6 Вопрос. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 гг. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948, 1969

Реформа 1911 г.По сво­ему социал-му составу палата лордов была оплотом аристокр-и и являлась по сути дела продолжением кон-сервативной пар­тии в парламенте.Когда консерваторы оказывали-сь в меньшин-ве и терпели поражение по какому-либо важному во-просу,палата лордов,используя свою сдерживающую ф-цию,обес-печивала защиту одной из борющихся сторон.Тем самым извраща-лся ис­тинный смысл 2-хпалатной системы.Это не могло не беспо-коить либералов,стремившихся преобра­зовать палату лордов либо добиться ее роспуска.В резул-те борьбы либералов с палатой лор-дов появился Акт о парламенте 1911 г.всякий билль,к-рый спикер палаты общин найдет “финансовым”,идет на подпись королю,ми-нуя палату лордов;всякий иной билль(публичный закон),если он от-клонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования.Будучи подтвержденным и вновь отклоненным триж-ды(в течение 2-х лет),этот билль направляется на подпись коро-лю, минуя палату лордов.всякое свидетельство(о качестве бил-ля),выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отно-шениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом. Согласно этому акту:нефинансовый билль,прошедший па­лату об-щин в трех последовательных сессиях и всякий раз отвер­гавшийся палатой лордов,после 3-его раза направлялся на ко­ролевское утвер-ждение,минуя палату лордов,при условии,что м/у 2-рым чтением в 1-ой сессии и последним чтением в 3-ей сессии прошло не менее 2-х лет.Проведение финансо­вых биллей вовсе не требовало согласия палаты лордов.Хар-р билля определял спикер палаты общин.Этим же Актом устанавли­валась продолжительность парламентской ле-гислатуры в 5 лет.Общим правилом было положение:финансы есть компетенция нижней палаты.Реформу 1911 г.нельзя объяснить ли-шь борьбой партий.Ее проведению способствовали и усиление по-зиции кабинета ми­нистров,и изменение социального состава пала-ты лордов.К нача­лу 20 в.произошло слияние родовой аристократии и буржуазии при явном преобладании последней.Буржуазия,не от-казываясь полностью от верхней палаты,делала ставку на сильный кабинет министров,к-рый при слабой нижней палате имел возмож-ность достаточно полно обеспечить ее интересы. В 1911 г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.Реформа па-латы лордов-это победа палаты общин.Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

16 Декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:

изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с 2-х лет до 1 года;с 3 сессий до 2; данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения,к-рые могли служить на пользу оппози-ции:“предварительный вопрос»-право любого депутата потребо-вать,чтобы законопроект обсуждался без прений:такое предложе-ние, если против него не возражает спикер,ставится на голосование и принимается простым большинством;

гильотина”-постановление,обязывающее спикера поставить об-суждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

кенгуру-гильотина”— право спикера по собственному разумению, но,конечно,в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту,к-рые он считает “несущественными”.

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограни-ченной свободой прений.Спикер— лицо,председательствующее в нижней палате;назначение его стало зависеть от правительства, Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных де-путатов,к-рым палата общин поручала вести переговоры с королем. 1918 год — Акт о народном представительстве: Избирателем мо-жет быть мужчина(21 год),не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения(за к-рое платят не менее 10 ф.стер в год,используют в деловых и профессиональных целях)в округе;проживающий весь квалификационный период в округе.Ст2. Мужчина будет иметь право зарегистрироваться в ка-честве избирателя при выборах в парламент от университетского округа,если он достиг 21 г,не ограничен в правах и получил сте-пень(за исключением почетной)в университете,составляющем из-бирательный округ или часть такового.Ст 6.Квалификационный период будет 6 месячным периодом, заканчивающимся или 15 января, или 15 июля.Избирателем может быть женщина:достигшая 30 лет;не ограниченная в правах;занимающая в округе помещение для деловых занятий или состоит в браке с лицом,к-рое может быть зарегистрировано на этом основании(занимает дом или помещение для деловых занятий)приносящее не менее 5 ф.стер годового дохо-да).

47. АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ 1911 г. ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В АНГЛИИ В XX в.

47. АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ 1911 г. ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В АНГЛИИ В XX в.

Палата лордов в XIX–XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют. Со временем лорды перестали саботировать предложения палаты общин, как они это часто делали в XVIII – начале XIX вв. Лорды обычно склонялись перед мнением устойчивого большинства членов палаты общин (коммонеров). Бюджетные притязания палаты лордов были пресечены путем принятия консолидированного бюджета (это стало делаться с конца XIX в.). Тем не менее палата лордов активно препятствовала развитию социального законодательства.

В 1911 г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной (что и было сделано в 2000 г.).

Финансовые билли (наиболее важные среди всех биллей) стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатное™) британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но это лишь отлагательное вето (на год), его можно применить дважды (с 1949 г. – лишьодин раз). Таким образом, с 1911 г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое.

Надо отметить, что палата лордов никогда не была полностью наследственной по составу. Так, в ее состав входили высокопоставленные духовные лица (так называемые «духовные лорды» во главе с архиепископом Кентерберийским), регулярно избираемые лорды от Шотландии (лерды) и избираемые пожизненно лорды от Ирландии. В палату лордов также по должности входили 12 судебных лордов, наследственные титулованные лорды и назначаемые пожизненно монархом пэры без титула.

Со времен Билля о правах 1689 г. было установлено, что только парламент может издавать общеобязательные акты (законы). Со временем буржуазия попыталась отнять часть законодательных полномочий у парламента. Эта задача была решена с помощью института делегированного законодательства, т. е. определенные акты разрабатывались соответствующими ведомствами и лишь утверждались (регистрировались) парламентом.

В период первой и второй мировых войн развивается практика чрезвычайного законодательствования. Широкие права предоставляются кабинету, упорядочивается делегированное законотворчество.

47. Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.

К 40-м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебных законов»), значительно меняется состав палаты лордов: туда приходят так называемые «маргариновые лорды» а также социалисты (лейбористы, социал-демократы).

Палата лордов в XIX–XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют. Со временем лорды перестали саботировать предложения палаты общин, как они это часто делали в XVIII – начале XIX вв. Лорды обычно склонялись перед мнением устойчивого большинства членов палаты общин (коммонеров). Бюджетные притязания палаты лордов были пресечены путем принятия консолидированного бюджета (это стало делаться с конца XIX в.). Тем не менее палата лордов активно препятствовала развитию социального законодательства.

В 1911 г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной (что и было сделано в 2000 г.).

Финансовые билли (наиболее важные среди всех биллей) стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатное™) британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но это лишь отлагательное вето (на год), его можно применить дважды (с 1949 г. – лишьодин раз). Таким образом, с 1911 г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое.

Надо отметить, что палата лордов никогда не была полностью наследственной по составу. Так, в ее состав входили высокопоставленные духовные лица (так называемые «духовные лорды» во главе с архиепископом Кентерберийским), регулярно избираемые лорды от Шотландии (лерды) и избираемые пожизненно лорды от Ирландии. В палату лордов также по должности входили 12 судебных лордов, наследственные титулованные лорды и назначаемые пожизненно монархом пэры без титула.

Со времен Билля о правах 1689 г. было установлено, что только парламент может издавать общеобязательные акты (законы). Со временем буржуазия попыталась отнять часть законодательных полномочий у парламента. Эта задача была решена с помощью института делегированного законодательства, т. е. определенные акты разрабатывались соответствующими ведомствами и лишь утверждались (регистрировались) парламентом.

48. Французская буржуазная революция XVIII в. И законодательство ее основных этапов

В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты впервые почти за 200 лет. Значительное количество мест в нем занимали представители третьего сословия (хотя голосование проводилось еще, как и прежде, по сословиям), многие из них были юристами 5 мая 1789 г. Генеральные штаты собрались в Версале, третье сословие сразу встало в оппозицию к королю, его представители (и примкнувшие к ним некоторые делегаты других сословий, включая Талейрана, Мирабо и др.) провозгласили себя Национальным собранием, потребовав принятия Конституции Франции. Национальное собрание стало Учредительным. 14 июля 1789 г. в результате народного бунта в Париже штурмом была взята Бастилияполитическая тюрьма, абсолютная монархия во Франции была свергнута, началась Великая французская буржуазная революция.

1. Период конституционной монархии (1789–1792). Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители – маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют фельяны. В 1791 г. была принята первая Конституция Франции.

2. Жирондистский период (1792–1793). 10 августа 1792 г. монархия пала, король Людовик XVI и королевская семья были арестованы, к власти пришли жирондисты (название от департамента Жиронда, в котором находится город Бордо: оттуда были многие жирондисты, например Бриссо), провозгласившие Францию республикой В сентябре 1792 г. взамен предусмотренного отмененной Конституцией 1791 г. Законодательного собрания Франции было созвано новое Учредительное собрание – Национальный конвент. Однако в Конвенте жирондисты оказались в меньшинстве. Также в Конвенте были представлены якобинцы, исповедовавшие более левые взгляды, чем жирондисты, выразители интересов мелкой буржуазии. Большинство в Конвенте составило так называемое «болото», от позиции которого фактически зависела судьба революции.

3. Якобинский период (1793–1794). 31 мая – 2 июня 1793 г. власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, республика была укреплена. Разработанная якобинцами Конституция Франции так и не была введена в действие.

4. Термидорианский период (1794–1795). В июле 1794 г. в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, а их лидеры казнены. Во французской революции обозначился консервативный поворот.

5. Период Директории (1795–1799). В 1795 г была принята новая Конституция Франции. Конвент был распущен. Учреждена Директория – коллективный глава государства, состоящий из пяти директоров. Директория была свергнута в ноябре 1799 г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта. Это ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции 1789–1799 гг.

Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 год (стр. 1 из 2)

Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.

1888 год — ликвидируется английское «местное самоуправление», находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

· всякий билль, который спикер палаты общин найдет «финансовым», идет на подпись королю, минуя палату лордов;

· всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

· всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в «социалистическом направлении» при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

16 декабря 1949 года Закон об изменении Акта о парламенте:

· изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

· данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

· «предварительный вопрос» — право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

· «гильотина» — постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

· «кенгуру-гильотина» — право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает «несущественными».

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер — лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год — Акт о народном представительстве:

· Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

· Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы — 344 места, либералы — 118, лейбористы — 142, коммунисты — 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы — 258 мест, лейбористы — 191, либералы — 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное «социалистическое» правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год — крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год — Акт о народном представительстве:

· женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, — тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

· единственный избирательный ценз — ценз оседлости (три месяца).

· избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим — вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения «беспорядков» и пр.

1948 год — Акт о народном представительстве:

· для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

· право голоса при выборах в парламент — совершеннолетние лица, которые проживают в округе, являются британскими подданными и неограниченны в правах;

· никто не может голосовать более чем в одном округе.

1969 год — Акт о народном представительстве:

· для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Перемены в судебной системе Великобритании.

Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому уголов­ному Суду короны и частично Высокому суду. Система выс­ших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высо­кий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (граждан­ское и уголовное отделение). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.

Исключительное положение занимают по-прежнему палата лордов и судебный комитет Тайного совета. Палата лордов в своем судебном составе (лорд-канцлер и 11 лордов-юристов) является высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также по уголовным делам (кроме Шотландии). Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией для «заморских» территорий, церковных судов и некоторых специальных судов по определенным делам. Помимо этого, все чаще первым в системе судов именуется Европейский суд, что отражает официаль­ное признание его наднациональной юрисдикции.

Весь судебный аппарат организационно подчиняется лорду-канцлеру, который, в частности, организует работу высших судов на местах. Для этого территория Англии и Уэльса была разделена на 6 округов, в каждом из которых должны проходить заседания Суда короны по уголовным делам и Высокого суда по гражданским делам, и создан многочисленный штат постоянных судей, именуемых «ок­ружными».

Свои особенности в организации системы правосудия по-прежнему сохраняет Шотландия.

Низшими судами Англии являются суды графств и магистратские суды. Суды графств являются местными су­дами гражданской юрисдикции, организованными по тра­диционному «разъездному» принципу (судьи объезжают округа в графствах). По закону 1984 г. о судах графств их юрисдикция была значительно расширена, ограничиваясь лишь ценой иска. В настоящее время 90% всех гражданских дел рассматривается в судах графств.

Магистратские суды обслуживаются мировыми судья­ми, которые не являются профессиональными юристами и не получают жалованья, хотя в Лондоне и крупных городах обязанности магистратов выполняют оплачиваемые юристы. Магистратские суды в основном заняты рассмотрением мел­ких уголовных дел в суммарном порядке, без участия при­сяжных.

Специальными судами в Англии и Уэльсе являются суд коронера (расследование «загадочных» смертей и само­убийств), военные суды, церковные суды, административ­ные трибуналы (для разрешения трудовых конфликтов, земельные, налоговые и т. п.).

Значительную роль в отправлении правосудия играют также генеральный атторней и генеральный солиситор. Ге­неральный атторней и его заместитель генеральный соли­ситор считаются представителями интересов короны и мо­гут возбуждать уголовное преследование (давать, на него согласие, прекращать его) по отдельным делам. В ведомство генерального атторнея входят также директор публичных преследований, который возглавляет созданную в 1986 г. службу государственных обвинителей (участие в уголовных процессах, начатых полицией, возбуждение преследования, поддержание обвинения) и директор управления по борьбе с «серьезными мошенничествами», обладающий правом воз­буждать преследование и вести расследование по таким делам.

Законом 1990 г. о судах и правовом обслуживании в Англии был создан новый для страны институт — адвока­тура, в которую принимаются юристы, удовлетворяющие определенным требованиям и получившие соответствующий сертификат. Что же касается традиционного института при­сяжных, то здесь исследователи единодушно отмечают сни­жение его роли и упрощение классической жесткой модели. Законы 1960-1970-х гг. отменили для присяжных имуще­ственный ценз и снизили возрастной до 18 лет, отменен так­же принцип единогласия (в меньшинстве могут, однако, ос­таться не более 2 присяжных), установлена возможность участия как в уголовном, так и гражданском процессе ме­нее 12 человек. Одновременно законодательство 70-80-х гг. расширило перечень дел, рассмотрение которых возможно в суммарном порядке, без участия присяжных. В Шотлан­дии никогда не существовало требования единогласного вер­дикта присяжных, а с 1980 г. для присяжных установлены те же требования и условия, что и в Англии.

Закон о парламенте англии

Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX — начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. — Фабианское общество — организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций в 1906г. была образована единая Лейбористская партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии. Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная теряет свою социальную опору и вообще сходит с политической арены.

Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля над ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, часто были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.

В парламенте принят законопроект о выборах ректоров

На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 21 июня, депутаты рассмотрели в третьем чтении объединенный проект закона «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «Об образовании».

Согласно информации, до этого премьер-министр назначал одного кандидата из трёх, набравших на выборах ректора больше голосов. Существовала возможность утверждения кандидата, набравшего среди них меньше голосов. Были примеры негативной реакции академической общественности на подобные факты.

Согласно новому закону, избранным считается кандидат, набравший свыше 50% голосов от числа принявших участие в выборах ректора. В случае если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Избранным считается кандидат, получивший свыше 50% голосов от числа принявших участие в повторном голосовании. Избранный кандидат утверждается в должности ректора в течение 10 дней уполномоченным госорганом.

Согласно заключению профильного комитета, объединенный проект закона направлен на голосование в третьем чтении и принят.