Основные звенья судов общей юрисдикции

1. Понятие о судах РФ общей юрисдикции

2. Основное звено системы общих (гражданских) судов

2.1 Районный суд

3. Военные суды: назначение, полномочия, основное звено системы военных судов

3.1 Гарнизонные военные суды: основное звено системы военных судов РФ

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А. Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Существуют два аспекта понятия «судебная власть» — функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами — судьями — в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть — это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов — т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия — охраны прав и свобод граждан.

Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Напомним, что в судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ, В систему федеральных судов общей юрисдикции входят районные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения, верховные суды республик, краевые и областные суды, военные и специализированные суды, Верховный Суд РФ. К судам субъектов РФ отнесены и мировые суды (наряду с конституционными (уставными) судами), включенные в единую судебную систему как суды общей юрисдикции (ст. 3, 4 указанного Закона). Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов.

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Исходя из принятого трехзвенного деления судов, напомним, что в каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой, следует иметь в виду, что суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. Среднее звено судов общей юрисдикции наиболее представительно — Верховные суды республик в составе РФ (их 21), краевые суды (6), областные суды (49), суды городов федерального значения — Московский городской суд и Санкт-Петербургский городской суд, суды автономной области (1) и суды автономных округов (10). Низшее звено составляют районные суды. Низшее звено военных судов включает гарнизонные военные суды. Среднее звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ (ст. 126). Другие суды общей юрисдикции могут быть созданы и упразднены только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия одновременно не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанций. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (в ред. от 2 июля 2003 г.) районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции — среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена.

Статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Состав и структура районного суда. Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном ‘процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном — председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Полномочия районного суда. Основным полномочием суда данного уровня является осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально (в случаях, предусмотренных федеральным законом). Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98% от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.

Чаще встречаются дела первой группы. К ним относятся алиментные дела, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, о сделках (дарение, завещание, принятие наследства) и, т.д. Реже, встречаются дела второй группы, например, возражения против взыскания недоимки по налогообложению, несогласие с наложенным на гражданина милицией штрафом и др.

Индикатором осознания гражданами своих прав и свобод является увеличение дел в судах данного уровня, возникающих из административно-правовых отношений на основании Закона РФ от 27 апреля 1997г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Распространены и дела особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство) (ст. 262 ГПК). По этим делам нет материально-правового спора, поэтому в них нет истца и ответчика, третьих лиц, процессуального соучастия, не могут также иметь место, например, отказ истца от иска, встречный иск, признание иска и т.д. В этом их существенное отличие от других гражданских дел, поскольку в данных случаях суд рассматривает не претензии одних лиц к другим, а устанавливает те или иные факты (события), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Дела особого производства рассматриваются судом с участием заявителя и других заинтересованных лиц, которые выявляются в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.

С введением в действие КоАП РФ и увеличением «пропускной способности» мировых судов произошло перемещение значительной нагрузки по делам об административных правонарушениях от районных судов. Хотя КоАП существенно (более чем в три раза) расширил круг дел, решения по которым должны приниматься судами, но к ведению районных судов теперь отнесены только те дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы РФ, либо по которым производилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП).

Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и Верховному Суду РФ (ч. 2, 4 ст.31УПК).

В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в том числе и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Это касается и оперативно-розыскных действий и избрания мер пресечения, в частности в виде заключения под стражу (ареста), и др.

Отмеченные законодательные новеллы способствуют приближению правосудия России к международным стандартам в области соблюдения прав человека, хотя, очевидно, значительно увеличивают нагрузку на основное звено судов общей юрисдикции.

Теперь, по истечении 48 часов, без санкции суда на арест любого задержанного начальник места содержания подозреваемого немедленно его освобождает. Только благодаря этой норме (п. 3 ст. 94 УПК) число заключенных в следственных изоляторах страны за полгода ее действия сократилось почти на треть, в небезызвестных «Крестах» уменьшилось с 9 тыс. до 5 тыс. человек. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. Жалоба должна быть рассмотрена в судебном заседании не позднее пяти суток со дня ее поступления (ст. 125, 126 УПК).

В районном суде гражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких Преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, — коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. После указанной даты предполагается, рассмотрение уголовных дел о преступлениях указанных категорий в районном суде коллегией из трех судей, образуемой тоже только по ходатайству подсудимого (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г.).

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Закон запрещает возложение указанных полномочий на одного и того же судью на постоянной основе. Они должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числе районным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК).

