Чарльз Дарвин

Способность краснеть — самое характерное и самое человеческое качество из всех человеческих свойств.

Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.

Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.

Нет ничего более невыносимого, чем безделье.

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

Человек имеет тенденцию к росту в большей степени, чем его средства к существованию.

Размножайтесь, меняйтесь, и пусть сильнейшие выживают, а слабейшие умрут.

Обезьяна, однажды опьянев от бренди, никогда к нему больше не притронется. И в этом обезьяна значительно умнее большинства людей.

Объяснить происхождение жизни на земле только случаем – это как если бы объяснили происхождение словаря взрывом в типографии.

Чарльз Дарвин — цитаты и высказывания

Мужчина превосходит женщину глубиной мысли, силой воображения, здравостью рассудка и достигает большего совершенства, нежели она, в пользовании своими органами чувств и в ловкости рук.

Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет моё постоянное дурное самочувствие.

Я не верю в какое бы то ни было божественное откровение. А что касается загробной жизни, то каждый на свой страх и риск решает для себя эту неопределённую возможность.

Я люблю дурацкие эксперименты. Я и сам их постоянно ставлю.

Если вспомнить, как свирепо нападали на меня представители церкви, кажется забавным, что когда-то я и сам имел намерение стать священником.

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли.

Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого не можешь уважать.

Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным.

Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, ещё не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни.

Порядочная доля скептицизма полезна представителям науки, поскольку позволяет избежать большей потери времени.

Почему Европа поверила в «законы природы»

Исследуя труды святителя Николая Сербского, доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов сделал вывод, что именно в «Науке закона» святитель как никто другой сумел показать пагубные последствия духовно-нравственного ослабления западной церкви для науки

Исследуя труды святителя Николая Сербского, доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов сделал вывод, что именно в «Науке закона» святитель как никто другой сумел показать пагубные последствия духовно-нравственного ослабления западной церкви для науки

Я уже достаточно подробно изложил оценку европейской науки Нового времени, которую дал святитель Николай Сербский. Суть ее в том, что наука объявила о существовании законов природы, которыми и определяется все происходящее в мире — как физическом, так и социальном. Первое время европейская наука еще признавала наличие высшего нравственного закона Бога, а затем постепенно от того признания отошла, назвав это «фантазиями» и «мракобесием».

В XVIII веке благодаря усилиям французских философов-«просветителей» в Европе возобладал дух «натурализма», установилась, по выражению святителя, «диктатура законов» природы». Началась завершающая фаза разрушения европейской цивилизации, которую до этого с определенными оговорками еще можно было называть христианской.

Европейская наука занялась самолюбованием, полагая, что до нее ничего в мире не было. Святитель развеивает эти фантазии: «Наука существовала и прежде европейской науки. На высокой ступени развития стояла наука древнего Египта, Индии и Китая, у вавилонян, персов и мексиканцев. Европа многое переняла или получила в наследство от них. Испокон веков человек изучал себя и мир вокруг себя».

Но при этом европейская наука, заимствовав многое у своих предшественников, исказила и извратила. Результаты наблюдений за природой древних ученых были возведены в ранг законов природы: «Но никогда, ни в одной древней цивилизации люди не считали природу законодателем и не верили в существование законов природы. Древние ученые видели в природе порядок и очередность и называли это порядком и очередностью, а не законами природы» (курсив мой — В.К.). Европейцы же порядок и очередность, выявленные древними учеными в природе, возвели в ранг законов. Тем самым признав, что природа может быть законодателем. Особенно в данном деле постарались философы-революционеры XVII века Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон. До поры до времени философы и ученые стояли на позициях деизма (Бог создал этот материальный мир, а после актов творения удалился на покой), дабы избегать прямых конфликтов с церковью. Следующим шагом было признание природы богом, который сначала затмил, а потом «упразднил» Истинного Бога. Деизм трансформировался в атеизм.

Святитель Николай Сербский попытался разобраться в этом безумии европейской науки. В своей работе «Наука закона» он написал: «Большой интерес представляет вопрос: что соблазнило создателей европейской науки и навело их на мысль порядок и очередность в естественной природе назвать законами? Какие причины побудили их наряду с нравственным законом провозгласить природные законы или, что еще хуже, вообще перенести законы из сферы нравственной в сферу материальную?»

В принципе, к сегодняшнему дню написано немало книг, в которых можно попытаться найти ответы на поставленный вопрос. Это работы, которые условно можно отнести к теме «история науки» и «философия науки». Книг таких — море, причем на иностранных языках на порядок больше, чем на русском. На моей книжной полке я нашел две, относящиеся к теме: Еремеев В. Е. Введение в историю мировой науки и техники: Проспект курса лекций. — М.: Восточная литература, 2012 (304 с.); Минеев В. В. Введение в историю и философию науки — Изд. 4-е.- М. — Берлин: Директ-Медиа, 2014 (639 с.).

Не в обиду будет сказано авторам указанных книг (в общем и целом добротных), но у святителя Николая Сербского все намного проще и понятнее, доступно для любого образованного человека, не занятого по своей работе с историей и философией науки.

Святитель называет две основные причины установления диктатуры законов природы в Европе:

«Кто знает историю религиозных войн в Европе, историю дробления Церкви на множество сект, историю борьбы между клерикализмом и антиклерикализмом, с одной стороны, и кто знает историю научных открытий в современной Европе — с другой, тот может дать достаточно верный ответ на поставленный вопрос. Ответ таков — причин было две: во-первых, ослабление нравственных устоев западной Церкви как носителя и толкователя нравственного закона Бога и, во-вторых, страх людей перед безбрежностью вселенной» (глава XXVI «Сеятели ветра»).

О первой причине — ослаблении духовных и нравственных устоев европейской (а позднее вообще западной) Церкви святитель пишет не только в «Науке закона». Об этом у него каждая вторая проповедь, каждая вторая статья. Можно, в частности, упомянуть его работу «Агония Церкви» (сборник лекций, прочитанных в Вестминстерском аббатстве) и «О западном христианстве» (статья в журнале «Миссионер», 1937, №5).

Справедливости ради следует сказать, что об этом писали и говорили многие богословы и святые Православной Церкви. В частности, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадский, священномученик Иларион Троицкий и многие-многие другие. Об этом пишут даже некоторые представители католической церкви, которые поняли, как далеко церковный либерализм Ватикана увел европейцев от Христа. Могу в качестве примера привести книгу-исповедь католического архиепископа Марселя Лефевра (1905-1991), которая называется «Они предали Его. От либерализма к отступничеству» (пер. с фр. СПб.: «Владимир Даль», 2007. 349 с.).

Но все-таки именно в «Науке закона» святитель как никто другой сумел показать пагубные последствия духовно-нравственного ослабления западной церкви для науки: «Нет ничего опаснее, чем когда клир некой церкви освобождает себя от известных моральных обязательств, но в то же время предписывает их исполнение остальным верующим. Или даже когда строгие и ясные заповеди Божии разбавляют, смягчают и заменяют какими-то обрядами и материальными жертвами, без истинного раскаяния в содеянных грехах и без исправления. Или, наконец, когда деятели Церкви стремятся к политической власти или управлению экономикой или другими сферами в государстве и обществе.

Все известные из истории Западной Европы аномалии природы были не кратковременными, но длились веками, были не единичными и случайными, но систематическими. Не удивительно поэтому, что народы Запада растерялись и пришли в замешательство, и западные ученые вместо попранного нравственного закона Бога начали искать некие другие законы, управляющие миром. Но только они, стараясь избежать одного зла, впали в другое.

И Сам Господь Бог, единственный Законодатель единственного закона, закона нравственного, восстал против подобных аномалий природных в старозаветные времена. Свой гнев он высказал устами пророка Исайи в таких словах: Я пресыщен всесожжениями. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня. не могу терпеть: беззаконие — и празднование! . и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1:11, 13, 15)». (глава XXVI «Сеятели ветра»).

Читая «Науку закона», возникает ощущение, что Господь Бог на этот раз выражает свой гнев устами пророка ХХ века святителя Николая Сербского: «Как же не восстанут и Бог, и люди новозаветной Церкви на Западе против таких же аномалий?»

Вторая причина — открытия новых планет, звезд и галактик в результате появления сильных телескопов.

Небольшая техническая справка: шлифованные стеклянные линзы были известны ещё вавилонянам; наиболее древняя из найденных при раскопках линз относится к VII веку до н.э. Однако прошло два тысячелетия, когда, наконец, появился телескоп. В 1608 году в Голландии была изобретена зрительная труба. Об этом летом 1609 года узнал итальянский физик, математик, астроном и философ Галилео Галилей (1564-1642). Тот самый, кто поддержал идею Коперника о гелиоцентрическом устройстве Вселенной, к тому же он считается основателем экспериментальной физики.

Так вот еще одной из заслуг Галилея является то, что он самостоятельно построил значительно усовершенствованный вариант зрительной трубы, создав первый в мире телескоп-рефрактор. Увеличение телескопа сначала было трёхкратным, позднее Галилей довёл его до 32-кратного.

У людей возникало ощущение того, что Земля — всего лишь песчинка во вселенной. Исчезало постепенно геоцентрическое представление о космосе. Возникал страх перед бесконечностью космоса. Этот страх усиливался по мере охлаждения христианской веры. «Просвещенным» европейцам стало казаться, что вселенная больше Бога. Отсюда возникал страх перед материальным миром, отсюда превращение природы в идола.

Вот фрагмент из главы XXVI «Сеятели ветра», где святитель объясняет вторую причину:

«Другой причиной, как мы уже говорили, был страх перед беспредельностью вселенной. Со времен великих астрономов Коперника и Кеплера пространство вселенной с точки зрения людей, которых они вооружили телескопами, расширилось до неслыханных, наводящих ужас размеров. К тому же и число открытых вновь звезд, да и огромные размеры некоторых из них исполнили души людские жутью и трепетом.

Что есть тогда земля и что — человек на земле?! На фоне немыслимо громадной вселенной земля казалась крохотной песчинкой, затерявшейся на песчаном берегу моря, а человек — неприметной точкой на той песчинке. Для ученых, наблюдавших за необозримой вселенной, и земля, и человек по их шкале ценностей упали почти до нуля. Синайские скрижали закона вновь были разбиты пред идолом по имени Вселенная. Нагорная проповедь была названа мечтами и грезами «лучшего из сынов человеческих».

Европейские исследователи глубин вселенной склонились пред ней, как пред всемогущим идолом. Вселенная казалась им настолько величественной, что и Бога нельзя было представить величественнее нее. И не удивительно, что многие из них провозгласили вселенную единственным божеством, единственным законодателем, единственным источником всех законов. Девиз «Бог или природа» (Deus sive natura) стал верховным кредо многочисленных ученых и философов Европы».

Напомню, что формула «Бог или природа», упомянутая святителем Николаем Сербским, принадлежит философу Нового времени Баруху Спинозе (1632-1677), одному из основоположников рационализма Нового времени, автору философского обоснования так называемого пантеизма.

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». Пантеизм — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир. Deus sive natura — краткая формула пантеизма. Вклад Спинозы в разрушение христианского мировоззрения с помощью троянского коня, называемого «Наука», не меньше, чем упомянутых выше Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона.

