Содержание:

Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник?

by profpv · Август 28, 2018

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России, что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

Если очень коротко, то никакой инфраструктуры для этого закона у нас нет, все как всегда — сначала придумают и издадут закон, а потом придумывают как это реализовать.

Почти 3 года назад депутаты Госдумы в третьем, окончательном чтении приняли законопроект, позволяющий не регистрировать беспилотные летательные аппараты весом менее 250 граммов.

Трансляция голосования велась на сайте нижней палаты парламента, документ поддержали 438 депутатов, никто не выступил против и не воздержался.

Самая свежая информация о законе БПЛА обновлена 28 августа 2018 года.

Появилась информация, что законопроект о квадрокоптерах (о беспилотных летательных аппаратах — БПЛА) все же рассмотрели и нас ждет не совсем адекватное, по нашему мнение, решение. Приведем статью с сайта https://rg.ru, чтобы вы были немного в курсе новостей:

По закону беспилотные летательные аппараты весом от 250 грамм должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Человек, запустивший без прав в небо жужжащую игрушку (с пропеллером или крыльями — неважно), заплатит штраф от тысячи до двух тысяч рублей. Кроме того, в десять раз вырастут штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства. Если зарегистрированный беспилотник залетит куда не положено, хозяин заплатит штраф от 20 до 50 тысяч рублей.

Предлагаемые поправки в КоАП вводят специальный термин: внешний пилот. То есть тот, кто стоит на земле и управляет чем-то в небе.

Как сообщил «РГ» член правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в последнее время зафиксировано резкое увеличение количества нарушений, совершенных владельцами беспилотных летательных аппаратов.

«За два года количество инцидентов с участием беспилотных летательных аппаратов увеличилось в 12,5 раза», — говорит Владимир Груздев.

Если в 2015 году Ространснадзор зафиксировал всего 4 происшествия, связанные с беспилотными летательными аппаратами, то в 2017 году было уже 50 нарушений. Нет сомнений, что чем дальше, тем больше в небе будет дронов. А значит есть риск, что число нарушений и происшествий будет расти.

«Недавние поправки в Воздушный кодекс обязали регистрировать беспилотные летательные аппараты весом свыше 250 грамм, — напоминает Владимир Груздев. — Проект предлагает ввести штрафы для граждан, управляющих незарегистрированными беспилотными летательными аппаратами».

Иными словами, если ребенок запустит игрушку, его — точнее, его родителей — не накажут. Игрушки регистрировать не надо.

По словам экспертов, для того, чтобы запускать в небо дроны на законных основаниях, мало зарегистрировать аппарат, необходимо также получить разрешение на полет. Например, воздушное пространство над Москвой закрыто. Значит, так просто не взлететь. Чтобы запустить дрон, надо направить заявку местным властям. В обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер. Еще следует представить свидетельство о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). К запросу надо приложить и удостоверение личности. Так что все очень серьезно.

«Усиление ответственности призвано снизить число нарушителей, то есть носить превентивную функцию. Конечная цель — минимизировать риски и тем самым спасти чьи-то жизни», — подчеркивает Владимир Груздев.

Эксперты давно обращают внимание на то, что распространение беспилотников имеет опасный побочный эффект. Например, такие аппараты взял на вооружение криминал, чтобы доставлять в тюрьмы нелегальный товар. Как правило, доставляют наркотики и мобильные телефоны. Поэтому, по мнению экспертов, и необходимо ограничивать применение беспилотных аппаратов.

Прочитав это и не увидев ни одной отсылки к закону или на официальный сайт, было решено снова направить официальный закон в МинТранс. Ответ придется ждать не менее месяца, я думаю. Сами же вы распечатайте ответ ниже и носите с собой, но не забывайте о правилах безопасного полета.

Еще один момент, который очень смутил в статье: речь идет о серийнике дрона, но это абсолютно бессмысленно в отношении гоночных квадрокоптеров, которые в обязательном порядке — самосборы из различных комплектующих и нет там никаких серийных номеров. А еще, гоночные часто попадают в краши, это влечет за собой уже смену комплектующих и все, новый дрон готов.

В общем, закон всего лишь РАССМОТРЕН государственной Думой, это не значит, что его уже приняли. Также, нет никакой информации на государственном правовом сайте http://www.pravo.gov.ru/laws/index.html. Наш совет: повторимся, но распечатайте официальный ответ МинТранса ниже и носите с собой и не забывайте о правилах безопасного полета. Ждите обновленной информации ответа Министерства транспорта.

Ниже уже устаревшая информация, но удалять ее не будем, для хронологии и истории:

Чтобы не гадать «надо ли регистрировать квадрокоптер, нужно ли разрешение для полетов на квадрокоптере» и так далее, было решено написать обращение в Министерство Транспорта РФ через сайт https://www.mintrans.ru/ и получить официальный ответ, что собственно, я и сделал. Ответ был получен почти через месяц. Вопрос был конкретный и простой: какая существует структура регистрации квадрокоптеров, какие квадрокоптеры нужно регистрировать, как получить разрешение и где можно летать . Ответили от имени Директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации С.А. Петрова:

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от **.05.2018 № 3**** и сообщает.

В части вопроса о категорировании беспилотных воздушных судов сообщаем, что основным критерием, определяющим подход к правовому регулированию беспилотных воздушных судов, является максимальная взлетная масса, а не назначение судна или цель использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации «беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Применение таких воздушных судов регламентируется федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее — Правила), полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и О осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (далее — ЕС ОрВД) — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 Правил, сообщение о плане полёта беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Вопросы направления представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД регулируются Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. №171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и С.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и С, исключая воздушное пространство воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов ВВС над населенными пунктами, владельцам ВВС предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, в соответствии с положениями раздела VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 22.12.2009 № 249.

Для получения более полной практической информации в части использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в ******************** области рекомендуем обратиться в соответствующее территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта, а именно, в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

В части учета беспилотных воздушных судов сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) беспилотное воздушное судно (далее — ВВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее — проект постановления; порядок).

