Классный час «Культура поведения в столовой и на перемене»

Классный час проведен во 2-м классе. Перед учителем стояла задача повторить и закрепить правила культуры поведения. В течении всего занятия дети работали с правилами как быть культурными.

Цели.

  • Обсудить с учащимися поведение класса на школьных переменах, в школьной столовой.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду других людей, культуре поведения в общественных местах.
  • Ход классного часа

    I. Вступительное слово классного руководителя. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о культуре поведения в школе. Для этого мы отправимся путешествовать в страну хороших манер и побываем на следующих станциях.

    1) Станция “Об истории хороших манер”_______.

    2) Станция “Школьная столовая”___________.

    3) Станция «Перемена”.

    Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умения себя вести в обществе.

    Прочитайте афоризмы написанные на доске:

    “Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом дели они просто невоспитанны и грубы”. Ларошфуко.

    “Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы окружающие были довольны и нами, и самими собой”. Лабрюйер

    II. Как вы их понимаете?

    На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” и произошло слово “этикет”, вошедшие впоследствии в языки многих стран.

    Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умения вести себя в обществе.

    Стремления себя вести прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Археологи нашли этому доказательство в древнейших документах, и выяснили, что люди еще не умели писать. На протяжении всей жизни на земле существовали свои законы поведения человека и общения.

    Столовые приборы, правило пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умения есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимом компонентом культуры, большим достоинством.

    Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства.

    Скандинавы первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

    У нас на Руси начинают с 18 века печатать пособия по этикету, при Петре I “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”.

    Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народах. Он основан на уважение личности, прав человека. Главная его особенность – осознанность разумом – соответствие помыслов и поступков.

    III. Выступления учащихся.

    Ребята, мы предварительно проводили опрос:

    а) нравится ли вам приходить в школьную столовую?

    в) нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

    Ребята нашего класса брали интервью у школьных поваров:

    а) в котором часу вы приходите на работу, чтобы приготовить завтрак учащимся?

    б) сколько стаканов, вилок, ложек и тарелок нужно вымыть за день работы?

    в) сколько теста нужно замесить, чтобы испечь то количество пирожков, которое дают в столовой за день?

    IV. Обсуждение с учащимися поведения в столовой всего класса и отдельных учащихся.

    V. Отчет о дежурстве по столовой.

    VI. Давайте поиграем в игру “Да или нет и почему”:

    а) есть можно и один раз в день, но так чтоб “живот лопался”,

    б) есть можно на ходу, зачем тратить время на еду, откусил кусочек колбаски с хлебом, да и побежал играть,

    в) если книга попалась интересная возьми ее с собой в столовую, там пока ешь, будешь читать,

    г) если в столовой вы не доели кусочек булочки возьми ее в класс и во время урока понемногу, отламывай и ешь. Ни чего, что у тебя под партой будут крошки и тебя можно сравнить с кое каким животным.

    Повторим правила поведения в столовой:

    1. Мой руки перед едой.
    2. Вредно для здоровья есть торопливо и не жевать.
    3. Во время и после еды используй салфетку.
    4. С общего блюда не бери пищу рукой или своей вилкой. Пользуйся общим прибором, который лежит у блюда.
    5. Не копайся в общем блюде, выбирая лучшие куски. Бери кусок с того края блюда, который ближе к тебе.
    6. Не красиво и опасно размахивать рукой, держа в ней столовый прибор или полный стакан с питьем.
    7. Не клади на тарелку сразу много пищи. Вдруг ты ее не доешь… . Лучше подложить еще.
    8. Кости, остатки хлеба оставляй на тарелки.
    9. Губы, руки вытирай салфеткой.
    10. VII. Поговорим о культуре поведения.

      Вы писали сочинения “Я на перемене”.

      а) Анализ сочинений.

      б) Анализ предложений учащихся по изменению ситуации связанной с плохим поведением на перемене отдельных учащихся.

      в) Вручение жетоном учащимся (самый культурный).

      Конспект внеклассного занятия по теме: «Правила поведения в столовой»

      Программа: “ Знай, умей, научись!”

      Раздел: “ Введение в школьную жизнь”

      Введение в школьную жизнь

      Наш курс «Введение в школьную жизнь» направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. В этот раздел входят темы:

      • Что значит быть учеником.
      • Чем занимается учитель.
      • Кто такой директор, завуч.
      • Для чего необходимо соблюдать правила поведения на уроке и перемене.
      • Правила поведения в столовой.
      • Для чего и как пользоваться библиотекой.
      • Что значит быть дежурным.
      • Чем занимаются старшеклассники.

      Эти 8 тем рассчитаны на первое полугодие первого класса. Во втором полугодии мы работали над разделом: “Человек хороших и вредных привычек”.

      Сами занятия по курсу строятся по следующей технологии, содержащей три этапа:

      1 этап — подготовительная часть к занятию. На этом этапе используется опережающий по дход: дается задание по теме, которую только планируется рассмотреть.

      Пример: изготовить дома салфетку (это была совместная работа с родителями). Примерами домашних работ могут быть творческие задания:

      оформить плакаты; составить памятку; подобрать библиотечку по теме и т. д.

      2 этап — вводная часть занятия. Включает в себя ритуал приветствия и планирования темы.

      Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу.

      Он первый здоровается с детьми.

      Педагог, здороваясь с ребенком, обязательно должен назвать его по имени и выразить ему — вербально или невербально — радость и удовлетворение от встречи.

      Это могут быть слова «Я рада тебя видеть», теплая улыбка, визуальный (глаза-в-глаза) контакт, тактильный (рукопожатие, прикоснуться к руке) контакт.

      Дети в начале игрового занятия рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на полу, на ковре.

      Также важно, чтобы прозвучало и приветствие для всей группы. Это формирует чувство принадлежности к группе.

      Можно включать и групповое пение (для приподнятого настроения).

      3 этап — основная часть занятия, занимающая ѕ запланированного времени. Эта часть п освящена групповому обсуждению и поиску вариантов решений обозначенной темы занятия. Методика проведения занятий отличается от правил проведения урока. На таких занятиях нет места назиданиям, нотациям, однозначным выводам по типу: « Э то можно делать, а это нельзя».

      При рассмотрении жизненных ситуаций мы используем игровые приемы и упражнения. На нашем занятии вы увидите сказочных героев: Буратино и Мальвину, познакомитесь с вымышленным учеником Федей. Он у нас жил в классе с первого сентября. На его ошибках мы учились.

      Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения в столовой, выраж ений приглашения, благодарности, сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом.

      правила поведения за столом;

      разговоры за столом;

      благодарность, похвала и просьба;

      этикетные предписания и запреты;

      разбор типичных ошибок, связанных с поведением детей в столовой;

      речевое общение с работниками столовой.

      Оборудование и материалы:

      костюмы для сказочных персонажей (Буратино и Мальвина);

      кукольная столовая (2 набора);

      книга “Весёлый этикет” Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина;

      1. Ритуал приветствия:

      учитель здоровается с детьми, каждого называет по имени;

      визуальный контакт “Глаза – в глаза”;

      тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие).

      2. Сообщение темы.

      Учитель. Тема нашего занятия: “Правила поведения в столовой”.

      У. Кто-то стучится в нашу дверь (входят Буратино и Мальвина).

      У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей?

      Дети. Это Буратино и Мальвина.

      У. Из какой сказки они пришли?

      Д. “ Золотой ключик, или приключения Буратино”

      У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим.

      Сценка “Как Буратино завтракал”.

      ( Отрывок из книги: Толстой А. “Золотой ключик, или приключения Буратино”. – М., Детская литература, 1989, стр.57)

      Мальвина. Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!

      Буратино. Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей)

      У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запо мнишь.

      3. Работа над новым материалом.

      У. Мы с вами на прошлых занятиях говорили о правилах поведения на переменах. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой? Об этом мы поговорим, послушав рассказ о том, как Федин класс завтракал.

      Чтение отрывка героями.

      М. Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут за втракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что при этом нельзя толкаться и шуметь.

      На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.

      — Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

      М. Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:

      — Мне очень стыдно за тебя Слава. Извините , Анна Петровна…

      У. Дети, почему Елена Николаевна так сказала? Почему она извинилась за Славу? (Ответы детей) Да, правила культурного поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит другим. Это во-первых. А самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботиться. Вот почему Елена Николаевна извинилась перед Анной Петровной за своего ученика.

      — Ничего, — сказала Анна Петровна, — он и сам уже понял, что нехорошо получилось, правда, Слава?

      Б. Слава покраснел и опустил голову.

      — Мне надо еще чаю, — громко сказал Федя, протягивая свой стакан.

      — И мне! – крикнул Витя. И они стали пить чай.

      М. А Елена Николаевна сказала:

      — Когда мы вернемся в класс, мы поговорим о том, как следует вести себя за столом. Оказывается, не только Слава не знает этих правил.