Как определено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка (п. 2 ст. 21). К компетенции федеральных районных судов относится также рассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК, ч. 3 ст. 30 УПК).

Районные суды обращают к исполнению вынесенные, ими решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные приставы-исполнители.

Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу. В этой связи они рассматривают дела, связанные с исполнением приговора: об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи болезнью, отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда, досрочном снятии судимости, по другим вопросам, предусмотренным законом (ст. 428 ГПК, ст. 397 УПК).

Районные суды рассматривают и дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Они же рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера, а также осуществляют производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским, делам, ранее рассмотренным в этом суде, когда решение районного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде или оно оставлено им без изменения.

Для успешного выполнения задач по осуществлению правосудия и других функций судьи наделены законом властными полномочиями.

Судьи судов основного звена имеют право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных органов и общественных организаций, научных учреждений, средств массовой информации, информационных центров. На перечисленные субъекты возложена корреспондирующая обязанность своевременно отвечать судье по существу.

Обязанности судьи — логическое продолжение его прав по осуществлению правосудия и контрольной деятельности. Они обязаны поддерживать на высоком уровне свои профессиональные знания, не допускать порочащих их поступков, быть преисполненными в судебной деятельности высоких идеалов добра, справедливости и гуманизма.

Председатель (судья) суда. Организация работы в районном суде. В части отправления правосудия все судьи в районном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Однако это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанности по организации работы районного суда (оркестру даже виртуозных исполнителей нужен дирижер). Работу районного суда организует председатель. Председатель суда, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также распределяет поступающие в суд дела между судьями.

Возможны разные подходы к распределению дел. Участковая система сводится к закреплению за судьей определенной территории. Все возникающие на данной территории дела рассматриваются одним и тем же судьей. Современная практика не знает широкого применения участковой системы. В основном обязанности между судьями распределяются с учетом сочетания разных принципов, чтобы гарантировать и разумную специализацию (на основе стажа, подготовки, собственных склонностей судьи — функциональный принцип), и обеспечение рассмотрения всех дел, возникающих на территории действия данного суда (пропорциональность, равномерность нагрузки — участковый принцип).

В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по повышению квалификации работников суда, их юридическую подготовку, организует прием граждан судьями и работниками канцелярии.

Прием граждан организуется как в утренние, так и вечерние часы, удобные для посещения суда различными категориями граждан. В комнате для приема должна быть информация о приемных днях и часах; представлены образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по типичным для территории района искам; извлечение из Закона РФ «О государственной пошлине» о размере, льготах по уплате, порядке уплаты и ее возврата в соответствующих случаях по исковым и иным заявлениям и жалобам, подаваемым в суды общей юрисдикции; адреса: адвокатских образований, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, узла связи данного района, вышестоящего суда; номера телефонов приемной, канцелярии, судебных приставов и т.д. Эта информация сэкономит время сотрудников аппарата суда для решения других служебных обязанностей. Важно следить за ее соответствием текущим изменениям.

Организация работы районного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учреждена должность администратора суда, который назначается на Должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет, его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ.

Подбор сотрудников — это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества — добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость — «визитная карточка» суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.

Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей и т.д.

Как правило, в районном (ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24 августа 1999 г. № 8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы по статотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.

В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются соответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.

Исполнение судебных актов по гражданским делам, уголовным делам в части имущественных взысканий производится судебными приставами. Организация деятельности, статус, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, которые подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах». Основная обязанность секретарей судебного заседания — вести протоколы судебного разбирательства. Они вызывают участников судебного разбирательства и свидетелей, обеспечивают информацию о делах, назначенных к слушанию.

Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции. Однако, как отмечалось, законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Мировой суд — это первичное (низшее) звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной, процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Как упоминалось, история мировых судов России берет свое начало с Учреждений судебных установлений (на современном языке — закона о судоустройстве) 1864 г. В настоящее время институт мировых судей возрождается. Цель их реанимации — обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение (а, следовательно, и ускорение) процедуры судебного разбирательства несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым заинтересованным лицом конституционного права на судебную защиту. Хочется надеяться, что исторический опыт не пройдет бесследно и мировой суд станет «не только местом отправления доступного народу правосудия, но и школой порядочности и уважения к человеческому достоинству».

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется в том, что в соответствии с перечисленными законами они, наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации, отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды — это суды субъектов РФ.

