Содержание:

Общее образование

Согласно п.5 ст. 63 273-ФЗ «При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального

При выборе родителями либо законными представителями детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители либо законные представители, обязаны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам можно определить, какой именно орган имеется в виду законодателем.

Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов передаются полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым относится учёт детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органом, который наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования).

Сейчас существует несколько образовательных сайтов, предлагающих платные услуги по помощи в обучении и сдаче дистанционно промежуточной аттестации. (например, ЦОДИВ). При получении основного общего образования в форме семейного образования законно ли сдав

Добрый день, скажите, пожалуйста, какие документы (лицензия, свидетельство об аккредитации) должна иметь организация, осуществляющая образовательную деятельность с педагогами (курсы повышения и переподготовки)? Дело в том, что при аттестации педагоги пред

Для ответа на данный вопрос необходимо обозначить требования, которые предъявляются к организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование для педагогов, а а также требования к документам, которые должны выдавать такие организации.

В соответствии с нынешним законодательством, к организациям предъявляется, по сути, два требования — образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации. Лицензия необходима, так как образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом лицензированию подлежит только деятельность по реализации образовательных программ. Таким образом, прохождение отдельных разовых семинаров даже в случае, если их общая продолжительность превышает минимальную продолжительность дополнительных образовательных программ, не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в семинарах не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Коммерческие организации, в том числе общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» могут осуществлять наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности на основании лицензии. В соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.

Введенные Министерством образования и науки РФ Всероссийские проверочные работы (далее — ВПР) имеют своей целью прежде всего обеспечение единства образовательного пространства на территории РФ путем предоставления образовательным организациям единых критериев оценивания качества усвоения обучающимися учебных дисциплин, основанных на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

В соответствии с утвержденным 15 декабря 2016 года Министерством образования и науки РФ Комплексом мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях, предусмотрено проведение мониторинговых исследований качества общего образования.

В школу обратились родители с заявлением о сочетании формы получения образования вне образовательной организации (семейное образование) и получения образования в образовательной организации. Я не нашла ни одного документа или рекомендательного пис

Добрый день! Как Вы верно отметили, в соответствии с действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Подобное объяснимо тем, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Что касается документа или рекомендательного письма об организации сочетания семейного образования и получения образования в образовательной организации, то в настоящее время подобное сочетание устанавливается образовательной организацией по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства. В частности, возможно составить индивидуальный учебный план: в таком случае часть предметов изучается в форме семейного образования, а оставшаяся часть – в образовательной организации. В законе под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Более того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предос

Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Поскольку вопрос касался бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу следует пояснение приведенное ниже.

Ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

Соответственно, в зависимости от того, кто является учредителем образовательной организации – субъект РФ или муниципальное образование, будет определяться соответствующий бюджет публично-правового образования, в котором будут предусмотрены данные расходные обязательства.

Выпускники 9-ых и 11-ых классов зачисляются в учреждения профессионального образования с 1 сентября. В средних общеобразовательных учреждениях отчисляются сразу после выдачи аттестата, т.е. в июне. А июль-август они нигде не закреплены?

Вопрос относительно статуса выпускников образовательных организаций до их зачисления в другие образовательные организации урегулирован в статьях 60-61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Все образовательные отношения между школой (лицеем, гимназией и т.п.) с одной стороны и ребенком и его родителями (либо опекунами или попечителями) с другой стороны прекращаются ровно и только в тот момент, когда школа издает распорядительный акт (приказ, распоряжение, по-разному может называться) об отчислении учащегося из этой образовательной организации. В нашем случае, речь идет о плановом, то есть не досрочном, отчислении в связи с тем, что учащийся получил образование, и, следовательно, завершил эту ступень образования, то есть получил основное общее образование (выпускник 9-го класса) или среднее общее (выпускник 11-го класса) образование (ст. 61 Закона об образовании).

Ученик в 7 классе перешёл на обучение в форме семейного образования. Возможно ли прохождение промежуточной аттестации через 2 года (только в 9 классе) перед государственной итоговой аттестацией, пропуская промежуточную аттестацию в 7, 8 классах?

Ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – «Закон об образовании») предусматривает право прохождения обучающимся промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации при выборе обучения в форме семейного образования: «обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Реализует ли родитель, обучающий своего ребенка в форме семейного образования, образовательные программы? Ведь образовательные программы разрабатываются и утверждаются исключительно организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) в Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования.
Таким образом, родители, выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

Согласно ФГОС основного общего образования срок получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным образовательным программам увеличивается не более чем на один год

Согласно образовательным стандартам (ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью) для признания ребенка обучающимся с ОВЗ и определения ему специальных условий получения образования в каждом регионе действуют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Психолого-медико-педагогическая комиссия – необходимая инстанция перед поступлением в школу. ПМПК выдает рекомендации, а следовать ли им, решают родители. Однако эти рекомендации обязательны для образовательных организаций, таким образом, при предоставлении заключения ПМПК создание специальных условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязательным для образовательной организации. Вы имеете право получить тот перечень необходимых условий, который зафиксирован у вас в рекомендациях ПМПК. Если учреждение отказывается, ссылаясь на отсутствие возможности их создать, вы вправе требовать их создания, в том числе через суд, у родителей есть такое право. Так как в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение должно создать ребенку условия, предусмотренные рекомендациями ПМПК, а органы управления образованием обязаны выделить на это средства. При этом у родителей сохраняется право выбора образовательного учреждения. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются государственными образовательными стандартами общего образования.

академическая задолженность

В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. Пункт 3 статьи 17 указанного закона закрепляет право получения образования в различных формах, в том числе и в нескольких. Поскольку Федеральный Закон предоставляет право получения образования дома (семейное образование и самообразование), в качестве необходимой меры контроля знаний обучаемого накладывает обязанность прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. («Организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. » ч.20 ст.2) В случае прохождения промежуточных аттестаций с помощью указанного Вами ЦОДИВ, стоит обратиться к нормативным документам, регулирующим деятельность этого учебного заведения. Из представленных на сайте копий документов, мы можем сделать вывод о том, что данная организация имеет лицензию на ведение образовательно деятельности, следовательно, на основе п.3 ст.64 ФЗ «Об образовании», ЦОДИВ является организацией осуществляющей образовательную деятельность, что дает им полное право проводить промежуточные аттестации, которые имеют юридическое значение. Распоряжение КО Санкт-Петербурга от 29.10.2013г..

С одной стороны, Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты всероссийских проверочных работ для выставления годовых отметок и указывает, что ВПР это «традиционные итоговые контрольные работы», их результат не влияет на получение аттестата и перев

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 года № 1025, в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.

Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 17 января 2017 года № 05-11 разъясняет, помимо прочего, что: участие образовательных организаций в проведении мониторинга в форме ВПР является обязательным для 4-5 классов, но не является таковым для проведения мониторинга в 6-11 классах, Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся и что решение об участии в ВПР конкретного обучающегося принимает образовательная организация.

Согласно ч. 3 ст. 34 Закона об образовании, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

При этом отметим, что экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона об образовании).

Ребенок, находящийся на семейном образовании, 8 класс, промежуточную аттестацию не прошел, имеет академическую задолженность. Ребенка зачислили в школу на очную форму обучения. Мама настаивает на семейном образовании. Можно ли ребенка с академической задо

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ получение основного общего образования обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители, выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования.

На основании письма Минобранауки РФ № НТ1139-08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме», у родителей возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

На основании письма Минобранауки РФ № НТ1139 -08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме», обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (ч.10 ст. 58 ФЗ «Об образовании»).

То есть ребенка, совершенно справедливо зачислили в школу на очную форму обучения, на основании п. 10 ст. 58 ФЗ «Об образовании». В данном случае, заявление от родителя на зачисление на очную форму получения образования не требуется. Так как родители не смогли обеспечить качественное обучение своего ребенка, ребенок зачисляется в школу на основании федеральных норм, согласно п. 10 ст. 58 ФЗ «Об образовании».

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права Заитова Мурата Ильусовича.

Учащийся имеет академическую задолженность. Переведен в следующий класс условно. В октябре-ноябре использовал две попытки ликвидировать задолженности. Не справился. В декабре прошел ПМПК. Заключение – адаптированная программа (ЗПР).

В соответствии с п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 20 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, в случае не прохождения промежуточной аттестации родителям обучающегося предусмотрено три варианта продолжения обучения, из которых только один – повторное обучение, как следует из его названия, предусматривает безусловное повторение года обучения. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе, как и обучение по индивидуальному учебному плану, не предуматривает повторения года обучения по общему правилу. Однако, особенности адаптированной общеобразовательной программы, а также формы аттестации по итогам ее прохождения устанавливаются локальными актами школы, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте школы, и с которыми Вы должны быть ознакомлены «под роспись» при переводе обучающегося на обучение по адаптированной образовательной программе.

Согласно п. 3 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ликвидация академической задолженности является обязанностью, а не правом ученика. Поэтому вне зависимости от условного перевода, после сделанного Вами выбора между повторным обучением в том же классе («остаться на второй год»), обучением по ИУПу и обучением по адаптированной образовательной программе, ликвидация задолженности происходит в соответствии с нормами, установленными локальными актами школы.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ Рябовой Полины Эдуардовны.

Ученик по итогам обучения в 7 классе имеет академическую задолженность по шести предметам. В установленные локальным актом образовательной организации сроки не ликвидировал академическую задолженность.

В соответствии со п. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании», академической задолженностью признаются «неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин». Обучающиеся обязаны ликвидировать такие задолженности в сроки, предусмотренные образовательной организацией. При этом, согласно п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования (5-9 классы), не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) установлено 3 варианта дальнейшего обучения, давая при этом родителям (законным представителям) право выбора одного из этих трех вариантов.

При этом, академическая задолженность не является основанием для отчисления из образовательной организации обучающихся по программе основного общего образования (в отличие от обучающихся по основным профессиональным программам).

Также стоит упомянуть, что согласно частям 4 и 6 ст. 44 ФЗ «Об образовании», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования, а также соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

Ученик 2 класса переведен в 3 класс условно с двумя двойками. В третьем классе задолженность не ликвидирована. Могут ли его оставить на второй год в 3 классе без согласия родителей?

В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при имеющейся неликвидированной академической задолженности существует три варианта продолжения обучения на усмотрение родителей:

  • Остаться на повторное обучение (второй год)
  • Перевестись на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и перейти в следующий класс;
  • Перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) и перейти в следующий класс.

Данный перечень вариантов исчерпывающий, то есть других вариантов продолжение обучения с академической задолженностью в школе законом не предусмотрено. В случае отказа родителей от возможности остаться на повторное обучение, родителям доступны два оставшихся варианта продолжения обучения. Однако, у каждого из вариантов есть свои особенности.

Обучение по адаптированной образовательной программе, в соответствии с ее определением (п. 28 ст.2 273-ФЗ) доступно только для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы учитывают особенности психофизического развития и индивидуальные возможности обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. Переход на АОП возможен только после подтверждения наличия особенностей в физическом или психическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных условий. Таким подтверждением является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Без соответствующего заключения ПМПК данный вариант недоступен. Если неуспеваемость ребенка не связана с нарушениями в развитии, а связана с чем-то другим: отсутствием мотивации к обучению, частыми разъездами по спортивным соревнованиям, иной деятельностью (к примеру, ребенок — актер) обучение по АОП невозможно.

Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 Закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса её считать?

В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11 класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация в праве установить более сжатые сроки.

Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, как должно выглядеть его обучение в дальнейшем?

В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам.

Вправе ли профессиональная образовательная организация не допустить студента до сессии либо сдачи экзамена (зачета) по отдельной дисциплине, если в течение учебного года студент имел пропуски учебных занятий без объяснения причин, а также неудовлетворител

На основании ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ в пункте 30 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности.

Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

абзац шестой утратил силу;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В отношении обязательств, возникающих из финансовых договоров, размер которых определяется в порядке, предусмотренном статьей 4.1 настоящего Федерального закона, указанный запрет применяется только в части прекращения нетто-обязательств должника;

не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;

не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

2. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

3. Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или 125 настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

Комментарий к Ст. 63 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Со дня введения наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых уже наступил к этому моменту, могут предъявляться к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Это означает, что кредиторы не вправе требовать от должника удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Судебные разбирательства о взыскании с должника денежных средств и иного имущества должны быть приостановлены по ходатайству кредитора, так как истцу в данных судебных делах надлежит либо дождаться окончания рассмотрения дела о признании должника банкротом, либо предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве. При отсутствии такого ходатайства кредитора рассмотрение дела, возбужденного в порядке искового производства, должно быть завершено вынесением соответствующего судебного решения, которое, однако, не может быть исполнено в обычном порядке, но предоставляет право кредитору вступить в дело о банкротстве.

Если должник не исполняет свои обязательства перед конкурсными кредиторами или уполномоченными органами, они вправе предъявить свои требования в течение месяца с даты публикации информационного сообщения для участия в первом собрании кредиторов (см. комментарий к ст. 71 Закона О банкротстве России). Собрание кредиторов в деле о банкротстве выступает от имени всех кредиторов, выражая общее мнение по вопросам дальнейшей судьбы должника.

2. Требования кредиторов, не являющиеся денежными (например, виндикационные иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, иски о присуждении к исполнению обязательства в натуре и т.п.), предъявляются в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с установленной для этих дел подсудностью и подведомственностью в общем порядке, без учета возбужденного дела о банкротстве.

3. С момента введения наблюдения главным судебным приставом-исполнителем (судебным приставом-исполнителем) должно быть вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства в отношении должника. Исключение составляют случаи взыскания на основании судебных актов, вступивших в законную силу до даты введения наблюдения, в пользу некоторых категорий кредиторов (например, работников должника, в том числе бывших, по взысканию задолженности по заработной плате и других видов задолженности, указанных в комментируемой статье Закона о банкротстве). Если по результатам наблюдения арбитражным судом будет принято решение об отказе в признании должника банкротом или вынесено определение о прекращении производства по делу, исполнение приостановленных исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого судебного акта.

4. В ходе наблюдения запрещается осуществление должником выплат или выдела имущества в натуральной форме учредителям (участникам, членам) в связи с их выходом из состава учредителей (участников, членов) данной организации. Следует отметить, что выход указанных лиц происходит ранее, в предыдущем хозяйственном году. Расчеты с ними должны производиться на основании годового отчета. Таким образом, под запрет подпадает удовлетворение ранее заявленных и неисполненных требований указанных лиц. Вместе с тем с даты введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать такие решения (п. 2 ст. 64 Закона). Удовлетворение требований учредителей (участников) производится только после прекращения дела о банкротстве либо полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника в конце конкурсного производства.

Во время наблюдения не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. При этом предполагается как прекращение текущих выплат, так и погашение ранее возникшей задолженности.

5. В комментируемой статье установлено правило, касающееся запрета на проведение зачета однородных обязательств. Как указано в Законе, при проведении зачета не должна нарушаться очередность, установленная для расчетов с кредиторами. Реально это условие выполнимо, только если имеется лишь один, максимум — два кредитора. Если у должника несколько кредиторов (что чаще всего и бывает), да еще и различной очередности, то соблюдение вышеизложенного правила в отношении, например, кредитора третьей очереди весьма затруднительно и фактически означает запрет на проведение зачета в таких случаях.

6. Информация о введении наблюдения подлежит опубликованию временным управляющим в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 68). Определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется им всем лицам, участвующим в деле (ст. 121 АПК). Кроме того, такое определение дополнительно направляется в банк, обслуживающий должника, который должен приостановить исполнение определенных исполнительных документов и не проводить не предусмотренные Законом платежи должника. Вместе с тем у кредитной организации нет достаточной информации для того, чтобы достоверно знать, какие платежи следует проводить, а какие — нет, что иногда порождает конфликтные ситуации.

Поскольку в ходе наблюдения все денежные требования к должнику могут быть предъявлены лишь в рамках дела о банкротстве, определение о введении наблюдения направляется также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения как самого должника, так и его филиалов и представительств. Главный судебный пристав (судебный пристав-исполнитель), получив данное определение, должен вынести постановление о приостановлении исполнительного производства по взысканиям в пользу вышеуказанных кредиторов.

О введении наблюдения уведомляются также уполномоченные органы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации по денежным обязательствам, а также выступать в качестве кредитора по обязательным платежам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Вместе с тем необходимо уведомлять также государственные и муниципальные органы, уполномоченные представлять в делах о банкротстве интересы бюджетов различных уровней по денежным обязательствам.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 659.

В связи с тем что в число уполномоченных органов, а также лиц, участвующих в деле, не включены налоговые и таможенные органы, остается открытым вопрос об их информировании о необходимости приостановления принудительного взыскания по исполнительным документам, выдаваемым этими органами.

Статья 63 Федерального закона № 44-ФЗ

1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

2. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

3. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

4. Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении электронного аукциона в любых средствах массовой информации или разместить это извещение в электронных средствах массовой информации при условии, что такое опубликование или такое размещение не может осуществляться вместо предусмотренного частью 1 настоящей статьи размещения.

5. В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:

1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;

4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

5) утратил силу с 1 июля 2018 года . — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

7) утратил силу с 1 июля 2018 года . — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

6. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)