Ликвидация ТСЖ через суд. Требования о ликвидации

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда
В составе:
Председательствующего М.
Судей К.и Н.
По докладу судьи Н.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2006 года гражданское дело по кассационным жалобам товарищества собственников жилья «Магистраль», П.и О., на решение Калининского районного суда города Тюмени от 25 апреля 2005 года которым постановлено:

«Иск П. и О. удовлетворить частично. Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № ___ по улице Первомайской города Т. от 25 декабря 2005 года, оформленное протоколом № 1 от 29 декабря 2005 года: о создании товарищества собственников жилья «Магистраль», об утверждении устава ТСЖ «Магистраль», о выборе правления ТСЖ «Магистраль», ревизоров ТСЖ «Магистраль», установлении размера обязательных взносов в накопительный фонд в сумме 2 рублей с квадратного метра. В остальной части иска отказать.»

Заслушав доклад судьи, объяснения П. и О., поддержавших доводы кассационной жалобы и возражавших против доводов кассационной жалобы ТСЖ «Магистраль», представителя П., подержавшего доводы кассационной жалобы П. и возражавшего против кассационной жалобы ТСЖ «Магистраль», представителя ТСЖ «Магистраль» — К., поддержавшего кассационную жалобу ТСЖ «Магистраль» и возражавшего против доводов кассационной жалобы П. и О., представителя администрации города Тюмени – К., поддержавшую кассационную жалобу ТСЖ «Магистраль», судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

П. и О. обратились в суд с иском к товариществу собственников жилья «Магистраль», Инспекции федеральной налоговой службы России по городу Тюмень № 3 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и признании недействительным решение ИФНС России по городу Тюмени № 3 о государственной регистрации создания юридического лица — ТСЖ «Магистраль». Требования мотивированы тем, что 17 декабря 2005 года инициативной группой собственников квартир дома № 25 по улице Первомайской г. Тюмени на информационных стендах подъездов дома было вывешено сообщение о проведении с 21 по 24 декабря 2005 года первоочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В сообщении собственникам помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Первомайской г. Тюмени было рекомендовано принять на общем собрании решение о создании ТСЖ «Магистраль» и выбрать способом управления домом — управление ТСЖ «Магистраль». В период с 17 по 25 декабря 2005 года инициаторами собрания собственникам квартир направлялись бюллетени заочного голосования, в которых была определена повестка дня общего собрания. Вопрос о создании ТСЖ «Магистраль» в повестку дня не был включён. Решения собственников принимались к учёту до 19 часов 25.12.05 г.

Протоколом общего собрания собственников помещений № 1 от 29 декабря 2005, подписанным Я., избранной председательствующей указанном на общем собрании, были оформлены итоги заочного голосования собственников помещений дома № 25 по ул. Первомайской г. Тюмени и решения собственников по вопросам повестки дня. Согласно данному протоколу, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме создано ТСЖ «Магистраль», утверждён устав ТСЖ «Магистраль», избрано правление ТСЖ «Магистраль», ревизоры ТСЖ «Магистраль», установлен размер обязательных взносов в накопительный фонд в сумме 2-х рублей с одного квадратного метра. Выбран способ управления домом: управление ТСЖ «Магистраль». 3 марта 2006 года ТСЖ «Магистраль» довело до сведения собственников домов № 25 ул. Первомайская г. Тюмени и № 16 ул. Кузнецова г. Тюмени, что 26 февраля 2006 года ФНС России зарегистрировано ТСЖ «Магистраль» как юридическое лицо. По мнению истцов, общее собрание собственников помещений было проведено с существенными нарушениями требований Жилищного кодекса РФ, а решение ИФНС России по городу Тюмени № 3 о государственной регистрации создания ТСЖ «Магистраль» является недействительным. При этом истцы указывают, что сообщение о дате проведения общего собрания собственников помещений дома № 25 ул. Первомайской г. Тюмени было вывешено на информационных стендах у подъездов дома за 8 дней до даты его проведения, а не за десять как это предусмотрено действующим законодательством; невозможно установить, каждому ли собственнику было направлено сообщение о дате проведения собрания; сообщение инициативной группы не соответствовало требованиям п.5 ст.45 ЖК РФ; общее собрание собственников помещений приняло решение по вопросу, не включённому в повестку дня данного собрания, поскольку в повестке дня данного собрания не имелось вопроса о создании ТСЖ «Магистраль». Истцы указывают, что решение ИФНС России по городу Тюмени № 3 от 26 февраля 2006 года о государственной регистрации ТСЖ «Магистраль» основано на недостоверных сведениях о том, что на общем собрании собственников помещений было принято решение о создании ТСЖ «Магистраль», тогда как такого решения ни кто из собственников на общем собрании не принимал, поэтому данное решение является недействительным. Истцы просят, признать недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по улице Первомайской города Тюмени от 25 декабря 2005 года, оформленные протоколом № 1 от 29 декабря 2005 года: о создании товарищества собственников жилья «Магистраль», об утверждении устава ТСЖ «Магистраль», о выборе правления ТСЖ «Магистраль», ревизоров ТСЖ «Магистраль» и об установлении размера обязательных взносов в накопительный фонд в сумме 2 рублей с одного квадратного метра, и признать недействительным решение ИФНС России по городу Тюмени № 3 о государственной регистрации создания товарищества собственников жилья «Магистраль» от 26 февраля 2006 года.