Мировой судья — это низшее должностное лицо судебной системы назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока. Первый раз — на срок не более чем на пять лет, при повторном и последующих назначениях (избраниях) не менее чем на пять лет (ст. 7).

По Закону мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ (ст. 5).

Удостоверения судьи мировым судьям подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов РФ. Так, в соответствии с Законом г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» оно вручается Председателем Московской городской Думы или лицом по его поручению в торжественной обстановке в присутствии депутатов Московской городской Думы (ст. 1).

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых, как и общее число мировых судей, в субъекте РФ определено федеральным законом с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Указанным законом в 62 субъектах РФ уже

Звенья судов общей юрисдикции

Глава 19 Суды общей юрисдикции

Продолжаю рассказ о судебной системе. В этой главе речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

В этих судах дела разбирают в рамках трёх типов судопроизводства, каждый из которых предусматривает свои особые правила. Они прописаны в нескольких разных законах: гражданское судопроизводство – в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ); уголовное – в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ); административное – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Звенья судов общей юрисдикции

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на участок, где живут 15-23 тыс. человек (ч. 4 ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). Но в реальности бывают и более населённые судебные участки. Если вы живёте в Москве, то адрес и контакты своего мирового судьи можно найти на сайте mos-sud.ru.

Слово «мировой» некоторых людей вводит в заблуждение – может показаться, что оно означает судебную власть планетарного масштаба. Но слово «мир» в данном случае означает порядок и спокойствие. Этот термин берёт начало в средневековой Англии, где король поручал ответственным людям «охранять мир» на уровне городов и деревень. Позже они стали выполнять судебные функции, а всю эту систему назвали мировым правосудием (justice of the peace). Это понятие перешло в другие языки (например, во французский – juge de paix) и появилось в России во время судебной реформы 1864 г. Тогда в нашей стране начали работать мировые судьи, которые решали мелкие дела на местном уровне.

Мировые судьи существовали несколько десятилетий до Октябрьской революции, в советское время эту должность ликвидировали, и заново воссоздали в 1990-х гг. Они должны были разгрузить районные суды, взяв на себя мелкие дела. В итоге сегодня мировые судьи по первой инстанции рассматривают примерно столько же дел, сколько и районные суды.

Также планировалось, что мировые судьи станут наиболее близкими к населению – эдакими «судьями шаговой доступности», как участковый полицейский или врач. На практике так получается не всегда: иногда нескольких судей размещают в одном здании вдали от их судебного участка. Так что участникам спора нужно ехать до судьи на общественном транспорте.

Мировые судьи рассматривают по первой инстанции уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет лишения свободы (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), и гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Важная сфера работы мирового судьи – выдача судебных приказов. Так называют судебный акт, который принимают в упрощённом порядке при отсутствии спора по юридическим вопросам. Это касается, например, задолженности по алиментам, налогам или коммунальным платежам, которые не превышают 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 121 ГПК РФ). Фирма или человек, которым кто-то задолжал денег, просят мирового судью оформить судебный приказ по этому поводу. Тот оформляет документ без заседания и вызова сторон и высылает копию должнику. Если тот не согласен и подаёт заявление об отмене судебного приказа, тогда этот акт отменяют и рассматривают дело в обычном порядке (ст. 128-129 ГПК РФ).

Кроме того, мировой судья разбирает некоторые дела об административных правонарушениях. Это, в частности, дела, где человеку грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы (абз. 6 ст. 23.1 КоАП РФ). Напомню, что мягкие административные наказания (штраф и предупреждение) может наложить полицейский и чиновник. А к другим видам наказаний может приговорить только судья (ст. 3.7-3.14 КоАП РФ): к некоторым – мировой судья, к другим – судья районного суда.

Вот примеры дел, которые должен рассматривать мировой судья:

— человеку кто-то задолжал или нанёс ущерб на 30 тыс. руб. либо он кому-то задолжал или нанёс ущерб на эту сумму;

— человека обвиняют по ст. 116 (побои), по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 119 (угроза убийством), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ч. 1 ст. 158 (мелкая кража), ч. 1 ст. 159 (мелкое мошенничество) или по другим статьям УК РФ, где максимальное наказание – не больше трёх лет;

— полиция или другие госорганы хотят посадить человека на несколько суток по ст. 5.35.1 (неуплата алиментов), ст. 6.21 (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), ст. 7.27 (мелкое хищение), ст. 12.27 (оставление водителем места ДТП), ст. 19.3 (неповиновение сотруднику полиции), ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) или другим статьям КоАП РФ с наказанием в виде административного ареста (а также по нарушениям, за которые грозит лишение специального права или обязательные работы);

