«Способы, средства и методы локализации и устранения аварий»

Скриншоты с видео:

Особенности:

Длина ролика: 6:24

Ширина: 800 пикселей

Высота: 600 пикселей

Пиксельное соотношение сторон: 1:1

Частота кадров: 25

Частота дискретизации 44.1 КГц

Варианты предоставления:

Программные и аппаратные требования:

— Процессор с частотой не менее 1000 МГц

— 256 Mб оперативной памяти (рекомендуется 512 Mб)

— от 10 до 500 МБ свободного дискового пространства (в зависимости от содержания видеоролика)

— Цветной монитор (минимум 1024 x 768 пикселов, 16 бит)

Способы и средства ликвидации последствий аварий на хоо.

Прежде всего, при ликвидации аварий и их последствий принимаются меры по ограничению и приостановке выброса (утечки) АХОВ, локализации химического заражения, предупреждению заражения грунта и грунтовых вод.

Ограничение и приостановка выброса (утечки) АХОВ осуществляется перекрытием кранов и задвижек на магистралях подачи АХОВ к месту аварии, заделкой отверстий на магистралях и емкостях с помощью бандажей, хомутов, заглушек, перекачкой жидкости из аварийной емкости в запасную.

Ограничение растекания АХОВ осуществляется обваловкой разлившегося вещества, сбросом АХОВ в естественные углубления (ямы, канавы, кюветы), оборудованием специальных ловушек. При проведении работ необходимо предотвратить попадание АХОВ в реки, озера, в подземные коммуникации, подвалы зданий и сооружений и т.п. Это делается с использованием бульдозеров, скреперов, экскаваторов и другой техники.

Для ограничения глубины распространения парогазовой фазы могут применяются следующие способы:

поглощение парогазовой фазы с помощью водяных завес;

поглощение жидкой фазы слоем сыпучих адсорбирующих материалов (грунт, песок, шлак, уголь и его пыль, керамзит, опилки);

изоляция жидкой фазы пенами, пленочными материалами;

обезвреживание АХОВ растворами химически активных реагентов.

Мелкодисперсные водяные завесы на направлении распространения облака зараженного воздуха создаются обычно с помощью пожарных машин (мотопомп) и других высоконапорных агрегатов; они должны обеспечивать давление струи воды не менее 0,6 МПа. При меньших давлениях, как правило, необходимая дисперсность капель воды, способных поглощать парогазовую фазу АХОВ, не достигается [3].

В воду при создании водяных завес добавляются нейтрализующие вещества, соответствующие типу АХОВ.

При испарении взрывоустойчивых ингаляционноопасных АХОВ может осуществляться постановка отсечных огневых завес, обеспечивающих подъем облака зараженного воздуха на высоту, где оно не представляет опасности для людей.

Поглощение жидкой фазы АХОВ слоем сыпучих адсорбентов может осуществляться рассыпанием (надвиганием) материала на жидкую фазу. При этом слой адсорбента должен быть не менее 10-15 см. Загрязненный сыпучий материал и верхний слой грунта при необходимости собирается в специальные емкости для последующего вывоза в места дегазации (нейтрализации). Заполнение этих емкостей проводится на 2/3 объема для последующей добавки дегазаторов (нейтрализаторов). В тех случаях, когда условия охраны окружающей среды позволяют проводить дегазацию (нейтрализацию) на месте, загрязненный адсорбент или грунт не собирается и не вывозится. Их дегазация (нейтрализация) проводится на месте обработкой жидкими рецептурами или твердыми дегазирующими (нейтрализующими) веществами. При авариях с горючими веществами (гидразин и др.) наибольшие загрязненные участки могут подвергаться выжиганию. Для этого грунт заливают горючим (керосином) и поджигают.

Изоляция жидкой фазы АХОВ пенами осуществляется с целью уменьшения их испарения. Более того, в пену могут вводиться дегазирующие (нейтрализующие добавки, которые вступая в реакцию с АХОВ, образуют нетоксичные или малолетучие вещества. Для получения пен и покрытия ими жидкого АХОВ используют пеногенераторы пожарных машин.

