Содержание:

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
  • Какие организации платят земельный налог?

    Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

    Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

    Объект налогообложения по земельному налогу

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

    • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
    • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
    • земельные участки из состава земель лесного фонда;
    • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
    • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
    • Налоговая база по земельному налогу

      Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

      Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

    • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
    • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.
    • Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

      Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

      Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

      Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

      Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

      Налоговый и отчетный период по земельному налогу

      Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

      Налоговая ставка по земельному налогу

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

      Ставки не могут превышать:

      — 0,3 %

    • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
    • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
    • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
    • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
    • — 1,5 % для прочих земельных участков.

      По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

      Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

      Налоговые льготы по земельному налогу

      От налогообложения освобождаются:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
    • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов;
    • «сколковцы».
    • Полный список сморите здесь.

      Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

      Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

    • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
    • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
    • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.
    • Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

      Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

      Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

      По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

      Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

      Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

      Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

    • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
    • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.
    • Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

      Когда сдавать декларацию по земельному налогу

      Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

      Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

      Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

      Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

      Земельный налог для юридических лиц: рассчитываем сумму налога

      Три типа налоговых сборов имеют место на территории всей Российской Федерации – речь идёт о местных, региональных и федеральных. Налог на землю, о котором мы поговорим в этой статье, относится к категории местной, и, как говорится в статье №15 НК РФ, его расчёт и выплаты регулируются кодексами и актами права властных органов населённых пунктов. Сбор этот обязаны платить жители городских округов и поселений. Плательщиками данного сбора являются лица физические и юридические, обладающие имущественным правом (собственности), правом использования или наследования, позволяющих им владеть участками земли, различными по площади. Земельный налог для юридических лиц начисляется в том случае, если имеют землю именно в пользовании без срока или в полном владении. Статьи №394, 396 и 390 НК страны подробно описывают, что есть земельный налог для юридических лиц. В тексте ниже мы расскажем, какие ставки применяются к этому виду сбора, разберём механизмы расчёта суммы налога, поговорим об особенностях выплат и о том, какие санкции предусматривает государство юрлицам-неплательщикам.

      Земельный налог для юридических лиц

      Налог на землю: кто платит?

      Мы разобрались, что налог на землю – это местный налог, который, соответственно, и контролируется законодательством местным. Выплачивать его обязаны собственники участков. Так как от года к году законодательство меняет некоторые пункты в налоговых выплатах, вводит возможность получать льготы, нелишним будет разобраться, кто и как именно вышеназванный налог должен уплачивать. При планировании своего бюджета не лишним будет оценить свои налоговые обязательства перед государством.

      Земельный налог выплачивают как простые граждане – физлица, так и различные фирмы, компании, корпорации – лица юридические. Чтобы безошибочно определить размер, временные рамки платежей и ставку, по которой исчисляется сбор, необходимо выявить — интерпретируется ли буквой закона конкретная земельная площадь как объект налогов и предусматриваются ли льготы или послабления на уплату.

      Физическое лицо, призванное государством выплачивать земельный налог, не привязано к определению гражданства. То есть эта обязанность вменена как резидентам, так и нерезидентам страны. Отдельные сборы в этом плане могут различаться по ставкам для россиян и иностранцев, касательно же сбора на землю и первые, и вторые платить обязаны.

      Кто является налоговым резидентом Российской Федерации? В этом поможет разобраться наша статья. В ней рассмотрим, от чего зависит налоговый статус, документы для подтверждения, а также нормативную базу для резидентов и нерезидентов.

      Пример: если гражданин США Джон Паул на законных основаниях распоряжается наделом земли, засаженным яблоневым садом в Подмосковье, он обязан уплатить земельный налог по правилам НК России.

      Соответственно, и сбором облагаются лишь российские земли. Участки за пределами страны не относятся к земельному налогу.

      Пример: россиянин Иван Петров владеет землёй во Франции, где он выращивает виноград. Выплачивать налоговый сбор Петров будет уже французскому государству согласно местных ставок, в России его участок налогооблагаемым не признаётся.

      За какую землю надо вносить плату?