      У. Ребята, о каких правилах поведения будет говорить Елена Николаевна со своими учен иками? Какие замечания она сделает Вите и Феде? Да, пожелав ещё чаю, они должны были обратиться к Анне Петровне так, как это принято. В русском языке есть прекрасные слова: пожалуйста, будьте добры, которыми мы выражаем свою просьбу. Это очень важное правило культуры речи и поведения. Каждый воспитанный человек должен его помнить.

      А еще о каком правиле забыли Витя и Федя? Да, они не поблагодарили Анну Петровну. Что должны сказать все дети, вставая из-за стола после завтрака? Не забывайте делать это и вы.

      4. Просмотр видеофильма

      У. Спасибо, Мальвина и Буратино, за чтение. А кто из вас любит отгадывать загадки? Бур атино, что ты руку тянешь?

      Шепчет Буратино учителю на ухо.

      У. Оказывается, Буратино, приготовил нам видео сюжет – загадку. Будьте внимательны, вам надо найти правила, которые нарушили герои.

      Просмотр первого видео сюжета.

      Цель: показать неправильное поведение детей в столовой.

      У. Мальвина тоже приготовила видео сюжет.

      Просмотр второго видео сюжета.

      Цель: показать образцовое поведение детей в столовой.

      У. За каким из столов дети правильно себя вели? (Ответы детей)

      У. Молодцы, ребята. Вы были очень наблюдательны и внимательны, правильно отвечали. А сейчас, Буратино, прочитай слово на доске.

      Б. Сер -ви-ров-ка. (Работа над смыслом слова сервировка – убранство стола: посуда, столовые приборы)

      У. Сейчас я предлагаю разделиться на две команды. Каждый стол нужно оформить по пр авилам сервировки. А помогать вам будут Мальвина и Буратино.

      На двух столах цветы, кукольная посуда, две вазы, салфетки.

      Дети работают в командах.

      У. А какие предметы помогли вам украсить столы? Зачем люди придумали салфетки?

      ( Работы выполнялись дома с родителями) .

      Б. Какие культурные и воспитанные дети в том классе! Как они много знают правил поведения в столовой. А знаешь, Мальвина, я тоже многому научился у ребят.

      М. Я очень рада за тебя, Буратино. Но нам пора расставаться. А на прощание я хочу подарить вам цветок с памятками (правила поведения в столовой)

      Памятка — на каждом лепесточке правило, в середине: “Правила поведения в столовой”.

      Перед едой мой руки с мылом.

      Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.

      Презентация «Правила поведения в столовой»

      Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ

      Входить в столовую надо организованно. Не толкайся , не кричи . СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК.

      Войдя в столовую, скажите : «Здравствуйте!» Наши повара готовят для вас вкусные обеды!

      Кухонные работники накрывают вам обед Уходя из столовой, скажите : «Спасибо!»

      Перед едой обязательно вымойте руки с мылом!

      Не разговаривай во время еды. За столом не балуйся с хлебом, не крутись, не мешай соседу. СТАРАЙСЯ ВСЁ СЪЕСТЬ!

      — Убирай свою тарелку и кружку со стола . — Уходя , скажи спасибо тем , кто тебя накормил!

      ПОВТОРИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ ЕЩЁ РАЗ ! СТАРАЙСЯ ИХ СОБЛЮДАТЬ!

      • Сырятова Елена Владимировна
      • 226
      • 23.10.2016
      • Номер материала: ДБ-283002

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Опубликуйте 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Опубликуйте 5 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить сертификат о создании сайта

        Опубликуйте 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Опубликуйте 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Опубликуйте 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Опубликуйте 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Опубликуйте 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную золотую грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        Классный час «Правила поведения в столовой и на перемене»

        Классный час » Культура поведения в классе, в столовой и на перемене «

        Цель. Повторение и закрепление правил культуры поведения.

        Обсудить с учащимися поведение класса на школьных переменах, в школьной столовой.

        Воспитывать уважительное отношение к труду других людей, культуре поведения в общественных местах.

        Ход классного часа

        Вступительное слово классного руководителя.

        — Сегодня мы с вами еще раз поговорим о культуре поведения в школе. Для этого мы отправимся путешествовать в страну хороших манер и побываем на следующих станциях.

        1) Станция «Об истории хороших манер».

        2) Станция « В классе»

        3)Станция «Школьная столовая».

        4) Станция «Перемена”.

        “ Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы”. Ларошфуко.

        II. Станция «Об истории хороших манер».

        На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” и произошло слово “этикет”, вошедшее впоследствии в языки многих стран.

        Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

        — Стремления себя вести прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Археологи нашли этому доказательство в древнейших документах, и выяснили, что люди еще не умели писать, а уже существовали свои законы поведения человека и общения.

        — Столовые приборы, правило пользования, которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умения есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

        — Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства.

        — Скандинавы первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом, женщинам и наиболее уважаемым гостям.

        У нас на Руси начинают с 18 века,при Петре I, печатать пособия по этикету “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”.

        В ней азбука, арифметика и правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом.

        Станция «В классе»

        Володя Демин всякий раз

        У нас опаздывает в класс.

        Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

        У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

        -На урок всегда приходят вовремя!

        Первой хочется ответить,

        Крикнуть громко с места прямо

        И казаться умной самой.

        Класс она не уважает

        Отвечать другим мешает.

        — Что же неправильно делает Света? (выкрикивает с места). А почему это не правильно? Может быть всё -таки можно выкрикивать с места? (нет)

        -На уроках если хочешь ответить поднимай руку, а не кричи с места!

        Лена с Валей на уроке

        Обсуждали рот и щеки

        Всю себя разрисовала!

        Так две подружки хохотали,

        Ответить никому не дали.

        — Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему?

        На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются и не мешают заниматься всему классу!

        Правило четвёртое (слайд)

        Весь урок Наташка с Лизкой

        Пишут Владику записки

        С кем подружиться хочет он?

        Потом кидают с двух сторон.

        Учителя не слушал класс,

        Следил за этим целый час.

        — На уроке не занимаются посторонними делами!

        — А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.

        Да – интересный был урок, —

        Сказал Антону Игорек.

        Но промолчал в ответ Антон…

        Он весь урок считал ворон.

        — Как вы понимаете фразу: «Он весь урок считал ворон» (не слушал)

        А что же надо было делать Антону на уроке? (внимательно слушать учителя)

        -На уроках не отвлекаясь, внимательно слушают учителя!

        Каждый день в большом пакете

        Шоколадки носит Петя.

        И когда в один присест

        Все среди урока съест, принимается за жвачки.

        Лучше бы решал задачки.

        — Можно ли на уроке вести себя так как Петя? (нет) Почему?

        — На уроках не едят и не жуют жевательную резинку!

        Давайте проверим как вы поняли правила поведения на уроке.

        Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

        На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

        Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

        Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

        Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

        Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

        А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

        Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

        Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

        Станция «Школьная столовая».

        Правила поведения в столовой.

        Ребята, ответьте на вопросы:

        а) нравится ли вам ходить в школьную столовую?

        б) вкусно ли готовят наши повара?

        Ребята нашего класса сейчас возьмут интервью у школьных поваров:

        в) сколько раз за день вы слышите слово “спасибо”?

        2 . Обсуждение с учащимися поведения в столовой всего класса и отдельных учащихся.

        Неприятно нам в столовой

        Рядом с Людой Пироговой.

        На соседку слева Люда

        Опрокинула два блюда,

        А соседу на живот

        Сладкий вылила компот.

        Чем все это наблюдать,

        Лучше уж поголодать.

        3. Игра “Да или нет и почему”:

        (Да — хлопают, нет – топают.)

        — есть можно и один раз в день, но так чтоб “живот лопался”,

        — есть нужно 5-6 раз вдень,

        — есть можно на ходу, зачем тратить время на еду, откусил кусочек колбаски с хлебом, да и побежал играть,

        — есть нужно за столом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу,

        — если книга попалась интересная возьми ее с собой в столовую, там пока ешь, будешь читать,

        — если в столовой вы не доели кусочек булочки возьмите ее в класс и во время урока понемногу, отламывайте и ешьте. Ничего, что у вас под партой будут крошки и вас можно сравнить с кое — каким животным.

        Как же нужно вести себя в столовой?

        В столовой следует вести себя так же как в гостях!

        Звонок! Все дружною гурьбой

        В столовую летят стрелой

        А здесь есть правила свои.

        Запомни их и повтори

        Не брызгай, на пол не кроши,

        Хлеб береги и уважай,

        Его повсюду не бросай.

        Поел и убери, друг мой,

        Свою посуду за собой.

        На уроках и на переменах

        Надо помнить всегда непременно,

        Как с друзьями общаться,

        И хороших манер не стесняться

        — Как вы думаете, какие слова помогут вам соблюдать правила поведения в школе. (Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините.)

        Повторим правила поведения в столовой :

        Мой руки перед едой.

        Вредно для здоровья есть торопливо и не жевать.

        Во время и после еды используй салфетку.

        С общего блюда не бери пищу рукой или своей вилкой. Пользуйся общим прибором, который лежит у блюда.

