Содержание:

Взносы на капитальный ремонт домов: порядок начисления и оплаты

Особенности законодательства

Вопросы относительно того, как оплатить капитальный ремонт, регламентирует закон РФ объясняющий соответствующие вопросы № 271 ФЗ, принятый 25.12.2012. Силу закон о необходимости оплаты набрал сразу, изменения в законодательный акт внесли в 2015 году. В нем прописана обязанность оплачивать взнос на капитальный ремонт. Размер платы за проведение восстановительных работ устанавливается региональными властями. Пока эти положения не отменили.

Предназначен закон о взносах на капитальный ремонт для разработки механизма поддержания в нормальном состоянии жилых зданий. Платежи за капитальный ремонт рассчитываются исходя из квадратуры частной квартиры. В Москве в 2015 году уплата взносов за капитальный ремонт осуществляется на уровне 15 руб/м2. Это минимальный платеж за капитальный ремонт. С какого месяца платят за капитальный ремонт москвичи? Процедура взимания платы за капитальный ремонт начала работать с июля 2015 года.

Полномочия местных властей

Законодательством предусмотрено, что в регионах разрабатываются и принимаются нормативные акты, регламентирующие процедуру того, как проводится капитальный ремонт многоквартирного дома. Принятые распоряжения, постановления определяют:

  • как оплачиваются взносы на капремонт в городе;
  • методы мониторинга состояния жилых зданий;
  • рег-оператора, порядок его деятельности;
  • способы господдержки в рамках ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов;
  • утверждение на региональном уровне программ по капитальному ремонту многоквартирных домов (в программах можно узнать дату капитального ремонта дома);
  • порядок выплаты средств на капитальный ремонт многоквартирного дома;
  • контроль целевого расхода средств, собранных на кап ремонт.
  • Местные программы могут включать:

  • перечень жилых зданий, за исключением аварийных и тех, которые подлежат сносу;
  • дату капитального ремонта дома;
  • список работ, входящих в капремонт обязательной общей части имущества;
  • прочие сведения, уточняющие закон Капитальный ремонт домов.
  • Актуализируются планы регионов ежегодно.

    Возможные затраты

    Разбираясь, как взимается плата за капремонт, надо выяснить, что входит в капитальный ремонт любого дома. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов 2015 предусматривает указанный перечень расходов:

  • восстановление систем внутри многоэтажки (вода, канализация, газ, отопление, электричество);
  • починка оборудования лифтов, в том числе шахт;
  • взносы за капремонт включают необходимость оплаты восстановления крыши, установки вентилиции;
  • деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов идут на утепление фасадных частей, приведение их в нормальный вид;
  • восстановление подвалов, не занятых коммерческими организациями;
  • установка даже в новых домах учетных и управленческих приборов, позволяющих регулировать уровень использования ресурсов;
  • оплата капитального ремонта фундамента.
  • Регионы вправе включать в список другие (дополнительные) услуги. Требуется, чтобы на капитальный ремонт многоквартирных домов хватало в 2016 году оплачиваемого минимального платежа. С какого времени платят за капитальный сбор? Начали включать указанную строчку в квитанции в 2015.

    Жильцы вправе добровольно увеличить взнос за капремонт. Благодаря этому дату капитального ремонта дома возможно приблизить. Деньги за счет увеличения величины платежей по оплате капитального ремонта быстрее накапливаются.

    Формирование ремонтного фонда

    Деньги, перечисляемые как обязательный платеж в рамках принятых проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов, накапливаются на выделенном счете. Тратятся они исключительно на ремонт как подвала, крыши, так и фасада.

    Кроме того платежи на капитальный ремонт можно накапливать не только на спецсчете, а на счетах регоператора. Жители домов самостоятельно решают, куда перечислять взносы за капремонт. Жильцы, не определившиеся на протяжении 2 месяцев после принятия региональных проектов по капремонту, вынуждены направлять деньги регоператору.

    Спецсчета могут открыть жилищные кооперативы, ТСЖ (до 30 квартир). Распорядитель средств должен разобраться с такими нюансами:

  • распоряжение денежными средствами;
  • организация процесса работы с банковскими учреждениями и страховщиками;
  • определение списка работ и выяснение их стоимости;
  • проведение поиска компаний, составление сметы, ее утверждение, прием работ.
  • Предпочтительнее, чтобы оплата за капитальный ремонт в новых возведенных строениях шла на спецсчет. Потратить деньги с него разрешается на то строение, с жильцов которого были собраны средства. Узнать размер взноса на капитальный ремонт через интернет можно на областных сайтах Региональный фонд содействия капитальному ремонту.

    Закон об оплате капитального восстановления помещений предусматривает, что регоператоров определяет Правительство на местах. Некоммерческая организация занимается организацией ремонтных работ, их оплатой и приемкой. Средства в пределах своих счетов созданный регоператор вправе перемещать. В новом доме капитальные работы потребуются не скоро, поэтому, за собранные с жильцов данного строения финансовые средства, отремонтировать могут не только возведенные новые дома, а другую старую многоэтажку.