— налоговая инспекция хочет взыскать с человека долги по налогу на имущество или транспортному налогу, и просит вынести судебный приказ об этом;

— супруги, имеющие несовершеннолетних детей, хотят развестись (при отсутствии споров о том, с кем дети останутся) (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Во всех этих и многих других случаях дело будет разбирать мировой судья. Если вы кому-то задолжали денег, по общему правилу это будет мировой судья по вашему месту жительства. Если вам задолжали – это будет мировой судья по месту жительства должника. Если же дело касается преступления или административного правонарушения, этим обычно занимается мировой судья по месту происшествия.

Закон позволяет как назначать, так и избирать мировых судей, и отдаёт решение этого вопроса регионам (ч. 1 ст. 6 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). Но пока ни один регион не ввёл систему выборов мировых судей.

Следующее, более высокое звено системы судов общей юрисдикции – районный суд.

В крупном городе может быть несколько районных судов. Например, в Новороссийске действуют три районных суда (Ленинский, Октябрьский и Приморский). В небольшом городе обычно один районный суд, который заодно обслуживает деревни и сёла вокруг этого города. Скажем, в городе Ейск (Краснодарский край) находится один Ейский районный суд. Он обслуживает как сам город, так и населённые пункты Ейского муниципального района (Александровку, Должанскую и др.). А иногда бывает, что небольшой город включает в свой состав все окрестные деревни и превращается в так называемый «городской округ». Тогда вместо районного будет равный ему по статусу городской суд (например, Анапский городской суд и Геленджикский городской суд). Но для простоты все эти суды я буду называть районными.

В районном суде работают один-два десятка судей. Обычно дело рассматривает единолично кто-то из судей. Если суд большой, судьи специализируются на определённых категориях дел (административных, уголовных или гражданских). Если суд маленький, любой судья может заняться делом из любой сферы.

Районный суд рассматривает по первой инстанции средние по важности уголовные, гражданские и административные дела. В частности, сюда попадают все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд) (ч. 2 ст. 31 УПК РФ). Также здесь разбирают гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб. (ст. 24 ГПК РФ), и наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав) (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Районный суд выносит решение по делам об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать чиновника и депортировать из страны (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Поэтому в райсуде можно часто встретить группы мигрантов из Средней Азии в сопровождении полицейских: они ждут решения судьи о высылке из России. Плюс к этому райсуды рассматривают жалобы на решения по «административке», которые принял госслужащий (например, инспектор ГИБДД) или мировой судья (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Ещё в районные суды попадает большинство жалоб на действия чиновников. Льготы, пособия, пенсии, призыв на военную службу, регистрация по месту жительства, выдача загранпаспорта, разрешение на застройку, регистрация права собственности – споры по всем этим и многим другим вопросам должен решать районный суд в порядке административного судопроизводства (ст. 19 КАС РФ)

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ). Наконец, только судья райсуда принимает важнейшие решения при досудебном расследовании уголовного дела. В частности, судья районного суда может позволить заключить человека под стражу, провести обыск или установить прослушку (ч. 1-2 ст. 29, ч. 9 ст. 31 УПК РФ).

В общем, районные суды разбирают массу разнообразных дел и считаются главным звеном российской судебной системы.

Примеры некоторых дел, которые должен рассматривать судья районного суда:

— между супругами при разводе возник спор о том, с кем останутся дети или иное совместно нажитое имущество дороже 50 тыс. р.;

— следователь просит заключить подозреваемого под стражу до суда или провести у него дома обыск;

— полиция хочет депортировать нелегального мигранта;

— Роспотребнадзор хочет приостановить работу ресторана за нарушение санитарных правил;

— один человек нанёс ущерб другому на 100 тыс. руб.;

— человека обвиняют по ч. 1 ст. 105 (простое убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 126 (похищение), ст. 131 (изнасилование), ч. 2-4 ст. 158 (кража со сколь-нибудь значительным ущербом), ч. 2-7 ст. 159 (мошенничество со сколь-нибудь значительным ущербом), ст. 161 (грабёж) или по иным средним и тяжким составам преступлений, предусмотренных УК РФ;

— человек хочет обжаловать штраф или предупреждение, которое наложил на него полицейский, таможенник, судебный пристав, сотрудник налоговой инспекции и любой другой представитель государства;

— человек хочет обжаловать действия полицейского, таможенника, судебного пристава и любого другого чиновника, не связанные с административным правонарушением;

— человек хочет подать апелляционную жалобу на решение мирового судьи.