      Плательщики налога на землю первым делом определяют, к какому муниципальному образованию «привязана» их земля и введён ли на данной территории такой налог в принципе. То есть, человек или фирма, владеющие землёй в Калужской области, будут руководствоваться актами городской Думы Калуги. Уточним, что обязательства платить сбор вменяются только землевладельцам:

    • на правах имущественных (права собственности);
    • пожизненным наследованием;
    • пользованием постоянным или бессрочным.
    • Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что налог не платят арендаторы земли и пользующиеся землёй на основании права безвозмездного пользования – эта обязанность лежит на владельце участка, арендодателе. Также из налогооборота вычленены земли, на которых расположены объекты госсобственности, а также участки с лесными массивами и изъятые из оборота. Ещё один нюанс – плательщиком будет лишь то лицо, которое указано в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Реестр содержит все данные о плательщиках и их правах собственности. Таким образом, основанием для возникновения или прекращения налоговых выплат станет соответствующая запись в реестре.

      С 2015 года также было принято решение освободить от уплаты земельного налога собственников квартир в многоэтажных домах. Много споров вызывал тот факт, что собственникам жилья в многоквартирном доме также принадлежала часть земли, на которой этот дом стоит. Теперь платить такой сбор обязаны только лица, которые купили все квартиры в таком доме.

      Если собственник имеет право на недвижимость, к которой «прилагается» часть земли или весь участок, необходимый для эксплуатации этой недвижимости, финансовая база будет исчисляться в пропорции к доле собственника. То есть, если недвижимость целиком принадлежит юрлицу – это сто процентов, если ещё одно или несколько юрлиц имеют права на неё, база будет установлена соразмерно их праву собственности.

      Земельная пошлина имеет послабление от государства

      Налоговые льготы при уплате налога на землю

      Буква закона подразумевает послабления, рассчитывать на которые могут плательщики сбора на землю. Расскажем о них подробнее.

      Таблица 1. Виды льгот при оплате земельного налога

      Какие бывают льготы на земельный налог?

      Приобретая земельный участок, владелец становится не только собственником территории, но и плательщиком земельного налога.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

      +7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Это быстро и БЕСПЛАТНО!

      Такой сбор перечисляется в бюджет местного уровня. Его размер устанавливается органами муниципальных образований.

      Содержание

      Ставка земельного налога не может быть выше значения, которое определено налоговым кодексом.

      Элементы налогообложения ↑

      Прежде чем взыскивать налог законодательные и представительные органы власти в соответствующих актах должны отразить его элементы:

      • объект налогообложения;
      • кто является налогоплательщиком;
      • налоговую ставку;
      • базу;
      • срок;
      • порядок исчисления и уплаты;
      • налоговый период;
      • единицу обложения (1 кв.м. или 1га).
      • Кто платит?

        Физические лица, организации и индивидуальные предприниматели, использующие любой налоговый режим, имеющие в собственности землю, обладающие правом пожизненного владения, правом постоянного (бессрочного) пользования обязаны перечислять в местный бюджет земельный налог.

        Такой платеж не действует, если земля передана по договору аренды или находится на правах безвозмездного срочного пользования.

        Размер ставки земельного налога устанавливается законами муниципальных образований страны.

        В зависимости от категории земельного участка власти на местах могут самостоятельно регулировать данный тариф. Максимальное значение составляет 1,5%.

        Законодательство предусматривает исключения , где ставка не может быть выше 0,3%. Это:

      • земли, которые имеют сельскохозяйственное назначение;
      • земли, которые предоставлены для животноводства, садоводства, личного подсобного хозяйства;
      • земли, которые служат для жилищного строительства;
      • земли, которые заняты жилищным фондом.
      • В налоговом кодексе указано несколько пунктов, согласно которым при целевом использовании земли от такого налога полностью освобождаются:

      • учреждения уголовно-исполнительной системы;
      • религиозные организации;
      • общественные организации людей с ограниченными возможностями. Условие – инвалидов должно быть не меньше 80%;
      • предприятия, имеющие в собственности участки, на которых расположены государственные автомобильные дороги.
      • С полным перечнем можно ознакомиться, изучив соответствующий закон. Срок уплаты земельного налога устанавливают органы местного самоуправления.

