Содержание:

Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил

Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу вне зависимости от своего прежнего морального образа жизни. Как правило, новоначальными не могут быть несовершеннолетние, а также родители, имеющие малолетних детей, требующие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь, разумеется, в разных обителях: мужской и женской, согласно 18 правилу Василия Великого).

Новопоступивший в монастырь проходит испытание в течение определенного срока и, если окажется достойным, постригается в монашеский чин. В период испытания ему определяется опытный наставник в духовной жизни, обычно именуемый старцем. Духовному наставнику новоначальный должен открывать свое духовное состояние и получать от него наставления и духовную поддержку. После пострижения он становится монахом , пред которым открывается возможность стать схимником. Поведение новоначальных часто оговаривается уставом монастыря.

1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.

3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благовременно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».

4. По отношению к настоятелю и насельнику монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.

5. Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».

6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

7. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Распоряжения наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостию и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.

8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.

11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келья должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.

12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.

13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов к греху.

15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.36). Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковой берется под особое наблюдение старших братьев, его увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства его в своих грехах, следует такого нарушителя отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела».

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря

Для паломников

Правила поведения при посещении монастыря

Перед входом

Перед входом в храм благоговейно совершают троекратное крестное знамение и поклон. Помните, что небрежное совершение крестного знамения является грехом.

В Храме

Посещение храма требует соблюдения определенных правил. Женщина должна быть в длинной юбке или платье. Рекомендуется одежда с длинными рукавами. Спортивные костюмы, шорты недопустимы.

В храм входить нужно спокойно и с благоговением. При этом мужчина снимает головной убор, а женщина, наоборот, надевает платок.

Если вы не рассчитывали посетить службу, а решили зайти в храм и при этом оказались одеты неподобающим образом, то в притворе храма женщины на время посещения службы могут воспользоваться платком и юбкой, надеваемой поверх имеющейся одежды.

Придя в храм помолиться, немного подождите, постойте в благоговейной тишине. Пусть в душе наступит покой. На службу лучше прийти заранее, чтобы было время приложиться к иконам тех святых, кому вы хотите помолиться. Подходя к иконе, дважды осените себя крестом, приложитесь к нижней части образа и перекреститесь в третий раз.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты.

Мобильные телефоны в храме принято выключать, дабы не нарушить ход Божественной Литургии.

В обители

Приезжая в монастырь, необходимо помнить, что целью монашеской жизни является молитвенная сосредоточенность, поэтому должно вести себя скромно, тихо, внимательно, не нарушая монастырский уклад.

Паломники должны строго соблюдать внутренний распорядок, установленный в монастыре: без благословения не допускаются ночные выходы из гостиницы, а также необходимо соблюдение молитвенной тишины.

Территория Свято-Казанского женского монастыря открыта для посетителей с 6 часов утра.

В 22:00 монастырские ворота запираются на ночь.

Исключение делается только для ночных служб в дни великих праздников, на Рождество Христово и Пасху.

Из книги Аристарха (Лоханова), игумена «Что надо знать о православном церковном этикете»:

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И, хотя промахи

новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество — это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника — благочинный/(ая). В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

О монастырских правилах

Монастырь — это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

  • Из монастыря без благословения выходить нельзя.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
  • Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
  • Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас».
  • Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
  • Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
  • При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
  • При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами, младший старшего приветствует словами: «Благословите»; а другой отвечает на это: «Бог благословит».
  • Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
  • К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
  • Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
  • Памятка паломнику

    • На паломнике должен быть нательный крест.
    • Требуется иметь при себе документы, подтверждающие личность.
    • о монастыре

      Пришла пора покаянной и созидательной деятельности. Свято-Казанский женский монастырь восстал из руин. Многое еще предстоит сделать, но главное совершилось – обитель духовно возрождается, она вновь стала неотъемлемой частью церковной жизни города и страны. Ныне, как и в прежние времена, разносится звон монастырских колоколов, теплятся огоньки свечей и лампад перед иконами. Каждый православный человек может приносить свои молитвы прошения и благодарности Богу, совместно с монахинями монастыря восстанавливать и благоукрашать обитель во Славу Божию!

      Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

      Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

      Для чего уходят в монастырь

      Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

      Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

      В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

      Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

      Уход в монастырь женщин

      Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

      Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

      В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

      Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

      Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

      Уход в монастырь мужчин

      Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

      Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

      Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

      Подготовка к монашеской жизни

      Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

      Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

      Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

    • Для начала нужно быть православным христианином;
    • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
    • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
    • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
    • Чтить православные праздники;
    • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
    • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
    • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.
    • Кто может поступить в монастырь

      Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

      И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

      Не может быть монахом или монахиней:

      • Человек семейный;
      • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
      • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
      • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.
      • Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

        Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

        Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

        Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

        Как быть с родителями

        Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

        Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

        Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

        В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

        Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

        Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

        Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

        Время для раздумий: трудник и послушник

        Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

        Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

        В этот период человек:

      • много молится, исповедуется;
      • трудится на благо монастыря;
      • понемногу постигает азы монашеской жизни.
      • Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

        Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

        При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

        Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

        Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

        Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

        Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

        Жизнь в монастыре

        В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

        Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

        Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

        После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

        1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
        2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
        3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.
        4. После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

        5. Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
        6. Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
        7. Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.
        8. И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

          Правила поведения в монастыре

          Дорогие братья и сестры!

          Мы рады видеть Вас в нашей обители и желаем, чтобы это посещение принесло Вам душевную пользу. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настроению, удалению от греха, очищению от страстей. Должно вести себя как можно тише, скромнее, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на Вас, а не Вы на монастырь. Монастыри отличаются более строгой дисциплиной, более длительными службами, чем приходские храмы. Чтобы максимально извлечь пользу от пребывания в монастыре необходимо соблюдать следующие правила, которые приняты не только в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу.

          Как вести себя в монастыре (общие правила)

        9. Монастырские ворота открываются в 5:00 ч., закрываются в 22:00 ч. (зимой могут закрываться раньше). Не благословляется выходить за ворота или ходить по территории после 22.00 ч.
        10. Внешний вид паломника должен соответствовать виду православного христианина. Одежда должна быть закрытой, без неподобающих на ней надписей и изображений, неуместны шорты, бриджи. Не принято в монастырях женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой, с открытыми плечами и глубоким декольте. Вся одежда должна быть чистая и опрятная.
        11. Для приехавших (мужчин и женщин) в неподобающей одежде у охранника можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после посещения монастыря.
        12. Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах, когда к ним прикладываешься.
        13. В монастыре запрещено: курить, распивать спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии, вести непристойные разговоры, сквернословить, плевать, бегать по территории монастыря, громко разговаривать и смеяться, использовать громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах без благословения.
        14. Запрещается заходить на территорию монастыря с животными (только по благословению).
        15. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается, если на то нет особого благословения Настоятельницы. Категорически запрещено заходить в кельи сестер.
        16. Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории.
        17. Во время Богослужения, пожалуйста, выключайте мобильные телефоны.
        18. Фото- и видеосъемка внутри храмов и помещений, а также сестер и детей монастырского приюта запрещена. Разрешается снимать храмы только снаружи. Монастырская сестра имеет право просмотреть снятый Вами на территории монастыря материал и в случае нарушения правил, удалить его.
        19. Купаться в источнике надо в рубашках.
        20. На берегу речки Сольбы святое место. Пляж устраивать нельзя. Купаться также в рубашках. Убедительная просьба на источнике и речке СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ!
        21. Не принято вести длительные разговоры с сестрами монастыря и детьми монастырского приюта. Также это касается экскурсий, которые проводят сестры. Недопустимы вопросы личного характера.
        22. Нельзя, прикасаться к сестрам, обнимать их.
        23. Не разрешается дарить или передавать сестрам и детям вещи, деньги, литературу без благословения Матушки Игумении или благочинной.
        24. В настоящее время в монастыре ведутся строительные работы. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не отвлекать от работы строителей, просьба не заходить в рабочую зону, не трогать находящиеся на территории механизмы, инструменты, транспортные средства и не фотографировать их.
        25. Въезд на машине на территорию монастыря запрещен, исключение – благословение Матушки Игумении или благочинной.
        26. Очень радостно, что сейчас многие приводят в храм детей, приобщают их к вере, посещают с ними монастыри. Однако надо помнить, что обитель – это святое место, где нельзя допускать шума, нельзя мешать другим людям. Если Вы едете в монастырь с детьми, то нельзя оставлять их без присмотра. На территории монастыря нужно соблюдать тишину, с благоговением относиться к монастырским храмам. Играть и резвиться дети могут только за территорией монастыря на специальной детской площадке.
        27. Храм в монастыре открыт весь день до окончания вечернего богослужения. В любое время можно прийти помолиться, подать записки.
        28. Нарушителей правил охрана имеет право удалить с территории монастыря.