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

Официальный ответ кратко:

Фото официального ответа:

Архивная и общая информация:

Также, 5 июля 2017 года вступили в силу поправку в Воздушный кодекс РФ насчет беспилотников, подробнее можно прочитать здесь: https://hi-tech.mail.ru/news/registratsiya-dronov/ или краткая выдержка:

Суть нового закона

После покупки владельцу отводится десять дней на то чтобы зарегистрировать беспилотник. Согласно одним источникам, регистрация будет происходить с помощью технологии радиочастотных меток (RFID-меток), которые будет клеить на дроны предприятие «ЗащитаИнфоТранс», подконтрольное Министерству транспорта. Радиометки будут передавать информацию о беспилотнике и его владельце считывающим устройствам на расстояние до 300 метров.

Согласно другим данным, регистрацию можно пройти в режиме онлайн, передав данные о пилоте и аппарате и получив взамен регистрационный номер. Номер нужно будет наклеить или нарисовать на борту беспилотника. Вероятно, при смене собственника или существенном изменении внутренних комплектующих дрона может потребоваться его повторная регистрация. Примечательно, что в российских представительствах крупных брендов, таких как, например DJI, пока не владеют информацией о практической реализации закона. При этом, как удалось узнать Hi-Tech Mail.ru, головной офис компании вообще не уделяет внимание проблеме обязательной регистрации, переложив эту обязанность на плечи магазинов. Те, в свою очередь, безуспешно пытаются добиться ясности от регулирующих органов: за нарушение закона полагается штраф в 5 тысяч рублей.

В общем и целом, МинТранс разрешил пока не регистрировать квадрокоптер и беспилотный летательный аппарат весом до 30 кг до урегулирования процедуры регистрации. На данный момент, можете спокойно летать до момента, пока не создадут всю нужную инфраструктуру.

Регистрация квадрокоптера в 2018 году

Изначально предполагалось, что пилот будет проходить вот такую многоступенчатую процедуру:

  • Нужно получить удостоверение летной годности;
  • Далее получить разрешение на эксплуатацию воздушного пространства Российской Федерации;
  • документ, подтверждающий правомерность управления квадрокоптером или летательным аппаратом.
  • Также известно, что нужно обязательно получать разрешение на фото и видео съемку с квадрокоптера. Штраф за съемку без разрешение в размере от 3000 до 5000 рублей. Это конечно по закону так, но по факту никто никаких разрешений не получает, но все же не стоит пытаться поснимать на официальных мероприятиях, на закрытых территориях, у администрации и так далее — создадите себе проблем, а пострадает все сообщество пилотов летательных аппаратов.

    Как получить разрешение на полеты для летательного аппарата или квадрокоптера

    • Отвечает в России за выдачу разрешений — Росавиация. Обратитесь в ближайшее ведомство Росавиации с целью подачи заявления на получение разрешения на полеты на квадрокоптере или летательном аппарате.
    • За сутки или раньше, пилот обязан предоставить в ведомство Росавиации маршрут полета.
    • За пару часов до фактического полета, пилот обязан сообщить о готовности диспетчеру (какому правда непонятно, диспетчеру аэропорта или диспетчеру Росавиации? Уточните это в ведомстве, если все же рискнете проходить процедуру в 2018 году).
    • Весь полет, пилоту необходимо поддерживать связь с диспетчером и при необходимости сообщать о действиях специалисту навигации (т.е. диспетчеру).
    • В Европе есть вот такой документ: Notice of proposed Amendment (NPA) 2017-05(A) на 128 страниц, вполне возможно, что наши будут делать подобное.

      Закон то у нас вроде как есть, а где регистрировать — непонятно, еще не знаю ни одного человека, у кого зарегистрирован квадрокоптер, про большие авиамодели ничего сказать не могу. Да и Правительство порядок регистрации так и не приняло. Поэтому, еще раз читаем зеленую сноску выше.

      Но, как показывает практика, полицейские запросто могут к вам подойти и задать вопросы в стиле «Почему вы здесь летаете» и «Создаете угрозу для граждан», могут и конфисковать дрон и вас забрать в отделение, поэтому НЕ ЛЕТАЙТЕ там, где люди, здания Администрации, полиции, ФСБ, военные объекты, аэропорты и другие особо охраняемые объекты.

      Ссылки на документы:

      В дальнейшем, по мере выхода новостей на эту тему, статья будет дополняться и обновляться. Добавьте ее в закладки, чтобы всегда быть в курсе и знать закон.

      255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

      Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

      Описание закона

      255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

      Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

      В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

      • По материнству;
      • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
      • По производственной травме или заболевания.
      • Порядок выплаты пособий

        В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

        Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

        Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

        Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

        Больничный лист

        Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.

        При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:

        Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

        Врач может не заполнять строку — место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой. Не допускается также чернило другого цвета.

        Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

        Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

        Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

      • Попадание печати на содержание текста;
      • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д.
      • Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

        Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

      • Был утвержден размер индексации и выплат;
      • Предельная величина базы;
      • Минимальный размер оплаты труда.

      Некоторые из следующих статей закона подверглись изменениям 1 мая 2017 года:

      Статья 3

      В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.

      Размер пособия выплачиваются согласно закону:

    • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
    • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.
    • Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

      Статья 5

      Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

    • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
    • Потребности ухода за больным человеком в семье;
    • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
    • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.
    • Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

      Статья 7

      ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

      Критерии расчета по закону следующие:

    • Стаж застрахованного лица 8 и более лет — выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
    • Стаж от 5 до 8 лет — 80% от средней заработной платы;
    • Стаж до пяти лет — рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.
    • Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

      Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

      При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

      Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

      В последней редакции изменения в статье не проводились.

      Статья 8

      Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:

    • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
    • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
    • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.
    • Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

      Статья 9

      Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

    • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
    • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
    • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.
    • Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.

      В последней редакций закона изменения в статье не проводились.

      Статья 11

      В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия — 100 процентов от средней зарплаты.

      Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

      Статья 12

      В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.

      Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

      Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

      Статья 13

      В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

      Чтобы трудоустроенный официально гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ — основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

      Статья 14

      Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

      Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

      Скачать

      ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей ссылке.

      Комментарии

      Комментарии Федерального закона №255 необходимы для тщательного изучения положений и нормативно-правовых актов. Они помогают понять правильность начисления пособий по нетрудоспособности и произвести рациональный расчет. Скачать комментарии к 255-ФЗ можно по следующей ссылке.