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если дело рассматривают в первой инстанции, это будет суд по месту происшествия или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

Большинство громких уголовных дел последних лет рассматривали в первой инстанции именно районные суды. Обычно это был суд по месту происшествия. Например, участниц группы Pussy Riot в 2013 г. осудил Хамовнический районный суд в Москве, потому что место их «панк-молебна» – Храм Христа Спасителя – находится в московском районе Хамовники. А дело банкира Лебедева, в прямом эфире напавшего с кулаками на бизнесмена Полонского, разбирал в 2013 г. Останкинский районный суд г. Москвы – по месту нахождения телецентра «Останкино».

Выше районных судов находится следующее звено судов общей юрисдикции – областные и иные региональные суды. Как известно, в России шесть разновидностей регионов: область, край, республика, город федерального значения, автономный округ, автономная область. В каждом из них есть главный суд общей юрисдикции, например, Вологодский областной суд, суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Забайкальский краевой суд, Московский городской суд. В республиках к названиям судов прибавляют прилагательное «верховный» – «Верховный суд Республики Карелия» или «Верховный суд Республики Татарстан».

В законах все эти суды перечислены следующим образом: «верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа». Я буду называть их все для простоты «областными судами».

Внимание – не следует путать разные виды «городских судов»! Дело в том, что в России есть три города федерального значения, и суды в этих городах, хоть и называются «городскими», но по статусу приравнены к областным. Это, соответственно, городские суды Москвы, Петербурга и Севастополя. А городские суды в городских округах, про которые я рассказывал выше, аналогичны по статусу районным судам.

Областной суд по своей структуре напоминает Верховный суд. В нём тоже есть несколько структурных подразделений:

коллегия по уголовным делам;

коллегия по гражданским делам;

коллегия по административным делам;

Судьи соответствующих коллегий рассматривают по первой инстанции отдельные категории дел: например, об особо жестоких и опасных разновидностях убийств, изнасилований и наркоторговли, а также дела о бандитизме, пиратстве, дела, связанные с государственной тайной, дела о признании и исполнении решений иностранных судов и т. д. Кому интересно – данные категории дел перечислены в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, ст. 26 ГПК РФ и ст. 20 КАС РФ. Эти же коллегии выступают в качестве апелляционной инстанции на решения районных судов. А президиум – это кассационная инстанция («первая кассация»), куда можно обжаловать вступившие в законную силу решения нижестоящих инстанций.

Примеры дел, которые должен рассматривать областной суд:

— человека обвиняют по п. «а» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более человек), по ст. 209 (бандитизм), ч. 5 ст. 228.1 (производство наркотиков в особо крупном размере), ст. 207 (пиратство), ст. 211 (угон самолёта, корабля или поезда), ст. 275 (госизмена), ст. 276 (шпионаж) и другим статьям УК РФ, где описаны наиболее опасные и жестокие преступления;

— человек хочет отсудить у кого-то любую сумму денег, а дело связано с государственной тайной;

— человек хочет обжаловать в апелляционном порядке решение районного суда или в кассационном порядке – решение любого нижестоящего суда.

В областных судах разбирали громкие уголовные дела, связанные с особо жестокими преступлениями. Например, дело майора милиции Дениса Евсюкова, расстрелявшего в ночь на 27 апреля 2009 г. нескольких человек в супермаркете на Шипиловской улице в Москве, разбирал Московский городской суд. А дела лидеров банды Сергея Цапка, устроивших 4 ноября 2010 г. массовое убийство в станице Кущёвской на Кубани, разбирал Краснодарский краевой суд. И Евсюкова, и главарей банды Цапка приговорили к пожизненному заключению.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела о соответствии подзаконных актов законам, о ликвидации политических партий, о прекращении деятельности общероссийских СМИ, об оспаривании решений Центризбиркома и ряд других дел (ч. 4 ст. 2 ФКЗ «О Верховном суде РФ»).

Верховный суд, как я уже рассказывал, состоит из нескольких подразделений. В частности, в одну из его коллегий (по уголовным, административным или гражданским делам) положено подавать «вторую кассационную жалобу» на решения нижестоящих инстанций. Ну а если дело прошло предварительный фильтр, коллегия его рассмотрела, но решение вас всё равно не устроило, тогда можно подать надзорную жалобу в президиум Верховного суда РФ. Но до этой инстанции, как я уже сказал, доходят только самые упорные и везучие.

