Содержание:

Сопровождение негабаритных грузов ГИБДД и автомобилями прикрытия.

Сопровождение патрульными автомобилями ГИБДД

Крупногабаритные грузы на дороге могут привезти к опасным ситуациям. Поэтому для перевозки негабаритных грузов, шириной более 4 метров, длиной автопоезда более 30м и сверхтяжелых, законом предусмотрено обязательное сопровождение негабаритных грузов ГИБДД.

Помимо указанных выше условий, патрульный автомобиль ГИБДД потребуется в случаях, когда автопоезд занимает часть встречной полосы автодороги, двигается по отрезкам пути с интенсивным движением, требующим вспомогательной регулировки сотрудниками ГИБДД, или относится к категории 2.

Решение о необходимости сопровождения груза ГИБДД принимается Госавтоинспекцией в момент оформления разрешения на перевозку спецтехники.

Сопровождение негабаритных грузов автомобилями прикрытия

Кроме того, для грузов шириной более 3,5 м и длиной более 24 м Госавтоинспекция требует сопровождения автомобилями прикрытия. Данный автомобиль отличается от машины ГИБДД тем, что предоставляется самим перевозчиком или грузоотправителем.

В роли автомобиля прикрытия может выступать запасной тягач, если того требуют дорожные условия и особенности груза.

Также наличие автомобиля прикрытия может понадобиться в случаях, если это определено графой «особые условия движения», когда на некоторых участках маршрута необходима помощь в организации движения. Например, когда конструкция моста позволяет только одиночный проезд машины с очень тяжелым или большим грузом.

Кто обеспечивает сопровождение негабаритных грузов ГИБДД?

Данная обязанность возложена на грузоперевозчика или отправителя. На случаи ее несоблюдения предусмотрены дисциплинарные, административные и уголовные наказания. Правила организации сопровождения автомобилями прикрытия определены Инструкцией по перевозке КГТ.

Разрешение на перевозку негабаритного груза по России

Перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза регламентируются следующими нормативно-правовыми документами:

  1. «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (утверждена Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27.05.1996; с изменениями от 22.01.2004). Решением Верховного Суда РФ от 27.01.2011 № ГКПИ10-1618 внесены изменения в пункт 5.10 Инструкции и признан недействующим первый абзац пункта 3.2 Приложения 1 к Инструкции;
  2. Утверждённое постановлением Правительства РФ №20 от 17.01.2007 года «Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и военной автомобильной инспекции»;
  3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
  4. Правила дорожного движения
  5. Разрешение на перевозку негабарита

    В рамках действующего законодательства разрешения на международные перевозки автомобильным транспортом может выдавать только Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ. Перевозки по федеральным трассам находятся в ведении федеральных и местных управлений автомобильных дорог России, а обслуживаемая сеть дорог контролируется территориальными органами управления дорожным хозяйством.

    Перечисленные ведомства согласуют маршрут с владельцами всех объектов, которые могут стать помехой для перевозки КТГ – мостов, эстакад, туннелей, воздушных линий электропередачи и связи и т.п. Отдельно рассматривается движение через ж/д переезды или под железнодорожными путепроводами – здесь требуется согласование с начальниками дистанции пути и электроснабжения. Нужно помнить, что отсутствие необходимой разрешительной документации может повлечь наложение серьезных штрафов за перевозку негабарита.

    Штрафы за негабарит

    Лишь после успешного согласования перевозчик получает у ГИБДД разрешение на перевозку негабаритного груза, оно может быть одноразовым или на определённый срок для многократных однотипных доставок. Разрешение в виде карточки крепится в правом нижнем углу ветрового стекла тягача.

    Сопровождение перевозок

    Необходимость и порядок сопровождения перевозки КТГ автомобилем ДПС определяется органом ГИБДД на этапе согласования маршрута перед получением разрешения у ГИБДД на перевозку. Грузы военного назначения сопровождаются автомобилями Военной автоинспекции (ВАИ). Безусловными основаниями для сопровождения являются:

  6. габарит АТС с грузом по ширине более 4 м, либо по длине более 30 м;
  7. груз категории 2;
  8. АТС при движении занимает (хотя бы частично) полосу встречного движения;
  9. может возникнуть необходимость в оперативной организации дорожного движения на маршруте следования автопоезда.
  10. Как легко догадаться, за сопровождение перевозки автомобилем ДПС придётся платить, так что предусмотрите эту статью в смете.