      Приказ Минздравсоцразвития России №255 от 22 ноября 2004 г.

      Приказ, Минздрав России, 22 ноября 2004

      В соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898), ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 399; 2004, N 35, ст. 3607) и в целях оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, приказываю:

      1.1. Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (приложение 1).

      1.2. Учетную форму N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного» (приложение 2).

      1.3. Учетную форму N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (приложение 3).

      1.4. Учетную форму N 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приложение 4).

      1.5. Учетную форму N 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию» (приложение 5).

      1.6. Учетную форму N 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» (приложение 6).

      1.7. Учетную форму N 030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных участка гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (приложение 7).

      1.8. Инструкцию по заполнению учетной формы N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного» (приложение 8).

      1.9. Инструкцию по заполнению учетной формы N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (приложение 9).

      1.10. Инструкцию по заполнению учетной формы N 030/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приложение 10).

      1.11. Инструкцию по заполнению учетной формы N 057/у-04 «Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию» (приложение 11).

      1.12. Инструкцию по заполнению учетной формы N 030-П/у «Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» (приложение 12).

      1.13. Инструкцию по заполнению учетной формы N 030-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (приложение 13).

      2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2005 года.

      3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

      Министр
      М.Ю. Зурабов

      Категории: приказ; Минздрав России; приказ.

      Правосознание несовершеннолетних :Теоретико-правовой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук Смолова, Татьяна Юрьевна

      Оглавление диссертации кандидат юридических наук Смолова, Татьяна Юрьевна

      ГЛАВА 1. Правосознание как элемент правовой культуры. г 1.1. Понятие, структура, виды и функции правосознания .

      1.2. Правосознание и правовая культура: соотношение и взаимосвязь.

      1.3. Особенности правосознания и правовой культуры несовершеннолетних

      ГЛАВА 2. Правовое поведение несовершеннолетних.

      2.1. Понятие и виды правового поведения.

      2.2. Мотивация поведения несовершеннолетних: психолого-правовой подход.

      2.3. Причины отклоняющегося поведения в молодежной среде.

      ГЛАВА 3. Пути повышения правосознания несовершеннолетних.

      3.1. Правовое воспитание несовершеннолетних в современных условиях.

      3.2. Роль институтов гражданского общества в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

      3.3. Дальнейшее совершенствование российского законодательства о молодежи. Основные направления формирования молодежной правовой политики.

      Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Правосознание несовершеннолетних :Теоретико-правовой аспект»

      Актуальность темы диссертационного исследования. Проводимые в нашем государстве реформы коренным образом изменили правовое сознание всех слоев российского общества. Сложные, неоднозначные процессы трансформаций самым непосредственным образом отразились на состоянии и понимании права, законности , правопорядка, законотворческой и правоприменительной практики, прав и свобод человека и гражданина, на правосознании .

      Все это требует переосмысления устоявшихся в теории права понятий, что в полной мере относится и к правосознанию .

      В юридической науке особая значимость правового сознания определяется его всеохватывающим характером: оно объемлет все явления государственно-правовой жизни — формирование, познание, понимание, функционирование государства и права, их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями. По образному выражению И.А. Ильина , право « живет правосознанием » и только с его помощью право может « творить внешний порядок жизни »1.

      Острота задач, стоящих перед современной юридической наукой в изучении правосознания далеко не исчерпана уже имеющимися научными разработками понятия правового сознания, его структурных элементов, видов, принципов, функций. Новизна указанных направлений в исследуемой сфере обусловлена динамикой, присущей всем общественным отношениям, необходимостью научного осмысления развития форм правового сознания в современных условиях глобализации права и государства, а также интеграции правовых наук.

      Насущной необходимостью сегодня признается решение вопросов, связанных с методами преодоления негативных явлений, как в сфере реализации субъективного права, так и в сфере формирования должного уровня правосознания, отвечающего позитивным потребностям самой личности и правовым ожиданиям общества. «Современное нравственное сознание, — отмечал А

      П.И. Новгородцев , — в своих требованиях к праву значительно ушло вперед» .

      1 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. / Сост. и ком. Ю.Т. Лисицы. М., 1994. Т. 4. С. 408.

      2 Новгородцев П.И. Философия права. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 2. . 4

      Эти строки, написанные почти столетие назад, не утрачивают своей актуальности и сегодня. В аксиологическом измерении значение правосознания выражается в его позитивной направленности, ценностной ориентации субъектов права.

      В контексте обозначенных методологических линий исследования представляется важным особо выделить правовые явления, устанавливающие, задающие направленность дальнейшего развития правовых процессов. Речь идет о необходимости изучения правового сознания той части общества, которая в науке определена в качестве особой социально-демографической группы населения — несовершеннолетних . Современный этап развития российской государственности ознаменован правовыми, политическими, общественными, экономическими преобразованиями, рациональное зерно которых должно упастб в подготовленную почву. Только тогда реформирование достигнет своей цели, когда будет воспринято правосознанием того поколения, ради будущности которого эти изменения и начинались и которым оно будет продолжено. Однако в настоящее время несовершеннолетние выступают как одна из наиболее криминально пораженных групп населения, в ее поведении находят свое проявление буквально все виды девиаций (алкоголизм, токсикомания, наркомания, беспризорность, проституция , безнадзорность, бродяжничество, преступность). Нравственные, политические, социальные, экономические ориентации молодых людей во многом обусловливаются их правовыми установками, взглядами, знаниями, ценностями и ожиданиями.

      В Послании Президента РФ 2006 г. наиболее приоритетными были названы следующие задачи: повышение социальной значимости семьи, преодоление демографической проблемы, увеличение естественного прироста населения. В связи с этим усиливается необходимость научного осмысления обозначенных ранее проблем и разработки конкретных механизмов преодоления кризисной ситуации в молодежной среде. В частности, требуется создание системы правовой подготовки несовершеннолетних, которая состоит не только в приращении правовых знаний, но и в раскрытии нравственно-гуманистического потенциала права, формировании здорового правосознания.

