Содержание:

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  • Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  • Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  • Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

    Контроль над исполнением закона

    Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

    В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

    В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  • Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  • Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  • Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  • С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  • С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  • В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
  • Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны
  • Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

    Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

    Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

    Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

    1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

    Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

    2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.

    При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.

    3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

    4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).

    5. Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 настоящего Федерального закона.

    6. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика.

    7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений.

    8 — 11. Утратили силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст
    • Комментарий к ст. 11 Закона об ОСАГО

      1. Комментируемая статья содержит в себе алгоритм действий субъектов правоотношений в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наступлении страхового случая. Следует иметь в виду, что причинение вреда жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в первую очередь, влечет за собой возникновение у участников соответствующего ДТП обязанностей:

      — по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, предусмотренных Правилами дорожного движения, — в частности, водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, принять меры по оказанию помощи пострадавшим; на всех участников ДТП распространяется обязанность не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

      — по уменьшению возможных убытков;

      — по установлению и фиксации сведений об очевидцах ДТП.

      Содержание и порядок исполнения иных обязанностей, связанных с оформлением ДТП, определяются категорией происшествия (с причинением вреда жизни или здоровью потерпевших либо только имущественного ущерба), наличием или отсутствием разногласий по поводу обстоятельств случившегося, характера и перечня повреждений транспортных средств и иного имущества, объемом имущественных претензий пострадавшей стороны (оказывает влияние на выбор способа оформления ДТП — с участием или без участия уполномоченных сотрудников полиции).

      Как следует из абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, обязанность сообщить другим участникам ДТП сведения о договоре ОСАГО, по которому застрахована его гражданская ответственность, страхователь несет только в том случае, если к нему предъявлено соответствующее требование. В то же время п. 3.2 действующих Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П, возлагает данную обязанность на водителя независимо от волеизъявления других участников ДТП, причем речь не только о сведениях, касающихся договора ОСАГО, но также о реквизитах страхового полиса (номере и дате выдачи), наименовании, адресе местонахождения и телефоне страховщика. Указанная норма, таким образом, устанавливает дополнительную гарантию реализации права на страховую выплату для потерпевших (в особенности, не являющихся водителями).

      Одним из ключевых документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и одновременно являющихся средством уведомления страховщика о таковом, является извещение о ДТП. Бланки извещений о ДТП выдаются страхователю при заключении договора ОСАГО. В п. 3.5 Правил ОСАГО предусмотрено, что водители транспортных средств, причастные к ДТП, заполняют их независимо от оформления документов прибывшими на место ДТП сотрудниками полиции, в том числе независимо от оформления справки о ДТП, протокола об административном происшествии и т.п.

      При отсутствии разногласий в обстоятельствах причинения вреда и самого ДТП, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств осуществляется совместное заполнение двумя водителями одного бланка извещения. Отдельные бланки извещений о ДТП заполняются водителями в следующих случаях:

      — при участии в ДТП более двух транспортных средств;

      — при наличии у водителей разногласий в оценке случившегося;

      — в случае получения одним из водителей повреждения здоровья или при его гибели (в данном случае извещение о ДТП в отношении данного транспортного средства не заполняется в принципе);

      — в связи с отказом одного из водителей от совместного заполнения бланка извещения о ДТП;

      — по иным причинам, препятствующим совместному заполнению водителями одного бланка извещения о ДТП.

      Законодатель отдельно регламентирует вопросы оформления ДТП, в результате которого причинен вред жизни и здоровью пассажиров, находящихся в транспортных средствах, и пешеходов. Специфика здесь заключается в том, что:

      — сведения о пострадавших пешеходах и пассажирах указываются в извещении о ДТП;

      — все участники ДТП несут обязанность сообщить страховщику известные им сведения о пострадавших пешеходах и пассажирах (фамилии, имена, отчества);

      — сам страховщик вправе получить информацию о пострадавших пешеходах и пассажирах в подразделении полиции на основании его письменного запроса или запроса, направленного в электронном виде в рамках системы электронного взаимодействия.

      Оформление ДТП с обязательным участием сотрудников полиции осуществляется:

      — при наличии разногласий об обстоятельствах ДТП, характере и перечне видимых повреждений транспортных средств;

      — при отказе от подписания извещения одним из участников ДТП;

      — если размер ущерба превышает по предварительной оценке участника ДТП сумму, в пределах которой страховщик осуществляет страховую выплату в случае оформления документов без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (в отношении договоров ОСАГО, заключенных с 1 сентября 2014 г., такой предел вплоть до 30 сентября 2019 г. составляет пятьдесят тысяч рублей; в отношении договоров ОСАГО, заключенных с 1 октября 2014 г., вплоть до 30 сентября 2019 г. данный предел не применяется, если ДТП произошло на территории городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области).

      Во всех остальных случаях оформление документов о ДТП может производиться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Особенностями оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции являются:

      — обязательное удостоверение обстоятельств ДТП, схемы ДТП, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств подписями обоих водителей;

      — обязательная фиксация сведений об обстоятельствах ДТП с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, фиксация с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

      Извещения о ДТП в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после ДТП вручаются или направляются страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП.

      Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Для потерпевшего-водителя таким уведомлением может считаться направление извещения о ДТП совместно с заявлением о страховой выплате. Извещение о ДТП водителя — причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, или представителя такого страховщика.

      В отношении потерпевших и выгодоприобретателей, намеревающихся воспользоваться правом на страховую выплату, при определении срока извещения о ДТП и подачи заявления о страховой выплате п. 3.9 Правил ОСАГО отсылает к п. п. 3.8 и 3.6 того же документа. Исходя из этого, такой срок составляет не более пяти рабочих дней с момента ДТП, однако следует полагать, что при наличии уважительных причин (травма, причинение вреда в результате гибели водителя или иного участника дорожного движения и т.п.) этот срок может быть увеличен.

      2. К числу документов, необходимых для принятия решения о страховой выплате, отнесены:

      — заверенная в установленном порядке копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);

      — документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя;

      — документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке;

      — согласие органов опеки и попечительства, в случае если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;

      — справка о ДТП по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 154, если оформление документов осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции;

      — извещение о ДТП;

      — копия протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации;

      — документы, подтверждающие характер и размер причиненного вреда (см. подробнее ст. 12 комментируемого Закона и комментарий к ней).

      Представление таких документов для проверки их комплектности по желанию потерпевшего может осуществляться в электронной форме через официальный сайт страховщика в сети Интернет. Однако это не освобождает потерпевшего от необходимости представления страховщику документов о страховой выплате в письменной форме по месту нахождения страховщика или его представителя. Страховщик рассматривает обращения заявителей, отправленные в форме электронных документов, и направляет им ответы на электронные адреса, с которых были получены данные обращения в течение срока, согласованного с заявителем, но не позднее трех рабочих дней со дня их поступления.

      Страховая организация ни при каких обстоятельствах не вправе требовать от потерпевшего предоставления документов, не предусмотренных Правилами ОСАГО.

      3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит в себе алгоритм действий страхователя, к которому в обход страховщика обратились потерпевшие с требованиями о возмещении причиненного вреда. Примечательно, что с момента появления соответствующих положений в комментируемом Законе возникли определенные сложности в их применении, которые потребовали разъяснений со стороны Верховного Суда РФ. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2007 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30 мая 2007 г., было высказано несколько принципиальных положений, имеющих отношение к соответствующим ситуациям, которые сохраняют свою актуальность для современной судебной практики:

      — вопрос о возмещении вреда самим лицом, чья ответственность застрахована, решается в зависимости от выраженного им согласия на такое возмещение либо отсутствия такого намерения;

      — если страхователь (причинитель вреда) не заявил требование о привлечении к участию в деле страховщика, а выразил намерение возместить причиненный ущерб лично, то суду следует удовлетворить иск на основании общих правил о возмещении вреда, содержащихся в гражданском законодательстве (ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ);

      — если страхователь возражает против личного возмещения причиненного вреда и к участию в деле привлечен страховщик, суду следует отказать в иске потерпевшему, если он настаивает на возмещении вреда непосредственно страхователем (иными словами, если после привлечения к участию в деле страховщика потерпевший не переадресовал свои требования к страховщику в соответствующей части).

      Пример: Ч. обратился в суд с иском к М. о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате ДТП. В обоснование иска указывал, что в результате наезда транспортного средства получил телесные повреждения, впоследствии находился на лечении и реабилитации, понес определенные расходы. Полагал, что иск должен быть удовлетворен М. согласно требованиям ст. ст. 15, 1064, 1079 ГК РФ. Ответчик возражал против удовлетворения иска, полагая, что вред должен возмещаться страховой организацией, застраховавшей риск наступления его гражданской ответственности, — ООО «С».

      На основании ходатайства М. ООО «С» было привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Истец, однако, от предложенного уточнения исковых требований отказался, настаивал на возмещении вреда М. Решением суда в удовлетворении иска отказано. Суд обратил внимание на то, что в силу требования ст. 1072 ГК РФ возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность, допускается только в части, превышающей размер страховой выплаты. Вышестоящей инстанцией решение оставлено в силе (см. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 3 декабря 2014 г. по делу N 33-16092/2014).

      Введение безальтернативной процедуры прямого возмещения убытков в отношении ДТП, произошедших со 2 августа 2014 г., а также более ранних, требования по которым не заявлялись страховщикам (см. подробнее ст. 14.1 комментируемого Закона и комментарий к ней), следует полагать, позволяет избежать коллизии интересов между страхователями и страховщиками — потерпевший обязан обращать свои требования в пределах страховой суммы исключительно к страховщику. Вышеприведенные разъяснения, однако, сохраняют свою актуальность для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего.

      Кроме того, необходимо принимать во внимание то, что действующее законодательство закрепляет новые правила распределения обязанностей по возмещению причиненного вреда между причинителем вреда и страховщиком для случаев оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

      Дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного имуществу, могут быть предъявлены только к лицу, причинившему вред, и только в судебном порядке. Законодатель, очевидно, исходит из того, что водитель, виновный в ДТП, принимая условия его оформления без участия уполномоченных сотрудников полиции, соглашается на ограничение пределов страховой защиты (т.е. фактически допускает добровольное возмещение вреда в соответствующей части). Дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, могут быть предъявлены к страховой организации, однако при этом требуется соблюдение двух условий:

      1) такой вред возникает после предъявления требований о возмещении вреда, причиненного транспортному средству;

      2) потерпевший не знает о таком вреде на момент предъявления первоначальных требований.

      4. Комментируемый Закон в ст. 16.1 устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих по поводу осуществления страховых выплат между страховщиком и потерпевшим (данное положение применяется с 1 июля 2015 г.), — до обращения в суд потерпевший обязан направить страховщику претензию с приложением документов, подтверждающих его возражения относительно отказа в страховой выплате, определения ее размера и т.п. Комментируемый Закон, как и другие нормативные правовые акты в данной сфере, не содержит каких-либо специальных требований относительно сроков заявления и разрешения требований потерпевшего о страховых выплатах в претензионном или судебном порядке (помимо требования о сроке исковой давности). Фактически это означает, что алгоритм действий заинтересованных лиц, описанный в комментируемой статье (включая действия потерпевшего, направленные на получение страховой выплаты или прямого возмещения убытков), может не соблюдаться. Вместе с тем обращение с претензией, а впоследствии и в суд за пределами установленных сроков рассмотрения и разрешения требований о страховых выплатах (прямом возмещении убытков) не будет служить основанием для применения в отношении страховщика штрафных санкций, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

      Пример: Н. обратилась в суд с иском к ОСАО «Р-Г» о взыскании страхового возмещения, расходов по оплате услуг независимой экспертизы, неустойки, исчисленной за период с момента уведомления страховщика о наступлении страхового случая по день вынесения решения суда, процентов в порядке ст. 395 ГК РФ за указанный период, штрафа, судебных расходов. Решением суда исковые требования удовлетворены. Судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда принятое решение частично изменено: в удовлетворении требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа отказано.

      Суд апелляционной инстанции исходил из того, что потерпевшая после наступления страхового случая не выполнила своих обязанностей по предоставлению страховщику необходимых документов (включая банковские реквизиты для выплаты страхового возмещения), самостоятельно, не получив отказа страховщика в производстве осмотра поврежденного транспортного средства, организовала его осмотр, а также, не обращаясь к страховщику за выплатой страхового возмещения, спустя полгода после ДТП обратилась в суд с исковым заявлением. Указанные действия свидетельствуют о злоупотреблении истцом своими правами с целью получения дополнительных денежных средств в виде неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, взыскание которых истица связывает с невыполнением страховой компанией своих обязательств, что, как установлено судебной коллегией, не имело места (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 12 августа 2014 г. по делу N 33-6547/2014).

      Обращают на себя внимание также правовые последствия, наступающие в случае неисполнения выгодоприобретателем (потерпевшим) обязанности по сообщению страховщику о наступлении страхового случая, предусмотренной п. 3 комментируемой статьи. Необходимо иметь в виду, что, исходя из п. 2 ст. 961 ГК РФ, неисполнение выгодоприобретателем (потерпевшим) обязанности по сообщению о страховом случае может являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения, только если страховщик докажет, что отсутствие у него таких сведений повлекло за собой невозможность выплатить страховое возмещение.

      Пример: З. обратилась в суд с иском к ОАО «СО Ж» о признании ДТП от 14 апреля 2014 г. страховым событием, взыскании страховой выплаты, расходов на оплату услуг представителя, морального вреда и штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы. В обоснование иска указала, что общество неправомерно отказало ей в выплате страхового возмещения, ссылаясь на предоставление истцом ненадлежаще оформленной справки о ДТП (номер страхового полиса ОСАГО виновника ДТП был указан с ошибкой). Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены. В апелляционной жалобе ОАО «СО Ж» просило отменить принятое по делу судебное решение, ссылаясь на то, что истица не исполнила обязанности по уведомлению страховщика о наступлении страхового случая, не предоставила полный пакет документов, необходимый для принятия решения о страховой выплате.

      Отказывая в удовлетворении жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что: 1) ответчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что несвоевременное сообщение истцом сведений о страховом случае повлияло на обязанность страховщика по выплате страхового возмещения; 2) сведений о наличии какой-либо зависимости финансовой возможности ответчика по выплате страхового возмещения от несвоевременности получения сведений о страховом событии не имеется (см. подробнее Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 31 июля 2014 г. по делу N 33-10292/2014).

      Примечательно, что в решении суда по аналогичному делу было обращено внимание на имеющуюся у страховщика возможность самостоятельно истребовать недостающие документы по делу. Основанием для отказа в выплате страхового возмещения послужил факт непредоставления заявителем документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство. Суд посчитал обоснованными требования истца о взыскании штрафных санкций, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, полагая, что страховая организация имела возможность уточнить сведения о праве собственности на транспортное средство в рамках системы электронного взаимодействия (см. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28 мая 2014 г. по делу N 33-7003/2014).

      Федеральный закон об ОСАГО №40-ФЗ – какие изменения приняты в 2018 году?

      Эксплуатировать транспортное средство водитель имеет право только после оформления полиса, который призван застраховать ответственность автомобилиста.

      Процедуру получения полисов, а также компенсации в случае нанесения имущественного вреда или ущерба здоровью людей и иные моменты, касающиеся страхового возмещения при ДТП регулируется ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО».

      Общая информация

      Первая редакция Закона РФ «Об обязательном страховании» вступила в силу 29 декабря 2002 года. Нормативный акт призван:

      • зафиксировать основные понятия, касающиеся автострахования;
      • установить обязательную материальную ответственность, наступающую в случае повреждения автомобиля в момент аварии или иного дорожного происшествия, а также при нанесении ущерба человеку в ходе столкновения автотранспорта;
      • обозначить в качестве гаранта исполнения обязательств официальный документ, выдаваемый при оформлении страховки – полис ОСАГО.
      • За 16 лет действия в нормативный акт постоянно вносились изменения. На сегодняшний день существует 32 редакции закона, последняя из которых была принята 29 декабря 2017 года, в связи с вступлением в силу ФЗ №448-ФЗ. Всего в 2017 году принято 3 нормативных акта, внесших изменения в ФЗ №40-ФЗ.

        В первую очередь действующая редакция вносит некоторые коррективы в порядок оформления ДТП, производящуюся без привлечения инспекторов ДПС.

        Увеличен лимит страхового возмещения, установленный в случае участия в аварии двух авто и нанесения ущерба исключительно имуществу, то есть при ДТП с отсутствием человеческих жертв и пострадавших.

        ФЗ «ОСАГО» ранее устанавливал в качестве верхней границы компенсации 50 тысяч рублей, а с 2017 года – 100 тысяч, о чем сообщается в 4 пункте ст. 11.1 нормативного акта.

        Также появилась возможность использовать при фиксации ДТП специальное программное обеспечение, разработанное при участии Центробанка Российской Федерации и РСА, о чем указано в пункте 5 статьи 11. С его помощью может производиться моментальная фото- и видеосъемка происшествия, и отправка материалов в единую базу данных.

        Нормативный акт новой редакции наделяет страховщиков правом регресса. Фирмы, выдающие страховку, могут выдвигать к держателю полиса требования о выплате неустойки при обнаружении случаев, указанных в пункте 1 статьи 14.

        Наряду с Законом «Об ОСАГО» положения, касающиеся автотранспортного страхования, содержатся в следующих нормативных актах:

      • «Правила обязательного страхования», принятые постановлением Банком России с последними изменениями, внесенными после вступления в силу 26 декабря 2017 года постановления Пленума Верховного суда РФ №58. Правилами страхования ОСАГО от ЦБ РФ регулирует порядок и условия выплаты возмещения, размер неустойки, форму договора, заключаемого между сторонами при оформлении страховки, и документов, составляемых при регистрации ДТП.
      • Федеральный закон «ОСГОП» №67-ФЗ Российской Федерации, устанавливающий правила страхования лиц, занимающихся перевозками, в случае, если в результате их действия или бездействия, приведших к ДТП, был причинен вред имуществу, либо здоровью пассажиров.
      • Где смотреть закон

        Основными источниками, позволяющими ознакомиться с ФЗ «Об ОСАГО», а также оперативно отследить вносимые в него приказами или иными нормативными документами изменения, являются специализированные правовые базы. В сети Интернет существует два основных портала, предоставляющих действующие редакции законов.

      • Консультант Плюс. Позволяет ознакомиться с уже измененным текстом Закона, а также в общей таблице посмотреть изменения, вносимые каждой редакцией.
      • Правовая база «Гарант». Предоставляет актуальные тексты законов, а также позволяет узнать самые свежие новости о принятии новых нормативных актах и готовящихся законопроектах. При необходимости можно скачать нужный ФЗ.
      • Правовые базы являются практически единственным способом, позволяющим оперативно отследить постоянные изменения, вносимые в законодательство РФ.

        Основные положения

        ФЗ №40-ФЗ – основной нормативный акт, устанавливающий положения, касающиеся ответственности, наступившей при ДТП, если участник зарегистрирован по программе ОСАГО. Он призван:

      • Устанавливать обязательность страхования при наличии намерения эксплуатировать авто;
      • Определять объекты, попадающие под действие ОСАГО;
      • Рассчитывать размеры компенсации и определять, когда она должна выплачиваться4
      • Регулировать порядок и правила осуществления выплат;
      • Контролировать деятельность страховых компаний, в том числе определяет условия, при которых фирма может заниматься оформлением договоров транспортного страхования.
      • Действие Федерального Закона распространяется на различные категории лиц. Контроль за соблюдением положений возложен на сотрудников полиции, в том числе инспекторов ДПС.