    В ряде случаев потребуется сопровождение перевозки КТГ автомобилем прикрытия, основания для этого чуть менее жёсткие, чем для автомобиля ДПС:

  11. ширина АТС с грузом более 3,5 м, но менее 4 м;
  12. длина автопоезда более 24 м, но менее 30м;
  13. в графе «Особые условия движения» разрешения на перевозку имеется соответствующая запись.
  14. Выделяемый грузоперевозчиком автомобиль прикрытия с проблесковым маячком жёлтого (оранжевого) цвета движется перед сопровождаемым АТС с уступом влево, он предупреждает участников движения о перевозке крупногабаритного груза и необходимости соблюдения дополнительных мер безопасности.

    Специалисты ООО «ПодольскАвтоТранс» оформят для вас разрешение на перевозку КТГ; сопровождение перевозок автомобилями ДПС (а в случае необходимости и автомобилями прикрытия) – тоже наша забота. Помните лишь, что в обычном случае даже при очень удачном раскладе согласование транспортной операции и получение разрешения займёт от 7 до 20 дней – таковы особенности национальной бюрократии. Поэтому заблаговременное обращение позволит избежать нарушения ваших планов по срокам осуществления перевозки. Как альтернатива наши сотрудники могут предложить ускоренное оформление всех необходимых документов на перевозку негабаритного груза. В каждом случае это оговаривается отдельно.

    Основные правила и стандарты перевозки негабаритного груза

    Перевозка негабаритных грузов — сложный процесс, требующий подготовки и соблюдения правил. Основная трудность связана с повышенным риском попадания в аварию, помимо этого на пути следования могут оказываться и мосты и тоннели с ограничениями по высоте и грузоподъёмности. Сложность могут представлять также линии связи и электропередач, пересечения с железнодорожными переездами. Все моменты должны учитываться при составлении маршрута, машина с крупногабаритным грузом должна иметь опознавательные знаки.

    Размеры негабарита

    Груз считается негабаритным в случае, когда его размеры превышают габариты транспортного средства, что приводит к повышению риска возникновения ДТП. Такие грузы принято выделять особым способом, что позволяет другим участникам дорожного движения вовремя их замечать и заранее принимать меры предосторожности.

    Разновидности крупногабаритных грузов:

  15. Крупногабаритный — его размеры больше размеров ТС, существует вероятность перекрытия части дороги;
  16. Тяжеловесный — вес превышает максимально разрешённый для перевозки данным видом транспорта.
  17. Размеры ТС с грузом или без не должны превышать следующие показатели:

  18. 2,55 м — ширина;
  19. 13,6 м — длина;
  20. 2,55 м — высота.
  21. Выхождение за рамки лимитов считается негабаритом, что также влияет на цену грузоперевозок.

    К негабаритным грузам относятся:

    • сельскохозяйственная спецтехника,
    • яхты и катера,
    • турбинные и буровые установки,
    • бетонные изделия,
    • другие объекты нестандартной формы и веса.
    • Любой груз, не подлежащий перевозке в закрытом виде, считается негабаритным.

      Правила перевозок негабаритного и тяжеловесного груза

      Нарушение правил транспортировки грозит штрафом 500 руб. или предупреждением, если инцидент произошёл впервые.

      К нарушениям можно отнести:

    • отсутствие специального знака,
    • ненадёжная фиксация груза,
    • повышенная шумность или пыльность.
    • Правила перевозки автотранспортом

      Требования к ТС:

    • транспортное средство не должно мешать остальным участникам дорожного движения;
    • обязательно соблюдение ограничений по габаритам, в противном случае устанавливается знак «Негабаритный груз»;
    • установка опознавательных и регистрационных знаков;
    • срабатывание стояночного тормоза на уклоне 16%;
    • наличие противооткатных опор.
    • Основное правило заключается в том, что параметры груза должны соответствовать по весу и габаритам установленным стандартам.