Наиболее же доступным способом снижения скорости испарения АХОВ является разбавление жидкой фазы струей воды или растворами нейтрализующих веществ. Вода или растворы нейтрализующих веществ могут подаваться в очаг аварии мелкодисперсной или компактной струями. Мелкодисперсная струя, подаваемая в виде «зонтика», обеспечивает дегазацию (нейтрализацию) как жидкой фазы, так и абсорбцию, и одновременно дегазацию (нейтрализацию) паров АХОВ. Компактная струя используется для нейтрализации концентрированных кислот, окислителей и других веществ, бурно реагирующих с водой.

Перечень контрольных вопросов по теме

Защита от АХОВ: определение, состав защитных мероприятий.

Классификация средств защиты.

Средства защиты органов дыхания. Промышленные противогазы.

Способы ограничения и ликвидации последствий химических аварий.

Факультет военного обучния

Какой срок действия планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий установлен для объектов II класса опасности

Вопрос из Темы 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности по курсу самоподготовки по промышленной безопасности — «А 1. Основы промышленной безопасности«. Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по обучающе-контролирующей системе Олимпокс.

При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:

Какой срок действия планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий установлен для объектов II класса опасности (за исключением объектов, на которых ведутся горные работы)?

А) 1 год.
Б) 2 года.
В) 3 года.
Г) 5 лет.

Пояснение:

от 26 августа 2013 г. N 730 п.5. Срок действия планов мероприятий составляет:

  • а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, — 6 месяцев;
  • б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, — 1 год;
  • в) для объектов I класса опасности — 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
  • г) для объектов II класса опасности — 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
  • д) для объектов III класса опасности — 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).
  • Резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий

    Опишите причину своей жалобы

    Ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено: «… иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ; …»

    Какими НПА регламентируются создание/ наличие указанных резервов и ресурсов? Что должно в них входить, в каком количестве, как учитываются, в каких документах организации данные резервы и ресурсы должны быть отражены и т.д.?

    Ответ ( Один )

    Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

    Действующее законодательство не определяет порядок формирования резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

    Устанавливая требование о необходимости формирования финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, законодательство в области промышленной безопасности не определяет ни порядок формирования соответствующих резервов, ни документы, подтверждающие их наличие.

    Отметим, что на сегодняшний день действуют Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 29.10.2002 N 63, которыми представляется возможность руководствоваться при расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Однако следует отметить, что указанные Методические рекомендации, во-первых, регламентируют несколько иные вопросы, во-вторых, статусом нормативного правового акта не обладают (поскольку не были зарегистрированы Минюстом России).

    Итак, согласно указанным Методическим рекомендациям необходимая сумма финансового резерва рассчитывается исходя из оценки так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

    При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны чрезвычайной ситуации и их временное размещение в безопасных районах, стоимость разрешенных или нарушенных природных ресурсов, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещение вреда и ущерба и т.п.

    Вместе с тем размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации наиболее опасного сценария из возможных на территории организаций чрезвычайных ситуаций.

    Рекомендуемый размер резерва финансовых средств для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организаций может быть установлен также региональными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми органами МЧС РФ.

    В каждом конкретном случае рассчитываемые и резервируемые суммы финансовых средств носят индивидуальный характер, но не должны быть менее достаточными для компенсации потерь при авариях и их последствиях.

    При этом имейте в виду:

    Перечень резервов в гл. 25 НК РФ носит закрытый характер, и создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций) не предусмотрено.

    Официальная позиция заключается в том, что создание резервов, не указанных в гл. 25 НК РФ, не предусмотрено. Есть судебное решение и работы авторов, подтверждающие данную точку зрения (Письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/1/376, Постановление ФАС Центрального округа от 02.03.2009 по делу N А48-1462/08-8).

    За отсутствие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Однако данное нарушение идет в совокупности с другими нарушениями в области промышленной безопасности (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2014 по делу N А65-16232/2013, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2013 по делу N А66-5798/2012, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2015 N А22-2995/2013 и др.).

    План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

    В соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (ПМЛЛПА, ПМЛА, ПЛАС, ПЛА) разрабатываются организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I, II и III класса опасности, на которых:

  • — используются опасные вещества (воспламеняющиеся, взрывопожароопасные, токсичные и т.д.);
  • — используются расплавы черных и цветных металлов;
  • — ведутся горные и горно-обогатительные работы;
  • — осуществляется хранение и переработка растительного сырья.

Когда следует приступать к разработке ПМЛА?

План мероприятий должен разрабатываться сразу по окончанию регистрации ОПО и заключения договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием МЧС РФ на обслуживание объекта.

Разработать и согласовать с АСФ МЧС план мероприятий в любом случае необходимо до даты предоставления в Ростехнадзор ежегодных сведений об организации производственного контроля . К ежегодному отчету, предоставляемому в Ростехнадзор, прикладывается заверенная копия плана с грифом, подтверждающим согласование плана с МЧС.

Наличие согласованного Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий – является обязательным условием для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов .

Мы разрабатываем планы мероприятий для ОПО, на которых используются:

Емкости для ГСМ

Элеваторы и зернохранилища

Наши специалисты разработают и согласуют план мероприятий для опасных производственных объектов, расположенных на территориях Москвы и Московской области.

Региональным компаниям разработанные нашими экспертами планы мы направляем почтовой курьерской службой от двери до двери. Передача плана осуществляется из рук в руки, в срок, не превышающий трех дней.

Срок действия Плана мероприятий по локализации аварий, который мы разрабатываем – 5 лет.

Обязательные разделы, которые предусматриваются в плане мероприятий:

— характеристика опасного производственного объекта;

— характеристика аварийности и травматизма на аналогичных ОПО;

— описание возможных сценариев возникновения и развития аварий на объекте;

— оценка необходимого количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий;

— описание организации управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

— описание системы взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

— описание первоочередных действий при получении сигнала об аварии на объекте;

— описание действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

— описание мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения;

Срок разработки ПМЛА — 14 раб. дней.

Стандартная стоимость услуги – 30 000 руб.

Предприятиям, расположенным на территориях Москвы и Московской области, мы предлагаем согласование плана мероприятий с АСФ МЧС РФ. Стоимость услуги с учетом согласования составит — 40 000 руб.

Направьте нам на электронную почту (указана в верхней части страницы) копию свидетельства ОПО и сведений, характеризующих опасный производственный объект, и мы вышлем вам перечень документов, необходимых для разработки плана мероприятий, или воспользуйтесь формой обратной связи на сайте.

Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на АЗС (стр. 1 из 11)

1.АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВАРИЙ АЗС №3.

1.1Характеристика видов опасностей, свойственных АЗС №3.

На автозаправочной станции производится прием светлых нефтепродуктов из бензовозов в подземные резервуары. Заправка автотранспортной техники и выдача нефтепродуктов в мелкую тару осуществляется через топливораздаточ-ные колонки (ТРК) типа «Gilbarko».

Условия хранения: в подземных резервуарах при нормальном атмосферном давлении и температуре не более +15°С.

Условия эксплуатации АЗС: в холодное время года при температуре в среднем -10°С, в теплое время года — +30°С, максимально — +41°С.

Количество подземных резервуаров: для бензина — 5шт. вместимостью по 25м 3 каждая, для дизтоплива — 1шт. вместимостью 25м 3 . Количество топливо-раздаточных колонок — Зшт.

Прием дизельного топлива и бензина в подземные резервуары производит­ся самотеком или насосом из бензовозов через сливные фильтры, установлен­ные на сливных трубопроводах.

Заправка автомобильного транспорта топливом производится через топли-вораздаточные колонки оператором, управление заправкой осуществляется старшим оператором с пульта управления операторной.

Наличие большого количества дизельного топлива и бензина в емкостном оборудовании создает опасность возникновения пожара, в случае утечки топли­ва и наличия источника воспламенения. При утечке топлива в технологические колодцы создается опасность образования взрывоопасных концентраций топ-ливно-воздушной смеси в технологических колодцах, что при наличии источ­ника инициирования взрыва может обусловить взрыв топливно-воздупщой сме­си в технологических колодцах и создать условия для дальнейшего развития аварии в подземных хранилищах.

