Содержание:

Плата за пользование дорогами в Эстонии

Со всех грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т с 1 января 2018 г. будет взиматься плата за проезд по сети шоссейных дорог Эстонии. Ставка зависит от полной массы грузового автомобиля (категории №№ 2 и 3) и его прицепа, количества осей и класса эмиссии. Обязанность вносить плату возлагается на собственника грузового автомобиля.

Оплату следует произвести до выезда на шоссейную дорогу. Внесение средств допустимо в любое время суток и в любой день недели. Оплата фиксируется электронным способом, бумажной распечатки не требуется.

Повременная плата дает право пользоваться шоссейными дорогами в течение определенного промежутка времени. Ее размер не зависит от пройденного километража. Дополнительная информация на сайте www.roadtoll.ee/ или по электронной почте teetasu@mnt.ee

– без комиссии на портале www.roadtoll.ee/ через банковскую ссылку или с помощью банковской карты Master Card, VISA;

– через клиентские компьютеры бюро обслуживания департамента шоссейных дорог (подробная информация о расписании работы бюро обслуживания по ссылке www.mnt.ee);

– на пограничных таможенных пунктах в Нарве, Лухамаа и Койдула, где принимаются наличные, а также платежные карты;

– в бюро обслуживания налогово-таможенного департамента с помощью клиентского компьютера или платежной карты (подробная информация о расписании работы бюро обслуживания по ссылке www.emta.ee/ru/bjuro-obsluzhivanija-i-tamozhennye-punkty).

Кроме того, плату за пользование автодорогами можно внести на заправочных и сервисных станциях, где принимаются наличные денежные средства и платежные карты. В данном случае размер комиссии зависит от поставщика услуги. Дополнительная информация о поставщиках услуг по ссылке www.roadtoll.ee/

Плату за пользование дорогами можно будет вносить, начиная с 20 декабря 2017 г.

Контроль внесения платы. Внесение платы за пользование шоссейными дорогами можно проверить на сайте www.roadtoll.ee/ Если плата не внесена, то надзорный орган имеет право оштрафовать как водителя грузового автомобиля, так и его владельца. Кроме того, надзорный орган имеет право отстранить водителя от управления грузовым автомобилем: водитель не получит разрешения продолжить движение, пока за грузовой автомобиль не будет внесена плата за пользование шоссейными дорогами.

Плата для автомобилей массой от 3,5 до 12 т (в евро)

Система «Платон» — что это? Российская система взимания платы с грузовиков, имеющих массу свыше 12 тонн

Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система по автоматическому взиманию денежных средств с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система дорог «Платон», получившая свое наименование отнюдь не в честь великого мыслителя, а от сокращения «плата за тонну», с самого момента запуска вызвала много разногласий. В чем же особенности данной программы и каков принцип ее работы?

Система «Платон»: что это такое?

Грузовые транспортные средства, подпадающие под действие программы, имеют массу, равную или свыше 12 тонн. За перемещение транспорта по федеральным трассам страны взимается оплата. «Платон» имеет собственную базу данных, в которую внесено свыше двух миллионов автомобилей и более 51 тысячи километров дорожного полотна. Официальный запуск системы был произведен в ноябре прошлого года.

Правительство в роли главного оператора «Платона» выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС. После переговоров с Федеральным дорожным агентством было принято решение, по которому оплата проезда взималась как в виде «лицевой оплаты», так и при помощи автоматической системы.

Основная цель системы — улучшение состояния дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Каждый год ему наносится значительный ущерб из-за автомобильных средств, чей вес превышает 12 тонн. Система «Платон» используется в качестве фундамента для следующей новой программы, которая будет запущена до 2020 года. Исключая возможность реставрации дорожного полотна, его можно будет полностью заменить, не прибегая к средствам из федерального бюджета.

Принципы работы

Существует несколько способов взимания денежных средств с водителей, которые имеет система «Платон». Что это, и как именно происходит оплата проезда по федеральным трассам?

Авансы. Деньги вносятся в систему непосредственно перед отправкой в рейс. Можно внести сумму как за одну поездку, так и за несколько последующих.

За пройденный километраж. Наиболее удобный способ оплаты, поскольку не подразумевает переплаты. Перед каждым выездом на трассу вносится оплата. «Платон» предлагает и более практичный способ – установку специального прибора в кабину автомобиля. Впрочем, у подключения бортового компьютера имеются и свои недостатки. Первый – строгий контроль пройденного километража. Второй — привязка автомобиля к спутниковой системе ГЛОНАСС и, соответственно, контроль со стороны ГИБДД.

Навесные рамы. Являются частью системы «Платон». Дороги федерального назначения оснащаются подобными конструкциями электромагнитного типа, которые считывают информацию с проходящего сквозь них транспортного средства и списывают определенную денежную сумму с личного счета водителя. Для этого, конечно же, обязательна регистрация в системе «Платон» и наличие специального электронного кода, который и считывают рамки.

Если взимание платы с грузовиков производится авансовым способом и регулярным оформлением дорожных маршрутов, то подобная процедура осуществляется следующим образом:

  • В любом Центре поддержки клиентской базы с помощью его сотрудников.
  • Заполнением специальной формы и учетной записи, зарегистрированной через личный кабинет на Платон.ру.
  • Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме.