          Остановиться в монастыре — недорогой и безопасный способ проживания в путешествии

          Остановиться в монастыре?

          Спорим, вы никогда даже не думали об этом. Хотя такой вид проживания является не только одним из самых недорогих, но и абсолютно безопасным. Да, там скорее всего будет общая ванная и общая кухня, и возможно не будет интернета и телефона. Зато они недорогие, безопасные, имеют хорошее местоположение и конечно, это бесценный опыт.

          Монастыри бывают всех форм и размеров, от невероятно просторных и роскошных до совсем скромных лачуг. Так что вы наверняка найдете себе подходящий.

          Пример комнаты в монастыре: бесплатно, без удобств — для тех, кто хочет проникнуться культурой страны и религии

          Более современный вариант комнаты в монастыре. Напоминает чем-то наши российские больницы.

          Вполне милая комната в одном из популярных монастырей.

          Каждый монастырь уникален.

          В некоторых монастырях гостям подают ужин, приготовленный с любовью местными монахинями. Он состоит из свежих фруктов и овощей, выращенных в саду, свежеиспеченного хлеба, домашнего сыра и вина изготовленного из монастырского виноградника.

          В свою очередь, гости должны обязательно присутствовать на трех-часовой службе, начинающейся за час до рассвета. Особенно, всем запоминаются стулья в церкви – подлокотники там опускаются под сильным давлением, поэтому если вы вдруг начнете дремать и рука соскользнет – он отскочит обратно с грохотом, раздающимся эхом по всей церкви.

          Медитации — обязательный процесс, которому уделяют внимание в любом из религиозных храмов юго-восточной Азии

          15 важных правил, которые вам стоит узнать перед тем, как планировать проживание в монастыре.

        29. Многие монастыри принимают людей другого пола, поэтому всегда проверяйте информацию, прежде чем отказаться от понравившегося варианта.
        1. Многие монастыри очень традиционны и не используют электронную почту. Для того чтобы связаться с ними необходимо пользоваться стационарными телефонами или даже обычной почтой. Так как коммуникация будет проходить достаточно медленно, лучше приступать к переговорам заранее.
        2. Не принебрегайте распорядком служащих в монастыре, нужно уважать тех, кто вас приютил

        3. Вы сэкономите деньги. Они обычно дешевле, чем отель и иногда дешевле, чем кровать в хостеле.
        4. Комнаты в монастырях как правило, очень простые, даже немного спартанские, в большинстве случаев из мебели будет только кровать.
        5. В некоторых бывают общие ванные, поэтому уточните заранее, если вы к этому не готовы.
        6. В монастырях ценят тишину и покой, они всегда расположены в дали от толпы, в сельских отдаленных районах или в хорошо огороженном городском пространстве.
        7. Возможно, будет несколько правил по поводу тишины в определенные часы
        8. Обучение — тоже важная часть жизни в монастыре