      Несмотря на множество исследований правосознания и сопряженных с ним категорий, в современной юридической науке отсутствуют монографические исследования правосознания несовершеннолетних, за исключением работы JI.M. Корниенко (30-летней давности ), посвященной правосознанию школьников.

      На протяжении нескольких десятилетий практически не велись исследования по обозначенной проблеме, как впрочем, была фактически разрушена достаточно отлаженная система правового воспитания и просвещения подростков. Создавшийся вакуум правового воспитания в сложной для страны период привел к глубокому кризису в молодежной среде.

      Все это актуализировало вопросы формирования правового сознания молодых людей в современных условиях. Появившиеся в последние годы общетеоретические работы в данной области Г.Р. Ишкильдиной (2002), А.Ч. Чупа-новой (2005), Э.К. Джамаловой (2005), касающиеся правосознания молодежи в возрасте до 30 лет, возродили научные исследования в данной сфере. Однако они не могут в полной мере отразить специфику правосознания наиболее уязвимой в девиантном отношении возрастной группы (от 14 до 18 лет)1.

      В условиях трансформации российского общества назрела необходимость глубокого и всестороннего осмысления с учетом достижений современной науки и юридической практики исследуемого феномена с более широких позиций, используя интегративный, аксиологический подходы к правопониманию , в соотношении с такими явлениями, как правовое поведение, правовое воспитание, правовая культура, правовая политика, правовая жизнь.

      Разработка проблемы правосознания несовершеннолетних требует анализа достижений не только теоретико-правовой науки, но и других отраслей научного знания: философии, педагогики, психологии, социологии, политологии, истории. Только комплексный подход дает возможность целостного анализа

      1 См.: Ишкильдина Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: Автореф. дис. . канд. юрид . наук. Казань, 2002; Чупанова А.Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект (на материалах Республики Дагестан): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Махачкала, 2005; Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. исследуемого феномена.

      Степень теоретической разработанности проблемы. В юридической науке теория правосознания выступает в качестве самостоятельного объекта научного исследования лишь с XX века. Основоположником нового научного направления является выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин , в работе которого « О сущности правосознания » 1919 г., впервые рассмотрены теоретические вопросы правосознания как сложного социального явления, обладающего духовной сущностью, « корнями исторической государственности » и « религиозности », а также определены его « аксиомы », функции, назначение.

      В работах начала века рассматриваются кризисные стороны общественного правосознания — П.И. Новгородцевым — с точки зрения нравственно-религиозного кризиса, Б.А. Кистяковским — с позиций кризиса духовного развития русского общества и отсутствия в нем правовых идей. Л.И. Петражицкий исходя из индивидуального правосознания, формулирует идею « интуитивного права »; Н.М. Коркунов рассматривает правосознание в соотношении с « положительным » правом.

      Как уже было отмечено, именно XX век ознаменовал « открытие » в юридической науке феномена правосознания. Однако, после трудов И.А. Ильина , фундаментальное исследование правосознания на какое-то время прекратилось, и было возобновлено лишь в 60-х годах в работах А.Л. Могилевского , Е.В. На-заренко, Г.С. Остроумова, И.Ф. Рябко , И.Е. Фарбера и других.

      С этого времени и до конца 80-х годов в советской юридической литературе, представленной трудами В.И. Каминской , Н.И. Козюбры, Е.А. Лукашевой, И.Ф. Покровского , А.Р. Ратинова, В.А. Сапуна, В.А. Чефранова , В.А. Щегорце-ва был выработан принципиально иной подход к пониманию правосознания, основанный на тесной связи права с господствующей идеологией, противопоставляющей социалистическому правосознанию буржуазное. Характерная для данного исторического периода времени тенденция вести научную дискуссию в политико-идеологических рамках, в правовой сфере в целом, и правовом сознании, в частности, имела как свои негативные последствия (чрезмерная идеологазация), так и определенные преимущества. Так, формирование социалистического правосознания требовало новых форм воздействия на общество и его социальные группы, определенных методик правового воспитания, прежде всего, для подрастающего поколения. Развитие данных направлений наиболее выражено в работах С.А. Батовой , Ж.Д. Бусурманова, Н.П. Вербицкого, Т.А. Гуменюк , Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.К. Ивлева , Т.Н. Кулулашвили, Г.М. Миньковского, А.В. Мицкевича , М.С. Рыбака, А.Я. Сухарева, С.М. Ходыревского , Т.М. Шамбы, С.В. Юшина и других.

      Рубеж XX-XXI вв. ознаменован не только появлением новых исследований правосознания (А.В. Аверин , Р.С. Байниязов, П.П. Баранов, В.И. Бегинин , Е.А. Белканов, Т.И. Демченко, В.Н. Карташов , С.Н. Касаткин, А.П. Плешаков, Н.М. Тапчанян , JI.A. Лушина, Д.Э. Марченко, Е.В. Осипова , В.Р. Петров, В.Г. Сафонов, В.В. Сафронов ), но и переосмыслением его назначения в сложившихся реалиях.

      Поведенческие, мотивационные установки личности нашли свое отражение в трудах С.Ф. Анисимова , А.Н. Бабая, В.А. Бачинина, А.Э. Жалинского , В.Н. Кудрявцева, Е.Н. Лебедевой, И.М. Максимовой , Н.А. Монахова, Е.К. Нур-пеисова, В.В. Оксамытного , В.А. Потапова, С.Л. Сибирякова, Н.И. Тюриной , Л.Н. Фомичевой, Н.Г. Швыдак.

      Криминологический аспект поведения представлен в работах А.И. Долговой , Н.П. Дубинина, В.П. Емельянова, И.И. Карпеца , В.Н. Кудрявцева, И.С. Ноя, Б.Д. Овчинникова , B.C. Овчинского, В.Е. Эминова.

      Труды, посвященные проблемам педагогики (А.И. Алексеев , С.Б. Думов,

      A.С. Макаренко , Э.А. Никулина, Е.А. Певцова, Т.М. Почтарь ) и психологии (М.И. Еникеев, Ю.А. Клейберг , И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, К.Г. Юнг ) раскрывают возрастные особенности несовершеннолетних.

      Рассматриваемая тема получила развитие и в работах ученых политологов, социологов, историков, философов. Среди них широко известны исследования М.Л. Гайнера , А. Герлоха, В.Н. Гуляихина, Г.В. Дыльнова , И.В. Ковалевой,

      B. Кнаппа, А.В. Колесникова , И.Д. Невважая, Т.В. Муслумовой, А.Н. Привалова ,

      И.М. Рассолова , Ж.Т. Тощенко, В.А. Шабалина, Ф.Э. Шереги , Т.В. Шипуновой.

      На фоне возросшего интереса ученых к проблемам молодежи большое значение приобретают вопросы преодоления различных видов девиаций, выработки адаптационных механизмов, повышения социальной активности молодого поколения ( АЛО . Гайдин, Г.В. Зазулин, И.М. Ильинский , О.В. Коршунова, А.Б. Марченко, И.В. Стазаева , Е.В. Тараканова, Н.А. Фролова, С.Ю. Хлыстунов , Т.В. Цыкина).

      При разработке темы диссертации автором были использованы материалы исследований по близкой, но вместе с тем, самостоятельной теме защиты прав детей (В.И. Абрамов , Н.Е. Борисова, В.В. Кулапов, Э.Б. Мельникова , М.В. Не-мытина, A.M. Нечаева).

      Следует отметить весомый клад в развитии данной проблемы ведущих теоретиков права: С.С. Алексеева , М.И. Байтина, В.М. Баранова, Н.С. Бондаря , Н.А. Буры, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко , Л.И. Глухаревой, Н.Л. Гранат, И.А. Иванникова , Д.А. Керимова, В.Л. Кулапова, В.В. Лазарева , А.Б. Лисютки-на, В.Я. Любашица, А.В. Малько , Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, О.В. Марты-шина, Н.И. Матузова , А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, А.С. Пиголкина , И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, Т.Н. Радько , А.П. Семитко, И.Н. Сеняки-на, В.Н. Синюкова , Т.В. Синюковой, Н.Я. Соколова, В.М. Сырых , Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, А.Ф. Черданцева , О.И. Цыбулевской, В.М. Шафирова, Б.С. Эбзеева , А.И. Экимова и других.

      Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования правосознания несовершеннолетних, проявления юридически значимого поведения, профилактики асоциальных явлений, реализации молодежной правовой политики.

      Предметом исследования является особенности правового сознания несовершеннолетних, определяющие содержание и направленность их поведения в сфере права.

      Цель и задачи исследования. Целью является анализ правового сознания несовершеннолетних с установлением объективных и субъективных условий его формирования, форм проявления в юридически значимом поведении специального субъекта права.

      Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

      — рассмотреть правосознание как общетеоретическую категорию, определить его понятие, структуру, виды и функции;

      — проанализировать соотношение и взаимосвязь правосознания и правовой культуры в целом, а также установить особенности правосознания и правовой культуры несовершеннолетних;

      — обобщить подходы к определению понятия и видов правового поведения в современной юридической науке, охарактеризовать правовое поведение несовершеннолетних;

      — изучить мотивацию и выявить причины отклоняющегося поведения в молодежной среде;

      — рассмотреть правовое воспитание как целостную систему; определить роль органов государственной власти и институтов гражданского общества в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;

      — определить пути повышения правосознания и правовой культуры несовершеннолетних;

      — наметить пути дальнейшего совершенствования российского законодательства о молодежи, основные направления формирования молодежной правовой политики.

      Методологическая база исследования. В основу изучения проблемы правового сознания несовершеннолетних положен диалектический метод познания социальных явлений и связанные с ним общенаучные и частнонаучные методы исследования: социологический, исторический, сравнительно-правовой, логический, системного и структурного анализа, прогнозирования и другие.

      Нормативная и эмпирическая базы исследования. В процессе работы над диссертацией автором были проанализированы международные договоры, нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации, нормативные акты субъектов Федерации, судебная практика. Использовались также статистические материалы, результаты специальных исследований правосознания подростков и подростковой преступности различных социологических фондов.

      Научная новизна исследования заключается в том, что: ь — на новом содержательном уровне проведен анализ сущности и структуры понятия « правосознание ». Впервые дана комплексная общетеоретическая характеристика правового сознания несовершеннолетних как особого субъекта права;

      — определены объективные и субъективные факторы, детерминирующие деформацию правосознания несовершеннолетних;

      — выявлены механизмы формирования правонарушающего поведения с учетом многофакторности данного процесса;

      — научно обоснованы пути оптимизации правовой культуры и правосознания несовершеннолетних, заключающиеся в последовательном включении детей и подростков в систему правового воспитания;

      — предложены меры, связанные с формированием в России молодежной правовой политики, способствующие дальнейшему совершенствованию законодательной базы и правореализационной сферы.

      На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

      1. Правосознание — сложное социальное явление, имеющее множество граней, сторон, измерений. Аксиологическое направление исследований в современной теории права позволяет увидеть методологическую и практико-юридическую значимость правовых явлений. Принципы свободы , равенства и справедливости, идеи правового государства и гражданского общества теряют свой смысл, если субъекты права, не зависимо от статуса, не могут верно оценивать правовую ситуацию, понимать адекватность принимаемых мер обязанными сторонами правоотношений, прогнозировать последствия своих действий.

      Ценностный подход наделяет правосознание созидательной силой, способной к преобразованию существующих общественных отношений. Как элемент культуры правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Как интегральный феномен, играющий роль важнейшего источника правотворчества и значимого фактора правоприменения, оно отвечает возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями. В этом заключается практическая сторона содержания правосознания.

      На первый план с учетом переходного состояния современной российской правовой системы выдвигается взаимосвязь различных аспектов структуры правосознания с правозначимой сферой поведения. Предложенное диссертантом видение правосознания основывается на обозначенной в науке тенденции сближения разных аспектов правопонимания , их сосуществования и взаимодействия.

      2. В работе исследуется правосознание особого субъекта права. В международном и национальном законодательстве нет терминологического единообразия в определении понятий « подросток », « несовершеннолетний », « молодежь ». Это обусловлено региональными особенностями правовой системы, традициями общества. Такое положение вызывает негативные явления в законодательной и правоприменительной практике. Понятию « несовершеннолетний » необходимо придать универсальный характер, обозначив тем самым его юридическую природу, в отличие от терминов « подросток » и « молодежь », имеющих соответственно психологическое и социально-политическое содержание.

      3. Находящееся в стадии формирования правосознание несовершеннолетних, подверженное различного рода деформациям, обусловленным внутренними (процессы созревания мозга и нервной системы, возрастные кризисы) и внешними (правовая социализация личности; состояние системы правового воспитания в стране; уровень общественного правосознания, транслирующий установки, стереотипы, ценностные ориентации молодому поколению) факторами, требует научного осмысления.

      4. В структуре правового сознания несовершеннолетних наиболее четко выражен пласт правовой идеологии, что связано с возрастными способностями подростков к восприятию сложных правовых явлений и активной когнитивной деятельностью. Правовая психология находится под воздействием непосредственного отражения жизненного опыта несовершеннолетних, что проецируется на их социально-психологическую незрелость. В механизме формирования де-виантного поведения несовершеннолетних данные особенности позволяют выделить в качестве ведущих недостаточность уровня правовых знаний, повышенную склонность к групповому конформизму и групповой идентификации.

      5. Проанализировав понятие « правовое поведение » и различные точки зрения ученых-теоретиков на этот счет, диссертант предлагает рассматривать его не как собирательную категорию (включающую в себя правомерное и противоправное поведение), а в качестве синонима правомерного поведения, что в полной мере соответствует семантическому значению, истинному содержанию и аксиологическому предназначению права. Противоправное поведение значимо, но не ценно для общества.

      6. При выявлении причин правонарушений несовершеннолетних следует равным образом учитывать единство социального, психологического и биологического в поведении человека. Одностороннее видение проблемы не способствует установлению истинных детерминант правонарушения , сужает научное поле исследования. Необходимо использовать научные достижения современной биотехнологии (расшифровка кода наследственности, структуры генома человека).

      7. В целях преодоления деформаций правосознания несовершеннолетних, повышения их правовой культуры необходим отлаженный механизм взаимодействия органов власти и общественных структур. Преимущества государственной деятельности (четкость, системность действия, координация, ответственность за результаты) должны сочетаться с творческим потенциалом гражданских инициатив. Среди субъектов профилактики в современных российских условиях особая роль должна быть отведена институтам гражданского общества. Неоспоримая ценность предупредительных форм воздействия, осуществляемых семьей, общественными организациями, благотворительными фондами, церковью, бизнесом, СМИ , состоит в большей, чем у других субъектов, вариативности, возможности проведения не только общесоциальной , но прежде» всего индивидуальной работы с несовершеннолетними .

      8. В условиях потенциальных угроз российским правокультурным ценностям со стороны глобализующегося мира необходимо активизировать нравственно-правовое воспитание молодого поколения, переосмыслить приемы работы с молодежью. Методы, которые успешно использовались вчера, могут не дать результата сегодня.

      Одной из важнейших форм правового воспитания выступает правовое обучение. Недооценка его значимости привела к сокращению научных разработок в данной области, правового компонента в образовательных программах и, как следствие, к массовой правовой невоспитанности и юридической безграмотности. Требуются единая, многоступенчатая система правового обучения детей и молодежи, а также специализированная профессиональная подготовка педагогических кадров, разработка учебно-методических материалов и концепции правового образования несовершеннолетних.

      9. В целях преодоления как организационной, так и общеправовой рассогласованности в сфере регулирования отношений с участием детей и молодежи следует признать молодежную политику самостоятельным видом российской правовой политики и определить ее приоритетные направления. Это требует дальнейшего совершенствования законодательства, скорейшего принятия федеральных законов: о ювенальной юстиции, об основах государственной молодежной политики, об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, проекты которых давно разработаны. Отсутствие таких законов на федеральном уровне отрицательно сказывается на правоприменительной практике в регионах. Автор поддерживает инициативу по разработке проекта федерального закона о правовом воспитании.

      Научная и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении соответствующих разделов курсов теории государства и права, ювенальной юстиции , криминологии, а также ряда отраслей: семейного, уголовного права. Теоретические выводы, сформулированные в работе, могут быть использованы в правотворческом процессе при подготовке проектов нормативно-правовых актов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

      Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена по главам и в целом на заседаниях кафедры теории права Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. Важнейшие положения по исследуемой теме получили апробацию в докладах и выступлениях диссертанта на заседаниях:

      Международных научно-практических конференций — «Актуальные проблемы российского права на рубеже XX-XXI веков» (Пенза, май 2002 г.), « Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции Российской Федерации)» (Саратов, октябрь 2003 г.);

      Всероссийских научно-практических конференций — « Права человека, гражданское общество и безопасность государства » (Саратов, 2005 г., декабрь), « Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса » (Саратов, 2006 г., январь-февраль); научно-практических семинаров — «Совершенствование судебной практи- > ки в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт» (Саратов, 2001 г., декабрь), « Защита прав несовершеннолетних: модель взаимодействия на региональном уровне » (Самара, 2003 г., ноябрь); научно-методологических семинаров Саратовской государственной академии права « Современное российское право: нравственное измерение » (2004 г., апрель) и других.

      Материалы диссертационного исследования используются автором в преподавательской деятельности в Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина при чтении курсов « Теория государства и права », « Правоведение », « Правовые основы работы с молодежью », спецкурса « Развитие Российской государственности в современных условиях »; в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров государственных и муниципальных служащих — курса « Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде »; в профильных классах МОУ г. Саратова — курса « Основы права ».

      Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

      Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история правовых учений», Смолова, Татьяна Юрьевна

      Указанные факторы способствуют проявлению различного рода девиаций в поведении несовершеннолетних , как на индивидуальном, так и на групповом уровне, что в подростковой среде имеет более выраженный негативный характер. Рассмотрение проблемы правового сознания несовершеннолетних позволяет сделать следующие выводы.

      В условиях трансформации российского общества назрела необходимость глубокого и всестороннего осмысления феномена правосознания с учетом достижений современной науки и юридической практики. Постижение сложной социально-правовой природы правосознания позволяет выявить его сущностные черты, функции, взаимосвязи различных аспектов структуры правосознания с правозначимой сферой поведения.