      Должны быть соблюдены также следующие требования:

    • Крепкая фиксация;
    • Сохранение устойчивости ТС;
    • Отсутствии помех при управлении машиной;
    • Хорошая видимость для обнаружения опознавательных знаков и световых сигналов;
    • Отсутствие шума и пыли при езде;
    • Отсутствие вреда дороге или окружающему пространству.
    • Перевозка грузов, закрывающих задний обзор, допускается только при условии установки двух наружных боковых зеркал заднего вида. Подробнее о правилах ПДД перевозки негабаритных грузов читайте здесь.

      Перевозка негабаритного груза автотранспортом допускается на крыше машины или внутри багажника.

      Существуют также ограничения по размерам, груз не должен выступать более, чем на 1 м сзади или спереди ТС, в противном случае требуется установка специального знака. При превышении расстояния 2 м транспортировка запрещена, в крайнем случае перевозка допускается при условии согласования с отделением ГИБДД, расположенном в начале маршрута.

      Железной дорогой

      Важную роль играет выбор маршрута, подбор вагона (платформа, полувагон, транспортёр). Подготовка проводится в несколько этапов, особое внимание следует уделить оформлению документов, точный перечень может меняться в зависимости от ситуации.

      Перечень бумаг включает:

    • Дорожная ведомость — в ней указывается дата отправления и прибытия, срок доставки и т. д.;
    • Документация к грузу (сертификаты, лицензии, паспорта) — описываются габариты, функции, свойства, характеристики объекта;
    • Документ об объявленной ценности — может потребоваться для возмещения ущерба в случае потери или повреждения груза;
    • Счёт-фактура — содержит реквизиты обеих сторон, характеристики и стоимость товара;
    • Счёт-проформа — определяет точную стоимость;
    • Упаковочный лист — в нём указываются количество и вес каждой единицы;
    • Страховой договор — оформляется в процессе страхования;
    • Специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов — содержит основную информацию о перевозках, выдаётся уполномоченными органами, оформляется для конкретного маршрута.
    • Этапы подготовки:

    • Подбор и согласование способа крепления;
    • Выбор самой оптимальной схемы погрузки/отгрузки;
    • Поиск платформы для крепления;
    • Присутствие в момент крепления товара.
    • Если производятся железнодорожные перевозки негабаритных грузов, то распределение производится по форме и виду, в документах обуславливается расположение товара, что позволит сохранить его полную сохранность.

      Перевозки с сопровождением

      Перевозка негабаритных грузов сопряжена с определённой опасностью, обеспечение безопасности считается одной из главных задач для владельца и перевозчика.

      Существует несколько вариантов сопровождения:

    • Экспедитор — перемещение груза производится непосредственно на месте под контролем сотрудника, который решает все проблемы и следит за соблюдением графика;
    • Машины прикрытия — специальный автотранспорт предупреждает участников дорожного движения о транспортировке нестандартных грузов, что снижает вероятность попадания в ДТП;
    • Вооруженная охрана — все риски перевозки ценных грузов сведены к минимуму.
    • Сопровождение негабаритных грузов обязательно в следующих случаях:

    • ширина ТС с грузом свыше 3,5 м;
    • длина автопоезда превышает 24 м;
    • другие случаи, описанные в соответствующей Инструкции.
    • Как осуществляются международные транспортные перевозки?

      В соответствии с правилами международных перевозок крупногабаритных грузов обязательно соблюдение определённых норм и правил, данный вид экономической деятельности регламентируется с универсальными транспортными конвенциями. Помимо этого требуется двустороннее соглашение о перевозке и сообщении, специальное разрешение.

      Для международной перевозки крупногабаритных грузов необходимо уделить внимание следующим нюансам:

    • Правильный подбор ТС;
    • Учёт особенностей пересекаемой местности;
    • Выбор наиболее оптимального и экономичного маршрута;
    • Расчёт времени и цены перевозки;
    • Учёт рисков и форс-мажорных обстоятельств;
    • Оформление документов.
    • Неудачные попытки перевозки негабарита смотрите в этом видео:

      Заключение

      Негабаритные грузы создают опасность для участников дорожного движения, поэтому при их перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом обязательно соблюдение определённых правил, пренебрежение ими грозит штрафами. Автомобильное транспортное средство и груз должны соответствовать стандартам, при превышении габаритов устанавливается специальный знак.