А уже следующие поколения философов и ученых обвинили Спинозу в «раздвоенности». Им уже мешал даже тот бог, который был «растворен» в материальном мире. Пантеизм был заменен на материализм и атеизм. Об этом, между прочим, коротко и ясно написал наш российский марксист Г.В. Плеханов (1856-1918), естественно, оценив данное замещение как положительное:

«Спиноза устранил дуализм бога и природы, так как он объявил действия природы действиями бога. Но именно потому, что действия природы являются в его глазах действиями бога, бог остается у него каким-то отдельным от природы существом, лежащим в ее основе. Бог представляется субъектом, природа — предикатом. Философия, окончательно освободившаяся от богословских преданий, должна устранить этот важный недостаток правильной по своему существу философии Спинозы.

«Долой это противоречие! — воскликнул Фейербах; не Deus sive Natura, но aut Deus, aut Natura [Или Бог, или Природа. — В.К.] есть природа истины». (Г. В. Плеханов, Основные вопросы марксизма.).

Людвиг Фейербах. Фото: www.globallookpress.com

Вот, мы, наконец, дошли и до Людвига Фейербаха — кумира Карла Маркса.

Людвиг Фейербах (1804-1872) — немецкий философ, который «очистил» европейское мировоззрение от всяких «примесей» пантеизма, идеализма и клерикализма. В 1845 году классик марксизма написал свои «Тезисы о Фейербахе». Те самые, которые нашему поколению приходилось изучать в вузах на уроках диамата и истмата. «Тезисы о Фейербахе» — самая настоящая ода материализму. Без натяжки можно сказать, что Фейербах оказался предтечей, без которого не могли в Европе появиться три главных лжепророка. Кто они? Святитель Николай Сербский в своей статье «Три призрака европейской цивилизации» (1939 г.) называет их:

«Три фатальных духа европейской цивилизации суть Дарвин, Ницше и Маркс. Дарвин — носитель фатальной естественнонаучной теории. Ницше — носитель фатальной этической теории. Маркс — носитель фатальной социальной теории… Обычные люди, у которых сердце еще выступает цензором и надзирателем истины, ощутили три этих теории как опасные фантазии. Однако большое число европейских интеллектуалов, у которых подавлена сила сердечного восприятия истины, отнеслись к этим теориям со всей серьезностью, как к великим откровениям. В наши дни мы ясно наблюдаем, что сердце народа было право, а разум интеллектуалов оказался недальновидным судией. Ведь именно теперь выходят наружу горькие и судьбоносные плоды этих теорий, вследствие чего европейская цивилизация покрыта густым и тяжким мраком, а весь мир оказался на краю пропасти, варварства и гибели».

Святитель Николай Сербский на примере Европы показывает нам, что любые отклонения от догматов христианства и забвение высшего нравственного закона, данного Богом, кончаются трагически.

Преследование Дарвина

Роджер В. Сандерс

Дарвин был продуктом, как своего времени, так и своего собственного характера. Как и все мы, он пытался постичь мир, в котором жил. Однако истинное познание мира начинается с доверия Богу и Его Слову. К сожалению, наша природа восстает против любящего Творца.

«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» — 1 Тимофею 2:3–4

«Богоненавистник Дарвин твердо решил перевернуть всю суть Христианской культуры» — именно так думают о Дарвине многие христиане. Но давайте копнем глубже.

На самом деле это сделать очень легко, так как с раннего возраста и до самой смерти Дарвин вел личные записи. Когда мы пытаемся докопаться до истины, мы видим не жестокого и страшного человека, а интеллектуала, который вынес на поверхность многие противоречия и конфликты, преобладающие в британской культуре Викторианской эпохи. Это был такой же человек, как и все, человек, которого Бог хотел спасти. Даже светские биографы неосознанно заявляют: «Бог преследовал Дарвина». 1

Что двигало Дарвином?

Чарльз рос в зажиточной семье, принадлежащей к среднему классу. Мама умерла, когда ему было восемь лет, из-за чего Чарльз был очень подавлен, а с отцом, успешным доктором, они не были эмоционально близки. Тем не менее, скоро Чарльз научился, как можно заставить «Доктора» дать ему то, чего ему хотелось. Позднее, когда Чарльз вырос, он часто применял этот особый талант для того, чтобы заручаться поддержкой своих коллег и склонять их к своему мнению.

Несмотря на то, что он был спокойным и имел хорошие манеры, все же Дарвин был эгоцентричной личностью. Например, когда он перечислил однажды около двадцати доводов за и против того, чтобы продолжать ему ухаживать и жениться, все доводы касались его удобства и безопасности.

«Теперь мне кажется смешно, что когда-то я собирался стать священником. Не то, чтобы я формально отступился от своего намерения и желания моего отца стать священником, это желание просто умерло естественной смертью после того, как я уехал из Кембриджа и в качестве натуралиста оказался на Бигле». — Автобиография Чарльза Дарвина (1876)

Несмотря на его эгоистичность, Чарльз мог быть и щедрым. Большую часть своей жизни он поддерживал южно-американскую миссию, которая благовествовала местным жителям архипелага Огненная Земля. Его вовсе не волновали их души, он просто хотел, чтобы эти «дикари», которых он повстречал во время своего путешествия на Бигле, имели лучшую жизнь. Несмотря на то, что он не посещал церковь в деревеньке Доун, он стал близким другом приходского священника, и деревенские жители считали его добрым и великодушным заступником прихожан.

Как и многие представители науки, Дарвин воспринимал себя довольно серьезно. В его ранние годы это проявлялось, когда он пытался угождать своим настоятелям и воспитателям. Будучи взрослым человеком, который имеет множество ответственных дел, он больше внимания уделял профессиональному, социальному, политическому и экономическому успеху. По мере того как развивались его идеи после путешествия на Бигле, он не знал, что ему делать: открыто заявить о своих взглядах или втайне вынашивать их, пока не наступит благоприятное время, чтобы открытие этих идей не разрушило его и его семью.

Будучи мальчиком, Чарльз прочесывал побережья, холмы и леса в поисках ракушек и жуков. Именно с этого времени у него заложилась любовь к составлению каталогов найденных образцов и записыванию информации. Во время путешествия на Бигле около пяти лет (1831–36), он довел эти навыки до совершенства, чтобы обогатить запасы музея Англии и гарантировать, что его сразу примут в научные круги после его возвращения. Позднее, эти же самые навыки превратили его в человека, который сам собирает, анализирует, описывает и теоретически оценивает свои собранные образцы.

Дневник Дарвина, который он писал во время путешествия под названием Путешествие на Бигле, имел мгновенный успех. Тридцатилетняя знаменитость наслаждалась вниманием, которая обрушилась на него со стороны лондонских интеллектуальных кругов, пока его не начали беспокоить сильные боли в области желудка. Это стало причиной того, что он уединился со своей семьей в деревеньке Даун, и настаивал, чтобы коллеги встречались с ним только с глазу на глаз.

Дарвин путешествовал по миру около пяти лет на корабле под названием Бигль (1831–36). Публикация описания его путешествия, Путешествие на Бигле (1839), принесла тридцатилетнему Дарвину признание. Свою знаменитую работу Происхождение видов он издал примерно на двадцать лет позже (1859).

О наследственности становилось известно все больше, и Дарвин подозревал, что его хроническое заболевание носит наследственный характер, потому что его родители были двоюродными родственниками. Так как он женился на своей двоюродной сестре, он обвинял себя в том, что признаки его болезни начали проявляться у его детей. Кроме того, мог сыграть роль и большой стресс. 2 Он вынужден был скрывать свои мысли от профессионального мира, который изгнал бы его, если бы обо всем стало известно. В 1844 году он, наконец, раскрыл свою теорию коллеге, которому мог доверять и признался, что для него это было подобно «признанию в убийстве». 3

Кто повлиял на Дарвина?

Несмотря на то, что Дарвин общался с эволюционистами и антирелигиозно настроенными учеными, такими как Роберт Грант, Томас Хаксли и его дилетант брат Эразм, некоторые люди, с которыми Бог сблизил его, показывают, как Бог искал спасти Дарвина. Его отец, Доктор, отрекся от атеистических учений деда Дарвина Эразма, когда имя Дарвина стало больше ассоциироваться с богатством, респектабельностью и политкорректностью. Вместо этого он обернул своего сына, Чарльза в формальное англиканское образование, которое было очень сильно пропитано Писанием и Христианской ортодоксальностью.

Годы спустя Дарвин вспоминал, что когда он отправлялся учиться в Кембридж, он «полностью принял» апостольский символ веры или, по крайней мере, «не имел никакого желания оспаривать вероучение». 4 Чарльз особенно сблизился с Христианскими наставниками, такими как ботаник преподобный Джон Генслоу и геолог преподобный Адам Седвик, и друзьями, такими как страстный евангелист Роберт Фитцроу, капитан Бигля. Однако самыми близкими были «женщины семейства Веджвуд» — его мать, сестры, жена и дочери. Несмотря на то, что они были унитарианцами, 5 они продолжали говорить с Дарвином о вечности. К тому времени, как Чарльз и Эмма поженились, он уже сомневался в личных отношениях с Богом, во вдохновенности Библии, душе и вечности.

Дарвин перевез свою семью в Даун в 1842 году. Здесь он продолжил работать над своей теорией, которая навсегда должна была изменить научное общество.

Опасаясь, что Чарльз подобно ветви будет брошен в огонь, Эмма пыталась убедить его через письма, в которых она умоляла его серьезно принять слова, которые Иисус сказал во время вечери в Иоанна 13–17 (б). В ее, по словам Дарвина, «красивом письме», она писала: «Ты подвергаешь себя большой опасности, когда отказываешься от Божьего откровения. . . и от того, что было сделано для тебя и для всего мира. . . . Я была бы самой несчастной, если бы знала, что мы не проведем вечность вместе».

Он хранил это письмо всю свою жизнь, и в ответ ей он набросал лишь пару строк: «Когда я умру, знай, что я много раз читал твое письмо и плакал над ним» . 7 Через силу Святого Писания, которым Эмма с любовью делилась с ним (и несмотря на ее собственную личное доктринальное заблуждение), Бог показывал ему путь спасения.

Продукт своего времени

Хотя Бог снова и снова привлекал внимание Дарвина через его знакомство с Писанием, он все-таки сопротивлялся. Частично его сопротивление было результатом того, что он был продуктом культуры, которая противостояла библейскому авторитету несмотря на то, что и носила название Христианской. В частности большая часть британских священников и церковных ученых были сторонниками естественной теологии — представления о Боге, которое зародилось в конце 1600-ых годов. Во времена молодости Дарвина они утверждали, что мы можем видеть Бога и Его качества только благодаря человеческому мышлению, без помощи Писания. 8 Этот ошибочный подход привел к трем основным концепциям естественной теологии, которые подорвали авторитет Библии:

Творение является неизменным; в противном случае изменилось бы откровение Бога и мы не могли бы знать Его.

Проблема: такое утверждение отрицает грехопадение Адама и Потоп и последствия этих событий.

Творению было дано право существовать самому по себе в соответствии с неизменными законами природы, которые всегда действовали одинаково, как и сегодня.

Проблема: такое утверждение отрицает, что чудеса могут происходить.

Всякий раз, как Библия расходится с наукой, Бог подгоняет слова в Библии под примитивное мышление древнего человека, и наука должна приниматься как истинное объяснение.

Проблема: Наука превосходит Писание.

Основываясь на эту ошибочную теологию, научная догма Дарвиновских времен гласила, что виды не могу изменяться, даже, несмотря на то, что Библия никогда не заявляет об этом. С другой стороны, люди могли видеть, что земля меняется: реки разливаются, породы эродируют, вулканы извергаются, а землетрясения меняют ландшафт. Следовательно, они пришли к выводу, что земля изменилась со времени сотворения, но очень медленно и с помощью вот этих вот процессов. Так как во многих местах осадочные породы очень толстые, большинство научных исследователей начала 1800-ых годов заключили, что эти геологические изменения происходили на протяжении миллионов лет. Почти никто из них не верил в буквальный глобальный Потоп и все, что он подразумевал, т.е. быстрые изменения. 9

Так что когда Дарвин взошел на палубу Бигля, он был наполовину «креационистом», созданным наукой того времени. Он верил, что земле миллионы лет, 10 что виды организмов никогда не менялись (хотя и не было известно когда они были сотворены), и что Библия не говорит ничего существенного по этому поводу. Он принадлежал к финансово привилегированному классу и жаждал признания со стороны аристократического научного общества, а также с недоверием относился к социальным радикалам и революционерам.

Одна из страниц его дневника содержит наброски предварительного размышления Дарвина об общем происхождении.

Дарвин был научен тому, чтобы думать. Проблема заключалась в том, что он начал с неправильных предположений, не понимая Писания. Поэтому когда Бигль проходил мимо заполненных ископаемыми пластами, эродированными долинами, уникальной островной фауной и погруженных в воду вулканов, он видел природу так, как в Англии его никто и никогда не учил видеть. Он видел виды, как продукт изменения, но не изменения, которое наступило после глобального Потопа. Он видел пласты породы как продукт процессов, но не процессов, которые берут начало со времен библейской катастрофы. Он видел разнообразные роды растений и животных, но не смог рассмотреть бездну между различными «сотворенными родами», которые первоначально были сотворены Богом.

Но, наверное, самое важное, чего Дарвин не мог понять, это то, как милостивый и любящий Бог мог допустить, чтобы в мире природы и среди людей существовали такие явления, как смерть и страдания. Согласно естественной теологии, смерть и страдания всегда были частью природы с начала сотворения. Если так, то этот Бог был не Богом Христианства или Библии, а бесчувственным и далеким и всего лишь тем, кто сотворил все отправные точки материи и законы природы. На основе всего этого Дарвин пришел к выводу, что все разнообразие жизни развивалось постепенно, и Бог не имел к этому никакого отношения.

И уж если Дарвин смог показать, что виды на самом деле изменяются и предложить законы природы, согласно которым образуются новые виды, то он смог бы убедить своих коллег в том, что эволюция истинна. Для правящего класса и духовных ученых, которые уже пошли на компромисс и уверовали в древность земли, последним барьером на пути к принятию эволюции оставалась небиблейская концепция неизменности вида. Дарвин был настолько идеальным продуктом своего времени, что, несмотря на все годы беспокойства и болезни, его научные аргументы, изложенные в работе Происхождение видов, убедили почти всех его коллег.

Всякий раз, когда Писание что-либо говорило о науке, большинство британских христиан не доверяли ему, считая, что наука имеет больше авторитета, чем Писание. Поэтому эволюция не вызвала никакого конфликта. Ученые в основном приняли эволюцию как Божий путь создания, длящийся долгое время, несмотря на то, что она предусматривает тяжелую смерть и страдания на протяжении миллионов лет. Фактически эволюция стала вопросом национальной гордости. Для британской элиты, викторианская Англия свидетельствовала о тех высотах, до которых эволюция может донести человеческий интеллект и власть.

Осознавал ли Дарвин, что его предположения и идеи отображали отвержение авторитета Писания в каждой области, которой оно касалось, включая науку? Несомненно, да, но его, кажется, не очень это волновало; недостаток авторитета Писания было частью религиозного воспитания и научного обучения, которые он получил от родителей, учителей и коллег. Поэтому для него это не было основной проблемой.

Понимал ли он, какие философские последствия будут иметь его идеи? Определенно — его тайные дневники, которые он не осмеливался показывать даже его близким друзьям, показывают, что он боролся с фактом, что эволюция может подорвать веру людей в Бога. Но он, кажется, был больше обеспокоен тем, какое влияние может оказать подрывание веры других людей на него и его общественное положение, а вовсе не то, что это будет значить для других людей.

Несмотря на то, что Дарвин пытался понять происхождение форм жизни чисто с научной позиции, он никогда так и не смог разрешить религиозные вопросы. Участвует ли Бог во всех этих процессах или существует ли он вообще? Была ли жертвенная смерть Иисуса бессмысленной?

И, хотя Бог преследовал Дарвина достаточно, чтобы тот знал, где искать ответы на вопросы, он никогда не обращался к Библии, чтобы найти эти ответы. Он предпочел не заглядывать туда.

Наиболее часто задаваемые вопросы о Дарвине

Дарвин учился на ученого? Да и нет. В те дни никто не учился на ученого.

Обучение включало такие области, как медицина, гуманитарные науки или теология, а заниматься наукой было чем-то вроде хобби. Дарвин начал изучать медицину в Эдинбурге, а закончил обучение в Кембридже, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в надежде стать приходским священником. Учась в школе, ему больше всех давалась естественная история, которую ему лично преподавали профессора медицины и теологии, известные как опытные геологи, зоологи и ботаники.

Были ли родители и прародители Дарвина эволюционистами?

Дед Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, доктор, был политическим вольнодумцем, преданным эволюционным идеям. Дедушка по линии матери Джосая Веджвуд был зажиточным промышленником и другом Эразма, но имел унитарианские взгляды и был немного обеспокоен этим вопросом. Его дед Роберт Дарвин стремился к благопристойности и не высказывал публично свои взгляды по этому вопросу.

Какое отношение имеет Бигль к Дарвину?

Огромное! По рекомендации преподобного Джона Хенслоу, Дарвин был приглашен в поездку на британском корабле под названием Бигль, с целью исследования побережья Южной Америки. Капитан, аристократ Роберт Фитцрой, хотел, чтобы на борту его корабля был такой джентльмен, который бы проводил исследования в области естествознания и с которым он мог бы подружиться. Дарвин сполна использовал эту возможность, чтобы получить признание как опытный геолог и биолог.

Что говорится в работе Происхождение видов о происхождении человека?

Ничего. На самом деле Дарвин знал, что в 1859 году этот вопрос был самым горячо обсуждаемым вопросом. Он подождал, пока научное общество приняло теорию эволюции, а затем в 1871 году он опубликовал свою работу Происхождение человека.

Что общего у зябликов и Дарвина?

На Галапагосских островах Дарвин собрал коллекцию из множества видов птиц. Он счел образцы этих птиц неясными и понял, что все они были разновидностями зябликов уже после того, как вернулся в Англию и исследовал их. Однако Дарвин сразу же установил, что обнаруженный им на острове вид пересмешника принадлежит одной неустойчивой группе, что заставило его сомневаться в том, что виды не могут изменяться.

Раскаялся ли Дарвин перед смертью?

Нет. Этот слух пустила леди Элизабет Хоуп, которая во время миссионерской поездки в те края, где жил Дарвин, навестила однажды его за шесть месяцев до его смерти. Ее история была опубликована в издании Baptist Watchman-Examiner в 1915 году, после того как она иммигрировала в США, она на протяжении многих лет активно писала брошюры с проповедями. Она без сомнений приукрасила свою историю, которая сводилась к тому, что леди Элизабет Хоуп видела, как Дарвин читает Библию (что вполне могло быть правдой, учитывая его интерес к сравниванию философий). Она говорила о его восхищении Писанием, но не сказала, что он покаялся перед смертью или отказался от эволюции. 11

Почему Дарвин похоронен в Вестминстерском монастыре?

На этом настояли его ученики. Дарвина должны были похоронить на кладбище в деревеньке Даун. Однако его кузин Фрэнсис Галтон и «дарвиновский бульдог» Томас Хаксли успешно воспользовались своим влиянием в научных и политических кругах и написали петицию в Парламент с просьбой разрешить похоронить Дарвина в самой известной англиканской церкви Лондона.

Доктор Роджер Сандерс получил степень доктора наук в области ботаники в Техасском университете. На сегодня он является доцентом в колледже Брайана и заместителем директора центра исследований происхождения.

Ссылки и примечания

  • Одной из самой читаемых книг (из которой взята большая часть этой статьи) является книга: Дарвин: жизнь измученного эволюциониста, под редакцией A. Десмонда и Д. Мура (Нью-Йорк: издательство Norton & Co., 1994). Вернуться к тексту.
  • Медицинский характер заболевания Дарвина продолжает вызывать споры. Смотрите: Р. Колп, Дж., Быть инвалидом: болезнь Чарльза Дарвина (Чикаго: издательство University of Chicago Press, 1977), которые говорят о том, что стресс был основной причиной этого заболевания; A. K. Кемпбелл и С. Б. Мэтьюс, Раскрыта тайна болезни Дарвина, журнал Postgrad. Med. J. 81 (2005): 248–251, которые утверждают, что это была непереносимость лактозы, усиленная депрессией. Вернуться к тексту.
  • В письме к Д. Д. Хукеру; смотрите ссылку 1, сс. 314–315. Вернуться к тексту.
  • Автобиография Чарльза Дарвина: 1809–1882, под редакцией Н. Барлоу, с восстановленными первоначальными пропусками (Нью-Йорк: издательство Norton & Co., 1958), с. 57. Вернуться к тексту.
  • Неясно, во что верила семья Веджвуд, будучи унитарианцами. Возможно, что они были просто антитринитариями и верили в то, что Бог был воплощен в Христа, когда тот находился на земле, однако они все же считали, что Он – единственный путь к спасению. По крайней мере, он не были активными сторонниками универсалистских учений. Вернуться к тексту.
  • Ссылка 1, сс. 270–271. Вернуться к тексту.
  • Ссылка 4, с. 237. Вернуться к тексту.
  • Это должна была быть предпосылка к исследованию откровения Писания (Смотрите В. Палей, Естественная теология: или свидетельства существования и качества Бога, 12-е изд., издательство D. Faulder, Лондон, 1809). Однако, искаженные натуралистические объяснения таких вещей, как смерть и болезни, привело к неразрешимым несоответствиям со Святым Писанием. Вернуться к тексту.
  • Незначительная часть геологов продолжают верить в то, что Ноев Потоп является причиной основных геологических образований. Смотрите T. Мортенсон, Огромный переломный момент: большая ошибка, которую допускала церковь в вопросе геологии еще до Дарвина (Грин-Форест, Аризона: издательство Master Books, 2004). Вернуться к тексту.
  • Дарвин унаследовал идею о том, что земля древняя, от Седвика, который считал, что земля приобрела свою форму благодаря периодическим региональным катастрофам. Однако Дарвин взял с собой на Бигль книгу Чарльза Лайеля «Основы геологии» (том 1, Мюррей, 1830), которая изменила его мнение и сделала из него сторонника градуалистической и униформистской геологии всего за несколько недель путешествия (ссылка 1, сс. 116–118). Вернуться к тексту.
  • Для получения дополнительной информации смотрите Д. Мур, Легенда о Дарвине (Гранд-Рапидс, Мичиган, издательство Baker Books, 1994). Вернуться к тексту.
  • Законы природы дарвин

    Дарвин провел 7 лет в школе доктора Батлера, в которой, как упоминал, его жизнь была нелегкой; кроме того, его не увлекали науки, включенные в официальную программу, он любил поэзию и литературу, древние языки его не интересовали (у него не было к ним способностей), то же самое можно было сказать о химии и геометрии. Преподаватели считали Чарльза учеником ниже среднего уровня. «Чарльз, – говаривал его отец, – не думает ни о чем, кроме охоты, собак и ловли крыс, он покрывает стыдом себя и всю семью Дарвинов».

    Когда Чарльзу исполнилось 16 лет, отец пожелал, чтобы он получил медицинское образование. И молодой Дарвин поступил на медицинский факультет в Эдинбурге, где в свободное время собирал раковины, систематизировал коллекцию жуков, изучал развитие и жизнь пиявок, с увлечением наблюдал повадки птиц, самостоятельно занимался естествознанием, много читал.

    Через два года отец, видя равнодушие Чарльза к медицине, отец настоял на поступлении сына на теологический факультет Кембриджского университета, однако пастором Дарвин не стал. Позже он считал проведенные в Кембридже три года, посвященные теологии, потерянными годами, как, впрочем, и два года в Эдинбурге, и гораздо больше лет в школе доктора Батлера. Но в Эдинбурге, по крайней мере, у Дарвина развились способности к научным исследованиям. Он углубил там свои знания природы.

    Особую симпатию чувствовал Дарвин к двум молодым ученым: ботанику Генслоу и зоологу Гранту. Это они ввели Дарвина в среду ученых Эдинбурга, вели с ним долгие дискуссии, приглашали на собрания членов различных обществ и кружков, на которых знаменитые профессора читали научные доклады. Во время пребывания в Кембридже Дарвин заинтересовался работами великого английского астронома Гершеля, который установил принципы исследования явлений природы, и увлекся трудом Лайеля «Основы геологии». Книгу Лайеля он прочел накануне отправления в кругосветное путешествие перед отъездом из Кембриджа. Столь же живо интересовался Дарвин лекциями профессора Генслоу, под влиянием которого стал стремиться к самостоятельным исследованиям.

    Большое впечатление произвела на него книга знаменитого путешественника Александра Гумбольдта. Об этой книге он писал позднее в знаменитом «Путешествии натуралиста»: «Ничто так не воспитывает молодого натуралиста, как путешествие в далекие страны». Именно поэтому в один прекрасный день 1831 г. Дарвин очутился на корабле «Бигл», отправлявшемся в южные моря для океанографических исследований.

    Так 22-летний молодой человек, решившись совершить далекое путешествие, стал на долгий и тяжелый путь исследователя. Путешествие на «Бигле» продолжалось (с перерывом) 5 лет и решило судьбу Дарвина. Во время этого путешествия у Дарвина зародилась идея эволюции – собственная свежая концепция, исправлявшая или улучшавшая взгляды и аргументы его предшественников. Идея Дарвина объясняла законы развития жизни лучше, чем какая-либо другая теория. Объясняла, но. Дарвин первоначально сам испугался своих мыслей. Он скрывал их в течение 20 лет. Он не смел навлечь на себя мощные силы умственного консерватизма своих ученых коллег, интеллигенции.

    Этому нельзя удивляться, ведь речь шла о научной революции, о полном перевороте в мировоззрении. Осенью 1842 г. Чарльз Дарвин с семьей поселился в Доуне близ Лондона. С тех пор на протяжении 40 лет Доун был центром, откуда в мир проникали гениальные идеи, оказавшие мощное влияние на естествознание второй половины XIX века. В Доуне Дарвин написал все свои крупные труды.

    Здесь же в окончательной форме появилась его оригинальная теория эволюции. Этой теории была посвящена его книга » Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Свой труд Дарвин опубликовал только в 1859 г., т.е. тогда, когда в его распоряжении было достаточно доказательств, находившихся в согласии с новыми открытиями в естествознании, всесторонне обосновывающими все тезисы новой теории. На то, чтобы собрать эти доказательства, Дарвину пришлось потратить более 20 лет напряженного труда.

    Теория Дарвина — доказательства и опровержение теории происхождения человека

    В 1859 году был опубликован труд английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина – «Происхождение видов». С тех пор эволюционная теория является ключевой в объяснении законов развития органического мира. Ее преподают в школах на уроках биологии, и даже некоторые церкви признали ее состоятельность.

    Что такое теория Дарвина?

    Теория эволюции Дарвина – это концепция о том, что все организмы происходят от общего предка. Она подчеркивает натуралистическое происхождение жизни с изменением. Сложные существа эволюционирует от более простых, на это требуется время. В генетическом коде организма происходят случайные мутации, полезные сохраняются, помогая выживать. Со временем они накапливаются, и результат – другой вид, не просто вариация оригинала, а совершенно новое существо.

    Основные положения теории Дарвина

    Теория Дарвина о происхождении человека включена в общую об эволюционном развитии живой природы. Дарвин считал, что Homo Sapiens произошел от нижестоящей формы жизни и имеет общего предка с обезьяной. К его появлению привели те же законы, благодаря которым появились другие организмы. В основе эволюционной концепции лежат следующие принципы:

    1. Перепроизводство. Видовые популяции остаются стабильными, потому что небольшая часть потомства выживает и размножается.
    2. Борьба за выживание. Дети каждого поколения должны соревноваться, чтобы выжить.
    3. Приспособление. Адаптация — унаследованная черта, которая увеличивает вероятность выживания и размножения в определенной среде.
    4. Естественный отбор. Окружающая среда «выбирает» живых организмов с более подходящими чертами. Потомство наследует лучшее, и вид совершенствуется для конкретной среды обитания.
    5. Видообразование. На протяжении поколений постепенно нарастают полезные мутации, а плохие исчезают. Со временем накопленные изменения становятся так велики, что в результате получается новый вид.
    6. Теория Дарвина – правда или вымысел?

      Эволюционная теория Дарвина – предмет многочисленных споров уже на протяжении многих веков. С одной стороны, ученые могут рассказать, какими были древние киты, но с другой — им не хватает ископаемых доказательств. Креационисты (приверженцы божественного происхождения мира) воспринимают это как доказательство, что эволюции не было. Они издеваются над идеей, что когда-либо существовал сухопутный кит.

      Доказательства теории Дарвина

      К радости дарвинистов, в 1994 году палеонтологи нашли ископаемые останки амбулоцетуса, ходящего кита. Перепончатые передние лапы помогали ему передвигаться по суше, а мощные задние и хвост – ловко плавать. В последние годы находят все больше останков переходных видов, так называемых «пропавших звеньев». Так, теория Чарльза Дарвина о происхождении человека была подкреплена находкой останков питекантропа, промежуточного вида между обезьяной и человеком. Помимо палеонтологических есть и другие доказательства эволюционной теории:

    7. Морфологические – согласно дарвиновской теории каждый новый организм не создается природой с нуля, все происходят от общего предка. Например, сходное строение лап крота и крыльев летучей мыши не объясняется с точки зрения полезности, вероятно, они получили его от общего предка. Сюда же можно отнести пятипалые конечности, схожее ротовое строение у разных насекомых, атавизмы, рудименты (органы, утратившие значение в процессе эволюции).
    8. Эмбриологические – у всех позвоночных наблюдается огромное сходство зародышей. У человеческого детеныша, пробывшего в утробе один месяц, присутствуют жаберные мешки. Это свидетельствует о том, что предки были водными жителями.
    9. Молекулярно-генетические и биохимические – единство жизни на уровне биохимии. Если бы все организмы не происходили от одного предка, они бы имели собственный генетический код, но ДНК всех существ состоят из 4 нуклеотидов, а их в природе свыше 100.
    10. Опровержение теории Дарвина

      Теория Дарвина недоказуема – только этого момента достаточно для критиков, чтобы подвергнуть сомнению всю ее состоятельность. Никто никогда не наблюдал макроэволюции – не видел, как один вид преобразовался в другой. И вообще, когда хоть одна обезьяна уже превратится в человека? Этим вопросом задаются все сомневающиеся в верности доводов Дарвина.

      Факты, опровергающие теорию Дарвина:

      1. Исследования показали, что планете Земля примерно 20-30 тысяч лет. Об этом в последнее время говорят многие геологи, изучающие количество космической пыли на нашей планете, возраст рек и гор. Эволюция по Дарвину же занимала миллиарды лет.
      2. У человека 46 хромосом, а у обезьяны – 48. Это никак не укладывается в идею о том, что человек и обезьяна имели общего предка. «Растеряв» хромосомы по пути от обезьяны, вид не мог эволюционировать в разумный. За последние несколько тысяч лет не один кит не вышел на сушу, и не одна обезьяна не превратилась в человека.
      3. Природная красота, к которой, например, антидарвинисты относят павлиний хвост, не имеет ничего общего с полезностью. Была бы эволюция – мир населяли бы монстры.
      4. Теория Дарвина и современная наука

        Эволюционная теория Дарвина увидела свет, когда ученые еще ничего не знали о генах. Дарвин наблюдал закономерность эволюции, но не знал о механизме. В начале XX века начинает развиваться генетика — открывают хромосомы и гены, позже расшифровывают молекулу ДНК. Для одних ученых теория Дарвина опровергнута – строение организмов оказалось более сложным, а количество хромосом у человека и обезьян — разным.

        Но сторонники дарвинизма заявляют, что Дарвин никогда и не говорил о том, что человек произошел от обезьяны – они имеют общего предка. Открытие генов для дарвинистов дало толчок развитию синтетической теории эволюции (включение генетики в теорию Дарвина). Физические и поведенческие изменения, которые делают возможным естественный отбор, происходят на уровне ДНК и генов. Такие изменения называются мутациями. Мутации — это сырье, на котором эволюция действует.

        Теория Дарвина – интересные факты

        Теория эволюции Чарльза Дарвина – это труд человека, который, отказавшись от профессии врача из-за боязни крови, пошел изучать богословие. Еще несколько любопытных фактов:

      5. Фраза «выживает сильнейший» принадлежит современнику и единомышленнику Дарвина – Герберту Спенсеру.
      6. Чарльз Дарвин не только изучал экзотические виды животных, но и обедал ими.
      7. Англиканская церковь официально извинилась перед автором теории эволюции, правда через 126 лет после его смерти.

      Теория Дарвина и христианство

      На первый взгляд, суть теории Дарвина противоречит божественному мирозданию. В свое время религиозная среда восприняла враждебно новые идеи. Сам Дарвин в процессе работы перестал быть верующим. Но сейчас многие представители христианства пришли к выводу, что может быть реальное примирение – есть те, кто имеет религиозные убеждения и не отрицает эволюцию. Католическая и англиканская церкви приняли теорию Дарвина, объяснив, что Бог как создатель дал толчок началу жизни, а после она развивалась естественным образом. Православное крыло по прежнему недружелюбно к дарвинистам.