    Регистрация в системе «Платон»

    Первоначально владельцам грузовых транспортных средств необходимо пройти регистрацию. В базу данных вносится информация не только о клиенте, но и о его автомобиле. Данную процедуру можно провести через сайт Платон.ру. После завершения авторизации пользователь получит сгенерированные пароль и логин. В личном кабинете необходимо указать лицевой счет и внести на него денежные средства. Оформление маршрутной карты можно начинать сразу же после зачисления денег на счет.

    Способы оплаты

    При оформлении маршрутной карты денежные средства снимаются с лицевого счета владельца транспортного средства при наличии у него регистрации в системе Платон. Для оплаты выбранного маршрута можно произвести зачисление финансов непосредственно на банковский счет оператора при наличии реквизитов. Подобная процедура подразумевает под собой безналичный расчет. Кроме того, существует возможность оплаты посредством банковской карты, причем относится это не только к терминалам, но и к формам оплаты в личном кабинете и мобильному приложению.

    Размер платы для многотоннажных автомобилей

    После многочисленных высказываний против «Платона» тариф за один километр пути по федеральным трассам был изменен и зафиксирован на уровне 1,5293 рубля. Действительна стоимость была до конца февраля 2016 года. Ранее тариф составлял 3,73 рубля за километр трассы. Впрочем, снижение его величины действовало ограниченный период времени: начиная с марта 2016 года плата увеличилась практически в два раза и составила 3,06 рублей, теперь она останется неизменной до конца 2018 года.

    По сравнению с аналогичными тарифными ставками в странах Европы в России подобная является самой низкой. К примеру, в Беларуси плата за проезд по трассам федерального назначения больше в шесть раз. По сравнению с австрийским тарифом российский ниже в двадцать раз.

    Как увеличение тарифов скажется на росте цен в стране

    Получив систему «Платон», Россия всколыхнулась: многие начали опасаться резкого скачка стоимости продуктов и прочих товаров. Конечно, затраты перевозчиков увеличатся, однако незначительно. Согласно утверждениям аналитиков, средняя стоимость перевозок грузов по территории России составляет приблизительно 30 рублей за километр. Прибавление к данной величине максимальной платы – 3,06 рубля – повысит цену за транспортировку только на 10%. При этом данные траты от конечной стоимости продукции составляют порядка 4-10%, не более. Соответственно, даже если брать во внимание максимальную планку расходов, то цены на товары должны возрасти максимум на 1%.

    На данный момент на территории России в перевозке различных продовольственных товаров задействовано порядка 8,5% всех многотонных автомобилей. Оставшиеся 91,5% занимаются перевозкой навалочных и строительных грузов. При этом большая часть продовольствия перевозится на меньшие расстояния и на более крупногабаритных транспортных средствах.

    Кроме того, следует брать во внимание и специфичную экономику России в целом. Перевозчики в стране вряд ли единодушно примут нововведения и повысят тарифы на собственные перевозки. Вероятнее всего, придется столкнуться с демпингом и всплеском активности игроков «черного рынка», которые будут уклоняться от уплаты налогов. Помимо этого, многолетняя практика других стран говорит сама за себя: в странах Балтии, к примеру, после внедрения дополнительной оплаты за проезд по трассам перевозчики стараются понижать фрахты, дабы не упускать покупателей в условиях жесткой конкуренции.

    Штрафы за уклонение от использования «Платона»

    Одновременно с внедрением системы «Платон» законы, внесенные в КоАП РФ, не раз подвергались изменениям и многочисленным обсуждениям. Согласно последней редакции кодекса, за несоблюдение требований о внесении платы за проезд по федеральным трассам владельцы транспортных средств и их водители будут подвергаться штрафам.

    1. Передвижение автомобиля массой свыше 12 тонн по дорогам федерального назначения без оплаты наносимого им ущерба влечет за собой наложение на водителя данного автомобиля штрафа в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц, которые ответственны за передвижение транспорта – сорока тысяч, на индивидуальных предпринимателей – сорока тысяч рублей, на юридических лиц – четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
    2. Повторное совершение административного правонарушения становится причиной штрафа в размере от 50 тысяч до одного миллиона рублей для должностных лиц и юридических лиц соответственно.

    Таковы за несоблюдение требований штрафы. «Платон» дешевле оплатить, чем на нем сэкономить. Согласно постановлению правительства штрафы могут выписываться, если:

  • Транспортное средство передвигается с неисправным либо отключенным бортовым прибором без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.
  • Автомобиль следует по трассе без бортового прибора или на расчетном счету нет средств, необходимых для оплаты.
  • Транспортное средство отклоняется по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов.
  • Движение автомобиля продолжается после израсходования денежных средств на личном расчетном счете.
  • На сегодняшний день система функционирует в автоматическом режиме. Водителей во время передвижения по трассе подвергать проверкам не будут. Все данные в автоматическом режиме считываются с бортового устройства либо с карты. Подразумевает выписку штрафов система «Платон» (что это, мы выяснили) только после предоставления записей с приборов видео- и фотофиксации сотрудникам ГИБДД.

    Эксплуатация системы

    Для того чтобы начать пользоваться системой «Платон», водитель транспортного средства должен оформить специальный документ – маршрутную карту. В качестве альтернативы можно приобрести прибор, размещаемый на борту автомобиля. Стоит отметить, что установка устройства необязательна.

    Каждый владелец грузового автомобиля заводит собственный лицевой счет, пополнение которого производится в личном кабинете через банковскую карту. Кроме того, вносить на расчетный счет средства можно через терминалы как самой системы, так и ее партнеров – QIWI либо через офисы на территории страны. На декабрь 2015 года таких точек насчитывалось 138. Оплачивать можно как банковскими картами, так и специальными топливными, с которых деньги снимаются без комиссии.

    С целью избежания пробок на переходах между границами созданы специальные мобильные офисы, также осуществляющие прием платы за проезд.

    Как расходуются средства, полученные в системе

    Зачем нужна система «Платон», что это такое, и куда идут все деньги, вырученные за время ее работы? Сбор и распределение средств являются прерогативой Дорожного агентства. Именно оно ответственно за формирование бюджетов на развитие в регионах страны трасс. В том числе собранные средства будут выделяться и государственно-частным партнерам. Планируется, что система «Платон» будет приносить в год порядка 40 миллиардов рублей, и на эту сумму можно будет провести реставрацию 90% всех федеральных трасс в стране к 2019 году.

    Предполагается, что все средства, находящиеся в бюджетах регионов, будут направлены на реализацию наиболее значимых объектов, поскольку ФДА будет принимать отчетные документы, направляя в региональные дорожные фонды деньги за платежи за проезд и штрафы. «Платон», благодаря внедрению и привлечению дополнительных инвестиций, планируется направить на поддержку и строительство самых крупных региональных проектов. К примеру, в Самарской области будет возводиться мост «Фрунзенский», в Ленинградской области и Твери – путепроводы, в Воронежской области – тоннель.

    В Минтрансе РФ заявили, что внесенные в систему «Платон» дороги с учетом их последующей реконструкции за счет вырученных средств позволят оптимизировать транспортировку грузов по всей стране и нормализуют все области народного хозяйства. Заводам и предприятиям гарантируется оперативная поставка необходимой продукции для осуществления слаженного и быстрого функционирования.

    Протесты против «Платона»

    Внедрение системы положило начало массовым протестам дальнобойщиков. Первые недовольные начали появляться еще до того, как программа была запущена — в ноябре 2015 года. Возмущения продлились несколько месяцев, до декабря. Протесты были как против слишком высоких штрафов и платы, так и против того, что денежные результаты «Платона» идут не государству, а частной компании.

    Дальнобойщики блокировали дороги и федеральные трассы, намеренно останавливая поток автомобилей. Требования, чтобы «Платон» был отменен в ближайшее время, в Перми превратились в акцию, в ходе которой водители большегрузных машин выстроились в колонну и передвигались со скоростью в 40 км/ч, что стало причиной возникновения пробки длиной в шесть километров. На кольцевой дороге Екатеринбурга была аналогичная ситуация: водители 200 фур собрали пробку длиной в 10 километров. В Тверской области протесты приняли трагический характер: в толпу влетел тягач с прицепом. В результате происшествия погиб один человек, троих госпитализировали.

    Соответственно, столь ярая критика системы «Платон», отзывы о ней не самого лестного характера отрицательно сказывались на ее внедрении. Дальнобойщики считали, что программа слишком «сырая» и недоработанная, что ее запуск должен проходить только через несколько лет после прохождения специальных тестов.

    Самая крупная акция протеста с лозунгами «Платон» — отменен!» прошла в Дагестане: на дорогах собралось свыше 17 тысяч человек, а локальные СМИ сообщали, что грузовые фуры растянулись на 57 километров. В ноябре 2015 года участники угрожали тем, что пойдут маршем на Москву, причем многие из них были из 16 других регионов страны. В начале декабря автомобилями была частично перекрыта МКАД, на которой для передвижения легковых машин оставили только одну полосу. Затем на парковке торгового центра «Мега-Химки» был организован лагерь дальнобойщиков, в котором находилось свыше 40 человек с фурами.

    Протесты дали возможность дальнобойщикам снизить тарифы: Минтранс согласился установить новые расценки — за километр пути взимался 1,53 рубля вместо 3,73, и временно освободить водителей грузового транспорта от выплаты штрафов. В декабре прошлого года президент страны заявил, что «Платон» отменен не будет, однако призвал власти освободить фуры от уплаты налогов.

    Аналоги системы в других странах

    Программы, аналогичные российскому «Платону», функционируют и во многих других странах. К примеру, в Германии оператором подобной системы является компания Toll Collect: с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируется от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.

    В Австрии плата взимается государственной компанией ASFiNAG. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов. В прошлом году компанией было инвестировано порядка 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFiNAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.

    Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.

    Был ли законным выбор концессионера программы?

    Дальнобойщиков возмущали не только слишком высокие цены и наличие транспортного налога, но и компания-концессионер, которую выбрали для создания концессии без конкурсной основы.

    Изначально правительство страны в августе 2013 года объявило конкурс, для участия в котором от компаний требовалось наличие определенных навыков в области создания и эксплуатации подобных систем. Предварительный этап прошли только три компании, у каждой из которых имелось иностранное участие, так как только зарубежные фирмы имели соответствующий опыт.

    Глава «Ростехнологий», оператор системы «Платон» Сергей Чемезов после введения в 2014 году санкций выступил с предложением об отказе от иностранного опыта при формировании системы, полностью доверившись российскому программному обеспечению. Правительство согласилось с предложением и отменило конкурсную основу. Многие юристы высказались отрицательно, поскольку посчитали данное решение некорректным, так как случай с «Платоном» не входит в список исключений закона «О концессионных соглашениях», в которых можно обходиться без конкурсной основы.

    Другие претензии

    С юридической точки зрения существует еще одна проблема, суть которой сводится к тому, что законодательством РФ подразумевается только схема, по которой концессионер выплачивает правительству средства за право использования объекта соглашения, которым является вся система «Платон» и прочее оборудование.

    Проще говоря, оператор должен выплачивать государство определенную сумму за право взимания денег с водителей грузовых автомобилей. Несмотря на это государство само выплачивает компании определенную сумму. Многие пользователи соцсетей и дальнобойщики возмутились фактом того, что РТИТС не только собирает денежные средства с водителей, но и получает их от государства.

    Впрочем, все полученные деньги компания отправляет в бюджет страны. Кроме того, в законодательстве страны предусмотрен механизм концессионного соглашения, в котором имеется пункт и об условии платы концедента. По этому принципу и работает вся система «Платон». Смысл всего механизма заключается в том, что концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства, которое выплачивает концессионеру определенную сумму за создание инфраструктуры.

    Оплата за грузоперевозки. Платон – система оплаты дорог. Как работает Платон

    Оплата за грузоперевозки с 15 ноября 2015 года

    С ноября 2015 года владельцы большегрузов массой от 12 тонн и выше будут платить при проезде по всем автотрассам федерального значения.

    Это установлено рядом законодательных актов и, в частности, Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Но сам Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности….», на который ссылается это постановление и который устанавливает необходимость взимания оплаты, был принят еще в 2011 году.

    Стоит сказать, что такая плата является новой для нас, но не для многих других стран, где уже давно действуют подобные сборы с грузоперевозчиков.

    Сколько платить за грузоперевозки?

    Так сколько же придется платить за грузоперевозки по федеральным трассам? Решением правительства РФ установлено поэтапное повышение платы для автомобилей свыше 12 тонн:

    • с 15.11.2015 по 29.02.16: 1,5293 руб. за километр пути

    • с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км

    Отметим, изначально предполагалось, что плата составит сразу по 3 с половиной рубля за километр, причем уже с 1 ноября 2014г. Потом ситуацию решили несколько сгладить. В то же время нужно учитывать, что называемые сегодня суммы тоже неокончательны — в дальнейшем плата за проезд по федеральным трассам будет индексироваться.

    К слову, это самые низкие тарифы в Европе. Для сравнения, в Австрии дальнобойщики платят 0,49 $ за км, в то время как в России 0,025 $ по сегодняшнему курсу.

    С помощью подобных сборов правительства компенсируют затраты на ремонт федеральных автотрасс. Логика рассуждений такова: раз тяжелые машины больше всех портят дорожное покрытие при перевозках, то и плату за проезд надо брать именно с них.

    В Росавтодоре рассчитали — ущерб покрытию дороги от проезда одного двенадцатитонного грузовика сопоставим с проездами 40-50 тысяч легковушек . Методика расчетов нам неизвестна, но цифры впечатляют.

    Понятно, что есть еще так называемый транспортный налог. Он для более мощных и тяжелых машин значительно выше, чем для маломощных лекговушек, но, конечно, не в 40-50 тысяч раз. Итак, похоже, что основания для введения оплаты за грузоперевозки большими машинами есть.

    Но как это будет происходить на практике? Как вычислять и учитывать пройденное по федеральной трассе расстояние, за которое нужно будет заплатить?
    На помощь приходят уже ставший привычным GPS/ГЛОНАСС – мониторинг авторанспорта и специально созданная система «Платон».

    Что такое система Платон?

    15 ноября 2015 года запущена в работу система оплаты дорог «Платон», которая обеспечивает сбор и отслеживание денежных поступлений. Название ее произошло не от имени древнегреческого мыслителя, а как сокращение фразы «плата за тонны». Хотя создатели, наверняка, знали про Платона, Аристотеля и других философов и вероятно даже слышали мудрое изречение «Платон мне друг, но истина дороже». Ходят слухи, что именно слово «дороже» стало ключевой ассоциацией при определении названия новой системы.

    Итак, система Платон предусматривает обработку и хранение данных о передвижении высокотоннажных автомобилей по федеральным трассам (а это 50 744 км) в реальном времени.

    Для этого бортовые системы автомобиля должны быть оснащены GPS/ГЛОНАСС и GSM модулем, а также акселерометром, модулем защиты информации, датчиками нарушения целостности.

    Как работает система Платон?

    Система Платон будет бесплатно выдаваться водителям, зарегистрировавшимся на сайте platon.ru. Выдаваться будет бесплатно, но ежемесячное обслуживание составит 500 рублей.

    Бортовые устройства «Платона» с помощью спутников будут определять координаты транспортного средства и посредством сотовой связи передавать их в центр обработки данных.

    Там информация, собранная за сутки, будет превращаться в сумму оплаты за движение по дорогам в соответствии с тарифом.

    Система автоматически отключается, когда большегруз уходит с федеральной трассы или въезжает на платную дорогу, где плата взимается по-другому.

    Предполагается, что тариф не будет зависеть от наличия груза.

    Кроме высоких космических технологий будет и обычный контроль на дорогах. Он будет организован с помощью мобильных пунктов (около 180 единиц автомобилей) и стационарных (около 480 штук). С их помощью будет определяться принадлежность автомобиля к категории плательщиков, государственный регистрационный знак и наличие оплаты.

    Ниже приведена видео инструкция о том, как пользоваться системой Платон:


    Можно обойтись без системы Платон?

    Если не хочется заморачиваться с техническими устройствами, то можно ездить и без Платона. Для этого следует приобрести маршрутную карту, опять же зарегистрировавшись на сайте platon.ru, и указать гос. номер ТС и маршрут.

    Как оплачивать грузоперевозки с помощью системы Платон?

    Каждому, кто зарегистрировался в системе, выдается расчетный счет. На него, перед тем как отправиться в путь, водитель зачисляет деньги. В течение поездки они списываются и перечисляются на счет государства. То есть закинул деньги насчет , а по ходу дела они списываются аналогично тому, как списываются деньги у нас с мобильных телефонов. Только вместо минут разговоров по телефону будут подсчитываться километры проезда по автотрассе.

    В случае приобретения транспортной карты оплата производится сразу, возможен электронный платеж (банковская карта, терминал, интернет).

    Штрафы за неоплату грузоперевозок

    За неустановленную систему Платон и отсутствие маршрутной карты предусмотрена система штрафов. И штрафы эти весьма «кусаются»:

    • Для водителя: 5 тыс. рублей

    • Для ИП: 40 тыс. рублей

    • Для юридических лиц: 450 тыс. рублей

    При повторном нарушении:

    • Для ИП: 50 тыс. рублей

    • Для юридических лиц: 1 млн руб.

    В декабре 2015г. принят Федеральный закон N 378-ФЗ, который вносит поправки в кодекс административных правонарушения КОАП и уменьшает штрафы за неоплату грузоперевозок в систем Платон.

    — штраф на водителей транспортных средств и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, — 5 тысяч рублей. При повторном нарушении — 10 тыс. руб.

    Как видно, это гораздо ниже, чем планируемые вначале 450 тыс. и 1 миллион рублей.

    Смотрите ещё одну полезную публикацию на портале ELport.ru:

    Что будет после введения оплаты за грузоперевозки и полного внедрения системы Платон?

    Конечно, такой мерой, как оплата грузоперевозок довольны далеко не все. Сами перевозчики прогнозируют удорожание, говоря, что в итоге все затраты будет покрывать конечный потребитель. По мнению недовольных система Платон может спровоцировать рост цен на продукцию, в том числе, на продукты питания.

    Специалисты Росавтодора провели свои расчеты, согласно которым заметного удорожания от «Платона» быть не должно. Например, по этим расчетам себестоимость литра молока при тарифе 3.06 руб/км вырастет примерно на полторы копейки.

    Впрочем, пока неизвестно, будут ли перевозчики считать так же, как специалисты Росавтодороа или воспользуются своими методиками, дающими совсем другие результаты…

    Плата с грузовиков за проезд по трассам

    • Плата с грузовиков за проезд по трассам
    • Федеральный закон о системе «Платон»
    • Принцип работы системы «Платон»
    • «Платон»: механизм оплаты за проезд
    • Способы внесения средств
    • Маршрутная карта
    • Бортовое устройство
    • Сбор штрафов с грузовиков за бесплатный проезд
    • Карта платных дорог «Платон»
    • Аналоги «Платона» в других странах

    Дороги федерального значения в России объединены в сложную структуру, включающую в себя более 50 000 километров дорог и около 6 000 путепроводов и капитальных мостов, а также множество искусственных конструкций и сооружений. Такая колоссальная система требует постоянного контроля, качественного обслуживания, своевременного ремонта и актуальной модернизации. А на всё это необходимы очень большие капиталовложения.

    Основные факторы, повышающие воздействие на систему федеральных дорог, следующие:

    1. Повышающаяся интенсивность дорожного потока и скорость движения тяжёлых грузовых автомобилей.

    2. Увеличивающиеся масса и осевые нагрузки.

    Данные факторы пагубно сказываются на состоянии федеральных автомобильных дорог, разрушают их постепенно, а это ведёт к постоянно накапливающемуся значительному объёму ремонтных работ.

    Федеральный закон о системе «Платон»

    Система «Платон» (название происходит от сокращённого словосочетания «плата за тонну») была запущена 15.11.2015 года и представляет собой аппарат для взимания платы в счёт возмещения ущерба, который причиняют массивные транспортные средства массой свыше 12 тонн автомобильным дорогам всеобщего пользования федерального значения. Дорожный сбор за каждый пройденный километр составляет 1,53 рубля. Единственным полноправным исполнителем данного федерального законопроекта является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Системный оператор ведёт реестр в виде структурированной пользовательской базы данных по взиманию денежных средств в счёт возмещения ущерба.

    Принцип работы системы «Платон»

    Системой «Платон» обеспечивается сбор, обработка, хранение и передача данных в полностью автоматизированном режиме. Обрабатываемая информация касается транспортных средств с разрешённой фиксированной массой свыше двенадцати тонн и распространяется на все пути общественного пользования федерального значения. Чтобы пользоваться данной системой федеральных дорог, каждый владелец такого автомобиля должен пройти регистрацию вместе со своим транспортным средством в Реестре системы взимания платы.

    Вся информация о передвижении массивного грузового автомобиля собирается при помощи сложного оборудования спутниковой навигации с последующей автоматической обработкой. Это бортовое устройство автовладелец получает в Центре информационной поддержки пользователей (ЦИПП) путём заключения договора о безвозмездном пользовании. Документ заключается с системным оператором. При помощи ГЛОНАСС/GPS определяются и фиксируются координаты движущегося грузового автомобиля. Если же данное устройство не было установлено на автомобиль, необходимо заранее оформить маршрутную карту. Принятые координаты пересылаются в Центр обработки данных (ЦОД) через мобильные сети.

    В ЦОДе происходит просчёт необходимого размера платежа на основании полученных данных по пройденному расстоянию на федеральных трассах страны. Если же маршрут грузовика не пролегает через данные участки или водитель решил проехать по платной дороге, система не учитывает их в расчёт платы за путь.

    Когда зарегистрированный в «Платоне» автомобиль проезжает рамку стационарного контроля, проверяется платёжеспособность владельца на наличие необходимого количества финансовых средств на его расчётном счёте. Это возможно только при наличии бортового оборудования либо маршрутной карты. Плата взимается автоматически. В местах, где стационарные рамки не предусмотрены, присутствуют специально оборудованные машины мобильного контроля.

    «Платон»: механизм оплаты за проезд

    Изначально необходимо пройти обязательную регистрацию в системе. Как мы уже говорили выше, процедура не предусматривает под собой оплаты и является абсолютно бесплатной. Её можно пройти как в любом из центров поддержки, так и онлайн. Для этого необходимо предоставить сведения о владельце транспортного средства, непосредственно о самом автомобиле, а также реальные контактные данные для связи. В течение двух-трёх недель указанные данные тщательно верифицируются. Если проверка успешно пройдена, на имя автовладельца открывается личный кабинет на официальном сайте «Платона». Через него открывается доступ к более полному функционалу системы:

    1. Регистрация нового автомобиля в системе.

    2. Удаление старого автомобиля из системы.

    3. Проведение оплаты.

    4. Подача заявки на получение бортового устройства.

    5. Подача заявки на получение маршрутной карты и многое другое.

    А сейчас мы с вами подробнее разберём, как взимается плата за проезд системой «Платон». Законодательная база системы базируется почти на тридцати нормативных документах. Именно они выступают определяющим фактором тарифов и порядка оплаты проезда, которая проводится по следующим основным принципам:

    • Автомобили с пиковой массой более двенадцати тонн могут ездить по дорогам федерального значения, только если на них установлено соответствующее бортовое оборудование или оформлена маршрутная карта.

    • Оплата проезда фиксированная, и на её размер не влияют такие показатели как экологичность класса транспортного средства, количество осей, загрузка автомобиля и прочее.

    • Перевозить грузы по федеральным дорогам можно только осуществив плату в системе ещё до начала движения по маршруту.

    Перемещения грузового автомобиля и списание средств с личного расчётного счёта производится через стационарные дорожные рамки и машины мобильного контроля. Оплата списывается за каждый пройденный километр пути автоматически. Счёт пополнить можно кредитной картой, путём перевода денежных средств через личный кабинет, через терминал либо центр поддержки пользователей.

    На основании претензий о неудобном механизме проведения оплаты, в апреле 2016 года были внедрены некоторые нововведения. Например, механизм постоплаты. Чтобы иметь возможность им пользоваться, необходимо выполнить следующие условия:

    1. Иметь установленное бортовое устройство.

    2. Быть зарегистрированным в системе «Платон» более двух месяцев.

    3. Иметь статус резидента Российской Федерации.

    4. Не иметь штрафов, просроченных оплат за проезд.

    Решение о предоставлении возможности оплачивать проезд в течение месяца принимается на протяжении недели. Пройденный путь можно будет оплатить в течение месяца, который следует за отчётным, и делать это частями. Главное условие – не просрочивать, так как после этого условия договора постоплаты будут автоматически аннулированы.

    Способы внесения средств

    Единый тариф для всех транспортных средств, превышающих массу 12 т, устанавливается в соответствии с 257-ФЗ, по которому как физические, так и юридические лица обязаны возмещать ущерб дорожному покрытию.

    Пополнение лицевого счёта пользователя системы «Платон» можно осуществить любым удобным для вас способом: банковской картой, наличным платежом, по безналичному расчёту, через терминал, банковским переводом, а также в центре поддержки и обслуживания пользователей. Уточнить реквизиты для проведения платежа можно как онлайн через «Личный кабинет» так и в офисе клиентской поддержки «Платон».

    Маршрутная карта

    Данный документ формируется на основании данных о планируемом маршруте движения, который рассчитывает владелец грузового транспортного средства. Он является законным основанием для формирования платы как возмещающего фактора за вред, наносимый федеральным дорогам общего пользования. Данный факт имеет место быть только при отсутствии установленного бортового устройства.

    Маршрутная карта включает в себя следующие данные:

    — государственный знак регистрации грузового автомобиля.

    — начало срока действия маршрутной карты с точным указанием даты и времени.

    — данные о выдаче маршрутной карты.

    — совокупная протяжённость всех федеральных дорог общего пользования, которые включены в маршрут.

    — описание маршрута, для которого выдан этот документ.

    Маршрутную карту можно оформить:

    1. В одном из официальных центров поддержки пользователей.

    2. Через терминалы.

    3. Через личный кабинет на официальном сайте «Платон» или через мобильное приложение для Android или IOS.

    Оформляя маршрутную карту, владелец грузового автомобиля обязан указать следующие данные:

    — пункты отправления и прибытия, а также ещё до трёх промежуточных маршрутных точек по необходимости.

    — дату и время отправки автомобиля по указанному маршруту.

    — государственный регистрационный знак автомобиля, на который оформляется документ.

    — регистрационный номер свидетельства транспортного средства.

    Бортовое устройство

    Данный аппарат – это ключевой связующий элемент транспортного средства с системой «Платон». Этот небольших размеров прибор необходим для того, чтобы следить за маршрутом передвижения большого грузового автомобиля в автоматическом режиме по дорогам общего пользования федерального значения. Осуществление контроля достигается благодаря использованию спутниковой навигации ГЛОНАСС.

    Бортовое устройство значительно легче в использовании, нежели маршрутная карта. В данном случае нет необходимости быть привязанным к чётко заданному маршруту, так как денежные средства списываются со счёта за каждый пройденный километр. На сегодняшний день выдано около полумиллиона «бортовиков», когда маршрутных карт почти в пятнадцать раз больше.

    Причина такой существенной количественной разницы заключается в отказе прохождения достаточно сложной процедуры получения прибора юридическими лицами. Для физических лиц данная процедура сложности не представляет. Чтобы получить «бортовик» для установки на свой грузовой автомобиль, владелец должен пройти регистрацию в реестре системы. Это полностью бесплатно и осуществляется на официальном сайте «Платона» или в центрах поддержки пользователей. Для этого нужно предоставить следующее:

    1. Паспорт владельца транспортного средства или доверенность от него, ПТС. Для юридических лиц – свидетельство о государственной регистрации.

    2. Если заявка производится онлайн, то потребуется указать также VIN-код, государственный номер автомобиля, модель и марку, а также его максимальную массу.

    3. Контактные данные владельца.

    Далее происходит верификация, о которой мы говорили в одном из предыдущих разделов материала. Можно получать бортовое устройство, но есть один не очень приятный нюанс – нельзя будет получить прибор только через интернет, так как необходимо будет явиться в контактный центр компании. Там заключается договор о безвозмездном пользовании «бортовиком». Для данной процедуры необходимо предоставить копии следующих документов:

    • Для физических лиц – паспорта, либо другого документа, который удостоверяет личность, а также оригиналы.

    • Для юридических лиц – свидетельства о регистрации и постановки на учёт в налоговой.

    • Если юридические лица не являются резидентами Российской Федерации, то все документы должны быть переведены на русский язык и заверены нотариально.

    • Если для получения бортового устройства явилось доверенное лицо владельца транспортного средства, тогда копии всех предоставляемых документов должны быть заверены собственником автомобиля. Должна присутствовать надпись от руки «Верно», инициалы и подпись, дата и печать, а также сведения о нахождении оригинала документа.

    Теперь можно получить бортовое устройство. О его монтаже и использовании можно узнать у специалистов центра поддержки пользователей «Платон». Как видите, ничего такого страшного в процедуре получения бортового устройства нет, просто не всегда всё можно получить «на блюдечке» и нужно немного побегать с документацией.

    А теперь несколько полезных рекомендаций для тех, кто собирается стать новым пользователем системы «Платон», касательно использования бортового устройства:

    1. Помните, что «бортовик» закрепляется за конкретным транспортным средством, а не его владельцем. Установка его на какое-либо другое средство передвижения, не зарегистрированное в системе, влечёт за собой штрафные санкции, ибо является незаконной мерой самовольного поведения.

    2. Когда будете подавать на проверку устройство в контролирующие органы, нужно приложить его паспорт. Будут сверяться номера, и они должны совпадать.

    3. Не размещайте в автомобиле рядом с установленным прибором разного рода экранирующие материалы, так как это может негативно повлиять на связь со спутником.

    4. Если вы заметили в работе устройства что-то, что вас не устраивает, не откладывая в долгий ящик, обращайтесь в центр поддержки. Помните, что передвижение с неисправным бортовым устройством (будь то по вашей вине или нет) незаконно и влечёт наложение штрафа.

    Сбор штрафов с грузовиков за бесплатный проезд

    04.12.2015 года Госдумой РФ был принят законопроект о взимании платы на федеральных дорогах с транспортных средств массой, превышающей двенадцать тонн, и облегчающий наказание за её отсутствие. Принято решение о снижении штрафных санкций почти в сто раз: с 450 тысяч рублей до 5 тысяч. Все автомобильные перевозчики, как физические, так и юридические лица за первое нарушение будут оштрафованы на пять тысяч рублей, за рецидив взыскание будет удвоено. Задействована плоская шкала штрафных санкций, позволяющая сделать правоприменительную практику гораздо более эффективной.

    Карта платных дорог «Платон»

    Сервис «Платон» реализовал оплату всех дорожных маршрутов, которые внесены в карту федеральных дорог РФ. К таковым относятся все дороги между административными центрами. Актуальная карта платных дорог федерального значения доступна на официальном интернет-портале сервиса «Платон». Чтобы облегчить поиск необходимого раздела, предоставляем вам ссылку для перехода.

    Вся карта платных трасс отобразится на экране после того, как будет отмечена галочкой графа «Показать трассы». Оставшиеся графы можно не показывать, чтобы не было нагромождения излишней информации, мешающей ознакомлению с картами маршрутов.

    Аналоги «Платона» в других странах

    В Европе не все государства применяют практику взимания платы за использование дорог. Некоторые страны обязуют водителей оплачивать пройденный отрезок пути, другие предусматривают покупку виньетки. Она являет собой временный документ, с которым водитель имеет право оплачивать проезд на протяжении определённого временного отрезка.

    За участок дороги взимание оплаты производится за пройденное расстояние. Выделяют также и специальную оплату за проезд по мостам, тоннелям и переправу паромами. Взглянув на качество европейских дорог, даже не возникает сомнений по поводу того, что полученные деньги идут на поддержание их качества.

    Оплата за проезд в Европе разнится, но в расчёт берётся доход граждан, так что она сильно не сказывается на их бюджете. Наряду с платными автобанами и трассами существуют и бесплатные аналоги. Платежи вносятся всеми участниками движения в разных государствах по-разному. Существует ценовая сетка для разноклассовых автомобилей. Практика показывает, что наиболее дорогостоящие платные дороги пролегают во Франции. Данные схемы не являются аналогами «Платона», где ориентир направлен только на массивные большегрузы.

    Относительно грузового автомобильного транспорта в европейских странах установились правила уплаты налогов за использование трасс. Учитывается длина пройденного пути грузовиками массой более 3,5 тонн, а также продолжительность использования объектов инфраструктуры.

    Ещё в девяностые комиссия Евросоюза внедрила систему Eurovignette, по которой происходит качественное и гармоничное обобщение налогов с разных стран, входящих в состав ЕС. Она зависит от длительности поездок. Плата взимается как с граждан европейских стран, так и с международных пользователей. Размер оплаты зависит от экологичности транспорта и количества осей.

    Оплату производить очень удобно и доступно через терминалы и кемпинги, а также на заправках и при пересечении границы. Водителю предоставляется сертификат. Контролируется всё таможенной полицией, а неуплата влечёт за собой штраф в трёхкратном размере. Данные о водителях, которые нарушили закон о перевозках, хранятся в базе данных два года. Система Eurovignette постоянно совершенствуется. «Платон» является её аналогом в некоторых аспектах. Только в Европе это больше является мерой поддержания порядка на уже качественных дорогах и магистралях.

    Теперь перечислим конкретнее аналоги российского «Платона» среди других стран:

    • В Германии – это система Toll Collect. Она была введена ещё в 2005 году. Первоначально оплата за пройденные километры взималась, как и в России сегодня, с грузовиков массой более 12 тонн. Сейчас же эта цифра стала значительно меньше – 7,5 тонн. На сайте данной системы можно узнать о дорогах, проезд по которым подлежит оплате. Большегрузы контролируются специальными устройствами OBU.

    • В Австрии сбор средств с грузовых автомобилей начался ещё раньше — в 2004 году. В 2011 году она объединилась с немецкой и стала транснациональной системой TOLL2GO.

    • В Словакии сбор с грузовых автомобилей с массой, превышающей 3,5 тонны, был узаконен в 2010 году. Их передвижение, как и в Германии, контролируется аналогичным OBU прибором.

    Данная система получила название Sky Toll. Её действие распространяется только на некоторые участки дорог. Спустя некоторое время оператор этой системы внедрился и на дороги Венгрии. В Белоруссии в 2013 году заработала система BelToll. Водители грузовиков с массой более 3,5 тонн обязаны оплачивать проезд по некоторым дорогам. Также под категорию плательщиков попадают и все те, чьи машины зарегистрированы за пределами Таможенного союза. Здесь также передвижение автомобилей контролируется бортовыми устройствами.

    Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.