Траектория судебного дела

Чтобы понять, какой путь проходит большинство дел в суде, представим простейший спор о защите прав потребителей. Скажем, страховая компания «Госросстрах» недоплатила гражданину Смирнову деньги по полису КАСКО после аварии. Он обращается в экспертную компанию, та производит оценку ущерба, после чего он обращается в суд, чтобы взыскать недоплаченные деньги. Это будет гражданское судопроизводство, которое происходит в суде общей юрисдикции.

Обычно, как я уже писал, по закону нужно подавать в суд по месту нахождения предполагаемого нарушителя ваших прав. Однако в данном случае у нас потребительский спор, и закон даёт Смирнову выбор: он может обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения страховой компании и даже по месту заключения договора (ч. 2 ст. 17 закона РФ «О защите прав потребителей»). Так что если Смирнов живёт в Хабаровске, юридический адрес страховой компании – в Москве, а договор они заключили в Екатеринбурге, то Смирнов может обратиться в суд в любом из этих городов.

Представим, что размер спорной суммы – 35 тыс. рублей. Эта сумма меньше 50 тыс. руб., так что Смирнов должен обратиться в мировой суд.

Суд в течение нескольких месяцев рассматривает дело и выносит решение. Скажем, он обязывает «Госросстрах» выплатить Смирнову 30 тыс. руб. Если это всех устраивает, то через месяц Смирнов может получить в суде исполнительный лист – документ, по которому он может взыскать деньги. Есть два основных варианта. Первый (наиболее удобный) – Смирнов подаёт исполнительный лист в банк, где открыт счёт страховой компании, и банк перечисляет ему требуемую сумму. Второй (более долгий и сложный) – Смирнов отправляет документы в службу судебных приставов по месту нахождения страховой компании (и тогда приставы обязаны найти у «Госросстраха» деньги, изъять их и перечислить Смирнову).

Но представим, что кого-то из участников спора решение не устроило. Например, Смирнову кажется, что денег присудили слишком мало, а страховой компании – что слишком много. Тогда в течение месяца кто-то из них подаёт апелляционную жалобу и с получением денег придётся повременить.

Подавать апелляционную жалобу надо через суд, принявший решение в первой инстанции. То есть Смирнов пишет апелляционную жалобу, указывает в ней, что она подаётся в такой-то районный суд через такого-то мирового судью, и сдаёт её мировому судье. Сделано это для того, чтобы судья первой инстанции подобрал к делу все необходимые документы (протоколы заседаний, копию искового заявления и др.) и отправил их вместе с жалобой в суд апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция – это районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье, принявшему решение в первой инстанции.

Далее один из судей районного суда будет неспешно рассматривать апелляционную жалобу и через полгода или около того вынесет своё решение – его называют «апелляционным определением». В большинстве случаев суд оставляет в силе решение суда первой инстанции. Это решение отправляют в суд первой инстанции, и там Смирнов опять же сможет получить копию решения и исполнительный лист. Даже если решение будет обжаловано, всё равно по нему уже можно получить деньги.

Но если один из участников процесса сильно недоволен решением, его можно обжаловать в кассационной инстанции. Либо Смирнов, либо страховая компания подадут кассационную жалобу в президиум областного суда. Здесь уже нужно подавать жалобу непосредственно в суд кассационной инстанции. Дело в том, что дело сперва пройдёт предварительный фильтр. Один из судей областного суда читает кассационную жалобу и, как правило, пишет отказ: мол, все предыдущие суды прошли нормально, и хватит уже жаловаться. Но в некоторых редких случаях он решает, что дело представляет интерес и передаёт его на рассмотрение в судебном заседании. Тогда суд сам запросит документы в нижестоящей инстанции и рассмотрит дело в кассационной инстанции. В итоге он вынесет своё решение.

А вот это решение теоретически уже можно обжаловать в Верховном суде. В данном случае второй кассационной инстанцией будет коллегия Верховного суда по гражданским делам, а надзорной – президиум Верховного суда. Но, как я уже сказал, до этих инстанций почти никто не доживает, и нет смысла подробно о них рассказывать.

Приведённая выше схема меняется, если Смирнов хочет взыскать больше 50 тыс. руб. Тогда первой инстанцией будет районный суд, а апелляционной – коллегия по гражданским делам областного суда. В остальном же траектория не претерпит особых изменений.

В уголовном деле похожая схема. Только вместо страховой компании будет обвиняемый в преступлении, вместо Смирнова – прокурор и потерпевшие, а порог, от которого зависит попадание дела в мировой или районный суд, – это максимальное наказание до трёх лет лишения свободы. И, конечно, рассмотрение дела будет, скорее всего, происходить в суде по месту совершения преступления, а не по месту жительства сторон.

Военные суды

Военные суды официально относятся к судам общей юрисдикции. Однако они имеют свою структуру и особую сферу деятельности, поэтому поговорим о них отдельно.

В разных странах в разное время возникала необходимость в особом порядке судопроизводства в армии. Особенно это касается военного времени, когда нужно быстро рассмотреть дела солдат, обвиняемых в разных преступлениях: убийстве, грабеже, дезертирстве, изнасиловании и др. Иногда такие органы судят не только своих военных, но и пленных вражеской армии, а также осуществляют правосудие на занятой войсками территории: рассматривают дела диверсантов, партизан, шпионов и обычных правонарушителей.

Советские руководители создали такие специальные органы правосудия во время Гражданской войны. Они существовали в следующие десятилетия под разными названиями – «военно-полевые суды», «военно-революционные трибуналы», «военные трибуналы». Во время Великой Отечественной войны эти трибуналы почти заменили обычные суды на территориях с военным положением (то есть почти на всей европейской части СССР). Военные трибуналы изучали все дела о преступлениях, «направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности», в том числе дела об убийствах, разбое, хищении госсобственности. Дела рассматривала коллегия из трёх судей, назначенных военным командованием, в течение суток. Решения вступали в силу немедленно, и только приговор о смертной казни ещё можно было обжаловать в вышестоящей инстанции.

После войны режим работы военных трибуналов смягчился, и они стали больше походить на обычные суды. В итоге в начале 1990-х гг. военные трибуналы и вовсе переименовали в военные суды. Сегодня судопроизводство там ведут так же, как и в других судах общей юрисдикции (т.е. по нормам ГПК РФ и УПК РФ). Ранее судьями могли работать только люди с воинским званием, но с 2009 г. судьями военных судов могут быть и гражданские.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. На такие сборы могут иногда призывать людей, отслуживших в армии или отучившихся в институте на военной кафедре. Эти мероприятия длятся 1-2 недели, на них проверяют боеспособность граждан, знакомят их с новым оружием и техникой – короче, проверяют, можно ли людей в случае войны мобилизовать и отправить на фронт. Соответственно, на время сборов гражданин приравнивается к военнослужащему и в случае чего его дело будет рассматривать военный суд.

Но большую часть дел, конечно, составляют процессы с обычными военными. В частности, это дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военнослужащего (ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ»). Кроме того, солдат или офицер может жаловаться в военный суд на действия своего начальства (скажем, если ему не выплатили зарплату или не выделили жилье).

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды, аналог районных судов и мировых судей. Они привязаны к территории, где размещены несколько воинских частей. Существует, например, Уссурийский, Томский или Одинцовский гарнизонные военные суды. То есть наличие или отсутствие военного суда в каком-то месте зависит не от численности всего населения этой территории, а от того, сколько военных проходят службу в этом месте.

Гарнизонные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подведомственных военным судам, в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Они привязаны к военным округам и флотам: Северо-Кавказский окружной военный суд, Уральский окружной военный суд, Тихоокеанский флотский военный суд, Балтийский флотский военный суд и др. Это, соответственно, аналог областных судов. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также жалобы на решения гарнизонных судов. В этих судах тоже есть коллегии и президиум: они также выполняют роль апелляционной и кассационной инстанции.

Ну а высшее звено системы военных судов – это Верховный суд. В нём есть коллегия по делам военнослужащих – это «вторая кассация», и президиум Верховного суда – единая для всех надзорная инстанция.

Военные суды рассматривали наиболее громкие дела, связанные с российской армией. В частности, Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону судил офицеров, которых обвиняли в убийстве мирных жителей Чечни: полковника Юрия Буданова (2003 г.), капитана Эдуарда Ульмана (2007 г.), лейтенантов Сергея Аракчеева и Евгения Худякова (2007 г.). А Челябинский гарнизонный военный суд в 2006 г. разбирал громкое «дело рядового Сычёва»: в нём судили военнослужащих, которые издевались над рядовым Андреем Сычёвым и сделали его инвалидом.