    Уплата взносов на капитальный ремонт – не единственный метод финансирования.

    Статья 170 указывает, что в фонд входят:

  • взносы по оплате капремонта;
  • пени за капитальный ремонт, если за капитальный ремонт жильцы длительное время не платили;
  • процентов, полученных за нахождение взносов на спецсчете.
  • Новый закон предусматривает обязанность всех владельцев квартир оплачивать суммы, прописанные в квитанции, с тех пор, когда вступил в силу этот нормативно-правовой акт. Жильцы вправе воспользоваться субсидией. Субсидия покроет часть суммы, которая подлежит оплате за планируемые работы.

    Порядок начисления

    Законопроект предусматривал, что за капитальный ремонт не придется платить жителям аварийных и подлежащих сносу жилых зданий. Эту норму содержит действующий вариант закона. Большинству нет смысла выяснять, законен ли сбор на капитальный восстановительный ремонт. Почитав законодательную базу, россияне смогут разобраться, кто не платит за капитальный ремонт дома.

    Помимо жителей признанных аварийными и подлежащими сносу помещений, вправе не уплачивать платежи за капремонт:

  • съемщики жилья, относящегося к муниципальному или государственному жилому фонду;
  • жители домов, расположенных на земле государства либо муниципалитета, выделяемой под нужды общества;
  • проживающие в помещениях, которые изымут в собственность государства или городских властей.
  • Оплачивать квитанции за предыдущие периоды, в которых прописана задолженность за капитальный ремонт, эти россияне не обязаны. Но нельзя просто собирать долг по капитальному ремонту. Требуется доказать, что оплата взносов на капитальный ремонт не должна проводиться.

    Платежи за капремонт существенно различаются в областях. В СпБ тариф установлен на уровне 2, в Москве – 15, в Тюмени – 20 руб./м2. Федеральный закон о Капремонте предусматривает, что уровень платежей в квартире может варьироваться в зависимости от:

  • наличия/отсутствия лифта;
  • типа постройки (дореволюционное здание, «хрущевка», «сталинка», новое строение).
  • Разбираясь, обязательно платить за капитальный ремонт либо нет, учтите действующие льготы, распространяющиеся на капремонт 2015 – 2017, установленные ФЗ 273:

  • пенсионеры, перешагнувшие 70-летний рубеж, инвалиды І, ІІ групп, семьи с детьми-инвалидами получают скидку 50% от оплаты;
  • пенсионерам, которым исполнилось уже 80 лет, не является обязательной оплата.
  • Также обязательна или нет оплата, желательно выяснить таким категориям граждан:

  • вдовам участников и принимавшим участие в ВОВ;
  • трудовым ветеранам;
  • участникам различных войн;
  • многодетным семьям;
  • жертвам политрепрессий.
  • Платить или нет, эти россияне могут выяснить в местных администрациях. Им предоставляются льготы на коммунальные услуги, включая на плату за капремонт.

    Порядок оплаты

    Деньги заплатить за капитальный ремонт жители вправе по квитанции в банке, оплатить через сайты банков, управляючих компаний, терминалы самообслуживания. За капитальный ремонт платить необходимо, иначе насчитывается пеня за капитальный ремонт. В фонд капитального ремонта пени по просрочке отправляются.

    Разбираясь, законны ли сборы на проведение капремонта в жилом фонде, вспомните, что говорит Федеральный закон 271. Соответствующее решение принято в 2012, тогда уже люди стали выяснять, что платим. Там прописано, законно ли право требовать оплатить долг по капитальному ремонту. Накопив сумму, необходимую для проведения работ, собственники могут принять решение о том, что сборы за ремонтные работы приостанавливаются. Это не касается тех жильцов, у которых осталась задолженность за капитальный ремонт.

    Не стоит спорить законно ли это, собирать деньги на капремонт в многоэтажках, ведь законность требования подтверждена ФЗ 271. Платить за капремонт должны все владельцы жилья. Они имеют право знать, как рассчитывается плата за капитальный ремонт. Плата за капремонт: площадь занимаемого помещения умножается на установленный тариф.

    Оплачивается счет в сроки, установленные для оплаты за пользование любой другой коммунальной услугой. Подтверждает оплату квитанция. Некоторые интересуются, когда отменят взносы на восстановление жилого фонда. Можно собрать деньги, найти рабочих и организовать восстановительные работы дома самостоятельно, чтобы:

  • разобраться, что предусмотрено за неуплату взносов за ремонтные работы;
  • понять, куда идут деньги;
  • избежать появления пени за капитальный ремонт.
  • В указанной ситуации не придется выяснять, есть ли, и где посмотреть долг за капитальный ремонт.

    Образовавшиеся долги

    Начисление пени за задолженность начинается, с момента, когда выявится неуплата очередного платежа. Разобраться, как начисляется пеня за появившиеся долги, несложно. Если не платить, начислять пени начинают в таком порядке: ежедневно на сумму долга начисляется 1/300 от ставки рефинансирования.