        9. Там скорее всего, не будет телевизора или даже телефона (вам нужно будет держать ваш телефон выключенным!)
        10. В некоторых монастырях бывают комендантские часы, опоздаете — и придется спать на скамейке в парке, потому что как только двери закрываются все ложаться спать и не будет никого, кто сможет вас впустить.
        11. Один из учеников в буддийском храме Таиланда

        12. Большинство не принимают кредитные карты, поэтому берите с собой наличные.
        13. В монастырях часто самостоятельно выращивают овощи и фрукты, делают собственное вино и сыр, так что вы будете накормлены органическими продуктами и сможете наесться досыта.
        14. Вы скорее всего найдете общую кухню, если не понравится местная еда – можете приготовить самостоятельно.
        15. Монастыри, как правило, располагаются в старинных зданиях, простоявших уже несколько веков – вы будете жить внутри исторического памятника.
        16. В монастырях обычно располагаются действующие религиозные общины, функционирующие вне зависимости от проживающих гостей.
        17. Уборка во дворе одного из буддийских храмов Таиланда

        18. Религия – не обязательная часть проживания. Многие монастыри рассматривают гостей просто как способ дополнительного заработка и не ожидают, что вы присоединитесь к религиозным обрядам. Это индивидуально для каждого монастыря.
        19. Чианграй — север Таиланда славится своими воспитанниками

          Самое главное в монастыре – это с уважением относится к вере, в не зависимости от ваших религиозных убеждений. Помните, вы все-таки остановились в религиозной общине, даже если вы оплатили проживание, это не обычный коммерческий отель.

          Размещение в монастыре обладает длинной историей

          Более 1500 лет монастыри предоставляли кров путешественникам и паломникам, в основном мужчинам. Сегодня монастыри, особенно в Европе, эволюционировали и стали скорее похожи монастырский вариант «кровать – завтрак», а не место молитв и уединения. Они принимают также и женщин вне зависимости от их веры, расы и взглядов на жизнь.

          Некоторые монастыри сохранили традиции, там молитвы и медитация являются обязательными условиями проживания.

          Например, в дзен-буддистском монастыре на Бразильском побережье вас попросят участвовать в «медитации тишины». Это не только молчание, но и неподвижность, гости должны сидеть так несколько часов на маленьких подушках.
          В некоторых странах проживание в монастырях более развито и имеет больше предложений. Если не хотите планировать заранее, найдите один или два крупных монастыря и просто позвоните туда, когда прибудете в город. В каждом будут свои правила, и если в одном вас всегда будут рады принять, в другом – вежливо поросят найти другой способ проживания.

          Только, пожалуйста, не путайте настоящий монастырь с отелем, располагающимся в здании бывшего монастыря – вы поймете разницу, когда принесут счет!

          Как найти монастырь?

          Великолепной красоты монастырь в труднодоступном месте. Для отчаянного экстрима и познания других и себя.

          По всей Азии монастыри открыты для гостей, но остаться на ночь можно в основном только тем, кто хочет практиковать медитацию. Таким отелем например является Suan Mokkh в Таиланде. Если вы ищите монастырь в Южной Корее, используйте «Templestay program».

          Что такое монастырь и зачем он нужен?

          Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

          Что такое монастырь?

          Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

          Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

          Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

          Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

          Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

          Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

          Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

          Как живут в монастыре?

          Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

          При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

          В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

        20. Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
        21. После утренней службы: завтрак, трапеза
        22. Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
        23. В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
        24. Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
        25. После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
        26. Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.
        27. Кто живет в монастыре?

          Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

          Собственно монахи

          В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

          Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

          Послушники

          Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

          Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

          Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

          Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

          Гости, паломники

          Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

          Какие постройки бывают в монастырях?

          По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

          В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

          Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

          Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

        28. Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
        29. Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
        30. Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
        31. Братский корпус. Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
        32. Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
        33. Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
        34. Столовая для паломников.
        35. Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
        36. Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

      Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

      Сколько монастырей в России?

      Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

      Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

      Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

      Сколько монастырей сейчас в Москве?

      На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

      Еще на территории столицы находятся семь Подворий — как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий — нести в суетливый город монастырский Дух.

      Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

      Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

      Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте