Закон о социальной защите граждан РК

1. Закон о социальной защите граждан РК.

Основные понятия, используемые в законе:

— заработная плата и социальные выплаты;

2. Социальная независимость граждан РК.

Главным наличием социальной независимости является наличие возможности иметь данную независимость. И гарантом такой возможности является Республика Казахстан, в лице нашего Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. Государство оказывает всяческое активное содействие для того, чтобы его гражданин был с рождения социально защищен во всех направлениях социальной жизни.

При неимении собственной жилищной площади и при рождении первого ребенка, семья автоматически получает право на социальную помощь со стороны государства. Государство предоставляет жилье в порядке очередности. При этом один из супругов должен быть государственным служащим и проработать в целом не менее 10 лет. При увольнении с государственной службы лично по собственному желанию, предоставленное жилье возвращается в собственность государства, если лицо не трудоустроилось в другое государственное учреждение в течение 1 года. Если лицо не трудоустроилось на государственную службу, но трудоустроилось в другой сфере, приобретает обязательство выплаты суммы жилья, в ежемесячном порядке. Выплаты поступают соответственно на счет государства. Условия выплаты ежемесячной суммы приравниваются к условиям ипотечного кредита. У лица, уволенного с государственной службы по отрицательным мотивам, аннулируются все права на жилье. Жилье возвращается в собственность государства, в течение двух месяцев, со дня увольнения.

Данные возможности и условия будут стимулом для молодого поколения и государственных служащих, в целом, чтобы нести свою службу добросовестно, честно и ответственно.

При выявлении фактов нарушения очередности, коррупционных действий со стороны уполномоченного государственного органа, явного несоблюдения очередности предоставления жилья, данный уполномоченный орган привлекается к уголовной ответственности, согласно УК РК, а ответственные и исполнительные лица должны быть уволены по отрицательным мотивам.

В связи с этим примечанием считаю, что нужно установить более жесткий контроль в работе уполномоченных органов. В данном случае это местные исполнительные органы. Так как высший надзор за точным и единообразным соблюдением прав, свобод и законных интересов осуществляют органы Прокуратуры, для более качественного контроля необходимо расширить штат данного правоохранительного органа. Это даст результаты успеваемости надзора в данной сфере.

3. Заработные платы и социальные выплаты.

Также необходимо обратить внимание на суммы минимальных заработных плат, пособий. Учитывая рост цен на продукты питания, коммунальные услуги, лекарственные препараты, социальные услуги, следует также учитывать и повышение размеров заработных плат, пособий и пенсий. Минимальную заработную плату и минимальное пособие увеличить, как минимум, вдвое. Увеличить пенсии, как минимум, вдвое. Прошу нашу государственную власть взглянуть на народ глазами правды: ведь очень сложно прожить на 19 966тг. (прожиточный минимум) в месяц. Очень нелегко приходится и нашим пенсионерам, да и гражданам в целом, с такими пенсиями и заработными платами, которые действуют в нынешнее время в нашей стране. Я призываю нашу власть быть сердечнее и чувствительнее к нуждам и жизни в целом наших граждан РК. Параллельно к этому могу аргументировать тот факт, что такая богатая всеми природными ресурсами и быстроразвивающаяся страна должна, и обязана оправдывать свой статус, подчеркивая это соответствие своим достойным отношением к своему народу.

4. Участники ВОВ, пенсионеры, одинокие пожилые люди.

Необходимо взять под государственное попечительство уровень и условия жизни участников ВОВ, одиноких пожилых людей, пенсионеров. Для этого Президенту РК необходимо издать Указ, имеющий силу закона, в котором говорится о том, что местные исполнительные органы должны поставить на учет участников ВОВ, одиноких пожилых людей, пенсионеров, с целью регулирования отношений между местными исполнительными органами и данными лицами. В функции попечительства должны входить такие государственные функции, как социальная помощь. В них входят следующее: при необходимости улучшение качества жилья, организация досуга, льготы, на праздники выделять выплаты, равнозначные размеру пенсии. Участникам ВОВ сделать проезд в общественных транспортах бесплатным, лекарственные препараты выдавать бесплатно при медицинских учреждениях и наличии амбулаторной карты со списком наименования лекарственных препаратов. Ведь, если бы не они, не было бы и нас и нашего нынешнего цветущего государства.

5. Одинокие матери.

Данный слой населения также нуждается в помощи со стороны государства. Одиноким матерям оказывать законную юридическую качественную помощь в борьбе за получение алиментных выплат. В наше время это актуальная проблема — уклонение от выплаты алиментов. Дети — наше богатство и будущее. И они не должны страдать от безответственного отношения родителя. Поэтому я считаю, что выплату алиментов необходимо сделать основным составляющим моментом при расторжении брака. И в закон» О браке и семье» добавить статью, которая гласит:» При расторжении брака, выплата алиментов, является обязательством со стороны отца, независимо есть ли у него доход или нет». Это обеспечит стопроцентную социальную защиту для одинокой матери. Суд должен взять под жесткий контроль данный момент и при наличии уклонения от выплаты алиментов, устанавливать наказание вплоть до лишения свободы. При неимении постоянного места работы, уполномоченные органы должны трудоустроить гражданина РК в течении месяца, со дня вынесения судебного решения о выплате алиментов. При предоставлении работы учитываются образование, профессиональные навыки человека ( при их наличии ).

Также в сфере данной проблемы имеет место и такая проблема, как и укрывательство лица, т.е. родителя. Бывает на практике, в нашей жизни, и такое, что родитель, просто на просто, скрывается, даже и от судебных исполнителей. Порой приходится приложить немало усилий и потратить немало времени, для того, чтобы установить место нахождения лица. И тем временем одинокой – матери приходится решать все материальные вопросы самой. Так вот, при укрывательстве лица, до момента установления места нахождения, социальную помощь оказывает государство. Государство выплачивает ежемесячно сумму прожиточного минимума. И « уклоняющееся лицо » автоматически становится должником государства. Как наказание сумма долга перед государством удваивается за каждый месяц. Внедрение данного подпункта в закон « О браке и семье » сведет к минимуму такую проблему, как « укрывательство от выплаты алиментов », и соответственно « уклонение от выплаты алиментов». Жесткое и подконтрольное применение данного законодательства со стороны правоохранительных органов и суда, в короткие сроки, искоренит эти проблемные моменты нашей жизни.

6. Социальная защита от безработицы.

Опять-таки повторюсь, что Республика Казахстан богатое и быстроразвивающаяся страна, а безработица, как проблема не уступает своей актуальностью. В данной части своей работы хочу призвать внедрить законодательство о трудоустройстве.

1. Отменить такое явление, как сокращение штата. Это будет сильным аргументом, как социальная защита от безработицы.

2. При ликвидации штата, работников, оставшихся без работы, трудоустраивать в течение месяца. Уполномоченные органы по трудоустройству призвать к активному и качественному содействию в трудоустройстве наших граждан.

3. Внедрить в каждом государственном учреждении такую государственную программу, как» Молодежная программа». Лицо, закончившее Высшее Учебное Заведение, по своему выбору и по соответствию специальности должно проработать по молодежной программе в ГУ в течении 6 месяцев. По окончании данной работы, лицо автоматически ставится на очередь в данном ГУ, и является полноправным претендентом на занятие вакантной должности, в порядке очередности, и на общих основаниях.

При появлении вакантной должности, если выявляется факт нарушения порядка очередности, либо факт внедрения на вакантное место лиц со стороны, ответственные лица привлекаются к ответственности по закону, вплоть до увольнения. Разработка данной системы трудоустройства даст возможность:

— более динамичной и качественной борьбы с коррупцией и протекционизмом;

— увереннее смотреть в будущее студентам и нашей молодежи в целом;

— трудоустраиваться дипломированным специалистам своими силами и стремлением.

7. Сборы денег в школах.

Данную часть своей работы посвящаю такой скрытой, находящейся под маской, проблеме, как « Надо сдавать деньги в школу на…», и начинается целый ряд наименований, на что в школах требуется сдать деньги. Почему я называю эту проблему скрытой, «под маской», потому что:

1) это происходит в стенах наших средних образовательных учреждений;

2) так как в школах учатся наши дети, значит, родители обязаны « делать услуги », под видом разного рода « взносов в школу »;

3) большинство родителей возмущаются, но все же сдают эти деньги, подсознательно ссылаясь на то, что ведь школа же;

4) надо сдавать деньги, чтобы мой ребенок не отставал от других, положено ведь.

Вот, примерно так звучат недовольства и слова отчаяния, за рамками этого «положенного». Очень дорого обходится, в последние десять лет, учеба в элементарной средней школе. Приходится сдавать деньги на бесконечные праздничные костюмы и формы, учебные пособия, мероприятия. И что это дает? От этого знания не становятся лучше. Все это дает лишь рамки под названием «положено» и бесконечные траты денег на, своего рода, пиар. Есть семьи, те же одинокие матери, у которых хватает и других, материальных проблем. А тут еще и школа подбрасывает задачи. Ссылаясь на данную правду жизни, прошу нашего Главу государства издать Указ, имеющий силу закона, в котором четко и окончательно приказать:

— отменить любые сборы денег в средних школьных образовательных учреждениях;

— учебные пособия выдавать бесплатно;

Издание данного указа даст возможность вздохнуть многим семьям, одиноким матерям. Потому что « сборы денег в школах », как показывает практика, стало насилием. Главная задача и цель средних образовательных учреждений в том, чтобы учить детей и чтобы учащиеся получали качественные знания, а не находились в атмосфере пиара.

Также, я считаю, что все затраты на обеспечение учащихся единой школьной формой государство обязано взять на себя.

8. Наше Казахстанское образование.

В заключительной части своей работы хочу обратиться к главному, составляющему нашей жизни и тому, что формирует в человеке основу и личность. Это наше образование. Знания, которые человек получает в школе, духовное развитие. Я считаю, что в программе образования необходимо внедрить такие предметы, как этика, эстетика, религия, духовность. Потому что, все беды и проблемы от незнаний. И кто как не педагоги и школа могут исправить данный пробел в обществе. Ведь каждый человек должен знать,» что такое хорошо и что такое плохо». Сейчас такое время, когда большинство людей преимущество отдают материальным ценностям, и очень мало, а некоторые совсем забыли о духовных ценностях. Это все и ведет к таким проблемам, как вражда, коррупция, бракоразводные процессы, да и рост преступности в целом. Мое мнение, что в нашей перспективной стране, увы, очень слабо развита, такая ценность человечества, как духовность. На детей, да и всех людей в целом, должно идти влияние настоящего казахского святого нутра, а не алчность, материя, как основа всего. Если в народ РК целенаправленно и грамотно внедрить развитие духовности, это даст мощный толчок в развитии государства в целом, как правильная основа. Начиная с этого момента, мы будем растить достойное и честное поколение. В любом народе при наличии духовности, качественном образовании, знаниях, имении представлениях» что такое хорошо и что такое плохо» такие явления, как коррупция, жестокость, безразличие к чужим бедам, да и преступность, в целом, просто на просто искоренятся. Очень прошу обратить внимание на данную составляющую нашей жизни. Народ — основа страны. И основа должна быть сильной, стойкой и в бесконечном развитии. Это даст возможность нашей Республике самостоятельно развиваться, расти и пользоваться своими ресурсами самостоятельно, без помощи иностранных государств. Ведь Казахстан богатая и быстроразвивающаяся страна, а безработица и низкий уровень жизни присутствуют. Но вместе мы победим все.

Социальные законы: понятие, виды. Социальное обслуживание населения. Закон о социальной защите инвалидов

Социальные законы являются выражением необходимой, существенной связи общественных явлений. Они определяют отношения между индивидами и их объединениями, проявляющиеся в деятельности. Социальные законы распространяются на все сферы жизни человека. Рассмотрим их особенности.

Общие сведения

Социальное обеспечение и социальная защита выступают одними из ключевых направлений государственной политики. В их рамках предоставляется помощь нуждающимся гражданам. Государство выступает в качестве гаранта сохранения и реализации прав каждого члена общества. Социальное обеспечение и социальная защита регламентируются специальными нормативными актами. В них определяется круг субъектов, которым оказывается помощь, условия и порядок ее получения.

Признаки нормативных актов

Социальные законы обладают общими и специфическими характеристиками. В частности, нормы вступают в силу только при строго оговоренных, определенных условиях. При их наступлении с оциальные законы действуют без исключений и ограничений во времени. Вместе с этим сами условия реализуются приблизительно и частично.

Понятие социальных законов

Принципиальная схема регулирования отношений в обществе достаточно проста и вполне различима. Между тем эксперты сходятся во мнении, что социальные законы обнаружить и исследовать довольно сложно. Обусловливается это наличием множества условий, их спецификой, их переплетением и наложением друг на друга. Люди в соответствии с законами формируют условия своей жизни и деятельности, применяют нормы под воздействием новых обстоятельств. Повторяемость реализуется вследствие специфики каждой отдельной ситуации, возникающей в обществе.

Классификация

Законы различают в зависимости от времени действия. Общие нормы распространяются на все общественные системы. Специфические нормы ограничиваются одной либо несколькими социальными структурами. Нормы также отличают по степени общности. Так, например, существуют законы, которые характеризуют становление соцсферы в целом. Есть нормы, которыми определяется развитие отдельных компонентов системы (наций, групп, классов и пр.). Также законы дифференцируются по способу проявления. Они могут быть статистическими или динамическими.

Характеристика

Динамическими законами определяются формы, факторы, направления социальных изменений. Они фиксируют однозначную, жесткую связь событий при конкретных обстоятельствах. Статистические законы отражают ключевые направления изменений процесса при сохранении в системе стабильности. Эти нормы обусловливают связь явлений и событий не жестко, а с некоторой долей вероятности.

Динамические законы могут быть функциональными и причинными. Последние закрепляют строго детерминированные связи развития общественных явлений. Функциональные законы выражают наблюдаемые и повторяемые взаимозависимости между событиями. Статистические нормы также могут быть различными. В частности, выделяют законы развития. Они регламентируют отношения, связанные с удовлетворением возрастающих культурных и материальных потребностей, формированием самоуправления и пр. К статистическим относят и законы функционирования.

Нормативная база в РФ

Одним из ключевых правовых актов в сфере оказания помощи нуждающимся гражданам выступает Закон «Об основах социального обслуживания» (ФЗ № 442). В этом документе определены основные правила оказания помощи нуждающимся, обязанности и права лиц и уполномоченных органов. Кроме этого, в РФ действует Закон «О социальной защите инвалидов». Эта категория граждан входит в группу риска, в связи с чем реализация и охрана их прав находятся под пристальным вниманием государства. Закон «О социальной защите инвалидов» регламентирует порядок приобретения соответствующего статуса, устанавливает перечень льгот и материальной помощи, определяет условия их получения. На территории страны действует также Закон о социальной поддержке многодетных семей. В нормативном акте также устанавливаются условия получения статуса, правила получения помощи. Эти и другие документы направлены на поддержание надлежащего качества жизни незащищенных слоев граждан.

Социальное обслуживание населения базируется на соблюдении интересов и прав человека, уважении чести и достоинства личности. Оно обладает гуманным характером. Социальное обслуживание населения осуществляется при реализации следующих принципов:

  1. Предоставление свободного и равного доступа граждан к услугам вне зависимости от пола, возраста, расы, вероисповедания, места проживания, принадлежности к общественным группам и прочих обстоятельств.
  2. Адресность оказания помощи.
  3. Приближенность поставщиков услуг к месту проживания их получателей, достаточность количества организаций, финансовых, кадровых, материально-технических и информационных ресурсов для удовлетворения нужд граждан.
  4. Обеспечение сохранения пребывания людей в привычных благоприятных условиях.
  5. Конфиденциальность.
  6. Добровольность.
  7. Признание лица нуждающимся

    Гражданин получает соответствующий статус при наличии обстоятельств, способных ухудшить или ухудшающих условия его жизни и деятельности. К таким факторам относят:

    1. Частичную или полную потерю возможности/способности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, удовлетворять свои ключевые потребности ввиду травмы, возраста, заболевания, инвалидности.
    2. Наличие в семье нетрудоспособных лиц, в том числе несовершеннолетних, нуждающихся в постоянном уходе. Речь, в частности, об инвалидах, детях с ОВЗ.
    3. Отсутствие работы и денежных средств для удовлетворения первостепенных нужд.
    4. Наличие несовершеннолетних, находящихся под попечительством/опекой в том числе, испытывающих сложности с адаптацией в обществе.
    5. Отсутствие возможности осуществлять уход (временный или постоянный) за детьми/ребенком, инвалидом.
    6. Наличие насилия или конфликта внутри семьи, в том числе с лицами с алкогольной/наркотической зависимостью, имеющими пристрастие к азартной игре, страдающими психическими нарушениями.
    7. Отсутствие места проживания, в том числе у гражданина, не достигшего 23 лет и окончившего пребывание в учреждении для сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
    8. Наличие прочих обстоятельств, которые в соответствии с нормативными актами РФ считаются способными ухудшить или ухудшающими условия жизни и деятельности людей.
    9. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется уполномоченным органом региональной власти. О принятом решении заявитель должен быть уведомлен в пятидневный срок с даты подачи обращения. Субъекту может быть отказано в удовлетворении заявления. Гражданин, в свою очередь, вправе обжаловать такое решение в суде.

      Виды услуг

      Граждане, признанные нуждающимися, могут получить следующую помощь:

      1. Социально-бытовую. Она направлена на сохранение надлежащего уровня жизни и быта.
      2. Социально-медицинскую. Она ориентирована на сохранение здоровья граждан. Такая помощь реализуется путем оказания содействия при проведении профилактических мероприятий, организации ухода, систематического наблюдения за лицом для своевременного обнаружения нарушений и расстройств здоровья.
      3. Социально-психологическую. Такая помощь предусматривает мероприятия, направленные на коррекцию психического состояния граждан для адаптации в обществе. Она может оказываться анонимно по телефону доверия.
      4. Социально-педагогическую. Данный вид помощи направлен на профилактику отклонений развития и поведения личности, формирование позитивного интереса.
      5. Социально-трудовая. Она направлена на привлечение граждан к труду, решение различных проблем, возникающих в профессиональной сфере.

      В зависимости от конкретных нужд субъекта ему могут оказываться и иные виды помощи.

      Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ ст 23 (ред. от 07.03.2018)

      Статья 23. Условия труда инвалидов

      Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

      Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

      Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

      Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

      Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

      Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

      24 ноября 1995 года N 181-ФЗ

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года
      Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

      Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

      Изменения и поправки

      Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

      Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

      (в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 5-ФЗ)

      Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности

      Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

      Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

      В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид».

      Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико — социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

      Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

      Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов

      Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

      Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов

      К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

      1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

      2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

      3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

      4) установление общих принципов организации и осуществление медико — социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

      5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

      6) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;

      7) установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

      8) осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

      9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

      10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;

      11) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;

      12) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико — социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;

      13) координация научных исследований, финансирование научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

      14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

      15) установление квот рабочих мест для инвалидов;

      16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

      17) установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

      18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;

      19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

      Статья 5. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов

      К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:

      1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

      2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;

      3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально — экономического развития территории субъекта Российской Федерации;

      4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико — социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;

      5) аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

      6) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;

      7) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально — экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;

      8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;

      9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

      10) координация и финансирование научных исследований, научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

      11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

      12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

      13) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

      14) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

      15) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

      Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать друг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.

      Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

      За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско — правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Глава II. Медико — социальная экспертиза

      Статья 7.Понятие медико — социальной экспертизы

      Медико — социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

      Медико — социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико — функциональных, социально — бытовых, профессионально — трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

      Статья 8. Государственная служба медико — социальной экспертизы

      1. Медико — социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико — социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико — социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

      2. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях Государственной службы медико — социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

      3. На Государственную службу медико — социальной экспертизы возлагаются:

      1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
      2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
      3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
      4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико — социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
      5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
      6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

      Решение органа Государственной службы медико — социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно — правовых форм и форм собственности.

      Глава III. Реабилитация инвалидов

      Статья 9.Понятие реабилитации инвалидов

      1. Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально — экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

      2. Реабилитация инвалидов включает в себя:

      1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

      2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально — производственной адаптации и трудоустройства;

      3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально — средовой ориентации и социально — бытовой адаптации.

      Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов

      Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов — гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

      Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.
      Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.

      Статья 11.Индивидуальная программа реабилитации инвалида

      Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения Государственной службы медико — социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

      Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно — правовых форм и форм собственности.

      Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности.

      Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

      Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла — коляски, протезно — ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

      Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

      Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

      Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов

      Государственная служба реабилитации инвалидов — совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

      Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

      Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

      Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

      Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

      Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

      Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

      Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

      Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

      Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

      Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

      Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально — технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно — методической, справочно — информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно — точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

      Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

      Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

      Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

      Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла — коляски и собак — проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно — зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

      Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

      Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

      Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

      В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

      Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

      Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

      Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

      На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно — зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

      Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

      Организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

      Статья 17.Обеспечение инвалидов жилой площадью

      Инвалиды и семьи, имеющие детей — инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей — инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

      Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

      Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

      Дети — инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

      Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

      Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

      Инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

      Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

      Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

      Статья 18. Воспитание и обучение детей — инвалидов

      Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально — бытовую адаптацию детей — инвалидов.

      Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей — инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Детям — инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей — инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

      При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей — инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей — инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

      Порядок воспитания и обучения детей — инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

      Содержание детей — инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Статья 19. Образование инвалидов

      Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

      Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

      Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

      Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

      Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

      Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно — методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

      Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

      Статья 20.Обеспечение занятости инвалидов

      Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

      1) осуществления льготной финансово — кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

      2) установления в организациях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

      3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

      4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

      5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

      6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

      7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

      Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

      Организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

      Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

      Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

      Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

      В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

      По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

      Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

      Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

      Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

      Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

      Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

      Статья 23. Условия труда инвалидов

      Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

      Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

      1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

      2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

      1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
      2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
      3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

      3. Руководители организаций независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

      Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным

      Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

      Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», индивидуальную программу реабилитации инвалида.

      Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов

      Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно — курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно — конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно — ортопедических предприятий, лечебно — производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, государственного предприятия «Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации» осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      Статья 27.Материальное обеспечение инвалидов

      Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

      Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

      Статья 28. Социально — бытовое обслуживание инвалидов

      Примечание: По вопросу, касающемуся социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, см. Федеральный закон от 02.08.95 N 122-ФЗ.

      Социально — бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

      Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

      Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

      Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно — ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

      Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

      Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

      Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

      Статья 29. Санаторно — курортное лечение инвалидов

      Инвалиды и дети — инвалиды имеют право на санаторно — курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети — инвалиды, нуждающиеся в санаторно — курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

      Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно — курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

      Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно — курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

      Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно — курортного лечения предоставляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

      Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

      Дети — инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми — инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

      Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям — инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

      Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида.

      Детям — инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

      Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети — инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно — двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

      Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

      Инвалидам, родителям детей — инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.\

      Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

      Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

      Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам

      Организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно — курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно — зрелищных и спортивно — оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Настоящий Федеральный закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

      В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

      Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

      Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

      Глава V. Общественные объединения инвалидов

      Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

      Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. (в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 5-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

      Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. (часть вторая введена Федеральным законом от 04.01.99 N 5-ФЗ)

      Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно — правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

      В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 34. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов

      Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

      Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.

      Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

      Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.

      Глава VI. Заключительные положения

      Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

      Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 части второй статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.

      Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 — 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.

      Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

      Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.