        Почему автомобилисту важно знать о Законе

        Законодательство возлагает ответственность за возмещение причиненного в результате аварии вреда на виновника ДТП. При наличии у последнего полиса ОСАГО обязательства по выплате компенсации переходит к компании, с которой заключен договор о страховании. Но выбранная фирма производит перечисление денежных случаев только при соблюдении определенного порядка регистрации ДТП.

        Здесь и вступает в действие ФЗ №40-ФЗ. Только при выполнении указанных в нем правил и соблюдении установленных сроков автомобилист может рассчитывать на помощь страховой компании. Незнание норм Закона «Об ОСАГО» может повлечь за собой отказ компании от выплаты компенсации, как в деле № 2- 9/2016, рассмотренном Южно-Сахалинским судом.

        Несоблюдение сроков, установленных в указанном нормативном акте ,привело к вступлению в силу 14 статьи, устанавливающей возможность требования регресса. То есть по факту, денежные средства пришлось выплачивать клиенту компании-страховщика, участвующего в ДТП.

        Какие изменения планируются в будущем

        Правила ОСАГО с последними внесенными изменениями в дальнейшем планируется доработать, так как существует множество положений, требующих корректировки. Законодательство в области страхования транспортных средств необходимо пересмотреть в первую очередь в областях, касающихся оформления электронных полисов.

        В частности, правительство планирует пересмотреть размер ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при оформлении страховки онлайн.

        В будущем планируется также внести корректировки, касающиеся следующих вопросов:

      • Недостаточная ответственность организаций, страхующий автомобили;
      • Необходимости производить доплату при ремонте непосредственно пострадавшему лицу;
      • Распространение случаев использования поддельной страховки ОСАГО.
      • Судебная практика

        Страховые компании нередко уклоняются от обязательств по выплате компенсаций, наложенных на них ФЗ №40-ФЗ. Единственным средством защитить права при обнаружении незаконных действий со стороны страховщика является обращение в суд.

        Зачастую орган власти встает на сторону автомобилиста, как это произошло в деле Азамата Арсланова, пострадавшего в ДТП. Страховая компания отказалась осматривать автомобиль, так как владелец не доставил ТС в место проведения экспертизы. Через Верховный суд РФ водителю удалось доказать нетраспортабельность машины и получить со страховщика – компании Росгосстрах компенсационную выплату.

        Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция)

        РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
        ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

        Принят
        Государственной Думой
        3 апреля 2002 года

        Одобрен
        Советом Федерации
        10 апреля 2002 года
        Последнее изменение: 26 августа 2017

        Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

        Содержание ФЗ №40:

      • Глава 1. Общие положения
        • Статья 1. Основные понятия
        • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
        • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
      • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
        • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
        • Статья 5. Правила обязательного страхования
        • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
        • Статья 7. Страховая сумма
        • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
        • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
        • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
        • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
          • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
          • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
            • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
            • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
            • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
              • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
              • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
              • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
                • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
                • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
                • Глава 3. Компенсационные выплаты
                  • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
                  • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
                  • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
                  • Глава 4. Страховщики
                    • Статья 21. Страховщики
                    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
                    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
                    • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
                      • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
                      • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
                      • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
                        • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
                        • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
                        • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
                        • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
                        • Глава 6. Заключительные положения
                          • Статья 30. Информационное взаимодействие
                          • Статья 31. Международные системы страхования
                          • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
                          • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
                          • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
                          • Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

                            Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

                            Основные положения по ОСАГО

                            Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

                            Основные правовые установки закона об ОСАГО:

                            1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
                            2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
                            3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.
                            4. Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

                              Контроль за выполнением закона

                              Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

                              Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет:

                            5. при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
                            6. отсутствие документа при проверке 500 рублей;
                            7. управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.
                            8. Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

                              Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

                              1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
                              2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
                              3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
                              4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
                              5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
                              6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.
                              7. Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи:

                              8. срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
                              9. при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
                              10. при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
                              11. если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.
                              12. Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

                                Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО:

                              13. двоякое толкование многих установок и правил;
                              14. нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
                              15. наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
                              16. широкое распространение фальшивых полисов;
                              17. низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.
                              18. Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

                                Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

                                Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.