      При перевозке железной дорогой важно правильно оформить документы, выбрать вагон, сопровождение поможет повысить безопасность транспортировки. Международные перевозки осуществляются в соответствии с универсальными конвенциями, нарушать которые также не следует.

      Как и где получить разрешение на перевозку негабаритного груза

      Превышение транспортного средства (при наличии груза и без него) предельно разрешённых габаритов и веса относит данное ТС к категории негабаритных. Его дальнейшая эксплуатация на дорогах РФ общественного назначения невозможна без спецразрешения. Получение данного документа – процесс далеко непростой, в особенности для новичков.

      Как оформить разрешение на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, в какие организации подавать документы? Постараемся развеять туманные представления о решении этой задачи в нашей статье.

      Добываем разрешение на перевозку негабарита

      Начнём с истоков. Какой груз можно отнести к нестандартным? Под категорию негабаритных подпадает груз, размеры и вес которого превышает допустимые нормы при транспортировке. Например:

    • яхта;
    • катер;
    • паровой котёл;
    • подъёмник;
    • буровая вышка;
    • и другие подобные объёмные предметы.
    • Международная транспортировка такого вида грузов подразумевает наличие разрешительных бумаг на проезд по территории РФ и других государств.

      В связи с чем, могут понадобится разрешения на негабаритные перевозки:

    • Для международной транспортировки. Спец. разрешение оформляют, если автопоезд должен пересечь рубеж страны, без него пограничная служба груз не выпустит. Необходимо проставить данные о грузе в транспортных документах (CMR). Бумага выдаётся лишь на одну грузоперевозку.
    • Для межрегиональных перевозок. Оформляется, если маршрут проходит по трём или более субъектам Российской Федерации. Такое согласие можно получить на срок до трёх месяцев. Его выдаёт региональная дирекция автомобильных дорог. Информация о грузе должна быть указана в товарно-транспортной накладной.
    • Для груза, имеющего вес 20 тонн и более, и габариты, превышающие в длину 20 метров, в ширину 2,55, а в высоту 4 метра, в обязательном порядке требуется разрешение на транспортировку.

      Если предмет имеет длину и ширину больше, чем 24 и 3,5 метра соответственно, в этом случае его должна сопровождать машина прикрытия с проблесковым маячком жёлтого или оранжевого цвета.

      Когда длина груза превышает 30 метров, а ширина составлять 4 метра и более – тут уже его сопровождение должно быть возложено на патрульную машину ГИБДД.

      Документы для оформления разрешения на транспортировку тяжеловесных грузов

      В соответствии с Инструкцией и Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые регламентирует разрешительную систему, необходимо подать заявление в соответствующую инстанцию, указанную в третьем приложении документа. Образец заявления можно найти в четвёртом приложении вышеуказанной Инструкции.

      Сюда же необходимо приложить:

    • Чертежи груза с указанием его точных размеров;
    • Спецификацию;
    • Технические характеристики ТС;
    • Адреса погрузки и выгрузки;
    • Маршрут, по которому будет осуществляться транспортировка.
    • Срок получения документов

      Получив заявку на перевозку негабарита, работники ведомства запустят процесс согласования транспортировки с различными инстанциями для обеспечения её безопасности. Проверяется высота ЛЭП, наличие на маршруте газопроводов и путепроводов, рассматривается вопрос необходимости усиления дорожного полотна. Всё это занимает немало времени.

      Заказчик обязательно должен учитывать, что для получения разрешения на перевозку крупногабаритного груза из-за границы, может потребоваться не одна неделя – все зависит от той или иной страны. Например, в Швеции, Финляндии и Эстонии разрешение оформляется в течение 1-2 дней, а в России этот срок может доходить до четырёх недель.

      Правильный подход к делу – залог успеха

      Транспортирование любого негабаритного груза должно осуществляться согласно специальным правилами перевозки и регламентироваться соответствующими документами.

      После того как разрешение на перевозку будет получено, предназначенный для этого транспорт проходит перед предстоящей поездкой тщательный осмотр. Водители тоже должны обязательно пройти обследование в медучреждении.

      Вопрос с нужной документацией будет разрешён без лишних проблем, если обратиться в крупную организацию, в автопарке которой имеется необходимая транспортная техника. Кроме этого, будет гарантирована стопроцентная сохранность груза при доставке.

      Перед транспортированием негабаритного груза, целесообразно прибегнуть к услугам специализированной охраны для перевозки ценных грузов, а также к сопровождению экспедитора. Необходимость в данных услугах увеличивается при перевозках, сопряжённых с пересечением границы. Профессиональные специалисты перечисленных служб, имеющие опыт в подобных делах, быстро и грамотно смогут урегулировать какие-либо возникшие проблемы.

      В обязанности экспедитора также входит слежение за перемещением груза и передача всей информации диспетчеру. Тот, в свою очередь, должен держать заказчика перевозки в курсе всего происходящего.

      При выполнении международных перевозок от заказчика требуется предоставление всей документации на груз во избежание нештатных ситуаций, которые могут возникнуть как при переезде границы, так и при транспортировке негабарита по территории другой страны, где, возможно, действуют иные правила транспортировки.

      Владелец негабаритного груза может воспользоваться и услугой страхования, что позволит ему, в случае повреждения груза при погрузке, выгрузке и перевозке, получить определённую компенсацию за причиненный ущерб.

      Неудачная перевозка негабаритного груза на видео

      Предлагаем вашему вниманию короткий, но показательный ролик о том, как не нужно выполнять транспортировку негабарита.

      Возможные нюансы

      Перевозка крупногабаритных грузов-это очень сложный и небезопасный процесс.

      Условия для транспортировки негабаритного груза по средствам автотранспорта:

      1. Расположение груза должно быть правильным — не препятствовать обзору водителя;
      2. Груз должен быть закреплён. Нужно исключить его влияние на устойчивость автотранспорта, так же он не должен реагировать на возможные толчки при движении;
      3. Объект не должен воздействовать на управление автотранспортного средства.
      4. При перевозке необходимо наличие знака «Крупногабаритный груз». Это щит из металла или пластика со светоотражающим покрытием. Размер 40 x 40.
      5. Могут использоваться наклейки в виде знака «Крупногабаритный груз» аналогичных размеров.

        При перевозке данного типа груза, могут возникнуть следующие неприятности:

      6. Выпадение перевозимого (объект может просто выпасть на поворотах или при плохом закреплении);
      7. Опрокидывание машины;
      8. Во время резкого торможения объект может пробить кабинку и тем самым нанести вред водителю и пассажирам, которые находятся в этот момент в салоне.
      9. Факторы, влияющие на стоимость транспортировки крупных объектов:

      10. Подготовка к перевозке требует много сил и денежных затрат;
      11. Перед транспортировкой необходимо знать ширину дорог, высоту тоннелей;
      12. Если необходимо, то на отдельных участках производится усиление дорожного покрытия.
      13. Если строго придерживаться данных правил, соблюдать порядок сбора документов согласно законодательству, то можно без проблем решить вопрос транспортировки негабаритного груза.

        Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Негабаритные грузы».

        Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

        Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

        Разрешение на сопровождение грузов

        Детальная проработка маршрута — мы не нарвемся на отказ из-за непроходных габаритов

        Точное соответствие комплекта документов требованиям конкретного управления дорог — у нас большой опыт оформления разрешений в разных регионах России

        Контроль документов на этапе регистрации — мы позаботимся, чтобы комплект был зарегистрирован без задержек

        Сопровождение процесса согласования заявок у балансодержателей дорог по маршруту — не допустим, чтобы заявка потерялась или была согласована не в срок

        Оперативная оплата всех счетов, связанных с оформлением — у нас нет сложных бюрократических процедур по согласованию оплат

        Доставка готового разрешения за несколько часов — за пять лет работы мы настроили развитую систему курьерской доставки документов

        Карта ограничений для планирования перевозки негабарита

        Наша собственная разработка — СПЕЦРАЗ.РФ/КАРТА — это карта ограничений на дорогах России, с указанием всех узких мест, препятствующих проезду негабаритного груза. Легко запомните этот адрес и используйте для самостоятельного планирования маршрута. Доступ к карте пока бесплатный.

        Перевозка опасных грузов – всё, что необходимо знать о данной транспортировке

        Опасные грузы – это те вещества, которые несут потенциальный вред для здоровья человека или природы, разрушают органические вещества при соприкосновении с ними. Перевозка опасных грузов жестко регламентируется законами, так как подобные ДТП приносят колоссальный вред окружающему миру.