В 2014 г. военным судам почему-то передали ещё и дела о терроризме, в частности, ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы. » и ряд других. Вроде бы терроризм не имеет прямого отношения к военной службе, но, тем не менее, все дела, связанные с ним, теперь рассматривают военные судьи.

Например, дело Карауловой рассматривал Московский окружной военный суд. Напомню, что Варвара Караулова, студентка философского факультета, увлеклась исламом и пыталась уехать в Сирию, чтобы примкнуть там к Исламскому государству (ИГИЛ или ДАЕШ). Однако её задержали на турецко-сирийской границе и вернули отцу. В результате на девушку завели уголовное дело за приготовление к совершению следующего преступления – «участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической» (ч. 1 ст. 30 УК РФ и ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). За это странное преступление суд в декабре 2016 г. приговорил её к 4,5 годам лишения свободы («Российская газета»).

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения. Можно, конечно, сказать, что военная служба имеет определённую специфику, и судьи должны быть с ней знакомы. Но свою специфику имеет любая другая служба – мы ведь не создаём отдельные суды для чиновников, программистов, пекарей или дворников. Тем более, что судят военных по тем же правилам, что и в обычных судах общей юрисдикции. И своей изначальной функции – судить в условиях войны в максимально короткий срок – военные суды уже давно не выполняют.

Любопытно, что в Казахстане, где тоже работает система военных судов, её руководитель высказал схожее мнение. «Лично я склонен к тому, чтобы упразднить военные суды, а рассматриваемые ими уголовные и гражданские дела передать в подсудность судов общей юрисдикции, выдав определенной части судей специальное разрешение на рассмотрение дел, связанных с секретными материалами. – считает Серик Байбатыров, председатель Военного суда Казахстана. – Нет никакой необходимости содержать военные суды, это лишние государственные расходы» (Zakon.Kz).

В Германии обходятся без военных судов, а дела солдат и офицеров рассматривают в обычных судах. Во Франции недавно ликвидировали систему военных судов и также передали все дела обычным судам. Впрочем, в других странах (например, в США) военные суды до сих пор работают. Пример судебного процесса в американском военном суде можно наблюдать в голливудском фильме «Несколько хороших парней» с Томом Крузом и Деми Мур в главных ролях, где в центре внимания – «дедовщина» в американской армии.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а на вершине – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции входят военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на территорию, где живут 15-23 тыс. человек. Мировым судьям по первой инстанции подсудны следующие дела:
— выдача судебных приказов;
— уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет;
— гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб., а также дела о выдаче судебных приказов;
— дела об административных правонарушениях, где нарушителю грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы.

Следующее, более высокое звено судебной системы – районный суд. Он рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
— все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд);
— гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб.;
— наиболее важные дела по семейным отношениям;
— дела об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать или депортировать из страны;
— жалобы на решения по делам об административных правонарушениях, если эти решения принял госслужащий или мировой судья;
— жалобы на действия чиновников, не связанные с административными правонарушениями.

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей.

Выше районных судов находятся областные и иные региональные суды. В каждом областном суде есть несколько подразделений: коллегия по уголовным делам, коллегия по гражданским делам, коллегия по административным делам и президиум. Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел – например, особо жестокие и опасные разновидности убийств, изнасилований и наркоторговли, дела, связанные с государственной тайной, дела о признании и исполнении решений иностранных судов и т. д. Эти же коллегии выступают в качестве апелляционной инстанции на решения районных судов. А президиум – это кассационная инстанция («первая кассация»), куда можно обжаловать вступившие в законную силу решения нижестоящих инстанций.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. Он рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции, но в основном выполняет роль второй кассационной и надзорной инстанций.

Военные суды официально считаются подвидом судов общей юрисдикции. Судопроизводство в них ведут так же (по ГПК РФ и УПК РФ). Однако они имеют отдельную структуру и свою сферу деятельности.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. В частности, сюда входят дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военных, а также жалобы солдат или офицеров на действия начальства. Кроме того, в 2014 г. военным судам передали дела о терроризме.

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды. Они рассматривают большинство дел по первой инстанции. Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также апелляционные жалобы на решения гарнизонных судов. Ну а высшее звено системы военных судов – это Верховный суд РФ. В нём есть коллегия по делам военнослужащих – это «вторая кассация», и президиум Верховного суда – единая для всех надзорная инстанция.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения.