Содержание:

Воспитание ребенка (3-4 года): психология, советы. Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение – залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  • Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  • Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  • Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  • Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  • Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  • Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  • Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
  • Будьте готовы к экспериментам

    Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

    Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

    Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

    Психология, советы и практические рекомендации

    Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

    Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

    Пополняйте запасы знаний

    Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

    Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.

    Развитие и воспитание ребенка в 1–2, 2–3 и 3–4 года

    Формирование личности и характера ребенка происходит в самые первые годы его жизни. Поэтому родителям следует уделять воспитанию малыша с 1 до 4 лет как можно больше времени и сил. Важно не только следить за правильным физическим развитием ребенка и заниматься его речью, но и мягко корректировать его характер, а также воспитывать в нем адекватное отношение к окружающему миру.

    Развитие ребенка от 1 до 2 лет

    На втором году жизни у ребенка происходит активное развитие психики. Малыш очень подвижен, умеет сидеть и много ползает. Ребенок в этом возрасте часто находится в положительном эмоциональном состоянии, он уже научился привлекать внимание родителей и очень радуется общению с ними. Кроха постоянно тренирует речь, произнося много разнообразных звуков и таким образом подготавливаясь к произношению своих первых слов.

    Некоторые детки начинают говорить простые слова («мама», «папа») в возрасте 11–12 месяцев, другие произносят первые осмысленные слова в промежутке от полутора до двух лет. Какой-либо нормы здесь не существует, но родителям вполне по силам ускорить речевое развитие своего малыша – для этого им нужно просто как можно чаще разговаривать с ним.

    Постепенно ребенок учится держать равновесие и делает свои первые шаги. Время, когда ребенок начинает ходить, тоже индивидуально. Нормой считается возраст от 11 месяцев до полутора лет. Как считают педагоги, годовалого ребенка, который не торопится вставать на ножки, не следует слишком активно тренировать, чтобы он поскорее научился самостоятельно ходить.

    Воспитание ребенка в 1–2 года

    При воспитании ребенка в 1–2 года родителям очень важно помнить, что под их руководством он гораздо лучше воспринимает все новое, а значит, быстрее развивается. В годик малыша легко заинтересовать яркими игрушками – маме и папе нужно пользоваться этим для развития моторики. Также следует обеспечить ребенка материалами различной текстуры для развития его сенсорного восприятия.

    На втором году жизни в игровой арсенал малыша должны входить разноцветные кубики, пирамидки, мячики, доски с вкладышами разных геометрических форм. Родителям нужно постоянно направлять игровой процесс, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на однообразные действия. Например, он может подолгу катать машинку, брать и бросать кубики, не производя с ними никаких других действий. Малышу нужно показывать как можно больше разнообразных занятий, которые можно делать с различными предметами.

    В период с 1 до 2 лет интенсивно развивается память ребенка и формируется способность к пониманию речи. Ребенок учится ассоциировать слова с предметами, явлениями и конкретными ситуациями. Родителям в это время нужно постоянно показывать ему вещи и четко произносить их названия, пополняя словарный запас малыша новыми словами, а также читать ему стишки и сказки, что развивает его способности к осознанному восприятию речи.

    Развитие ребенка с 2 до 3 лет

    К двухлетнему возрасту у малыша уже довольно хорошо развиты речевые навыки: он умеет произносить многие слова. К трем годам ребенок должен научиться строить простые предложения из 3–4 слов и группы взаимосвязанных предложений. В этом возрасте словарный запас крохи может включать до 1200–1500 слов. Также он постепенно учится выстраивать грамматически правильную речь (склонять слова, правильно использовать предлоги и т.п.).

    Психологи называют этот период переходным: воспитание ребенка в 2–3 года становится более ответственным и серьезным процессом, так как в этом возрасте он обладает достаточным психоэмоциональным развитием, чтобы осознавать себя отдельной личностью.

    Воспитание ребенка с 2 до 3 лет

    При воспитании ребенка с 2 до 3 лет родителям важно предоставить ему как можно больше возможностей для самовыражения и проявления самостоятельности. Двухлетний малыш стремится во всем подражать взрослым и очень чутко реагирует на похвалу и порицание. Поэтому процесс воспитания ребенка в 2–3 года должен быть организован родителями так, чтобы он чувствовал их поддержку. Давайте крохе простые задания и хвалите его, когда он хорошо с ними справляется. Когда у ребенка что-нибудь не получается, не пытайтесь сделать все за него, лучше только немного помогите или подскажите.

    В возрасте от 2,5 до 3 лет у ребенка активно развивается память и воображение, поэтому важнейшую роль в его жизни занимают простые сюжетно-ролевые игры. Также в этот период для малыша становится актуальной творческая деятельность: рисование, лепка из пластилина, игры с конструктором. Но помните, что в этот период ребенок может сосредоточиться на какой-либо интересной для него деятельности только на 10–15 минут. Поэтому если малыш отложил предложенное занятие через такой короткий промежуток времени, родителям важно понимать – это всего лишь особенности детской психики, из-за которых его внимание еще не очень устойчиво.

    Развитие ребенка с 3 до 4 лет

    У трехлетнего ребенка уже очень хорошо развита координация, он способен умываться без участия взрослых, аккуратно есть, а также может почти самостоятельно одеваться и обуваться. Ему требуется помощь взрослых только когда нужно что-то застегнуть, а еще он пока не умеет сам завязывать шнурки. Родителям важно уже в этом возрасте формировать у ребенка любовь к порядку и чистоте.

    Все детки этого возраста обладают очень богатой фантазией и уже способны самостоятельно организовывать свои игры. Кроме того, трехлетний малыш уже может играть в сюжетно-ролевые игры с ровесниками. При воспитании ребенка в 3–4 года нужно поощрять такие игры, так как они являются основным способом формирования его социальных навыков.

    В этот период происходит интенсивное эмоциональное и социальное развитие ребенка: он учится контролировать свои эмоции и поведение, а также правильно реагировать на эмоции и действия других людей. Его речь становится настолько развитой, что он способен кратко пересказывать какие-либо события. Многие детки в этом возрасте учатся работать с ножницами, поэтому родителям можно дополнить творческую деятельность ребенка совместным изготовлением поделок.

    Воспитание ребенка с 3 до 4 лет

    При воспитании ребенка в 3–4 года родителям рекомендуется как можно чаще использовать его активное желание принимать самостоятельные решения. Малыш этого возраста любит делать выбор, поэтому вместо того, чтобы отдавать ему распоряжения и указания, предлагайте альтернативу. Например, говорить не «одевайся быстрее», а «ты наденешь эту футболку или ту?».

    Также родителям очень важно выстроить доверительные отношения с малышом. При воспитании ребенка с 3 до 4 лет нужно как можно больше времени уделять общению с ним и совместной деятельности (чтение, рисование, игры, зарядка, танцы), интересоваться тем, что он рассказывает, и не лениться отвечать на его многочисленные вопросы.

    Эмоции ребенка этого возраста очень яркие, но неустойчивые. Его легко отвлечь, и при воспитании ребенка в 3–4 года родителям рекомендуется пользоваться этим приемом. Когда малыш начинает капризничать или упрямиться, лучший способ разрешить ситуацию – переключить его внимание на что-либо новое (птичку за окном, воспоминания о вчерашней прогулке и т.п.).

    Что делать, если ребенок не слушается в 4 года?

    Воспитание — это процесс индивидуальный. Нет такого единого рецепта, который мог бы утихомирить каждое непослушное чадо. Уже спустя несколько лет после рождения у детей появляется достаточный словарный запас, чтобы отвечать «нет» на почти каждую просьбу своих родителей. Это также сопровождается оголтелыми криками, злостью, стуками ногами и руками по полу или даже бросанием игрушек в своих родителей.

    Психологи называют такой период взросления детей «периодом протеста». Избежать его не получится, а вот уменьшить количество конфликтов вполне реально. Следует помнить, что непослушание происходит приступами, и если родители будут реагировать на них корректно, то их количество обязательно уменьшится. Для того чтобы узнать, почему он вообще не слушается, следует знать причины этого состояния.

    Причины непослушания

    Психологи в основном выделяют следующие причины, по которым дети не слушаются:

  • В первую очередь, это дефицит внимания. Дети стремятся любыми способами заполучить нужное количество внимания и заботы от своих родителей. А способы эти в основном ограничиваются криками, истериками и плачем. А родители обращаются к ним только для того, чтобы отругать.
  • Утрата веры в себя. Большинство родителей говорит своим детям, что у них «руки не из того места растут», что они глупы и тому подобное. Такие высказывания «программируют» сознание малыша, и он стремится всеми силами соответствовать сложившемуся у родителей мнению о нём.
  • Жажда мести. Если же взрослые пообещали что-то ребёнку и не выполнили этого, несправедливо наказали его, то он будет «мстить» своим ужасным поведением.
  • Когда чадо стремится показать свою самостоятельность, это практически всегда сопровождается протестом против чрезмерной опеки. Чаще всего такое происходит в семьях, где родители следят и контролируют каждый шаг ребёнка, что плохо скажется на его будущем — через много лет станет зависимым и несамостоятельным.

    Общие советы о том, как утихомирить ребёнка

    Взрослым необходимо научиться предотвращать приступы непослушания своего чада. Ему следует постоянно говорить о том, что его любят. Но в то же время стоит предоставить ему возможность принимать решения самостоятельно.

    Взрослым следует быть требовательными — если избаловать своё чадо, оно вырастет неприспособленным к жизни эгоистом. Такое случается, когда, например, бабушка чересчур балует, а родители достаточно строги.

    В силу особенностей нервной системы детей, которым 3-4 года, они не могут долго сидеть на одном месте, как бы ни требовали этого от них взрослые. Это непременно вызывает перенапряжение и сопровождается различными нарушениями поведения. При таком воспитании дети уже спустя несколько лет становятся очень раздражительными. Но есть выход — нужно создать максимально безопасные условия для физической активности, ведь движение — это не просто какое-то развлечение, это потребность. Чем постоянно запрещать что-то и ограничивать, лучше заниматься с детьми, уделять им достаточно внимания и времени.

    Вместо наказания, лучше провести беседу, в ходе которой он подробно расскажет о том, почему так себя ведет. Это неплохой способ показать ребёнку, что он не прав, при этом, не наказывая его, что вызывает больше доверия и взаимопонимания.

    Большинство психологов сходятся во мнении, что наказывать детей до достижения ими 3-летнего возраста не стоит.

    Собственный пример — один из лучших способов повлиять на поведение ребёнка. Когда он, например, не хочет есть кашу, всячески противится этому, можно показать на отца и сказать, что он стал таким сильным только благодаря тому, что ел кашу в детстве. Или же, если ребёнок, допустим, хочет стать футболистом, нужно объяснить, что футболисты не становятся такими быстрыми и ловкими сразу — это череда тяжёлых тренировок, важную роль в которых играет правильное питание.

    Не стоит оставлять проступки без внимания, при этом наказывать нужно сразу. Это не означает, что нужно бить и т.д., можно лишить любимого занятия, сладостей.

    Не стоит позволять себе нецензурно высказываться в присутствии детей. Если ваше чадо где-то услышало нехорошее слово, нельзя оставаться равнодушным — нужно объяснить, что говорить так некрасиво и неприлично. Важно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что такое хорошо, а что плохо. Это поможет ему в будущем выбирать себе окружение и друзей.

    Также не стоит курить при детях. Если это делать, то появится высокий шанс, что ваше чадо спустя много лет последует примеру своих родителей.

    Не нужно постоянно командовать детьми и давать приказов — нужно их воспитывать.

    Как наказывать ребёнка и стоит ли это делать

    Существует несколько способов наказания:

  • Физический. К такому способу относятся подзатыльники, порка и т.д. Большинство психологов сходятся во мнении, что в семьях, где родители не брезгуют таким наказанием, они часто переходят границу, начиная жестоко обращаться с детьми. Прежде чем шлёпнуть сгоряча, сначала успокойтесь, продумайте всё и выберите более адекватное наказание.
  • Лишение чего-то приятного. Это может быть что угодно — поход в кинотеатр, покупка новой игрушки или мороженого. В принципе, неплохой способ наказания. Позволяет достучаться без жёстких методов.
  • Слова. Этот метод поначалу кажется очень мягким, но унижения и угрозы вызывают в ответ лишь обиду, злость, подавленность. В итоге вырастает человек с пониженной самооценкой, что является причиной многих проблем. Рекомендуется больше обращать внимания на положительные качества, хвалить перед друзьями, родственниками даже за незначительные успехи.
  • Изоляция. Большинство родителей практикуют данный метод. Он заключается в стоянии в углу или запирании в комнате. Однако для начала необходимо объяснить причину наказания. При правильном подходе этот способ не причиняет никакого вреда.
  • Наказание трудом. Если заставлять насильно убираться в комнате или трудиться на приусадебном участке, через много лет вырастет человек, не имеющий никакой желания достичь успеха в таких важных сферах жизни, как учёба и т.д. Работа из-под палки никогда не приводила к формированию правильной оценки восприятия жизни.
  • Правила и особенности воспитания

    В каждой семье должны быть определённые требования, запреты, ограничения и правила. Нужно сделать так, чтобы ребёнок в 4 года принял эти правила без огорчений и обиды. Также не стоит устанавливать слишком много жёстких правил, т.к. диктатура не понравится никому, однако и вседозволенность никогда ни к чему хорошему не приводила.

    Нужно установить основные запреты (нельзя мучить кота, лезть в окно, драться, бить маму и т.д.). Их должны соблюдать все члены семьи. Всегда необходимо объяснить, из-за чего не разрешено то или иное действие. Вариант «потому что я так сказал» не подойдёт. Должны быть реальные причины: «слишком опасно» и тому подобное.

    Установленные запреты должны быть гибкими. Если ребёнок хочет гулять по лужам, то делать это нужно в резиновых сапогах. Когда у него появилось желание пострелять из рогатки — пусть это происходит там, где не ходят люди и т.д.

    Важно, чтобы данные запреты и правила были приняты всеми взрослыми. Какой тут порядок и послушание, если папа начинает спорить с мамой?

    Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном. Сами подумайте, как бы вы отнеслись к приказам со стороны своего собеседника?

    Помните, что непослушание — это вполне естественный процесс и через 2-3 года он закончится. Однако если ваш сын или дочка молча слушается, выполняет все приказы, не проявляет эмоций, необходимо задумать и обратиться за помощью.

    Воспитание ребенка 4-х лет

    Воспитание ребенка — дело достаточно сложное, ведь это отдельный человек со своими желаниями, эмоциями и собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни. Именно поэтому к данному вопросу следует подойти очень обстоятельно.

    Если в раннем детстве жизнью малыша управляют в основном инстинкты и эмоции, то уже к 3-4 годам его поведение становится более осознанным. Чтобы выбрать правильное направление в воспитании ребенка 4 лет, давайте рассмотрим ключевые моменты развития малышей в этом возрасте.

    Особенности воспитания детей 4 лет

  • К 4-5 годам у ребенка постепенно смещается акцент с двигательной активности на умственную деятельность. Ему уже не интересно бегать и прыгать часы напролет, а чаще хочется заняться более спокойными играми. Привлекает малышей всевозможное творчество: рисование, лепка, изготовление различных поделок. Поощряйте такое поведение, особенно если ваше дитя не отличается усидчивостью, и обязательно принимайте участие в его играх и занятиях.
  • Что касается физического развития, то 4 года — самое время отдать ребенка в спортивную секцию (гимнастика, плавание). Не забывайте и о ежедневных прогулках — это хорошо укрепляет иммунитет, а игры на свежем воздухе развивают крупную моторику.
  • Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно уже приступать к обучению его чтению. Также можно ознакомить его с основами математики. Занятия лучше проводить в игровой форме. В этом возрасте малыш уже вполне может освоить счет до 10, понятия сложения и вычитания на примере игрушек.
  • В 4 года во всех детях просыпается любознательность. Бесконечные «почему» могут вывести из равновесия любого родителя. Но этого, конечно же, не следует допускать. На вопросы ребенка нужно отвечать прямо, без лишних подробностей. Если вы сами не владеете нужной информацией — так и скажите об этом малышу и пообещайте в ближайшее время найти ответ на его каверзный вопрос.
  • Скорее всего, в этом возрасте ваш сын или дочка уже посещает детский сад. Если у ребенка возникают проблемы с адаптацией в коллективе, вы должны помочь ему преодолеть их. Для начала нужно определить причину этого (стеснение, застенчивость, ревность и т. п.), а затем научить кроху (желательно на конкретных примерах) правильно общаться с детьми, делиться игрушками или постоять за себя в случае необходимости. Если проблема приобретает глобальный характер, лучше обратиться за помощью к детскому психологу.
  • В процессе взросления психика ребенка претерпевает определенные изменения. Малыш начинает испытывать новые для себя чувства: обиду, раздражение, печаль, стыд. Он пока не умеет с ними справляться, и может «плохо себя вести», «не слушаться». Поддержите своего кроху, расскажите ему, что испытывать эмоции — это нормально, что вы сами порой чувствуете то же самое. Объясните ребенку, что гораздо удобнее выражать свои чувства словами, а не плохим поведением.
  • И хвалить, и ругать, и наказывать детей необходимо. Недостаток похвалы ощущается детьми очень остро, а без наказаний воспитание проходит труднее. Но имейте в виду, что наказывать нужно строго по делу, и делать замечания следует так, чтобы ребенок понял, чего от него хотят (к примеру, скажите «Говори тише» вместо «Сколько можно кричать!»). Хвалить ребенка нужно не за то, что он и так умеет делать, а за новые достижения или большое старание в каком-то деле. Помимо этого, не забывайте говорить своему четырехлетке о том, как вы его любите, даже если его поведение оставляет желать лучшего.
  • Различия в воспитании девочки и мальчика в 4 года

    Как показывает практика, воспитывать девочку 4 лет легче, чем мальчика. Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и послушные, и к этому возрасту в них начинают проявляться чисто женские черты. Девочки любят играть в «дочки-матери», «доктора», «магазин» и прочие ролевые игры, часто крутятся перед зеркалом, примеряют наряды. Поощряя такое поведение, поддерживайте в дочке уверенность в том, что она самая красивая — это поможет ей в будущем иметь адекватную самооценку и со временем стать женственной. Также девочкам с раннего возраста следует прививать любовь к чистоте, аккуратность, пунктуальность.

    Что касается мальчиков, то они от природы более активны и часто даже агрессивны. 4 года — это возраст, в котором маленький представитель сильного пола уже должен знать, что девочек обижать нельзя, и понимать, почему. Если нет — самое время ему это доступно объяснить. Воспитанию мальчика обязательно должен уделять время и папа, для четырехлетнего малыша это уже имеет большое значение. Кроме того, старайтесь ставить перед ребенком как можно меньше запретов: активный мальчуган всё равно найдет способ их преодолеть. Чем больше вы будете проводить совместные занятия и игры с ребенком, тем более способным, любознательным и сообразительным он вырастет.

    Воспитание ребенка 3-4 года: психология, советы

    Часто маленький ребенок может проявлять непослушание истерикой и скандалом. Он плачет, топает ногами, разбрасывает игрушки, а мама не знает, как успокоить его и провести в чувство.
    Что предпринять в этом случае: запретить что-либо, чтобы наказать маленького проказника, оставить его одного на какое-то время, чтобы он перестал капризничать и как вообще правильно воспитывать и развивать ребенка в возрасте 3-4 лет.

    Почему дети не слушаются или кризис 3 лет

    Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

    В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.

    Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.

    Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:

    1. Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
    2. Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
    3. Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
    4. Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.
    5. Родительские запреты и что за ними кроется

      Следует понимать, что запрет представляет собой некую границу, которая ставится перед ребенком, для его же собственной защиты.

      Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.

      Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.

      К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.

      Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.

      Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.

      1. Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
      2. Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
      3. Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.

      Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.

    6. Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
    7. Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.

    Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами.

    Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания

    Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

    Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.

    Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.

    Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.

    В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент». Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.

    Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.

    Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.

    Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:

  • у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
  • это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
  • имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
  • он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.
  • Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.

    Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни». Поэтому родители должны не просто хвалить малыша за его достижения, но и поощрять к тому, чтобы он делал что-то еще лучше.

    Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
    Особенностями этого типа темперамента являются:

    • чувствительность;
    • сложность адаптации к новым условиям;
    • быстрая утомляемость.
    • Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.

      Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:

    • безэмоциональность;
    • медлительность;
    • способность спать около 10-12 часов.
    • Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.

      Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:

    • эмоциональность;
    • активность, подвижность и шумность;
    • обладают тревожным сном.
    • Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека. С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).

      Подводим итоги

      Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.