Основные правила вежливости и этикета

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения, правила вежливости, хорошего воспитания, учтивости, которые необходимо соблюдать в обществе, на работе, в школе, университете, за столом и даже на улице.

Правила этикета являются неписаными, обязательными к исполнению, то есть это манера поведения, принятая «по умолчанию» и соблюдаемая людьми как некий стандарт, не подлежащий обсуждению. Воспитанный человек должен не только знать и придерживаться норм этикета, но и понимать их значение для жизни и общества. Ведь хорошие манеры являются отражением внутреннего мира человека, показателем его интеллектуального уровня и моральных устоев. У культурного человека больше возможностей для развития, установления контактов, создания хороших взаимоотношений с окружающими людьми и, следовательно, для достижения своих целей.

Вежливость с колыбели

Вежливость всегда и везде ценится очень высоко. В больших мегаполисах и крупных городах вежливость превращается в редкий и ценный дар, доступный не каждому. Грубость и невоспитанность становятся нормой, и это никого не удивляет. Поэтому очень важно взрастить семена этикета в сердце ребенка с малых лет, вместе с первым словом и делом. Очень часто родители, не зная, как воспитать ребенка, перенимают опыт своих друзей или старшего поколения. Это не совсем правильно.

Каждый человек индивидуален, в том числе и ваш ребенок. Он не поймет авторитарного и требовательного отношения к себе. Взрослым нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы привить своему чаду вежливость и обходительность. Ни в коем случае не заставляйте и не давите на ребенка. Просите, будьте вежливы, и ребенок с радостью выполнит все ваши просьбы. Повторяйте при разговоре с ним как можно чаще волшебные слова – «спасибо» и «пожалуйста». Но правила вежливости для детей не ограничиваются только этими словами. Постепенно приучите его здороваться, прощаться, извиняться. Подтолкните его к чтению, с последующим обсуждением поступков героев книги. Объясняйте, как следует вести себя с людьми, и как нельзя. А главное — всегда и везде будьте вежливы сами. Ведь ребенок копирует поведение своих родителей и, видя перед глазами пример этикета, он будет стараться следовать ему.

Этикет со школьной скамьи

Получив основные понятия о добре и зле, ребенок переходит на следующий уровень – школьный, где на протяжении всего учебного процесса его обучают основным правилам этикета.

Являясь вторым домом, школа ставит перед собой те же благие цели, что и родители. Однако правила вежливости в школе не должны состоять только из нравоучительных лекций и поучительных бесед.
Для глубокого и детального освоения всех канонов этикета учителя должны проводить занятия, посвященные урокам культуры поведения и вежливости, в виде:

  • семинаров и тренингов, на которых проводятся беседы по принципу «ответ-вопрос», обсуждаются различные ситуации, проигрываются линии поведения, моделируются ситуации;
  • игры, на которых участники делятся на несколько групп и обыгрывают жизненные ситуации, связанные с нормами этикета.
  • Подобные оригинальные методы, как правило, эффективны и действенны, они помогают выявить уровень вежливости каждого школьника, учат детей взаимопониманию, нормам поведения в конкретной ситуации. Школьники легко и незаметно усваивают правила вежливости, примеры, поданные старшими наставниками, становясь к тому же более открытыми и общительными.

    Здороваться надо правильно

    Правильное и умелое приветствие – одно из непреложных норм этикета. Здороваться с людьми необходимо приветливо, дружелюбно, открыто улыбаясь. Правила вежливости при встрече с людьми звучат так: старайтесь смотреть им прямо в глаза, слова приветствия произносить четко и ясно, тон обращения при этом должен быть мягким и обходительным. Приветствие обычно сопровождается словами: «Привет» (обращение к друзьям и ближайшим знакомым), «Здравствуйте» (универсальное обращение), «Доброе утро (день, вечер)» (в зависимости от времени суток).

    Чего не следует делать

    В правилах этикета есть свое «вето», то есть запрещенные действия, которые могут выставить вас невоспитанным человеком.

  • Не следует обращаться к человеку с восклицанием «Алло!», «Эй, ты!»
  • Увидев знакомого, не стоит отчаянно пробиваться к нему через всю комнату, доставляя неудобство остальным присутствующим.
  • При встрече знакомых в театре, ресторане следует слегка кивнуть им в знак приветствия, а не кричать на всю округу.
  • Встретив знакомого на улице, не задерживайте его надолго, лучше договоритесь о следующей встрече или телефонном звонке.
  • Не рекомендуется хлопать малознакомого человека по плечу, здороваясь с ним.
  • Кто кого приветствует

    Кто же должен здороваться первым? Основные правила вежливости в данном случае сводятся к следующему. Первым здоровается:

    • мужчина с женщиной;
    • подчиненный с боссом:
    • младший (по возрасту, званию, положению) со старшим;
    • вошедший в помещение;
    • идущий со стоящим.
    • Во всяком случае, первыми здороваются люди вежливые и воспитанные.

      Обращение как формула этикета

      Правила вежливости коснулись и форм обращения людей друг к другу. Существуют три формы обращения:

      1. Официальное — используется в деловой обстановке, при переговорах, это своеобразный кодекс обращения к незнакомым людям. Здесь применяется преимущественно «Вы» с добавлением имени и отчества, либо статуса.
      2. Неофициальное – обращение к родным, знакомым и друзьям. Сердечное и дружественное «ты» говорит о близких отношениях между людьми.
      3. Безличное – используется в транспорте, на улице и сопровождается фразами: «Не подскажите, как пройти к…», «Остановите там-то. ».

      Четких правил о том, как перейти с «вы» на «ты» не существует, это устанавливается самими собеседниками, либо присутствует в форме обращения невоспитанных людей, привыкшим говорить всем без разбора «ты».

      Нормы застольного этикета

      Правила застольного этикета существуют уже на протяжении многих лет и веков. Они одинаковы для всех и каждого, будь то строитель или президент.

      Первое и непреложное правило – нельзя расставлять и класть локти на стол. Запрещается чавкать и разговаривать с набитым ртом, особенно на романтическом свидании. Сидеть следует прямо, не наваливаясь на стол или стул сидящего рядом гостя. Считается неприличным барабанить пальцами по столу, отчаянно жестикулировать, подкидывать вверх салфетку, приборы, брать еду с чужой тарелки, громко разговаривать.

      Правила вежливости и этикета, которые следует соблюдать за столом, запрещают также дуть на горячую еду, перегибаться через стол, разговаривать по телефону, петь, свистеть, краситься и пудриться. Мужчина оказывает внимание женщине, сидящей справа от него: развлекает ее разговорами, накладывает ей в тарелку закуски, подливает напитки.

      Общий регламент вежливости

      Кроме общепринятых норм этикета, касающихся приветствия, обращения, правил культуры за столом, существует общий регламент вежливости, соблюдение которого говорит о вас, как о человеке воспитанном, следящем за своими манерами и поведением.

    • Не суетитесь, делайте все спокойно и размеренно.
    • Старайтесь говорить тихо, четко, ясно, без бормотаний, нецензурных выражений и брани.
    • Не рекомендуется прилюдно чесаться, ковырять в носу и красить губы.
    • Контролируйте эмоции, будьте хладнокровны, облекая слова в изящные формы и выражения.
    • Не смейтесь слишком громко и вслед проходящим мимо людям.
    • Не зевайте с широко открытым ртом.
    • Сдерживайте обещания.
    • Извиняйтесь, здоровайтесь, употребляйте «спасибо» и «пожалуйста».
    • Следите за своим внешним видом.
    • Не обсуждайте людей в их отсутствие.
    • Обращайтесь к незнакомым людям в вежливой и обходительной форме.

    Улыбка — главное правило этикета

    Улыбка – мощное оружие любого человека, способное изменить все и всех. Это как солнечный лучик света в пасмурную погоду, капля воды в пустыне, частичка тепла в морозы. Ее величество «Вежливость», правила поведения и этикета – все эти нормы сводятся к одному, самому простому совету – улыбайтесь. Улыбка – это не только дань вежливости, это рычаг счастья, рецепт успеха и хорошего настроения.
    Одной улыбкой можно смягчить сердце, привлечь внимание, разрядить обстановку. Во многих предприятиях улыбка является служебной обязанностью, и не случайно: она способствует отличному рабочему процессу. Улыбайтесь, и вы приобретете репутацию воспитанного и культурного человека!

    Правила вежливости могут различаться по национальному признаку, но сводятся к одному: превосходные манеры поведения, отличное воспитание всегда будут «в моде», и никто не сможет отказаться от них или отменить.

    «Азбука вежливости». Календарное планирование

    Лариса Борисова
    «Азбука вежливости». Календарное планирование

    — развивать самосознание детей;

    — знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях.

    1. «Имена и их тайны»

    — создать доброжелательное отношение при общении друг к другу;

    — продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени;

    — объяснить, что у каждого народа свои имена.

    2. Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия»;

    Сказки: «Айога», «Сообразительная Зарнияр»»

    Составление рассказа о мальчике (девочке) забывшем свое имя.

    3. Игра «Кто позвал» (назови ласково, строго по-домашнему)

    1. Беседа с детьми о том, как они выполняют знакомые им правила:

    -справедливо разрешай спор

    -будь внимателен к товарищу

    -за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого

    -уступай игрушки товарищам.

    2. Во время прогулки в парк начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу – нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда.

    3. Побеседовать с детьми о том, как они выполняют поручения взрослых. Ещё раз напомнить – не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к взрослому.

    1. Беседа на тему: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

    2. С чего начинается утро или слово «здравствуй»

    Цель: закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия.

    Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

    Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй», стихотворение А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», А. Яшина «Я люблю когда при встречи».

    3. Игра «Утро – вечер – день – ночь»

    4. Игра «Вежливый котик»

    5. Психогимнастика «С добрым утром»

    6. Консультация для родителей «Что значит – вежливый человек».

    1. Беседа «Что значит — заботится о малышах»

    Предложить сделать игрушки для малышей и подарить им.

    2. На прогулки во время уборки участка познакомить с правилами: «не сиди без дела», «если закончил задание раньше товарища, помоги ему»

    3. Уроки этикета. Разговор с младшими.

    Цель: напомнить детям о том, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения.

    4. Поведенчиский тренинг.

    Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её.

    1. Чтение В. Осеева «Три товарища» Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой и подмогой крепка».

    2. Закрепить правило: «Другу всегда помогай друга всегда выручай»

    3. Беседа о том, как дети помогают дома, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.

    4. Уроки этикета. Зачем нужен друг?

    Цель: воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

    5. Разучить песню Шаинского «Дружба»

    6. Художественное творчество. Рисование «Мой друг»

    1. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».

    2. Игра «Выбираем хорошие поступки»

    3. Игра «Плохо-хорошо»

    Чтение отрывок из сказок. Оценить поступки героев (плохо или хорошо поступили)

    4. Предложить детям заглянуть в шкатулку «вежливых слов».

    Вспомнить эти слова и пользоваться ими в течении всего дня.

    1. Поведенческий тренинг. Если тебе больно…

    2. Вспомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Предложить выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно.

    3. Уроки этикета. Зачем уступать друг другу?

    Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.

    4. Чтение «Веселый этикет». Уступайте друг другу.

    5. Ситуативная игра: на улицу вынесли один велосипед. Все мальчики хотят на нем кататься, как им поступить?

    1. Беседа о добрых делах, которые дети могут делать в детском саду и дома. Предложит завести тетрадь добрых дел.

    2. Чтение пословиц о дружбе. Выяснить, как дети их понимают. Вспомнить стихи и песни о дружбе.

    3. Попросить детей определить настроение друга. Побеседовать на тему: «Что может показать наше лицо»

    4. Игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности)

    5. Сочинение сказки «Доброе дело».

    1. Литературная викторина.

    • Герои каких сказок помогали друг другу

    • В каких сказках герои были внимательные и заботливые

    • В каких сказках брат и сестра помогали друг другу

    2. Вспомнить с детьми пословицы и поговорки о дружбе; закрепить правило: «Останови товарища, если он поступает плохо.

    3. Познакомить детей с понятием «комплимент». Игра «Розовые очки».

    4. Игра «Веселые переглядки».

    1. Уроки этикета. «Вежливая просьба»

    Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а так же ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице в общественных местах. («Весёлый этикет»).

    2. Игра. «Сделаем по кругу друг другу подарок» Продолжать учить детей говорить друг другу комплименты.

    3. Предложить детям определить настроение песни:

    • Песня Красной Шапочки

    5. Поведенческий тренинг. Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?

    1. Напомнить детям о правилах культурного поведения за столом. (С. р. игра «День рождение»)

    2. Беседа «Как помочь птицам зимой». Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз».

    3. Предложить дома сделать кормушку для птиц.

    4. Записать в тетрадь добрых дел о том, что помогаем птицам.

    5. Чтение Э. Мошковская «Вежливое слово». Предложить заглянуть в шкатулку «вежливых слов» И вспомнить, когда нужно употреблять эти слова. Продолжать учить использовать в речи слова вежливости.

    1. Беседа на тему: «Мы в гостях» Чтение стихотворения А. Барто «День рождения», «Игра в гостей», С. Иващенко «Артем в гостях», «Подарки на день рождения».

    2. Уроки этикета. «У тебя в гостях подруга».

    Цель: Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствий.

    Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего.

    3. Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» Закрепить правила поведения в гостях.

    1. Художественное творчество. Рисование «Как мы заботимся о малышах».

    2. Записать в тетрадь добрых дел о том, что чистим дрожки на участке малышей.

    3. Беседа на тему: «Волшебные слова наши — верные друзья» Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их.

    4. Игра – пантомима. Предложить изобразить, как можно без слов поздороваться, попрощаться, помириться. Как люди обижаются, удивляются, огорчаются, улыбаются.

    5. Чтение Л. Воронкова «Что сказала бы мама?».

    Беседа: «Как должен поступать человек, если его друг в беде».

    1. Уроки этикета. «Поведение в общественном транспорте». Цель: показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте.

    2. Чтение С. Михалков «Одна рифма». Беседа о прочитанном. Учить оценивать поступки героев, вырабатывать тактику поведения в жизненных ситуациях. Инсценировка этого стихотворения.

    3. Вечер пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.

    4. Тренинг эмоций.

    1. Уроки этикета. «Вежливый разговор по телефону».

    Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

    2. Учимся мириться.

    Цель: научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.

    3. Заучить правила, которые помогают жить мирно.

    • Не смейся над товарищами.

    • Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты.

    4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

    1. Чтение Э. Шима «Брат и младшая сестра». Беседа об умении тактично помочь, не хвастаясь своим добрым поступком.

    2. Познакомить с пословицей: «Скромность красит человека.

    3. Что делать если ты злишься.

    4. Поведенческий тренинг.

    1. Ввести правило: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь».

    2. Дома придумать рассказ на тему: Как дети выручили из беды товарища»

    3. Игра «Дошколята – вежливые ребята».

    1. Индивидуальные беседы на тему: «Тебя пригласили в гости». Закрепить правила поведения в гостях.

    2. Уроки этикета. «Поздравления и пожелания» Цель: соотнести представление о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

    3. Беседа: «Какой я без взрослых». Цель: Развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми.

    4. Оформить с детьми фотовыставку «Я и мой друг».

    1. Беседа о добрых и злых людях. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».

    2. Посмотреть мультфильм «Приключение кота Леопольда».

    3. Тренинг эмоций (показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых). Подвести к выводу, что добрым быть лучше.

    4. Художественное творчество: «Добрый и злой».

    1. Определить своё настроение. Упражнение «Волшебный мешочек» (положить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции: обиду, злость, гнев). Знакомить детей со способами управления и регуляции настроения.

    2. Уроки этикета. Самый дорогой человек.

    Цель: развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы, как хранительницы очага, защитницы детей.

    3. Поведенческий тренинг на правило: «Не перенимай дурных поступков».

    1. Вспомнить пословицы о вежливости. Записать в альбом: «Ласковое слово не трудно молвить», «Вежливым открываются все двери». Как вы их понимаете?

    2. Учимся справляться с гневом. Поведенческий тренинг. Предложить детям способы помогающие «выпустить из себя злого дракона»:

    • Надуть воздушный шарик злостью.

    3. Рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения.

    4. Игра – упражнение «Наша улица».

    1. Уроки этикета. Поведение в кафе.

    Цель: познакомить детей с правилами речевого общения в кафе, научить вежливо беседовать с официантом.

    2. Тренинг эмоций. Изобразить с помощью лица и движений тела подружек, которые поссорились. Познакомить с ещё одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки».

    3. Разучить песню «Улыбка».

    1. Чтение Узбекской народной сказки «Упрямые козы».

    2. Беседа: «Как справиться с упрямством». Познакомить с правилом доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому».

    3. Тренинг эмоций. Изобразить «упрямых коз» не желающих уступить дорогу, затем изобразить «вежливых козочек». Какие больше понравились? Почему?

    4. Ситуативная игра по сказке «Упрямые козы». Предложить придумать другой конец сказки.

    1. Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аллуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому.

    2. Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения.

    • Когда мы говорим слова «скажите пожалуйста», «разрешите спросить».

    • Как нужно разговаривать со взрослыми.

    • Как нужно разговаривать в общественных местах.

    3. Вечер вопросов и ответов.

    • Какие правила культурного поведения вы знаете

    • Какие правила вам трудно выполнять.

    • Какие знаете пословицы о культуре поведения.

    1. Учимся доброжелательности. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное», В. Осеева «Кто наказал его»

    2. Беседа одружелюбном отношении к другим.

    3. Наши верные друзья. Вспомнить правила обращения с животными:

    • Животных нужно любить.

    • Ухаживать за ними.

    • Вовремя кормить, выводить на прогулку.

    • Нельзя мучить, причинять боль, пинать ногами, злить.

    4. Художественное творчество. Рисование на тему: «Мой верный друг – собака».

    5. Тренинг эмоций. Игра «Кривое зеркало»(изображение различных эмоций).

    1. Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов».

    2. Бесеба об экологии, поведении в природе.

    3. Инсценирование стихотворения:

    «Мы приехали на речку

    4. Закрепить правило поведения в природе: «Убирай за собой мусор».

    5. Художественное творчество. «Чем больше в мире красоты, тем счастливее я и ты».

    Итоговое развлечение: «В гостях у феи Вежливости.

    Право на имя. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. 3. Фамилия.

    Проект «Моё имя» П Проект семейный, краткосрочный, информационно-поисковый. «Моё имя» МДОУ «Детский сад №56 «Медвежонок» комбинированного вида» г. Северодвинск.

    Правила поведения в школе для детей начальных классов

    Как и у любого общественного заведения, у школы есть свои правила поведения. Если старшеклассники уже адаптировались и знают, что делать можно, а чего делать нельзя, то школьников младшего возраста еще нужно всему научить. Какие правила этикета существуют для младших классов и в частности для первоклассников?

    Общие рекомендации

    Подготавливая своего ребенка к первому дню в школе, многие родители дают свои наставления и рекомендации. Мамы и папы говорят о том, что в пределах учебного заведения нужно слушаться учителя (и это правильно). Для начальных классов существует свой этикет и правила общения в коллективе.

    Приходить на учебу нужно за 10 минут до звонка, чтобы успеть дойти до своего класса, снять верхнюю одежду и переодеть сменную обувь, если это необходимо.

    Если в школе есть гардеробная, то нужно оставить пальто или куртку там. У каждого класса есть свои места и вешалки. Следует вешать верхнюю одежду на один и тот же крючок каждый день, чтобы потом не пришлось его искать. Также стоит запомнить, что оставлять вещи в гардеробе или в шкафу класса нужно аккуратно.

    Если случайно была задета чья-то одежда, и она упала, следует обязательно ее поднять и повесить на место.

    В школьной раздевалке нельзя играть, а также проводить время на переменах. Для этого есть класс, школьный двор или столовая, где можно провести свободные 5-10 минут.

    Никогда нельзя опаздывать на урок без уважительной на то причины. Если случилось так, что опоздание неизбежно, то нельзя ходить по коридорам в ожидании того, когда закончится один урок и начнется второй. Опоздавший должен постучать в дверь класса, поздороваться, попросить прощения за опоздание и в случае разрешения, войти в класс.

    Правила поведения в классе

    Как только прозвенит звонок, нужно быть готовым к уроку. Каждый ученик должен сидеть за своей партой, а учебники, тетради и другие школьные принадлежности должны быть подготовлены заранее. На уроке учащийся должен вести себя спокойно:

  • не шуметь;
  • не кричать;
  • не отвлекать одноклассников;
  • не отвлекаться самому.
  • Как только возникает необходимость задать вопрос по теме урока или ответить на поставленный учителем вопрос, ученик должен поднять руку, но не кричать с места. Выходить с урока по какой-либо необходимости тоже можно лишь с позволения преподавателя.

    Когда другой ученик отвечает на вопрос или рассказывает тему, перебивать его нельзя. Даже в том случае, если он отвечает неправильно. После можно поднять руку и попросить дополнить ответ или тему.

    Как только учитель вызвал ученика к доске, он должен встать. Отвечать можно с места или пройти вперед. Делать нужно так, как скажет педагог. Отвечать на вопрос следует внятно.

    Говорить нужно четко, чтобы весь класс слышал ответ, а также не пришлось переспрашивать или просить повторять.

    Задания и упражнения нужно четко и аккуратно записывать в тетрадь. Списывать у соседа по парте нельзя – это неправильно. Если ученик не до конца понял тему и не может справиться с заданием, то всегда можно обратиться к учителю за дополнительным разъяснением темы.

    Как только закончится урок и прозвенит звонок, нельзя соскакивать с места и мчаться в коридор. Педагог должен успеть завершить занятие, дать домашнее задание, которое нужно аккуратно записать в дневник. Только после этого можно отправляться на перемену.

    Что дозволено на переменах?

    Перемена – свободное от урока время. Но это вовсе не означает, что ученик должен забывать о правилах поведениях и вести себя шумно.

    Как правило, начальные классы находятся в одной изолированной части школы. Сюда не приходят старшеклассники. Кроме того, первоклассникам запрещается покидать коридор того этажа, где находится их класс, иначе малыши смогут заблудиться, опоздать на урок.

    Играя с одноклассниками на перемене, следует помнить о том, что всегда и во всем нужно уважать чужой труд. Нельзя мусорить, разбрасывать фантики и этикетки, пачкать стены в коридоре или классе. Ежедневно каждый класс и каждый коридор тщательно убирают к приходу школьников, поэтому ученики должны максимально поддерживать чистоту родной школы.

    Разработка урока для 1 класса «Правила вежливости»

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    «Правила вежливости» 1 класс

    1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

    2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

    3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    -Сегодня 15 февраля, четверг

    Температура воздуха -15 С.

    Маша знала слов немало,

    Но одно из них пропало,

    И оно то, как на грех,

    Говорится чаще всех.

    Это слово ходит следом

    За подарком, за обедом,

    Это слово говорят,

    Если вас благодарят.

    Подумайте, какое слово потеряла Маша?

    Приходилось ли вам терять такие слова?

    – Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

    Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

    Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о школьнике одном.

    Его зовут…а впрочем,

    Мы лучше здесь его не назовём.

    СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ

    Произносить он не привык.

    Простого слова ИЗВИНИТЕ

    Не одолел его язык.

    Ему бывает часто лень,

    Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

    Казалось бы, простое слово,

    А он стесняется, молчит,

    А в лучшем случае ЗДОРОВО

    Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

    А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ

    Не говорит он ничего

    Или заявит на прощанье,

    Ну, я пошёл, пока, всего…

    Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

    Может, кто-то узнал в нём себя?

    *Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.

    Понять и исполнить

    * А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

    – Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

    – “Не часов”, а который “час”?

    – И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

    *А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

    Папа разбил драгоценную вазу,

    Бабушка с мамой нахмурились сразу,

    Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

    И робко, и тихо, “простите” сказал,

    И мама молчит, улыбается даже:

    – Мы купим другую, есть лучше в продаже

    “Простите” – казалось бы, что в нём такого,

    А вот ведь какое чудесное слово!

    – Какое слово автор назвал “чудесным”?

    – Прочтите и запомните.

    * Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.

    Малыша обидел Витя,

    Но пред школою в строю

    “Извините, я ошибку признаю”.

    На урок пришёл учитель,

    Положил на стол журнал.

    “Извините, я немного опоздал”.

    Спор давно ведётся в классе:

    Разберитесь в споре нашем,

    И пришлите нам ответ.

    Вежлив Витя или нет?

    Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?

    *Игра “Ребята – вежливые ребята”

    По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

    “Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: “Садитесь “пожалуйста”. Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову “ СПАСИБО”. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

    Дядя Саша огорчён

    Рассказал он вот о чём

    Я на улице сейчас.

    Настя – славная девчонка,

    Настя ходит в первый класс!

    Но давно уже от Насти

    Я не слышал слова ЗДРАСТЕ!

    В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

    Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

    Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

    Извините – попросить прощение.

    Спасибо – Выражение благодарности.

    До свидания – приветствие при прощании.

    *Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

    Я люблю, когда при встрече

    Мы знакомым и родным –

    “Доброй ночи!”- говорим.

    Я желаю вам добра,

    Доброй ночи до утра,

    Всем желаю добрых снов,

    Добрых дел и добрых слов”.

    – Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?

    – Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.

    Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

    *А теперь посмотрим сценку “Волшебное слово”.

    – Почему Лена не давала Павлику красок?

    – А почему потом бабушка дала ему лучший пирожок, Лена дала краски, брат пообещал взять кататься на лодке?

    – Какое это волшебное слово?

    – Как надо говорить волшебное слово?

    Ребята ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КАМЕНЬ РАСТОПИТ.

    10. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым.

    Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

    – Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, — заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

    – А что я сделала? — возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

    Какое волшебное слово употребила Лена?

    С какой интонацией оно было сказано?

    Правильно ли поступила девочка?

    *Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.

    Получился ли разговор вежливым и понятным.

    Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

    Ситуации (Разговор по телефону)

    Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

    Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

    Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

    Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”.

    Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.

    *Игра “Словарь вежливых слов”.

    Растает даже ледяная глыба

    От слова тёплого СПАСИБО.

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    Если больше есть не в силах;

    Скажем маме мы: СПАСИБО.

    Мальчик, вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

    И во Франции, и в Дании

    На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

    Какого человека называют вежливым?

    Озвучьте картинка, используя вежливые слова.

    Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.

    Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

    Правила вежливости с младшими

    Организация профориентационной работы с младшими школьниками

    в условиях реализации ФГОС НОО

    Кривелева О.С., заместитель директора по УВР

    Глобальные социально-экономические изменения в положении России на международной арене, перемены, приведшие к пересмотру приоритетов в экономике и промышленности, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни современного российского общества.

    Проблема социализации подростков, значимости подготовки будущих выпускников основной и старшей школы к выбору направления дальнейшего образования заявлена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.

    Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. содержит ряд положений о профессиональной ориентации и предусматривает:

    — подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст.66);

    — помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (ст. 42);

    — профориентационная направленность программ дополнительного образования детей (ст. 75).

    Слайд 2 Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования обеспечивает более широкие возможности для формирования и развития готовности школьников к профессиональному самоопределению. Стандартами предусмотрен ряд направлений, которые закладывают основу для создания соответствующих программ на уровне конкретных образовательных учреждений (в составе Программ воспитания и социализации обучающихся либо в качестве самостоятельных документов):

    — система работы педагогов,

    -сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, центрами профориентационной работы;

    — совместная деятельность обучающихся с родителями.

    До введения ФГОС в практике учителей начальной школы профориентационная работа имела, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существовало множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно. Поэтому целью нашего семинар является трансляция накопленного опыта педагогов нашей школы в профориентации обучающихся начальных классов.

    В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия учителя, шофёра, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, важно расширять представления обучающихся о различных профессиях. Ясно, что выбор профессии в начальной школе не является главной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора младших школьников о мире профессий.

    Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

    В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни
  • людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерять» на себя различные профессии через игровую деятельность;

  • развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов
  • познавательной и профориентационной игры;

  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
  • Бернард Шоу сказал: «Единственный путь к познанию – деятельность», поэтому необходимо в процессе деятельности знакомить обучающихся с различными профессиями, что в будущем поможет им сделать правильный выбор. Нужно помнить, что профориентационная работа в начальной школе только тогда приведёт к положительным результатам, когда будут соблюдаться следующие принципы:

  • систематичность и преемственность – работа ведётся с первого по
    • дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возрастных особенностей ;
    • правильный выбор разнообразных приёмов и методов, а также форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями;
    • связь профориентации с жизнью.
    • Профориентационная работа в начальной школе реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

      В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» обучающиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы , помимо прочих, можно использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. В структуру уроков учителя включают профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира . В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения.

      Профориентационная работа в начальной школе в рамках внеурочной деятельности представлена двумя курсами «Мир профессий» и «Остров Дружбы».

      Согласно требованиям организации занятий внеурочной деятельности, администрация школы на общешкольном родительском собрании предлагает перечень курсов внеурочной деятельности, на основании этого, родители пишут заявления о выбранных курсах. Нужно отметить, что курс «Мир профессий» за последние два года стал пользоваться популярностью.

      Данный курс имеет утвержденную программу, которая разработана на основе авторской программы О.Ю. Елькиной. Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, с которым Вы сегодня имели возможность познакомиться, посетив выставку «Наш Арбат». Обучение ведется по учебным пособиям, состоящих из двух частей: 1-2 классы и 3-4 классы. Во 2-4 классах годовая нагрузка составляет 34 часа. Исключение составляют 1 классы, где за счет дополнительных каникул отнимается одна неделя, следовательно, 33 часа.

      Коллеги, достижение любой цели начинается с проблемы, поэтому начало учебного года в каждом классе начинается с проведения диагностики, которая выявляет качество проводимой работы.

      В таблице представлены данные одного класса, которые свидетельствуют о том, что к концу четвертого класса обучающиеся меняют профессиональный выбор, могут дать точное представление о будущей профессии.