        Не копайся в общем блюде, выбирая лучшие куски. Бери кусок с того края блюда, который ближе к тебе.

        Некрасиво и опасно размахивать рукой, держа в ней столовый прибор или полный стакан с питьем.

        Не клади на тарелку сразу много пищи. Вдруг ты ее не доешь… . Лучше подложить еще.

        Кости, остатки хлеба оставляй на тарелке.

        Губы, руки вытирай салфеткой.

        IV. Станция «Перемена”.

        Сочините рассказ “Я на перемене”.

        Правила поведения на перемене:

        Носятся на перемене

        Гриша с Федей , как олени.

        Всех толкают, задевают

        И кричать не забывают.

        У стены весь класс стоит,

        Голова у всех болит.

        — Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока). Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?

        -На переменах не бегают, расталкивая всех локтями, и не кричат громко!

        — А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать)

        Шеей крутим осторожно

        Шеей крутим осторожно —

        Голова кружиться может.

        Влево смотрим — раз, два, три.

        Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

        Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

        И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

        Не хотят общаться с Сашей

        Все ребята в школе нашей.

        Он и к старшим пристает,

        И ребят помладше бьет.

        Никому прохода Саша в нашей школе не дает.

        — Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира)

        Правильно ли он себя ведет?

        — Не стоит обижать тех, кто младше тебя!

        В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

        Давайте проверим, как вы поняли правила поведения на уроке, на перемене и в столовой.

        Немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

        Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

        – Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

        Это я, это я, это все мои друзья.

        – Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

        – Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

        – Это я, это я, это все мои друзья.

        – Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

        – Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

        Классный час: “ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ”

        Ц е л и: добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

        Форма проведения: занятие-практикум.

        Ход занятия

      • Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.
      • Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

        …Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

        В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

        Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

        Тогда девочка сказала ему строго…

        – Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

        Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

        2, Формулирование правил поведения за столом.

        – Приглашаю вас на «учебный чай».

        – Садитесь за стол. Стоп!

        Правила

        № 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

        № 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

        № 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

        «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги».

        № 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

        № 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

        № 6. Поблагодари того, кто тебя накормил.

        – Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

        У ч и т е л ь. Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

        Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно

        мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

        Если руки за обедом
        Вы испачкали салатом
        И стесняетесь о скатерть
        Пальцы вытереть свои,

        Опустите незаметно
        Их под стол и там спокойно
        Вытирайте ваши руки
        Об соседские штаны.

        – Почему так не надо вести себя за столом?

        – Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)

      • Игра «Мозговой штурм».

    1) Выбери верный вариант ответа.

    – Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

    а) спрятать под стол;

    б) положить на стол, как на парту;

    в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

    2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

    а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

    б) задвинуть стул;

    в) убрать на мойку посуду;

    г) поблагодарить работников столовой.

    3) Выбери верный вариант ответа.

    Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

    б) руками через весь стол;

    в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

  • Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.
  • Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.

    …Винни-Пух был всегда не прочь немного подкрепиться, в особенности часов в 11 утра, потому что в это время завтрак уже давно окончился, а обед еще и не думал начинаться. И, конечно, он страшно обрадовался, увидев, что Кролик достает чашки и тарелки. А когда Кролик спросил: «Тебе чего намазать – меду или сгущенного молока?» – Пух пришел в такой восторг, что выпалил: «И того и другого!» Правда, спохватившись он, чтобы не показаться очень жадным, поскорее добавил: «А хлеба можно совсем не давать!»

    И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

    – Уже пора? – вежливо спросил Кролик.

    Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…

    Вопросы для анализа текста:

    – Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?

    – В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?

    – Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?

    Слово учителя. Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

    Правила поведения в столовой. Учащиеся находятся в обеденном зале столовой только на переменах и в отведенное графиком питания время

    Правила поведения в столовой.

    1. Учащиеся находятся в обеденном зале столовой только на переменах и в отведенное графиком питания время.
    2. При входе в столовую следует снять рюкзак и держать его в руке.
    3. Перед едой и после необходимо помыть руки с мылом.
    4. Пища, в том числе и принесенная с собой из дома, принимается за столами. Есть стоя и выносить пищу из столовой нельзя.
    5. Во время приема пищи можно негромко разговаривать. Следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу. Следует благодарить сотрудников столовой при получении еды и по окончании ее приема.
    6. После приема пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели.
    7. Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде.
    8. Организация горячего питания в школе.

      Шовкань Т.А., Крутская Л.Н.,

      Шишкина А.И., Белик Н.Г., Козлова З.И.