        Налоговый период составляет один год. Организации самостоятельно рассчитывают размер платежа. Физическим лицам сумму начисляют налоговые органы.

        В какие сроки платить налог на землю? Читайте здесь.

        Кто имеет право на льготы по земельному налогу ↑

        Ниже перечислены категории физических лиц и организаций, которые имеют право на льготы или полное освобождение от уплаты земельного налога.

        Если гражданин или предприятие, относятся к одной из этих групп, то необходимо написать заявление и предъявить документы, которые подтверждают право на уменьшение налоговой базы, в налоговую инспекцию по месту расположения объекта.

        По категориям плательщиков

        Земельный налог имеет множество нюансов и особенностей, которые необходимо знать и понимать владельцам земли.

        Для индивидуальных предпринимателей

        Если земельный участок эксплуатируется индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то земельный налог он обязан перечислять в том же размере, что и все остальные.

        Например, бизнесмен занимается сельским хозяйством и имеет в собственности землю, на которой выращивает урожай на реализацию.

        В этом случае он должен платить в местный бюджет налог вне зависимости от выбранного варианта налогообложения.

        Если индивидуальный предприниматель взял участок земли в аренду или безвозмездное срочное пользование, то земельный налог его не касается. Такой платеж осуществляет настоящий владелец земли.

        Для физических лиц

        Гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, также приходится платить земельный налог.

        Размер отчислений зависит от кадастровой стоимости земли, которую определяет специальная комиссия.

        Для некоторых групп налогоплательщиков предусмотрен и действует ряд льгот:

        1. Для ветеранов боевых действий. Данная группа граждан вправе вычитать сумму в размере 10 000 руб. из кадастровой стоимости земельного участка. Получившийся итог умножается на ставку налога и оставшаяся сумма должна быть перечислена в местный бюджет. Если кадастровая стоимость составляет 10 000 руб. или меньше, то налог ветерану боевых действий платить не нужно.
        2. Льготы пенсионерам по земельному налогу. Федеральным законодательством такая льгота не установлена. Однако законодательные власти не препятствуют местным муниципалитетам устанавливать свои послабления для некоторых категорий граждан, в том числе пенсионерам. Поэтому наличие или отсутствие льготы зависит от территории, на которой расположен земельный участок.
        3. Для многодетных семей. В налоговом кодексе для семей, которые имеют трое детей и больше, льгота по земельному налогу не предусмотрена. Если смотреть статистику по регионам, то послабление в налогообложении для такой категории гражданских лиц встречается редко. Чтобы узнать действуют ли льготы в определенном муниципальном образовании необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Если она есть, то нужно написать заявление и приложить копии документов всех членов семьи.
        4. Для военных пенсионеров. Данная категория гражданских лиц также не входит в федеральный перечень льготников по уплате земельного налога. Поэтому наличие такого налогового послабления определяется органами местного самоуправления в каждом муниципалитете.
        5. Льготы по земельному налогу для ветеранов труда. Действующие положения федерального закон о земельном налоге включают достаточно большой перечень групп льготников, которые имеют право не перечислять данную выплату. Ветераны труда в этот список не попали. Они обязаны платить налог на общих основаниях. Применение такой льготы решается на муниципальном уровне.
        6. Для инвалидов. Люди с ограниченными возможностями не входят в перечень лиц, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Однако для граждан, у которых I или II группа инвалидности, которая была установлена до 2004 года, есть возможность снизить налогооблагаемую базу на 10 000 руб. Это правило касается только одного земельного участка. О действующих на территории муниципального образования льготах по уплате земельного налога необходимо узнавать в местных налоговых инспекциях.
        7. Федеральные льготы

          Для определенных категорий граждан в законе действуют федеральные налоговые льготы.

          В соответствии с налоговым кодексом база налога снижается на сумму в размере 10 000 рублей на одного плательщика, который в собственности имеет земельный участок.

          Следующие группы налогоплательщиков имеют право на уменьшение налоговой базы:

        8. Герои СССР, герои России, полные кавалеры ордера Славы.
        9. Инвалиды с детства, граждане, которые имеют I или II группы инвалидности, которые были установлены до 01.01.2004 г., инвалиды III группы.
        10. Граждане, которые перенесли лучевую болезнь, а также физические лица, ставшие инвалидами вследствие проведения различных работ, связанных с ядерными установками.
        11. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий.
        12. Граждане, которые имеют право на получение поддержки социального характера в соответствии с действующими законодательными актами, связанными с аварией на Чернобыльской АЭС, аварией на производственном объединении «Маяк», ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне.
        13. Физические лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия, устранении аварий на ядерных установках.

        Граждане и общины, которые относятся к коренным малочисленным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока России полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

        Но при условии, что принадлежащие им участки эксплуатируются для промыслов, хозяйствования, сохранности их традиционного жизненного уклада.

        Местные льготы

        Земельный налог – платеж, который идет в местный бюджет муниципального образования. Поэтому именно власти на местах имеют право разрабатывать и принимать дополнительные льготы.

        Чтобы узнать о том, какие послабления действуют на определенной территории, следует обратиться за консультацией в представительные органы по месту расположения земельного участка.

        По какой ставке платить налог на землю смотрите здесь.

        Как юридические лица платят земельный налог по кадастровой стоимости читайте здесь.

        Льготы для юридических лиц

        Предприятия, которые имеют в собственности земельный участок, являются плательщиками земельного налога.

        Некоторые участки не подпадают под объект налогообложения. Например, земля, на которой расположен водный объект, лес, заповедник.

        Юридические лица вправе получить льготы, которые полностью или частично освободят предприятие от перечисления в бюджет земельного налога.

        Федеральные льготы

        Ниже перечислены земельные участки, которые не подлежат налогообложению:

      • земля, изъятая из оборота в соответствии с действующим законодательством России;
      • участки, на которых расположены объекты культурного и архитектурного наследия, историко-культурные заповедники;
      • охраняемые государством природные территории;
      • земля, на которой расположен водный фонд, находящийся в собственности государства.
      • Местные льготы

        Предприятия, которые не имеют в собственности земель, которые полностью или частично освобождаются от уплаты земельного налога, могут обратиться в муниципальные органы власти.

        Там можно узнать о действующих льготах и послаблениях для юридических лиц, земли которых располагаются на определенной территории.

        Что для этого нужно ↑

        Чтобы получить льготу по земельному налогу необходимо обратиться с соответствующим заявлением и подтверждающими это право документами в налоговую инспекцию.

        Например, для пенсионеров – пенсионное удостоверение, для ветеранов боевых действий – соответствующее удостоверение. Специалисты сообщат обо всех особенностях и действующих правилах по данному платежу.

        Налог на землю – местный налог, его размер, условия оплаты, принятые льготы устанавливают власти субъектов России.

        Процентная ставка по налогу на землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Ее определяют, используя оценку земли, которая рассчитывается в процентном соотношении к рыночной стоимости.

        Налоговый период – один календарный год. Когда этот срок заканчивается, назначается налоговая база к уплате.

        Если организация или физическое лицо своевременно не перечисляет налог в местный бюджет, то налоговая инспекция отправляет требование с указанием размера долга и пеня за просроченный платеж владельцу земли.

        Для местных бюджетов земельный налог – важный источник доходов. Данный платеж обязаны осуществлять как юридические, так и физические лица.

        Граждане и организации должны владеть актуальной информацией о размере, ставках, предоставляемых на федеральном и местном уровне льготах.

      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

      Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      Основания для получения юридическим лицом льготы по земельному налогу

      Обязанность платить земельный налог возлагается практически на всех без исключения владельцев участков земли. Это относится и к гражданам и к организациям. Однако все же налоговое законодательство в своих нормах закрепляет некоторые послабления при уплате такого налога, поэтому некоторые категории юридических лиц могут рассчитывать на них.

      В связи с этим важно знать, на какие юрлица земельный налог не распространяется, чтобы своевременно воспользоваться возможностью и сэкономить денежные средства организации на налогообложении в сфере земли. Подробнее о льготах по земельному налогу для юрлиц будет рассказано в настоящей статье.

      Законодательство

      Сферу налогообложения в целом регулируют две части Налогового кодекса РФ. Это касается и вопросов земельного налога. Конкретно этому платежу посвящена глава 31, в которой устанавливается его взимание и с юридических лиц и с граждан. А что касается льготников-организаций, то о них можно узнать из статьи 395 НК РФ.

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва +7(499)653-60-87 , Санкт-Петербург +7(812)313-26-64 .

      Однако далеко не каждое юрлицо может быть освобождено от уплаты налога за землю, для этого необходимо быть организацией со строго определенным видом деятельности. О том, какие это виды деятельности, далее подробно.

      Какие льготы положены юридическим лицам?

      В отношении большинства юридических лиц налоговое законодательство не устанавливает никаких льгот. То есть, в отличие от граждан, которые могут претендовать на налоговые вычеты в различных размерах, юрлица либо платят земельный налог по ставкам, устанавливаемым в соответствующих муниципалитетах по-разному, либо освобождаются от его уплаты полностью.

      Конечно, некоторым послаблением можно считать снижение налоговой ставки в некоторых городах. Например, для предприятий, которые занимаются производством на территории города, ставка по налогу на землю может быть снижена на одну треть.

      Может ли юридическое лицо быть полностью освобождено от уплаты земельного налога?

      Налоговый кодекс содержит довольно обширный перечень организаций, которые вовсе не обязаны платить земельный налог в силу специфики их деятельности.

      В этот перечень включены:

    • организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, которые используют участки земли согласно целевому назначению;
    • компании, земли которых заняты государственными автодорогами общего пользования;
    • организации, носящие религиозный характер, при условии, что на таких земельных наделах располагаются сооружения и здания, относящиеся к религии и благотворительности;
    • общественные организации инвалидов, в которых 80% капитала – это добровольные взносы граждан, имеющих ограниченные возможности;
    • организации-мастерские, занимающиеся на данных земельных участках художественными народными промыслами, а также изготавливающие и реализующие изделия народных промыслов;
    • учреждения, расположенные в чертах особой экономической зоны;
    • национальные и местные заповедники, а также ботанические сады;
    • общины народов Крайнего Севера, использующие земельные наделы для своих традиционных целей;
    • организации, занимающиеся наукой, в том числе учебные и опытные хозяйства, а также исследованиями выведения новых культур в сельском и лесном хозяйстве;
    • учреждения и организации, имеющие непосредственное отношение к социальной и культурной сфере, образованию, здравоохранению, кинематография и т.п.;
    • юридические лица, которые имеют принадлежность к Российским Академиям наук,
      высшие учебные заведения;
    • предприятия, в которых преобладает государственная собственность (сюда относятся и унитарные предприятия).
    • Зачем нужен вынос границ земельного участка в натуру и как он проводится? Мы рассказали об этом здесь.

      Молодая семья имеет право на льготное получение земельного участка. Каким критериям нужно соответствовать, вы можете узнать, прочитав нашу статью.

      Как получить льготу?

      Для получения соответствующего налогового послабления организациям, перечисленным выше, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения интересующего земельного участка с заявлением о предоставлении льготы и сослаться на один из пунктов статьи 395 НК РФ, которому соответствует то или иное юрлицо.

      В качестве обоснования такого особого статуса организации следует приложить документ, подтверждающий, что она зарегистрирована, например, как некоммерческое юридическое лицо, которое в соответствии со своим уставом призвано осуществлять религиозную и благотворительную деятельность на территории задействованных в этом земельных наделов.

      В связи с тем, что земельный налог является местным, на территории соответствующих муниципалитетов могут быть установлены послабления для организаций в виде снижения налоговой ставки. Стоит проконсультироваться по этому вопросу у специалистов ИФНС.

      На федеральном уровне закреплен перечень предприятий и организаций, которые в силу особенностей своей деятельности (как правило, цель их связана с общественным благом для всей страны) получают от государства льготу в виде полного освобождения от уплаты налога на те земли, которые ими в ходе этой деятельности эксплуатируются.

