наук на протяжении всего периода обучения в высшем заведении с учетом возрастных особенностей и специфики специальности факультета. В формировании правосознания студента в единстве и взаимосвязи участвуют две стороны воспитательного процесса — деятельность преподавателя по передаче студентам правовых знаний и деятельность студентов по их усвоению. Правовое воспитание нуждается в наглядных пособиях, специальных радио и телепередачах, учебных фильмах, учитывающих возрастную психологию студентов и особенности формирования их правосознания. Необходимо установить пределы и приоритеты информации о праве для студентов, возможности усвоения сведений о требованиях права, выявить факторы, способствующие усвоению ими правовой информации. Мы считаем, что правовое воспитание студентов без вовлечения их в те или иные виды общественной деятельности вне аудиторных занятий и вуза, где на практике реализуются требования правовых норм, неэффективно. Последовательное и постоянное осуществление разнообразных форм внеаудиторной работы по правовому воспитанию служит необходимым условием формирования правосознания студентов, развития их гражданственности и общественной активности.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Хиль, Ирина Михайловна, 2005 год

    1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.

    2. Всеобщая декларация прав человека // Права и свободы личности. Библиотечка « Российской газеты » совместно с библиотечкой журнала « Социальная защита ». Выпуск 11. М., 1995.

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень международных договоров. -1993. № 1.

    4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. № 12.

    5. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР . Выпуск XLVI. -1993.

    6. Конвенция СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам » // Бюллетень международных договоров. -1995. № 2.

    7. Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека» // Собрание законодательства РФ. -1999. № 13. — Ст. 1489.

    8. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 2003. 25 декабря.

    9. Гражданский кодекс РФ. М.,2005.

    10. Гражданский процессуальный кодекс РФ. М.,2005.

    11. Трудовой кодекс РФ. М.,2005.

    12. Налоговый кодекс РФ. М.,2005.

    13. Семейный кодекс РФ. М., 2005.

    14. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.М.,2005.

    15. Уголовный кодекс Российской Федерации: По сост. на 1 января 2005г. М., 2005.

    16. Уголовный кодекс РСФСР 1960г.

    17. Закон РФ «О статусе судей в РФ» // Ведомости Верховного Совета РФ.-1993.-№ 17.-Ст. 606.

    18. Закон РФ « Об авторском праве и смежных правах » // Ведомости

    19. СНД и ВС РФ. -1993. № 32. — Ст. 1242.

    20. Закон РФ « Об образовании » // Собрание законодательства РФ. -1996.-№3,- Ст. 150.2002.№ 7. Ст. 631; № 26. Ст. 2517.119. « Патентный закон РФ » // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. № 42. -Ст. 2319.

    21. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» //Собрание законодательства РФ. -1998.-№ 13.-Ст. 1475.

    22. Федеральный закон « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений » // Собрание законодательства РФ. 1995. -№27.-Ст. 2503.

    23. Федеральный закон « О гражданской обороне » // Собрание законодательства РФ. -1998. № 7. — Ст. 799.

    24. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. -1995. № 3. — Ст. 170.

    25. Федеральный закон « О производственных кооперативах » Собрание законодательства РФ. -1996. № 20. — Ст. 2321.

    26. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. -1995. № 47. — Ст. 4472.

    27. Федеральный закон « О статусе военнослужащих » // Собрание законодательства РФ. -1998. № 22. — Ст. 2331.

    28. Федеральный закон « Об обороне » // Собрание законодательства РФ. 1996.-№23.-Ст. 2750.

    29. Федеральный закон « Об общественных объединениях » // Собрание законодательства РФ, -1995. № 21. — Ст. 1930.

    30. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» //Собрание законодательства РФ. -1998. № 31. — Ст. 3802.

    31. Постановление Верховного Совета РФ « Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ » // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993.-№25.-Ст. 903.

    32. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О проекте федерального закона « Об основах государственной молодежной политики в РФ » // Ведомости ФС РФ. 1999. — № 19. -Ст. 1291.

    33. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 34. Ст. 4223.

    34. Указ Президента РФ « О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин » // Собрание актов Президента и Правительства РФ.-1993.-№ 11.-Ст. 937.

    35. Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» // Собрание законодательства РФ. -1995. № 38. — Ст. 3669.

    36. Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов РФ» // Собрание законодательства РФ. -1995. № 10. — Ст. 862.

    37. Указ Президента РФ « О мерах по материальной поддержке ученых России » // Собрание актов Президента и Правительства РФ.-1993.№ 38.-Ст. 3516.

    38. Указ Президента РФ «Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России» // Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 25. Ст. 2380.

    39. Указ Президента РФ « О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ » // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. № 46. — Ст. 4449.

    40. Указ Президента РФ « Вопросы прохождения военной службы »

    41. Собрание законодательства РФ. -1999.-№ 2. Ст.264.

    42. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности » //Собрание законодательства РФ. 1994. — № 8. — Ст. 804.

    43. Постановление Правительства РФ « О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ » // Собрание законодательства РФ. -1996.-№15.-Ст. 1627.

    44. Постановление Правительства РФ «О государственных научных стипендиях для выдающихся ученых России и талантливых молодых ученых России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1994. № 11. -Ст. 862.

    45. Постановление Правительства РФ « Вопросы Государственного Комитета РФ по делам молодежи » // Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 47.-Ст.5772.

    46. Постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства РФ.-1997.-№51.-Ст. 5815.

    47. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» // Собрание законодательства РФ. -1994. № 27. — Ст. 2893.

    48. Постановление Правительства РФ « О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России » // Собрание законодательства РФ. -1994. № 2. — Ст. 104.

    49. Постановление Правительства РФ « Об утверждении Положения о воинском учете» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 1. -Ст. 192.

    50. Постановление Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан » //Собрание законодательства РФ. -1999. № 2. — Ст. 295.

    51. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам » // Собрание законодательства РФ. -1995.-№ 39. Ст. 3768.

    52. Постановление Правительства РФ « О приемной семье » // Собрание законодательства РФ. -1996. № 31. — Ст. 3721.

    53. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания общего образования»// Вестник образования. 1998.-№10.

    54. Рекомендация МОТ «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. В 2 т. Женева, 1991.-Т.2.

    55. Рекомендация МОТ «Об условиях труда молодых людей, занятых на подземных работах в шахтах и рудниках» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. В 2 т. Женева, 1991.-Т.2.

    56. Рекомендация МОТ « О безработице среди молодежи » // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. В 2т.-Женева, 1991.-Т. 1.

    57. Минимальные стандартные правила ООН , касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (« Пекинские правила ») // Советская юстиция . -1992. -№ 12,13.

    58. Соглашение «О сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государствах их проживания» // Сборник международных соглашений МВД РФ. М., 1996.

    59. Краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани-2002» // Информационный бюллетень законодательного собрания краснодарского края № 39. 2002.2. КНИГИ, МОНОГРАФИИ.

    60. Алехин. А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебпик.-М.

    61. Альбрехт С., Венц Дж., Уильяме Т. Мошенничество . Луч света на темные стороны бизнеса / Перев. с англ. Д. Рапопорта. СПб., 1995.

    62. Баранов П.П. Правовое сознание и правовое воспитание // Общая теория права Н.Новгород. 1993.

    63. Беккариа Ч. О преступлении и наказании . // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия « Общественная мысль: исследования и публикации ») М., 1995.

    64. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М, 1984.

    65. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические. СССР., 1991.

    66. Боботов С.В. Буржуазная социология права. 1978.

    67. Бобров Л.В. Поговорим о демографии. М., 1974.

    68. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. —1996.

    69. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1959.

    70. Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском праве. Рига, 1976.

    71. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

    72. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

    73. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1950.

    74. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание: сознание в предмете философии культуры. Монография. Самара, 1996.

    75. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие,методика, критерии изменения. Киев. 1985.

    76. Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М.,1940.

    77. Государственная молодежная политика в действии: На материалах районов, городов, областей России. М., 1994.

    78. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты / Общ. ред. и сост. Луков В.А. М. 1995.

    79. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. СПб., 2001.

    80. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования.// (Над чем работают, о чем спорят философы). М., 1987.

    81. Гуань Чжунь. Гуань-цзы // Древнекитайская философия. Собр. Текстов: В 2 т. М. 1973.

    82. Гумбольд В. Фон О различии строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человечества // Гумбольд В. Фон Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

    83. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. / Под ред. И 6 предисловием В.М. Смирнова и А.И. Трохачева; Л., 1974.

    84. Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология: ее предмет, метод, предназначение. Сборник. М„ 1995.

    85. Журавлев В.В. Общественное и индивидуальное сознание. М.,1963.

    86. Зобов Р.А. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные. 1999. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб., 2000.

    87. Зыкова Б.А. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. -М. 1978.

    88. Иванов В.И. Проблемы детской виктимности в современном обществе: молодежь в условиях социально-экономических реформ /Науч. Ред. В.Т. Лисовский. СПБ ., 1995.

    89. Из опыта проведения государственной молодежной политики в Самарской области / Сост. О.В. Фурцев , Е.Э. Эберенц, ТА. Назарюк, М.В. Захарова . Самара. 1994.

    90. Ильин И.А. О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности (Антология); Сост. А.П. Альбов , Д.В. Масленников, А.И. Числов, С.В. Филлнпова. С.Пб., 1997.

    91. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. М., 1994.

    92. Истина. И только истина! Пять бесед о судебно-правовой реформе.-М., 1990.

    93. Касьянов В.В. Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д,2001.

    94. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика (региональный аспект). Ростов н/Д., 1997.

    95. Касьянов В.В. Политическая социализация молодежи в условиях современной России (философско социологический анализ) Краснодар., 1998.

    96. Кистяковский Б.А. В защиту права: интеллигенция и правосознание . //Вехи. Из глубины. М., 1991.

    97. Ковалева А.Т. Луков В.А. Социология молодежи: теоретические аспекты.-М., 1994.

    98. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Гл. ред. Л.А. Окуньков ; Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1996.

    99. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Отв. ред. О.В. Грачев. -М., 1992.

    100. Констан Б. Об узурпации. // О свободе . Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия « Общественная мысль: исследования и публикации ») М., 1995.

    101. Конституционное право России. Курс лекций. Саратов, 1995.

    102. Коран. Перевод смыслов и комментарий В. Прохоровой // Гл. ред.

    103. Д-р Мухаммед Шейх Сайд Аль Рошд, М., 1993.

    104. Кукушкина Е.И. Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, прак-тика.//(Над чем работают, о чем спорят философы). М., 1989.

    105. Ленин В.И. Объективные данные о силе разных течений в рабочем движении / Поли. Собр. соч. Т. 25

    106. Лисовский П.Г. Дмитриев А.В. Личность студента. Л., 1974.

    107. Личность и уважение к закону: социологический аспект / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев , В.П. Казимирчук. М., 1979.

    108. Лукашева Е.А. Правосознание иукрепление законности в СССр. -М. 1957.

    109. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность . -М., 1973.

    110. Мерзин Б.Н. Место гражданской правосубъектности в механизме правового регулирования.// Правовые проблемы правосубъектности . Свердловск, 1978.

    111. Милль Д.С. О свободе. // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия « Общественная мысль: исследования и публикации ») М., 1995.

    112. Молодежный экстремизм // Под ред. А.А. Козлова. Человек и общество; вып. 28. СПб., 1996.

    113. Молодцов В.М. Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.М. Молодцова. М., 2001.

    114. Монтескье Ш. О духе законов. // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия « Общественная мысль: исследования и публикации ») М., 1995.

    115. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права //Русская философия права: философия веры и нравственности (Антология); Сост. А.П. Альбов , Д.В. Масленников, А.И. Числов, С.В. Филлипова . С.Птб., 1997.

    116. Насырова Т.Я. Теологическое толкование советского закона. Казань, 1988.

    117. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР / Под ред. В.М. Лебедева , В.П. Божьева. 2-е изд., испр. и доп. -М., 1997.

    118. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания . / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев.- М., 1996.

    119. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

    120. Общая теория государства и права. Учебник / А.Ф. Вишневский , Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. М., 2004.

    121. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина . М., 1997.

    122. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов / Отв. ред. проф. ГА Туманов. -М., 1995.

    123. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М., 1989.

    124. Пашуканис Е. Общая теория права и марксизм. М., 1926.

    125. Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учеб. пособие. Самара, 1995.

    126. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М.,1995.

    127. Политическая социология. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002.

    128. Правовое воспитание молодежи. / Отв. ред. Н.И. Козюбра , В.В. Ок-самытный, П.М. Рабинович. Киев, 1985.

    129. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев.1979.

    130. Проблемы теории государства и права: Учебник. / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987.

    131. Программа Общероссийской политической общественной организации « ОТЕЧЕСТВО ». М., 1999.

    132. Программа партии « Демократический выбор России » // Политические силы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Политические партии. -СПб., 1997.

    133. Пятигорский A.M. Три беседы о метатеории сознания // Избранные труды. М., 1996.

    134. Рабочая книга социолога / Отв. Ред. Г.В. Осипов. 2-е изд. испр. и доп.-М.1983.

    135. Рамазанов А.Г. Проблемы системного анализа нормативных актов правовой информатики. М., 1998.

    136. Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М.1925.

    137. Россия сегодня. Политический портрет, 1985-1990 гг. / Отв. Ред. 2 Б.И.Коваль. М., 1991.

    138. Румянцев О.Г. Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.,1997.

    139. Рыбаков В.А., Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Правовое воспитание в условиях формирования гражданского общества // ОВД в механизме формирования правового государства. Уфа. 1991.

    140. Сишокова Т.В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права. Курс лекций. М., 1997.

    141. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М.,1998.

    142. Советское законодательство о труде: справочник / Отв. ред. В.В. Клепцов.-М.1984.

    143. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

    144. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права

    145. Квинтэссенция: философский альманах. Сост. В.И. Мудрагей , В.И. Усанов. -М., 1990.

    146. Социальные службы для молодежи, материалы и документы. Серия: Государственная молодежная политика в России: документы, опыт, практика / Общ. ред. и сост. В.К. Криворученко; Инт-т молодежи. Центр образования молодежи « Демократия и развитие ». М, 1995.

    147. Социальная психология личности. М., 1989.

    148. Социология молодежи: учебник /Отв. ред. В.Т. Лисовский; Гос. Ком. РФ по высш. образованию. СПб., 1996.

    149. Спенсер Г. Основания психологии. // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. М., 1998.

    150. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

    151. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М., 1995.

    152. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе / Библиотека журнала « Управление персоналом ». М., 1996.

    153. Строгович М.С. Учение о материальной истине в уголовном процессе. М., 1947.

    154. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

    155. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. Н.Г. Александрова. -М., 1974.

    156. Теория государства и права. Учебник./ Под ред. В.М. Корельского , В.Д. Перевилова. М., 1997.

    157. Тихомиров Л.А. Критика демократии // Пути русского имперского сознания. Вступ. статья и ком. М.Б. Смолина. М., 1997.

    158. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.

    159. Актуальные проблемы правового воспитания студенческой молодежи. Тезисы республиканской научно-методической конференции / Под общ. ред. Опрышко В.Ф. 1987.

    160. Александров Н.Г. Социалистические принципы советского права // Советское государство и право. 1957. — № 11.

    161. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. -1993.- №6.

    162. Байниязов Р.С. Правосознание как правовая идеология // Атриум. Серия Юриспруденция . -1998. № 1.

    163. Байниязов Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики // Правоведение . -1997. № 4.

    164. Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. -1998. № 2.

    165. Буяков АЛО . Право. Политика. Конфликты // Правоведение. 1997.4.

    166. Варламов В. «О системе российского законодательства // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия « Юриспруденция » Выпуск второй.—Тольятти, 1998.

    167. Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко И.И. Отношение студенческой молодежи к религии // Социологические исследования. 2000. — № 1.

    168. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. — № 12. Гончаров В.Б., Кожевников В.В. О некоторых аспектах общественного мнения омичей о милиции // Государство и право. — 1996. — № 6.

    169. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист . -1998. -№ 11/12.

    170. Грошев А.В. Правосознание в системе оснований криминализации общественно опасных деяний // Российский юридический журнал. -1997.

    171. Гурова Т.В. К вопросу о соотношении естественного и позитивного права // Атриум. Серия Юриспруденция. -1998. № 1.

    172. Гурвнч Г.С. К составлению административного кодексв // Власть Советов. 1923. — № 3.

    173. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // государство и право. 1992.- № 4.

    174. Дидковская Я.Я. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. ООО . № 1.

    175. Жижирина Ю. К вопросу о правовом нигилизме // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия « Юриспруденция » Выпуск второй. Тольятти, 1998.

    176. Заметина Т.В. Правосубъектность коренных малочисленных народов в контексте признания их конституционного статуса // Атриум. Серия Юриспруденция. -1997. № 2.

    177. Карабущенко П.Л. Эгалитаризм и элитаризм как категории правового сознания // Правоведение. -1997. № 4.

    178. Карнозова Л.М. Суд присяжных в России: инерция юридического сознания и проблемы реформирования // Государство и право. -1997.-№10.

    179. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2001. — № 7.

    180. Керимов Д.А. Психология и право // Государство и право.1992.№ 1.

    181. Ковалева Т.В., Селезнев И.В. Этнополитическое сознание студентов в первой половине 90-х годов //Социологические исследования. 2000. № 3.

    182. Комлев Ю.Ю., Демидов В.Н., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. 1997.-№8.

    183. Копейчиков В.В., Бородин В.В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства //Государство и право.-1990.-№2.

    184. Корпев А.б. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. -1998.- № 5.

    185. Куприянов А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция. -1998.- № 1.

    186. Кудайбергенов У. О социологическом правосознании // Советское государство и право. 1952.

    187. Кузаев И. Воззвание ко всем геймерам // Страна игр.- 1998.-№ 5.

    188. Любарев А.Е. Корреляционный анализ результатов парламентских выборов 1995 года // Политические исследования. -1996.- № 2.

    189. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании // Социологические исследования. 2001. — № 2.

    190. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2002. — №3.

    191. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики. // Правоведение. -1997.- №4.

    192. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны « одной медали ».// Правоведение. -1994.- № 2.

    193. Миньковский Г.М. Ревин В. Пекинские правила и проблемы совершенствования республиканского законодательства // Советская юстиция. -1992.-№ 14.

    194. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение побростков.// Социологические исследования. 1982. № 2.

    195. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Государство и право. -1990.- № 2.

    196. Нехаев В.В. Становление государственной молодежной политики в РФ: первые итоги // Из опыта реализации государственной молодежной политики. Информационный бюллетень. Вып.2. -Тула. 1994.

    197. Пашерстник А.Е. О сфере действия и принципах трудового права // Советское государство и право. 1957. — № 10.

    198. Печников Г. Система « здравого юридического смысла » в уголовном процессе // Российская юстиция. -1998.- № 3.

    199. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. 2003. — № 8.

    200. Плешаков Л.П. Правосознание и государственность // Правоведение.- 1997. №4.

    201. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки //Государство и право. -1992.- № 1.

    202. Советское правовое государство и юридическая наука (Круглый стол). // Советское государство и право.-1989.- №4.

    203. Степанова И.Б. Мотив ревности: Проблема неосознанного //Правоведение. -1996,- № 2.

    204. Страшун Б. Какое государство мы строим? Размышления над новой Конституцией РФ // Российская Федерация. -1994.- №1.

    205. Суслов В.А. Структура правосознания // Правоведение. -1997.- № 2.

    206. Суханов Е.А. Проблемы реформирования высшего юридического образования в России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. -1996.-№5.

    207. Ткаченко В.И. Пробелы в новом Уголовном кодексе России //Законодательство.-1997.- № 3.

    208. Ульянова Н. Вылечит зона наркомана? // Аргументы и факты. -№ 17.-05.02.1998.

    209. Феофанов О.А. Реклама система психопрограммирования общества// США : экономика, политика, идеология. — 1972.- №10.4. АВТОРЕФЕРАТЫ.

    210. Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 1993.

    211. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.

    212. Баранова Т.М. Особенности формирования государственной молодежной политики России в условиях реформирования общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политологических наук. -М., 1993.

    213. Батов С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 1989.

    214. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Екатеринбург, 1996.

    215. Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Киев, 1982.

    216. Евплова Н.Ю. Правовое сознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 2000.

    217. Корниенко JI.M. Проблемы формирования правосознания школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 1974.

    218. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород 2000.

    219. Попов В.И. Правопонимание в советской юридической науке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001.

    220. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2000.

    221. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой процесс: (проблемы теории и методологии): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург, 1996.

    222. Тапчанян МН.М. Правосознание и правовая культура личности, в условиях обновления России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва. 1999.174