        Существуют различные опасные соединения, которые подразделяются по видам: ядовитые, радиоактивные, окисляющие и т.д. Каждый вид разбит на категории опасности, всего существуют 9 классов, разделяющиеся по уровню опасности.

        Типы опасных грузов

        В госстандарте прописаны следующие типы опасных грузов:

      14. Газы, которые были сжаты, сжижены или растворены;
      15. Соединения едкого или коррозионного типа;
      16. Взрывоопасные элементы;
      17. Радиоактивные вещества;
      18. Легко воспламеняемые жидкости;
      19. Вещества, обладающие ядовитым или инфекционным эффектом;
      20. Самовозгорающиеся соединения;
      21. Пероксиды.
      22. Каждый тип опасных грузов имеет регламентированные нормы транспортировки и хранения веществ. Стандарты прописаны в ГОСТ и международном соглашении ДОПОГ. Требования не распространяются только на случаи, когда транспортировка происходит в пределах предприятия, которое и производит опасные соединения. Необходимо только соблюдение технологической схемы. Также перевозка органами безопасности не требует выполнения всех описанных положений.

        Правила перевозок опасных грузов

        Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:

      23. Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
      24. ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
      25. Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
      26. Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
        • Напряжение в пределах 24 Вт;
        • Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
        • Требуется наличие исправных предохранителей;
        • Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
        • Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
        • Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
        • Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
        • ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
        • Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
        • При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
        • ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
        • Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
        • Почему такие «жёсткие» требования?

          Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту. Проверка соответствия нормам безопасности происходит в ГИБДД, где подтверждается или опровергается пригодность автомобиля для транспортировки.

          Маркировка

          Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.

          Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».

          Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.

          Размеры шрифта

          Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца. Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.

          Стандарты изображений

          Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:

        • При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
        • Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
        • Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
        • Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.
        • Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами. Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.

          Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.

          Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение

          Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:

        • Провести инструктаж водителей;
        • Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
        • Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
        • Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.

          Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:

        • Характеристики опасных веществ;
        • Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
        • Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
        • Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
        • Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
        • Получение ДОПОГ

          Перед тем, как получить ДОПОГ, точнее поступить на обучение, у водителя должен быть стаж вождения более 3-х лет. Документ предоставляет возможность перевозить ОГ не только в пределах страны, но и в Европейский союз. Курсы ДОПОГ существенно отличаются в зависимости от веществ, которые будет перевозить водитель.

          Водителю при транспортировке ОГ запрещается присутствие сторонних лиц. Также любые товары, предварительно не вписанные в накладную, запрещены. При возникновении сбоев в автомобиле нужно своевременно сообщить об этом в компанию и в ГИБДД с указанием места остановки. Сразу же вызвать специальный транспорт для техобеспечения безопасности. Необходимо выделить место вынужденной остановки используя красных мигающие огни или соответствующих знаков аварийной стоянки.

          При перевозке автотранспортом ОГ запрещено:

        • Не допускается выполнять обгон и опережение ТС имеющих скорость выше 30 км/ч;
        • Следуя соглашению, ДОПОГ запрещается производить дозаправку на обычных АЗС;
        • Резкий старт движения провоцирует нежелательные толчки для груза;
        • Курение в салоне или рядом с автомобилем запрещено;
        • ТС всегда должно находиться под наблюдением;
        • В процессе движения с горы нельзя выключать двигатель и сцепление.
        • В случае ДТП на водителя ложится ответственность за быстрый вызов скорой помощи и первичной ликвидации последствий.

          Маршрут перевозки

          Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:

        • Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
        • Перевозка особо опасного груза;
        • Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
        • Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.

          Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:

        • Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
        • Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
        • При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.

      Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:

    • Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
    • Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
    • Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
    • Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.

      Необходимые документы для перевозки опасных грузов

      Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:

    • Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
    • Лицензия ТС для перевозки ОГ;
    • Аварийная карточка;
    • Транспортно-товарная накладная на груз;
    • Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
    • Информация для связи с компанией;
    • Адрес получателя.
    • При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны. Перевозчики, которые выполняют перевозки ОГ постоянно могут получать разрешения длительностью на полгода.

      Множество правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, безусловно, вносят путаницу, но все пункты имеют свое обоснование, так как вещества несут повышенную опасность для окружающей среды.

      Меры предосторожности

      Перевозки в колонне требуют особенную осторожность, так следует соблюдать такие правила перевозок опасных грузов:

    • Дистанция между всеми ТС, состоящими в колонне, должна быть более 50 м;
    • Маршруты, которые содержат участки дороги с плохой проходимость, например горная местность, должны подвергаться особому контролю со стороны сопровождающего, а между ТС дистанция более 300 м;
    • В условиях ограниченной видимости (когда обзор составляет менее 300 м) движение может быть остановлено. Подробная инструкция содержится в сопроводительной документации и зависит от типа груза и его классификации;
    • В кабине должен находиться экспедитор;
    • В колонне выбирается старший, который несет ответственность за соблюдение нормативов;
    • Содержание особо опасных грузов накладывает ограничение на возможность останавливаться в пределах города;
    • При отправлении груза необходимо проверить, чтобы каждое ТС колонны обладало запасом топлива более, чем на 500 км маршрута;
    • В некоторых случаях необходимо сопровождение колонны со стороны ГИБДД, автомобиль движется спереди с включенными проблесковыми маячками.
    • Требования к судам при транспортировке опасных грузов

      Перевозка ОГ морем регулируется другим документом – МОПОГ, он также имеет разделение по классам опасности веществ, выдвигает требования к кораблям и персоналу. Классификация по опасности соответствует стандартам дорожной перевозки.

      Требования к судам несколько отличаются, так для выполнения транспортировки необходимо иметь запись в классифицированном свидетельстве регистра. Запись содержит информацию о доступных к перевозке классах веществ. При отсутствии необходимого оборудования на корабле, перевозка запрещается, но возможно дооборудование транспорта.

      Судовая администрация перед внесением записи в реестр должна произвести оценку готовности корабля к перевозке и обозначить классы веществ. Затем необходимо подготовить судно к транспортировке. Подготовительная стадия включает:

    • Необходимо зачистить, омыть и просушить грузовые помещения;
    • Проверить состояние всех составляющих. Проверяется наличие и исправность средств тушения пожара и сигнализации, газоанализаторов освещения, система вентилирования и осушения;
    • Проводится инструктаж всего экипажа об особенностях ОГ и его транспортировки, основных типах опасностей от груза, способах упаковки, обозначающих знаках. Также инструктаж включает в себя правила укладки, повышение предосторожности и первую помощь при отравлениях и других воздействиях вредных веществ. Дополнительно проводятся учения по локализации пожаров, аварийных деформаций грузов.
    • При всех проблемах перевозящих кораблей и целостности груза полную ответственность несет капитан.

      Требования к таре при морской перевозке

      Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.

      В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:

    • Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
    • Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
    • Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
    • Материалы, которые применяются для упаковки грузов должны быть инертными по отношению к ОГ. Также внешнее покрытие не должно вступать в деструктивное отношение с внешней средой.

      Каждое судно должно иметь на борту специальные грузовые планы. На них указывается место, где находится ОГ, разделенный по секторам, классификация груза, вид тары, количество занимаемых мест и масса ОГ. В зависимости от типа опасности груза необходимо проводить согласование с соответствующими службами, которые определят должный тип упаковки и другие параметры перевозки.

      Содержимое судна должно плотно укладываться, чтобы усилить его устойчивость. Важным условием является наличие должного уровня вентиляции груза в общем или каждого отдельного элемента. Высота штабелирования определяется на основании прочности упаковки, она также заносится в грузовой план.

      Ответственность за нарушение

      Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.

      Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:

    • С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
    • Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
    • Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.
    • Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.

      Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:

      • Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
      • Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
      • Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
      • Аварийной информационной карты нет в наличии;
      • В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
      • Несоблюдение условий перевозки опасного груза.
      • За такие нарушения накладываются штрафы в размере:

      • Водитель от 2000 до 2500 руб;
      • Ответственный от 15000 до 20000 руб;
      • Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.
      • Штрафы существенно увеличены, так как несоответствие условий перевозки влечет за собой повышенный риск для окружающих людей и экологии.

        Транспортирование опасных грузов довольно кропотливая задача и на это есть причины. Данный вопрос требует жесткий контроль и повышенные меры безопасности, что и регламентируется законом. Соблюдение норм безопасности помогает предотвратить ДТП и сохранить человеческие жизни и целостность экологии.