      Налог на движимое имущество организаций с 2018 года

      Налог на движимое имущество с 2018 года для юрлиц применяется с учетом ст. 381.1 НК РФ, появившейся в кодексе в 2017 году и тогда же подвергшейся обновлению. Рассмотрим, каковы окончательные итоги вопроса об обложении налогом имущества, являющегося движимым.

      История перемен в налоге на движимое имущество

      В отношении налога на движимое имущество организаций перемены в последние годы происходили неоднократно:

    • С 2013 года этот вид имущества (при условии что оно приобретено после 2012 года) попал в состав не признаваемого для целей обложения налогом (п. 3 ст. 1, ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 29.11.2012 № 202-ФЗ).
    • С 2015 года оно из не признаваемого налогооблагаемым перешло в состав льготируемого с выделением в нем ряда исключений, не допускающих возможности использования льготы (пп. 55, 57 ст. 1, п. 5 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 24.11.2014 № 366-ФЗ).
    • С 2017 года из круга ситуаций, исключающих возможность применения льготы, были сделаны исключения, позволившие в определенных случаях льготу использовать (подп. «б» п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 475-ФЗ). И в этом же году в НК РФ появилась новая ст. 381.1, установившая условие для «активирования» рассматриваемой льготы, начало применения которого привязано к наступлению 2018 года (п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
    • С 2018 года ст. 381.1 НК РФ получила текст в новой редакции с делением его на пункты и указанием во 2-м (новом) пункте иных вариантов льготирования рассматриваемого имущества (п. 70 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Одновременно для движимых объектов, не попадающих под льготы по этой статье, возникла своя предельная ставка для 2018 года, отраженная в дополнительно введенном в ст. 380 НК РФ п. 3.3 (п. 69 ст. 2, п. 4 ст. 9 закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
    • Информацию об иных нововведениях последних лет в части налога на имущество смотрите в публикации «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

      Суть льготы в части налога на движимое имущество с 2018 года

      Итак, к чему же сводится суть льготы по налогу на движимое имущество с 2018 года?

      Сущность льготы изложена в тексте п. 25 ст. 381 НК РФ. Она позволяет освободить от налога имущество, относящееся к движимому, если оно приобретено плательщиком после 2012 года, кроме полученного:

    • при реорганизации или ликвидации юрлица;
    • операции, осуществленной между лицами, считающимися взаимно зависимыми по п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
    • Приведенные исключения не касаются подвижного состава железных дорог, созданного позже 2012 года. Дату создания следует брать из техпаспорта.

      Однако возможность использовать такое освобождение ограничена рядом условий (ст. 381.1 НК РФ), соблюдение которых может привести:

    • к полной отмене налога для движимых объектов (исключая те, которые не могут освобождаться);
    • введению права на применение освобождения для определенного круга плательщиков налога или для конкретных видов имущества;
    • введению льготных ставок для некоторых видов имущества.
    • Применяемая налоговая ставка для рассматриваемого имущества, если оно не попало под льготу в результате выполнения оговариваемых условий, в 2018 году не может оказаться выше 1,1%.

      О том, надо ли брать в базу по налогу объекты, взятые в аренду, читайте в публикации «[НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО]: Облагать ли арендованные ОС?».

      Условия, дающие возможность применить льготу

      Основное условие для возникновения льготы сводится к тому, что решение о ее введении в регионе должно быть принято на законодательном уровне субъекта России (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). При отсутствии такого решения рассматриваемая льгота с 2018 года в соответствующем регионе применению не подлежит.

      Полностью освободить от налога по этой льготе можно как все движимые объекты, приобретенные позже 2012 года (кроме не подлежащих льготированию), так и конкретные их виды (или выделяемые по иным признакам, например, речь может идти о конкретных годах поступления). Кроме того, регион может установить определенный круг лиц, для которых льгота окажется действующей.

      Допустимой является льгота в виде пониженных ставок для объектов (п. 2 ст. 381.1 НК РФ):

    • не старше 3 лет;
    • относящихся к разряду инновационного оборудования с высокой эффективностью.
    • Так, например, в Нижегородской области установлена нулевая ставка для предприятий, которые занимаются обрабатывающим производством, научными исследованиями и разработками, автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области. Льгота предоставляется при условии отсутствия недоимки по платежам в бюджет субъекта.

      Однако в любом случае применяемые ставки в 2018 году не будут выше значения 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Если в нормативном акте региона величина ставки не приведена, то будет использоваться указанная в кодексе (п. 4 ст. 380 НК РФ), т. е. 1,1%. Например, в Ростовской области льготная ставка не установлена и движимое имущество облагается по ставке, установленной п.3.3 ст.380 НК РФ 1,1%..

      Значения прочих ставок, используемых при исчислении налога, ищите в публикации «Ставка налога на имущество организаций с 2015 года».

      Возможность применить льготу, позволяющую не облагать налогом движимые объекты, приобретенные после 2012 года, с 2018 года поставлена в зависимость от того, введена ли такая льгота в регионе. Если решения о вводе нет, льготу применить нельзя. Льгота может вводиться не для всех движимых объектов и не для всех налогоплательщиков. По имуществу, отвечающему определенным признакам, возможно установление пониженных (в сравнении с указываемой в НК РФ) ставок. Для 2018 года предельно возможная ставка равна 1,1%.

      Земельный налог и налог на имущество предприятий (стр. 1 из 2)

      Основными нормативными документами по налогу на имущество предприятий являются Закон РФ «О налоге на имущество предприятий», Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

      Цели налога: обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов; создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.

      Плательщиками налога на имущество. К ним относятся все предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

      От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

      Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных, запасов, затрат и нематериальных активов. [1] Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета налога на имущество предприятия должна быть определена его среднегодовая стоимость.

      Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

      К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий, относятся: Статьи актива Основные средства (01) Долгосрочные арендуемые основные средства (03) Нематериальные активы (04) Материалы (10) Животные на выращивании и откорме (11) МБП (12) 3аготовление и приобретение материалов (15) Основное производство (20) Полуфабрикаты собственного производства (21) Вспомогательное производство (23) Обслуживающие производства и хозяйства (29) Некапитальные работы (30) Расходы будущих периодов (31) Готовая продукция (40) Товары (41) Статья пассива Износ основных средств (02) Износ нематериальных активов (05) Износ МБП (1З) В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16 “Отклонения в стоимости материалов” и “Прочие запасы и затраты” раздела II актива баланса.

      Ставка налога. Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2% от налогооблагаемой базы.

      Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.

      Льготы. В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество предприятий. Не облагается налогом имущество: бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат; предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы; специализированных протезно-ортопедических предприятий; имущество, используемое только для нужд образования и культуры; религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ; предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц) ; общественных организаций инвалидов; научно-исследовательских учреждений; вновь созданных предприятий — в течение одного года после регистрации и др.

      К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся: ведомственное жилье; объекты пожарной безопасности и охраны природы; земля; спутники связи; оборудование для производства, обработки и хранения сельскохозяйственной проекции и некоторые другие.

      Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

      Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий. Он ведется на балансовом счете 68 “Расчеты с бюджетом” , на отдельном субсчете “Расчеты по налогу на имущество” . Сумма налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 “Прибыли и убытки” .

      Авансовые платежи по налогу за имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный расчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.

      Сроки представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой отчетности.

      Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам —в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

      Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами РФ “Об основах налоговой системы в РФ” , «О государственной налоговой службе РСФСР» и другими законодательными актами.

      Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” указанный налог отнесен к местным налогам.

      Основными нормативными документами по земельному налогу являются Закон РСФСР «О плате за землю», Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

      Использование земли в РФ является платным. Одной из форм платы является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) .

      Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

      Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам.

      Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам в собственность или владение.

      Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

      Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России.

      От уплаты земельного налога полностью освобождаются: · заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; · предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп; · научно-исследовательские учреждения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; · учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; · предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) , на первые 10 лет пользования; · участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины; · инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности; · учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источников финансирования; · ВУЗы, и отдельные научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ; · государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ; · земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ; · санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

      Не облагаются земельным налогом: · земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ; · земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (пути сообщения, земли для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд населения) .

      Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.