      Наиболее полно исследовать данный феномен позволяют различные подходы к правопониманию . Как интегральный феномен, правосознание играет роль важнейшего источника правотворчества и значимого фактора правоприменения. На первый план выдвигается практическая сторона содержания правосознания и его регулятивное свойство, что отвечает потребностям времени соизмерять правовую действительность общественными потребностями, осуществлять реформирование правовой системы на основе развитого, здорового правосознания. Поэтому так важно повышение уровня правового сознания и правотворцев , и правоприменителей, и общества в целом, что является залогом правового прогресса.

      Как элемент культуры правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Ценностный подход наделяет его созидательной силой, способной к преобразованию существующих общественных отношений. Правосознание в его развитом, цельном состоянии направлено на творческое осмысление позитивного права. В современных условиях формирование правовой государственности в России, эти вопросы особенно важны, ибо невозможно обеспечить преобразование лишь законодательными изменениями, необходимо воспитание чувства ответственности, его культивирование, как на личностном уровне, так и на уровне публичной власти.

      Находящееся в стадии формирования, правосознание несовершеннолетних подвержено различного рода деформациям. В числе которых, в первую очередь, следует назвать правовой инфантилизм и правовой нигилизм, как следствие общего недостатка правовых знаний и опыта их применения, так и подвиж ности психо-эмоциональной сферы, связанные с возрастными особенностями формирующейся личности.

      В правосознании несовершеннолетних можно выделить проявление синкретизма и эклектики, что характеризует нерасчлененность, смешение и слияние правовых чувств, эмоций, зачатки правовых знаний; проявляется в отсутствии целостного, развитого состояния и характеризует начальный уровень его формирования.

      Правосознание несовершеннолетних, являющееся составной частью общественного правового сознания вобрало в себя все искажения, поразившие со* временное российское общество. Для преодоления указанных явлений необходимы учет различных аспектов (эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости несовершеннолетних), а также целенаправленные усилия государственных структур, институтов гражданского общества.

      В этой связи повышается роль правового воспитания, и в особенности, правового обучения, как наиболее действенного способа формирования правовых знаний и развития правовые свойств личности: чувства права, уважения права, правовых привычек и ориентиров.

      В рамках школьного правового образования должна быть обеспечена дос* тупная для всех несовершеннолетних организованная, постоянно действующая система по формированию правовых знаний, а также навыков их реализации. Организация правового воспитания по формированию правовых представлений, взглядов, ценностных ориентаций, позитивных установок несовершеннолетних должна носить систематический характер, обеспечивать преемственность различных методов воспитания в осуществлении данной деятельности.

      Необходимым также является совершенствование законодательной сферы по формированию молодежной правовой политики, включающей в себя комплекс мер и задач, способствующих правовой защите несовершеннолетних, повышению уровня их правосознания и правовой культуры, а также активному включению молодежи в правовую жизнь.

      Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Смолова, Татьяна Юрьевна, 2006 год

      1. Конституция Российской Федерации (принята всенародном голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 14 октября 2005 г. № 6- ФКЗ ) // РГ. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

      2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998.

      3. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.) // Междунар. акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998.

      4. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) // Сб. междунар. стандартов инорм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних . М., 1998.

      5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2006. № 2. Ст. 176.

      6. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2006. № 6. Ст. 636.

      7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2005. № 17. Ст. 1485; 2006. № 2. Ст. 174.

      8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; 2004. № 52, часть 1. Ст. 5274.

      9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений » (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503; 2004. № 35. Ст. 3607.

      10. Указ Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. « О концепции национальной безопасности Российской Федерации » // РГ. 2000. 18 янв.

      11. Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998-2000 гг.» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 314.

      12. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 « Об Основных направлениях государственной семейной политики » (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460; 2002. № 40. Ст. 3905.

      13. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 « О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации » // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2642.

      14. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 « О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики » (с изм. и доп.) // САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 924; СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1967.

      15. Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // РГ. 2004. 11 мая.

      16. Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. //1. РГ. 2004. 27 мая.

      17. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе « Дети России » на 2003-2006 гг.» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 41. Ст. 3984; 2004. № 37. Ст. 3737.

      18. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 «О Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательнойIинформационной среды» (2001-2005 гг.)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 36. Ст. 3578; 2004. № 37. Ст. 3737.

      19. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001-2005 гг.)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172; 2004. № 37. Ст. 3737.

      20. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 « Об утверждении Национальной доктрины образования в Российской Федерации » // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11.

      21. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на средне* срочную перспективу (2003-2005 гг.)» // СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

      22. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» // Модернизация российского образования. 2003. Март.

      23. Письмо Минобразования РФ от 11 февраля 2000 года № 161/28-16 «О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях» // Вестник образования. 2000. № 9. С. 21-22.

      24. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 г. // РГ. 2003. 15-18, 23-25, 30 июл., 5, 7 авг.

      25. Закон Архангельской области « О трудоустройстве молодежи » от 29 июня 2004 г. № 238-03 // www clears.msu.ru

      26. Закон Саратовской области от 24 октября 2001 г. № 50-ЗСО « О молодежной политике в Саратовской области » // Собрание законодательства Саратовской области. 2001. № 10. С. 1139.

      27. Постановление Губернатора Саратовской области от 11 ноября 2005 г. №265 « О создании Молодежного совета Саратовской области » // Неделя области. 2005. 19 нояб.

      28. Постановление Губернатора Саратовской области от 14 февраля 2000 г. № 62 «О Молодежном парламенте Саратовской области» (с изм и доп.) // Собрание законодательства Саратовской области. 2000. № 2. С. 255; 2004. № 8. С. 1274.

      29. Постановление Правительства Саратовской области от 24 октября 2005 г. № 361-П «Об областной целевой программе «Молодежь Саратовской области» на 2006-2008 гг.» // Неделя области. 2005.28 окт. № 80 (198).

      30. Материалы судебной практики

      31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // БВС РФ. 2000. № 4.

      32. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1998 г. (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 мая 1998 г.) // БВС РФ. 1998. № 3.

      33. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2004 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г.) // БВС РФ. 2005. № 1.

      34. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 г. (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г.) // БВС РФ. 2004. № 3.

      35. Монографии, сборники, учебники, учебные пособия, словари

      36. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность / Под ред. Н.И. Матузова . Саратов: Изд-во ГОУ ВПО « Саратовская государственная академия права », 2006. 312 с.

      37. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект) / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО « Саратовская государственная академия права », 2005. 312 с.

      38. Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научного правового сознания судей : Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. акад. права», 2003. 305 с.

      39. Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. М.: « Юридическая литература », 1973. 64 с.

      40. Алексеев С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 176 с.

      41. Антонян Ю.М. Криминология: Избранные лекции. М.: Логос, 2004. -448 с.I

      42. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов: СЮИ МВД России, 2001. 296 с.

      43. Байниязов Р.С. Теоретические вопросы правосознания. Саратов: СЮИ МВД России, 2001.- 112 с.

      44. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 218 с.

      45. Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002. 165 с.

      46. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности . СПб.: Изд-во * С.Петерб. ун-та, 2001. 308 с.

      47. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. 130 с.

      48. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних: Опыт исследования проблемы в Саратовской области. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. акад. права», 2004. 53 с.

      49. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб.: Изд. СПбГУ, 2001.-494 с.

      50. Борисова Н.Е. Конституционный статус несовершеннолетних в Россий-^ ской Федерации: Учебное пособие. М.: « Глобус », 2003. 207 с.

      51. Борисова Н.Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России. М.: Информационно-внедренческий центр « Маркетинг », 2003. 168 с.

      52. Бура Н.А. Функции общественного правосознания / Отв. ред. Н.И. Ко-зюбра; Академия наук УССР . Институт государства и права. Киев: Наукова1. Думка, 1986.-87 с.

      53. Ведяхин В.М., Суркова О.Е. Факторы формирования и реализации принципов права. Самара: Изд-во гос. экон. акад., 2005. 148 с.

      54. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Новый Юрист , 1998.-624 с.

      55. Верилио П. Информационная бомба: Пер. с фр. / Перевод И. Окуневой. М.: ИТДГК « Гнозис », Фонд « Прагматика культуры », 2002. 192 с.

      56. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. 50 с.

      57. Гайнер M.JI. Правосознание подростков. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1989.-88 с.

      58. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем. / Ред. и сост. Д.А. Керимов , B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. 524 с.

      59. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. -280 с.

      60. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление: Коллективная монография / Под общ. ред. Я.И. Гилинского. СПб.: Алетейя, 2000. 384 с.

      61. Демченко Т.Н. Возникновение и понимание древнерусского правового сознания. М.: Полиграф , 2004. 128 с.

      62. Дети-преступники: Воры, убийцы, террористы, попрошайки. Энциклопедия преступлений и катастроф / Подг. Ю.Н. Иванова. Минск, 1996. 640 с.

      63. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения России: Аналитический вестник. Серия Основные проблемы социального развития 46. М., 2002. № 20. http://council.gov.ru

      64. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения . 2-е изд., переработ, и доп. М.: Политиздат, 1989. — 351 с.

      65. Думов С.Б. Введение в педагогику отклоняющегося поведения: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во Волг. инст. повыш. квал. и переподг. раб-в обр.,2004.-71 с.

      66. Дыльнов Г.В., Шабалин В.А. Социальный механизм законодательной власти. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. 76 с.

      67. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями / Под ред. И.С. Ноя. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 97 с.

      68. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник. М.: Изд-во НОРМА, 2000.-517 с.

      69. Жалынский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью . М.: Наука, 1989. 192 с.

      70. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). М.: Рудомино, 2000.-148 с.

      71. Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 240 с.

      72. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 352 с.

      73. ИвлевА.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. М.: « Знамя », 1982.-49 с.

      74. Игошев К.Е., Шмаров ИВ. Социальные аспекты предупреждения правонарушений . М.: Юридическая литература, 1980. 175 с.

      75. Иеринг Р. Борьба за право. М.: Феникс, 1991. 64 с.

      76. Ильин И.А. Собр. соч.: В Ют. / Сост. и ком. Ю.Т. Лисицы. М.: « Русская книга », 1993. Т. 1.-400 е.; 1994. Т. 4.-624 с.

      77. Ильинский ИМ. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 698 с.

      78. Карпец ИИ. Проблема преступности. М: Юрид . лит., 1969. 168 с.

      79. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004. Ч. 10. 76 с.

      80. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: Методологическиепроблемы. М.: Юридическая литература, 1983. 232 с.

      81. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. — 560 с.

      82. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 192 с.

      83. Кнапп В., ГерлохА . Логика в правовом сознании: Автор, перевод, с чешек. / Под общ. ред. и вступ. ст. А.Б. Венгерова . М.: Прогресс, 1987. 312 с.

      84. Козюбра Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев: « НАУКОВА ДУМКА », 1979. 207 с.

      85. Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Авт. коллектив: В.Б. Боровиков , О.Л. Дубовик, А.Э. Жалинский и др.; Под общ. ред. С.И. Никулина; вступ. ст. Е.Н. Слуа-ренко; Мин. юст. РФ. М.: Юрайт , 2000. 1184 с.

      86. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255.

      87. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (Микрокриминология). М.: Норма, 2001-344 с.

      88. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. / Предисл. И.Ю. Козлихина . СПб.: Изд-во « Юридический центр Пресс », 2004. — 430 с.

      89. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Антоняна . М.: Изд-во «Щит-М», 2003.-270 с.

      90. Криминология : Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. -848 с.

      91. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева , В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ , 2002. — 686 с.3100.Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам: В 3 т. М.: Наука, 2002. Т. 1.-567 е.; Т. 2. 283 с.

      92. Ъ.\29.Ожегов С.И Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.

      93. Ъ.\Ы.Сапун В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1984. 112 с.

      94. Ъ.\1%.Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исследования. М.: Алетейя, 2002.-447 с.

      95. АЛ92.Вопленко Н.Н. Правосознание юриста и проблема его деформации // Вопросы теории государства и права. 2001. № 3. С. 59-71.