Содержание:

Установка общедомовых приборов учета закон

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Кто устанавливает общедомовой счетчик расхода электроэнергии

Общедомовой счетчик потребления электричества, воды или тепла устанавливается на весь многоквартирный дом для измерения уровня потребления соответствующих ресурсов всеми жильцами, а также расхода на обеспечение мест общего пользования (подъездов, подвалов, лестничных площадок, подсобных помещений и т.п.) Например, установка счетчика электроэнергии выполняется для учета расхода для обслуживания лифтов, освещения подъездов и придомовой территории, а также для выявления случаев незаконного подключения к сети. Основной проблемой во время установки и подключения общего счетчика является вопрос, кто должен устанавливать и оплачивать установку прибора. Важно также определить, кто обязан его обслуживать — закон в этом случае дает неоднозначные трактовки, исходя из опыта арбитражного суда Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Обязательно ли ставить счетчики на весь дом

Несмотря на то, что в многоквартирных домах имеются приборы индивидуального учета энергоресурсов и воды, их недостаточно для получения полной картины расходов ресурсов на обслуживание объекта. Ведь кроме личных нужд жильцов, обслуживающие компании-поставщики обеспечивают работу придомовой территории, подъездов, лестничных клеток, уличного освещения, работу котельных, лифтов и других объектов общего пользования. Обеспечение их работы нередко достигает уровня потребления энергоресурсов жильцами.

В настоящее время большинство домов уже оснащены механизмами общедомового учета, а те объекты, на которых еще не установлены счетчики, решают эту проблему различными путями. Согласно закону, общедомовой счетчик воды, а также электросчетчик, является коллективной собственностью граждан, проживающих в многоквартирном доме, и они должны нести расходы на установку и обслуживание счетчика.

Процесс установки общедомовых приборов учета

Однако на практике этот вопрос вызывает множество споров, т. к. не во всех домах жильцы обладают достаточным уровнем социальной сознательности, отказываются или попросту игнорируют необходимость установки, предписанную законом. Другая причина разногласий в вопросе подключения приборов — это то, что в установке также заинтересованы компании, поставляющие воду, газ, свет и тепло в дома. В случае монтажа счетчиков с автоматической системой снятия показаний оплачивает установку и обслуживание приборов поставщик, а жильцы в этом случае не имеют права препятствовать. В остальных случаях общедомовые счетчики и их установка — ответственность жильцов многоквартирного дома.

Общедомовые счетчики — это не прихоть и не стремление найти чиновниками дополнительный источник денежных махинаций, а экономически обоснованное требование. Счетчики общего пользования нужны для экономии энергоресурсов и в долгосрочной перспективе позволяют оптимизировать расходы на снабжение жилых объектов. До введения обязательного требования по использованию ОДПУ снабжающие компании имели сложности с учетом и оплатой поставляемых ресурсов, т. к. не было возможности полностью проконтролировать расход электричества, воды, газа и тепла и отследить случаи незаконного подключения или утечки. Установка ОДПУ позволит рационализировать расход ресурсов предприятий и добиться справедливой оплаты на снабжение.

Ввод в эксплуатацию

  • Через собрание жильцов дома, на котором выносится вопрос о приобретении и установке счетчика, после чего инициируется сбор средств в добровольном порядке на покупку прибора учета.
  • Снять средства, находящиеся на балансе многоквартирного дома, согласно статье «Текущий ремонт», которую оплачивают жильцы ежемесячно вместе с другими коммунальными услугами. При нехватке средств недостающая сумма разделяется поровну между собственниками, которые вносят дополнительные средства из своего кармана.
  • Эти два способа предполагают высокий уровень социальной активности и сознательности граждан, чаще всего встречается в ТСЖ, где все жильцы разделяют между собой ответственность за эксплуатацию и благоустройство общей собственности. Но нередко бывают случаи, что жильцы дома отказываются оплачивать покупку и установку счетчика, и тогда обязанность по установке общедомового прибора учета берет на себя управляющая компания. Она имеет право снять средства, находящиеся на балансе компании, поступающие по статье «Текущий ремонт». Если на балансе недостаточно средств, то общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды может быть установлен в рассрочку сроком до 5 лет.

    При отсутствии согласованности действий управляющей компании или ТСЖ ресурсоснабжающие компании проводят установку общедомовых приборов учета за свой счет. Действующее законодательство предполагает наложение штрафов на компании, представляющие услуги по энерго-, водо- и теплоснабжению при отсутствии установленных общедомовых счетчиков, поэтому предприятия не могут не устанавливать счетчики даже при открытом противодействии жильцов или управляющей компании.

    В этом случае поставщик имеет право обратиться в суд с иском к жильцам или управляющей компании с требованием оплатить расходы на установку и обслуживание пробора. На практике в большинстве случаев суды становятся на сторону истца, и на собственников многоквартирного дома ложатся не только расходы за компенсацию установки прибора, но и судебные расходы. Поэтому установка общедомовых приборов учета должна изначально производиться за счет жильцов.

    Юридические особенности монтажа


    Общий счетчик устанавливается в технических помещениях — подвалах, чердаках или подсобных комнатах, куда нет доступа для неуполномоченных лиц. Делать это обязательно, согласно постановлению правительства РФ, в противном случае, с 2018 года в домах, в которых отсутствуют ОДПУ, устанавливаются повышенные коэффициенты на оплату энергоресурсов и воды — до 60% от существующих нормативов. Противодействие со стороны жильцов установке счетчика может быть расценено как злоумышленные действия в попытке скрыть незаконное подключение к источнику энергоресурсов.

    После монтажа происходит испытание работы приборов учета на предмет корректного измерения потребления электричества, воды или тепла. После установки и ввода прибора в эксплуатацию показания снимаются раз в месяц (или в другой интервал, согласно правилам работы ресурсоснабжающей компании) уполномоченным специалистом в присутствии жильцов многоквартирного дома.

    Выбор типа прибора обычно лежит на компании, поставляющей ресурсы в дом, и обычно это проверенный поставщик ОДПУ, имеющий лицензию на продажу приборов учета для жилых объектов. Например, для счетчика тепловой энергии могут применяться вихревой, электромагнитный, тахометрический или ультразвуковой счетчик. Для приборов учета электроэнергии обычно устанавливаются одно- или многотарифные приборы, позволяющие экономить на энергоресурсах при их использовании в дневное и/или ночное время. Приборы учета воды для горячего и/или холодного водоснабжения устанавливаются по усмотрению Горводоканала.

    После установки общедомового счетчика происходит снятие показателей потребления энергоресурсов и воды, на основании которых рассчитывается плата за потребление, по формуле разделяющаяся между жильцами. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, формула для расчета общедомового потребления учитывает показатели ОДПУ, который умножается на действующий в регионе тариф на соответствующий ресурс. От него отнимается плата по индивидуальным счетчикам, установленным в квартирах. Полученную цифру в киловаттах или кубометрах делят пропорционально на количество жильцов в доме.

    Проверка и замена ОДПУ

    Поскольку общедомовые счетчики относятся к коллективной собственности, то и поверка общедомовых счетчиков, их обслуживание и замена также является ответственностью жильцов многоквартирного дома. Поверяться счетчики должны силами управляющей компании, на чьем балансе находится жилой дом. Проверка осуществляется путем визуального осмотра работающего оборудования, фиксации повреждений и других следов внешнего воздействия, износа и прочих разрушающих факторов. Также происходит проверка показателей прибора учета и сверка с предыдущими данными.

    Любая проверка, ремонт или замена счетчиков общедомового учета должна заканчиваться составлением соответствующего акта, который подписывает представитель управляющей компании, ответственный за осмотр прибора, а также поверенный специалист, проверяющий счетчик. Во время проверки имеют право присутствовать и жильцы многоквартирного дома. В документе описываются все неисправности и поломки, их причины и способы устранения. Менять и ремонтировать установленный счетчик в случае его естественного износа или повреждения также должна управляющая компания, за исключением случаев, когда прибор оснащен автоматической системой передачи показаний.

    Установка общедомовых приборов учета

    Федеральный закон № 261-ФЗ обязал управляющие компании установить общедомовые счетчики потребляемых ресурсов, без этого их придется оплачивать с учетом повышающих коэффициентов, которые существенно увеличат нагрузку на жильцов. На 2018 год они, согласно Постановлению Правительства № 344, составят 1,6. Монтаж приборов учета даст возможность платить только за фактически потребляемые ресурсы, без учета потерь при поставке их по магистральным сетям организаций энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Это может снизить затраты на содержание квартиры до 30%.

    Для чего и в каких домах нужны общедомовые счетчики

    Для управляющих компаний, установивших общедомовой счетчик электроэнергии, закон разрешает оплачивать фактически потребляемые ресурсы, без доначисления дополнительных объемов. Это существенно снижает расходы для собственников квартир, вне зависимости от предварительного инвестирования в приобретение оборудования. Механизм оборудования дома счетчиками включает дополнительные подготовительные мероприятия. Законодатель прямо требует установки прибора учета, но сначала необходимо провести общее собрание жильцов дома, на котором принять решение об источнике средств, виде счетчика, способах оплаты.

    Предварительно управляющая компания обязана провести ознакомительные мероприятия, освещающие обязательность приобретения приборов учета и их пользу для всех жильцов. Это оборудование является общедомовой собственностью, его оплата и установка производятся за счет средств, аккумулируемых от взносов всех жильцов. Установка общедомового прибора учета позволяет выделить только фактически потребленные жильцами дома ресурсы. Поставщики, в свою очередь, могут рассчитать объем понесенных ими потерь. Кроме того, средства измерения дадут возможность управляющей компании установить факты незаконного подключения к сетям.

    Наличие прибора учета позволяет выявить объем общего расхода электроэнергии, тепла и воды в доме. Это лифты и освещение, отопление подъездов. В каждой квитанции на оплату, кроме строк, говорящих об индивидуальном потреблении ресурсов, есть и графы, где указывается уровень общего потребления или общедомовой расход (ОДМ). При отсутствии счетчика он будет рассчитан по средним тарифам с повышающими коэффициентами, жильцам придется переплачивать. При нормальном размере ОДМ в 1,5-2% от суммы расходов по оплате конкретного ресурса в квартире, без наличия счетчика это соотношение иногда вырастает до 30%.

    Согласно нормам Закона № 261-ФЗ, общедомовые приборы учета должны быть установлены во всех многоквартирных домах, присоединенных к местным организациям энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Это правило не распространяется на частные дома и отдельные дома, которые подлежат сносу или расселению, находятся в плохом состоянии. Кроме того, это правило не распространяется на дома:

  • с мощностью расходования электричества менее 5 кВт ч;
  • с максимальным объемом использования тепла менее 0,2 Гкал/ч;
  • с расходованием газа менее 2 м3 в ч.
  • Не ограничивается право установки приборов учета в тех случаях, когда оно необязательно, если это снизит расходы на содержание помещения.

    Кто должен оплачивать установку приборов учета

    Сейчас законодатель возлагает ответственность за оплату стоимости приборов учета, монтажа и технического обслуживания на владельцев квартир. Существует три возможные формы оплаты:

  • по отдельно выставляемым счетам;
  • включение стоимости в состав платы за содержание жилых помещений;
  • включение стоимости в обязательные расходы, необходимые для ремонта дома.
  • Вид системы оплаты прибора учета определяется решением собрания собственников квартир. Доля квартиры в общих расходах вычисляется пропорционально соотношению жилплощади к общей площади дома. Если счетчик установлен энергоснабжающей организацией, используются варианты оплаты в рассрочку. Стоимость оборудования распределяется на платежи, включаемые в состав платы за содержание жилья и уплачиваемые в течение пяти лет.

    Чтобы компенсировать расходы, они увеличиваются на учетную ставку ЦБР. Также в часть оплаты стоимости прибора учета могут быть направлены средства, накопленные на счетах управляющей компании. Это возможно, если целевым назначением их использования является перераспределение их на мероприятия по энергосбережению.

    Варианты монтажа счетчика электроэнергии

    Монтаж счетчиков может происходить следующими путями:

  • по решению собрания жильцов самими жильцами или управляющей компанией;
  • силами энергоснабжающей организации.
  • Если решение на собрании не было принято, или собрание не было проведено, то энергоснабжающая организация вправе самостоятельно установить приборы учета, возложив их оплату на владельцев квартир. При этом управляющая компания и жильцы дома обязаны обеспечить беспрепятственный доступ сотрудникам организации к месту установки. При препятствовании этому возможно привлечение к решению вопроса судебных приставов.

    Также существует судебная практика, согласно которой управляющая компания вправе установить приборы учета даже без выраженного согласия жильцов на их оплату и без соответствующего решения собрания. Монтируется счетчик на входе магистральных сетей в жилой дом и обеспечивается специальной защитой. Вместе с ним устанавливаются средства для автоматического съема показателей и направления их в энергоснабжающую организацию (приборы АСКУЭ).

    Виды общедомовых водомеров и причины для их установки

  • существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
  • необходимо установить место утечки и ее объем.
  • Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:

  • снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
  • без них.
  • Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.

    Прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме

    Установка общедомовых счетчиков тепловой энергии происходит в следующих ситуациях:

  • при необходимости определить объем потерь тепловой энергии;
  • при необходимости установить место утечки ресурса — в доме или в магистральных сетях;
  • в целях оплаты только израсходованной энергии.
  • Дополнительным преимуществом установки прибора учета станет возможность выявить утечку тепла через коммуникации, которые находятся в доме, и провести их ремонт. Это исключит дальнейшую потерю тепла, поэтому в их установке может быть заинтересован каждый жилец. Сейчас на рынке представлено 4 типа приборов учета:

  • тахеометрический общедомовой;
  • электромагнитный;
  • вихревой;
  • ультразвуковой.
  • Выбор типа оборудования зависит не только от механизма его работы, но и от состояния коммуникаций в доме, от чистоты и жесткости воды. Тахометрический и вихревой приборы потребуют дополнительной установки фильтра, электромагнитный не будет работать без технического обслуживания, осуществляемого специалистом. Поэтому выбор типа счетчика с учетом того, что их необходимо два, для горячей и холодной воды, лучше доверить специалистам управляющей компании.

    Установка прибора учета позволит жильцам многоквартирного дома полностью контролировать расходование ресурсов и оплачивать только фактически понесенные расходы. С учетом постоянного роста тарифов на электроэнергию это становится необходимостью. Приобретение счетчика не только окупится за счет снижение платы, но и поможет устранить потерю ресурсов из-за утечек или несанкционированного подключения.

    Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

    На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

    В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

    Содержание

    Зачем нужен общедомовой прибор учета

    Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

    Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

    Установка ОДПУ позволяет:

    • оплачивать за потребление ресурса по факту;
    • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
    • фиксировать потерю ресурсов.
    • Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

      Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

      Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

      В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

      При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

      Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

      Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

      Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

      В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

      Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

      • централизованного теплоснабжения;
      • централизованного водоснабжения;
      • централизованного газоснабжения;
      • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
      • При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

        • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
        • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
        • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.
        • Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

          В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

          Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

          При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

          Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

          Нужно ли проводить общее собрание собственников

          Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

          Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

          • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
          • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.
          • Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

            Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

            1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
            2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
            3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

            Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

            Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

            Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

            При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

            Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

            Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

            Если собственники отказываются платить за установку

            В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

            В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

            Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

            В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

            Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

            ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

            Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

            Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

            Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

            Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

            Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

            В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

            Общедомовые приборы учета

            Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

            Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

            Холодной воды

            Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

            Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

            При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

            Горячей воды

            С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

            Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

            С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

            Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

            Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

            Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

            Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

            Электроэнергии

            Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

            Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

            Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

            Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

            Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

          • Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
          • Приобретение соответствующего счетчика.
          • Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
          • Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.
          • Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

            Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

            Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

          • собственники зданий;
          • государственные органы.
          • Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

            Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

            Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

            Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

            Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

            Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

            Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

            В случае если собственники отказываются платить за установку

            В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

            Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

            Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

            Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

            В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

            Порядок установки общедомового прибора учета

            Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

          • Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
          • Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.
          • Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

            Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

            Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

            Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

            Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

            Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

            ОДПУ-выгоды для МКД

            Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

            Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

          • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
          • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
          • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.
          • То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

            Установка приборов учета (общедомовых)

            Статьи по теме

            Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Федеральный закон № 261-ФЗ) для ресурсоснабжающих организаций установлена обязанность выполнения работ по установке приборов учета в случае обращения к ним лиц, которые согласно закону могут выступать заказчиками по договору.

            Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Федеральный закон № 261-ФЗ) для ресурсоснабжающих организаций установлена обязанность выполнения работ по установке приборов учета в случае обращения к ним лиц, которые согласно закону могут выступать заказчиками по договору.

            Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (Порядок заключения договора установки ПУ), утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 и вступил в силу с 18 июля 2010 г. Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ и п. 3 Порядка заключения договора установки ПУ управляющая организация (УО) как уполномоченное собственниками лицо вправе выступить заказчиком по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов.

            Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Постановление № 354) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг. Изменения, вступившие в силу 9 июня 2011 г., в частности, внесены в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и касаются порядка установки общедомовых приборов учета (ОПУ) и оплаты расходов на их установку.

            С учетом изменений, внесенных в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) об установке общедомового прибора учета расходы на установку ОПУ включаются в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

            Поскольку условия установки приборов учета в МКД при заключении договора с РСО регулируются законодательством об энергосбережении, УО, прежде чем заключать такой договор с РСО, следует представить собственникам помещений в МКД необходимые сведения о предполагаемой цене договора с РСО на установку ОПУ, в т. ч. условия рассрочки его оплаты. Эти сведения необходимы для определения размера платы собственников помещений в МКД за содержание и ремонт жилого помещения в части, приходящейся на оплату установки ОПУ, соразмерного обязательствам УО перед РСО в этой же части. Данная часть платы за содержание и ремонт жилого помещения должна оставаться неизменной в течение всего периода внесения УО платы РСО за установку ОПУ независимо от способа изменения остальных составляющих размера платы за содержание и ремонт, согласованного сторонами договора управления.

            Основные условия договора на установку коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета (ПУ) используемого энергетического ресурса, заключаемого РСО, установлены п. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ:

            • договор должен включать обязательное условие о порядке оплаты цены договора в зависимости от намерения заказчика:
              • или единовременно;
              • или равными долями в течение пяти лет с даты заключения договора;
              • или с меньшим периодом рассрочки;
              • в случае рассрочки оплаты цена договора подлежит увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

                В п. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ регламентирован порядок определения цены договора в зависимости от согласованного сторонами порядка оплаты (при этом в законе предусмотрено лишь одно условие приобретения ПУ для целей установки в МКД – приобретение у РСО, которая производит такую установку. В связи с этим, если ПУ приобретен УО самостоятельно, установленный законом порядок должен быть скорректирован путем исключения цены прибора при расчете цены договора на установку ПУ):

              • если установку ПУ оплачивает полностью и единовременно УО, цена договора об установке прибора учета является фиксированной (твердой) и определяется как суммарная величина цены прибора и его установки;
              • если установку ПУ УО оплачивает полностью в рассрочку, цена договора об установке прибора учета с рассрочкой платежа является фиксированной (твердой) и определяется как суммарная величина цены прибора, его установки и процентов за период рассрочки платежа по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления таких процентов, т. е. на день установки прибора учета. Если УО выразит желание сократить период внесения платы по договору, в дополнительном соглашении к договору цена договора должна быть скорректирована в сторону уменьшения в связи с уменьшением суммы процентов за рассрочку.

              Таким образом, в отличие от порядка расчетов при продаже товара в рассрочку согласно ст. 488, 489 ГК РФ проценты начисляются не ежемесячно на фактический остаток задолженности в согласованном сторонами размере, а единовременно. Следует подчеркнуть, что проценты за рассрочку подлежат признанию РСО не как прочие доходы продавца, а как выручка, облагаемая НДС и налогом на прибыль, если организация, устанавливающая ПУ, применяет общеустановленную систему налогообложения. Аналогично УО включает в выручку от содержания и ремонта общего имущества МКД стоимость работ и услуг по установке приборов учета, в т. ч. сумму процентов за рассрочку, предъявленную РСО.

              Федеральный закон № 261-ФЗ оперирует лишь понятием “собственник прибора учета”, т. е. в случаях установки приборов учета согласно Федеральному закону № 261-ФЗ у собственников помещений в МКД не возникает иных прав на ПУ, кроме права собственности. При этом установка общедомового ПУ влечет за собой увеличение состава общего имущества МКД, а индивидуальный ПУ является имуществом конкретного собственника помещения. Соответственно расходы УО на установку ПУ в МКД не являются расходом по приобретению собственного имущества.

              Источник финансирования расходов собственников на установку ОПУ, кроме финансовой помощи из бюджетов различных уровней, в Федеральном законе № 261-ФЗ не указан, так как не является предметом его регулирования.

              Если собственники помещений в МКД приняли решение оплачивать установку ОПУ в рассрочку и при этом ОМС или субъект компенсируют РСО расходы, связанные с предоставлением рассрочки, цена договора об установке прибора учета является фиксированной (твердой) и определяется как суммарная величина только цены прибора и его установки.

              Статья публикуется с сокращениями. Полностью текст статьи можно прочитать в журнале «Управление многоквартирным домом»