В судебном заседании истцы П.и О. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика – ТСЖ «Магистраль» в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ИФНС России по городу Тюмени № 3 в судебном заседании с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие для отказа в регистрации ТСЖ «Магистраль».

Представитель третьего лица без самостоятельных требований — администрации г. Тюмени, с иском не согласилась, пояснив, что администрация г. Тюмени, являющаяся собственником доли в праве общей собственности на общее имущество дома в размере 10,49 %, исполнила сою обязанность по выбору способа управления многоквартирным домом, проголосовав за способ управления домом в форме управления товариществом собственников жилья.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ТСЖ «Магистраль»,П.и О.

Товарищество собственников жилья «Магистраль» в кассационной жалобе просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить и в этой части направить дело на новое рассмотрение, в остальной части решение оставить без изменения, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, недоказанность судом обстоятельств имеющих значение для дела.

П. и О просят решение в части отказа в иске отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в этой части, указывая, что суд, неправильно истолковав их требование о признании недействительной государственной регистрации создания ТСЖ «Магистраль», не применил закон, подлежащий применению.

На кассационную жалобу ТСЖ «Магистраль» поступили возражения от истцов П.и О. На кассационную жалобу П. и О. поступили возражения от ответчика ТСЖ «Магистраль».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений на кассационные жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим частичной отмене.

Как видно из материалов дела, протоколом № 1 от 29 декабря 2005 года оформлено решение общего собрания собственников помещений в много квартирном доме № 25 по улице Первомайская города Тюмени от 25 декабря 2005 года, в частности о создании товарищества собственников жилья «Магистраль», утверждении устава ТСЖ «Магистраль», выборе правления ТСЖ «Магистраль», установлении размера обязательных взносов накопительный фонд в сумме 2 рубля с одного квадратного метра.

Признавая недействительным указанное решение, суд правильно исходил из того, что в нарушение ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ инициаторами общего собрания собственники помещений в данном многоквартирном доме не были персонально уведомлены о проведении общего собрания, при уведомлении о проведении общего собрания не был соблюдён срок извещения собственников помещений.

Установив, что в информации, которая была вывешена 17 декабря 2005 года на стендах жилого дома № 25 по ул. Первомайской города Тюмени, отсутствовали сведения о повестке дня и порядке ознакомления с необходимой информацией, суд обоснованно сделал вывод о том, что указанная информация не соответствовала требованиям ч.5 ст. 45 Жилищного кодекса РФ.
Обоснованным является утверждение суда и о том, что решение о создании ТСЖ «Магистраль» принято не правомерно, поскольку из материалов дела следует, что данный вопрос не был включён в повестку дня общего собрания. При этом суд правильно исходил из положений ч.2 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не в праве принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

С учётом изложенного, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 25 по ул. Первомайской города Тюмени были допущены существенные нарушения Жилищного кодекса РФ, принятые собрание 25 декабря 2005 года решения, оформленные протоколом № 1 от 29 декабря 2005 года повлекли нарушение прав и законных интересов истцов.

Выражая своё несогласие с решением суда в части удовлетворения исковых требований, ТСЖ «Магистраль» в кассационной жалобе ссылается на то, что суд не привлёк к участию в деле сособственников, принимавших участие в принятии оспариваемого решения.

Данный довод кассационной жалобы является не состоятельным, поскольку в силу ст. 138 Жилищного кодекса РФ представление и защита интересов собственников помещений в многоквартирном доме является обязанностью товарищества собственников жилья.

Несостоятельным является и довод кассационной жалобы ТСЖ «Магистраль» о том, что ответчик не был уведомлен о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. В силу ст. 150, 152 Гражданско-процессуального кодекса РФ, назначение предварительного судебного заседания является правом, а не обязанностью суда. Поскольку в данном случае необходимости в проведении предварительного судебного заседания не имелось, то предварительное судебное заседание по данному делу не назначалось, в связи с чем, у суда отсутствовала обязанность по извещению сторон о времени и месте проведения такого заседания.
Кроме того, из материалов дела следует, что о назначении дела к слушанию на 14 часов 25 апреля 2006 года ТСЖ «Магистраль» было извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ (т.1 л.д. 211,212), ходатайство об отложении разбирательства дела с указанием причин неявки и предоставлением доказательств уважительности причин, как того требует ч.1 ст.167 ГПК РФ от ТСЖ «Магистраль» в суд первой инстанции не поступало. Таким образом, суд правомерно на основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ТСЖ «Магистраль».

При таких обстоятельствах решение в части удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным.

Отказывая П. и О. в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения ИФНС России по городу Тюмень № 3 о государственной регистрации создания ТСЖ «Магистраль», суд мотивировал решение в этой части тем, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок признания государственной регистрации юридического лица, в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, поскольку наличие таких нарушений является основанием для его ликвидации по решению суда. При этом, как указал суд, фактически требования истцов о признании недействительным решения ИФНС России по городу Тюмень № 3 о государственной регистрации создания ТСЖ «Магистраль» направлены на прекращение существования указанного юридического лица, в то время как законодательством допускается единственно возможный способ прекращения существования юридического лица – его ликвидация. Суд так же сослался, что истцами требования о ликвидации юридического лица – ТСЖ «Магистраль» не предъявлялось, кроме того, к числу лиц имеющих право предъявлять требование о прекращении правоспособности (ликвидации) юридического лица, истцы не относятся.

С выводами суда в указанной части судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
К таким способам защиты гражданских прав относится признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 12 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону, а также другим нормативным акта и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен перечень документов представляемых для государственной регистрации создания юридического лица. К ним, в частности, относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, утверждённой Правительством РФ, в котором заявитель подтверждает соответствие учредительных документов требованиям законодательства, достоверность представленных сведений, соблюдение порядка создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что поскольку порядок создания юридического лица – ТСЖ «Магистраль» не был соблюдён, представленные заявителем сведения оказались недостоверными, то решение о создании этого юридического лица не могло являться основание для государственной регистрации.
Следовательно, решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмень № 3 от 26 февраля 2006 года о государственной регистрации товарищества собственников жилья «Магистраль» не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы истцов как собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
Учитывая, что допущенная судом ошибка в применении и толковании норм материального права может быть устранена при рассмотрении дела в кассационном порядке, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований в указанной части, не передавая дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Калининского районного суда города Тюмени от 25 апреля 2006 года в части отказа в удовлетворении иска П. и О. – отменить.
Принять в этой части новое решение, которым признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмень № 3 от 26 февраля 2006 года о государственной регистрации товарищества собственников жилья «Магистраль».
В остальной части решение оставить без изменения.

Порядок ликвидации ТСЖ

Ликвидация ТСЖ осуществляется на основании принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения − это одно из оснований, которое предусмотрено ЖК РФ. Также применяется общий порядок закрытия ЮЛ, прописанный гражданским законодательством.

В соответствии с ГК РФ закрытие товарищества собственников жилья может быть проведено по решению учредителей или уполномоченного на это органа юридического лица, в том числе в связи с истечением срока деятельности ЮЛ или с достижением цели, ради которой оно создавалось. Также ТСЖ ликвидируется на основании решения суда, принятого с учётом отраслевых требований законодательства.

Как закрыть товарищество собственников жилья правильно по закону? Спросите у юристов сервиса Правовед.RU, их знания помогут вам не допустить грубых ошибок чреватых серьёзными последствиями в будущем. Юридическая помощь предоставляется в онлайн режиме или по телефону.

Консультации юристов по законодательству России

Как закрыть ТСЖ добровольно или через суд? Пошаговая инструкция по ликвидации

ТСЖ позволяет собственникам жилья самостоятельно обслуживать свой дом, распоряжаться общедомовым имуществом, планировать, определять и выполнять работы по поддержанию жилья.

Оно вправе иметь штат, набирать персонал, например, сантехников, иметь собственный баланс, банковские счета.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Товарищество независимо от сторонних организаций (УК), что является несомненным плюсом. Но иногда его приходится ликвидировать.

Узнайте на нашем сайте о том, как создать ТСЖ, в частности в многоквартирном доме, а также, как зарегистрировать его в налоговых органах и на ГИС ЖКХ. Образец заявления на вступление в ТСЖ, а также образец договора с собственниками на обслуживание вы можете скачать также у нас.

Законодательством установлены следующие возможности закрытия сообщества:

    добровольное. по решению собственников;

  • судебное решение. по решению суда.
  • Основаниями могут послужить следующие причины:

    1. ТСЖ не ведет никакой хозяйственной деятельности.
    2. Собственники посчитали, что задачи, которые были поставлены выполнены и больше управлять домом через товарищество нет необходимости.
    3. Нарушение законодательства в процессе деятельности, при создании, реорганизации и тому подобное.
    4. Об обязанностях управляющего сообщества вы можете узнать из нашей статьи.

      Протокол общего собрания ТСЖ о ликвидации образец документа.

      Как закрыть сообщество? Пошаговая инструкция далее.

      Как закрыть товарищество?

      Попробуем представить процесс в виде пошаговой инструкции. Начнем с добровольного решения.

      Не будем касаться в данном случае причин, которые и побудили собственников принять такое решение, остановимся на самой процедуре.

      Возможны два варианта закрытия:

    5. Правление против закрытия и всячески ему препятствует.
    6. Все согласны на ликвидацию.
    7. Остановимся сначала на последнем варианте. Как ликвидировать организацию в добровольном порядке? В этом случае собирается общее собрание, которое и принимает решение о прекращении деятельности. Что делать дальше? Об этом мы будем говорить ниже.

      А вот когда чинят препятствия, действовать приходится, скажем так, более изощренно.

      Как происходит ликвидация через суд? Порядок ликвидацииследующий:

    8. Члены, решившие ликвидировать товарищество, создают инициативную группу.
    9. Она проводит агитацию.
    10. Согласившиеся собственники подают заявление с просьбой исключить их из организации. Нужно набрать такое их количество, чтобы число оставшихся было меньше половины (50%) от общего числа собственников в доме.
    11. Вышедшие граждане подают иск (коллективно). В нем должно содержаться требование о признании товарищества не действительным, так как не соблюдается требование закона.
    12. Суд в этом случае удовлетворяет иск. Затем создается ликвидационная комиссия. В случае, когда решение принято добровольно, она может быть создана сразу на собрании.

      Действия:

      1. Уведомляется Регистрационная палата.
      2. В реестр вносится соответствующая запись.
      3. Размещается объявление в печати о закрытии. С указанием о ликвидации, порядка ее, сроков закрытия, временной период, в течение, которого возможно предъявление требований кредиторов, данные о сообществе, его наименование, адрес.
      4. Кредиторам должно быть направлено соответствующее уведомление. Срок для претензий – два месяца. Он исчисляется с того момента, как появилась публикация.
      5. По истечению срока составляется промежуточный баланс. Он отражает остатки на счетах, имущество, принятые по претензиям решения.
      6. Проводятся расчеты с кредиторами.
      7. Затем следует окончательный баланс (ликвидационный). Его утверждают либо сами собственники, либо орган, принявший решение о закрытии.

      Ликвидацию нужно зарегистрировать. Для этого необходимо обратиться в Налоговую службу.

      Документы, которые необходимо представить

      При закрытии сообщества в регистрирующий орган сдаются:

    13. ликвидационный баланс;
    14. заявление по установленной форме;
    15. квитанция об уплате пошлины.
    16. О том, как пожаловаться на ТСЖ или выйти из него, вы можете узнать из наших статей.

      Стоимость, результат и причины отказа

      Размер пошлины – 4000 рублей. Общая стоимость процесса состоит из расходов на саму процедуру, публикации, уведомления и т. д. плюс пошлина. Заранее сказать нельзя, в какую сумму закрытие выльется.

      На руки, после того, как регистрация закрытия закончится, выдается свидетельство о том, что сообщество ликвидировано, а факт зарегистрирован в соответствующей службе (свидетельство о регистрации).

      Отказать могут на любом этапе закрытия. Например, в Налоговой службе сочтут, что неправильно оформлены документы, в частности заявление, или выяснится, что в реестре отсутствует запись о начавшемся процессе.

      Отметим для справки, что численность организации, не отвечающая требованиям закона, не единственная причина, которая может привести к его закрытию. Основанием также могут послужить:

    17. членские взносы. Их несвоевременная уплата;
    18. ненадлежащее содержание жилья;
    19. не соблюдение технических и санитарных норм;
    20. ущемляются права жильцов, как состоящих в сообществе, так и не состоящих.
    21. Суд в любом из указанных случаев может привлечь к ответственности руководство товарищества, но и отказать истцу в его ликвидации.

      Поэтому, если очень нужно организацию закрыть, то готовиться к этому придется тщательно.

      Лучше привлечь к подготовке квалифицированного юриста.

      О том, как переизбрать председателя и членов правления, вы можете узнать из нашей статьи.

      Если есть долги

      Как осуществляется ликвидация с долгами? Товарищество – некоммерческая организация. Поэтому никаких доходов у него нет. Если вдруг возникают долги, то средств для их возврата взять неоткуда.

      В этом случае придется сначала товарищество обанкротить, а уж потом закрывать. Потребовать от суда признания несостоятельности могут и члены его, и его кредиторы. Для этого нужно обратиться в суд с соответствующим заявлением, о признании несостоятельности.

      Для восстановления судом будут назначены следующие мероприятия:

    22. Финансовое оздоровление.
    23. Не получится, тогда конкурсное производство.
    24. Последнее. Внешнее управление.
    25. Они направлены на то, чтобы поправить финансовое положение и удовлетворить кредиторов. Срок – 12 месяцев. Если по истечению ситуация не изменилась, тогда ТСЖ объявляется банкротом и ликвидируется в установленном порядке.

      О том, как вести бухгалтерский учет в ТСЖ на УСН, а также о том, имеет ли право ТСЖ отключать должникам по коммунальным платежам свет или воду, вы можете узнать на нашем сайте.

      По своей сути – это документальное подтверждение воли членов товарищества. Он понадобится для открытия процесса ликвидации, для предоставления в ряде случаев в суд.

      В протоколе должно содержаться следующее:

      полное наименование организации. Адрес (точный), дата, время;

      состав президиума собрания (председатель, секретарь);

      кворум. То есть число присутствующих;

      повестка дня. Главный вопрос о ликвидации;

      голосование. Три пункта: за, воздержался, против;

      назначение ликвидационной комиссии. Члены ее перечисляются полностью с указанием Ф. И. О. данных паспортов;

    26. поручение комиссии провести процедуру закрытия товарищества.
    27. Ликвидация, как мы увидели, бывает и добровольной, и принудительной. Основанием для нее может послужить решение самих собственников, членов товарищества или суда после обращения к нему собственников, членов товарищества или контролирующих органов.

      О том, как провести ревизию в ТСЖ, а также о том, в каких случаях необходима проверка контролирующими органами, вы можете узнать из наших статей.

      Как ликвидировать ТСЖ — пошаговая инструкция в этом видео:

      Ликвидация ТСЖ согласно решения суда

      Товарищество собственников жилья, как и любое юридическое лицо может быть ликвидировано его учредителями добровольно. Это происходит в том случае, если собственники квартир выбрали иную форму управления своим общим имуществом, реализуя свое право на самоуправление. Ликвидация ТСЖ по решению суда добровольности не предусматривает. Она производится в случае существенных нарушений при создании или функционировании товарищества. Или же причиной подобного решения суда будет банкротство ТСЖ.

      Круг лиц, которые могут инициировать иск о ликвидации ТСЖ, ограничен. Это органы государственной или муниципальной власти: налоговая служба или иные, имеющие отношение к эксплуатации жилого фонда (например, жилинспекция). Именно они, могут зафиксировать неустранимые нарушения и на этом основании потребовать ликвидировать юридическое лицо. Граждане, даже в случае систематического нарушения их прав, не могут обратиться в суд с подобным требованием.

      Однако, это вовсе не значит, что у жильцов дома нет возможности защитить свои права и интересы и потребовать ликвидации ТСЖ в судебном порядке. Действовать можно двумя путями:

    28. Обратиться в одну из надзорных инстанций. Например, в Государственную жилищную инспекцию с жалобой. В ней потребуется изложить, какие нарушения допускает председатель ТСЖ или другой исполнительный орган товарищества. Подобное заявление станет поводом для проведения в отношении управляющей компании внеплановой проверки. Если изложенные в жалобе жильцов факты подтвердятся, а их характер подпадает под критерии, указанные в ст. 61 ГК РФ, госорган в рамках защиты прав жильцов подаст иск о ликвидации ТСЖ. Но это займет довольно много времени на выполнение всех формальностей.
    29. Действовать самостоятельно и заявить в суд требование об отмене регистрации ТСЖ. В отличие от требования о ликвидации ТСЖ, здесь речь идет об оспаривание решения госоргана, внесшего запись в ЕГРЮЛ. Если суд удовлетворит такой иск, то это станет основанием для дальнейших этапов принудительной ликвидации. Однако для того, чтобы правильно составить исковое заявление потребуется юридическая консультация.
    30. На нашем сайте вы сможете получить бесплатную квалифицированную помощь по всем интересующим вопросам, связанным с деятельностью ТСЖ.

      Для этого необходимо сформулировать свою проблему во всплывающем окне или специальной форме в конце статьи. В короткое время на вопрос ответят юристы, профессионалы в данной области.

      Наиболее распространенные причины ликвидации ТСЖ

      Анализ материалов судебной практики позволяет назвать наиболее частые причины, по которым суд принимает решение принудительно ликвидировать товарищество собственников жилья.

      В первую очередь, разумеется, это нарушения еще на стадии создания нового юридического лица. Например, создание сразу нескольких товариществ в одном доме (в каждом подъезде или секции). Это противоречит требованиям ст. 136 ЖК РФ. Серьезным нарушением будет отсутствие необходимого числа собственников квартир на собрании, где рассматривается вопрос о ТСЖ. Неудовлетворительным может оказаться и результат голосования по данному вопросу (менее половины).

      Если при создании товарищества обошлось без нарушений, это не значит, что их не будет впоследствии. Например, из-за разногласий с органами управления в ТСЖ остается менее половины его первоначальных участников. В такой ситуации руководство должно принять добровольное решение о ликвидации. Если этого не было сделано, то это нарушение ст. 141 ЖК РФ, а значит основание для ликвидации по решению суда.

      Именно вторым путем стоит идти жильцам, если созданная ими ТСЖ не справляется с возложенными на нее задачами. А именно, не выполняет свои уставные цели:

    31. устанавливает ничем не обусловленные размеры взносов;
    32. плохо содержит общее имущество дома;
    33. нарушает санитарные или технические нормы при обслуживании и эксплуатации помещений дома;
    34. не поддерживает все системы в исправном состоянии;
    35. не реагирует на обращения жильцов по поводу плохого качества услуг;
    36. иным образом нарушает права участников ТСЖ и других собственников.
    37. Для жильцов в такой ситуации есть два выхода. Писать в муниципальные и государственные инстанции в надежде, что они смогу повлиять на ситуацию. Или брать инициативу в свои руки Участие в подобном юридическом лице возможно только на добровольной основе. Никто не может препятствовать владельцам квартир выйти из состава ТСЖ. Для этого достаточно уведомить его председателя через письменное заявление.

      Если недовольных политикой руководства товарищества наберется более половины от всех его участников, то это повод задуматься о его дальнейшем существовании. Закон не допускает деятельности ТСЖ, если в них входит менее половины всех собственников квартир и коммерческих помещений дома. Председатель обязан начать процедуру ликвидации. Или ее могут запустить вышедшие участники, обратившись в суд с иском.

      Ликвидация ТСЖ пошагово

      Порядок действий, которые необходимо предпринять для ликвидации любого юридического лица детально прописан в Гражданском кодексе. Он предполагает последовательное совершение ряда действий. Рассмотрим их подробнее.

      Шаг 1. Решение и создание комиссии

      Главное отличие принудительной ликвидации от добровольной заключается в том, что решение о начале этой процедуры выносит не общее собрание участников, а суд. Тем не менее, на общем собрании, посвященном исполнению такого решения, выбирается ликвидационная комиссия из числа участников или назначается единоличный ликвидатор. Решение об этом оформляется протоколом собрания.

      Шаг 2. Распространение информации

      О том, что ТСЖ начинает ликвидацию, необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Это, прежде всего, налоговый орган и контрагенты-кредиторы. В налоговую службу подается соответствующее заявление, на основании которого делается запись о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Также необходимым условием является подача объявления в СМИ, точнее в издании «Вестник государственной регистрации».

      Шаг 3. Промежуточный баланс

      На этом этапе необходимо составить список всех лиц, перед которыми у ТСЖ есть финансовые или имущественные обязательства (кредиторов). Их необходимо уведомить о скором прекращении деятельности ТСЖ. Одновременно проводится ревизия имущества и по ее итогам составляется промежуточный баланс. В нем отражается стоимость всего имеющегося в распоряжении ТСЖ имущества, включая денежные средства, а также размер требований каждого кредитора. Баланс утверждается и сдается в ФНС.

      Шаг 4. Расчеты

      Расчеты с кредиторами непременный этап ликвидации. Существует определенная их иерархия. Так, в первую очередь, следует выплатить средства по обязательствам из причинения вреда чьему-либо здоровью или жизни. Затем необходимо рассчитаться с наемными работниками. Они также входят в число кредиторов. Третьими в очередности расчетов производятся выплаты в бюджет и различные фонды (налоги и взносы). И только после этого начинается расчет с поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями. Если позволят финансовое состояние ТСЖ, то все выплаты можно произвести одновременно.

      Шаг 5. Подведение итогов

      После окончания расчетов необходимо еще раз проверить, что же осталось в распоряжении ТСЖ. Для этого составляется окончательный баланс.

      Как и промежуточный, он утверждается собранием и передается в налоговую. На этом же этапе решается судьба оставшегося имущества.

      Здесь есть своя специфика. Если бы ТСЖ было коммерческим юрлицом, то вполне здравым было бы решение разделить оставшиеся средства между участниками. Но это невозможно, так как товарищество собственников коммерческих целей не преследует. Поэтому остатки средств могут быть использованы на обслуживание дома, благоустройство территории и т.д. То есть на основные цели, ради которых ликвидированное ТСЖ и создавалось.

      Шаг 6. Окончание процедуры

      В налоговую службу подается заявление о регистрации факта ликвидации. Об этом выдается свидетельство и выписка из ЕГРЮЛ. С момента внесения в это реестр записи, ТСЖ считается ликвидированным окончательно. Как и решение о начале деятельности его можно оспорить.

      Если у ТСЖ есть долги

      Особым случаем будет принудительная ликвидация ТСЖ, накопившего большие долги перед поставщиками коммунальных услуг. Она также производится на основании судебного решения, но процедура применяется иная. А именно банкротство управляющей компании. Оно регулируется уже не только Гражданским и жилищным кодексом, но и специальным законом.

      Подать в суд заявление о признании ТСЖ банкротом может как его председатель, так и кредиторы. Строго говоря, подача такого иска – обязанность председателя при первых признаках банкротства или даже угрозе их появления:

    38. превышение всеми долгами установленной суммы;
    39. невозможность рассчитаться с кредиторами, среди которых и государство, в течение 3 месяцев;
    40. недостаток общего имущества ТСЖ для проведения полного расчета.
    41. Как свидетельствует судебная практика, процедура банкротства намного сложнее, чем ликвидация, даже принудительная. Она проходит через множество стадий:

    42. наблюдение;
    43. финансовое оздоровление;
    44. внешнее управление;
    45. конкурсное производство.
    46. Информация о начале банкротства ТСЖ, применении каждой из процедур и их сроках обязательно отражается не только в ЕГРЮЛ, но и в других открытых источниках. Это специальный реестр ЕФРСБ и газета «Коммерсантъ». Любой заинтересованный человек может свободно получить эту информацию.

      Еще одним существенным отличием становится передача управления делами товарищества внешнему управляющему. Это профессиональный участник процедуры, входящий в СРО арбитражных управляющих. Его деятельность возмездна, то есть он получает вознаграждение из средств ТСЖ-банкрота за свои услуги.

      При банкротстве расчет с кредиторами может быть произведен не полностью, пропорционально сумме долга. Но по окончании процедуры все финансовые претензии к должнику снимаются полностью.

      Банкротство ТСЖ или ликвидация по любому основанию не лишает жильцов права вновь его создать. Причем срок, спустя который это возможно, не оговаривается. Вместо ТСЖ может быть выбрана и другая форма управления общим имуществом дома.

      Ликвидация ТСЖ по решению суда (Максимова Н.Н.)

      Дата размещения статьи: 01.06.2015

      В каких случаях есть угроза принудительной ликвидации ТСЖ? Что означает признание недействительной записи о государственной регистрации товарищества? Чем различается порядок ликвидации ТСЖ по решению общего собрания его членов и судебному акту?

      Основания для принудительной ликвидации

      Согласно п. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае:
      — допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
      — осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (других правовых актов), либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
      Как уточнил Конституционный Суд, ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушения законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление от 18.07.2003 N 14-П). Иначе говоря, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также их последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
      Анализ судебной практики позволяет назвать наиболее распространенные основания для принудительной ликвидации ТСЖ.
      Во-первых, это допущение нарушений при его создании. В качестве примеров таких нарушений можно привести создание ТСЖ в строящемся МКД после 17.06.2011 (это противоречит ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), отсутствие кворума на общем собрании собственников помещений, недостаточное количество голосов, принадлежащих создавшим ТСЖ собственникам помещений (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-3425/2013). Также грубейшим нарушением считается создание ТСЖ в одной секции дома, в другой секции которого ранее уже было создано товарищество, при условии что обе секции представляют собой части единого МКД (Апелляционное определение Самарского областного суда от 13.11.2012 по делу N 33-9802/2012).
      Во-вторых, основанием для ликвидации товарищества является осуществление деятельности с грубым нарушением закона или иных правовых актов. Так, согласно п. 2 ст. 141 ЖК РФ, если члены ТСЖ не обладают более чем 50% голосов, общее собрание товарищества обязано принять решение о его ликвидации. Значит, выход из ТСЖ собственников помещений и игнорирование указанного предписания закона являются основаниями для принудительной ликвидации товарищества (Апелляционные определения Алтайского краевого суда от 22.10.2013 по делу N 33-8568/2013, Московского городского суда от 04.10.2013 по делу N 11-33583).
      В Жилищном кодексе есть норма, конкретизирующая условия и основания для принудительной ликвидации ТСЖ, — п. 6 ст. 20. В соответствии с ней органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в МКД с нарушением требований ЖК РФ, в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям или в случае выявления нарушений порядка создания ТСЖ. Поэтому в качестве еще одного основания для предъявления такого иска следует назвать несоответствие устава товарищества нормам действующего закона. Причем обязательным условием применения этого основания является досудебный порядок урегулирования: указанные контролирующие органы первоначально должны направить ТСЖ предписание об устранении выявленных нарушений в течение шести месяцев (пп. 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ). Если это предписание не содержало конкретных указаний на выявленные нарушения (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2013 по делу N 11-15036) либо вовсе не было получено товариществом (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 29.04.2013 N 33-451/2013), у суда нет оснований для удовлетворения требований надзорных органов о ликвидации ТСЖ.

      Требование о ликвидации ТСЖ или признании записи в ЕГРЮЛ недействительной?

      Важно, что требование о ликвидации юридического лица по приведенным выше основаниям может быть предъявлено в суд только государственным органом или органом местного самоуправления, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Таким правом в отношении ТСЖ наделены органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля согласно п. 6 ст. 20 ЖК РФ. Также право обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ есть у регистрирующего органа в случае допущения при создании товарищества грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократного либо грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации ).
      ———————————
      Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      Иски иных лиц о ликвидации ТСЖ не будут удовлетворены. На практике граждане и организации, права которых нарушены при создании или осуществлении деятельности ТСЖ (собственники помещений в МКД), обычно идут двумя путями.
      Первый, наиболее эффективный способ — обратиться в орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля с сообщением о допущенных нарушениях, что станет поводом для внеплановой проверки (п. 4.2, пп. 2 п. 5 ст. 20 ЖК РФ) и выхода в суд с подобным иском в защиту прав собственников помещений.
      Второй путь, реализуемый собственными силами, — подать в суд иск о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ. Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущением при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Данный иск основан на праве граждан, организаций и иных лиц оспаривать решения (а основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, — п. 1 ст. 11 Закона о госрегистрации) и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, если они не соответствуют закону. Если такие незаконные решения и действия нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, они оспариваются в порядке арбитражного судопроизводства (п. 1 ст. 198 АПК РФ), если не касаются предпринимательской деятельности — в порядке гражданского судопроизводства (ст. 245 ГПК РФ).
      На основании решения суда о признании государственной регистрации ТСЖ недействительной регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Однако, как признал Президиум ВАС, размещение в ЕГРЮЛ регистрационной записи о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ при его создании не означает регистрацию ликвидации юридического лица, прекращение его правоспособности и ничтожность сделок, совершенных до вынесения судебного акта (Постановления от 10.07.2012 N 2364/12, от 18.11.2008 N 6843/08). Причина в том, что правоспособность юридического лица прекращается лишь с внесением в реестр записи о его ликвидации (п. 3 ст. 49 ГК РФ), которая представляет собой особую процедуру, направленную на соблюдение прав кредиторов. Запись о недействительности регистрации при создании юридического лица — промежуточное основание для обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации ТСЖ (Постановление ФАС ПО от 22.10.2013 по делу N А65-31939/2012). Выходит, что подобным иском собственники помещений не добьются прекращения существования ТСЖ.

      Сроки исковой давности по искам о ликвидации ТСЖ

      Как известно, общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Вместе с тем по искам о ликвидации ТСЖ в связи с допущением нарушений при его создании чаще всего краеугольным камнем является доказывание недействительности решения общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ. По таким искам Жилищным кодексом предусмотрен сокращенный срок исковой давности — шесть месяцев, причем в качестве истца рассматривается собственник помещения, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия спорного решения (п. 6 ст. 46 ЖК РФ). В п. 6 ст. 20 ЖК РФ, определяющем полномочия контролирующих органов по обращению в суд с требованием о ликвидации ТСЖ, признании недействительным решения общего собрания, не говорится о сроках обращения в суд. Наличие такого пробела подтвердил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за II квартал 2013 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.11.2013 (см. ответ на вопрос 5). В этом документе высшие судьи рекомендуют руководствоваться аналогией закона на основании п. 1 ст. 7 ЖК РФ и применять положения п. 6 ст. 46 ЖК РФ о шестимесячном сроке предъявления требований. При этом из п. 6 ст. 20 ЖК РФ следует, что закон связывает право органов власти на обращение в суд с выявлением нарушений, поэтому шестимесячный срок исковой давности необходимо исчислять с момента выявления в ходе проведенной органами государственного жилищного надзора проверки указанных нарушений.
      Выпуская разъяснения по вопросам судебной практики, Верховный Суд реализует свои конституционные полномочия (ст. 126 Конституции РФ, п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»). Поэтому суды при принятии решений руководствуются изложенной правовой позицией ВС РФ. Выходит, что товарищества, с момента создания которых прошло шесть месяцев, могут чувствовать себя весьма уверенно. Впрочем, нельзя забывать о возможности восстановления срока, пропущенного по уважительным причинам (п. 1 ст. 112 ГПК РФ).

      К сведению. До утверждения приведенных выше разъяснений ВС РФ суды иначе подходили к решению спорного вопроса. Они опирались на то, что при оспаривании решения общего собрания собственников помещений контрольные органы действуют в интересах собственников помещений, права которых нарушены (ст. 46 ГПК РФ). Поэтому сроки по искам контрольных органов должны исчисляться точно так же, как если бы в роли истца выступал собственник помещения (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18), то есть начиная с даты, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав принятым решением. Именно с учетом этого вывода органам государственного жилищного надзора было отказано в удовлетворении исков по мотиву истечения срока исковой давности в Апелляционных определениях Волгоградского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-10923/2013, от 16.05.2013 по делу N 33-4941/13, Вологодского областного суда от 02.08.2013 N 33-3504/2013, Томского областного суда от 16.07.2013 по делу N 33-2031/2013.
      Добавим, что некоторые суды в аналогичных ситуациях исходили из общего трехлетнего срока исковой давности (Определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.06.2013 по делу N 33-2229/2013, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.09.2013 по делу N 33-10152/2013).

      Особое внимание следует обратить на то, что по иным искам, не связанным с признанием незаконным решения общего собрания собственников помещений, срок обращения в суд определяется в общем порядке: он равен трем годам с момента выявления нарушения либо неисполнения предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям. То же самое справедливо для исков регистрирующего органа (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

      Решение о ликвидации ТСЖ

      Решение суда о ликвидации ТСЖ вовсе не означает, что с его вступлением в силу в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации товарищества и оно прекратит свое существование. ТСЖ обязано пройти всю процедуру ликвидации.
      Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию юридического лица на основании его учредительных документов, могут быть возложены обязанности по ликвидации юридического лица. Безусловно, это повышает шансы исполнения судебного решения. Как правило, истец уже при обращении в суд указывает органы и (или) лиц, которых следует обязать осуществить ликвидацию ТСЖ. Как отмечено в п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 (далее — Информационное письмо N 84), наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, если к ликвидации привлечены участники (учредители) — их фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства (для граждан) и наименование и место нахождения (для организации). Если в уставе ТСЖ не сказано, что какой-либо орган уполномочен осуществлять ликвидацию, суд может возложить соответствующие обязанности лишь на участников товарищества. Как правило, речь идет о тех лицах, которые значатся в ЕГРЮЛ в качестве учредителей ТСЖ.
      ———————————
      Данное Письмо адресовано арбитражным судам, но в отсутствие специальных норм закона и разъяснений для судов общей юрисдикции последние могут руководствоваться им.

      Если при рассмотрении дела суд придет к выводу, что поручить проведение ликвидации ни органу ТСЖ, ни его учредителям невозможно, он вправе назначить ликвидатора — физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица (п. п. 9, 10 Информационного письма N 84).
      В силу п. 7 Информационного письма N 84 одновременно с назначением лица, ответственного за ликвидацию ТСЖ, суд в решении указывает сроки представления в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Впрочем, эти сроки могут быть продлены при необходимости.

      Исполнение решения

      Закон не содержит никаких специальных правил о ликвидации организации по решению суда, поэтому необходимо руководствоваться общими правилами, которые были подробно описаны в предыдущем номере журнала. Поскольку решение о ликвидации принял суд, он же возложил обязанности по проведению ликвидационных процедур на определенных лиц, общему собранию ТСЖ уже не нужно утверждать решение о ликвидации и назначать ликвидационную комиссию.
      После вступления в силу судебного решения назначенные судом лица выполняют все полномочия ликвидационной комиссии:
      — направляют в налоговый орган уведомление о ликвидации ТСЖ и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);
      — принимают меры по получению дебиторской задолженности;
      — выявляют кредиторов (размещают в официальном печатном издании публикацию о ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторов, письменно уведомляют известных кредиторов о ликвидации);
      — составляют промежуточный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение промежуточного ликвидационного баланса квалифицированным большинством голосов, уведомляют об утверждении баланса налоговый орган;
      — проводят расчеты с кредиторами;
      — составляют окончательный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение баланса квалифицированным большинством голосов;
      — завершают ликвидацию (представляют необходимые документы в регистрирующий орган), направляют ликвидационный баланс в суд.
      В п. 9 Информационного письма N 84 разъяснено, что в случае, если назначенные судом лица своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца вынесет в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Получается, что ликвидатор должен завершить эту процедуру. Однако он может столкнуться с теми же самыми проблемами, что и первоначально назначенные лица, а именно с невозможностью утвердить ликвидационный баланс на общем собрании членов ТСЖ (ввиду отсутствия необходимого числа голосов). При этом закон не предоставляет возможности обойти данный этап.
      В таком случае судебные приставы-исполнители могут воздействовать только на должника (лицо, обязанное провести ликвидацию), но не на собрание членов ТСЖ, и только единственным способом — путем назначения штрафов. Административный штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрен ст. 17.15 КоАП РФ. Чем больше членов ТСЖ будет указано в качестве должников (лиц, обязанных осуществить действия по ликвидации ТСЖ на основании судебного решения), тем эффективнее будет наложение штрафа.

      ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда, только если в суд обратится орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и докажет наличие неустранимых нарушений при создании товарищества, грубых нарушений закона в процессе осуществления им деятельности либо игнорирование предписания о приведении устава в соответствие с законодательством. Собственники помещений своими силами могут добиться лишь признания недействительной государственной регистрации ТСЖ, но это не прекращает правоспособность товарищества. Процедуры добровольной и принудительной ликвидации одинаковы, за исключением того, что во втором случае не требуется решения общего собрания членов ТСЖ о ликвидации и чаще всего суд сам назначает лиц (орган управления товарищества), обязанных ликвидировать ТСЖ (они исполняют роль ликвидационной комиссии).