    Где узнать долг за капитальный ремонт? Приходящие счета позволяют проверить задолженность, они содержат сведения о плате за капитальный восстановительный сбор. Если строчка о ремонте есть, значит, платеж обязателен. Если сведений нет, то ответственность за неуплату взносов владелец помещения не несет. Возможно, не включен дом в региональную программу восстановления. Нужно ли сборы на капремонт оплачивать в указанном случае? Жильцам платить за капремонт не обязательно, если не пришел соответствующий счет.

    Узнать о необходимости оплаты и величине взноса на капитальный ремонт через интернет россияне могут. Следует зайти на сайт, посвященный реформе ЖКХ, и найти соответствующую региональную программу. Там же можно узнать, как оплатить за капитальный ремонт через интернет вашего региона через поиск тут.

    Долги образовываются, если не платить. Это происходит часто из-за того, что россияне не знают:

  • является ли капитальный ремонт обязательным;
  • принят ли закон о необходимости оплаты восстановления зданий;
  • когда силу закон об обязательных взносах набрал;
  • какое наказание предусмотрено для тех, кто отказывается перечислять налог за капитальный ремонт;
  • как платить, пытались выяснить, как не платить сборы за ремонтные работы;
  • как проводится уплата взносов на капитальный ремонт.
  • При не проведенных вовремя платежах, начинается начисление пени за капремонт. Задолженность и пеня за капитальный ремонт оплачены должны быть. Ведь силу закон о необходимости уплаты набрал давно. Там же можно выяснить, с какого времени платят за капитальный евроремонт дома.

    Последние новости свидетельствуют, что жители нового дома могут воспользоваться правом отменить взносы на 3-5 лет. Пени за капремонт собственникам начисляться не будут. Правомерность подтверждает постановление о введении в действие налоговых каникул. Платить ли за дом собственникам новых квартир, лучше выяснять отдельно, чтобы избежать проблем. Ведь полная отмена необходимости оплаты не предусмотрена.

    Изменения в законе о капремонте многоквартирных домов в РФ

    До недавнего времени проживавшие в многоквартирных домах граждане не задумывались над вопросами ремонта помещений общего пользования (подъездов, подвалов, чердаков), полагая, что эту функцию должно выполнять государство. Однако после того как в таких домах квартиры в большинстве своём были приватизированы и стали частной собственностью, государство принципиально изменило отношение к этой проблеме.

    В этих целях законодателем был принят Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов в 2018 году чётко расписывает всю процедуру выполнения таких работ, начиная от включения конкретного строения в список подлежащих восстановлению зданий и заканчивая источниками финансирования таких работ.

    Нормативно-правовая база

    Самым принципиальным положением закона № 271-ФЗ является то, что государство сняло с себя обязанности по финансированию и осуществлению капремонта многоэтажек, переложив их на владельцев квартир, которые теперь должны ежемесячно вносить определённую сумму, которая аккумулируется в специальном фонде и в перспективе будет потрачена на проведение капремонта.

    При обсуждении закона, которое предшествовало его принятию, часть депутатов была с этим не согласна, полагая, что государство пытается переложить те функции, которые обязано выполнять само на плечи обычных граждан, при этом создавая благоприятную почву для возможных злоупотреблений. Однако КС России, куда они обратились, признал закон конституционным, а платежи, которые обязаны вносить граждане, вполне обоснованными.

    Также в законе прописаны все виды работ, которые должны быть выполнены при проведении капремонта. Сюда входит ремонт следующих систем и элементов здания.

  • Коммуникации. К ним относятся системы жизнеобеспечения (вода, тепло, газ и т.д.), состояние которых проверяется, после чего выполняются необходимые работы для обеспечения продления их ресурса.
  • Лифт. Особенностью лифта является то, что предельный срок его эксплуатации не должен превышать двадцать пять лет, после чего он заменяется на новый. Поэтому если этот срок совпадает со временем капремонта здания, то такая замена проводится. В остальных случаях основное внимание при капремонте уделяется проверке состояния всех элементов лифтовых помещений и имущества: шахт, машинных помещений, а также системы связи с диспетчером.
  • Крыша. В ходе её ремонта производится частичная или полная замена покрытия кровли, а также работы по восстановлению в чердачных помещениях здания предусмотренного условиями эксплуатации температурного режима.
  • Фасад. При капремонте здания на фасаде заделываются все возникшие в процессе эксплуатации здания трещины и щели, а затем осуществляется его покраска. В отдельных случаях при капитальном ремонте предусмотрено дополнительное утепление фасада, которое достигается путём нанесения на поверхность стен специального утеплителя.
  • Подвал. При восстановлении в многоквартирных домах подвалов, где достаточно часто хранится имущество жильцов, основанное внимание уделяется укреплению их гидроизоляции с целью недопущения проникновения в помещения подземных вод.
  • Установка общедомовых счётчиков учёта расхода электроэнергии, тепла, воды и газа.
  • Все указанные виды работ в ходе капремонта должны быть безоговорочно выполнены, в противном случае жильцами дома может быть подана коллективная претензия, в случае удовлетворения которой подрядчик будет обязан устранить недоделки, заплатив за это из собственного кармана.

    Особенности региональной программы

    На местах властями созданы собственные программы капитального ремонта. Они основаны на положениях закона и определяют порядок осуществления капремонта многоквартирных домов. С их помощью решается двойная задача — обеспечивается плановость капремонта и контроль за ходом выполнения работ.

    Перед тем, как дом будет включён в такую программу, он, согласно закону, проходит тщательное обследование, в ходе которого изучается состояние всех его элементов и конструкций. На основании полученной информации высчитывается, во что выльется капремонт одного квадратного метра его площади. Если окажется, что этот показатель превышает стоимость одного «квадрата» нового жилья, то такой дом внесен в региональную программу не будет, так как его экономически выгоднее снести, а жильцов переселить в новое строение.

    В тех случаях, когда общий износ дома превышает семьдесят процентов, он, согласно закону, попадает в список зданий, подлежащих капремонту, так как его проще и дешевле будет снести, чем отремонтировать.

    Таким же будет решение относительно домов, находящихся в аварийном состоянии (по ним принимается отдельное решение о сносе или о срочном ремонте), или построенных на принадлежащем муниципалитету земельном участке, который планируется использовать для других целей, а жильцам будет предоставлено другое жильё.

    Принимаемая программа рассчитана на ближайшие двадцать-тридцать лет (этот вопрос каждый регион решает по-своему), но чтобы улучшить контроль за её исполнением, из неё делается выжимка, в которой определён фронт работ на ближайшие три года.

    Сведения, внесённые в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, не являются секретными, и должны находиться в свободном доступе. Это позволит каждому гражданину сориентироваться в сроках капремонта своего жилья.

    Для каких групп лиц предусмотрены льготы

    Наиболее многочисленная категория льготников — это достигшие семидесяти лет пенсионеры, которые, согласно закону о капремонте, должны ежемесячно платить только половину взноса.

    Если же в подлежащем капремонту доме проживают граждане, возраст которых превышает восемьдесят лет, то от выплат такого взноса они полностью освобождаются.

    Также право на получение льгот по капремонту имеют граждане, у которых есть документально подтверждённая инвалидность либо на содержании дети-инвалиды, а также лица, которые за заслуги перед страной удостоены званий Героя Советского Союза или Героя России.

    В регионах перечни лиц, имеющих право на льготы по капремонту, разнятся, поэтому перед их оформлением следует ознакомиться с таким списком.

    Согласно закону, для оформления льготы следует подать следующие документы.

  • Заявление, в котором обратившееся за льготой по капремонту лицо должно указать, почему она ему положена. В каждом регионе форма написания такого заявления своя, поэтому перед его подготовкой следует ознакомиться с образцом.
  • Документ, которым удостоверяется личность обратившегося с заявлением лица. Для этой цели подойдут паспорт или пенсионное удостоверение.
  • Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам у обратившегося за льготой лица.
  • Справка, в которой указана сумма ежемесячного взноса на капремонт.
  • Документы на жильё.
  • На рассмотрение пакета отводится десять дней, после чего уполномоченным органом принимается соответствующее решение.

    Следует учитывать, что даже при получении льготы на капремонт платить взнос на эти цели придётся полностью, а затем часть суммы или вся она будет возвращаться на счёт льготника.

    Формирование фонда капитального ремонта собственниками жилья


    Фонд, где должны накапливаться деньги для капитального ремонта многоквартирных домов, может создаваться по-разному. Решение по этому вопросу имеет право принять только один орган — общее собрание жильцов квартир, расположенных в подлежащем капремонту доме. Как показывает опыт, всё, что касается денег на различные нужды, впоследствии может вызвать нарекания со стороны отдельных жильцов, поэтому принятое решение такого собрания оформляется протоколом с соблюдением всех необходимых формальностей.

    На собрании жильцы могут принять решение о создании специального счёта, на который будут поступать собранные в виде взносов средства. Преимущества такого варианта заключаются в том, что жильцы сами могут распоряжаться собранными на капремонт деньгами, и решать, что и в какой последовательности строители и ремонтники должны будут делать. На собрании также определяется сумма ежемесячного взноса, который должен поступать в фонд капремонта от жильцов каждой квартиры. При этом нижний предел такого взноса не может быть меньше того, который установлен в регионе, а вот ограничений по верхнему пределу нет.

    Такой вариант сбора средств на капремонт удобен в тех случаях, когда за дело берётся инициативная группа из числа жильцов, и до начала капремонта имеется значительный запас времени. Это позволяет к установленному сроку собрать в фонд необходимую сумму средств.

    Но такому решению может быть и альтернатива: взвесив все «за» и «против», собрание может постановить открыть счёт для сбора средств на те же самые цели, но у регионального оператора. Такой вариант открытия счёта удобен, прежде всего, в тех случаях, когда до начала капремонта остаётся мало времени, и самостоятельно собрать достаточную сумму средств не получится. В этом случае можно рассчитывать на то, что когда деньги закончатся, последует помощь за счёт имеющихся в фонде регионального оператора средств, а компенсировать их можно будет будущими взносами.

    В тех случаях, когда владельцы жилья оказываются неспособными самостоятельно принять решение об открытии счёта на капремонт, за них это делают органы власти, которые своим решением назначают им регионального оператора. В этом случае функции совета жильцов сведутся только к общему контролю за процессом выполнения восстановления здания, но решающего голоса они иметь не будут.

    Формируется фонд для капремонта обычным способом: ежемесячно к определённому числу граждане отправляются в банковское учреждение или пункт приёма платежей и наряду с оплатой коммунальных услуг вносят этот взнос. При этом следует учитывать, что за просрочку платежей на капремонт назначается пеня, которая будет увеличиваться по мере возрастания срока неуплаты.

    Если деньги на капремонт не давать, то последствия этого могут быть самыми печальными: от невозможности продать квартиру до вызова по этому вопросу в суд.

    Нужно ли платить новостройкам за капитальный ремонт

    Какие многоквартирные дома следует относить к новостройкам, определяется властями на местном уровне. На практике этот срок находится в пределах от трёх до пяти лет. В этот период жильцы не обязаны платить взносы на капремонт дома, принудить их к этому никто не имеет права.

    Однако на практике бывают и другие ситуации, когда жильцы недавно построенного дома проводят общее собрание и принимают решение о создании специально счёта, куда будут платить деньги на капремонт, даже если он будет проводиться очень нескоро. Закон не запрещает им это сделать, при этом деньги из такого фонда могут использоваться не только на капремонт, но и на текущий.

    Взносы на капремонт могут не платить не только владельцы квартир, находящихся в новостройках. Этого также могут избежать жильцы неприватизированных квартир, а также те владельцы, чьё жильё признано ветхим или аварийным.

    Кроме того, если в фонд капремонта многоквартирного дома денег собрано достаточное количество, то дальнейшие платежи можно будет не делать. Однако для того, чтобы это прекращение прошло на законных основаниях, оно должно быть оформлено протоколом собрания, на котором жильцы примут такое решение.

    Есть ли в РФ закон о капитальном ремонте многоквартирных домов и когда вступил в силу? Положение о капремонте, об отмене; оплата

    В статье пойдет речь о Федеральном Законе N271, полное название документа – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    Последняя версия закона о капитальном ремонте многоквартирных домов вступила в силу в июне 2015 года.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    Закон о капитальном ремонте

    Когда вступил в силу закон о капитальном ремонте?

    В 2012 году с целью повышения благоустроенности домов и подъездных помещений был принят закон о фонде капитального ремонта многоквартирных домов, 14 декабря он был одобрен нижней палатой парламента РФ, а 19 декабря законопроект поддержал Совет Федерации.

    В последние дни 2012 года закон был опубликован и вступил в силу.

    Мотивацией послужил широкомасштабный износ жилищного фонда страны.

    По некоторым подсчётам около 30% домов срочно нуждаются в основательной реконструкции. При этом следует учитывать, что каждый год количество таких объектов только растет. Капитальный ремонт направлен на устранение серьезных дефектов в конструкции здания.

    В конечном счете, это повысит долговечность постройки, а также улучшает условия пользования общим для всех жильцов пространством (например, подъездом).

    Официальное наименование – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    Данное постановление внесло множество изменений в Жилищный Кодекс, десятки статей Кодекса были переосмыслены и переделаны в соответствии с поставленными правительством целями.

    Наиболее существенным изменениям были подвержены Статьи 12, 13, 20, 36, 44, 154, 155, 156, 158, а также Статьи с 166 по 191 ЖК.

    Жилищный кодекс
    Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

    1. Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
    2. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
    3. Помимо этого, настоятельно рекомендуется ознакомиться с Приказом Минстроя N41. Приказ освящает вопросы, связанные с минимальным взносом на капремонт.

      В статьи 12,13,20 были внесены новые формулировки, некоторые понятия были изменены.

      Статья 36 подверглась более существенным измнениям – она проясняет вопросы, связанные с общими денежными средствами, которые находятся на спец. счете. Статья 44 регулирует структуру фонда капремонта.

      В 154 и 155 пункты документа внесли новые формулировки и определения, чтобы они лучше вписывались в новый закон.

      Статья 156 регулирует минимальный взнос на капитальный ремонт. В 158 пункте документа – небольшие изменения в формулировках.

      Далее следует целый раздел, статьи с 166 по 191. Глава называется «общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования».

      В разделе дается перечень услуг, описывается порядок работ, также дается определение региональной программы капремонта (в статье 168). 170-ый пункт документа освящает моменты, связанные с формированием фонда, а 172-ой – регулирует контроль за средствами.

      В семнадцатой главе дается определение регионального оператора – пункты 178-188. Перечисляются требования к оператору, порядок аудита и прочие моменты. Последняя глава рассказывает о порядке принятия решения жильцами многоквартирного жилого дома.

      ЖК РФ, Статья 188. Ответственность регионального оператора

    4. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
    5. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.

    Последняя версия ФЗ N271 была разработана и вступила в силу в июне 2015 года. По большей части изменения за последнее время касались финансовых механизмов, а также штрафов за нарушения порядка оплаты.

    С вступлением в силу документа статья 169 Жилищного Кодекса обязала жильцов многоквартирных домов производить отчисления для проведения капитального ремонта.

    При реализации законопроекта допускаются некоторые различия. Сроки, набор услуг по капремонту и прочие детали могут варьироваться в зависимости от конкретного региона.

    Сумма отчислений также сильно различаются, например, в Москве она выше, чем в других субъектах РФ.

    Определенная свобода предусмотрена также и в плане выбора способа накопления отчислений. Собственники вправе решать, какой из двух методов является наиболее предпочтительным. Принятие решения требует двух третей голосов. Первый вариант – средства поступают на отдельный банковский счёт. Второй способ – деньги будут приходить на счёт государственного оператора. Список операторов утверждают на региональном уровне.

    Кредитные организации, на счетах которых могут храниться отчисления, устанавливаются Банком России ежеквартально. Требования к банкам регулирует Федеральный закон N271, его 176 статья. В частности к организации предъявляются высокие требования по объему капитала – он должен составлять 20 миллиардов рублей минимум.

    Лицам пожилого возраста предусмотрены льготы. По закону об оплате за капитальный ремонт, собственники старше 80 лет освобождаются от уплаты взносов в полном размере. Лица, которым исполнилось 70 лет, обязаны платить лишь ½ установленной суммы. Льготами могут также воспользоваться такие группы населения как ветераны ВОВ, инвалиды.

    На данный момент нет закона об отмене платы за капитальный ремонт. Поэтому, самовольно, без веских оснований жильцы не имеют права игнорировать закон о взносах на капитальный ремонт многоквартирных домов. Части 14 и 14.1 Статьи 155 Жилищного Кодекса устанавливают штрафы за просрочку (пени).

    ЖК РФ, Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

    14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

    Если просто игнорировать предписания в итоге придется платить еще больше.

    Помимо этого, закон о сборах на капитальный ремонт многоквартирных домов, освобождает жильцов, уровень аварийности домов которых составляет 70% или более, а также домов подлежащих сносу.

    Аналогичным образом дело обстоит, если территория дома будет в ближайшее время изъята под государственные или муниципальные нужды.

    В таком случае, по указу президента (Медведева) об оплате капитального ремонта многоквартирных домов, жильцы также освобождены от данных выплат.

    Заключение

    Наиболее существенным изменениями были подвержены Статьи 12,13,20, 36, 44, 154, 158, а также Статьи с 166 по 191 ЖК. Немаловажным документом является Приказ Минстроя N41. Требования к кредитным организациям освящает ФЗ N271, 176 статья. 155 Статья Жилищного Кодекса (части 14 и 14.1) регулирует систему штрафов, которые могут быть начислены за просрочку платежей.

    Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

    Капитальным ремонтом называется восстановление или замена пришедших в негодность конструктивных элементов здания, инженерно-технических устройств и сетей. Сюда не относится полная замена основных несущих конструкций, временем службы которых определяется время эксплуатация дома, например, стен, перекрытий, лестниц. Понятие капитального ремонта включает поддержание исправности, безопасности, надежности и устранение физического и морального износа конструктивных элементов.

    Виды капитальных работ

    Если Вам так удобнее,
    напишите онлайн-консультанту!

    Все консультации бесплатны.

    Ликвидация частично или полностью физического и функционального износа подразделяется на следующие виды:

  • Выборочный ремонт, который включает замену отдельных элементов дома или технического оборудования для восстановления их физического и рабочего состояния.
  • Комплексная форма ремонта, заключающаяся в замене конструктивных элементов, полном восстановлении инженерных сетей, их перевооружении или модернизации.
  • Ответственность за ремонт многоквартирного дома

    После принятия закона № 271-ФЗ о внесении поправок в Жилищный кодекс России в декабре 2012 года некоторые положения законодательных актов утратили свою силу. До этого многоквартирный сектор ремонтировался из фонда ЖКХ, теперь на эту структуру возлагается только обязанность по предоставлению квартиросъемщикам ветхого и разрушающегося жилья другой жилой площади.

    Эксперты посчитали, что требуется от 5 до 9 тысяч рублей в расчете на квадрат общей площади домовых помещений для капитального ремонта. Законодательство определяет инвесторов средств на эти цели из числа владельцев нежилых и жилых помещений в составе дома:

  • Собственники подсобных, нежилых и жилых помещений берут на себя содержание частей общего владения в многоквартирном строении (в соответствии со статьей 158 и 30 Жилищного кодекса).
  • Плата за содержание и восстановление жилой квартиры определяется в размере, достаточном для содержания общего имущества высотного дома (по статье 156 Жилищного кодекса).
  • Плата за квартиру и услуги коммунального предприятия включает средства на временный и большой ремонт всего имущества дома (статья 158 Жилищного кодекса).
  • Обязанность оплачивать ремонтные услуги выборочного и капитального характера является обязательной для всех владельцев помещений, возникает со времени получения права распоряжаться жилой собственностью.
  • С целью создания условий для управления многоквартирными домами местные управляющие органы могут передавать суммы бюджетных средств на ремонт (статья 165 Жилищного кодекса):

  • управляющим организациям многоквартирного сектора;
  • потребительским специализированным кооперативам;
  • обществам владельцев жилья;
  • жилищным кооперативам.
  • Если до приватизации дома обществом совладельцев он требовал капитального восстановления, то за прежним наймодателем остается обязанность участвовать в ремонтных работах. В этом случае перед приватизацией орган местного управления (или другой собственник) определяет степень износа конструкций, элементов и систем и фиксирует факт возникновения обязательств по ремонту многоквартирного строения в договоре.

    В первый этап приватизации многоквартирного сектора большая часть строений не нуждалась в капитальных восстановительных работах, поэтому в договорах обязательства прежнего наймодателя по организации и проведению ремонта не прописывались. Так как приватизация растягивается на длительное время (иногда годы), то здание приобретает статус нуждающегося в восстановлении. В таком случае статья 16 приватизационного закона трактуется расширено и обязует местную власть отремонтировать многоквартирные дома перед приватизацией.

    Обязанности местных управляющих органов

    Собственники нежилых помещений и квартир участвуют в ремонтных и восстановительных работах и финансируют их пропорционально своей доле в общем имуществе дома. При этом местные органы обязаны:

  • Выделять финансы на организацию работ в доле, рассчитанной от муниципальных нежилых и жилых площадей в доме.
  • Проводить ремонт общего имущества в доле, относящейся к помещению, раньше принадлежащему местному совету, если такая обязанность возникает в отношении бывшего собственника по договору приватизации или по суду.
  • Финансировать восстановление имущества, относящегося к муниципальной собственности.
  • Некоторые местные органы управления предоставляют бюджетные средства на восстановление конструкций в многоэтажном строении, при этом не обязаны этого делать в рамках перечисленных обязанностей. Такое финансирование осуществляется по специальным городским программам и выделяется управляющим организациям, кооперативам и другим формированиям собственников в виде субсидирования по статье 165 Жилищного и статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Источники финансирования ремонта высотного дома

    Ежемесячные платежи владельцев

    Средства для этих целей включают в себя:

  • финансы, ежемесячно вносимые собственниками квартир на содержание совместного имущества (размер платы за капитальный ремонт определяется общим собранием);
  • целевые средства собственников на отдельные статьи ремонта.
  • Бюджетные деньги

    На протяжении последних лет вкладов на ремонтные работы и модернизацию дома почти не делалось, так как у городских властей отсутствовали деньги, а собственники не считали это обязанностью в соответствии с законом. Проблема капитального восстановления многоквартирного сектора достигла уровня, когда собственники приватизированного фонда не в состоянии решить эту проблему. Поэтому для расходования бюджетных средств разрабатываются новые целевые программы по финансированию капитального ремонта зданий. Новый подход заключается в следующих положениях:

  • Местные органы не влияют на мнение собственников о проведении ремонтно-восстановительных работ.
  • Деньги из бюджета выделяются на работы в условиях софинансирования расходов с владельцами квартир.
  • Рассмотрение вопроса выделения средств происходит после подачи заявки от товарищества на основании решения общего собрания.
  • Ремонтные работы предусматривают не только восстановление физического и функционального износа, но и модернизацию, имеющую целью сбережение тепловых и иных ресурсов в многоквартирном секторе.
  • В случае отсутствия целевых средств в бюджете по указанным статьям деньги в первую очередь выделяются на конкурсной основе по ранее объявленным общим критериям износа домов.
  • Создание координирующего фонда

    Для регулирования использования нового механизма в части предоставления бюджетных денег принимается закон Российской Федерации № 185-ФЗ и создается корпорация Государственного фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд оказывает денежную помощь субъектам России и муниципалитетам, предоставляющим субсидии собственникам жилья на проведение ремонтных работ.

    Следует подчеркнуть, что решить проблему ремонта и модернизации многоквартирного сектора созданием только фонда не удастся, как свидетельствует иностранный опыт стран на этапе переходной экономики. Поэтому целесообразно привлекать к восстановлению домов кредитные средства.

    Кредитование модернизации многоквартирного сектора

    Использование заемных денежных потоков останавливают следующие проблемы:

  • У общества совладельцев квартир в многоэтажном доме отсутствует подходящее имущество, которое можно применить в качестве залога перед банком, а собственники не желают производить такое действие со своими квадратными метрами.
  • Товарищество собственников, по мнению банка, не относится к категории надежных заемщиков, так как в рамках законодательства может быть ликвидировано при выходе из общества более 50% владельцев.
  • Управляющие организации (например, ЖЭК) имеют перед банками определенное преимущество, хотя договор управления может быть расторгнут, а способ принятия решений изменен решением собрания в любое время.
  • Основным направлением нового направления по кредитованию ремонтных мероприятий в многоэтажном секторе может стать снижение процентных ставок путем государственного субсидирования и снижение рисков для банка предоставлением гарантий собственниками квартир и управляющими конторами. Над доступностью кредитов работает государство, а пока подобные меры находятся в проектном состоянии, и обсуждается их реализация.

    Принятие решения о проведении капремонта

    Жилищным кодексом предусмотрены следующие положения:

  • Принимать решение о необходимости ремонта совместного имущества многоквартирного сектора уполномочено общее собрание владельцев квартир и других помещений вне зависимости от вида управления в доме.
  • Решение считается принятым при положительном голосовании собственников в количестве не меньше 2/3 членов общества.
  • Для принятия решения о модернизации и ремонте требуется предложение управляющей фирмы о сроках проведения, необходимом объеме работ, цене на материалы, способе финансирования, времени возмещения расходов и других тонкостях.
  • Реализовывается принятое владельцами решение о ремонте управляющими лицами или организацией.
  • Так как процесс привлечения собственников к финансированию ремонтных работ только начался, то ситуация выглядит таким образом:

    • Чаще всего решение об организации ремонтных мероприятий принимает местный муниципалитет или его управляющие организации, утверждая списки домов на ремонт на основании их технического состояния.
    • Размер обязательных взносов не устанавливается, так как его принимают жильцы на общем собрании, но они не всегда проводятся, а расходы покрываются из денег местного бюджета.
    • Усредненный размер взносов устанавливается решением муниципалитета как общегородской тариф, средства собственников собираются в городском фонде посредством платы через единый кассовый расчетный центр, ремонт проводится по списку домов, то есть люди платят за ремонт чужого дома.
    • Если деньги владельцев квадратных метров искомого дома поступают на счет управляющей конторы и не используются в течение года (плана на ремонт нет, отсутствует заявка общего собрания), то они переходят в раздел прибыли организации.
    • Подрядчики для ремонтных работ определяются структурой городской администрации, поэтому собственники отстраняются от контроля хода работ.
    • Изменения после принятия Федерального закона № 185-ФЗ о содействии реформированию ЖКХ определил следующие нововведения:

      • Решение об использовании адресной муниципальной программы принимается решением собрания совладельцев дома, которое также принимает смету на расходы.
      • Решение о долевом финансировании принимается на собрании, при этом средства собственников должны использоваться в размере не меньше 5% от предоставляемых сумм.
      • Получают бюджетные деньги товарищества собственников или управляющие организации по заключению договора, которые самостоятельно привлекают подрядчиков и могут контролировать ремонт.
      • Реализация закона поможет запустить новый механизм сбора финансов, при этом решающая роль будет принадлежать владельцам квартир в доме, а дополнительные средства из бюджета дополнят финансирование по определенной программе субсидирования.

        Порядок финансирования ремонтных работ

        Для составления единого плана ремонта многоквартирного дома на несколько лет имеет значение не только определение важности отдельных видов ремонта, но и решение финансовых вопросов в сфере экономической оценки поступления денежных ресурсов от собственников жилья. Главная роль отводится окупаемости затрат, экономии денег на текущее обслуживание, своевременное устранение аварий, уменьшение количества потребляемых ресурсов.

        Управляющая организация предлагает обоснованный экономичный вариант (порядок) финансирования капремонта или отдельных процессов, при этом собственники выбирают из следующих механизмов:

      • Ежемесячно вносимые деньги владельцами квартир накапливаются до того времени, пока сумма не будет достаточной для финансирования ремонта, длительность сбора зависит от размера платежа, нужной суммы и возможностей собственников.
      • Устанавливается возможность дополнительного целевого сбора, который используется совместно с накопленными деньгами от ежемесячных поступлений.
      • Использование банковского кредитного капитала с возмещением от ежемесячного поступления положенных взносов.
      • Сочетание банковского кредита и средств из программы городского финансирования капитального ремонта определенного дома.
      • В результате изменений в сборе средств на финансирование ремонтных работ каждого отдельного дома собственники квартир смогут контролировать применение денег и качество выполненных работ при капитальном ремонте многоквартирных домов. Платить или нет ежемесячные взносы — такой вопрос волнует каждого собственника квартиры, но при грамотном подходе и сборе таких платежей дом будет ремонтироваться вовремя и на собственные деньги жильцов.