№ 1 Из Свода основных Государственных законов 1892 г

Из Свода основных Государственных законов

О священных правах и преимуществах Верховной Самодержавной власти

1. О существе Верховной Самодержавной власти

ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.

ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

О содержании Членов Императорского Дома

ст. 120. К обеспечению на всегдашнее время состояния Императорской Фамилии и к облегчению расходов государственных, на ее содержание определяются особые недвижимые имения и денежный капитал, под наименованием удельных, состав коих и образ управления, посредством учрежденного для сего Главного Управления уделов, определяются в особенных Уставах.

ст. 121. Из имений сих и капиталов, с пособием от государственного казначейства назначается приличное и нужное содержание всем без изъятия Членам Императорского Дома.

Свод учреждений государственных

Учреждение Государственного Совета

Глава первая. Состав и внутреннее устройство

Государственного Совета

ст. 1. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления, в главных их отношениях к законодательству, соображаются, и через него восходят к Верховной Императорской Власти.

ст. 2. Государственный Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностию в сословие сих призываемых. Каждый из Членов, при вступлении в Государственный Совет, подписывает присягу по особо установленной форме.

ст. 4. Министры суть Члены Государственного Совета по их Званию.

ст. 5. В Государственном Совете председательствует Государь Император.

Учреждения Совета Министров и Комитета Министров

ст. 1. Дела, к высшему государственному управлению относящиеся, рассматриваются или в Совете Министров, в присутствии Его Императорского Величества или в Комитете Министров.

ст. 3. Все сии дела вносятся в Совет Министров по особым каждый раз Высочайшим разрешениям Его Императорского Величества.

ст. 4. Совет Министров составляется под личным председательством Его Императорского Величества, из всех Министров и тех Главноуправляющих отдельными частями государственного управления, кои пользуются правами Министров и присутствуют на этом основании в Комитете Министров.

ст. 5. В Совете Министров присутствуют и другие лица по непосредственному назначению Его Императорского Величества.

Учреждение Комитета Министров

Глава первая. Состав и внутреннее устройство Комитета Министров

ст. 14. Комитет Министров составляют, под председательством лица, особенно назначаемого к сему от Императорского Величества, Председатели Департаментов Государственного Совета, Министры, Главноуправляющие отдельными частями, принадлежащими к общему Министерскому устройству, и Государственный секретарь.

ст. 59. Никакое заключение Комитета не приводится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено Государем Императором и не удостоено Высочайшего утверждения.

Учреждение Правительствующего Сената

Глава первая. Ведомство, состав и разделение Правительствующего Сената вообще

ст. 1. Правительствующий Сенат есть верховное место, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены все вообще места и установления в Империи, кроме высших государственных установлений и тех, кои особенным законом именно изъяты от сей зависимости.

ст. 4. Единое лицо Императорского Величества председательствует в Сенате.

ст. 5. Сенат составляется из особ первых трех классов, определяемых по непосредственному избранию Императорского Величества.

ст. 13. Каждый департамент Сената составляется из тех Сенаторов, которые по Высочайшему умотрению назначены в нем присутствовать.

ст. 14. В каждый Департамент назначается Императорским Величеством ежегодно, особыми указами, Первоприсутствующий.

ст. 197. Власть Правительствующего Сената ограничивается единою властью Императорского Величества; иной же высшей власти он над собой не имеет.

ст. 198. Указы Сената исполняются всеми подчиненными ему местами и лицами как собственными Императорского Величества, и один Государь или Именной Его Указ может остановить Сенатское повеление.

Учреждение Министерств

Глава первая. Управление и состав Министерств

ст. 1. Управление каждого Министерства вверяется лицу, определяемому по непосредственному Его Императорского Величества избранию со званием Министра; Главноуправляющего или Главноначальствующего.

ст. 3. Главные части Министерства, составляющие суть: 1) Департаменты; 2) Совет Министра; 3) Общее присутствие в каждом Департаменте; 4) Канцелярия Министра; 5) Особенные установления, при некоторых Министерствах состоящие.

Свод губернских учреждений

Положения общие

ст.1 Империя к порядку местного ея гражданского управления разделяется на губернии, области и градоначальства.

Общее учреждение губернское

Раздел первый

Общее образование управления в губерниях

Глава первая. Главное разделение мест и властей в губерниях

7. Каждая губерния состоит из уездов и городов.

8. В уездах селения крестьян и прочих сельских обывателей соединяются в волости.

Отделение второе. О губернаторах

363. Губернаторы определяются и увольняются именными Высочайшими Указами и вместе Высочайшими приказами.

370. Губернаторы, как непосредственные начальники вверенных им Высочайшею Государя Императора волею губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенности верховных прав Самодержавия, пользы государства и повсеместного, точного исполнения Законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства.

Свод законов Российской империи. 2-е изд.

СПб., 1899. Т. 1. С. 1, 9, 10, 21, 35–37, 40, 49; Т. 2. С. 18.

Положение о земских участковых начальниках

12 июля 1889 г. (Извлечение)

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) Лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства.

2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответствующее испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.

2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет, в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

22. По заведованию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению Губернатора или Губернского Присутствия.

24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового Пристава, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

Полное собрание законов

Собрание третье. Т. IX. СПб., 1891. № 6196.

12 часов обсуждения

Утром в четверг, 19 июля, израильский кнессет принял во втором и третьем чтениях документ под названием «Основной закон: Израиль — национальное государство еврейского народа», определяющий страну как исключительно еврейское государство. Обсуждение законопроекта продлилось около 12 часов. В итоге инициативу поддержали 62 депутата из 120, против проголосовали 55, еще двое воздержались.

Поскольку закон имеет статус основного, его отмена возможна только принятием другого равного по значению закона. (У Израиля нет формальной конституции, ее роль фактически выполняет так называемый Свод основных законов, которые служат руководящими принципами для государства и правовой системы).

Закон провозглашает Израиль «национальным домом» еврейского народа, за которым закрепляется исключительное право на национальное самоопределение на территории страны. Согласно документу, столицей Израиля является единый и неделимый Иерусалим. Кроме того, закон наделяет иврит статусом единственного государственного языка. До сегодняшнего дня арабский язык был официальным языком в Израиле, теперь его статус понижен до «особого».

Закон также закрепляет официальный статус еврейского календаря наряду с григорианским. Еврейские праздники и суббота объявляются официальными днями отдыха в стране, при этом меньшинства в стране сохраняют за собой право использовать для отдыха любой другой день.

Первая версия законопроекта был внесена в кнессет еще в 2011 году депутатом центристской «Кадимы» Ави Дихтером, однако затем закон был отозван. Перешедший позже в консервативную правящую партию «Ликуд» Дихтер предпринял еще одну попытку провести закон через парламент в 2017 году — через создание специальной депутатской комиссии, которая приступила к разработке окончательной редакции законопроекта. ​

Во время обсуждения законопроекта в парламенте были исключены наиболее спорные положения. Ожесточенную критику вызвал седьмой параграф законопроекта о возможности создания «обособленных общинных поселений», в которых проживали бы представители одной религиозной или этнической группы. Против этой формулировки выступили некоторые из самых известных нынешних и бывших политиков Израиля, в том числе президент страны Реувен Ривлин, юридические советники правительства и кнессета Авихай Мандельблит и Эяль Инон, а также бывший глава Еврейского агентства («Сохнут») Натан Щаранский​. Они указали на то, что эти положения могут не только нанести ущерб авторитету Израиля на международной арене, но, скорее всего, приведут к тому, что действие закона будет отменено Верховным судом.

В итоге было решено изменить формулировку — теперь она звучит следующим образом: «Государство рассматривает развитие еврейских поселений в качестве национального приоритета и будет действовать, чтобы поощрять и содействовать их созданию и консолидации».

Другое положение, которое не вошло в окончательную редакцию, — возможность использования элементов еврейских традиций как источника права для судебной системы.

«Гвоздь в гроб демократии»

В законе не упоминаются ни право на равенство, ни права меньшинств, что противоречит положениям Декларации независимости Израиля 1948 года, отмечает CNN. В декларации прямо говорится, что Израиль «осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры». Арабы составляют около 20% населения Израиля и 36% населения Иерусалима (всего в Израиле проживают 9 млн человек).

Одобрение закона вызвало бурную реакцию арабских членов кнессета, которые в знак протеста демонстративно разорвали бумажные экземпляры законопроекта и покинули зал заседаний. «Закон является последним гвоздем в гробу так называемой израильской демократии, умирающей в последние годы и страдающей от хронических расистских болезней», — говорится в совместном заявлении в Twitter членов кнессета Ахмада ат-Тыби и Юсефа Джабарина из фракции Объединенного арабского списка. Арабские депутаты обвинили авторов закона в возрождении апартеида.

«Израиль принял закон о еврейском превосходстве и сказал нам, что мы всегда будем гражданами второго сорта», — заявил лидер фракции Айман Уда. «За три года правительство утратило всякую честь и стыд и выставляет напоказ лицемерие, демонстрируя, что слово «демократия» не стоит кусочка бумажки, на котором оно написано», — отметил он. — «Сегрегация, дискриминация и расизм закреплены законом»,

Контролирующее сектор Газа палестинское движение исламского сопротивления ХАМАС осудило принятие закона. Пресс-секретарь движения Фаузи Бархум заявил, что это «официальная легитимация израильского расизма и серьезное нападение на палестинское существование». Он посчитал, что принятие «экстремистского закона» стало возможным из-за регионального и международного молчания в отношении преступлений Израиля, а также неограниченной поддержки со стороны США.

Свою обеспокоенность в связи с принятием закона выразил ​Европейский союз, о чем на брифинге в четверг сообщила верховный представитель Евросоюза по внешней политике Федерика Могерини. Брюссель посчитал, что этот шаг только усложнит урегулирование палестино-израильского конфликта и реализацию принципа «два государства для двух народов». «Следует избегать любых шагов, которые усложняют или же делают невозможным воплощение в жизнь данного проекта», — заявила Могерини, отметив, что Брюссель продолжит обсуждать принятый закон с израильскими властями.

ЕС и Россия выступают за создание двух отдельных государств — с Восточным Иерусалимом в качестве столицы будущего палестинского государства и Западным Иерусалимом — столицей Израиля.

США признали Иерусалим столицей Израиля 6 декабря прошлого года, а 14 мая 2018 года перевели в него из Тель-Авива свое посольство. Решение Вашингтона о переносе дипмиссии вызвало осуждение международного сообщества и спровоцировало ожесточенные столкновения в секторе Газа, которые привели к десяткам жертв среди палестинцев. Вслед за США в Иерусалиме открыли свои посольства Гватемала и Парагвай.

Принятый закон имеет сугубо психологический и декларативный характер, так как закрепленные в нем положения очень символичны, а его практическая реализации не будет иметь серьезных последствий, считает старший научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН Дмитрий Марьясис. «По сути закон закрепляет те процессы, которые и так уже происходят в Израиле и которые закреплены в других законах и подзаконных актах, поэтому здесь нет никакой принципиальный новизны», — говорит эксперт.

Марьясис напоминает, что статус Иерусалима как неделимой столицы Израиля уже был закреплен в принятом в 1980 году законе. На практике в использовании арабского языка мало что изменится, так как вся документация все равно будет вестись на обоих языках, полагает он.

Вместе с тем эксперт не исключает, что закрепление статуса государства Израиль в таком виде может вызвать протесты у арабского населения Израиля. На возможности урегулирования палестино-израильского конфликта это серьезно не отразится, поскольку стороны даже еще «не подошли к столу переговоров», добавляет Марьясис.

Переговорный процесс тормозит именно палестинская сторона, заявил РБК депутат парламентской фракции «Наш дом Израиль» Роберт Илатов. По его словам, закон не может ухудшить и без того тупиковую ситуацию, так как пока «не с кем» и «нечего» урегулировать. ​«Наша точка зрения проста: это еврейское государство, и мы принимаем свои законы, которые мы считаем правильным принимать, этот закон надо было принять еще в самом начале основания государства Израиль», — настаивает Илатов.

Инициаторы закона уверены, что он не допустит превращения Израиля в смешанное государство «для всех его граждан», образования в будущем арабского большинства, потери еврейского суверенитета, сказал РБК бывший посол Израиля в России Цви Маген.

Свод основных государственных законов (1906 г., апреля 23)

Раздел первый ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

Ст. 1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государ­ства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установле­ниями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребле­ние местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая О существе верховной Самодержавной власти

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодер­жавная Власть.

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Импе­ратрице, когда наследство престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется поче­стями и преимуществами, наравне с супругами государей, кроме титула.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законода­тельства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и в Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и ли­цам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь Император в порядке верховного управления издает в соответ­ствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для ис­полнения законов.

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сноше­ний Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно догово­ры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть державный вождь Российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и мор­скими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устрой­ство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения служ­бы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства воору­женных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отноше­нии права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключитель­ном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определе­ние внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Мини­стров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы.

19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются усло­вия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.

20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления Как в отношении имуществ, личную его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежа царст­вующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подле­жать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

21. Государю Императору, как главе императорского дома, принадлежит, согласно учреждению о императорской фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются также устройство состоявших в ведении Мини­стра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.

22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора уста­новленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем Императорского Величества.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягче­ние наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекра­щением против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

24. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управ­ления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров или подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью и обнародуются Правительствующим Сенатом.

64. Свод основных государственных законов 1906 г

64. Свод основных государственных законов 1906 г

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные государственные законы», изменение которых могло происходить только по инициативе самого императора, но не Думы или Совета.

Россия провозглашалась в «Своде» как монархия, но законодательную власть император осуществляет «в единении с Государственным советом и Государственной думой», и никакой новый закон не может быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.

Это была формулировка ограниченной, или конституционной, монархии.

В свою очередь, императору предоставлялась возможность по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета в этом случае прерывалась.

Это была попытка ограничить конституционность нового типа монархического устройства, своего рода рычаг давления на Думу.

Пожертвовав Думе внутреннюю политику, император оставил на свое усмотрение всю внешнюю.

Обязанности гражданина по основным государственным законам выглядели так: священной обязанностью каждого русского подданного называлась защита престола и Отечества; всем мужчинам вменялась без различия сословий воинская повинность; подданным России требовалось платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

Права предполагали, что: никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе как в порядке, определенном законом; никто не может быть задержан под стражей иначе как в случаях, определенных законом; никто не может быть судим и наказан иначе как за преступные деяния; жилище каждого неприкосновенно; каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие; собственность неприкосновенна; российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия; каждый может высказывать устно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами; российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам; российские подданные пользуются свободой веры.

Этот свод законов можно назвать первой российской конституцией.

Свод основных законов нашего государства

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);

2) учреждения: а) центральные (т. I, ч. 2), б) местные (т. II), в) Устав о государственной службе (т. III);

3) ?законы правительственных сил?: а) Устав о повинностях (т. IV),

б) Устав о податях и пошлинах (т. V), в) Устав таможенный (т. VI),

г) Уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);

4) законы о состояниях (т. IX);

5) законы гражданские и межевые (т. X);

6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий; кредитный, торговый, промышленный (т. XI),

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, ссыльных (т. XIV);

8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делились по тому же признаку.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.(стр. 394-395)

Государственные законы подразделялись на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях. Сюда относились также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Свод основных государственных законов состоял из двух разделов: ст. с 1 по 81 включали законы ?о священных правах и преимуществах

Верховной Самодержавной Власти?; ст. 82—179 содержали ?учреждение о Императорской фамилии?.

В этой части Свода содержались нормы о существе самодержавной власти, о порядке наследования престола, о вступлении на престол и о присяге подданства, о титуле императорского величества, гербе, вере, о законах, о власти верховного управления.

В последующих пяти томах Свода законов (IV—VIII т.) содержались законы ?государственных сил?, т.е. нормы, регламентирующие источники доходов, повинности, имущества и пр. факторы, на которые опирается государственная система. В IX т. включены законы о состояниях и сословиях, в X т. — законы гражданские и межевые.

В томах XI—XIV содержатся законы полицейские, о ?государственном устройстве и благочинии?, последний, XV т. содержал уголовное законодательство.

Гражданские законы подразделялись на три категории: законы ?союза семейственного?; общие законы об имуществах; законы межевые, определяющие порядок ?развода? границ владения; особенные законы об имуществах (называемые законами государственного благоустройства или экономии, относящиеся к сфере торговли, промышленности и кредита). Сюда же относились законы о порядке взыскания побесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр. 395-396)

Произошло первое формальное разделение (в истории российского права) на право публичное и частное.

Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль (хотя материальное право еще не было отделено от процессуального).

Этот принцип будет действовать в течение всего последующего развития российского права.

По плану Сперанского Свод являлся лишь этапом подготовки Уложения. Однако последнее так и не было составлено, а его роль стал играть Свод.

По мысли Сперанского кодификация должна была пройти через три этапа: на первом составлялось Полное собрание законов, на втором —Свод законов, на третьем — Уложение. На последнем этапе, в Уложении все действующие законы должны были быть переработаны, т.е. исправлены и дополнены на основе общих принципов права. Из-за своего слишком теоретического характера идея об Уложении была отвергнута, ограничились созданием Полного собрания и Свода.

Сильной стороной Свода стало то, что он свел воедино действующие, рожденные жизнью, а не сочиненные нормы. Этот корпус норм послужил позднее базой для создания Гражданского и Уголовного уложений.

Вместе с тем Свод объединил множество противоречащих друг другу правовых норм, не всегда формулируя общие положения и правила, сохранял многие устаревшие нормы, грешил неопределенностью формулировок и многословием.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Полное собрание законов и свод законов

Параллельно с работой над Сводом подготавливалось хронологическое собрание законов. Такие попытки предпринимались и ранее, но работа не доводилась до конца. Второе отделение канцелярии составило свой план работы. Весь правовой материал предполагалось разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до Манифеста Николая I (12 декабря 1825 г.), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.

Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя всезаконодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые ?важны в историческом отношении?.

Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка. В Собрание вошло более 330 тыс. актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г. 10 января 1832 г. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Первое издание Свода законов было осуществлено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий.

Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения: меняющаяся ситуация требовала пересмотра старых норм. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Однако именно в рассматриваемый период впервые были сформированы основные отрасли отечественного права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

Общая характеристика Свода Законов Российской Империи

1832 г. и нормы основных отраслей права, содержащиеся в этом своде.

Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из “Полного собрания законов Российской империи”, Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Первое издание — 1832 г., последующие — 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права.

В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м — уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м — законы о сословиях и их правах; в X-м — законы гражданские и межевые; в XI-XII-м — уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м — уголовные законы.

Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 года.

С юридической точки зрения Свод явился шагом вперед в развитии права:

* огромный законодательный материал был обобщен и систематизирован в одном Своде законов;

* нормы содержащиеся в разных актах были обобщены в ясной форме;

* оно привело к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и др.;

* в нем нашли отражение некоторые положения буржуазного права.

В Своде Законов законодательные акты были составлены в определенной последовательности по тематике.

В I том были включены «Основные законы Российской империи».

Они закрепляли самодержавный строй и устанавливали права императора в области законодательства, управления, суда, командования армией, расходовании денежных средств, престолонаследования, законы о высших и центральных органах власти и управления.

II том содержал законы о местных органах власти и управления.

В III том закреплены были законы о службе чиновников.

В IV томе были Устав рекрутский и Устав о земских повинностях.

В V томе — уставы о податях, пошлинах и питейном сборе.

В VI томе — Устав таможенный.

В VII — Устав монетный.

В VIII томе — Устав лесной.

В IХ томе — Законы о сословиях.

В Х томе — гражданские законы.

В ХI томе — законы о фабричной, заводской, ремесленной промышленности, торговли;

— уставы путей сообщения, строительный и пожарный;

— уставы благополучия: о народном продовольствии; об общественном призрении; врачебной.

В ХV томе — законы уголовные и уголовно-процессуальные