Не исключена вероятность аварии в резервуарах даже при наличии исправ­ной системы защиты от статического электричества и нормальной эксплуатации технически исправного оборудования. Вероятность возникновения в зоне резер­вуаров пожара или взрыва составляет 2,9х 10″ 4 . [ 17, с. 71 ]

При определенных условиях налива нефтепродуктов в ёмкости (при увели­чении скорости налива) заряды статического электричества накапливаются бы­стрее, чем отводятся через заземление, т.к. бензин и дизтошшво относятся к ди­электрикам с очень слабой проводимостью электрического тока. В таких случа­ях с увеличением уровня налива топлива в ёмкости напряжение статического электричества будет возрастать и может достигнуть такого значения, при кото­ром в момент приближения свободной поверхности топлива к стенкам заливной горловины (при наполнении емкости свыше 90% наполнения) вследствии раз­ности потенциалов произойдет искровой разряд, способный вызвать воспламе­нение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так как давление в момент взрыва достигает 1470 кПа (1,5мПа), а температура взрыва колеблется в преде-

лах 1500-1800°С может произойти разгерметизация сосуда. [18,с.21] Это в свою очередь обусловит доступ кислорода в разгерметизированный сосуд, развитие пожара или образование огненного шара, дальнейшее развитие аварии.

При проведении операций наполнения и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования в газовом пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом в области НКПВ и ВКПВ.

Опасность возникновения аварии и аварийной ситуации может возникнуть при вскрытии резервуаров для подготовки к проведению ремонтных и техноло­гических работ и при проведении ремонтных работ в резервуарах. При этом особую опасность представляют собой пирофорные отложения железа, способ­ные к самовоспламенению в присутствии кислорода воздуха при обычной тем­пературе. Наиболее опасны пирофорные соединения в том случае, если они об­разовались под слоем нефтепродуктов. Быстрое освобождение емкости от неф­тепродуктов создает благоприятные условия для интенсивного взаимодействия этих отложений с кислородом паро-воздушной смеси. При этом пирофорные отложения могут разогреться до температуры 500-700 °С и послужить источни­ком воспламенения и загорания нефтепродуктов.[18,с.59] Для предотвращения аварийной ситуации или аварии, вызываемой пирофорными отложениями, не­обходимо проводить своевременную зачистку резервуаров. [18,с.60]

Эксплуатация неисправного оборудования, заземления, средств защиты от проявлений молнии, несоблюдение графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала, не соблюдение на территории АЭС «Правил по­жарной безопасности на АЭС», применение неомедненного инструмента, метр-штока, способных вызвать искру — может привести к аварии.

В зависимости от характера разгерметизации, погодных и других условий аварии могут развиваться в виде проливов, пожаров проливов, взрывов, огнен­ных шаров.

Взрывы и пожары могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного оборудования, так и на открытой площадке. (Рай­он дыхательных клапанов — СМДК-50).

Суть взрывов и пожаров — горение.

Горение — это сложный химический процесс, основой которого является быстро протекающая химическая реакция окисления, сопровождающаяся выде­лением большого количества тепла и света.

Скорость горения зависит от наличия горючего вещества и окислителя (ки­слорода воздуха), их определенной температуры и агрегатного’состояния.

Пары нефтепродуктов окисляются быстрее, жидкие — медленнее. Это свя­зано с концентрацией окислителя (кислорода) в парогазовой и жидкой фазах нефтепродуктов. В парогазовой фазе кислорода значительно больше, чем у по­верхности жидкой фазы и в жидкой фазе.[ 18,с. 18]

Скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина при обычных условиях 10-15 м /сек., в факеле распыленного форсункой дизельного топлива — превышает 150 — 160м/сек, скорость распространения пламени во взрывчатой смеси паров бензина с воздухом достигает 1500 — 1800 м/сек. (10). При такой скорости распространения пламени горение переходит во взрыв с

большой разрушительной силой. Давление в момент взрыва превышает 1470 кПа (1,5 мПа), температура взрыва в пределах 1500 -1800 °С. Скорость распро­странения взрывной волны более 1500 м/сек.

Скорость выгорания жидкости (бензина) в объёме — 20-ЗОсм/ч, дизтоплива -18-20 см/ч.[18,с.18, 21]

ПДК бензина- 100 мг/м 3 , 4 класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76. Показатели огнеопасности и взрывоопасности нефтепродуктов [ 1,с.54-55 ]